Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по демонтажу силового трансформатора img-1

инструкция по демонтажу силового трансформатора

Категория: Инструкции

Описание

ППР на демонтаж трансформатор на действующей ПС

ППР на демонтаж трансформатор на действующей ПС.

Требуется инструкция по эксплуатации этого трансформатора и решения руководства о дальнейшей судьбе этого трансформатора и его масла, а также его фундамента в виде приказов/протоколов.
По идее демонтаж трансформаторов - это уже ремонт или реконструкция. На это дело должно быть стадия ПД и раздел ПОС. Там должно быть чего-то написано. Потребуйте ПОС, ваш ППР должен его детализировать и не противоречить.

Активную часть при транспортировке обычно раскрепляют в трансформаторе комплектными или новыми устройствами (болтами или ещё чем).
Можно просто распилить, например.
Масло надо или регенерировать или утилизировать в соответствии с ПД.

Так начинайте делать. Будут вопросы ответим.
Я только немного их касался. Но на форуме есть два человека, которые по ПС собаку съели.

Демонтировать же не монтировать. Всё проще.

__________________
"Безвыходных ситуаций не бывает" барон Мюнгхаузен

Кстати, замена трансформатора - это минимум ремонт ПС. Который вроде требует проектной документации. В любом случае надо писать ППР.
И ППРк. А на ППРк нужна корочка РТН.

В общем нет проблем. Конкретные проблемы на форуме можно решить.
Andreusis. вы только поймите. Пока ничего конкретного вы не спросили.
А сказали просто "помогите".
Будут проблемы - обращайтесь конкретизируя.

Говорят масло можно не сливать транспортируя с ним. Однако вроде бы масло после транспортировки трансформатора требует регенерации/замены ?
Уже давно ПОС на ПС делал не помню.
То ли инструкция была какая. Что-то было.
Инструкция по замене трансформаторов. Или по ремонту -//-. Или по монтажу. Наверное последнее. Поищите.
РД 34.46.605 (РДИ 34-38-058-91) - Трансформаторы
РД 34.46.501 Инструкция по эксплуатации трансформаторов
СО 34.46.605-2005 Типовая технологическая инструкция. Трансформаторы классов напряжения 110-1150 кВ мощностью 80 МВ.А и более. Капитальный ремонт
И их много вообще.

__________________
"Безвыходных ситуаций не бывает" барон Мюнгхаузен

Другие статьи

Приемка, демонтаж, разборка - Капитальный ремонт силовых трансформаторов 110-1150кВ от 80MBA

Приемка, демонтаж, разборка - Капитальный ремонт силовых трансформаторов 110-1150кВ от 80MBA

Страница 3 из 14

4. ПРИЕМКА В РЕМОНТ ТРАНСФОРМАТОРА
И ХРАНЕНИЕ РЕМОНТНОГО ФОНДА

4.1. Трансформатор сдавать в ремонт полностью в рабочем состоянии со всей технической, ремонтной и эксплуатационной документацией, а также с комплектом необходимых для ремонта запасных частей, деталей, материалов, инвентарной оснастки и оборудования для выполнения ремонта.
4.2. Запасные вводы хранить: сухие - в заводской упаковке, в сухом помещении; маслонаполненные - в отапливаемом помещении на специальных подставках в вертикальном положении заполненными сухим маслом.
4.3. Запасные охладители хранить в деревянной упаковке в сухом помещении, залитыми сухим маслом и герметично закрытыми.
4.4. Запасные маслонасосы системы охлаждения трансформатора хранить в заводской упаковке залитыми сухим маслом и герметично закрытыми.
4.5. Запасные вентиляторы системы охлаждения хранить в сухом помещении в заводской упаковке.

5. ДЕМОНТАЖ ТРАНСФОРМАТОРА НА ФУНДАМЕНТЕ, ПРЕДРЕМОНТНЫЕ
ИСПЫТАНИЯ, ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТРАНСФОРМАТОРА НА МЕСТО РЕМОНТА

5.1. Отсоединить шины и спуски от отводов, силовые и контрольные кабели от двигателей и приборов, заземление трансформатора. Произвести частичный демонтаж противопожарной системы.
5.2. Произвести внешний осмотр трансформатора, выявить дефекты, имеющиеся места течей отметить мелом или керном. Составить ведомость дефектации.
5.3. Перекрыть вентили и задвижки между охладителями и баком трансформатора.
Слить масло из маслопроводов, отсоединить маслопроводы от трансформатора и установить на фланцах маслопроводов, задвижек и вентилей бака заглушки с маслоспускными пробками. Заполнить маслом все маслопроводы и охладители.
5.4. Очистить наружные поверхности контактных зажимов вводов от загрязнений.
5.5. Объем предремонтных испытаний должен состоять из: измерения сопротивления изоляции мегаомметром R60 и R15; измерения tgd изоляции обмоток; измерения сопротивления обмоток постоянному току; физико-химического анализа масла.
5.6. Произвести на всех рельсах разметку мест их сопряжения с катками кареток трансформатора, приподнять домкратами трансформатор со стороны расширителя, убрать с рельсов подкладки, обеспечивающие наклон трансформатора по оси расположения газового реле. Осмотреть каретки и катки, смазать оси катков. Опустить трансформатор на рельсы проверить надежность закрепления кареток к дну бака.
5.7. Закрепить блоки полиспаста за якорь и специальную конструкцию на трансформаторе для перемещения его по поперечной оси. Постепенно разматывая трос с барабана лебедки, пропустить его через оттяжной блок, зарядить полиспаст, закрепить конец троса за ушко в блоке и выбрать слабину в полиспасте. Тщательно проверить состояние кареток и путей перекатки.
5.8. Проверить стыки на крестовинах рельсовых путей, установить на стыках крестовин рельсовых путей вставки и закрепить их.
5.9. Перемещение трансформатора с фундамента на ремонтную площадку осуществлять следующим образом:
переместить трансформатор с фундамента на поворотную крестовину;
приподнять трансформатор на 150 мм, повернуть каретки на 90°, опустить трансформатор, закрепить каретки, переставить вставки в крестовинах, переставить полиспаст;
переместить трансформатор на 40-50 м и переставить полиспаст.
Операции поворота катков и перекатки по продольной и поперечной осям повторять по всему пути перекатки. Перекатывать трансформатор плавно, без рывков, со скоростью не превышающей 8 м/мин.
Тяговое усилие должно быть направлено по направлению оси рельсовых путей.

Примечания: 1. Подъем трансформатора с помощью гидродомкратов осуществлять плавно, контролируя по манометрам, установленным на этих домкратах, равномерность нагрузки на домкраты. Гидродомкраты устанавливать только в местах, указанных в технической документации трансформатора. Установленные гидродомкраты должны иметь предохранительные гайки на головках поршней. Соединительные шланги должны быть предварительно проверены и испытаны и не иметь перегибов.
2. Трансформаторы с навесными охладителями к месту ремонта следует перемещать с охладителями.
3. Трансформаторы с выносными охладителями к месту ремонта перемещать без охладителей.
4. В отдельных случаях допускается перемещать трансформатор в частично демонтированном виде.
5. Охладители к месту ремонта перемещать герметично закрытыми и заполненными сухим маслом.

6. РАЗБОРКА ТРАНСФОРМАТОРА

6.1. Произвести частичный слив масла из трансформатора (по уровень верхнего ярма магнитопровода).
6.2. Прогреть трансформатор до температуры 60-70°С одним из методов нагрева, указанных в "РД 16363-87. Трансформаторы силовые. Транспортирование, разгрузка, хранение, монтаж и ввод в эксплуатацию" (М. СПО Союзтехэнерго, 1987).

Примечания: 1. Допускается производить разборку трансформатора на открытом воздухе в сухую и ясную погоду при относительной влажности воздуха до 85% (приложение 3).
2. Температура активной части в процессе всего периода разгерметизации должна превышать температуру точки росы окружающего воздуха не менее чем на 5°С и во всех случаях должна быть не ниже +10°С.
3. Продолжительность работ, связанных с разгерметизацией бака, проводимых при соблюдении п. 2 не должна превышать значений указанных в "Нормах испытания электрооборудования" (M. Атомиздат, 1978).
4. Началом вскрытия активной части трансформатора считается начало слива масла, а концом - начало вакуумирования.
5. В период осмотра и ремонта активной части, а также после ремонта до полной герметизации в целях предохранения активной части от увлажнения рекомендуется применять внутри бака продувку сухим подогретым воздухом.
6. Кратковременное вскрытие какой-либо заглушки до установки термометра для измерения температуры (при вынужденном прогреве) не учитывается при определении продолжительности пребывания активной части на воздухе.

6.3. Осмотреть трансформатор о замеченных дефектах сделать запись в ведомости дефектации.
6.4. Ознакомиться по габаритному чертежу трансформатора со схемами стропки вводов, бака и других узлов трансформатора.
6.5. Провести частичный слив масла с подсосом воздуха через технологических воздухоосушитель ниже фланца ввода.
6.6. Демонтировать газоотводные трубы, вентили, задвижки, расширитель, выхлопную трубу и клапаны с помощью ключей гаечных ГОСТ 2839-80, установить заглушки.
6.7. Установить и подключить установку "Суховей" для подачи подогретого и осушенного воздуха в бак трансформатора.
6.8. Демонтировать вводы:
у протяжных вводов отвернуть наконечник и ввернуть в наконечник отвода рым-болт, закрепить тросик за рым-болт для поддержания отвода при снятии ввода;
у вводов зажимного исполнения отсоединить внутри бака отвод обмотки от ввода;
все отводы подвязать к конструкциям активной части и произвести подчистку контактных соединений ввода с обмоткой напильником 2820-0021 ГОСТ 1465-80;
снятые изоляционные детали хранить в масле, исключив при этом возможные механические повреждения;
демонтаж герметичных вводов ГБМТ (с баками давления) производить вместе с баками давления, предохраняя соединительную трубку от повреждений и резких изгибов (радиус изгиба должен быть не менее 90 мм).
Во избежание повреждения фарфоровых покрышек вентиль между бачком давления и вводом должен быть открыт.
6.9. Слить масло в систему маслохозяйства.
6.10. Снять трансформаторы тока с бакелитовыми цилиндрами (предварительно проверить зазоры между цилиндрами и активной частью, которые должны быть не менее 30 мм).
6.11. Узлы, имеющие наклонную ось, (трансформаторы тока, вводы и пр.) демонтировать с трансформатора с чередованием горизонтальных и вертикальных перемещений.
6.12. Снять вводы НН (низкого напряжения), отсоединив гибкие соединения через специальные люки, а также коробки вводов. Вводы, устанавливаемые в обойме, снимать вместе с обоймой.
6.13. Ввинтить до упора домкратные винты для фиксации переключающего устройства погружного типа, отсоединить крепление переключающего устройства к баку трансформатора.
6.14. Маркировать отводы, отсоединить их от переключателей напряжения и закрепить за активную часть. Проверить зазоры между деталями активной части (ярмовыми балками, активной сталью, отводами, креплениями и др.) и баком. Отсоединить внутри бака заземляющие шинки, распорные болты, расцепить валы переключающего устройства, предварительно нанеся риски на муфты сцепления, разобрать систему направленного движения масла (при наличии), отсоединить переключающее устройство.
6.15. Развинтить разъем бака, отпуская равномерно болты по периметру (развинчивание начинать с середины боковых сторон).
6.16. Выполнить стропку верхней части бака (колокола).
6.17. Поднять верхнюю часть бака на высоту 250-300 мм от разъема и выдержать для проверки отсутствия мест касания активной части, перекосов, неравномерности натяжения, исправности тормозов и других механизмов крана. Поднять верхнюю часть бака и установить на ремонтной площадке на деревянные брусья.
6.18. Установить вокруг активной части сборно-разборные стеллажи с перилами на уровне верхнего ярма магнитопровода.

Ремонт силовых трансформаторов

Ремонт силовых трансформаторов.

Отвертывают верхние гайки вертикальных шпилек и гайки горизонтальных прессующих шпилек. Снимают ярмовые балки. Расшихтовывают верхнее ярмо со стороны ВН и НН одновременно. Эскизируют взаимное расположение пластин двух последних слоев активной стали магнитопровода. Связывают верхние концы пластин, продевая кусок проволоки в отверстие для стержня. Демонтируют обмотки.

Извлекают шпильки из ярма. Маркируют балку надписью «сторона ВН» или «сторона НН». Расшихтовывают, вынимая по 2-3 пластины, не перемешивая, связывают в пакет. Укладка пластин после ремонта должна соответствовать заводской.

Замена изоляции стяжных шпилек

Бумажно-бакелитовую трубку изготавливают из кабельной бумаги толщиной 0,12 мм и при намотке на шпильку пропитывают бакелитовым лаком, затем запекают.

Изолирующие шайбы и прокладки изготавливают из электрокартона ЭМ толщиной не менее 2 мм. Проверяют изоляцию стяжных шпилек, накладок и ярмовых балок, мегаомметром 1000 и 2500 В.

Толщина стенок изоляционных трубок, мм для диаметров шпилек, мм:

Диаметр изолирующей шайбы должен быть на 3-5 мм больше диаметра нажимной.

Сопротивление изоляции стяжных шпилек должно быть не ниже 10 МОм.

Удаление старой изоляции листов стали

Удаляют старую изоляцию стальными щетками или кипячением листов в воде, если они покрыты бумажной изоляцией

Можно применять обжиг листов с равномерным нагревом при температуре 250-300 ?С в течение 3 минут

Допускают изолирование пластин через одну. Новый слой лака наносят пульвелизатором. Сушат 6-8 часов при температуре 20-30 ?С.

Используют смесь из 90 % лака 202 и 10 % чистого керосина или глифталевого лака 1154 и растворителей (бензина и бензола). Можно применять зеленую эмаль МТЗ.

При ремонтах после «пожара стали» изготавливают новые листы стали

Листы раскраивают так, чтобы длинная сторона была обязательно вдоль проката. Отверстие для стяжных шпилек делают только штампом.

Сверление не допускается

Проверка и ремонт переключателя для регулирования напряжения

Поворачивают несколько раз переключатель по часовой стрелке в положения I, II и III, что с ответствует фазам A, B, C. Проверяют плотность прилегания контактных колец к контактным стержням. Убеждаются в надежности паек отводов и переключателей и плотности затяжек контрогайки наконечника стойки.

Наличие четкого щелчка при переключении свидетельствует об исправности механизма переключения. В переключенном положении фиксирующие шпильки должны входишь в свои гнезда. Перепайку отводов при необходимоти производят припоем ПОС-40.

Установка переключателя после ремонта

Протирают место установки ветошью, смоченной в бензине. Старые уплотнение заменяют новыми.

Ремонт наружной части силовых трансформаторов

Ремонт наружной части силовых трансформаторов

Маслорасширитель представляет собой сварной стальной цилиндр, закрепленный на кронштейнах и соединенный с баком патрубком. Уровень масла в расширителе контролируется указателем уровня в виде трубки или прозрачной вставки. В верхней части расширителя имеется отверстие для заливки масла, которое закрывается пробкой с резьбой. Для свободной циркуляции воздуха установлена дыхательная труба, нижний торец которой защищен крышкой с отверстием и сеткой. Вместе с воздухом в расширитель (а следовательно, и в масло) могут попадать частицы пыли и грязи, а также пары влаги, которые конденсируются на его стенках. Для удаления загрязненного масла и влаги имеется отстойник с пробкой. Температуру масла в трансформаторе контролируют ртутным термометром или термометрическим сигнализатором.
Газовое реле устанавливают на трансформаторах с масляным охлаждением, имеющих расширители.
Действие газовой защиты основано на том, что при повреждениях внутри кожуха трансформатора происходит разложение масла и органической изоляции, сопровождающееся выделением газа.
Газовая защита реагирует на все виды внутренних повреждений в трансформаторе: витковые замыкания в обмотках, пробой обмоток на корпус, нарушение изоляции между листами стали магнитопровода, короткие замыкания между обмотками разноименных фаз и т. п.
Внутренние повреждения в трансформаторе сопровождаются электрической дугой или нагревом в месте повреждений, в результате чего выделяются газообразные продукты разложения трансформаторного масла и изоляции, которые поднимаются в сторону расширителя. При интенсивном газообразовании создается значительное давление газов в зоне поврежденного участка, вследствие чего масло от этой зоны движется в сторону расширителя.
Переключатель напряжения предназначен для переключения числа витков обмотки высокого напряжения и имеет три ступени регулировки напряжения: + 5 %, номинальное напряжение, — 5 %. Наиболее распространены следующие типы переключателей:
ТПСУ-9-120/6, устанавливаемый в трансформаторах мощностью до 100 кВА, напряжением до 6 кВ без расширителя; переключатель размещается под крышкой, в которой есть отверстие для рукоятки, и закрепляется на верхних ярмовых балках выемной части трансформатора; отверстие закрывается чугунным колпаком;
ТПСУ-9-120/11, ТПСУ-9-120/12, применяемые в трансформаторах напряжением до 10 кВ и мощностью до 1000 кВА включительно; переключатель устанавливается над крышкой трансформатора.
В последних конструкциях трансформаторов напряжением 10 кВ применяется переключатель реечного типа ПТО-10/63-65, предназначенный для переключения ответвления обмоток в пределах ±2х2,5 % на трансформаторах I—III габаритов на напряжение до 10 кВ.
Вводы предназначены для присоединения концов обмотки к внешней электрической сети.
Термосифонный фильтр — устройство, которое очищает и регенерирует (восстанавливает) масло. Нагреваясь и сообщаясь с воздухом, масло поглощает влагу и окисляется, стареет. Фильтр заполнен специальным поглощающим веществом (сорбентом) — силикагелем КСК.

Ремонт наружных элементов
Текущие ремонты трансформаторов (без РПН) с отключением производятся: трансформаторов центральных распределительных подстанций — не реже 1 раза в 2 года; трансформаторов, установленных в местах усиленного загрязнения,— по местным инструкциям; всех остальных трансформаторов — по мере необходимости, но не реже 1 раза в 4 года.
Текущие ремонты трансформаторов и автотрансформаторов с РПН выполняются ежегодно. Внеочередной ремонт устройств регулирования напряжения под нагрузкой проводится после определенного числа операций по переключению в соответствии с заводскими инструкциями.
Текущие ремонты систем охлаждения Д, ДЦ и Ц осуществляются ежегодно.
В текущий ремонт трансформаторов с отключением от сети входит наружный осмотр трансформатора, устранение дефектов, а также очистка изоляторов и бака (удаление грязи из расширителя), при необходимости в трансформатор доливают масло и проверяют правильность показаний маслоуказателя, осматривают спускной кран, уплотнения и охлаждающие устройства (при необходимости очищают); проверяют состояние газовой защиты и целостность мембраны выхлопной трубы, а также проводят необходимые измерения и испытания.
Наибольшее количество повреждений наблюдается в устройствах обмоток, главной и продольной изоляции, вводов и переключателей.
Поступивший в ремонт трансформатор осматривают. Знакомятся с эксплуатационно-технической документацией, обращая особое внимание на сведения о работе и дефектах трансформатора в эксплуатации, результаты предыдущего ремонта и особые требования, предъявляемые заказчиком.
При внешнем осмотре могут быть установлены некоторые неисправности трансформатора: поверхностное перекрытие; пробой или разрушение изоляторов, ввод, вздутие бака, образовавшееся вследствие механических усилий внутри трансформатора при его аварии; нарушение прочности швов бака или уплотнений, наличие и течи масла; неисправности работы маслоуказателя, сливного крана и другие дефекты.
При ремонте трансформаторов необходимо особое внимание уделять изоляционным работам, так как надежность трансформаторов в эксплуатации определяется в основном качеством изоляции.

Ремонт вводов. Основные неисправности вводов (рисунок 2) следующие: трещины и сколы изоляторов, разрушение изоляторов, некачественная армировка и уплотнение, срыв резьбы контактного зажима при неправильном навинчивании и затягивании гайки. При значительных сколах и трещинах ввод заменяется.
Армирование фарфоровых изоляторов начинают с изготовления зажима из медных или латунных прутков соответствующего диаметра и длины; на концах зажима нарезается резьба по размерам заменяемого. На зажим навинчивают стальной или бронзовый колпак и закрепляют его контргайкой. С внутренней стороны колпак с зажимом скрепляют газосваркой. Сварку производят латунью с применением в качестве флюса буры, предварительно прокаленной в течение 3 ч при 700 °С. Качество сварки должно быть проверено. После сварки зажим лудят гальваническим способом и подвергают вторичному испытанию.
Зажим с приваренным к нему колпаком закрепляют в тисках. Для предохранения резьбу обертывают лентой из мягкого металла. Внутрь колпака вкладывают резиновую прокладку.
Фарфоровый изолятор верхней частью вставляют в колпак и сверху на зажим надевают электрокартонную и металлическую шайбы, которые до отказа затягивают контргайкой. Колпак заливают замазкой, которую после застывания покрывают нитроэмалью 624С.
В качестве армировочных цементирующих замазок для изоляторов напряжением до 10 кВ рекомендуется глето-глицериновая или портландцементная замазка. В случае переармировки изоляторов необходимо старую затвердевшую замазку удалить равномерным нагреванием фарфоровой части ввода, а затем фланца до 100—120°С паяльной лампой или автогенной горелкой. Вследствие температурного расширения фланец отойдет от замазки и при легком ударе молотка по фланцу он отделится от фарфора.

Рисунок 2 – Армированный ввод 6—10 кВ наружной установки:
1 — фарфоровый изолятор, 2 — токоведущий стержень, 3 — резиновая шайба, 4 — колпак, 5 — фланец, 6 — прокладка, 7 — картонная шайба, 8 — стальная шайба, 9 — крышка трансформатора, 10—армировочная масса

Начало обмоток ВН трехфазного трансформатора маркируется буквами А, В и С, а концы этих обмоток — X, Y и Z. Нейтраль — 0. Начало и конец обмоток НН маркируются соответственно а, в, с и х, у, z.

Ремонт поврежденных контактных зажимов

Поврежденную резьбу зажимов отрезают ножовкой заподлицо с плоскостью колпачка. Зажим высверливают на толщину тела колпачка (3—4 мм), после чего его можно свободно вынуть и заменить новым. Новый зажим приваривают от верхней плоскости колпачка.

Ремонт переключателей

Наиболее частыми повреждениями переключателей являются оплавления и подгорания контактных поверхностей. При значительных оплавлениях и полном выгорании контактов переключатель заменяют новым.
В целях устранения повреждений пружины переключатель проверяют путем переключения его по всем ступеням. Исправная пружина для переключателя ТПСУ, ПТО обеспечивает нажатие контактов в рабочем положении 50—60 Н. Каждое положение переключателя четко фиксируется, что сопровождается щелчком.
При осмотре переключателя его следует очистить, закрепить и подтянуть контакты.
Иногда контактная поверхность переключателей покрывается очень стойкой и твердой пленкой — продуктом старения масла. Ее удаляют, протирая поверхность колец и стержней контактов тряпкой, смоченной ацетоном. Применение для этой цели наждачной бумаги недопустимо, так как она может повредить никелированную поверхность.

Ремонт пробивного предохранителя

После каждого пробоя предохранителя устанавливают новую слюдяную пластинку толщиной 0,25 мм, а контактные поверхности предохранителя
тщательно зачищают от образовавшегося нагара.

Пришедшие в негодность уплотняющие прокладки заменяют новыми, изготовленными из маслостойкой резины.
Разметку отверстий в прокладках для прохода болтов делают по крышке или фланцу бака. Отверстия выполняют просечкой. Во избежание перекоса крышки дополнительно прокладывают проволочный ограничитель 5 (рисунок 3 ).

Ремонт расширителя (рисунок 4) чаще всего сводится к промывке его маслом. Но иногда необходимо очищать внутреннюю поверхность расширителя от ржавчины, которая может быть обнаружена при разборке трансформатора в виде большого скопления крупинок на плоскости верхнего ярма, под отверстием патрубка расширителя или чаще под отверстием выхлопной трубы.


Рисунок 3 – Установка уплотняющей прокладки:
1 — стенка бака, 2 — фланец бака, 3 — болт, 4 — резиновая прокладка, 5 — проволочный ограничитель, 6 — крышка


Рисунок 4 – Расширитель:
1 — корпус, 2 — пробка для доливки масла, 3 — маслоуказатель, 4 — отстойник с пробкой, 5 — патрубок к баку трансформатора, 6 — воздухоочиститель, 7 — крышка трансформатора, 8 — съемное дно

В некоторых трансформаторах расширитель не имеет съемного дна. При ремонте трансформатора рекомендуется сплошное дно заменить на съемное (рисунок 5). Работу выполняют следующим образом: старое вварное дно вырезают газовой горелкой. Далее к цилиндру 7 расширителя приваривают стальной фланец 6, в который ввинчивают и приваривают шпильки 5 для крепления съемного дна 4 гайками 3. Дно уплотняют резиновой прокладкой 2, удерживаемой стальным кольцом 1.
При ремонте расширителя проверяют патрубок трубы, соединяющий расширитель с баком. Если патрубок выступает внутрь расширителя менее чем на 30—50 мм, необходимо его переварить, так как при меньшей высоте через патрубок могут попадать в бак осадки, скапливающиеся в расширителе. При этом масло должно быть на отметке нижнего уровня расширителя, как показано на рисунок 4.

При осмотре расширителя ржавчину очищают стальной щеткой и удаляют керосином. После очистки внутреннюю поверхность расширителя следует протереть чистой тряпкой, смоченной бензином, и после полного высыхания покрыть нитроэмалью 624С или ГФ-92-ХК.
При этом надо следить, чтобы эмаль не закупорила отверстия расширителя, особенно отверстия маслоуказателя. После покрытия эмалью
расширитель должен быть высушен в печи в течение 6 — 12 ч при температуре 105—110°С.
Работа с эмалью требует строгого соблюдения правил пожарной безопасности и охраны труда. Хранят ее в герметически закупоренной таре.

Старые типы маслоуказателя, сообщающиеся с расширителем только снизу, а в верхней части имеющие «дыхательное» отверстие, заменяют новыми пластинчатого типа, которые можно изготовить по чертежам завода-изготовителя.

Ремонт гильз для термометров

Частые повреждения гильзы происходят из-за попадания в нее воды, которая, замерзая зимой, расширяется и выдавливает в бак трансформатора дно гильзы. У неработающих трансформаторов в зимнее время рекомендуется гильзу тщательно закрывать.
В современных трансформаторах ртутные термометры заменены на спиртовые.

Ревизия термосифонного фильтра и воздухоосушителя

Воздухоосушитель предназначен для того, чтобы через «дыхательное» отверстие расширителя не попадал влажный и загрязненный воздух. Осушитель крепят на стенке расширителя или бака трансформатора. Воздух очищается в слое силикагеля, проходя через слой масла фильтра.
В ряде трансформаторов для такой же цели применяют силикагелевые поглотительные патроны, которые устанавливают на крышке трансформатора вблизи расширителя или в самом расширителе. Эти устройства не требуют специального ремонта, и достаточно ограничиться их ревизией.
Силикагель по мере увлажнения теряет свои свойства, поэтому его заменяют сухим. Признаком увлажнения служит изменение его цвета, что легко наблюдать через смотровое стекло воздухоосушителя. Находящийся в сетчатом патроне индикаторный силикагель меняет голубую окраску на розовую.
При ревизии и замене силикагеля каждый из этих устройств демонтируют, разбирают, высыпают отработанный силикагель. Все внутренние полости и детали устройств протирают ветошью, смоченной керосином. Резиновые и асбестовые уплотнения заменяют новыми. Устройство собирают и устанавливают на место. Масса силикагеля, загружаемого в фильтр, равна 0,1—0,2 % массы масла в трансформаторе.