Категория: Бланки/Образцы
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Практика является неотъемлемой частью учебного процесса. Она не только позволяет студентам получать практические знания и навыки работы по специальности, но и содействует закреплению теоретических знаний, а также установлению необходимых деловых контактов вуза с предприятиями и организациями.
Особая роль принадлежит производственной практике, которая является проверкой умения применять полученные теоретические знания в производственных условиях, что способствует профессиональному становлению специалиста, развивает способности аналитического и перспективного мышления.
В настоящем положении регулируются вопросы организации и руководства практикой, рассматриваются основные документы этой сферы учебного процесса, даются основные принципы выбора баз практики в современных условиях и варианты особых условий при заключении договоров о приеме на практику студентов.
Положение о практике рассчитано не только на профессорско-преподавательский состав ВВФ АНОО ВПО МСИ, но и руководителей предприятий (организаций), которым оно поможет организационно и методически решить вопросы проведения практики.
^ 2. ВИДЫ И ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
а) цель и задачи практики.
б) объекты практики (в зависимости от ее вида), перечень возможных рабочих мест.
в) продолжительность практики с примерным календарно-тематическим планам.
г) обязанности студента-практиканта.
д) порядок ведения дневника.
е) аспекты учебно-методического руководства практикой со стороны кафедры и со стороны организации.
ж) содержание практики с разбивкой по темам.
з) порядок составления отчета по практике и содержание его основной части.
и) содержание приложений к отчету.
к) порядок подведения итогов практики.
л) примерное содержание и порядок оформления характеристики студента-практиканта (с предприятия).
м) порядок создания комиссии по приему защиты отчетов по практике.
н) критерий оценки прохождения практики и защиты отчетов.
^ 3. ВЫБОР БАЗ ПРАКТИКИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО ОБЪЕКТАМ
Базы практики для студентов должны отвечать следующим основным положениям:
^ 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ О ПРИЕМЕ НА ПРАКТИКУ СТУДЕНТОВ И СОГЛАСОВАНИЕ ПРОГРАММ
Получив заявки от кафедры, отдел практики (в случае отсутствия данной структуры в составе института (филиала) всю работу по организации практики проводит деканат) заключает договора о приеме студентов (образец договора дается в приложении 1). В типовой бланк договора введен пункт об особых условиях, в котором оговариваются возможные условия оплаты организациям за прием практикантов или иные взаимовыгодные предложения сотрудничества.
В процессе переговоров отдел практики обязан ознакомить руководство организации (предприятия) с программами практики всех специальностей, для которых выделяются места на данном объекте.
К первому января в отделе практики должны быть сосредоточены все заключенные договора на календарный год.
^ 5. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПЕРЕД ЕЕ НАЧАЛОМ
^ 6. ИНСТРУКТАЖ СТУДЕНТОВ ПЕРЕД ПРАКТИКОЙ
Инструктаж студентов перед началом практики является важным организационным мероприятием, т.к. от него зависит дисциплина и отношение студентов к данному виду учебного процесса.
Инструктаж проводится кафедрой, ответственной за проведение практики, деканом факультета и отделом практики. На инструктивном собрании рассматриваются следующие основные вопросы:
- успеваемость по результатам сессии (студенты, имеющие задолженность по результатам сессии, направляются на практику при
словии ликвидации академической задолженности в установленные
деканатом сроки);
- ознакомление студентов с распределением по базам практики,
назначение ответственного из числа студентов по каждому объекту и руководителя от кафедры;
- назначение и порядок заполнения дневника и других документов по практике;
- вопросы трудовой дисциплины во время прохождения практики;
- вопросы программы практики, требующие дополнительного разъяснения; требования к отчету по практике, индивидуальные задания от кафедры, календарно-тематические планы, графики и пр.;
- время и место защиты отчетов по практике, сроки представления отчетов на кафедру;
- общие указания по соблюдению мер безопасности на предприятиях и в организациях.
Инструктаж оформляется протоколом в трех экземплярах: для деканата, кафедры и отдела практики.
^ 7. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО СТУДЕНТАМИ ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Вся работа руководителей практики от кафедры (и от предприятия, если они назначены) должна быть направлена на освоение студентами предусмотренного программой практики материала.
Руководитель практики от кафедры обязательно должен периодически осуществлять посещение баз практики. В зависимости от цели, посещения могут быть:
а) установочные: они должны быть осуществлены по всем объектам практики в первые дни для решения организационных вопросов:
- назначение руководителя практики от предприятия; количество студентов, приступивших к практике в установленные сроки согласно приказу;
- ознакомление с наличием у студентов документов по прохождению практики и правильностью их заполнения.
б) консультационные: проводятся на кафедре, ответственный за данный вид практики, в соответствии с графиком, составляемым зав.кафедрой, и включают в себя вопросы по выполнено программы практики, индивидуальных заданий и НИРС.
в) контрольные: проводятся руководителями практики от кафедры периодически, в течение всего срока практики, а также сотрудниками отдела практики в организациях и на предприятиях. Примерные вопросы: - беседа с руководством базы практики, выяснение возможных претензий и пожеланий;
^ 8. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ
В период прохождения практики в соответствии с индивидуальным заданием студент (или группа) могут проводить научно-исследовательскую работу, сбор различных материалов или цифровых данных для любой кафедры. Результаты оформляются в виде отдельного отчета и представляются на кафедру, выдавшую задание, в установленные сроки. Кроме того, студенты могут подключаться к работе по договорной тематике кафедр, а также участвовать в исследованиях по заданию организаций - баз практики.
^ 9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ И ОТЧЕТНОСТЬ
По окончанию практики каждый студент сдает на кафедру письменный отчет по установленной форме, надлежащего объема и дневник, подписанный представителем базы практики с его рецензией ( все документы скрепляются печатью организации). Содержание и объем отчета определяется программой практики и зависят от вида практики и ее продолжительности. Отчет обязательно должен содержать информацию, предусмотренную программой и собранную в процессе прохождения практики, а также анализ этой информации, выводы и рекомендации, разработанные каждым студентом самостоятельно.
Полностью оформленный отчет (требования к нему излагаются в программе) представляется на рецензию руководителю практики от предприятия, дающему заключение о его содержании (письменное, заверенное печатью). Перед защитой в вузе отчет проверяется руководителем практики от кафедры. Организация, реквизиты которой указаны, в отчете студент», должна соответствовать данным приказа ректора о распределении ни практику.
Для анализа результатов практики, эффективности ее прохождения, подведения итогов и т.п. кафедра, ответственная за данный вид практики, и деканат факультета обязаны проводить итоговую конференцию (которая оформляется соответствующим протоколом в трех экземплярах).
По окончанию практики студент защищает отчет с дифференцированной оценкой комиссии, назначаемой деканом факультета (по некоторым видам учебной практики предусмотрен зачет без оценки). Комиссия должна состоять не менее чем из двух членов. В зависимости от места защиты отчета в ее состав рекомендуется включать: руководителя практики от кафедры, руководителя практики от предприятия, преподавателя, ведущего курс, по которому проводится практика. При этом руководитель практики от кафедры входит в состав комиссии обязательно и при защите отчетов на предприятии является председателем комиссии. Защита отчетов проводится на предприятии (если там сконцентрировано не менее 5 студентов) или на кафедре (если группа размещена по разным объектам практики). На предприятии защита должна проводиться в последний день практики (Форма протокола защиты отчетов на предприятии дана в приложении. При защите отчетов на кафедре председателем комиссии обычно назначается декан факультета.
При оценке итогов работы студента на практике во внимание должна приниматься характеристика, данная ему руководителем практики от предприятия. После защиты отчета преподаватель -руководитель практики от кафедры ставит дату, оценку, свою подпись и делает заключение в дневнике.
Защищенные отчеты (так же, как и курсовые, дипломные работы) после защиты должны сдаваться в архив и храниться в соответствии с инструкцией по делопроизводству. Хранение этих документов на кафедрах строго запрещается.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно (в период студенческих каникул) или отчисляется из вуза.
Непредставление студентами отчетов в установленные сроки следует рассматривать как нарушение дисциплины и невыполнение учебного плана. К таким студентам следует применять меры взыскания (не допускать к сессии или к посещению занятий до сдачи и защиты отчета).
^ 11. ОТЧЕТ КАФЕДРЫ ПО ПРАКТИКЕ
В течение 2-х недель после приема отчетов по практике от всех студентов преподаватель, ответственный за проведение практики на кафедре, оформляет и представляет отчет на Заседание кафедры. После обсуждения отчет кафедры представляется в отдел практики университета в сроки, предусмотренные графиком внутривузовского документооборота. (Форма отчета дана в приложении 2).
Отчет кафедры должен содержать все сведения о проведении практики и руководстве практикой со стороны кафедры; давать полное представление о положительных и отрицательных сторонах организации практики на каждом объекте. В отчете должны содержаться все необходимые данные для составления отчета о производственной практике по университету в целом.
Одновременно с решением задач производственной практики преподаватель - руководитель практики от кафедры должен встретиться в организации с молодыми специалистами – выпускниками университета (если они есть в организации) и по результатам этой встречи представить на кафедру краткий отчет.
^ 12. КОНТРОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Для эффективной организации практики должен осуществляться текущий контроль производственной практики со стороны зав. кафедрами, деканатом и отдела практики университета
^ Текущему контролю подлежат:
^ 13. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКИ.
11. Участвует в проведении организационных собраний (инструктажей) по практике и итоговых конференций.
12.Составляет смету расходов на проведение практики в календарном году.
13.Ведет делопроизводство по практике.
14.Принимает участие в разработке методической документации по практике.
15.Ведет переговоры об условиях заключения договоров о приеме практикантов и решает вопросы по организации, подготовке и проведению практики с организациями и предприятиями (по доверенности ректората).
16.Ведет учет выполнения плана командирования ППС по руководству практикой.
Заведующие выпускающими кафедрами (или их заместители по практике):
1.Осуществляют учебно-методическое руководство практикой.
2. Назначают для руководства практикой наиболее опытных преподавателей.
3.Обеспечивают выполнение графика работ по организации и проведению практики.11. Разрабатывают мероприятия по совершенствованию практики, обсуждают на заседаниях кафедры вопросы практической подготовки.
12. Организуют сбор отчетов и дневников студентов по практике,
сдачу их в архив после окончания практики и защиты.
13. Принимают меры по налаживанию контактов с выпускниками вуза.
Руководитель практики от кафедры обязан :
1. До начала практики:
- изучить Положение о практике студентов, приказ ректора по организации и проведению практики, ознакомиться с отчетами студентов по данной базе практики за предыдущий учебный год в архиве университета, ознакомиться с индивидуальными заданиями студентов от своей и от других кафедр;