Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по мытью спортивного инвентаря в школе img-1

инструкция по мытью спортивного инвентаря в школе

Категория: Инструкции

Описание

Гигиенические требования к спортивному инвентарю, оборудованию и синтетическим напольным покрытиям

Оборудование и спортивный инвентарь должны соответствовать правилам занятий и соревнований по данному виду спорта. При их эксплуатации основное гигиеническое требование — травмобезопасность.

Проведение санитарно-гигиенических мероприятий по охране труда при занятиях физическими упражнениями и спортом в условиях спортивных сооружений осуществляется администрацией спортивного объекта совместно с местным комитетом профсоюза. Администрация не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представляет Госкомспорту СССР отчет о пострадавших при несчастных случаях.

Одним из важных моментов предотвращения травматизма является своевременный контроль за состоянием технологических устройств крепления спортивных снарядов, средств страховки и защитных приспособлений. Возле спортивных снарядов должны быть надписи о предельно допустимых нагрузках. Количество, вид, места расположения и нормативные нагрузки технологических устройств для крепления спортивных снарядов должны соответствовать схеме расположения и чертежам этих устройств. При этом усилия, прилагаемые к технологическим устройствам, не должны превышать предельно допустимых величин, указанных в схеме расположения технических устройств, и обозначенных мест креплений. Так, динамическое усилие на одинарную лонжу не должно превышать 700 кгс. Предохранительный пояс, используемый акробатами и гимнастами, должен быть хорошо подогнан по фигуре и быть не уже 30 мм.

Важными в санитарном отношении являются условия хранения и эксплуатации снарядов, канатов и средств страховки. Их нужно предохранять от повреждений, преждевременного износа и коррозии. Так, синтетические канаты необходимо защищать от прямых солнечных лучей и влаги, изделия из резины запрещается хранить вблизи приборов отопления, допускать попадание на них прямых солнечных лучей и масел. Кожаные изделия не реже одного раза в месяц следует протирать касторовым маслом (ГОСТ 18102—72).

Администрация спортивного сооружения должна иметь паспорта или эксплуатационные документы на технологическое оборудование и средства страховки, которые включают в себя указания и инструкции по безопасной установке и эксплуатации снарядов и аппаратов.

Ежегодно перед началом спортивного сезона оборудование и инвентарь осматриваются межведомственными комиссиями с участием представителей СЭС. При этом проводят испытания на эффективность и безопасность эксплуатации. Конструкции и узлы для подвески и установки снарядов подвергаются полному техническому освидетельствованию, включающему внешний осмотр и испытания пробной нагрузкой не реже одного раза в три года, и частичному — не реже одного раза в год перед началом спортивного сезона. Динамические испытания проводят двукратным подъемом и опусканием груза с проверкой действия всех механизмов. Пробная нагрузка осуществляется с помощью заранее взвешенных мешков с песком или других мерных грузов. Продолжительность фиксации груза — не менее 5 мин.

Результаты приемки или технического освидетельствования спортивных снарядов оформляются специальными актами, которые дублируются в журнале технического освидетельствования, хранящемся у старшего инженера.

Текущий осмотр спортивных снарядов и средств страховки перед каждой тренировкой проводит Тренер, который при обнаружении неисправности, остаточных деформаций или трещин не должен до исправления или замены деталей разрешать тренировки на этом снаряде.

Защитные приспособления применяются во многих видах спорта (бокс, фехтование, хоккей, футбол и др.). К числу защитных приспособлений для предохранения от ушибов, вывихов и растяжений относятся голеностопники, наколенники и налокотники, изготовленные из эластичного трикотажа, они предохраняют суставы и сухожилия от чрезмерных нагрузок. Напульсники (кожаные браслеты) для лучезапястных суставов предохраняют от растяжения сухожилий при выполнении упражнений со штангой.

У гимнастов для предупреждения срывов кожи при работе на перекладине и кольцах и снятия болевых ощущений применяются ладонные накладки (перчатки).

Для предупреждения травм в паховой области и пояснице при поднятии тяжестей и натуживании используются бандажи, для защиты промежности — защитные раковины.

Для предупреждения плоскостопия конькобежцы, фигуристы, хоккеисты применяют супинаторы — ортопедические стельки. Хоккеисты защищают голову легким и надежным шлемом, который не уменьшает поля зрения и не ухудшает слышимости. Велосипедисты и мотогонщики для предупреждения травм головы при падении также используют велошлемы и шлемы-каски.

Для профилактики травм предназначено защитное снаряжение боксера. Так, от случайных ударов ниже пояса надевается специальный бандаж. Назубник (капа) — мягкая каучуковая прокладка на зубы верхней челюсти — предохраняет их и губы от повреждений. Капы индивидуальны и хранятся в алюминиевой или пластмассовой коробочке с влажной губкой, предохраняющей их от чрезмерного высыхания. После пользования назубником его необходимо тщательно вымыть. Защитные маски изготавливаются из мягкой кожи с набивкой из губчатой резины или синтетических материалов. Они предохраняют боксеров от повреждения бровей и ушей. Маски периодически дезинфицируют одеколоном, ультрафиолетовым облучением или другими средствами. Боксерские перчатки после тренировки должны просушиваться, дезинфицироваться и храниться в висячем положении, их внутренняя поверхность должна периодически протираться одеколоном.

Покрышки боксерского ринга и борцовского ковра необходимо протирать несколько раз в день влажной тряпкой, обрабатывать пылесосом и 1—2 раза в неделю протирать 3 %-ным раствором перекиси водорода с добавлением 0,5 % стирального порошка. Для дополнительной обработки можно использовать переносную установку, совмещающую действие пылесоса и бактерицидных ламп (А. П. Лаптев).

Весь инвентарь, защитные приспособления и спортивное оборудование, используемые и в других видах спорта, нуждаются в тщательном уходе.

Большое психогигиеническое значение имеет рациональное цветовое оформление спортивных объектов. Это важно и для профилактики спортивного травматизма.

Цветовое оформление спортивного сооружения должно вызывать чувство эстетического удовлетворения, улучшать нервно-психическое состояние спортсмена и его работоспособность. При цветовом оформлении спортивных объектов следует учитывать их назначение, вид спорта, размеры и форму сооружения, ориентацию, климат, оптимальность контраста между спортивными предметами и фоном.

Для окраски стен рекомендуются светлые тона: палевый, кремовый, персиковый, светло-розовый, коралловый, морской волны, серо-жемчужный, небесно-голубой. Нужно избегать коричневого цвета (психологически печального), ярко-красного (возбуждающего), черного (поглощающего много света). В окраске стен можно использовать два разных цвета (принцип бикалоризма). При этом светлота стен должна быть несколько выше средней (коэффициент отражения в пределах 40—50%).

Международная организация стандартизации разработала рекомендации по использованию цвета с сигнальными целями.

Сигнальный красный цвет используется для покраски противопожарного инвентаря, а также для запрещающих надписей. Все выступающие части многокомплектного спортивного оборудования, могущие быть причиной травм, должны быть окрашены в красный цвет. Это относится к крючкам «лягушек», за которые крепятся растяжки снарядов, стоек и др.

Сигнальный синий цвет — цвет информации. Информационные табло в спортивном зале должны быть выкрашены в синий цвет на белом фоне.

При необходимости выделить какой-либо предмет или поверхность (баскетбольное кольцо, плавающая разметка бассейна, край вышки или трамплина) рекомендуется использовать насыщенный сигнальный оранжевый цвет. Его применяют и для окраски мячей (баскетбол, теннис). Это связано с высокой скоростью зрительного различения этого цвета.

Размечать игровые площадки рекомендуется сигнальным белым цветом. Он имеет наиболее высокий коэффициент отражения, что позволяет игрокам хорошо контролировать игру при фиксации границ площадки за счет периферического зрения.

Если необходимо на одной площади разместить разметку для двух игр, вторую следует сделать оранжевым цветом. При трех накладывающихся друг на друга площадках третья размечается черным цветом.

Во многих универсальных спортивных залах гимнастические снаряды и другое оборудование хранятся в нерабочем положении у стен. Целесообразно места их размещения обозначать на стенах контурами синего цвета или в тон стены, но темнее. Это повышает организованность занимающихся и быстроту уборки оборудования после занятий. На полу постоянные места укладки матов и установки снарядов в рабочем положении также можно обозначить контурами.

В целом цветовое оформление спортивного сооружения не должно быть одноцветным, нужно использовать цветовые пятна, комбинации холодных и теплых тонов. Так, если стены покрашены холодным цветом (голубым), то пол может быть бежевый, палевый. Использование в последнее время для напольных покрытий синтетических материалов расширило цветовую гамму, так как им можно придать любой цвет.

Синтетические материалы широко используются в спортивном строительстве. Они обладают хорошими эксплуатационными свойствами, долговечны, за ними легко ухаживать. В настоящее время для покрытий применяются различные марки синтетических покрытий: тартан, рекортан, тарафлекс, индофлекс, полиграс, в том числе и отечественные — спортан, арман, рездор, регупол и др.

При выборе синтетических материалов для крытых спортивных сооружений следует учитывать, что они способны выделять в воздух токсические вещества. Интенсивная эксплуатация покрытий способствует их быстрой деструкции и ускоренному старению, а это приводит к увеличению выделений (Ю. Д. Губернский).

Все искусственные покрытия нуждаются в гигиеническом исследовании их химической стабильности и электризуемости.

Так же как спортивная одежда, обувь и оборудование из различных синтетических материалов, покрытия являются генератором статического электричества. Наибольшие величины статических зарядов отмечаются в крытых спортивных сооружениях. Так, при занятиях баскетболом на теле спортсмена обнаружены заряды до 10—20 кВ.

Электрические заряды, концентрируясь на поверхности, притягивают к себе пылевые частицы и микроорганизмы. Статические электрические поля (СЭП) снижают тонус и реактивность вегетативной нервной системы, искровой разряд довольно болезнен и отвлекает от занятий. Действие СЭП усиливается при длительном и повторном воздействии.

Обнаружена четкая зависимость величины заряда СЭП от микроклимата в помещении, от времени года. В спортивных сооружениях и, естественно, на теле занимающихся СЭП возрастают зимой, снижаются до средних величин в осенне-весенний период и падают до минимума летом.

С увеличением влажности воздуха электризуемость уменьшается, поэтому влажная уборка полов и панелей, особенно пластиковых, проветривание зала способствует снижению СЭП. Эффективно использование для натирки полов антистатической мастики, заземление ограждающих конструкций и пола, удаление металлических решеток с окон и др. В синтетическое покрытие антистатики должны добавляться в процессе их изготовления.

Переодевание и мытье в душе способствуют снятию электростатического заряда с поверхности тела спортсмена.

Другие статьи

Правила мытья посуды и инвентаря в буфетной

/ Правила мытья посуды и инвентаря в буфетной

« ___ » ____________ 2014г.

ПРАВИЛА МЫТЬЯ ПОСУДЫ И ИНВЕНТАРЯ

в буфетной ______________________ отделения

Обработка посуды проводится в следующей последовательности:

После механического удаления остатков пищи щеткой или деревянной лопаткоймытьё посуды щеткой вIмойке в воде, имеющейt45-50 о С, с добавлением моющих средств.

При мытье посуды в емкости: растворить средство Ника-супер в воде

из расчета 1г средства на 1 л воды (10г – 10л);

При мытье посуды под струей воды нанести небольшое количество средства на губку, смоченную водой, растереть средство по посуде, смыть загрязнения и остатки средства проточной водой до удаления образовавшейся пены.

Обеззараживание посуды воIIмойке погружением в раствор хлорсодержащих средств (по режиму бактериальной инфекции):

- 0,015% раствор средств (по активному хлору) Альциона-хлор, Ультрахлорантин, Деохлор, Ди-хлор, Хлормикс, Санивап, Санивап Р - (1 таб. на 10л воды),
ЛюмаксXL(3,2 г на 10л воды) в течение 15 минут;

- 0,016% раствор средства (по активному хлору) Хлор-актив

(1 таблетка на 10л воды) - в течение 15 минут;

- 0,1% раствор (по препарату) Сульфохлорантина (10г на 10л воды) -
в течение 30 минут.

При использовании Дезинфицирующего средства «Эволайн-М для мытья посуды» проводится одновременная мойка и дезинфекция столовой посуды
(в т.ч. однократного использования) и кухонного инвентаря при инфекциях бактериальной (исключая туберкулез) этиологии.

Посуду и кухонный инвентарь полностью погружают в 0,5-1% рабочий раствор средства (50-100мл на 10л воды), имеющий температуру не ниже 18 о С, на 10 минут. По окончании дезинфекции посуду отмывают от остатков пищи с помощью щетки, ерша или губки в том же растворе, в котором проводили дезинфекцию. При наличии на посуде сильных жировых загрязнении возможно добавление в процессе мойки необходимого количества средства на щетку, ерш или губку.

Ополаскивание вIIIмойке проточной горячей водой, приtне ниже 65 о С.

Просушивание посуды на специальных полках или решетках.

При обработке посуды по эпидемиологическим показаниям столовую посуду освобождают от остатков пищи и погружают в дезинфицирующий раствор, используя режим дезинфекции, рекомендованный для соответствующей инфекции (при вирусной инфекции концентрация и время экспозиции перечисленных дезинфицирующих средств то же, кроме Сульфохлорантина – 0,2% - 60 минут).

После дезинфекции посуду тщательно промывают водой и высушивают.

Обеззараживание остатков пищи от больного проводится по режимам для соответствующих инфекций.

При организации индивидуально-порционной системы питания пациентов («таблет-питание ») на раздаточной линии пищеблока для каждого пациента комплектуется индивидуальный поднос с крышкой, с набором порционных блюд. Доставка питания в отделения осуществляется в специальных термоконтейнерах - тележках. Использованная посуда помещается в отдельные отсеки этих же тележек и доставляется на пищеблок.

Мытье посуды в буфетной отделения ручным способом осуществляют в трехсекционных ваннах для столовой посуды и двухсекционных - для стеклянной посуды и столовых приборов.

Мытье посуды производят с учетом её назначения и загрязнения - сначала кружки (стаканы) и чайные ложки, затем тарелки, потом столовые приборы.

Ведра, кастрюли моются отдельно.

Для обработки посуды необходимо использовать моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, разрешенные к применению в установленном порядке.

Щетки для мытья посуды и ветошь для протирки столов после окончания работы промывают с обезжиривающими средствами, дезинфицируют по режиму уборочного инвентаря, промывают проточной водой, просушивают и хранят в специально выделенном месте.

После каждой раздачи пищи производят влажную уборку помещений буфетной. Уборочный материал промывается, обеззараживается, просушивается.

Не допускается оставлять в буфетной остатки пищи после ее раздачи больным, а также смешивать пищевые остатки со свежими блюдами.

Раздачу пищи больным производят буфетчицы и дежурные медицинские сестры отделения. Раздача пищи должна производиться в халатах с маркировкой «Для раздачи пищи». Не допускается к раздаче пищи младший обслуживающий персонал.

В отделении должны быть вывешены списки разрешенных и запрещенных для передачи продуктов (с указанием их предельного количества).

Ежедневно дежурная медицинская сестра отделения проверяет соблюдение правил и сроков годности (хранения) пищевых продуктов, хранящихся в холодильниках отделения. При обнаружении пищевых продуктов в холодильниках отделения с истекшим сроком годности, хранящихся без упаковок с указанием фамилии больного, а также имеющих признаки порчи, они должны изыматься в пищевые отходы. О правилах хранения личных пищевых продуктов пациент должен быть информирован при поступлении в отделение.

СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям,

осуществляющим медицинскую деятельность».

Инструкции по применению моющих и дезинфицирующих средств.

Заведующий отделением Ф.И.О.

Старшая медицинская сестра Ф.И.О.

Санитарное содержание помещений школ - Мед Др

Санитарное содержание помещений школ

Для борьбы с пылью у входа в школу должны быть поставлены скребки и решетки для очистки ног.

Ежедневно после окончания занятий каждой смены должна быть проведена влажная уборка всех помещений школы:
влажное подметание полов, протирка влажной тряпкой парт, столов, подоконников, отопительных приборов и т. д.

Уборка должна проводиться при открытых окнах или фрамугах.
Влажная уборка коридоров и рекреационных помещений проводится после каждой перемены.

Классную доску ежедневно нужно мыть. Для стирания мела рекомендуются губки, смоченные в воде. Классная доска должна иметь лоток для задержания меловой пыли и ящички для хранения мела и тряпок или губок.

Паркетные полы в классных комнатах и коридорах следует один раз в месяц натирать воском или мастикой. Дощатые полы должны быть окрашены масляной краской. Запрещается производить покрытие паркетных или дощатых некрашеных полов красками, разведенными только в воде, или мастиками с добавлением анилиновых красок.

Гимнастический зал нужно тщательно проветривать после каждого занятия. Влажная уборка его с протиркой всего оборудования проводится не менее 2 раз в день. Гимнастические маты следует выколачивать на открытом воздухе не реже одного раза в неделю. Генеральная уборка гимнастического зала и подсобных помещений при нем должна проводиться не реже одного раза в неделю. Учащиеся допускаются в спортивный зал только в спортивных костюмах и спортивной обуви.

Санузлы после каждой перемены тщательно убирают:
полы протирают, унитазы смывают и очищают, сиденья и держки протирают тряпкой, смоченной в дезинфицирующих растворах (2% раствор хлорамина или 0,5% раствор осветленной хлорной извести).

При отсутствии в школе водопровода в умывальных должны быть наливные умывальники. Еженедельно должна проводиться более тщательная уборка помещений с протиркой панелей. Один раз в месяц проводится генеральная уборка с мытьем мыльным раствором панелей, полов, радиаторов, подоконников и пр.

Уборочный инвентарь для уборки санузлов, мытья пола в классах, для мытья стен, подоконников, парт и пр. должен быть раздельный, промаркированный. Отдельный инвентарь выделяют для уборки химических и физических лабораторий.

Уборочный инвентарь должен храниться в специальных помещениях или шкафах.
Инвентарь для уборки санузлов хранится отдельно от прочего уборочного инвентаря.

«Справочник помощника санитарного врача
и помощника эпидемиолога»,
под ред. члена-корреспондента АМН СССР
проф. Н.Н.Литвинова

Инструкция по санитарной обработке матов, тренажеров иот-020-10

Инструкция по санитарной обработке матов, тренажеров иот-020-10

по санитарной обработке матов, тренажеров


1. Общие требования безопасности:

1.1. К работе санитарной обработке матов, тренажеров допускаются лица в возрасте
не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и
не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

  1. Лица допущенные к санитарной обработки матов, тренажеров, должны
    соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы
    труда и отдыха.

  2. При санитарной обработки матов, тренажеров возможно воздействие на
    работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

- приготовление дезинфицирующих растворов без использования защитных средств,
поражение кожи рук, раздражение и аллергические реакции при работе с
использованием дезрастворов и моющих средств без защитных средств;

- поражение электрическим током при использовании для подогрева воды
электрокипятильником.

1.4. При санитарной обработке матов и тренажеров используется следующая
спецодежда и другие средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный,
косынка, перчатки резиновые.

  1. При санитарной обработке матов и тренажеров соблюдать правила пожарной
    безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

  2. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан
    сообщить администрации Центра.

1.7. При санитарной обработки матов, тренажеров соблюдать правила ношения
спецодежды, средств индивидуальной защиты, пользования коллективными
средствами защиты, соблюдать правила личной гигиены.

1.8. Лица допустившие невыполнение или нарушение инструкций по охране труда,
привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами
внутреннего трудового распорядка и при необходимости подвергаются
внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

^ 2. Требования безопасности перед началом работы:

2.1. Надеть спецодежду и средства индивидуальной защиты, подготовить к работе необходимый инвентарь.

2.2. Приготовить теплую воду и необходимые растворы дезинфицирующих и
моющих средств. Не допускается использовать для подогрева воды
электрокипятильники.

2.3. Включить вентиляцию или открыть в помещении окна.

^ 3. Требования безопасности во время работы:

3.1.Санитарную обработку матов, тренажеров производить:

- ежедневно с использованием мыльно-содового раствора;

раз в неделю маты очищаются от пыли с помощью пылесосов или
выколачиваются на открытом воздухе;

  • 1 раз в месяц маты и тренажеры протирают чистой ветошью смоченной в 1%:
    растворе хлорофила или 1% раствором хлорной извести, гипохлорита кальция или
    0,2% раствор сульфохлорантика.

  • при осложнении эпидемиологической ситуации обработку дезинфицирующими
    средствами проводят ежедневно.

3.2. Ковры и ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом, периодически
выколачиваются и протирают влажной щеткой, а 1 раз в год подвергают сухой
химической чистке.

3.3. Используемую ветошь обеззараживают в 1% хлоромила в течении 4 часов в
специально выделенной посуде.

3.4. Не применять при санитарной обработке бензин, керосин и другие
легковоспламеняющие жидкости.

^ 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях:

  1. При попадании в глаза моющих или дезинфицирующих средств обильно
    промыть глаза водой и обратиться к врачу.

  2. При появлении раздражения кожи рук в результате использования во время
    санитарной обработки моющих или дезинфицирующих средств тщательно вымыть
    руки с мылом и смазать питательным кремом.

  3. При поражении электрическим током немедленно отключить напряжение и в
    случае отсутствия дыхания и пульса у пострадавшего сделать ему искусственное
    дыхание или провести непрямой (закрытый) массаж сердца до восстановления
    дыхания и пульса и отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы:

  1. Убрать используемый инвентарь в специально отведенное место.

  2. Выключить вентиляцию, закрыть окна и отключить свет.

5.3. Снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, тщательно
вымыть руки с мылом.

Требования безопасности и санитарии к местам проведения занятий и спортивному инвентарю

  • Извлечения из Правил по безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе (СНиП 11-65, 73; СНиП П-М-3-68 и СНиП П-Л-П-70)
  • Извлечение из Положения о службе охраны труда в системе Министерства образования РФ (утверждено приказом Минобразования № 92 от 27. 02. 1995 г.)
  • Извлечения из методических рекомендаций по контролю состояния охраны труда в образовательных учреждениях (приказ Министерства образования РФ от 27. 02. 1995 г. № 92)

    Требования безопасности и санитарии к местам проведения занятий и спортивному инвентарю

    Извлечения из Правил по безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе (СНиП 11-65, 73; СНиП П-М-3-68 и СНиП П-Л-П-70)

    1. Требования к крытым спортивным сооружениям (спортивным залам)

    Помещения спортивных залов, размещенное в них оборудование должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил, а также правилам по электробезопасности (ПЭЭП, ПУЭ) и пожаробезопасности (ППБ-01-99) для общеобразовательных школ.

    Спортивный зал, как правило, размещается на первом этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физическому воспитанию и возможность спортивных внеурочных занятий.

    Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.

    Площадь спортивного зала должна быть 9. 18 м, 12. 24 м, 18. 30 м при высоте не менее 6 м.

    Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 м 2 на одного учащегося. Заполнение зала сверх установленной нормы запрещается.

    Полы спортивных залов должны быть упругими, без щелей и застругов, иметь ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской. Полы должны не деформироваться от мытья и к началу занятий быть сухими и чистыми. Полезная нагрузка на полы должна быть не более 400 кг/м 2. Допускается в полу спортивного зала в соответствии с нормативной документацией оборудовать место приземления после прыжков и соскоков.

    При спортзалах должны быть предусмотрены: снарядные площадью 16–32 м 2. в зависимости от площади спортзала; раздевальные для школьников, не менее 0,18 м 2 площади на каждого, площадью 10,5 м 2 каждая; душевые площадью 9 м 2 каждая; уборные для девочек и мальчиков площадью 8 м 2 каждая; комната для инструктора площадью 9 м 2 .

    Проем, связывающий спортивный зал с инвентарной, должен быть шириной и высотой не менее 2 м и не иметь выступающего порога.

    Шкафы в раздевалках устанавливаются в один ярус. Ширина проходов между скамьями и шкафами должна быть не менее 1,5 м. В проходах нельзя устанавливать зеркала, предметы оборудования, загромождать их инвентарем.

    Температура в раздевальных для детей должна быть не менее 20°С, в душевых +25°С, кратность обмена воздуха в раздевальных 1,5, в душевых – 5,0 м 3 /ч.

    Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения. Окраска должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкаться при касании стен.

    Стены спортивного зала на высоту 1,8 м не должны иметь выступов, а те из них, которые обусловлены конструкцией зала, должны быть закрыты панелями на ту же высоту. Приборы отопления должны быть закрыты сетками или щитами и не выступать из плоскости стены.

    Оконные проемы спортивного зала должны располагаться по продольным стенам, остекление окон должно иметь защитное ограждение от ударов мяча, окна должны иметь фрамуги, открывающиеся с пола, и солнцезащитные приспособления.

    Потолок зала должен иметь неосыпающуюся окраску, устойчивую к ударам мяча. В зданиях школ перекрытия над спортзалом должны быть трудносгораемыми и с пределом огнестойкости не менее 0,75. Не допускается утеплять перекрытия спортзала торфом, деревянными опилками и другими легкозагорающимися материалами.

    Чердачные помещения гимнастического зала должны содержаться в чистоте и запираться на замок. Ключи от чердачных помещений должны храниться в определенном месте, доступном для получения их в любое время суток. В чердачных помещениях запрещается устанавливать склады спортивного инвентаря и учебного оборудования.

    Освещенность физкультурного зала должна быть не менее величин, приведенных в таблице 3.

    Таблица 3Освещенность физкультурного зала


    В качестве источников света для залов должны быть использованы люминесцентные светильники типа потолочных плафонов, снабженные бесшумными пускорегулирующими аппаратами, либо светильники с лампами накаливания полностью отраженного или преимущественно отраженного светораспределения, при этом применение светильников с защитными углами менее 30 градусов не допускается.

    Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения светильной установки. Для этой цели электрическая сеть, снабжающая физкультурный зал, должна быть оборудована рубильниками или двухполюсными выключателями.

    Рубильники должны устанавливаться вне помещений – в коридоре, на лестничной площадке и др.

    Для механизированной уборки в спортивном зале должно предусматриваться не менее двух штепсельных розеток в двух противоположных концах зала. На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки.

    Вспомогательные помещения могут иметь только искусственное освещение, причем в санитарных узлах освещенность на горизонтальной поверхности на высоте 0,8 м от пола должна быть при люминесцентных лампах не менее 75 лк, а при лампах накаливания – 30 лк.

    В крытых спортивных сооружениях должно быть оборудовано аварийное освещение, обеспечивающее освещенность не менее 0,5 лк на полу по линии основных проходов и ступенях лестниц. При этом сеть аварийного освещения должна быть либо раздельной, либо с автоматическим переключением при аварийной ситуации на источники питания аварийного освещения.

    Чистка светильников должна производиться электромеханическим персоналом не менее 2 раз в месяц.

    Вентиляция крытых спортивных сооружений должна осуществляться естественным сквозным способом проветривания зала через окна и фрамуги, а также с помощью специальных вентиляционных устройств, при этом устройства должны быть всегда исправны, подвергаться планово-предупредительному ремонту, периодическому техническому и санитарно-гигиеническому испытанию. Результаты испытаний заносятся в специальный журнал. Вентиляция и отопление должны обеспечивать воздухообмен при занятиях физкультурой 80 м 3 /ч на одного человека и температуру воздуха не ниже 14 °С.

    В помещении основных спортивных сооружений на видном месте должен быть вывешен план эвакуации занимающихся на случай пожара или стихийного бедствия. В данном плане должно быть предусмотрено спасение детей с территории всех помещений и мест проведения занятий по физическому воспитанию, в том числе из всех вспомогательных помещений. В спортивном зале должно быть не менее двух дверей, одна из них – на улицу. Двери эвакуационных выходов в спортивных залах допускается запирать только изнутри с помощью легко открывающихся запоров, задвижек или крючков. Категорически запрещается забивать наглухо или загромождать двери запасных выходов из спортивного зала.

    Спортивный зал в прилегающих к нему рекреациях должен быть оборудован пожарным щитом с набором ручного противопожарного инвентаря в количестве: огнетушителей – 2 шт.; ведер пожарных – 2–4 шт.; топоров – 2–4 шт.; ломов – 1–2 шт.; багров – 2–4 шт. Использование пожарного инвентаря и оборудования для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с пожаротушением, категорически запрещается.

    2. Требования к открытым спортивным площадкам

    Открытые спортивные площадки должны быть расположены в спортивной зоне на расстоянии не менее 10 м от учебных корпусов. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных, спортивных занятий и оздоровительных мероприятий (СП 2.4.2. 782-99 п. 2.4).

    Спортивная зона пришкольного участка должна иметь ограждение по периметру высотой 0,5–0,8 м. Допускается в качестве ограждения использовать кустарники с неядовитыми, неколючими и непылящими плодами.

    Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводятся. Площадки для подвижных игр должны быть установленных размеров, ровными, очищенными от камней и других инородных предметов. Площадки для подвижных игр должны располагаться вблизи выходов из здания (для максимального использования их во время перемен) и разделены для учащихся каждой ступени школьного обучения (СП 2.4.2. 782-99 п. 2.2). Площадки нельзя ограждать канавами, устраивать деревянные или кирпичные бровки. Не менее чем на 2 м вокруг площадки не должно быть деревьев, столбов, заборов и других предметов, способных причинить травму.

    Беговые дорожки не должны иметь бугров, ям, скользкого грунта. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную отметку.

    Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхленным на глубину 20–40 см песком. Песок должен быть чистым, грунт выровнен.

    Площадки для метаний располагаются в хорошо просматриваемом месте, на значительном расстоянии от общественных мест (тротуаров, дорог и т.д.).

    Длина секторов для приземления снарядов должна быть не менее длины, приведенной в таблице 4.

    Таблица 4Длина секторов для приземления снарядов (м)


    Место проведения занятий по лыжной подготовке (профиль склонов, рельеф местности), дистанция и условия проведения должны тщательно выбираться и соответствовать возрастным особенностям и физической подготовленности занимающихся.

    Учебная площадка для начального обучения катанию на лыжах должна быть защищена от ветра, иметь уклон не более 4 градусов. Размер площадки выбирается с таким расчетом, чтобы постоянная дистанция между двигающимися лыжниками была не более 10 м.

    Учебный и тренировочный склоны должны иметь уплотненный снег без каких-либо скрытых под ними камней или деревьев, глубоких ям и выбоин, образующих трамплины. Склон не должен иметь обледенелостей и обнаженных участков земли.

    Катки с искусственным ледяным покрытием должны иметь толщину льда не менее 15 см, уклон должен быть не более 10 мм/м. Толщина льда на естественном водоеме, оборудованном для обучения катанию на коньках, должна быть не менее 25 см.

    Катки и конькобежные дорожки должны иметь ровную, без трещин и выбоин поверхность.

    Все возникающие повреждения поверхности льда немедленно ограждаются. Катки и конькобежные дорожки должны иметь площадки не менее 8 м 2 на одного учащегося.

    3. Требования к спортивному инвентарю и оборудованию

    Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в закрытых или открытых местах проведения занятий, должны находиться в полной исправности и быть надежно закреплены. Надежность установки и результаты испытаний инвентаря и оборудования должны быть зафиксированы в специальном журнале. Размещение оборудования должно предусматривать безопасную зону вокруг каждого гимнастического снаряда. Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления (гайки, винты) должны быть надежно завинчены.

    Жерди брусьев каждый раз перед началом учебного года должны ремонтироваться по всей длине. При обнаружении трещины жердь необходимо заменить.

    Гриф перекладины необходимо протирать сухой тряпкой и зачищать шкуркой. Пластины для крепления крюков, рас тяжек должны быть плотно привинчены к полу и заделаны заподлицо.

    Бревно гимнастическое не должно иметь трещин и заусенцев на брусе, заметного искривления.

    Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробах корпуса. Ноги козла должны свободно устанавливаться и прочно закрепляться в заданном положении.

    Гимнастические маты не должны иметь порывов.

    Мостик гимнастический должен быть подбит резиной, чтобы исключить скольжение при отталкивании.

    Канат для лазанья должен быть изготовлен из пенькового или хлопчатобумажного трех– или четырехпрядного волокна диаметром 35–40 мм. Щеки, сдавливающиеся двумя болтами, должны плотно, без зазоров, обхватывать канат по всей площади прилегания. Нижний конец каната должен быть туго обмотан шпагатом на длину 100 мм и обтянут кожаным или матерчатым чехлом. Канат не должен иметь порывов и узлов.

    Шведская стенка должна надежно крепиться к стене, а поперечины не должны иметь трещин и люфтов в местах крепления.

    Гимнастическая скамейка должна иметь хорошую устойчивость. В узлах креплений гайки и болты должны быть надежно завинчены.

    Гимнастическая палка должна иметь ровную поверхность без трещин, заусениц и закругленные концы.

    Мячи набивные должны использоваться по номерам строго в соответствии с возрастом и физической подготовленностью учащихся.

    Вес спортивных снарядов для метания должен соответствовать возрасту и полу согласно правилам соревнований.

    Лыжный инвентарь должен быть подобран в соответствии с росто-весовыми данными учащихся и подогнан индивидуально: палки должны быть легкими, прочными и удобными, иметь петли для хвата руками, острие для упора и ограничительное кольцо; поверхность лыж не должна иметь перекосов и боковых искривлений, трещин, заусенцев и сколов; скользящая поверхность должна быть просмолена и смазана специальной мазью в соответствии с погодными условиями.

    Баскетбольный щит должен быть изготовлен из соответствующего прозрачного материала (предпочтительно – закаленного небьющегося стекла), представляющего собой монолитный кусок. Если он изготовлен из другого непрозрачного материала, то должен быть выкрашен в белый цвет. Размер щита должен быть 1,80 м по горизонтали и 1,05 м по вертикали. Нижняя часть щита должна быть гладкой. Щит должен жестко монтироваться к стене или к опоре и выступать от лицевой линии на 1,20 м. Кольца должны иметь диаметр 45 см и быть окрашены в оранжевый цвет. Приспособления для крепления сеток не должны иметь острых краев и щелей.

    Баскетбольный мяч должен иметь сферическую форму и вес не менее 567 г и не более 650 г. Он должен быть накачан до такой степени воздушного давления, чтобы при падении с высоты 1,80 м, измеренной от нижней поверхности мяча, отскакивал на высоту, измеренную до верхней поверхности мяча, не менее 1,20 м и не более 1,40 м.

    Волейбольные стойки должны устанавливаться на расстоянии не ближе 50 см от боковых линий, а их крепление не должно представлять опасность для игроков. Высота стойки должна обеспечивать крепление сетки на необходимом уровне.

    Волейбольная сетка должна иметь ширину 1 м, длину – 9,5 м. Высота, на которую натягивается сетка в центре площадки, составляет для мужчин 2,43 м, для женщин – 2,24 м. На сетке под боковыми линиями устанавливаются так называемые антенны, высота которых превышает высоту сетки на 80 см.

    Волейбольный мяч должен быть изготовлен из мягкой кожи, круглый и одноцветный. Вес мяча – 270–280 г, окружность – 64–66 см. Давление воздуха внутри камеры должно составлять максимум 0,051 кг/см 3 .

    Извлечение из Положения о службе охраны труда в системе Министерства образования РФ

    (утверждено приказом Минобразования № 92 от 27. 02. 1995 г.)

    Заведующий учебным кабинетом, мастерской, спортзалом, кружком, спортивной секцией и т.д.:

    – осуществляет организацию безопасности и административно-общественный контроль состояния рабочих мест, учебного оборудования, технических и наглядных средств обучения, спортивного инвентаря;

    – не допускает проведения занятий, работы кружков, секций, выполнения других работ в не оборудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях, а обучающихся, воспитанников – к проведению занятий или работ без предусмотренной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

    – разрабатывает и периодически пересматривает не реже одного раза в 5 лет инструкции по охране труда, представляет их на утверждение руководителю образовательного учреждения;

    – контролирует оснащение учебного помещения противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, каждого рабочего места – инструкцией, наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;

    – организует проведение учителем инструктажа по охране труда обучающихся, воспитанников с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале установленного образца;

    – вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса для включения их в соглашение по охране труда, а также доводит до сведения руководителя образовательного учреждения информацию о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма работников, обучающихся, воспитанников (заниженность освещенности, шум пуско-регулирующей аппаратуры, люминесцентных ламп, нарушение экологии на рабочих местах и др.);

    – подает в установленном порядке заявки на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты для работников, обучающихся, воспитанников;

    – немедленно сообщает руководству, профсоюзному комитету о каждом несчастном случае, происшедшем с работником, обучающимся или воспитанником;

    – несет ответственность, в соответствии с действующим законодательством о труде, за несчастные случаи, произошедшие с работниками, обучающимися, воспитанниками во время образовательного процесса в результате нарушения норм и правил охраны труда;

    – обеспечивает готовность коллективных средств защиты и правильное их использование;

    – проводит обучение, консультации, инструктажи работников, обучающихся, воспитанников по вопросам безопасности жизнедеятельности;

    – участвует в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, происшедших с работниками, обучающимися, воспитанниками;

    – принимает участие в административно-общественном контроле по вопросам охраны труда;

    – несет личную ответственность за жизнь, здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

    Извлечения из методических рекомендаций по контролю состояния охраны труда в образовательных учреждениях

    (приказ Министерства образования РФ от 27. 02. 1995 г. № 92)

    Состояние охраны труда в спортивном зале

    Наличие инструкций по охране труда. (В спортивном зале должны быть инструкции по охране труда при занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, лыжами, по спортивным и подвижным играм, при проведении соревнований, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения, согласовываются с председателем профсоюзного комитета и пересматриваются не реже одного раза в пять лет.)

    Наличие акта-разрешения на проведение занятий в спортивном зале.

    Наличие и заполнение журнала регистрации инструктажа учащихся по охране труда, носилок и укомплектованность медицинской аптечки. (Медицинская аптечка должна быть укомплектована в соответствии с ГОСТом. На упаковках медикаментов проставляется порядковый номер согласно описи. На дверце медицинской аптечки или рядом с ней вывешивается краткая инструкция по оказанию первой помощи при травмах, а также адрес и номер телефона ближайшего лечебного учреждения.)

    При оказании первой доврачебной помощи могут быть использованы все находящиеся под руками оказывающего данную помощь стерильные средства, а также препараты, лекарства, инструменты из аптечки, которая должна храниться в специально отведенном месте в каждом спортивном сооружении и содержать:

    – бинт или марлю (стерильные);

    – вату гигроскопическую (стерильную);

    – йодную настойку 3–5% (спиртовую);

    – перманганат калия (свежеприготовленный раствор);

    – инструментарий (ножницы медицинские, ланцет, булавки, жгут).

    После оказания первой доврачебной помощи следует направить пострадавшего в лечебное учреждение или сообщить в соответствующий отдел здравоохранения.

    Спортивный зал должен быть обеспечен носилками, иметь адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь.

    Расследование и учет несчастных случаев с учащимися во время учебно-воспитательного процесса проводится в соответствии с Положением о расследовании и учете случаев, происшедших с учащимися общеобразовательных школ всех типов и детей, находящихся во внешкольных и дошкольных учреждениях системы Министерства образования.

    Наличие записей в специальном журнале «Акт испытания гимнастических снарядов и оборудования» о результатах испытаний спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств. (Испытание спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств и запись их результатов в специальном журнале производится перед началом нового учебного года.)

    Соблюдение нормы освещенности в спортивном зале. [Наименьшая освещенность должна быть: при люминесцентных лампах – 200 лк (13 Вт/м 2 ), при лампах накаливания – 100 лк (32 Вт/м 2 ).]

    Наличие защитного ограждения окон и светильников от ударов мячом.

    Наличие плана эвакуации из спортивного зала в случае возникновения пожара, двух огнетушителей; оборудование запасного выхода из зала легко открывающимся запором.

    Соблюдение санитарно-гигиенических норм. (Температура воздуха в спортивном зале должна быть 15–17 °С, в раздевалках – 19–23 °С, в душевых – 25 °С. Влажная уборка спортивного зала должна проводиться не менее двух раз в день, выколачивание матов на открытом воздухе – не реже одного раза в неделю. Спортивный зал перед началом занятий, после каждого урока, в конце рабочего дня должен тщательно проветриваться.)

    Санитарное состояние раздевальных, туалетных, душевых помещений. Оборудование раздевальных крючками (шкафами) и скамейками для раздевания, душевых – индивидуальными смесителями холодной и горячей воды, решетками для мытья; возможность внеурочных, спортивных занятий.

    Меры безопасности при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту в образовательной школе

    1. Настоящие Правила безопасности занятий являются обязательными при организации и проведении учебных, внеклассных и внешкольных занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах, внешкольных учреждениях и оздоровительных лагерях различного типа.

    2. Административный, педагогический и медицинский персонал образовательных школ должен руководствоваться настоящими Правилами, знать и соблюдать их в практической деятельности по физическому воспитанию учащихся (воспитанников) и при занятиях с ними спортом.

    3. На администрацию школ возлагается ответственность за исправность спортивного инвентаря и оборудования в соответствии с санитарно-гигиеническими условиями требований, предъявляемым к месту проведения занятий настоящими Правилами.

    4. На медицинский персонал возлагается ответственность за проведение в установленном порядке лечебно-профилактических мероприятий, содействующих сохранению здоровья учащихся, а также осуществление санитарного надзора за местами и условиями проведения учебно-воспитательного процесса по физической культуре.

    5. Решение о невозможности проведения спортивных мероприятий на открытом воздухе в связи с метеорологическими условиями выносится местными органами.

    6. Разрешение на проведение занятий по физкультуре в школе выдается комиссией образовательного учреждения при приеме школы к новому учебному году. Разрешение оформляется актом.

    7. Проведение занятий с применением неисправного оборудования или спортинвентаря, без специальной спортивной одежды не допускается.

    8. Учитель физической культуры или лицо, проводящее занятие по физическому воспитанию, по внешкольной работе, несут прямую ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся и обязаны:

    – перед началом занятий провести тщательный осмотр места проведения занятия, убедиться в исправности спортинвентаря, надежности установки и закрепления оборудования в соответствии с санитарно-гигиеническими условиями требований, предъявленных к месту проведения занятий настоящими Правилами, инструктировать школьников о порядке, последовательности и мерах безопасности при выполнении физических упражнений;

    – обучать школьников безопасным приемам выполнения физических упражнений и следить за соблюдением мер без опасности, при этом строго придерживаться принципов доступности и последовательности обучения; по результатам медицинских осмотров знать физическую подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося, в необходимых случаях обеспечивать страховку; при появлении у учащегося признаков утомления или при жалобе на недомогание и плохое самочувствие немедленно направлять его к врачу;

    – после окончания занятий тщательно осмотреть место проведения занятий, убедиться в отсутствии напряжения в электросети и устранить обнаруженные недостатки.

    Перед проведением первого урока в новом учебном году учитель физической культуры обязан провести инструктаж по мерам безопасности с учениками.

    Инструктажи по охране труда с обучающимися проводятся в следующем порядке:

    а) вводный инструктаж проводится с вновь прибывшими школьниками один раз за все время обучения;

    б) инструктаж на рабочем месте (первое занятие в I четверти в сентябре и первое занятие в III четверти) и инструктаж по видам спорта, которые запланированы в этих четвертях, проводится со всеми учениками не менее двух раз в год; после проведения инструктажей они фиксируются в журнале установленной формы;

    в) во II и IV четвертях, когда учащиеся переходят заниматься со спортивных площадок в спортивный зал, с ними проводится повторный инструктаж на рабочем месте и доводится до сведения инструкция по виду спорта; в классном журнале в графе «тема занятия» записывается «беседа по мерам безопасности» и ставится подпись учителя.

    9. Порядок действий в случае, если учащийся во время учебного процесса получил травму:

    а) оказать первую медицинскую помощь;

    б) доставить пострадавшего в лечебное учреждение;

    в) немедленно сообщить о несчастном случае руководителю учреждения (дежурному администратору) и родителям пострадавшего;

    г) при необходимости принять участие в расследовании несчастного случая.