Руководства, Инструкции, Бланки

валютный контроль должностная инструкция img-1

валютный контроль должностная инструкция

Категория: Инструкции

Описание

Валютный контроль экспортно-импортных операций


Главная | О нас | Обратная связь

Валютный контроль экспортно-импортных операций

Валютному контролю за исполнением внешнеторговых сделок подлежат следки, заключенные между резидентами и нерезидентами и предусматривающие осуществление валютных операций вне зависимости от заявляемой на основании этих сделок таможенной процедуры. Одним из основных документов, применяемых в валютном контроле является паспорт сделки, либо паспорт бартерной сделки, который используется в целях учета и отчетности по валютным операциям и бартерным операциям и содержат документально-подтвержденные сведения об этих операциях.

Паспорт сделки представляется таможенным органом по желанию резидента при помещении товаров или услуг под заявляемую таможенную процедуру по возмездному договору между резидентом и нерезидентом, сумма которого превышает в эквиваленте 50 тыс. долл. США по курсу иностранных валют к российскому рублю, установленному ЦБ РФ на дату заключения сделки с учетом внесенных изменений и дополнений.

Паспорт сделки оформляется на основании требований инструкции ЦБ РФ №117 И. Форма паспорта сделки имеет стандартизированный вид, который утвержден инструкцией ЦБ РФ №117 И. Паспорт сделки по форме 1 оформляется по внешнеторговому контракту, предметом которого является купле-продажа товаров и услуг. Форма 2оформляется по кредитному договору между резидентом и нерезидентом.

Паспорт сделки оформляется при осуществлении валютных операций между резидентом и нерезидентом, заключающихся в осуществлении расчетов с использованием счетов резидента, открытых в уполномоченном банке, а также через счета, открытых в банке-нерезиденте, в случаях, установленных органами валютного регулирования.

Паспорт сделки не оформляется в следующих случаях:

  1. если резидентом является физическое лицо, осуществляющее валютные операции по контракту в целях удовлетворения личных, семейных, бытовых и иных нужд, не связанных с применением предпринимательской деятельности.
  2. если резидентом является государственный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление валютных операций по контракту.
  3. если общая сумма контракта менее 50 тыс. долл. США.

Ответственность за оформление паспорта сделки лежит на резиденте.

Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке в одном единственном экземпляре.

Документы, необходимые для оформления паспорта сделки:

- заполненный банк паспорта сделки ф двух оригинальных экземплярах с подписью и печатью резидента

- внешнеэкономический договор. включая все изменения, дополнения, соглашения к нему

- разрешение органа валютного контроля на осуществление валютной операции по контракту, а также на открытие счета в банке за пределами РФ, если счет резидента по контракту открыт за рубежом.

- иные документы, необходимые банку для оформления паспорта сделки.

Срок рассмотрения документов банком составляет 3 рабочих (операционных) дня.

Основания для отказа подписаний банком паспорта сделки:

= несоответствие данных, содержащихся в контракте, данным, указанным в паспорте сделки.

= оформление паспорта сделки с нарушением требований, установленных инструкцией

= непредставление резидентом обосновывающих документов.

Если стороны внешнеторговой сделки вносят изменения или дополнения в контракт, которые затрачивают сведения, указанные в паспорте сделки, то резидент представляет в уполномоченный банк следующие документы :

- переоформленный с учетом внесения изменений паспорта сделки в 2х экземплярах

- документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракты

- иные документы, необходимые для переоформления паспорта сделки

Банк, оформивший паспорт сделки, в день его подписания формирует и ведет ведомость банковского контроля, являясь документом валютного контроля, и содержит сведения об операциях по контракту.

Банк закрывает паспорт сделки в следующих случаях :

  1. представляет резидентам письменное заявление о закрытии паспорта сделки, в связи с исполнением обязанностей по контракту или их прекращению на основании, предусмотренном Законодательством РФ (п.3.18.2 Инструкция 117-И)
  2. Предоставляет письменное заявление резидента о закрытии паспорта сделки, в связи с переводом контрактов в другой уполномоченный банк на расчетное обслуживание (п.3.18.1. Инструкция 117-И).
  3. без письменного заявления резидента банком самостоятельно по истечению 180 календарных дней, следующих за датой завершения исполнения обязательств по контракту (п.3.18.3 Инструкция 117-И)

Банк закрывает паспорт сделки в течение 7 рабочих дней, с даты предоставления письменного заявления. Резидент имеет право перевести контракт в другой уполномоченный банк в следующих случаях:

- если банк расформировывается

- если у банка отзывается лицензия на осуществление операций, связанных с ВЭД

- если банк не устраивает клиента

Для целей валютного контроля экспортированных и импортированных товаров в таможенный орган предоставляется следующие документы:

= по желанию резидента электронная копия паспорта сделки

= декларация на товары, в том числе предшествующая декларация, если в отношении товаров изменяется, завершается ранее избранная таможенная процедура.

= внешнеторговый контракт, включающий все дополнения и соглашения к нему

= разрешение центрального банка на открытие счета резидента за рубежом

Должностные лица таможенных органов реализуют в соответствии с должностными инструкциями функции по валютному контролю на этапе документального контроля:

  1. проверяет соответствие условий внешнеторгового контракта и иных документов, требующих валютное законодательства
  2. проверяет соответствие сведений, заявленных декларантом на товары, сведений содержащихся в документах валютного контроля.
  3. передает в функциональное подразделение по валютному контролю таможни информацию об обнаружении правонарушения валютного законодательства, в том числе не входящую в компетенцию таможенных органов

При экспорте товаров таможенные органы не выдают разрешение на помещение под заявленную таможенную процедуру товаров, вывозимых с ТТ ТС, а также при изменении таможенной процедуры в отношении ранее вывезенных товаров при не придставлении паспорта сделки, если эти товары входят в один из списков товаров, в отношении которых устанавливаются ограничения на вывоз, в соответствии с ФЗ «Об экспортном контроле».

Другие статьи

Валютный контроль в РФ - Студопедия

Валютный контроль в РФ

1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.

2. Валютный контроль за операциями резидентов

2.1. Документизация валютных операций

2.2. Идентификация валютных операций

2.3. Паспортизация валютных операций

3. Ответственность за нарушение валютного законодательства

1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.

Валютный контроль в России является частью системы валютного регулирования, обеспечивая эффективность устанавливаемых государством валютных ограничений.

Под валютным контролем понимается комплекс нормативно закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами или иными организациями (уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Валютный контроль в РФ – совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций.

Общие условия организации валютного контроля в РФ, права и обязанности органов и агентов валютного контроля изложены в ЗВРиВК, конкретный порядок осуществления валютного контроля закреплен в подзаконных нормативных актах – инструкциях Банка России.

Основными формами валютного контроля являются:

- Регистрация и статистический учет валютных операций;

- Контроль за соблюдением валютного законодательства при совершении операций с валютными ценностями;

- Контроль за исполнением валютных обязательств перед государством;

- Контроль за объективностью и полнотой учета и отчетности по валютным операциям;

- Контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте.

Валютный контроль в зависимости от времени проведения делиться на:

Предварительный контроль со стороны уполномоченного банка за валютными операциями осуществляется на этапе составления и оформления паспорта сделки на основании представленного в банк внешнеторгового контракта или кредитного договора.

Текущий контроль проводится в период исполнения контракта.

Последующий контроль заключается в основном в контроле за предоставлением документов валютного контроля, а также за правильностью и объективностью их заполнения. Документы валютного контроля (паспорта сделок, справка об идентификации валютных операций) хранятся в уполномоченном банке не менее 3-х лет.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ (Департамент валютного регулирования и контроля), федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ (Минфин, Минэкономиразвития, ФТС, Федеральная служба финансово-бюджетного контроля).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля (Территориальные учреждения Банка России, таможни, территориальные управления МНС России, региональные управления валютного контроля Минфина РФ).

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций другими резидентами и нерезидентами осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ.

Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

v проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

v проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

v запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

v выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства;

v применять установленные законом меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

v осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ.

v представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами РФ, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, соответствующую информацию.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение своих функций, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, имеют право:

v знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

v обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц;

v на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны:

v представлять органам и агентам валютного контроля требуемые документы и информацию.

v вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

v выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ.

2. Валютный контроль за операциями резидентов

Документизация валютных операций

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (заверенные копии) связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

v документы, удостоверяющие личность физического лица;

v документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

v документы, удостоверяющие статус юридического лица,

v свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

v документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

v документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

v уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета в банке за пределами РФ;

v документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая контракты, доверенности, выписки из протокола общего собрания; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности;

v документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

v таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

v паспорт сделки.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля.

По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом требуемых документов, либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Идентификация валютных операций

Резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица – индивидуальные предприниматели) при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк следующие документы:

- справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции;

- иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции.

Данные документы представляются резидентом при списании иностранной валюты с его счета в уполномоченном банке либо не позднее 7 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на его счет в уполномоченном банке.

Уполномоченный банк принимает справку о валютных операциях либо отказывает в ее принятии не позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления резидентом.

Уполномоченный банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о валютных операциях, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом порядка оформления справки о валютных операциях.

Принятая справка о валютных операциях подписывается ответственным лицом уполномоченного банка, заверяется печатью уполномоченного банка, используемой для целей валютного контроля, и помещается в материалы валютного контроля.

Уполномоченный банк отказывает в принятии справки о валютных операциях в следующих случаях:

v представленная резидентом справка о валютных операциях составлена резидентом с нарушением требований;

v из представленных резидентом документов, следует несоответствие вида проводимой валютной операции коду, указанному резидентом в соответствии с Перечнем валютных операций клиентов уполномоченных банков;

v указанный резидентом код вида валютной операции не соответствует установленным нормативным актом Банка России о видах специальных счетов резидентов и нерезидентов основаниям зачисления на специальный банковский счет резидента или списания со специального банковского счета резидента.

Справка о валютных операциях с отметкой ответственного лица уполномоченного банка о причине возврата, а также другие документы, представленные резидентом возвращаются уполномоченным банком резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их представления в уполномоченный банк, либо передаются под расписку резиденту или лицу, действующему на основании его доверенности.

В этом случае уполномоченный банк отказывает резиденту в осуществлении валютной операции.

При осуществлении валютных операций в российской валюте резиденты и нерезиденты представляют в уполномоченный банк расчетный документ, который помимо обязательных реквизитов содержит в себе: код вида валютной операции и номер паспорта сделки (если требуется оформление паспорта сделки и если валютная операция осуществляется резидентом).

В случае надлежащего оформления расчетный документ принимается уполномоченным банком к исполнению.

Паспортизация валютных операций – контроль за репатриацией капиталов

С переходом России к рыночным отношениям важными и трудноконтролируемым являлись вопросы невозврата в РФ выручки от экспорта товаров, работ, услуг, а также бестоварный перевод валюты предприятиями за рубеж и сделки по фиктивным импортным контрактам. В итоге в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие отечественным предприятиям.

Такое бегство капитала наносит серьезный ущерб национальной экономике. Суть вывоза капитала – изъятие части финансовых и материальных ресурсов из процесса национального экономического оборота и включение их в производственный процесс в других странах. Такая ситуация потребовала создания в РФ системы валютного контроля за внешнеторговыми операциями отечественных предприятий.

Одним из важнейших средств поддержания равновесного ПБ, обеспечивающего поступление валютных ресурсов в страну и способствующего их концентрации для использования в целях финансирования национального хозяйства, является требование о репатриации капиталов.

Под репатриацией капиталов понимается возвращение в свою страну капиталов из-за границы. Репатриация может осуществляться в форме перевода на родину капиталов, ранее инвестированных за границей, и прибылей по ним, а также вырученной иностранной валюты от реализации товаров, работ, услуг.

Несмотря на существенную либерализацию валютных отношений, ФЗ №173 сохранил основное требование старого Закона, а именно: вся валюта, которую получают российские фирмы от ВЭД, должна вернуться в Россию.

Необходимость сохранения требования о репатриации объясняется следующим образом:

- Требование о репатриации валютной выручки является главным инструментом перераспределения валютных средств на внутреннем валютном рынке и гарантированным источником их приобретения для всех участников ВЭД;

- В условиях недостаточной устойчивости и надежности российской банковской системы резиденты, получив право не репатриировать валютную выручку, будут стремиться размещать получаемую иностранную валюту на счетах в иностранных банках, что приведет к уменьшению международных активов российской банковской системы и негативным образом скажется на ее ликвидности.

1 января 1994 г. был введен в действие специальный порядок валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки в иностранной валюте от экспортных операций. С 1 января 1996 г. система валютного контроля была распространена на импортные операции. В 1997-1998 гг. система валютного контроля охватила бартерные контракты. С 1 января 200 г. валютный контроль был распространен на операции по экспорту товаров резидентами в рублях, а с 1 января 2001 г. она охватила и операции по импорту в рублях. С 2004 г. валютный контроль был распространен и на кредитные операции.

Механизм валютного контроля в РФ по внешнеторговым операциям носит характер таможенно-банковского контроля. Что позволяет сравнить и проконтролировать два встречных потока: денежный и товарный и определить, не были ли нарушены установленные правила в валютной сфере. Принцип контроля основан на сопоставлении и анализе информации, передаваемой таможенными органами, о стоимости экспортируемого или импортируемого товара и дате его перемещения через российскую таможенную границу и информации уполномоченных банков о размере и дате поступления валютных средств за экспортный товар или дате и сумме перевода средств за импортируемый товар. Для чего используются специальные документы валютного контроля:

- Паспорт сделки, содержащий основную информацию о сделке;

- Учетная карточка таможенно-банковского контроля (УК) – возвратный документ, содержащий некоторые сведения из ГТД;

- Досье – специальная подборка документов по контролю за ходом проведения всей внешнеторговой операции по каждому паспорту сделки.

- Ведомость банковского контроля – документ, содержащий подробные сведения о сделке.

Должностная инструкция Бухгалтер валютный контроль - cкачать

Должностная инструкция Бухгалтер валютный контроль Описание должностная инструкция бухгалтер валютный контроль подробнее

Должностная инструкция бухгалтера-операциониста банка также на нашем сайте вы можете другие документы Должностная инструкция Бухгалтер валютный контроль денежных средств работа Порядок нормативное. Должностные обязанности содержание введение. Настоящая должностная определяет обязанности права и ответственность теоретические аспекты движения 1.1 Нормативно. Хорошая организация учета в банке невозможна без четко организованной работы методические рекомендации для КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ комиссий.

Популярные поисковые запросы:

Комбо Deluxe это классический клубный 22-ваттный с одним 12 динамиком идеальный …

Моторикс инструкция аналоги

Мотинорм Перидон Моторикум аналоги применение « ацц» детей аналоги Виктория. …

Прикольные инструкции для шоколада

Полные версии игр игры бесплатно музыка обои софт фото-подборки wallpapers games …

Прикольные сценки на осенний бал

Тосты свадьбу не бывает праздника без гостей. Переделанная песня осенний вот …

Расходомер rosemount инструкция

Индикатор веса электронный - 5 0. модель 03.31 руководство по эксплуатации …

ecostavka.ru - должностная инструкция бухгалтер валютный контроль
Карта • RSS Feed • Time: 0,11538 sec.

Приказ Федеральной таможенной службы от 17 ноября 2009 г

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Федеральной таможенной службы от 17 ноября 2009 г. № 2075 “Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей валютного контроля проверку документов, представленных для таможенного оформления товаров, и сведений, заявленных в таможенной декларации”

Приказ Федеральной таможенной службы от 17 ноября 2009 г. № 2075 “Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей валютного контроля проверку документов, представленных для таможенного оформления товаров, и сведений, заявленных в таможенной декларации”

14 декабря 2009

В целях повышения эффективности использования таможенной декларации в качестве документа учета для целей валютного контроля и упорядочения действий должностных лиц таможенных органов, осуществляющих проверку документов, представленных для таможенного оформления товаров, и сведений, заявленных в таможенной декларации, на основании Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2066; № 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, № 27, ст. 2711; № 34, ст. 3533; № 46 (ч. I), ст. 4494; 2005, № 30 (ч. I), ст. 3101; 2006, № 1, ст. 15; № 3, ст. 280; № 8, ст. 854; № 52 (ч. II), ст. 5504; 2007, № 1 (ч. I), ст. 29; № 24, ст. 2831; № 27, ст. 3213; № 31, ст. 3995, 4011; № 45, ст. 5417; № 50, ст. 6246; 2008, № 26, ст. 3022; № 48, ст. 5500; № 49, ст. 5748; 2009, № 1, ст. 17; № 1, ст. 22, № 15, ст. 1780, № 30, ст. 3733), Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4859; 2004, № 27, ст. 2711; 2005, № 30 (ч. I), ст. 3101; 2006, № 31 (ч. I), ст. 3430; 2007, № 1 (ч. I), ст. 30; № 22, ст. 2563; № 29, ст. 3480; № 45, ст. 5419; 2008, № 30 (ч. 1), ст. 3606) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей валютного контроля проверку документов, представленных для таможенного оформления товаров, и сведений, заявленных в таможенной декларации.

2. Признать недействующим письмо ФТС России от 12 июля 2007 г. № 01-06/25927 «О направлении Методических рекомендаций по осуществлению таможенными органами валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России С.О. Шохина.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 декабря 2009 года.

Руководитель
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации

Приложение
к приказу Федеральной таможенной службы
от 17 ноября 2009 г. № 2075

Инструкция
о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей валютного контроля проверку документов, представленных для таможенного оформления товаров, и сведений, заявленных в таможенной декларации
I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей валютного контроля проверку документов, представленных для таможенного оформления товаров, и сведений, заявленных в таможенной декларации (далее - Инструкция), определяет последовательность действий должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при проверке сведений, заявляемых в таможенной декларации, необходимых для целей валютного контроля.

2. Инструкция разработана в соответствии с:

Таможенным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2066; № 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, № 27, ст. 2711; № 34, ст. 3533; № 46 (ч. I), ст. 4494; 2005, № 30 (ч. I), ст. 3101; 2006, № 1, ст. 15; № 3, ст. 280; № 8, ст. 854; № 52 (ч. II), ст. 5504; 2007, № 1 (ч. I), ст. 29; № 24, ст. 2831; № 27, ст. 3213; № 31, ст. 3995, 4011; № 45, ст. 5417; № 50, ст. 6246; 2008, № 26, ст. 3022; № 48, ст. 5500; № 49, ст. 5748; 2009, № 1, ст. 17; № 1, ст. 22, № 15, ст. 1780, № 30, ст. 3733) (далее - Кодекс);

Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4859; 2004, № 27, ст. 2711; 2005, № 30 (ч. I), ст. 3101; 2006, № 31 (ч. I), ст. 3430; 2007, № 1 (ч. I), ст. 30; № 22, ст. 2563; № 29, ст. 3480; № 45, ст. 5419; 2008, № 30 (ч. 1), ст. 3606) (далее - Закон № 173-ФЗ);

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4850; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 30 (ч. II), ст. 3128; 2006, № 6, ст. 636);

Инструкцией Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (зарегистрирована Минюстом России 17.06.2004, рег. № 5859) в редакции указаний Банка России от 8 августа 2006 г. № 1713-У (зарегистрировано Минюстом России 04.09.2006, рег. № 8209), от 20 июля 2007 г. № 1869-У (зарегистрировано Минюстом России 10.08.2007, рег. № 9980), от 12 августа 2008 г. № 2052-У (зарегистрировано Минюстом России 27.08.2008, рег. № 12192) (далее - Инструкция № 117-И»;

Положением Банка России от 1 июня 2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (зарегистрировано Минюстом России 16.06.2004, рег. № 5848) в редакции указания Банка России от 26 сентября 2008 г. № 2080-У (зарегистрировано Минюстом России 08.10.2008, рег. № 12423);

Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России от 28 ноября 2003 г. № 1356 в редакции приказа ГТК России от 28 июня 2004 г. № 746, приказов ФТС РФ от 3 августа 2004 г. № 10, от 10 апреля 2006 г. № 319, от 12 января 2007 г. № 15, от 11 января 2008 г. № 11, от 23 июня 2008 г. № 759, от 4 июля 2008 г. № 819);

приказом ФТС России от 25 апреля 2007 г. № 536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» (зарегистрирован Минюстом России 01.06.2007, рег. № 9585) в редакции приказов ФТС России от 18 марта 2008 г. № 282 (зарегистрирован Минюстом России 31.03.2008, рег. № 11424), от 30 сентября 2008 г. № 1215 (зарегистрировано Минюстом России от 20.10.2008, рег. № 12516), от 13 октября 2008 г. № 1276 (зарегистрирован Минюстом России 06.11.2008, рег. № 12581), от 11 февраля 2009 г. № 173) (зарегистрирован Минюстом России 18.03.2009, рег. № 13538);

приказом ФТС России от 4 сентября 2007 г. № 1057 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации» (зарегистрирован Минюстом России 26.09.2007, рег. № 10183) в редакции приказов ФТС России от 10 сентября 2008 г. № 1114 (зарегистрирован Минюстом России 26.09.2008, рег. 12349), от 22 сентября 2008 г. № 1157 (зарегистрирован Минюстом России 26.09.2008, рег. № 12350), от 25 декабря 2008 г. № 1670) (зарегистрирован Минюстом России 11.02.2009, рег. № 13298) (далее - Приказ № 1057);

приказом ФТС России от 21 августа 2007 г. № 1003 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей» (в редакции приказов ФТС России от 13 ноября 2007 г. № 1394, от 14 июля 2008 г. № 852, от 8 октября 2008 г. № 1245, от 23 сентября 2008 г. № 1162, от 13 октября 2008 г. № 1274, от 2 декабря 2008 г. № 1512, от 2 февраля 2009 г. № 97, от 20 февраля 2009 г. № 282, от 3 апреля 2009 г. № 611, от 6 апреля 2009 г. № 626, от 28 июля 2009 г. № 1344, от 28 июля 2009 г. № 1350, от 31 июля 2009 г. № 1383).

II. Порядок проведения должностным лицом проверки соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в документах, представленных для таможенного оформления товаров

3. Проверка начинается с определения вида внешнеэкономического договора (сделки), на основании которого (которой) (в счет исполнения обязательств по которому (которой) товар перемещается через таможенную границу Российской Федерации или изменяется таможенный режим, либо установления, что товар перемещается через таможенную границу Российской Федерации (изменяется таможенный режим) не в связи с исполнением договора, после чего проверяется достоверность заявленного в нижней строке графы 28 грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) «Финансовые и банковские сведения» под номером 2 (элемент 1) двузначного составного кода, формируемого в соответствии с классификатором форм расчетов и особенностей внешнеэкономической сделки в соответствии с правилами заполнения данной графы, предусмотренными Приказом № 1057.

Проверка соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в представленных документах, в части кода формы расчетов и особенностей внешнеэкономической сделки осуществляется с целью выявления необходимости (либо отсутствие таковой) представления при декларировании товаров паспорта сделки или паспорта бартерной сделки (далее - ПС/ПСб) и заявления в ГТД его реквизитов для включения соответствующих внешнеэкономических операций в автоматизированные технологии валютного контроля, основанные на применении ПС, в соответствии с приложением № 1 к Инструкции.

Заявленный двузначный составной код должен соответствовать способу расчетов по договору (сделке) и особенностям этих расчетов с учетом видов валют и прочих платежных средств, а также видов иных встречных предоставлений), либо безвозмездному характеру соответствующих внешнеэкономических операций (для безвозмездного договора или в отсутствие договора (сделки) при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации* .

4. Проверка достоверности заявленных в ГТД сведений о характере сделки с декларируемыми товарами и особенностях расчетов проводится:

на соответствие вида представленного при таможенном оформлении договора, определяющего цель (основание) перемещения (изменения таможенного режима) декларируемых товаров виду договора, предусмотренного классификатором характера сделки с декларируемыми товарами, к которому относится заявленный в ГТД код характера сделки; для договоров, содержащих элементы договоров различных видов (смешанные договоры), код характера сделки с декларируемыми товарами проверяется исходя из основного вида обязательств;

на соответствие заявленного в ГТД кода характера сделки с декларируемыми товарами возмездному либо безвозмездному характеру поставки декларируемой партии товаров с целью контроля соблюдения правил заполнения графы 42 ГТД «Цена товара» и правого подраздела графы 22 ГТД «Валюта и общая сумма по счету», который при его заполнении для возмездных поставок содержит информацию о сумме подлежащей контролю валютной операции.

В случае изменения таможенного режима проверяется соответствие заявленного кода характера сделки с декларируемыми товарами в новой ГТД коду характера сделки с декларируемыми товарами, заявленному в предшествующей ГТД, за исключением случаев изменения предшествующего таможенного режима, вызванного изменением вида обязательств в отношении декларируемых товаров по договору (сделке) или заключением нового договора/сделки.

III. Порядок проведения должностным лицом проверки соблюдения правил заявления в таможенной декларации сведений, необходимых для целей валютного контроля

5. Графа 9 ГТД «Лицо, ответственное за финансовое урегулирование». Осуществляется проверка сведений о российском лице, указанном в ПС/ПСб, если на договор распространяется требование об оформлении ПС/ПСб, в иных случаях - сведений о лице, имеющем право декларировать товары от собственного имени.

6. Графа 22 ГТД «Валюта и общая сумма по счету».

В левом подразделе графы проверке подлежит соответствие заявленного кода валюты цены договора коду валюты цены в ПС/ПСб (если на договор распространяется требование об оформлении ПС/ПСб).

При перемещении товаров не в связи с исполнением обязательств по возмездному договору проводится сверка с кодом валюты, в которой выражена стоимость товаров, приведенная в коммерческих и других документах, составленных при совершении безвозмездной сделки, односторонней внешнеэкономической сделки или при перемещении товаров не в рамках внешнеэкономической сделки, а в случае, если стоимость товаров выражена в валюте Российской Федерации, проверяется отсутствие сведений о коде валюты.

В правом подразделе графы 22 ГТД «Валюта и общая сумма по счету» и графы 42 ГТД «Цена товара» для ввозимых (ввезенных) товаров на таможенную территорию Российской Федерации проверке подлежит:

для возмездных поставок товаров - наличие заявленных сведений;

для безвозмездных поставок (в рамках возмездных и безвозмездных договоров, а также при поставках товаров без заключения договора (сделки) - отсутствие сведений.

Проверка необходимости заявления сведений в указанных графах осуществляется в соответствии с приложением № 2 к Инструкции:

в случае заявления в ГТД сведений об одном товаре - совпадение сведений о стоимости товара в графе 42 ГТД «Цена товара» (при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации и (или) выпускаемых для свободного обращения) и в правом подразделе графы 22 ГТД «Валюта и общая сумма по счету»;

в случае декларирования товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации на основании нескольких последовательно исполняемых взаимосвязанных договоров, контрактов (на приобретение товаров и на последующую обработку (переработку, ремонт, модернизацию), заключенных резидентом с одним и тем же нерезидентом, - соответствие сведений, заявленных в графе 22 ГТД «Валюта и общая сумма по счету», общей сумме закупочной стоимости товаров и стоимости их обработки (переработки, ремонта, модернизации) по всем указанным договорам (контрактам).

В полной таможенной декларации, подаваемой на временную таможенную декларацию, проверяется соблюдение правил заявления сведений, исходя из сведений о количестве и состоянии товаров, имевших место до их убытия с таможенной территории Российской Федерации, т.е. без учета актов сдачи-приемки товаров, оформленных за пределами Российской Федерации, за исключением случаев, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами ФТС России, с учетом положений статьи 122 Кодекса;

соблюдение правил пересчета стоимости товаров в валюту цены договора (ПС) при представлении коммерческих документов в валюте, отличной от валюты цены договора.

7. Графа 28 ГТД «Финансовые и банковские сведения».

Верхняя строка (под номером 1):

проверяется соблюдение правил заявления сведений о ПС на основании заявленных составных кодов формы расчетов по сделке (договору) и особенностей сделки (договора), указанных в нижней строке графы 28 ГТД под номером 2 (элемент 1).

Для подтверждения заявленных в ГТД сведений о ПС, номера которых указаны в верхней строке данной графы, указанные ПС подлежат представлению одновременно с поданной ГТД за исключением случаев, когда по разрешению таможенного органа декларантом подано письменное обязательство о его представлении в более поздние сроки.

При отсутствии ПС для возмездных поставок проверяется наличие документов, подтверждающих особенности осуществления валютных операций, когда перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации либо (изменение таможенного режима) осуществляется на основании договора, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не распространяется требование об оформлении ПС/ПСб.

Нижняя строка (под номером 2):

помимо сведений, указываемых в элементах 1, 2, проверяется наличие заполнения элементов 3, 4 графы 28 ГТД для возмездных поставок при расчетах за декларируемые товары с использованием денежных или иных платежных средств (хотя бы частично).

В случае если оплата за декларируемые товары осуществляется несколькими платежами, проверяется наличие заполнения обоих элементов (3, 4), а если расчеты за декларируемую партию осуществляются одним платежом, - только элемента 4. Указанные сведения не сверяются с кодом отсрочки платежа по контракту, указанному в пункте 6.2 листа 2 ПС.

8. Графа 44 ГТД «Дополнительная информация/Представленные документы/Сертификаты и разрешения».

Под номером 4 проверяются реквизиты внешнеэкономического договора.

IV. Порядок проведения должностным лицом проверки соблюдения правил оформления паспорта сделки

9. В соответствии с Законом № 173-ФЗ в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов ПС, оформляемые для целей учета и отчетности по валютным операциям, а также проводить проверки полноты учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

В связи с этим в случае представления ПС при таможенном оформлении товаров таможенные органы осуществляют проверку соблюдения правил оформления ПС, утвержденных Инструкцией № 117-И.

10. Проверка ПС, представленного при таможенном оформлении, осуществляется по следующим критериям:

на соответствие представленному договору путем сверки основных реквизитов договора и ПС с целью их однозначной идентификации с учетом внесенных в договор изменений и/или дополнений (включая номер и дату договора, реквизиты сторон, валюту цены и сумму договора). Поскольку сведения о сроках расчетов по контракту, указанные в пункте 6.2 листа 2 ПС, рассчитываются экспортером (импортером) для договора (сделки) в целом и могут отличаться от сроков расчетов за каждую партию товаров, при проверке соблюдения правил оформления принимаемых ПС, при декларировании товаров точность определения сроков расчетов в паспорте сделки не проверяется, а соответствующие сведения не сверяются со сведениями, заявленными в элементах 3 и 4 нижней строки графы 28 ГТД;

на соответствие представленного ПС (копии ПС) его электронной копии, содержащейся в центральной базе данных валютного контроля (далее - ЦБД ВК), получаемой из ФТС России, а при отсутствии в ЦБД ВК электронного аналога ПС - на соответствие оттиска печати уполномоченного банка на ПС (на копии ПС) образцу оттиска печати, содержащемуся в карточках образцов оттисков печатей уполномоченных банков, используемых для целей валютного контроля, зарегистрированных Банком России в установленном порядке и направляемых ФТС России в региональные таможенные управления и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России. При отсутствии в таможенном органе, производящем таможенное оформление товаров, образца оттиска печати уполномоченного банка, оформившего соответствующий ПС, и электронного аналога ПС, информация о регистрации Банком России соответствующего оттиска печати должна быть запрошена в течение суток в вышестоящем таможенном органе (вплоть до Управления торговых ограничений валютного и экспортного контроля ФТС России) с использованием оперативных каналов связи (факс, телефон, электронная почта). В случае представления ПС (копии ПС), заверенного (заверенной) оттиском печати уполномоченного банка, процедура регистрации которой не завершена, либо заверенного (заверенной) ранее зарегистрированным оттиском печати уполномоченного банка, при наличии у уполномоченного банка новой, зарегистрированной в Банке России печати, запрос о возможности принятия данного ПС (копии ПС) следует направлять в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России;

на соответствие копии ПС его оригиналу (при необходимости), после чего оригинал возвращается лицу, их представившему;

на соблюдение установленной формы ПС, в том числе перечня граф, наличие подписей и печатей, его удостоверяющих;

на правильность формирования номера ПС, при этом правильность указания кода вида договора в четвертой части номера ПС не проверяется;

на соответствие реквизитов уполномоченного банка, оформившего ПС (наименование, номер лицензии, код ОГРН, адрес), сведениям, содержащимся в книге государственной регистрации кредитных организаций, доводимой в электронном виде до таможенных органов ГНИВЦ ФТС России в составе нормативно-справочной информации;

реквизитов экспортера (импортера);

соблюдение сроков оформления ПС и его переоформления при внесении в контракт изменений.

11. Не является основанием для отказа в принятии при таможенном оформлении ПС в следующих случаях:

ошибочного указания в номере ПС кода вида контракта;

при наличии в ПС более ранней даты завершения исполнения обязательств по контракту, чем дата подачи таможенной декларации, при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации либо изменении предшествующего таможенного режима ввезенных товаров, если данное обстоятельство вызвано предварительным помещением товаров под иной таможенный режим либо нахождением их на складе временного хранения, нарушением сроков поставки товаров иностранным контрагентом и не связано с изменением сведений, указанных в других графах ПС, либо допущенными неточностями в расчете даты завершения исполнения обязательств по контракту при оформлении ПС (без учета времени транспортировки товаров, хранения и т.п. операций, предшествующих подаче таможенной декларации);

указания краткого наименования банка вместо полного (при совпадении других реквизитов банка).

Заместитель начальника Управления
торговых ограничений, валютного
и экспортного контроля

* Данный код определяется для договора (сделки) и должен оставаться неизменным для всех поставок товаров (как возмездных, так и безвозмездных) в рамках соответствующего договора (сделки), кроме случаев внесения изменений в договор, затрагивающих способ расчетов.

Сопутствующие договоры, заключенные в отношении декларируемых товаров (на оказание транспортно-экспедиционных услуг, а также на оказание услуг по таможенному оформлению, страхованию и т.п.), не определяющие цель перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, при данной проверке не учитываются.

Приложение № 1
к Инструкции о действиях должностных лиц
таможенных органов, осуществляющих для целей
валютного контроля проверку документов,
представленных для таможенного оформления товаров,
и сведений, заявленных в таможенной декларации

Проверка необходимости представления паспорта сделки, паспорта бартерной сделки (ПС/ПСб)

Код формы расчетов по сделке (договору)

1. Символ «х» - означает недопустимое сочетание кодов;

3. При кодах формы расчетов по сделке (договору) «7» и «8» в сочетании с кодом особенностей сделки (договора) «0» отсутствие сведений о ПС допускается только при декларировании ввозимых товаров (при изменении предшествующего таможенного режима ввезенных товаров).

4. При кодах особенности сделки (договора) «3» и «4» (погашение государственного кредита и предоставление государственного кредита) указание сведений о ПС не считается ошибкой, так как некоторые уполномоченные банки, ведущие в соответствии с Международными договорами с участием Российской Федерации соответствующий кредитный счет и осуществляющие учет валютных операций, оформляют ПС.

5. При коде особенностей расчета за декларируемые товары «9» (наличные расчеты) отсутствие ПС не считается ошибкой.

Приложение № 2
к Инструкции о действиях должностных лиц
таможенных органов, осуществляющих для целей
валютного контроля проверку документов, представленных
для таможенного оформления товаров, и
сведений, заявленных в таможенной декларации

Проверка необходимости заявления сведений о стоимости декларируемых товаров

Код характера сделки с декларируемыми товарами

Требование о заполнении графы 22 ГТД «Валюта и общая сумма по счету» и графы 42 ГТД «Цена товара»

1. Применение кодов характера сделки с декларируемыми товарами «19». «29». «39». «49» является обоснованным в случае если невозможно подобрать более конкретный код вида поставки в рамках соответствующего договора, в частности код характера сделки «29» с декларируемыми товарами применяется для поставок природного газа в счет оплаты транзита по территории иностранного государства.

2. При коде характера сделки с декларируемыми товарами «41» графа 22 ГТД «Валюта и общая сумма по счету» и графа 42 ГТД «Цена товара» заполняются только если договором определена выкупная цена предмета аренды/лизинга.

3. При кодах характера сделки с декларируемыми товарами «52». «53». в сочетании с кодом особенностей расчетов за декларируемые товары «0» (без расчетов/безвозмездная поставка) графа 22 ГТД «Валюта и общая сумма по счету» и графа 42 ГТД «Цена товара» не заполняется.

4. При коде характере# сделки с декларируемыми товарами «54». в сочетании с кодом особенностей расчетов за декларируемые товары отличным от «0» (без расчетов/безвозмездная поставка) графа 22 ГТД «Валюта и общая сумма по счету» и графа 42 ГТД «Цена товара» подлежит заполнению.

Приказ Федеральной таможенной службы от 17 ноября 2009 г. № 2075 “Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей валютного контроля проверку документов, представленных для таможенного оформления товаров, и сведений, заявленных в таможенной декларации”

Настоящий приказ вступает в силу с 1 декабря 2009 г.

Текст приказа официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2016. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 107076, г. Москва, ул. Стромынка, д. 19, к. 2, internet@garant.ru .

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3153), adv@garant.ru. Реклама на портале.Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter