Руководства, Инструкции, Бланки

требование о выдаче преступника образец документа img-1

требование о выдаче преступника образец документа

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Требование о выдаче преступника образец документа

§ 5. Выдача преступников (экстрадиция)

Под выдачей (экстрадицией) понимается возвращение лица, совершившего преступление, государством, на территории которого он находится, государству, на территории которого этим лицом было со­вершено преступление или гражданином которого он является, в целях осуществления в отношении него расследования и правосудия, а также предшествующие передаче розыск, задержание и арест данного обвиняемо­го или подозреваемого. Лицо, совершившее преступление, может быть вы­дано также международному трибуналу1.

Рассматриваемый правовой институт включает в себя не только сам факт выдачи, но и комплекс процессуальных действий, предусмотренных гл. 54 УПК, в том числе направленных на то, чтобы воспрепятствовать об­виняемому или подозреваемому скрыться от органов расследования и суда или продолжать заниматься преступной деятельностью. К таким действиям относятся проверка в процессуальном порядке поводов и оснований для задержания или ареста, применение мер процессуального принуждения, решение вопросов о процессуальном оформлении выдачи лица, а также документов и доказательств по делу.

При выполнении мероприятий по экстрадиции граждан стран - участ­ниц Минской конвенции 1993 г. российские органы расследования руково­дствуются положениями ст. 15, 61 и 63 Конституции РФ, ч. 2 ст. 13 УК РФ, ст. 32 УПК РСФСР, ст. 60-62 Минской конвенции, а государств - членов Совета Европы, кроме указанных норм российского законодательства, еще и Европейской конвенцией о выдаче 1957 г. с оговорками, принятыми Фе­деральным законом от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ «О ратификации Евро-

' Под преступником, а также лицом, совершившим преступление, применительно к институту выдачи понимается лицо, в действиях которого усматриваются признаки преступления, т. е. обвиняемый и подозреваемый в совершении преступления, а не осужденный.

666 Раздел VI Международное сотрудничество и уголовный процесс

пейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второ! о допол­нительного протокола к ней»1.

Выдача предполагает соблюдение ряда условий. В частности, она воз­можна только в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с за­конодательством запрашивающего и запрашиваемого государств лишением свободы на срок не менее одного года.

Выдача не осуществляется, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемым государством в каче­стве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением2. Аналогичный запрет установлен и в слу­чае, если запрашиваемая сторона имеет существенные основания полагать, что просьба о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением была сделана с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин (ст. 3 Дополнительного протокола к Европейской конвенции о вы­даче от 15 октября 1975 г.).

Российская Федерация в соответствии с Федеральным законом от 25 ок­тября 1999 г. № 190-ФЗ оставила за собой право отказать в выдаче:

- если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственно­сти в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания пола­гать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные соответствующими международными договорами о правах человека;

- если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запра­шивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспече­ны минимальные гарантии, предусмотренные соответствующими между­народными договорами о правах человека,

- исходя из соображений гуманности, когда имеются основания пола­гать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья,

'СЗРФ 1999 №43 Ст 5129

" В качестве «политических преступлений» или «преступлений, связанных с политическими преступлениями» наряду с преступлениями, указанными в Дополнительном протоколе 1975 г к Европейской конвенции о выдаче 1957 г, рассматриваются преступления, указанные в Фе­деральном законе от 25 октября 1999 г № 190-ФЗ

Международная правовая помощь по уголовным делам

- если выдача может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам России.

В целом условия, когда выдача лица иностранному государству не допускается или в такой выдаче может быть отказано, установлены ст. 464 УПК.

При осуществлении выдачи по просьбе государств могут передаваться друг другу: а) предметы, которые были использованы при совершении пре­ступления, влекущего выдачу лица, в том числе орудия преступления, предметы, которые были приобретены в результате преступления или в качестве вознаграждения за него, или же предметы, которые преступник получил взамен предметов, приобретенных таким образом; б) предметы, которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле. Эти пред­меты передаются и в том случае, если выдача преступника не может быть осуществлена.

Выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или подвергаться заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его пе­редаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу. Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросивше­го выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служила основани­ем выдачи.

В целях выдачи лиц, совершивших преступление, предусматривается их заключение под стражу, что является гарантией предотвращения уклонения от следствия и суда. Основанием для этого является принятое в установ­ленном порядке компетентными органами зарубежного государства реше­ние о заключении под стражу.

При решении данных вопросов следует руководствоваться ст. 466 УПК, а также непосредственно нормами международных договоров, и в первую очередь Европейской конвенцией о выдаче 1957 г. и ст. 60, 61, 62 Минской конвенции 1993 г.

Согласно ст. 16 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. предусматри­вается возможность задержания лица, в отношении которого поручение о выдаче еще не направлено, но в обязательном порядке будет направлено. Такое задержание называется временным задержанием или предваритель­ным арестом. Просьба о предварительном аресте направляется компетент­ными органами запрашивающего государства по дипломатическим каналам или непосредственно по почте или телеграфу, или через посредство Меж­дународной организации уголовной полиции (Интерпол).

Лицо, взятое под стражу в порядке меры пресечения в целях выдачи на основании Минской конвенции 1993 г. должно быть освобождено, если

668 Раздел VI. Международное сотрудничество. и уголовный процесс

требование о его выдаче не поступит в течение одного месяца со дня взятия под стражу. Этот срок может быть продлен еще до одного месяца по хода­тайству запрашиваемой стороны. Если она не представит в установленный срок дополнительных сведений, то запрашиваемая сторона должна освобо­дить лицо, взятое под стражу.

Временное задержание по Конвенции о выдаче 1957 г. осуществляется в иные сроки и в конечном счете не должно превышать 40 дней со дня такого задержания. Вместе с тем в Конвенции сказано, что «возможность времен­ного освобождения в любое время не исключается, однако запрашиваемая Сторона принимает любые меры, которые она считает необходимыми, для предотвращения побега разыскиваемого лица» (ст. 16).

При помещении указанных лиц в места заключения под стражу органы, производившие задержание, должны представить туда следующие доку­менты: постановление об аресте и розыске обвиняемого страной - инициа­тором поручения, копию телеграммы - уведомления инициатора розыска о задержании, а также подтверждение намерения о направлении поручения об экстрадиции.

Другие статьи

Требование о выдаче преступника образец - Обновляемый портал

Требование о выдаче преступника образец Требование о выдаче преступника образец

Rating: 5 / 5 based on 307 votes.

Требование о выдаче преступника образец В отчетах о проделанной работе и ее результатах отражаются статистические сведения, а также другие показатели, характеризующие результаты служебной деятельности паспортно-визовых подразделений по выдаче паспортов гражданам. Однако это обращение не приостанавливает исполнение решения о выселения. В разделе "Служебные отметки" заявления о выдаче замене паспорта по форме N 1П на утраченный паспорт указывается, каким органом внутренних дел оформляется выдача нового паспорта, после чего такое заявление помещается в архивную картотеку. В них уже содержится полная клевета. N 81-О05-11; Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 мая 2005 г. Выдача справок о наличии отсутствии судимости и или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

Допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданами, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов. Дежурными частями органов внутренних дел по Челябинской области: 1. Для получения паспорта гражданин представляет соответствующим должностным лицам жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов, жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения, государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также акционерных обществ и коммерческих организаций, имеющих жилищный фонд далее - "должностные лица". 14. Выдача, переоформление, продление лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия и патронов на территории РФ. Фактическое затраченное время на получение Вами государственной услуги функции в электронном вид? Временные удостоверения личности гражданина Российской Федерации по форме N 2П изымаются у граждан одновременно с выдачей им паспортов и погашаются путем перечеркивания страницы с персональными данными гражданина и реквизитами органа внутренних дел, выдавшего удостоверение, после чего они уничтожаются в порядке, установленном пунктами 74 и 76 настоящей Инструкции. Паспорта граждан, умерших за пределами Российской Федерации, сдаются в дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации для последующего их направления в соответствующие органы внутренних дел по последнему месту жительства умерших на территории Российской Федерации. За испорченный при оформлении бланк паспорта плата с гражданина не взимается. В случае отсутствия у гражданина свидетельства о рождении ему рекомендуется обратиться в орган загса по месту регистрации рождения или в орган загса по месту жительства для получения повторного свидетельства о рождении. Коммунистическая,11 1,2 понедельник с 10:00 до 12:00 3,4 среда с 16:00 до 18:00 3-15-48 УЧАСТКОВЫЕ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ Должность и звание Ф. Выдача и замена паспортов некоторым категориям граждан 34. Напомним, чтобы позвонить в полицию с мобильного телефона, необходимо набрать: «Теле-2» — 020 либо 021; «ЮУСТ» — 020; «МТС» — 020 либо 021; «Мегафон» — 020; «Билайн» — 002. Выдача гражданину Российской Федерации удостоверения частного охранника. Отметка производится путем записи на страницах 16-17 паспорта сведений в соответствии с реквизитами паспорта; о выдаче основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации. Международное уголовное право: Учебник. Ситуация может осложниться, если законы двух государств, обязательные для выполнения иностранцем, противоречат друг другу. Удовлетворяет Вас или не удовлетворяет сроки предоставления государственной услуги функции в электронном вид? Это нужно обязательно, так как полиция имеет право не рассматривать анонимные заявления о совершенном преступлении. Граждане, имеющие доступ к сети Интернет, могут воспользоваться всеми преимуществами быстрого и бесконтактного документооборота и получить необходимые услуги без потери времени и качества. Заявителю разъясняется его право обжаловать принятое решение и порядок обжалования в соответствии с законодательством и иными нормативным правовыми актами Российской Федерации.

У меня есть подозрение, что сотрудник отделения мобильной связи обманул меня при оформлении кредита-он не выдал мне ни каких чеков и ни каких договоров кроме бумаги со сроками и суммами выплат по кредиту. Срочно надо оформлять загранпаспорт! Вторник, четверг с 9. В случаях утраты или хищений бланков паспортов органами внутренних дел проводятся служебные проверки для установления причин и обстоятельств случившегося. Выдача справок о наличии отсутствии судимости и или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. Участковый взял с меня показания. В случае отсутствия у гражданина свидетельства о рождении ему рекомендуется обратиться в ЗАГС по месту регистрации рождения или в орган ЗАГС по месту жительства для получения повторного свидетельства о рождении. Выдача, переоформление, продление лицензии на приобретение оружия ограниченного поражения. Преимущества пользования Порталом государственных услуг. -сокращаются сроки предоставления услуг; -уменьшаются финансовые издержки граждан и юридических лиц; -ликвидируются бюрократические проволочки вследствие внедрения электронного документооборота; -снижаются коррупционные риски; -снижаются административные барьеры и повышается доступность получения государственных и муниципальных услуг. Это дела расторжения брака, признания отцовства и так далее.

Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну ». Подскажите пожалуйста как поступить? Персональную ответственность за хранение и учет бланков паспортов, печатей и штампов несут начальники паспортно-визовых подразделений, а также сотрудники, непосредственно осуществляющие функции их учета и хранения. Выдача судебного приказа о взыскании алиментов по заявлению — это самое упрошенное и эффективное судебное производство. Подскажите есть ли срок давности у первого заявления? Право доступа в склады и места хранения бланков паспортов имеют только лица, ведающие учетом и хранением бланков, а также их прямые начальники и должностные лица, проверяющие состояние хранения и учета бланков в присутствии сотрудников, ответственных за хранение бланков.

Закрепленный Конституцией национальный режим для иностранцев находит свою детальную регламентацию и конкретизацию в Законе Украины от 4 февраля 1994 года «О правовом статусе иностранцев». Изъятие, хранение и уничтожение паспортов и временных удостоверений личности гражданина Российской Федерации 67. Общеизвестно, что именно эти положения появились основанием для позиции СССР, воздержался при голосовании в 1948 году по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о принятия Всеобщей декларации прав человека. Подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел по Челябинской области: 1. В случае если заявление так и не удалось подать в полицию, отправляйтесь в ближайшее отделение пожарной охраны. В реквизите "Дата рождения" проставляются арабскими цифрами число, месяц и год рождения, например: "04. Коммунистическая,11 2,3 четверг с 16:00 до 18:00 4 четверг с 18:00 до 20:00 1 суббота с 10:00 до 12:00 3-19-88 Начальник отдела дознания Майор полиции Хажеева Расима Камильевна ул. Режим наибольшего благоприятствования выражается в предоставлении иностранцам такого объема прав и обязанностей, ничем не отличается от объема прав и обязанностей, предоставленного государством пребывания гражданам любого третьего государства на своей территории. Подскажите пожалуйста как поступить? Выдача гражданину Российской Федерации удостоверения частного охранника.


  • стихи о взрослой женщине
  • понятие структура способы изложения правовых норм
  • стихи для поднятия духа в трудную минуту
  • школа 29 адрес
  • свидетельство о прохождении обучения
  • критерии прогресса таблица с примерами
  • страховка для экстремальных видов спорта

Судебный приказ о взыскании алиментов. Выдача, переоформление, продление лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия и патронов на территории РФ. Фактическое затраченное время на получение Вами государственной услуги функции в электронном вид? Паспорт обязаны иметь все граждане, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации. Представляется, что данное несоответствие должно быть устранено, и в ст. По «телефону доверия» осуществляется: - прием заявлений, предложений, жалоб граждан, обращений о готовящихся или совершенных правонарушениях и преступлениях; - предоставление консультационной помощи населению по вопросам, входящим в компетенцию органов внутренних дел; - разъяснение нормативных правовых актов, касающихся деятельности органов внутренних дел; - консультирование о законных способах решения проблем, связанных с противоправными действиями других лиц; - разъяснение действий представителей правоохранительных органов при исполнении служебных обязанностей; - если принятие мер или консультирование по обращению не входит в компетенцию органов внутренних дел - предоставление гражданам информации, по которой возможно получение необходимой помощи. Обобщение и распространение положительного опыта работы. Им запрещается передоверять охрану и сопровождение бланков паспортов другим лицам, а также одновременно выполнять какие-либо иные поручения, хотя бы и служебного характера.

Начальник штаба майор внутренней службы Оформление наличия у детей гражданства Российской Федерации если они родились до 01.

ЭКСТРАДИЦИЯ - это

ЭКСТРАДИЦИЯ это:

ЭКСТРАДИЦИЯ (лат. extraditio) - выдача преступника государством, на территории которого о" находится, другому государству по требованию последнего для привлечения преступника к уголовной ответственности или приведения в исполнение вступившего в законную силу приговора. Выдачи может требовать государство. гражданином которого" является преступник, на территории которого совершено преступление. или которому преступлением причинен ущерб. Современное международное право признает право Э. суверенным правом каждого государства. Э. является юридической обязанностью государства лишь при наличии специальных соглашений между заинтересованными государствами. При отсутствии таких соглашений требование о выдаче может быть т.ж. удовлетворено, в т.ч. на основе взаимности. Согласно установившейся практике требование о выдаче предъявляется по дипломатическим каналам, если в договоре о выдаче не установлено иное (например, непосредственные сношения учреждений юстиции). При возникновении коллизий между требованиями о выдаче вопрос разрешается по усмотрению государства, к которому они обращены. Государство, к которому обращено требование о выдаче, может отказать в ней, если: преступление совершено на его территории; согласно его законодательству преследование не может быть возбуждено и приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по иному законному основанию; за то же самое деяние возбуждено и расследуется уголовное дело на его территории; в отношении лица, выдача которого требуется, на его территории по тому же преступлению был вынесен приговор или принято постановление о прекращении производства по делу, вступившие в законную силу Современные конституции (в т.ч. и Конституция РФ 1993 г), как правило, безоговорочно запрещают выдачу своих граждан иностранному государству Выдача иностранных граждан и лиц без гражданства допускается обычно только в случаях, предусмотренных международным договором, связывающим соответствующие государства. В соответствии с общепризнанными принципами международного права Э. не допускается в те государства, где выдаваемому лицу может угрожать смертная казнь или применение пыток. В соответствии с п. 2 ст. 63 Конституции РФ не допускается выдача другому государству лиц, преследуемых за политические убеждения, а т.ж. за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением. Согласно ст. 13 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ. РФ имеет с иностранными государствами ряд договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, в которых, в частности, определены условия и порядок выдачи уголовных преступников.

Экономика и право: словарь-справочник. — М. Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004 .

Смотреть что такое "ЭКСТРАДИЦИЯ" в других словарях:

ЭКСТРАДИЦИЯ — (лат.). Выдача, передача. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. 1910. экстрадиция (фр. extradition лат. ex из, вне + traditio передача) выдача иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства … Словарь иностранных слов русского языка

экстрадиция — и, ж. extradition f. < ex из, вне + traditio передача. В международном праве выдача иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства. БАС 1. Не берется ли он < Бамбергер> официально узнать, имею ли я право… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

экстрадиция — выдача Словарь русских синонимов. экстрадиция сущ. кол во синонимов: 1 • выдача (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ЭКСТРАДИЦИЯ — (лат. extraditio) выдача одним государством другому лица для привлечения к уголовной ответственности. Современные конституции и законы, как правило, безоговорочно запрещают выдачу своих граждан иностранному государству (напр. Конституция РФ в п … Юридический словарь

ЭКСТРАДИЦИЯ — ЭКСТРАДИЦИЯ, смотри Выдача преступников … Современная энциклопедия

ЭКСТРАДИЦИЯ — см. Выдача преступников … Большой Энциклопедический словарь

Экстрадиция — (выдача преступников) в международном праве передача государству лица, совершившего уголовное или международное преступление, для привлечения его к уголовной ответственности или исполнения вынесенного в отношении него приговора суда. Условия и… … Политология. Словарь.

Экстрадиция — ЭКСТРАДИЦИЯ, смотри Выдача преступников. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЭКСТРАДИЦИЯ — (лат. extraditio) выдача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству по требованию последнего для привлечения преступника к уголовной ответственности или приведения в исполнение вступившего в законную силу… … Юридическая энциклопедия

Экстрадиция — У этого термина существуют и другие значения, см. Экстрадиция (значения). Экстрадиция (выдача) форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу… … Википедия

  • Экстрадиция. Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Экстради?ция (вы?дача престу?пников) — форма… Подробнее Купить за 1500 руб
  • Рубиновый капкан. . Марк Шо. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Повесть дает авторскую версию событий 2010-2011 годов: массовые волнения в Арабских странах;… Подробнее Купить за 500 руб
  • Моя странническая жизнь. Антония Ляйч. Удивительная судьба эстонки Антонии Ляйч (матери историка Вальтера Ляйча, академика Австрийской академии наук), о которой она рассказывает в своей книге, характерна для XX столетия. Скитания… Подробнее Купить за 385 руб
Другие книги по запросу «ЭКСТРАДИЦИЯ» >>

Требование о выдаче преступника образец документа

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского

ПРОБЛЕМЫ ВЫДАЧИ ПРЕСТУПНИКОВ (ЭКСТРАДИЦИИ)

В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

В настоящее время преступность вышла за рамки одной страны, усиливается ее транснациональный характер, поэтому все актуальнее становится вопрос, связанный с сотрудничеством государств в сфере борьбы с преступностью.

В последние годы все большее количество преступников, обвиняемых в совершении преступных деяний на территории отдельных стран, скрываются от правосудия на территории других государств. Поэтому для государств очень важно в сфере современного международного уголовного права сотрудничать в области экстрадиции.

Институт выдачи преступников один из древнейших, он постоянно развивается и совершенствуется, но и на сегодняшний момент он представляется недостаточно разработанным. Хотелось бы отметить основные, на мой взгляд, проблемы, возникающие при применении этого института.

Главная заключается в том, что экстрадиция – это право государства, а не его обязанность. Только в том случае, если государство подписало соответствующий международный договор, оно обязано будет выдать лицо, совершившее преступное деяние, но оно может быть привлечено к уголовной ответственности и осуждено только за то преступление, которое было указано в требовании о выдаче запрашиваемого государства.

Существует обилие международно-правовых документов, тем или иным образом регулирующих данный институт. К таковым относятся Европейская конвенция о выдаче правонарушителей от 13 декабря 1957 г. Кодекс преступлений против мира и безопасности человечества 1991 г. Конвенция о борьбе с терроризмом 1977 г. Конвенция о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и другие. Несмотря на это нет единого международного нормативного акта, связанных с выдачей преступников, охватывающий наибольшее количество стран и носящий обязательный для них характер.

Одной из важных проблем, связанных с рассматриваемым институтом, которая нуждается в коррективах, является невыдача своих граждан (ст. 6 Европейской конвенции). Проблема также заключается в том, что каждое государство дает свое определение понятия гражданства.

Например, Норвегия выступила с оговоркой о включении в число не выдаваемых граждан лиц, постоянно проживающих на территории государства.

Нидерланды включило в термин «гражданство» как собственных граждан, так и иностранцев, интегрированных в сообщество Нидерландов. Кроме того, Дания, Норвегия, Исландия, Финляндия, Швеция заявили об отказе от выдачи граждан этих стран и лиц, постоянно проживающих на их территориях, в случае запроса о выдаче одной из этих стран [1].

В настоящее время наряду с принципом невыдачи своих граждан иностранным государствам утвердился принцип невыдачи политических преступников. Он закреплен в ряде многосторонних и двусторонних договоров о правовой помощи и в национальном законодательстве многих стран. Ст. 3 Европейской конвенции 1957 г. предусматривает, что лицо не выдается, если совершенное им и являющееся основанием для выдачи деяние рассматривается запрашиваемой стороной как политическое преступление или преступление, связанное с политическим.

Однако, несмотря на общее признание самого этого принципа в международной правовой теории и практике нет единого толкования вопроса об установлении политического характера преступления. И национальное законодательство не содержит четкого ответа на то, что следует понимать в качестве политического преступления. C уществует деление политических преступлений на «абсолютные» (деяния, политический характер которых не вызывает сомнений (например, выступление по радио и телевидению или на массовом митинге и др. с призывом к вооруженным антиправительственным выступлениям)) и «относительные» (деяния, в основе которых лежит общеуголовный состав содеянного, но совершенные по политическим мотивам (убийство политического лидера оппозиционной партии и т. д.)) [2].

Проблема применения экстрадиции также возникает из-за наличия в национальных законодательствах принципа «двойного вменения», согласно которому лицо выдается, когда совершенное им деяние признается преступным по законодательству как запрашивающего, так и запрашиваемого государства (законы Великобритании (ст.2), Швеции (раздел 4), УПК РФ (п. 1 ст. 462) [4]. Так в 1993 г. Испания обратилась к Бельгии с запросом об экстрадиции двух подозреваемых, являющихся членами Баскской сепаратистской организации ЭТА. Но бельгийские власти отказали в удовлетворении запроса на том основании, что национальное уголовное законодательство не предусматривало состава такого преступления, как «участие в вооруженной группе, а само уголовное преследование осуществлялось за деяния, рассматриваемые Бельгией как «политические преступления» [3].

Но нельзя не сказать и о прогрессивных идеях в урегулировании этого института таких, как замена экстрадиции системой передачи лиц в соответствии с Рамочным решением Европейского совета от 13 июня 2002 г. «О Европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами», что упростило процедуру экстрадиции и исключило традиционные основания для отказа от выдачи лица. В частности это относилось к невыдаче собственных граждан и отказу от экстрадиции за преступления политического характера.

Также является важным признание того, что принцип деполитизации не должен распространяться на лиц, совершивших тяжкое преступление против мира, человечности и другие подобные. Так Декларация, дополняющая Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма от 17 декабря 1996г. указала, что, государствам согласно положениям национального и международного права, международных стандартов в области прав человека прежде чем предоставлять статус беженца, следует принять надлежащие меры установления возможного участия лица, ищущего убежище, в террористических актах; выяснения того не находилось ли оно под следствием, не осуждено ли оно за преступление, связанное с терроризмом.

Совет безопасности ООН в Резолюции 1566 г. принятой на его заседании 8 декабря 2004 г. прямо призвал государства всемерно отказывать в предоставлении убежища лицам, оказывающим поддержку или содействие, участвующим в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов. Аналогичный призыв содержался и в Резолюции Совета Безопасности 1379 от 28 сентября 2001 г. [1].

Реформа механизма экстрадиции является одной из наиболее злободневных проблем общеевропейской интеграции, поскольку сохранение некоторых экстрадиционных ограничений (невыдача граждан, исключение «политических преступлений» и т. д.) позволяют отдельным категориям преступников находить безопасное убежище на территориях зарубежных стран.

1. Сафаров Н. А. Европейская система экстрадиции: некоторые проблемы реформы //Московский журнал международного права. 2006. № 1. С. 49–74.

2. Международное право: Учебник / Ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М. «Международные отношения», 2007.

3. Васильев Ю. Г. Институт выдачи преступников(экстрадиции) в современном международном праве. - Москва. РУДН. 2003.

4. Ткачевский Ю. М. Сафаров Н. А. Национальное законодательство об экстрадиции (сравнительный анализ) // Вестник московского университета. Серия 11. Право. 2003. № 5. С. 40–59.