Руководства, Инструкции, Бланки

листок сигнализации бланк img-1

листок сигнализации бланк

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ЛИСТОК ВОЗДУШНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

ЛИСТОК ВОЗДУШНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ. ФОРМА no. 16


Приложение 3
к Инструкции по авиационной
охране лесов
Форма No. 16
___________________ база
авиационной охраны лесов
______________________ авиаотделение
ЛИСТОК
ВОЗДУШНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
______________ лесхоз, ______________ лесничество, квартал No. ___
привязка
Дата обнаружения "__" _______________ 19__ г.
Площадь поврежденного участка ____________ га
Видимые признаки повреждения _____________________________________
__________________________________________________________________
Таксационная характеристика ______________________________________
(состав, полнота, класс возраста)
Поврежденная порода ____________ Характер повреждения ____________
(единичный,
__________________________________________________________________
групповой, куртинный, сплошной)
СХЕМА МЕСТА ПОВРЕЖДЕНИЯ
С
/
¦
¦
¦
¦
Ю Летчик-наблюдатель _____________

После жалоб родителей в московской школе №2065 убрали религиозный курс «Истоки». Прежде в декабре родители написали жалобу на содержание учебника в Генпрокуратуру. Как сказано в ней, на 125 страницах книги упоминается: храм – 83 раза, икона – 66, Бог – 60, ангел – 31, молитва – 26, чудеса – 20 раз.

Другие статьи

Приказ 350 «Санитарные правила в лесах Российской Федерации»

Приказ 350 «Санитарные правила в лесах Российской Федерации»

ПриказМПР РФ от 27 декабря 2005 г. N 350

Об утверждении Санитарных правил в лесахРоссийской Федерации

(с изменениямиот 5 апреля 2006 г.)

В соответствии со статьей 98 Лесногокодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации,1997, N 5, ст. 610; 201, 353 (часть 1), ст. 5030; 2002, N 30, ст. 3033; 2002, N52 (часть 1), ст. 5132; 2003, N 50, ст. 4857; 2003, N 52 (часть 1), ст. 5038;2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 52 (часть 1), ст. 5276; 2005, N 1 (часть 1), ст.25; 2005, N 19, ст. 1752; 2005, N 30 (часть 2), ст. 3122) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Санитарныеправила в лесах Российской Федерации.

2. Признать недействующими приказыФедеральной службы лесного хозяйства России:

от 15 января 1998 г. N 10 "Обутверждении Санитарных правил в лесах Российской Федерации",зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 1998г. регистрационный N 1458;

от 24 декабря 1998 г. N 214 "Овнесении изменений в Санитарные правила в лесах Российской Федерации",зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 1999г. регистрационный N 1681;

от 12 января 1999 г. N 5 "Обутверждении Санитарных правил в лесах, расположенных на территории Московскойобласти", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 15марта 1999 г. регистрационный N 1730.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 марта2006 г.

Регистрационный N 7592

Санитарные правила в лесах Российской Федерации

1. Настоящие Санитарные правила в лесахРоссийской Федерации (далее - Санитарные правила) устанавливают цели, видылесозащитных мероприятий, порядок их проведения и санитарные требования,обеспечивающие сохранение биологической устойчивости лесных насаждений приведении лесного хозяйства и лесопользовании в лесах Российской Федерации, атакже при производстве работ, не связанных с ведением лесного хозяйства илесопользованием.

2. Настоящие Санитарные правилаобязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.

3. В соответствии со статьей 93 Лесногокодекса Российской Федерации выполнение комплекса лесозащитных мероприятий натерритории лесного фонда Российской Федерации (далее - лесной фонд) и в лесах,не входящих в лесной фонд, обеспечивают федеральный орган исполнительной властив области лесного хозяйства, федеральный орган исполнительной власти по надзорув сфере природопользования и их территориальные органы, органы исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации.

Защита лесов осуществляется наземными иавиационными методами лесхозами федерального органа исполнительной власти вобласти лесного хозяйства, базами авиационной охраны лесов и другимиорганизациями федерального органа исполнительной власти в области лесногохозяйства (далее - организации Рослесхоза) или органа исполнительной властисубъекта Российской Федерации, а также федеральным органом исполнительнойвласти по надзору в сфере природопользования и его территориальными органами.*

4. Ведение лесного хозяйства, все видылесопользования должны осуществляться в соответствии с принципами устойчивогоразвития лесов и сохранения биологического разнообразия.

Защита лесов осуществляется с учетом ихприродных особенностей, целевого назначения, экологической и экономическойценности и представляет собой систему мероприятий, направленных на сохранениеустойчивости лесов, предотвращения ущерба от уничтожения, повреждения,ослабления, загрязнения лесов, на снижение потерь от вредителей и болезнейлесов, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера.

Ущерб, нанесенный лесному фондуРоссийской Федерации (далее - лесной фонд) и лесам, не входящим в лесной фонд,из-за нарушения требований настоящих Санитарных правил, должен быть возмещен впорядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Защита лесов строится на основелесозащитного районирования и принципах сохранения биоразнообразия иустойчивого управления.

В парках, лесопарках и мемориальныхнасаждениях наряду с выполнением общих требований настоящих Санитарных правилосуществляют индивидуальную защиту отдельных деревьев.

6. Лесозащитные мероприятияосуществляются в соответствии с настоящими Санитарными правилами и другиминормативными правовыми актами по защите лесов, утвержденными федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесногохозяйства.

7. Защита лесов строится на основелесозащитного районирования. Разработка схем лесозащитного районированияпроизводится федеральным органом исполнительной власти в области лесногохозяйства. Результатом лесозащитного районирования является распределениетерритории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по зонамнапряженности лесопатологической ситуации: низкой, слабой, средней и сильной.

Основным критерием для выделениялесопатологических районов или зон служит степень вредоносностилесопатологических факторов, которая определяется через частоту их проявления ичерез ущерб от их воздействия. Кроме этого учитываются целевые функции лесов,оценка их экологического и хозяйственного значения, состав и уровеньвоздействия патогенных факторов.

8. Для каждой зоны напряженностилесопатологической ситуации определяются требования к точности и достоверностилесопатологической информации, к периодичности проведения лесопатологическихобследований, к перечню необходимых лесозащитных мероприятий.

9. Границы зон напряженностилесопатологической ситуации целесообразно соотносить с административнымделением территорий.

10. Лесозащитные мероприятия составляюткомплекс мер, обязательных к выполнению всеми физическими и юридическимилицами, и направленных на выявление очагов вредителей и болезней леса,ограничение их распространения, локализацию их очагов, на профилактикувозникновения таких очагов, а также на предотвращение экономического ущербалесному хозяйству, вызываемого развитием вредителей, болезней леса и другиминегативными факторами естественного и антропогенного происхождения.

Лесозащитные мероприятия проводятся влесах всех групп и категорий защитности лесов первой группы. В лесах,расположенных на территории особо охраняемых природных территорий (далее -ООПТ), лесозащитные мероприятия осуществляются в соответствии с установленнымрежимом пользования для данных ООПТ.

11. Защита лесного фонда и лесов, невходящих в лесной фонд, осуществляется путем проведения следующих лесозащитныхмероприятий:

лесопатологических обследований илесопатологического мониторинга;

надзора за развитием вредителей иболезней леса;

разработки авиационных и наземных мер поборьбе с вредителями и болезнями леса;

организации работ по профилактике болезнейлеса и ликвидации очагов вредителей и болезней леса;

государственного контроля заосуществлением перечисленных мероприятий.

12. Объектами лесопатологическихобследований и лесопатологического мониторинга являются лесной фонд и невходящие в лесной фонд леса, преимущественно находящиеся в стадии ослабленияили под воздействием постоянно действующего патологического фактора, а такжесами эти факторы.

13. Лесопатологические обследования -мероприятия, проводимые с целью определения характеристик санитарного состояниянасаждений или характеристик неблагоприятных факторов, воздействующих на данноенасаждение.

14. Лесопатологические обследования делятсяна текущие, экспертные, экспедиционные и аэровизуальные.

Текущее обследование проводится в рамкахплановых работ по лесопатологическому мониторингу.

Экспертные обследования проводятся по заказулесопользователей, или территориальных органов федерального органаисполнительной власти в области лесного хозяйства, или органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, или иных лиц для получения требуемыххарактеристик санитарного состояния лесов на определенной незначительной поплощади территории.

Экспедиционные и аэровизуальныелесопатологические обследования проводятся в целях выявления санитарного илесопатологического состояния лесов и назначения лесозащитных мероприятий натерритории крупных лесных массивов.

Экспедиционные лесопатологическиеобследования делятся на два вида (наземные и авиадесантные) в зависимости отцели обследования, района работ, особенностей объекта работ, экологического ихозяйственного значения лесов.

Наземные экспедиционныелесопатологические обследования проводятся в устроенных лесах в зонеинтенсивного ведения лесохозяйственной и промышленной деятельности.

Авиадесантные экспедиционныелесопатологические обследования проводятся в многолесных удаленных районах.

15. Все виды лесопатологическихобследований выполняются организациями Рослесхоза.

16. Технология проведениялесопатологических обследований определяется методическими рекомендациями,утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области лесногохозяйства.

17. Лесопатологический мониторинг (далее- ЛПМ) - система постоянных наблюдений за состоянием лесного фонда и лесов, невходящих в лесной фонд, а также за неблагоприятными факторами, влияющими на этосостояние.

18. Основными целями ЛПМ являются:

оценка состояния лесного фонда и лесов,не входящих в лесной фонд;

обоснование лесозащитных мероприятий,необходимых для улучшения их состояния;

сбор информации для осуществлениягосударственного управления в сфере лесного хозяйства, государственнойстатистической и отраслевой отчетности в области защиты лесов;

прогноз развития лесопатологическойситуации для своевременного принятия решений.

19. Лесопатологический мониторингвключает в себя:

регулярные и выборочные наблюдения засостоянием объектов мониторинга;

аэрокосмический мониторинг состояниялесов.

20. Районирование территории лесногофонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по целям, методам и средствам ведениялесопатологического мониторинга ведется на ландшафтно-экологической основе.

21. Набор необходимых элементов ЛПМ ивидов лесопатологических обследований для конкретной территории определяется всоответствии с лесозащитным районированием.

На территориях, подпадающих под действиемеждународных соглашений в области контроля за состоянием лесов иэкологического мониторинга, ЛПМ включает необходимые элементы, определяемыемеждународными обязательствами Российской Федерации.

Надзор за развитием вредителей и болезнейлеса является составной частью регулярных наблюдений.

22. Аэрокосмический мониторингвыполняется в рамках осуществления системы регулярных выборочных наблюдений засостоянием объектов мониторинга или как разовое мероприятие в случаевозникновения массовых повреждений лесов.

23. По результатам ЛПМ и обследованийформируются и поддерживаются базы данных локального, регионального ифедерального уровней.

Формы учета лесопатологическойинформации, структура базы данных, программное обеспечение и техническиесредства определяются федеральным органом исполнительной власти в областилесного хозяйства.

Структура показателей лесопатологическогои санитарного состояния лесов должна быть унифицирована.

24. Целью надзора за появлением ираспространением вредителей и болезней и других неблагоприятных факторовявляется получение информации о текущем состоянии и их динамики.

В результате анализа полученной принадзоре информации составляют прогноз вероятного повреждения объектовлесозащиты и принимаются решения о необходимости проведения лесозащитных мероприятий.

25. Общий надзор (лесопатологическиенаблюдения) - мероприятие, проводимое организацией, ведущей лесное хозяйство, вцелях своевременного обнаружения ухудшения санитарного и лесопатологическогосостояния лесов.

Результатом лесопатологических наблюденийявляется листок сигнализации (приложение1 ), который в 10-дневный срок после проведения наблюдений передается ворганизации Рослесхоза.

В месячный срок после оформления листковсигнализации организации Рослесхоза обязаны проверить данные лесопатологическихнаблюдений и, в случае необходимости, подготовить необходимые документы пообоснованию лесозащитных мероприятий.

26. Авиационные и наземные меры по борьбес вредителями и болезнями леса (истребительные мероприятия) - комплекс мер,проводимый в очагах вредителей и болезней леса с целью снижения их влияния насостояние насаждений, а также сокращения экономического и экологическогоущерба, причиняемого вредителями и болезнями леса.

Оценка необходимости проведенияистребительных мероприятий проводится организациями Рослесхоза на основанииинформации, представляемой физическими и юридическими лицами, осуществляющимилесопользование или ведение лесного хозяйства. Форма представления информации определяетсяфедеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.

27. Необходимость проведения обработокдля участков, превышающих 10 га, определяют организации Рослесхоза на основанииданных ЛПМ.

До начала обработок участков площадью свыше10 га, представители лесопользователей, или территориальных органовфедерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, илиорганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии скомпетенцией, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодексаРоссийской Федерации, совместно с представителями организации Рослесхозапроводят контрольные обследования всех участков, намеченных под обработки.

По результатам контрольного обследованияпринимается окончательное решение о сроках проведения работ или их отмене.

28. Истребительные мероприятия(обработки) проводятся путем внесения наземным или авиационным способамихимических, биологических препаратов, а также энтомофагов и феромонов.

29. Истребительные мероприятия могутпроводиться при условии выполнения требований государственного каталогапестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РоссийскойФедерации.

Проведение обработок в лесах,расположенных на территории ООПТ, проводится согласно установленному для нихрежиму пользования.

30. Мероприятия, связанные с оповещениемнаселения, карантином и временным ограничением пребывания в лесу на периодпроведения истребительных мероприятий, организует лесопользователь, илитерриториальные органы федерального органа исполнительной власти в областилесного хозяйства, или органы исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации в соответствии с компетенцией, определенной в соответствии состатьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, ответственные за защитуданного участка.

Оповещение населения и заинтересованныхорганизаций о временном ограничении пребывания в лесу производится не позднее,чем за 15 дней до начала выполнения работ. Ущерб, связанный с временнымограничением пребывания в лесу во время обработок, компенсации не подлежит.

31. Для контроля качества обработок,проведенных на площади свыше 10 га, лица, ответственные за защиту данногоучастка, создают комиссию из представителей заказчика обработок, исполнителяобработок и организации Рослесхоза для определения эффективности выполненныхработ.

32. Профилактические мероприятия -комплекс действий, направленных на поддержание устойчивости лесов и на созданиеусловий, ограничивающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

33. Профилактические мероприятия обязаныпроводить лесопользователи или организации, ведущие лесное хозяйство.

34. Методические рекомендации попроведению профилактических лесозащитных мероприятий утверждаются федеральныморганом исполнительной власти в области лесного хозяйства.

35. Юридические и физические лица,осуществляющие ведение лесного хозяйства, обязаны своевременно проводитьследующие санитарно-оздоровительные мероприятия:

выборочные санитарные рубки, включающиевыборку из древостоя усыхающих и сухостойных, ветровальных, буреломных,снеголомных, заселенных стволовыми вредителями и пораженных болезнями,поврежденных деревьев;

сплошные санитарные рубки погибших илирасстроенных насаждений;

очистку леса от захламленности;

другие необходимые меры защиты растущеголеса.

Защиту находящихся в лесу лесоматериаловосуществляет их заготовитель.

36. Необходимость проведения санитарно-оздоровительныхмероприятий определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетомих группы, категории защитности лесов первой группы, их транспортнойдоступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразностиназначения мероприятий по результатам лесопатологических обследований и ЛПМ.

Сроки и технологию проведениясанитарно-оздоровительных мероприятий увязывают с условиями произрастания ифункциональным назначением насаждений, а также требованиями сохранения редких иисчезающих видов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и (или)субъекта Российской Федерации (далее - Красная книга).

Для видов древесно-кустарниковойрастительности, внесенных в Красную книгу, допускается вырубка только по их санитарномусостоянию. При назначении и отводе в рубку видов древесно-кустарниковойрастительности, внесенных в Красную книгу, должны присутствовать представителифедерального органа исполнительной власти по надзору в сфереприродопользования.

37. Санитарно-оздоровительные мероприятияназначают в насаждениях, поврежденных в масштабах, угрожающих целостности иустойчивости насаждений, нарушению их целевых функций.

38. Санитарно-оздоровительные мероприятияпроводятся в лесах всех групп и категорий защитности лесов первой группы. Влесах, расположенных на территории ООПТ, санитарно-оздоровительные мероприятияосуществляются в соответствии с установленным режимом пользования для данныхООПТ.

39. Санитарно-оздоровительные мероприятияпланируют по видам и объемам работ раздельно, при этом выборочные санитарныерубки учитывают отдельной строкой в общем объеме заготовки древесины при рубкахпромежуточного пользования, а сплошные санитарные рубки - также отдельно вобъеме заготовки древесины при прочих рубках.

При планировании объемовсанитарно-оздоровительных мероприятий указывают площадь по видам мероприятий иколичество вырубаемой древесины с 1 га и со всей площади.

40. Виды и объемысанитарно-оздоровительных мероприятий, назначенные лесоустройством, или припроведении специальных лесопатологических обследований, являются основанием дляпланирования (на первые три года ревизионного периода) этих работ федеральныморганом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органомисполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции,определенной статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации.

Санитарно-оздоровительные мероприятия внасаждениях, требующих по своему санитарному состоянию и лесопатологическойобстановке проведения этих работ, но не назначенные лесоустройством,планируются на основании текущих, детальных лесопатологических обследований,результатов лесопатологического мониторинга.

41. На основании проведения текущих,детальных лесопатологических обследований, лесопатологического мониторингасоставляются планы-корректировки санитарно-оздоровительных мероприятий (приложение2 ), включающие в себя участки, требующие санитарно-оздоровительныхмероприятий. Планы-корректировки составляются федеральным органомисполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определеннойстатьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, ежеквартально икорректируются при необходимости с учетом изменения санитарного илесопатологического состояния лесов.

Указанные планы составляют с учетомвозможных негативных последствий для окружающей среды и предусматривают в нихмеры по охране редких, исчезающих видов животных и растений, уникальныхприродных сообществ.

42. Распределение объемовсанитарно-оздоровительных мероприятий по кварталам года проводится с учетомстепени и времени повреждения насаждений, биологии древесной породы, вредныхнасекомых и возбудителей инфекционных болезней. При назначении санитарных рубоквыписывается лесорубочный билет.

43. В районах, где в результате стихийныхбедствий, лесных пожаров, химического и радиоактивного загрязнения и пр. произошлоповреждение лесов на значительной площади, а также при возникновении очаговвредителей и болезней леса планы всех видов рубок леса корректируются с цельюпервоочередной разработки поврежденных древостоев.

44. Отвод лесосек под санитарные рубки вочагах стволовых вредителей в зоне действия лесовозных и лесохозяйственныхдорог проводится не более чем за три месяца, а в остальных случаях не более чемза полгода до их проведения.

Лесосеки под санитарные рубки влиственных насаждениях отводятся только в весенне-летний период (май - август)при наличии листвы на деревьях, кроме участков ветровала и бурелома. Отводлесосек под санитарные рубки, проводимые в весенне-летний период,осуществляется не более чем за один месяц до начала рубки.

45. При всех видах санитарных рубокдолжна быть обеспечена очистка лесосек от порубочных остатков и своевременнаявывозка древесины из леса либо ее немедленная защита от заселения вредителями ипоражения болезнями.

46. Выборочные санитарные рубкипроводятся с целью оздоровления насаждений, предупреждения распространения и(или) ликвидации очагов стволовых вредителей и опасных инфекционныхзаболеваний. Их проводят в насаждениях с повышенным, по сравнению сестественным, текущим отпадом деревьев, наличие# ветровала, бурелома, снеголома,снеговала, пораженных болезнями и заселенных стволовыми вредителями деревьев.Величина естественного текущего отпада определяется по таблицам хода роста,принятым для лесоустроительных работ на территории региона.

47. Выборочные санитарные рубки планируютсяпри лесоустройстве (на срок, не превышающий первых трех лет ревизионногопериода), на основании лесопатологических обследований или по результатамлесопатологического мониторинга.

48. Сроки проведения выборочныхсанитарных рубок определяются в соответствии с рекомендациями по отборудеревьев в санитарную рубку (приложения 3 ) и указываются влесорубочном билете.

49. Выборочные санитарные рубки не должныприводить к развитию процессов ослабления насаждений и нарушению целевыхфункций лесов.

После выборочных санитарных рубок полнотанасаждений не должна быть ниже предельных величин, при которых обеспечиваетсяспособность древостоев выполнять после проведения рубки функции, соответствующиеих категориям защитности.

50. В насаждениях, для которых вестественных условиях характерно низкополнотное произрастание древостоев,снижение полноты при выборочных санитарных рубках не лимитируется.

51. В лесах III группы, подлежащих рубкеглавного пользования в ближайшие 5 лет, выборочные санитарные рубки непроводятся. В случае угрозы гибели насаждений (общий отпад составляет 30% иболее по запасу) они назначаются в первоочередную рубку главного пользования.

52. Назначение выборочной санитарнойрубки осуществляется федеральным органом исполнительной власти в областилесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации в пределах компетенции, определенной статьями 46 и 47 Лесного кодексаРоссийской Федерации, по согласованию с организациями Рослесхоза, на основанииданных лесоустройства, лесопатологического обследования или результатовлесопатологического мониторинга (приложение 6 ).

53. В ООПТ и особо ценных лесных массивахвыборочные санитарные рубки назначаются в случаях возникновения очагов опасныхвидов вредителей и болезней, при наличии повышенного текущего патологическогоотпада, если их проведение предусмотрено законодательством Российской Федерацииоб ООПТ. Проведение выборочных санитарных рубок в лесах, на территории ООПТ,допускается только при условии сохранения популяций редких и исчезающих видов ииных объектов охраны, находящихся в пределах ООПТ.

Проведение выборочных санитарных рубок вООПТ согласовывается с территориальными органами федерального органа по надзорув сфере природопользования.

54. Отвод лесосек под выборочныесанитарные рубки в натуре осуществляется в границах выдела или его части,требующей санитарной рубки. Рубка деревьев без предварительного клеймениязапрещается.

55. Отбор в рубку и клеймение деревьевпроизводится под непосредственным руководством лесничего или его помощника имастера леса. При отборе деревьев в выборочную санитарную рубку оценкасостояния деревьев проводится с учетом комплекса признаков их повреждениявредителями, болезнями и другими неблагоприятными факторами. При этом оставляютдеревья с дуплами, редкими декоративными свойствами кроны и ствола, даже еслиони имеют признаки патологии, но не представляют опасности как источникраспространения стволовых вредителей или инфекционных болезней.

56. Выборку деревьев следует осуществлятьдо массового их заселения стволовыми вредителями и поражения инфекционнымиболезнями.

57. Санитарная рубка считается сплошной,если вырубается древостой на площади 0,1 га и более.

Сплошные санитарные рубки проводятся внасаждениях, утративших биологическую устойчивость, и назначаются независимо отвозраста насаждений в тех случаях, когда выборочные санитарные рубки уже немогут оздоровить насаждения или приводят к снижению их полноты ниже допустимой,при которой возможно обеспечить сохранение жизнеспособности насаждений ивыполнение ими их целевых функций. При этом учитывается величина текущего иобщего отпада, степень пораженности стволовыми вредителями и болезнями, а такжепрогноз изменения состояния насаждения и численности стволовых вредителей вближайшие годы.

58. Сплошные санитарные рубки в лесах всехгрупп разрешаются федеральным органам исполнительной власти в области лесногохозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации впределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесногокодекса Российской Федерации.

59. Намеченные в сплошную санитарнуюрубку насаждения должны быть предварительно обследованы специальной комиссией,в состав которой включаются в обязательном порядке главный лесничий, лесничий,специалист по лесозащите, а при необходимости и другие специалисты.

60. Комиссия проверяет на местецелесообразность назначения сплошной санитарной рубки и обследует насаждения,если нет материалов лесопатологического обследования.

61. При обследовании поврежденных илирасстроенных насаждений для характеристики их состояния в каждом выделе (а припроверке качества лесопатологического обследования - не более 1/3 числавыделов) закладывают пробные площади, на которых производят перечет деревьев покатегориям состояния (приложение 4 ).

Общая площадь проб должна составлять привеличине обследуемого участка до 100 га не более 2% от его площади; свыше 100га - не более 0,5%. На пробных площадях для каждого участка должно быть учтеноне менее 100 деревьев.

В случаях, если общая площадь подлежащегосплошной санитарной рубке участка превышает 100 га, допустима закладка пробныхплощадей в наиболее характерных выделах на маршрутных ходах (не менее 3 ходовна каждые 100 га) и глазомерная лесопатологическая таксация насаждений ввыделах, где пробы не закладываются.

62. Разрешение на сплошные санитарныерубки выдается на основании следующих документов:

акта проверки или обследования комиссиейнамечаемых к сплошной санитарной рубке насаждений;

сводной ведомости пробных площадей внасаждениях, требующих сплошной санитарной рубки (приложение5 );

сводной ведомости расстроенных и погибшихнасаждений (приложение 6 );

выкопировки из планшета на участки,намечаемые в сплошную санитарную рубку, с указанием номеров выделов и ихплощадей, расположения пробных площадей.

Разрешение на сплошные санитарные рубки,назначенные лесоустройством или при проведении специализированныхлесопатологических обследований, выдается на основании следующих документов:

сводной ведомости пробных площадей внасаждениях, требующих сплошной санитарной рубки (приложение5 );

сводной ведомости расстроенных и погибшихнасаждений (приложение 6 );

выкопировки из планшета на участки,намечаемые в сплошную санитарную рубку, с указанием номеров выделов и ихплощадей, расположения пробных площадей.

63. В акте проверки или обследованиякомиссией намеченных в сплошную санитарную рубку насаждений должны бытьуказаны: группа лесов, категория защитности лесов первой группы, таксационнаяхарактеристика насаждений, причины их расстройства, обоснование необходимостисплошной санитарной рубки, сроки рубки, ее технология, рекомендуемые меры пообеспечению последующего лесовосстановления и мероприятия, необходимые дляпредупреждения заражения или повреждения смежных насаждений.

Акт должен быть подписан всеми членамикомиссии, а материалы, прилагаемые к нему, - руководителем организации,осуществляющей ведение лесного хозяйства, и специалистом службы лесозащиты.

64. Орган, выдающий разрешение насплошные санитарные рубки, обязан контролировать правильность и обоснованностьих назначения, организуя в необходимых случаях проверку.

65. В заповедных лесных участках, особоценных лесных массивах, ООПТ, на особо защитных лесных участках, сплошныесанитарные рубки назначаются в исключительных случаях при возникновении илиреальной опасности возникновения и распространения массовых очагов опасныхвидов вредителей и болезней, гибели насаждений в результате пожаров,промышленных выбросов и др. если их проведение предусмотрено законодательствомРоссийской Федерации об ООПТ. Проведение сплошных санитарных рубок в ООПТсогласовывается с территориальными органами федерального органа по надзору всфере природопользования.

66. Сплошные санитарные рубки влесохозяйственной части зеленых зон назначаются в погибших насаждениях, а такжев насаждениях с наличием повышенного текущего отпада, ветровальных, буреломных,пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с инымиповреждениями, а также сильно ослабленных деревьев, после уборки которыхполнота насаждений снизится ниже критической: сосняках, березняках, осинникахниже 0,4, в ельниках - ниже 0,5.

67. В лесопарковой части зеленых зон, 1-2зоны округов санитарной охраны курортов сплошные санитарные рубки проводятся внасаждениях, потерявших биологическую устойчивость, погибших в результатевоздействия патологических факторов, с наличием повышенного текущего отпада,ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовымивредителями и с иными повреждениями, а также сильно ослабленных деревьев, послеуборки которых полнота насаждений снизится ниже 0,4.

68. В парковых и лесопарковых лесах, гдевозможно сохранение даже единичных жизнеспособных деревьев или их групп иредин, выполняющих целевые функции, сплошные санитарные рубки не планируются.

69. В насаждениях 1 - 2 поясов зонсанитарной охраны источников водоснабжения, водоохранных зонах, защитныхполосах вдоль дорог сплошные санитарные рубки назначаются в случаях гибелинасаждений в результате пожаров, промышленных выбросов и др. наличия массовоготекущего отпада, сплошного ветровала, массового развития болезней, очаговстволовых вредителей.

70. В хвойных насаждениях IV и Vбонитетов и естественных рединах сплошные санитарные рубки проводятся только вслучае появления реальной угрозы возникновения и распространения очагов опасныхвредителей или болезней.

71. Сроки и технологию проведениясплошных санитарных рубок увязывают с биологией основных вредителей и болезней,лесоводственной характеристикой насаждения, обеспеченностью его естественнымвозобновлением, с условиями произрастания и функциональным назначением насаждений,а также требованиями сохранения редких и исчезающих видов, занесенных в Краснуюкнигу, и требованиями сохранения биологического разнообразия лесов.

72. При наличии очагов опасных видоввредителей и инфекционных болезней после рубки применяются дополнительные мерыпо их локализации.

73. В смежных с подвергающимися сплошнымсанитарным рубкам насаждениях осуществляется лесопатологический мониторинг ипри необходимости в них производится выборка больных и свежезаселенныхстволовыми вредителями деревьев, а также очистка от захламленности.

74. Очистка насаждений от захламленностипроводится одновременно с другими лесохозяйственными мероприятиями (рубкамиухода, выборочными и сплошными санитарными и прочими рубками).

Как самостоятельное мероприятие, еепланируют и проводят в местах группового вывала леса, образования ветровала,бурелома, снеговала и снеголома при наличии экономической целесообразности. Впервую очередь разрабатывают участки свежего валежа, где имеется опасностьвозникновения очагов стволовых вредителей.

Сроки проведения очистки назначаются сучетом требований Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации,утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РоссийскойФедерации от 9 сентября 1993 г. N 886 (Собрание актов Президента иПравительства Российской Федерации, 1993, N 39, ст. 3612; Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 190) (далее -Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации), и указываются влесорубочном билете.

75. В лесах, выполняющих преимущественносанитарно-гигиенические и оздоровительные функции, защитных полосах вдольжелезных и автомобильных дорог, в мемориальных насаждениях и других особоценных лесных массивах очистка от захламленности проводится регулярно приналичии буреломных, ветровальных, снеголомных и снеговальных деревьев вэстетических, санитарно-оздоровительных, противопожарных целях и в целяхбезопасности посетителей.

76. Очистка от захламленности непроводится в лесах на территории ООПТ, где сохранение процессов естественногоотпада и разложения древесины способствует или является необходимым длявыполнения целевых функций лесов, если при этом не создается угрозавозникновения очагов вредителей или болезней и не нарушаются Правила пожарнойбезопасности в лесах Российской Федерации.

77. Сроки разработки захламленности,особенно в случае ее массового характера, увязывают с биологией основных видовстволовых вредителей, заселяющих пострадавшие от стихийного бедствиянасаждения.

78. Очистка от захламленности разрешаетсяна основании данных лесоустройства, лесопатологического мониторинга или текущихлесопатологических обследований.

79. Проведение уборки захламленности влесах на территории ООПТ согласовывается с территориальными органами федеральногооргана по надзору в сфере природопользования.

80. При сплошнолесосечных рубках главногопользования в первую очередь вырубают насаждения, поврежденные пожарами,ветром, снегом, насекомыми, инфекционными болезнями, промышленными выбросами идругими неблагоприятными факторами.

81. При выборочных и постепенных рубкахглавного пользования в первую очередь вырубают деревья III - VI категорийсостояния.

При выборочных рубках различногоназначения, как правило, ограничиваются выборкой фаутных и сухостойныхдеревьев, оставляя при этом деревья с дуплами, редкими декоративнымисвойствами, не нарушающими существенно их жизнеспособность.

82. При рубках ухода в первую очередьвырубаются больные, поврежденные, угнетенные, усыхающие и сухостойные деревья.

83. В загущенных насаждениях сосныискусственного происхождения, созданных на бедных песчаных, супесчаных почвахтаежной зоны, до 20-летнего возраста запрещается проведение рубок ухода вочагах майского хруща.

В сосновых молодняках искусственногопроисхождения III - V классов бонитета, с полнотой ниже 0,9, шириной междурядийболее 2 метров и в районах возможного возникновения очагов майского хруща исоснового подкорного клопа запрещается проведение рубок ухода линейным способом.

84. Низкоплотные сосновые молодняки, вкоторых число сильно ослабленных и усыхающих деревьев составляет более 30%, асомкнутость крон не превышает 0,4 или при любой степени сомкнутости, но приналичии деревьев указанных категорий в количестве 50% и более, назначаются вреконструкцию с вывозкой или уничтожением срубленных деревьев.

85. В хвойных насаждениях, пораженныхкорневой губкой и опенком, а также в насаждениях, восприимчивых к этимболезням, рубки ухода проводятся согласно методическим рекомендациям по защитесосны, ели и пихты от корневой губки.

86. Очистка мест рубок от порубочныхостатков производится в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню влесах Российской Федерации, утвержденными постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 1 июня 1998 N 551 (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 1998, N 23, ст. 2553; 2002, N 39, ст. 3801 2006, N 13, ст. 1401 ), ирегиональными правилами рубок главного пользования.

87. В очагах стволовых вредителей,сосудистых и некрозно-раковых болезней порубочные остатки подлежатобязательному сжиганию с соблюдением требований Правил пожарной безопасности влесах Российской Федерации.

88. Для подкормки лосей и другихповреждающих деревья млекопитающих и отвлечения их от молодняков ценныхдревесных пород разрешается в осенне-зимний период оставлять на лесосекахпорубочные остатки сосны, осины и других кормовых пород с обязательнойпоследующей очисткой лесосек до начала пожароопасного сезона.

89. При всех видах рубок высота пней недолжна превышать 1/3 диаметра среза. При рубке деревьев тоньше 30 см - не выше10 см, считая высоту от шейки корня. Высота пней каштана съедобного должна бытьна уровне почвы независимо от диаметра дерева.

В целях максимального предохранениядеревьев от механических повреждений все виды рубок проводятся преимущественно в зимнеевремя, с использованием щадящих технологий разработки лесосек, раскряжевки,трелевки и вывозки древесины.

90. При разработке лесосек и разрубкетрасс под линейные сооружения запрещается сдвигание порубочных остатков кстенам леса. Количество поврежденных при разработке лесосек деревьев из числане подлежащих рубке не должно превышать норматива, установленного внаставлениях по рубкам ухода.

91. Хранение в лесу заготовленнойдревесины хвойных и лиственных пород допускается при условии обязательной еезащиты от заселения стволовыми вредителями и поражения грибами в сроки согласнозонированию территории Российской Федерации по срокам запрета хранения(оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) древесины (приложение7 ).

92. При угрозе массового размножения напнях хвойных пород опасных видов вредителей и повреждения ими молодняковпринимают необходимые меры защиты.

93. В насаждениях, примыкающих ксплошно-лесосечным рубкам, лесопользователь должен проводить обязательныйнадзор за состоянием насаждений, с привлечением специалистов лесозащиты.

94. Все лесопользователи при оставлениизаготовленной древесины на территории лесного фонда и лесов, не входящих влесной фонд, в весенне-летний период на срок более 10 дней обязаны принять мерыпо предохранению ее от заселения стволовыми вредителями и поражения грибами всоответствии с методикой по защите заготовленной древесины и лесоматериалов отзаселения вредителями и поражения болезнями.

95. Химическая обработка леса,предназначенного для сплава, запрещается.

96. Выбор конкретных способов защитыдревесины при хранении ее в лесу определяется в каждом случае специалистомлесозащиты.

97. Заготовленные лесоматериалы, заселенныестволовыми вредителями, должны быть немедленно окорены, кора сожжена приобязательном соблюдении требований Правил пожарной безопасности в лесахРоссийской Федерации или обработаны инсектицидами. При заселении лесоматериаловнасекомыми, против которых доступные меры защиты малоэффективны или вконкретных условиях невозможны, необходима срочная вывозка этих лесоматериаловиз леса или их переработка.

98. Перевозка заселенных стволовымивредителями лесоматериалов допускается только после их окорки либо обработкиинсектицидами.

99. После вывозки древесины трассылесовозных дорог, территории складов и пунктов погрузки должны быть очищены отпорубочных остатков, хлама, щепы и гниющей древесины.

100. Состояние древесины, лесоматериалови их зараженность вредителями, инфекционными болезнями при перевозке внутристраны и при экспортно-импортных операциях контролируется органамигосударственной службы карантина растений с обязательным привлечениемспециалистов лесозащиты.

101. Насаждения, передаваемые в подсочкуи осмолоподсочку, должны быть предварительно обследованы для определения ихсанитарного состояния.

В подсочку и осмолоподсочку неназначаются насаждения в очагах вредителей и болезней леса, а также ослабленныеи поврежденные насаждения.

Проведение подсочки допускаетсяспособами, обеспечивающими сохранение технических свойств древесины,исключающими возникновение очагов стволовых вредителей, болезней леса и усыханиедеревьев.

102. В насаждениях, отведенных вподсочку, до начала заготовки живицы вырубаются усыхающие и сухостойныедеревья, одновременно проводится очистка мест рубок от порубочных остатков.

103. В заподсоченных насажденияхлесопользователем, осуществляющим заготовку живицы, проводится обязательныйнадзор за состоянием насаждений с привлечением специалистов лесозащиты. Порезультатам надзора в насаждениях назначаются необходимыесанитарно-оздоровительные мероприятия в порядке, предусмотренном настоящимиСанитарными правилами.

104. Заготовка березового и кленовогосока допускается способами, согласованными со специалистом лесозащиты,обеспечивающими сохранение биологической устойчивости насаждений и техническихкачеств древесины.

105. В лесах, используемых длякультурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей лесопользователем спривлечением специалистов лесозащиты проводится обязательный надзор засостоянием насаждений, по результатам которого осуществляется регулированиерекреационной нагрузки и проводятся необходимые санитарно-оздоровительныемероприятия.

106. Государственный контроль засоблюдением Санитарных правил осуществляет федеральный орган исполнительной властипо надзору в сфере природопользования и его территориальные органы.

107. Органы, выдающие разрешение насплошные санитарные рубки, обязаны контролировать правильность и обоснованностьих назначения и осуществления.

108. Физические и юридические лица, допустившиенарушения настоящих Санитарных правил, несут ответственность в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

* Статья 92 Лесногокодекса Российской Федерации.

Листок сигнализации
о повреждении насаждений вредителями, болезнями и неблагоприятными факторами

1. После лесных пожаров отбор деревьев всанитарную рубку производят, оценивая огневые повреждения кроны, ствола,корневых лап, общее состояние деревьев.

В лишайниковых и брусничных сосняках впервые 1-2 года наиболее достоверным признаком жизнестойкости деревьев являетсявысота нагара на стволах (опасен ожог нижней части зоны тонкой коры), вчерничных и долгомошных - ожог корневых лап и корневой шейки (критическаястепень 3/4 окружности и более).

Менее устойчивые ель и береза реагируютна повреждение огнем общим ослаблением, угнетением, усыханием.

В первую очередь разрабатываются валежныегорельники, а затем сухостойные.

К выборочной санитарной рубке следуетприступать в возможно короткие сроки после повреждения древостоев огнем изаканчивать на весенних гарях до 1 июля, раннелетних - до 1 августа,позднелетних и осенних - до 1 мая следующего года: срок разработки крупныхгарей может быть продлен государственными органами лесного хозяйства.

Разработка гарей в границах ООПТосуществляется по согласованию с территориальными органами федерального органаисполнительной власти по надзору в сфере природопользования.

Сроки разработки гарей в границах ООПТмогут быть изменены либо разработка гарей отменена, если это необходимо дляобеспечения сохранности видов растений и животных, занесенных в Красную книгуРоссийской Федерации, а также в иных целях, связанных с охраной окружающейприродной среды.

2. При вывале или поломке деревьев ветромуборке подлежат полностью и частично вываленные и поломанные деревья, при этомразработку поврежденного леса следует заканчивать:

при позднелетнем и осенне-зимнемповреждении - до 1 мая;

при весеннем - до 1 июля; при раннелетнем- до 1 августа.

В границах ООПТ по согласованию стерриториальными органами федерального органа исполнительной власти по надзорув сфере природопользования могут быть установлены иные сроки разработкиповрежденного леса.

3. В насаждениях, поврежденных снегом иожеледью, уборке подлежат деревья с повреждением 2/3 кроны и более, а такжеповаленные деревья. Рекомендуемый срок уборки этих деревьев - до 1 июля, но непозднее 1 мая следующего года.

4. Выборка деревьев, заселенных стволовымивредителями, производится в очагах их размножения, возникших в насаждениях,поврежденных в результате влияния различных неблагоприятных факторов.

Деревья, заселенные стволовымивредителями по местному типу при их отнесении к III категории состояния,выбираются, если полнота насаждений при выборке этих деревьев не будет сниженаниже допустимого уровня, за исключением случаев, которые предусмотрены пунктами 5 и 7.

Деревья, заселенные стволовымивредителями весенней фенологической подгруппы, намечаются к вырубке в мае -начале июня с вырубкой не позднее начала июля, летней подгруппы - намечаются вавгусте, вырубаются осенью или зимой.

При отборе, клеймении и вырубкесвежезаселенных деревьев руководствуются общим состоянием дерева, количествомвредных насекомых под корой и в древесине и особенностями биологии древеснойпороды.

Отбор деревьев в рубку в очагах хвое- илистогрызущих насекомых производится после завершения периода восстановленияими хвои (листвы).

5. В хвойныхнасаждениях, пораженных корневой губкой и опенком, вырубке подлежат деревья III- VI категорий состояния. При наличии в очагах корневых гнилей повышеннойчисленности стволовых вредителей выборку зараженных деревьев производят сучетом сроков развития насекомых.

Аналогично проводят выборочную санитарнуюрубку в очагах опенка в дубравах и других лиственных насаждениях.

6. В сосновых насаждениях, зараженныхсмоляным раком - серянкой, следует выбирать деревья, пораженные болезнью всильной степени (рана в нижней части кроны охватывает более 2/3 окружностиствола), с желтеющей хвоей, заселенные стволовыми вредителями. Следует избегатьчрезмерного изреживания древостоев и травмирования деревьев.

7. В дубравах,пораженных сосудистым микозом, уборке подлежат деревья IV - VI категорийсостояния, в очагах голландской болезни ильмовых пород - деревья III - VIкатегории, вырубка предпочтительна в осенне-зимний период, но отбор в рубку иклеймение этих деревьев производятся в облиственном состоянии.

При значительной численности стволовыхвредителей выборку зараженных деревьев следует проводить в сроки, учитывающиебиологию наиболее опасных видов насекомых.

8. В очагах некрозно-раковых болезнейвыборку пораженных болезнями деревьев следует производить при поражении ранамиболее 1/2 окружности их ствола, а также усыхающие и сухостойные деревья.

9. При заражении хвойных и ценныхлиственных пород гнилевыми болезнями стволов, усыханием не менее 50% кроны иналичием вторичной (водяные побеги) кроны, выборке подлежат деревья с плодовымителами, дуплами и другими явными признаками болезней. Жизнеспособные деревья сдуплами в количестве 5-10 шт/га оставляют в целях обеспечения естественнымиукрытиями представителей лесной фауны.

10. В насаждениях осины, березы и ивы,пораженных стволовыми гнилями, выборочные санитарные рубки целесообразны лишь впарках, лесопарковых частях зеленых зон при общей зараженности не более 20%деревьев. При большей зараженности стволовыми гнилями эти насаждения в лесахвсех групп подлежат сплошной санитарной рубке или реконструкции.

11. В зоне промышленного загрязненияатмосферы (загазованность, задымленность, запыленность) следует проводитьпериодическую выборку усыхающих и сухостойных деревьев.

12. Деревья, имеющие механическиеповреждения ствола и корневых лап, подлежат вырубке, если размер обдиров корысоставляет половину окружности ствола и более (при повреждении корневых лап -более половины их надземной поверхности), и если есть признаки заражения стволадереворазрушающими грибами или насекомыми, обдиров коры лосем и другими дикимикопытными животными.

Сводная ведомость
пробных площадей в насаждениях, требующих сплошной санитарной рубки
Сводная ведомость
расстроенных и погибших насаждений

Бесплатная электронная библиотека специалиста (инженера) по охране труда.

Библиотека ГОСТОв, национальных стандартов, технических нормативно-правовых актов, действующих на территории РФ.

Чтобы любую страницу с нормативно-правовым актом отправить в "Мои закладки" нажмите "Ctrl+Z". После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.