Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда для водителей легковых автомобилей img-1

инструкция по охране труда для водителей легковых автомобилей

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля

Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля

Водителей легковых автомобилей можно отнести к числу тех работников, чей труд сопряжен с повышенной опасностью. Кроме того, от того, насколько безопасен труд этой категории работников, зависит жизнь и безопасность других людей, которые являются пассажирами данных транспортных средств. Поэтому одним из основных нормативных документов, регламентирующих исполнение трудовых обязанностей водителями, занятыми на пассажирских перевозках, является инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля.

Из данной статьи вы узнаете:

  • Каковы особенности труда водителей легковых автомобилей;
  • Требования, предъявляемые к водителям легковых автомобилей;
  • Какие разделы содержит в себе инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля в 2015 году;
  • Где можно ознакомиться с документом «Типовая инструкция по охране труда для водителей легкового автомобиля».

Поговорим о том, для чего нужна отдельная инструкция по охране труда для водителя автомобиля, на котором осуществляются пассажирские перевозки?

Особенности труда водителей легковых автомобилей

Общие особенности регулирования труда работников, занятых в сфере транспортных перевозок, изложены в гл. 51 Трудового кодекса РФ. Перечень профессий, относящихся к данной сфере деятельности, приведен в Постановлении правительства РФ от 19.01.2008 №16. Специфика тех трудовых обязанностей, которые выполняют водители легковых автомобилей, в значительной мере обусловлена работой с людьми. Поэтому при разработке такого локального нормативного документа, как «Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля», следует учитывать это, особенно если водители работают на служебных автомобилей и часто перевозят руководство и рядовых сотрудников.

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля, так же, как и инструкция по охране труда водителя автобуса, должна содержать пункт, в котором пассажирам автомобиля вменяется в обязанность выполнение все требований водителя, касающиеся обеспечения безопасности передвижения.

Кроме общих требований к водительской квалификации, тем водителям легковых автомобилей, которые заняты на пассажирских перевозках, необходимо знание основ этики делового общения, психологии, бесконфликтного взаимодействия с другими участниками дорожного движения. От такого водителя также требуется умение самостоятельно регулировать психических и эмоциональных состояний в процессе управления автомобилем, учитывать индивидуальные особенности обслуживаемого пассажира, которые во многом определяют стиль управления автомобилем. К тем требованиям, которые предъявляются к квалификации водителя и которые помогут обеспечить безопасность его труда и безопасность пассажиров, также следует отнести знание правил подачи легкового автомобиля для посадки пассажиров; порядка действия в нештатных и аварийных ситуациях.

Режим работы водителей легковых автомобилей

Как правило, режим работы водителей легковых автомобилей совпадает с тем режимом работы, который установлен на предприятии. В случае производственной необходимости, водителям легковых автомобилей, кроме тех, что работают как такси, может быть установлен ненормированный рабочий день, при этом его график и продолжительность смен устанавливаются по общепринятым нормам – 40 рабочих часов в неделю. Водители легковых автомобилей, привлекаемые к работам за пределами установленной на предприятии продолжительности рабочего дня, могут рассчитывать на дополнительный отпуск. Продолжительность его определяется условиями коллективного договора (но не менее трех рабочих дней). Ненормированный рабочий день также должен быть учтен, когда разрабатывается инструкция по охране труда для водителя автомобиля, в той части, которая касается перерывов на отдых.

Что должна содержать инструкция по охране труда для водителя автомобиля, занятого на перевозке пассажиров Какие разделы содержит в себе инструкция по охране труда для водителя автомобиля в 2015 году

Типовая инструкция по охране труда для водителя автомобиля, в том числе, и легкового, должна содержать в себе следующие разделы:

  1. Общие требования охраны труда;
  2. Требования охраны труда перед началом работ;
  3. Требования охраны труда в процессе работы;
  4. Требования охраны труда в нештатных и аварийных ситуациях;
  5. Требования охраны труда по окончании работы.

Кроме того, отдельно должны быть разработаны и Правила оказания первой помощи на рабочем месте, которые будут являться неотъемлемой частью инструкции по охране труда водителя. При разработке локальных нормативных актов следует учитывать, что типовая инструкция по охране труда для водителя автобуса или инструкция по охране труда для водителя микроавтобуса должна содержать дополнительное ограничение по возрасту. Если для управления легковым автомобилем водитель должен достичь возраста 18 лет, то к управлению автобусом или микроавтобусом допускаются только лица, достигшие возраста 20 лет.

Типовая инструкция по охране труда для водителя автомобиля

Ознакомиться и скачать инструкцию по охране труда для водителя легкового автомобиля вы можете на нашем сайте. Здесь же вы найдете и другие инструкции по охране труда для водителей других транспортных средств, учитывающие специфику данных категорий автомобилей.

Оценка рисков возникновения несчастного случая

1. Ежедневные беседы с персоналом. Обсуждайте текущую ситуацию на дорогах.

2. Предложите работникам заполнить карточки «60 секунд». Рекомендуем ежедневное заполнение работниками карточек «60 секунд» или листов с методом производства работ.

3. Ежемесячные обзор инцидентов. Разбирайте наиболее крупные ДТП по области.

4. Проводите сезонные инструктажи.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям

  • Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля.doc

Доступно только подписчикам

  • Инструкция по охране труда на перевозке людей.doc

Другие статьи

Инструкция по охране труда для водителя иот

Инструкция по охране труда для водителя иот

по охране труда для водителя

Инструкция


по охране труда водителя


1. Общие требования безопасности


1. Настоящая инструкция устанавливает требования, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья водителей служебных автомобилей при выполнении ими трудовых обязанностей.

  1. Каждый водитель должен знать и строго соблюдать данную инструкцию. Он должен быть ознакомлен с ней под роспись. Периодически, но не реже 1 раза в 6 месяцев данная Инструкция изучается повторно под руководством непосредственно начальника водителя. Непосредственный начальник обязан убедиться в том, что требования Инструкции усвоены его подчиненными.

  2. К управлению легковым служебным автомобилем допускаются мужчины и женщины не моложе 21 года, имеющие удостоверение на право управления автомобилем, прошедшие первичный и периодический медицинский осмотры, вводный, первичный и повторный инструктажи по охране труда. Периодические медицинские осмотры водителей проводятся не реже одного раза в 3 года.

  3. Водитель автомобиля должен знать:

а) назначение, устройство, принцип действия, работу и порядок обслуживания агрегатов, механизмов и приборов автомобиля;

б) правила дорожного движения, основы безопасности движения, способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

в) признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения;

г) особенности технического обслуживания и ремонта автомобиля;

е) способы правильного использования огнетушителя автомобиля в случае возникновения пожара, уметь использовать подручные средства пожаротушения.

  1. Водитель автомобиля должен помнить, что вследствие невыполнения требований, изложенных а Правилах дорожного движения, настоящей инструкции, Правилах внутреннего трудового распорядка могут возникнуть следующие опасности:

- травмирования; - отравления этилированным бензином и выхлопными газами;

  • поражения электрическим током.

  1. Водителю автомобиля бесплатно выдаются перчатки хлопчатобумажные на 3 месяца и 400 г мыла в месяц сверх находящегося при умывальниках.

  2. Водителю автомобиля не разрешается:

а) управлять автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также в болезненном или утомленном состоянии, если это может поставить под угрозу безопасность движения, и под воздействием лекарственных препаратов, снижающих скорость реакции и внимания;

б) передавать управление автомобиля другим лицам;

в) самовольно отклоняться от маршрута, указанного начальником;

д) хранить и перевозить в салоне автомобиля бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;

ж) заправлять автомобиль этилированным бензином из открытой емкости (ведра, лейки и т.п.) и засасывать его ртом в шланг, а также продувать ртом топливопровод;

з) отдыхать или спать в салоне автомобиля при работающем двигателе;

и) пользоваться открытым огнем для разогрева узлов автомобиля;

к) курить в непосредственной близости от приборов и системы питания двигателя автомобиля;

л) запирать на стоянке в гараже кабину автомобиля.


II. Требования безопасности перед началом работы


Перед выездом водитель автомобиля обязан:

а) иметь при себе:

  • водительское удостоверение и временное разрешение на право управления транспортным средством, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения – временное разрешение;

  • регистрационные документы на транспортное средство;

  • путевой лист.

б) проверить:

  • отсутствие подтекания топлива, масла, воды, а у газобаллонных автомобилей – герметичность газовой аппаратуры и магистралей;

  • исправность органов управления, тормозов и других механизмов, обеспечивающих безопасность движения;

  • заправку автомобиля топливом, маслом, водой и тормозной жидкостью;

  • укомплектованность автомобиля инструментом, инвентарем, буксирным приспособлением, ремнями безопасности, медицинской аптечкой и средствами тушения пожара;

в) ознакомиться с условиями работы на линии и родом перевозимого груза; изучить маршрутную карту, в которой указаны особенности маршрута и меры безопасности в случае ненастной погоды (туман, метель, снегопад, гололед и т.п.).

  1. Водитель автомобиля не имеет права выезжать, если техническое состояние автомобиля не отвечает требованиям Правил дорожного движения. Об исправности автомобиля перед выездом водитель расписывается в путевом листе. Запрещается эксплуатация автомобиля, если на нем имеются следующие неисправности:

  1. Тормозная система

    1. Тормозной путь более 12,2 м.

    2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

    3. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние автомобиля в снаряженном состоянии – на уклоне до 23% включительно.

  2. Рулевое управление

    1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает 10?.

    2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов; резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом.

  3. Внешние световые приборы

    1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

    2. Регулировка фар не соответствует требованиям ГОСТа 25478-91.

    3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

    4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

    5. Спереди транспортного средства установлены приборы с огнями красного цвета или световозвращатели красного цвета, а сзади – белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного знака, световозвращающих регистрационного, отличительного и опознавательного знаков.

  4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла.

    1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

    2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

  5. Колеса и шины

    1. Шины автомобиля имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм.

    2. Шины имеют местные повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

    3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес.

    4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствует модели транспортного средства.

    5. На одну ось легкового автомобиля установлены диагональные шины совместно с радиальными или шины с различным типом рисунка протектора.

  6. Двигатель

    1. Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом 17.2.2.03-87 и ГОСТом 21393-75.

    2. Нарушена герметичность системы питания.

    3. Неисправна система выпуска отработавших газов.

  7. Прочие элементы конструкции

    1. Отсутствуют предусмотренные конструкцией транспортного средства зеркала заднего вида, стекла.

    2. Не работает звуковой сигнал.

    3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол, влекущие опасность травмирования участников дорожного движения.

    4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кабины, пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

    5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией брызговики.

    6. Отсутствуют: медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь).

    7. Отсутствуют ремни безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства.

    8. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.

    9. Регистрационный знак транспортного средства не отвечает требованиям стандарта.

III. Требования безопасности во время работы


  1. Во время работы водителю автомобиля предписывается:

а) при управлении автомобилем:

  • постоянно наблюдать за показаниями контрольных приборов и работой всех механизмов;

  • выбирать дистанцию в зависимости от скорости движения автомобиля;

  • не превышать установленную скорость;

  • немедленно прекратить работу при поломке или неисправности автомобиля, возникновении опасности для водителя или окружающих людей, сообщить об этом своему начальнику;

  • не выезжать без установленных документов;

  • выставить при вынужденной остановке знак аварийной остановке или мигающий красный фонарь: в населенных пунктах за 15-20 м от транспортного средства, вне населенных пунктов – за 30-40 м;

  • не покидать свое место и не оставлять автомобиль, если не приняты необходимые меры предосторожности, исключающие самопроизвольное движение автомобиля и использование его в отсутствие водителя;

  • включать ближний свет фар при движении днем в условиях недостаточной видимости (менее 300 м), в тоннелях;

  • убедиться при подаче автомобиля назад, что его никто не объезжает и нет поблизости людей или каких-либо препятствий;

  • при движении задним ходом подавать звуковой или световой сигналы;

  • иметь не менее двух упоров под колеса и приспособления для сцепки на случай буксирования;

  • производить переправу автомобиля вброд и по льду только в местах, обозначенных специальными знаками и указателями;

  • принимать необходимые меры к устранению мелких неисправностей, обнаруженных во время работы и не угрожающих безопасности движения и сохранности людей и автомобиля. Если устранить неисправность невозможно, следовать в ближайшую станцию технического обслуживания или возвращаться в гараж с соблюдением необходимых мер предосторожности.

б) при перевозке пассажиров:

  • начиная движение, убедиться в том, что обеспечены условия безопасности движения и число перевозимых пассажиров не превышает числа посадочных мест;

  • не допускать резкого торможения и резких поворотов при движении;

  • не останавливаться в местах, опасных в пожарном отношении;

  • не перевозить в салоне вместе с пассажирами опасные грузы.

в) при буксировке автомобиля:

  • обеспечить постоянное наблюдение за буксируемым автомобилем (в кабине буксируемого автомобиля должен находиться водитель; длина связующего звена жесткой сцепки не должна превышать 4 м, а гибкой – 6 м, при этом связующее звено гибкой сцепки через каждый метр должно быть обозначено сигнальными щитками или флажками размером не менее 200х200 мм);

  • включить при буксировке в светлое время суток независимо от условий видимости на буксирующем транспортном средстве ближний свет фар, а на буксируемом – огни; при плохой видимости на буксируемом транспортном средстве включить задние габаритные огни, а при буксировке на гибкой сцепке –и передние габаритные огни;

  • скорость при буксировке не должна превышать 50 км/ч.

Буксировка не разрешается:

  • на гибкой сцепке в гололедицу;

  • более одного механического транспортного средства;

  • если фактическая масса буксируемого транспортного средства с неисправной тормозной системой превышает половину фактической массы буксирующего;

  • при движении на внутризаводских линиях, кроме Правил дорожного движения, соблюдать следующие дополнительные требования:

  • если на пути движения встречаются препятствия, объезжать их на расстоянии не ближе 1 м, а если ширина проезда недостаточная для такого объезда, прекратить движение и потребовать удаления с проезда препятствий;

  • быть особенно внимательным на поворотах, при выезде из-за углов зданий, переезде через железнодорожные пути, в узких местах, а также на складах, скорость в этих случаях должна быть минимальной;

  • подавать предупредительный сигнал при движении с места и в опасных местах.

  1. При выполнении работ по техническому обслуживанию автомобиля:

  • очистить автомобиль от грязи;

  • вывести людей из смотровой канавы, из-под эстакады, убрать приспособления, инструмент, препятствующие движению при въезде на смотровую канаву (Эстакаду) или съезде с нее;

  • затормозить стояночным тормозом, подложить под колеса установленного на смотровую канаву (Эстакаду) автомобиля упоры и на рулевом колесе повесить табличку «Двигатель не пускать – работают люди»;

  • вывесить на механизме управления подъемником табличку с надписью «Не трогать – под автомобилем работают люди»;

  • Зафиксировать упором (штангой) в рабочем (поднятом) положении плунжер подъемника;

  • установить домкраты на горизонтальную площадку с твердым покрытием или подкладкой; не подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп) диски колес, кирпич и прочие предметы, а также не проводить какие-либо работы на автомобиле (прицепе) со снятыми колесами, вывешенном только на домкратах или талях;

  • установить козелки под вывешенный на домкратах или талях автомобиль;

  • выполнять работы по демонтажу или монтажу шин только в предназначенных для этого местах и с помощью съемников или на стенде, выпустив предварительно воздух из камер;

  • накачивать смонтированную шину с применением ограждения или другого приспособления, предохраняющего от разрыва шины;

  • испытывать тормоза на специально устроенной площадке; площадка должна иметь разметку (с нанесением линий и других знаков), указывающую начало пути торможения.

10. При обслуживании автомобиля не допускается:

  • пускать двигатель, если проводится регулировка его системы питания или зажигания;

  • регулировать тормоза только при неработающем двигателе;

  • не пускать двигатель и не трогать с места автомобиль до получения сигнала от лица, регулирующего тормоза;

  • буксировать автомобиль в целях пуска двигателя;

  • применять приставные лестницы;

  • пользоваться переносными электролампами с напряжением выше 42 В;

  • проверять аккумуляторную батарею замыканием клемм;

  • пользоваться ручным пневматическим и электроинструментом и грузоподъемными механизмами без прохождения соответствующего обучения и проверки знаний.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях


11. При причастности водителя к дорожно-транспортному происшествию:

а) немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановке (мигающий красный фонарь), не перемещать транспортные средства и предметы, имеющие отношение к происшествию;

б) принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «скорую помощь», а если это невозможно, отправить пострадавших на попутном или отвезти на своем автомобиле в ближайшее лечебное учреждение, сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства и возвратиться к месту происшествия;

в) сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытие работников милиции;

г) принять все возможные меры к сохранению обстановки происшествия, ограждению их и организации объезда места происшествия;

д) если движение других транспортных средств невозможно, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав в присутствии свидетелей положение транспортного средства и относящихся к происшествию предметов и следов.

13. При вынужденной остановке на железнодорожном переезде водитель автомобиля:

а) высадить пассажиров;

б) немедленно принять все меры для освобождения переезда и остановки поезда.

Если автомобиль не удается удалить с переезда, то водитель автомобиля должен:

- направить двух человек вдоль путей в обе стороны на 1000 м от переезда (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив порядок подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда; сигналом остановки служит круговое движение руки: днем – с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видным предметом, ночью – факелом или фонарем;

  • оставаться возле автомобиля и подавать сигналы общей тревоги сериями из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов;

  • при появлении поезда (локомотива, дрезины) бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.

V. Требования безопасности по окончании работы


14. По окончании работы водитель автомобиля должен:

а) обслужить автомобиль и подготовить его к выезду на следующий день;

б) на открытых площадках вне отапливаемых помещений в зимнее время слить воду из системы охлаждения и вывесить табличку «Вода слита», а на автомобилях, заправленных низкозамерзающей жидкостью, вывесить табличку «Антифриз»;

в) на стоянке в гараже кабину не запирать, выключить «массу» или снять клемму с аккумуляторной батареи;

г) проверить надежность установки автомобиля на стоянке;

д) доложить о недостатках и замечаниях в работе автомобиля своему непосредственному начальнику.


Согласовано: руководитель группы ОТ и ТБ

Типовая инструкция n 1 по охране труда для водителей автомобилей тои р-200-01-95

7 августа 1995 года

Вводится в действие -

с 27 февраля 1996 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ N 1

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Разработана Государственным научно - исследовательским институтом автомобильного транспорта.

Утверждена Приказом Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. N 16.

Согласована ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства 7 августа 1995 г.

Вводится в действие с 27 февраля 1996 г.

Типовая инструкция разработана в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 16 июля 1993 г. N 159, и на основе Правил по охране труда на автомобильном транспорте, ПОТ Р О-200-01-95.

Типовая инструкция предназначена для руководителей и специалистов автотранспортных организаций при их работе по разработке инструкций по охране труда для подчиненных им работников.

В разработке Инструкции принимали участие Донченко В.В. Самойлова Л.Г. Кузнецов Ю.М. Манусаджянц Ж.Г. (НИИАТ), Ипатов Г.В. (Департамент автомобильного транспорта), Обухов В.И. (Профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования безопасности к работе водителя автомобиля (далее - водителя).

1.2. Водитель должен выполнять требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:

при вывешивании автомобиля и работ под ним (Инструкция N 17);

при снятии и установке колес автомобиля (Инструкция N 18);

при буксировке, сцепке, расцепке автомобилей или автомобиля, прицепа, полуприцепа (Инструкция N 19);

при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (Инструкция N 20);

по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (Инструкция N 23).

Заметив нарушение требований безопасности любым работником, водитель должен предупредить его о необходимости их соблюдения.

Водитель должен также выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

Водитель должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с Типовой инструкцией N 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.

Водитель не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа по охране труда.

2. Общие требования безопасности

2.1. К управлению автомобилем допускаются лица, имеющие соответствующее водительское удостоверение, прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда.

2.2. Водитель, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе.

2.3. Водитель должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые на предприятии.

2.4. Продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 ч в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

2.5. Водитель должен знать, что наиболее опасными факторами, которые могут действовать на него в процессе выполнения работ, являются:

вывешенный автомобиль или его агрегаты;

горячая вода и пар;

газы и другие токсичные вещества;

оборудование, инструмент, приспособления;

падение водителя в результате его неосторожных действий при выходе из кабины и передвижении по территории.

2.5.1. Автомобиль, вывешенный только подъемным механизмом, представляет собой большую опасность, так как может упасть и придавить водителя.

2.5.2. Горячая охлаждающая жидкость, вода и пар при попадании на кожный покров вызывают ожоги.

2.5.3. Легковоспламеняющиеся вещества (пары, газы), в процессе обращения с которыми нарушаются правила безопасности, могут стать причиной пожара и взрыва.

2.5.4. Газы и другие токсичные вещества (бутан, оксиды азота, оксид углерода, этилмеркаптан и другие), попадая через органы дыхания в организм человека, приводят к тяжелым отравлениям.

2.5.5. Этилированный бензин действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, попадании его в организм с пищей или питьевой водой.

2.5.6. Оборудование, инструмент и приспособления при неправильном использовании или их неисправности приводят к травмам.

2.6. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован.

2.7. В соответствии с типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты выдаются:

2.7.1. Водителям грузовых автомобилей, специальных автомобилей автокранов и тягачей:

рукавицы комбинированные двупалые.

Зимой в особом и IV поясах дополнительно:

куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;

брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке;

2.7.2. Водителям автобусов и легковых автомобилей:

2.7.3. Водителям всех автомобилей, работающих на этилированном бензине, при работе на линии дополнительно:

фартук резиновый с нагрудником;

2.7.4. Зимой в районах, отнесенных к II, III, IV и особому климатическим поясам, водителям, занятым на наружных работах, к теплой спецодежде дополнительно выдается обогревающий комплект типа "Пингвин".

2.8. Водитель должен соблюдать правила пожарной безопасности. Курить разрешается только в специально отведенных местах.

2.9. Замеченные при работе на линии неисправности автомобиля, а также нарушения в упаковке или креплении груза водитель должен попытаться исправить собственными силами, а при невозможности - сообщить на предприятие и вызвать техпомощь.

2.10. При направлении для совместной работы двух и более человек водитель должен выполнять распоряжения и указания старшего, назначенного работодателем ответственным за соблюдение требований безопасности.

2.11. Газобаллонные (газодизельные) автомобили могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перевода двигателя на работу на бензин (дизельное топливо).

Перед въездом необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность. Въезжать в помещения с негерметичной разовой системой питания запрещается.

При переводе двигателя на жидкое топливо необходимо перекрыть расходные вентили и полностью выработать газ из системы питания (до полной остановки карбюраторного двигателя), после чего перекрыть магистральный вентиль, включить подачу жидкого топлива и осуществить пуск двигателя.

2.12. Водитель должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи и курением вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, предварительно обмыть руки керосином.

2.13. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной и указанных в п. 1.2, водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. Требования безопасности перед началом работ

3.1. Перед выездом на линию водитель должен:

3.1.1. Пройти предрейсовый медосмотр.

3.1.2. Получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

3.1.3. Совместно с механиком КПП проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля и получить соответствующую отметку в путевом листе. При осмотре особое внимание обратить на:

исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, салона, отопительного устройства, запоров бортов, глушителя и плотность его соединений и т.д.;

отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости;

давление воздуха в шинах и их исправность;

надлежащую укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарем и их исправность.

3.1.4. Автомобили, работающие на газовом топливе, должны ежедневно подвергаться осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой аппаратуры. Герметичность всех соединений проверяется с помощью специальных приборов (течеискателей), на слух или мыльной эмульсией.

Неисправности газовой аппаратуры (негерметичность) устраняются только на постах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры или в специализированной мастерской.

3.2. Перед пуском двигателя водитель должен:

отключить и отсоединить элементы подогрева;

затормозить автомобиль стояночным тормозом;

поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;

проверить герметичность системы питания;

проветрить подкапотное пространство (на автомобилях, работающих на газовом топливе).

3.3. Водитель может использовать пусковую рукоятку только в случае временной неисправности стартера или при пуске двигателя после ремонта.

3.4. При пуске двигателя пусковой рукояткой водитель должен соблюдать следующие требования безопасности:

не брать рукоятку в обхват;

пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;

при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;

не применять никаких рычагов, действующих на пусковую рукоятку.

3.5. Водителю запрещается:

производить пуск двигателя путем буксировки;

подогревать двигатель, коробку передач, картеры ведущих мостов открытым огнем;

выпускать сжатый природный газ или сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании;

оставлять в промежуточном состоянии расходные вентили: они должны быть полностью открыты или закрыты;

применять дополнительные рычаги для закрытия или открытия расходных, магистрального и наполнительного вентилей;

ударять по газовой аппаратуре и арматуре, находящейся под давлением;

останавливать газобаллонный автомобиль ближе 5 м от мест работы с открытым огнем, а также пользоваться открытым огнем ближе 5 м от автомобиля;

проверять герметичность соединений газопроводов, газовой аппаратуры и арматуры огнем;

эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.

4. Требования безопасности во время работ

4.1. При работе на линии водитель должен:

4.1.1. Начинать движение автомобиля только убедившись в отсутствии помех на пути движения. На автомобиле - самосвале дополнительно только при опущенном кузове.

4.1.2. Перед выходом из кабины выключить зажигание или перекрыть подачу топлива, затормозить автомобиль стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств как в попутном, так и во встречном направлении. Не прыгать из кабины, кузова автомобиля.

4.1.3. После выхода из кабины, в случае, если автомобиль остановлен на участке дороги, имеющем уклон (даже незначительный), подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

4.1.4. Своевременно очищать грязь, снег и лед с подножек. Не допускать попадания на них масла и топлива.

4.1.5. Отдыхать в кабине автомобиля только при неработающем двигателе, так как в противном случае это может привести к отравлению оксидом углерода, содержащимся в отработавших газах автомобиля.

4.1.6. Перед подачей автомобиля назад убедиться, что этот маневр не создаст опасности и что поблизости нет людей.

4.1.7. Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.) требовать выделения человека для организации движения автомобиля.

4.1.8. При движении автомобиля - цистерны, емкость которой залита менее чем на 3/4, для обеспечения устойчивости автомобиля на поворотах снизить скорость движения.

4.1.9. Открывать пробку радиатора на горячем двигателе в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

4.1.10. Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.

4.1.11. Для перелива бензина пользоваться специальным устройством. Засасывать бензин ртом через шланг запрещается.

4.1.12. В зимнее время для предупреждения случаев обморожения при устранении неисправности в пути работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.

4.1.13. При заправке автомобиля топливом в зимнее время заправочные пистолеты брать только в рукавицах, не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

4.1.14. Для открытия и закрытия бортов грузового автомобиля прибегать к помощи другого лица.

4.1.15. Получить дополнительный инструктаж от работодателя при направлении на работу в отрыве от основной базы, на ледовых дорогах, переправах через водоемы и в условиях бездорожья в соответствии с действующими "Правилами по охране труда на автомобильном транспорте".

4.1.16. Перед направлением на работу в карьер получить дополнительный инструктаж в соответствии с Едиными правилами безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом с записью в журнале регистрации инструктажа.

4.1.17. При прекращении движения газобаллонного (газодизельного) автомобиля для стоянки более 10 минут перекрыть магистральный вентиль, а менее 10 минут - разрешается магистральный вентиль оставлять открытым.

4.1.18. Перед заправкой автомобиля газовым топливом остановить двигатель и закрыть расходные вентили.

4.1.19. После наполнения баллонов газом сначала закрыть вентиль на заправочной колонке, а затем наполнительный вентиль на автомобиле и отсоединить газонаполнительный шланг.

Если во время заправки газонаполнительный шланг случайно разгерметизируется, немедленно закрыть выходной вентиль на газонаполнительной колонке, а затем - наполнительный вентиль на автомобиле.

4.1.20. Если при пуске на заправочной колонке двигатель работает хлопками, то водитель обязан немедленно заглушить двигатель и отбуксировать автомобиль для устранения неисправностей в безопасное место.

4.1.21. Выполнять требования, указанные в п. п. 3.2 - 3.4.

4.1.22. Проинструктировать пассажиров перед их посадкой на грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, о порядке посадки и высадки, предупредив их о том, что стоять в кузове и сидеть на работах движущегося автомобиля запрещается.

4.1.23. Не допускать лиц, сопровождающих груз, для поездки в кузове грузового автомобиля, если в нем не предусмотрены места для сидения, расположенные ниже уровня борта не менее чем на 15 см.

4.1.24. Проверять соответствие укладки и надежность крепления грузов и тентов на подвижном составе требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза и тентов - потребовать от лица, ответственного за погрузочные работы, устранить их.

4.1.25. Перевозить стеклянную тару с жидкостями только в специальной упаковке, причем она должна устанавливаться вертикально (пробкой вверх).

4.1.26. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом следить, чтобы он не возвышался над бортами кузова (стандартными или нарощенными) и располагался равномерно по всей площади кузова.

4.1.27. Следить, чтобы штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, увязывались крепким исправным такелажем (канатами, веревками). Запрещается пользоваться металлическим канатом и проволокой.

4.1.28. Следить, чтобы ящичный, катно - бочковой и другой штучный груз был уложен плотно, без промежутков, укреплен или увязан так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять деревянные прокладки и распорки.

4.1.29. Следить, чтобы бочки с жидкие грузом были установлены пробкой вверх. Каждый ряд уложенных бочек на бок должен подклиниваться на крайних рядах. Запрещается применять вместо деревянных клиньев другие предметы.

4.1.30. Перевозить пылящие грузы в подвижном составе (открытых кузовах), оборудованном пологами и уплотнителями.

Запрещается перевозить горячие грузы в деревянных кузовах.

4.1.31. Перевозить грузы, превышающие габариты кузова по длине, ширине и высоте, в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.

4.1.32. Грузы, превышающие габариты подвижного состава по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), перевозить на автомобилях с прицепами - роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.

При одновременной перевозке длинномерных грузов различной длины следить, чтобы более короткие грузы располагались сверху.

4.1.33. Следить, чтобы при погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и т.п.) на автомобиль с прицепом - роспуском оставлялся зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах и разворотах груз не цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.

4.1.34. Принимать и перевозить опасные грузы и пустую тару из-под них в соответствии с Правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

4.1.35. Следить, чтобы на всех грузовых местах, содержащих опасные вещества, были ярлыки, обозначающие вид опасности груза, верх упаковки, наличие хрупких сосудов в упаковке.

4.1.36. Налив и слив автоцистерн производить самотеком или с применением насосов через исправные шланги или трубы.

4.1.37. При автоматической системе налива легковоспламеняющихся жидкостей находиться у пульта аварийной остановки налива, а при наливе аммиачной воды в цистерны - находиться с наветренной стороны.

4.1.38. Перед погрузкой опасных грузов на автомобиль и выгрузкой их из автомобиля выключить двигатель (за исключением налива нефтепродуктов в автоцистерну, а также налива, производимого с помощью насоса, установленного на автомобиле и приводимого в действие двигателем автомобиля. Водитель в таком случае должен находиться у пульта управления насосом).

4.1.39. Очистить кузов автомобиля перед подачей к месту погрузки от посторонних предметов, а также от снега, льда, мусора и т.п.

4.1.40. Осмотреть погруженные контейнеры с целью определения правильности погрузки и надежности крепления контейнеров на специализированных полуприцепах или универсальных автомобилях (автопоездах).

4.1.41. Не допускать проезда людей в кузове автомобиля, где установлены контейнеры, и в самих контейнерах.

4.1.42. При перевозке контейнеров соблюдать меры предосторожности:

не тормозить резко;

снижать скорость на поворотах, закруглениях и неровностях дороги;

обращать внимание на достаточную для проезда высоту ворот, путепроводов, контактных сетей, деревьев и т.п.

4.1.43. При отсутствии колесоотбойного бруса в местах разгрузки требовать от грузополучателя указаний о минимальном расстоянии от откоса или обрыва, на которое он может подъезжать для разгрузки.

4.1.44. Следить за тем, чтобы перед началом производства погрузочно - разгрузочных работ под раму прицепа - панелевоза был установлен козелок во избежание его опрокидывания (при погрузке - со стороны погрузки, при выгрузке - с противоположной стороны).

4.1.45. Ставить свой автомобиль не ближе 1 м от впереди стоящего автомобиля и не менее 1,5 м от автомобиля, стоящего сбоку под погрузкой или разгрузкой.

При постановке автомобиля для погрузки или разгрузки соблюдать интервал не менее 0,5 м между зданием и автомобилем и не менее 1 м между штабелем груза и автомобилем.

При погрузке или разгрузке груза с применением эстакад, платформ, рамп высотой, равной уровню пола кузова, подавать автомобиль вплотную к ним.

4.1.46. Следить за тем, чтобы загрузка полуприцепа велась с его передней части, а разгрузка - с задней.

4.1.47. В случае обнаружения при работе на объекте грузоотправителя или грузополучателя нарушений правил и норм охраны труда, которые могут привести к несчастному случаю или ДТП, потребовать их устранения от грузоотправителя или грузополучателя.

4.1.48. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости включать габаритные или стояночные огни автомобиля.

4.1.49. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или проезжей части дороги для проведения ремонта выставить позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

4.1.50. При работе под автомобилем располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.

4.1.51. В случае необходимости выполнения работ под поднятым кузовом автомобиля - самосвала устанавливать инвентарные приспособления фиксации кузова (упоры, фиксаторы, штанги).

4.1.52. При накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях в отверстия диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.

4.1.53. Перед началом работы автокран, автомобиль с монтажным подъемником и т.п. устанавливать на горизонтальной площадке с обязательной установкой выдвинутых опор. Под башмаки опор должны подкладываться специальные деревянные подкладки.

устанавливать автокраны, монтажные подъемники и т.п. у края рва, кювета, обрыва и т.п. где возможно оползание грунта;

работать при невыдвинутых и незапертых опорах;

использовать в качестве подкладок случайные предметы;

передвигать автомобиль с поднятыми в люльке людьми или поднятым грузом;

сидеть на бортах поднятой люльки;

устанавливать автокраны, автомобили - самосвалы, автомобили с монтажными подъемниками и т.п. вблизи линии электропередач без специального разрешения;

производить работы в темное время суток без достаточного освещения.

4.2. Водителю запрещается:

выполнять какие-либо работы по обслуживанию и ремонту автомобиля на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно - разгрузочных механизмов;

на заправочном пункте пользоваться открытым огнем и курить, проводить ремонтные и регулировочные работы, заправлять топливо при работающем двигателе, допускать перелив топлива, разрешать пассажирам находиться в кабине, салоне или кузове;

допускать работу двигателя на смеси двух топлив - бензина и газа (за исключением газодизельного);

использовать грузоподъемный борт автомобиля для подъема или опускания людей;

курить в кабине газобаллонного (газодизельного) автомобиля;

курить и использовать открытый огонь при погрузке, выгрузке и перевозке взрывоопасных грузов;

перевозить грузы с котами, выступающими за боковые габариты автомобиля;

загораживать грузом двери кабины;

грузить длинномерные грузы выше стоек коников;

во время погрузки контейнеров на автомобиль (выгрузки) находиться в кабине, кузове, а также на расстоянии менее 5 м от зоны действия грузоподъемного механизма (за исключением водителя автомобиля самопогрузчика);

перевозить пассажиров в кузове необорудованного грузового автомобиля;

перевозить детей в кузове грузового автомобиля, даже оборудованного для перевозки людей;

перевозить людей на безбортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузове автомобиля - самосвала и специализированного грузового автомобиля (рефрижератора и др.), в кузове автомобиля с контейнерами;

перевозить в кабине, кузове и салоне количество людей, больше чем это указано в паспорте завода - изготовителя;

перевозить людей на подножках, крыльях, бамперах и бортах, стоящих в кузове оборудованного грузового автомобиля, а также при незакрытых дверях подвижного состава;

перевозить в холодное время года пассажиров, грузчиков и сопровождающих грузы лиц в открытом кузове;

совместно перевозить опасные вещества и пищевые продукты или фуражные грузы;

подавать автомобиль на погрузочно - разгрузочную эстакаду, если в ней нет ограждения;

ставить автомобиль - самосвал для разгрузки под ЛЭП без разрешения владельца ЛЭП;

при заправке газовым топливом стоять около газонаполнительного шланга и баллонов;

подтягивать гайки соединений газовой системы, находящейся под давлением, и стучать по ним металлическими предметами;

работать без рукавиц при заправке газовым топливом;

заправлять баллоны в случае обнаружения разгерметизации системы питания;

заправлять газом баллоны, срок освидетельствования которых истек;

допускать к ремонту автомобиля посторонних лиц, включая пассажиров и грузчиков.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. Водитель должен:

5.1.1. Немедленно сообщить работодателю о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был.

5.1.2. Оказать пострадавшему при несчастном случае первую доврачебную помощь (Типовая инструкция N 22), помочь доставить его в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение или, при необходимости, вызвать медицинских работников на место происшествия.

5.1.3. В случае неисправности газовой системы питания немедленно закрыть расходные и магистральные вентили, а затем проветрить подкапотное пространство и другие отсеки, где проходит газопровод.

5.1.4. При обнаружении утечки газа из арматуры баллона выпустить или слить газ с соблюдением мер безопасности. Выпуск сжатого или слив сжиженного газа в условиях автотранспортного предприятия должен производиться только на специально оборудованных постах.

5.1.5. Магистральный и расходные газовые вентили открывать медленно во избежание гидравлического удара.

5.1.6. При выпуске сжатого природного газа или сливе сжиженного нефтяного газа не курить и не пользоваться открытым огнем, не вести работы, не имеющие отношения к выпуску или сливу газа.

5.1.7. При обнаружении на линии утечки газа из системы питания, за исключением арматуры баллона, немедленно остановиться, закрыть расходные вентили, выработать газ из системы до остановки двигателя, затем закрыть магистральный вентиль и, если это возможно, принять меры к устранению неисправности или сообщить на предприятие.

5.1.8. При утечке газа из арматуры баллона отогнать автомобиль в безопасное для окружающих место и выпустить или слить газ из баллона.

5.2. Запрещается выпускать сжатый природный газ и сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании, а также в непосредственной близости от мест стоянки других автомобилей или вблизи источников огня и мест нахождения людей.

6. Требования безопасности по окончании работ

6.1. По окончании работы водитель обязан:

6.1.1. Выполнять требования безопасности, изложенные в п. п. 4.1.2, 4.1.3.

6.1.2. После постановки автомобиля на ночную или длительную стоянку закрыть расходные вентили (для сжатого газа) или магистральный вентиль (для сжиженного газа), выработать газ из системы питания, после чего выключить зажигание и отключить "массу".

6.1.3. Перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом убедиться в отсутствии утечки топлива.

6.1.4. Вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.

6.1.5. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

ТИПОВЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Представленные типовые инструкции по охране труда для основных профессий и видов работ наряду с Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными в декабре 1995 г. и другими нормативными и методическими документами предназначены для создания информационно - методической базы по охране труда для руководителей и специалистов автотранспортных предприятий.

На основе типовых инструкций на каждом автотранспортном предприятии с учетом специфики условий его работы разрабатываются и утверждаются инструкции для определенных профессий работающих, а также для отдельных наиболее травмоопасных видов работ. Ответственность за своевременную и качественную разработку инструкций по охране труда на каждом автотранспортном предприятии возлагается на его руководителя. Разработку инструкций обязаны осуществлять руководители цехов (участков), механики, мастера, так как они наиболее хорошо знают условия труда подчиненных им рабочих. Для оказания методической помощи в разработке инструкций и их согласовании должны привлекаться работники службы охраны труда предприятия.

Оформление обложек первой и последней страниц инструкции для работающих должно соответствовать приложениям 1, 2, 3 <*>.

<*> Не приводятся.

Пересмотр инструкций по охране труда осуществляется не реже одного раза в пять лет, а для профессий и видов работ (операций), к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, - не реже одного раза в три года.

Кроме того, инструкции пересматриваются при изменении технологического процесса, условий труда, применении нового оборудования и в ряде других случаев. Пересмотренные инструкции утверждаются в установленном порядке.

Каждый руководитель на своем участке в целях обеспечения качественного проведения инструктажей и лучшего усвоения рабочими основных приемов безопасного проведения работ должен иметь соответствующие инструкции по охране труда. Он обязан также повседневно контролировать выполнение рабочими требований этих инструкций в процессе трудовой деятельности.

Для более эффективного усвоения рабочими безопасных приемов труда, формирования у них устойчивых и правильных стереотипов поведения в опасных производственных ситуациях целесообразно основные положения инструкций оформлять и доводить до сведения рабочих в виде соответствующих памяток, плакатов, диафильмов и т.п.

Результаты проведенных исследований показывают, что при выполнении производственного задания рабочий, как правило, основное внимание сосредотачивает на решении только одной задачи - как быстрее выполнить порученную работу с соблюдением установленных требований к ее качеству (полезная деятельность). В то же время другая, не менее важная задача - как при выполнении порученной работы избежать несчастного случая (защитная деятельность) - или не принимается рабочим во внимание, или рассматривается им как второстепенная.

В связи с этим основными задачами при проведении инструктажей работающих являются: привлечение внимания инструктируемых к наиболее характерным травмоопасным ситуациям, которые могут возникнуть при выполнении отдельных видов работ, операций, действий; закрепление в их памяти условий возникновения и развития этих ситуаций. При этом желательно, чтобы разбор материала инструктирующий проводил на реальных примерах, взятых или из жизни своего предприятия, или из информационных и методических материалов, с подробным рассказом о трагических последствиях того или иного несчастного случая и методах, позволяющих правильно и безопасно выполнять ту или иную работу.

Типовые инструкции по профессиям состоят из 6 разделов:

Требования безопасности перед началом работы.

Требования безопасности во время работы.

Требования безопасности в аварийной ситуации.

Требования безопасности по окончании работы.

Во втором разделе приведены нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты (СИЗ).

Следует учитывать, что в типовых инструкциях приведены нормы выдачи спецодежды, которые являются для администрации предприятия обязательным минимумом. Трудовые коллективы имеют право принимать решения о дополнительной бесплатной выдаче спецодежды и спецобуви (за исключением брезентовой, меховой и овчинно - шубной) за счет средств фонда социального развития (Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20.08.88 N 1032). В связи с этим в инструкции для работающих каждое предприятие вносит ту спецодежду, спецобувь и СИЗ, которые оно будет выдавать работающим.

В разделе три, наряду с требованиями безопасности перед началом работы, необходимо указать необходимые дерматологические мази и кремы (исходя из местных условий), которыми должен пользоваться рабочий для защиты кожи рук.

Наряду с типовыми инструкциями по профессиям представлен и ряд инструкций по выполнению определенных видов работ, при которых, как показывает практика, наиболее часто наблюдается нарушение правил и норм охраны труда и, следовательно, наиболее часто происходят несчастные случаи. Инструкции по этим видам работ выделены в самостоятельные, поскольку в автотранспортном предприятии они могут осуществляться рабочими разных профессий.

Все представленные типовые инструкции охватывают только основные профессии и виды работ в автотранспортных предприятиях. Что касается инструкций для других профессий, в частности для персонала, обслуживающего электроустановки, котельные, грузоподъемные механизмы, сосуды, работающие под давлением, и другое оборудование, а также для рабочих сквозных профессий, то они должны разрабатываться на основе соответствующих отраслевых правил и нормативно - технических документов.