Руководства, Инструкции, Бланки

договор оперативного управления земельным участком образец img-1

договор оперативного управления земельным участком образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ЗК РФ, Статья

Главная Документы ЗК РФ, Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.09.2016)

ЗК РФ, Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение

Позиции высших судов по ст. 39.20 ЗК РФ >>>

1. Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

2. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

3. Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

4. В случае, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

5. Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.

6. Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.

В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.

В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.

7. В течение трех месяцев со дня представления в уполномоченный орган договора аренды земельного участка, подписанного в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи арендаторами земельного участка, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.

8. Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанных в пунктах 2 - 4 настоящей статьи правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок.

9. Договор аренды земельного участка в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4 настоящей статьи, заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор аренды иных правообладателей здания, сооружения или помещений в них.

10. Размер долей в праве общей собственности или размер обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящей статьи, должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещений в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.

11. В случае, если все помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими юридическими лицами на праве оперативного управления или на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким юридическим лицам на праве оперативного управления, такой земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, в оперативном управлении которого находится наибольшая площадь помещений в здании, сооружении или площадь зданий, сооружений в оперативном управлении которого превышает площадь зданий, сооружений, находящихся в оперативном управлении остальных лиц.

Согласие иных лиц, которым принадлежат здания, сооружения или помещения в них, на приобретение такого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование не требуется. В этом случае с указанными лицами заключается соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка. Плата за сервитут устанавливается в размере, равном ставке земельного налога, рассчитанном пропорционально площади зданий, сооружений или помещений в них, предоставленных указанным лицам на праве оперативного управления.

12. До установления сервитута, указанного в пункте 11 настоящей статьи, использование земельного участка осуществляется владельцами зданий, сооружений или помещений в них в соответствии со сложившимся порядком использования земельного участка.

13. Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

Открыть полный текст документа

Другие статьи

Право оперативного управления земельным участком

Право оперативного управления земельным участком
Содержание:
Можно ли передать земельный участок в оперативное управление

Лица, которые не являются собственниками земельного участка, в то же время могут им пользоваться на различных правовых основаниях. На сегодняшний день благодаря нормам Земельного кодекса РФ наиболее распространенным форматом стала аренда. Но есть и другие формы пользования, например, право оперативного управления земельным участком. Данное понятие находится на стыке земельного права и хозяйственного.

В большинстве случаев оперативное управление – это способ решить свои предпринимательские задачи с целью получения прибыли. Рассмотрим данный вопрос более детально.

Земельный участок может передаваться из государственной или муниципальной собственности в оперативное управление различным предприятиям, учреждениям, организациям любой формы собственности.

Несмотря на статус пользователя, такие субъекты имеют весьма обширный ряд прав, которые, тем не менее, не позволяют производить операции по продаже такой земли. Однако инициатива на проведение таких действий у субъекта все же есть.

Кроме того, ограничения существуют и в других юридических действиях. Например, такую землю нельзя сдавать в аренду, передавать по различным гражданско-правовым договорам, использовать в качестве вклада в капитал организации.

Оперативное управление подразумевает осуществление целенаправленной деятельности по получению предприятием прибыли. Но есть и функции по поддержанию объекта в нормальном состоянии, объективные действия по сохранению.

Решение о передаче объекта в такой вид пользования принимается профильными органами государственной или муниципальной власти. Все этапы должны быть документально оформлены и соответствовать процедуре, прописанной в действующем законодательстве.

Воспользуйтесь помощью юристов по земельным вопросам нашей фирмы. Они обязательно разберут каждую конкретную ситуацию и при желании клиента смогут предоставить полную правовую поддержку.

Доверительное управление земельным участком

Доверительное управление земельным участком

В гражданском законодательстве есть такое понятие, как доверительное управление. В силу данного соглашения, одна сторона (доверитель) передает все свои права на имущество в управление другой стороне (управляющему), а последний обязуется должным образом управлять доверенным ему имуществом. Данные правоотношения могут распространяться и на земельные участки.

Особенности доверительного управления земельным участком

Договор доверительного управления земельным участком несет в себе довольно много особенностей, которые нужно знать еще до его заключения, чтобы в дальнейшем избежать всевозможных ошибок. Особое внимание необходимо обратить на следующие моменты:

  1. Лицо, в силу соглашения управляющее вашей землей, не имеет права действовать в своих интересах. Любые операции с участком он обязан осуществлять только для учредителя управления или для гражданина, на которого доверитель укажет (выгодоприобретателя). Но при этом, все сделки заключаются от имени управляющего землей.
  2. Если интересы доверителя или выгодоприобретателя соблюдаются, то управляющий может осуществлять любые действия (и юридические и фактические).
  3. Управляющим может быть назначен ИП или коммерческая фирма. Но они не могут быть таковыми если являются приобретателями выгоды по данному соглашению. Также доверительными управляющими землей и другим имуществом не могут быть местные и федеральные органы госвласти (т.е. государство и муниципалитеты).
  4. Договор подписывается в письменном виде и так же, как и при заключении соглашения об отчуждении земли подлежит государственной регистрации в Росреестре.
  5. Управляющий участком при совершении любых сделок должен проявлять необходимую заботу об интересах собственника или того, кто получает выгоду по такому соглашению, иначе он будет нести ответственность в виде возмещения убытков и упущенной выгоды).
  6. Управляющий за управление имуществом может получать вознаграждение. Также он имеет право требовать от учредителя управления возмещения расходов, которые были понесены во время управления землей.

Законодательные акты РФ закрепляют и иные особенности доверительного управления. Помимо законодательства, существует практика применения, которую также необходимо изучить, прежде чем заключать такого рода соглашения. Если вы не уверены в том, что сможете до конца все понять, лучше обратиться к специалистам, которые имеют опыт работы в данной сфере.

Содержание соглашения о доверительном управлении

Как уже было сказано выше, данный вид договора подписывается в письменном виде и подлежит регистрации. Законом установлено, что в соглашение о доверительном управлении в обязательном порядке должно быть включены такие сведения, как:

  • Информация об объекте управления (т.е. вся информация об участке, включая месторасположение, регистрационные данные, кадастровый номер, кому принадлежит).
  • Данные об учредителе правления (т.е. о лице, который передает участок в управление).
  • Данные об управляющем (т.е. о лице, который будет управлять землей).
  • Срок соглашения. Максимальный срок – 5 лет. Для отдельных объектов могут быть установлены свои сроки (например, для пенсионных накоплений – до 15 лет).
  • Оплата услуг управляющего (если будет производиться).

Данные условия являются существенными (обязательными) и их отсутствие ведет в недействительности или незаключенности договора.

Остались вопросы? Не знаете как правильно составить договор? Обращайтесь к юристам нашего портала, они окажут высококвалифицированную юридическую помощь в короткие сроки.

Договор субаренды земельного участка (на срок более года)

Договор субаренды земельного участка (на срок более года) ДОГОВОР N ____ субаренды земельного участка (на срок более года) 1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Арендатор обязуется предоставить Субарендатору за плату в пользование земельный участок кадастровый номер ______________ площадью _____ га, имеющий адресные ориентиры: _____________________, разрешенное использование: ______________ <1> (далее - земельный участок).

Границы арендуемого участка указаны в прилагаемом к настоящему Договору плане земельного участка (Приложение N ___), который является неотъемлемой частью настоящего Договора.

Вариант для случаев, когда имущество принадлежит арендодателю на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: согласие собственника на передачу имущества в субаренду выражено в: ____________________ <3>.

1.2. Настоящий Договор заключен сроком на _______ лет, но не превышая срока действия основного договора аренды от "___"_______ ___ г. N ______, указанного в п. ___ основного договора аренды, и вступает в силу с момента государственной регистрации.

Арендатор (вариант: Субарендатор) обязуется передать настоящий Договор в государственный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение _______ с момента его подписания.

Течение срока субаренды начинается с момента подписания Сторонами акта приема-передачи земельного участка и прекращается одновременно с истечением срока настоящего Договора и/или прекращением основного договора аренды от "___"_______ ___ г. N ______. В случае продления срока основного договора аренды срок действия настоящего Договора также может быть продлен по соглашению Сторон.

2. СУБАРЕНДНАЯ ПЛАТА

2.2. Указанная сумма подлежит оплате в срок: ______________ в порядке: _______________.

2.3. Субарендная плата начисляется с момента подписания сторонами акта приема-передачи земельного участка Субарендатору.

2.4. Размер субарендной платы может изменяться по соглашению Сторон, но не чаще чем один раз в год. Сторона, являющаяся инициатором изменения размера субарендной платы, обязана направить другой Стороне проект дополнительного соглашения за _________ до направления последнего для государственной регистрации. Сторона, получившая проект дополнительного соглашения, обязана направить протокол разногласий контрагенту в течение ___________ с момента получения соглашения или, в случае согласия с предложенными условиями, направить подписанный проект соглашения в государственный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уведомив об отправке контрагента.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБАРЕНДАТОРА

3.1. Субарендатор имеет право:

- использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- иметь в собственности посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации;

- передать участок (часть участка) в субсубаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия настоящего Договора с согласия Арендатора;

- осуществлять на участке строительство и (или) реконструкцию зданий, строений, сооружений.

3.2. Субарендатор обязан:

- использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием способами, не наносящими вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- своевременно производить субарендные платежи;

- не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв;

- не нарушать права других землепользователей и природопользователей;

- при осуществлении на земельном участке строительства соблюдать требования законодательства Российской Федерации, строительных норм и правил, а также иной нормативно-технической документации в области строительной деятельности;

- соблюдать требования, предъявляемые к содержанию и использованию участка, а именно:

- соблюдать требования градостроительных регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, строительных и иных правил и нормативов;

- содержать участок способами, которые не должны наносить ущерба участку как природному объекту;

- не препятствовать размещению на участке межевых, геодезических и других специальных знаков. Сохранять имеющиеся на участке межевые, геодезические и другие специальные знаки;

- в течение _______ с момента прекращения действия настоящего Договора вернуть земельный участок Арендатору по акту возврата (Приложение N ____).

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АРЕНДАТОРА

4.1. Арендатор имеет право:

- осуществлять контроль использования и охраны земель Субарендатором;

- требовать от Арендатора устранения выявленных Арендодателем нарушений условий Договора;

- требовать досрочного прекращения настоящего Договора в случаях, предусмотренных разделом 7 настоящего Договора.

4.2. Арендатор обязан:

- в течение _______ с момента государственной регистрации настоящего Договора передать Субарендатору земельный участок одновременно с расположенными на нем зданиями, сооружениями, строениями, коммуникациями по акту приема-передачи (Приложение N ______);

- предупредить Субарендатора обо всех обязательствах Арендатора перед Арендодателем, вытекающих из основного договора аренды земельного участка;

- предупредить Субарендатора обо всех правах третьих лиц на сдаваемый в субаренду земельный участок.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

5.1. В случае нарушения Субарендатором срока внесения арендной платы Арендатор вправе требовать от Субарендатора уплаты пени в размере и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. В случае нарушения срока возврата земельного участка, установленного настоящим Договором, Арендатор вправе требовать от Субарендатора уплаты пени в размере ____ за каждый день просрочки.

5.3. В случае нарушения срока предоставления земельного участка Субарендатор вправе требовать от Арендатора уплаты пени в размере ____ за каждый день просрочки.

6. РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ

6.1. Споры в случае их возникновения Стороны обязуются решать путем переговоров и/или направления претензий. Сторона, получившая претензию, обязана направить уведомление о ее получении в течение _______ с момента получения. Ответ по существу должен быть направлен Стороной в течение __________________ с момента получения претензии.

При неурегулировании Сторонами возникших разногласий спор передается на решение суда по правилам подсудности, установленным действующим законодательством Российской Федерации.

7. ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДОГОВОРА

7.1. Стороны вправе требовать досрочного расторжения настоящего Договора в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

7.2. Настоящий Договор расторгается автоматически в случае досрочного расторжения основного договора аренды.

8. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

8.1. Настоящий Договор составлен в трех экземплярах, по одному для каждой стороны и для государственного органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

8.2. Неотъемлемыми частями настоящего Договора являются следующие Приложения:

8.2.1. Акт приема-передачи земельного участка Субарендатору (Приложение N __).

8.2.2. Копия кадастрового паспорта земельного участка (Приложение N __).

8.2.3. Копия договора аренды от "___"_______ ___ г. N ______, письмо Арендодателя о согласии на передачу земельного участка в субаренду от "___"______ _____ г. (Приложение N __).

8.2.4. План земельного участка (Приложение N __).

8.2.5. Копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право Арендодателя на передачу земельного участка в аренду (Приложение N __).

8.2.6. Акт возврата земельного участка Арендатору (Приложение N __).

ПОДПИСИ СТОРОН:

<1> В соответствии с п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

<2> В соответствии со ст. 608 ГК РФ арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

<3> В соответствии с п. 2 ст. 295, п. 1 ст. 297, п. п. 1 - 4 ст. 298 ГК РФ предприятие не вправе сдавать в аренду недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Необходимость оформления земельного участка под зданием, находящимся в оперативном управлении

необходимость оформления земельного участка под зданием, находящимся в оперативном управлении

необходимость оформления земельного участка под зданием, находящимся в оперативном управлении? Документы на земельный участок учредителем не передавались, только здание».

Земельным законодательством РФ предусмотрен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Согласно этому принципу, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков за исключением случаев, установленных федеральными законами (подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Статьей 36 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки. В ст.20 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Для приобретения прав на такой земельный участок нужно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок (абз. 1 п. 5 ст. 36 ЗК РФ).

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. № 475. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов за исключением документов, предусмотренных этим перечнем (абз. 3 п. 5 ст. 36 ЗК РФ).

Не оформление прав на земельный участок, также может служить основанием для предъявлением прокурора иска об обязании оформить права на соответствующий земельный участок (например, решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 10.07.2012 Дело № 2-1805/2012).

На основании вышеизложенного, во избежание правовых рисков, Вам рекомендуется принять меры по оформлению прав на земельный участок, на котором расположено здание.

Дополнительно Вы можете ознакомиться со статьями:

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист»

«Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения

1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.Религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.

1_1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, — уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, — органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.

1_2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1_1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

2. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

3. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании. Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения — правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.

4. В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Положения пункта 5 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг — см. пункт 5 статьи 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ .

6. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" .Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи. и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

9. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков в собственность в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5. пунктом 3 статьи 15 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса*".