Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по стандарту Isago img-1

руководство по стандарту Isago

Категория: Руководства

Описание

Внедрение стандарта ISAGO

Установите flash-player

По мере глобализации авиационного бизнеса возникла объективная необходимость в стандарте наземных услуг, признанном на международном уровне и отражающем наилучшую сложившуюся практику.

Наиболее подходящей организацией для разработки и поддержания такого стандарта является ИАТА - ассоциация международных авиаперевозчиков – учитывая накопленный ею опыт по наземному обслуживанию и внедрению стандарта безопасности для авиакомпаний IOSA ( IATA Operational Safety Audit ).

ISAGO – это аббревиатура IATA Safety Audit for Ground Operations (Аудит ИАТА по безопасности наземного обслуживания).

Две основные цели ISAGO:

  • Повышение эксплуатационной безопасности
  • Сокращение общего числа аудитов по наземному обслуживанию

Стандарты ISAGO основываются на тех же принципах управления безопасностью, что и стандарты IOSA для авиакомпаний, и устанавливают минимальный уровень наземного обслуживания:

  • Организация и система управления (Organization and Management System)
  • Управление услугами по наземному обслуживанию (Station Management)
  • Управление загрузкой ВС (Load Control)
  • Обслуживание пассажиров (Passenger Handling)
  • Обслуживание багажа (Baggage Handling)
  • Обслуживание и загрузка ВС (Aircraft Handling and Loading)
  • Движение ВС по аэродрому (Aircraft Ground Movement)
  • Обслуживание груза (Cargo Handling)
  • Заправка ВС топливом (Aircraft Fuelling)
  • Защита ВС от обледенения (Aircraft De/Anti-icing)

Наша организация предоставляет полный комплекс услуг по подготвке системы менеджмента для сертификации по стандартам ISAGO от выявления особенностей Вашей системы менеджмента и распределения ответственности до разработки требуемых документов и записей.

Обращаем ваше внимание на то, что вся представленная на сайте информация носит ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации, пожалуйста, обращайтесь в головной офис компании ООО "Системы качества".

© Системы качества, 2011
Разработка сайта - PM Studio

Видео

Другие статьи

Документация по наземному обслуживанию и ISAGO Ground Operations Documentation & ISAGO

Учебный курс IATA
«Документация по наземному обслуживанию и ISAGO» (Ground Operations Documentation & ISAGO)


Авиационный центр "Экономика и передовые технологии" является авторизованным учебным центром Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и предлагает пройти обучение по программе "Документация по наземному обслуживанию и ISAGO"


Курс по документации по наземному обслуживанию и ISAGO был разработан с целью оказания помощи провайдерам по наземному обслуживанию в разработке и внедрении Системы управления документами. Материалы курса содержат подробную информацию о структуре документов. В данном курсе акцент делается на подготовку к аудиту, анализе недостатков, процедурах проведения аудита непосредственно на месте производства работ, корректирующих планах действий и завершении аудитов. Участники ознакомятся с Программой ISAGO с точки зрения регистрации, подготовки к аудиту и его завершению.


В результате изучения курса Вы сможете:

Понять важность правильной системы управления документацией

Идентифицировать элементы системы документации

Разработать дизайн процесса документооборота, процедуры развития и документационную иерархию

Идентифицировать ISAGO и Стандарты наземного обслуживания и Рекомендуемую практику

Качество и регулирование

Элементы системы управления документацией: структура документов, нахождение по ссылке, сохранение документов и обновление

Стандарты документации и аудит

Требования к документации по ISAGO

Система документации по ISAGO

Стандарты и рекомендуемая практика ISAGO

Руководство по стандартам наземного обслуживания GOSM

Подготовка к аудиту

Проведение аудита непосредственно на рабочем месте

Повторная проверка и завершение ISAGO

Анализ основных причин

Корректирующий план действий

Q5 (Система электронного аудита) Анализ и организации рабочего процесса Обзор и резюме

Упражнения и обсуждения в группах

Производственного персонала авиакомпаний

Провайдеров наземного обслуживания и супервайзеров

Менеджеров по качеству

Менеджеров по безопасности

Стоимость курса: для России и СНГ - $ 1400,00 ; для других стран - $ 1600,00 .

Даты проведения курса: декабрь 2011 года

Плата за курс обеспечивает: регистрацию в IATA, учебный комплект на английском языке, кофе-паузы.

Зачисление слушателей производится по результатам оплаты в соответствии с заключённым Договором.

Курс проводится на английском языке инструкторами IATA. Обеспечивается перевод с английского на русский язык.
По окончании обучения проводится письменный экзамен на английском языке.
Слушатели, успешно сдавшие экзамен, получают Сертификат IATA международного образца.

Оплата за курс должна быть произведена за 25 календарных дней до начала курса (в соответствии с требованиями IATA).

Необходимое условие для участия - знание английского языка

Адрес. 125167, Москва, Ленинградский проспект, дом 39, строение 14, 5 этаж, офис 513.
Тел./Факс: Тел.:+7(985) 220 3821 Тел.: +7(495) 945 57 60, (495) 945 89 06. E-mail: info@aviatraining.org Website. www.npac.ru. www.aviatraining.org

Управление технической работой

Управление технической работой Техническое руководящее бюро

Техническая работа проводится под общим руководством Технического руководящего бюро (ТРБ). ТРБ подотчетно Совету ИСО и его роль определена в уставе организации.

В частности, ТРБ ответственно за выполнение таких задач, как создание различных технических комитетов (ТК), назначение Председателей ТК и контроль за ходом технической работы. ТРБ также несет ответственность за Директивы, которые являются правилами разработки международных стандартов, и занимается всеми вопросами стратегического планирования, координации и мониторинга эффективности деятельности в области технического комитета.

Коммюнике ТРБ

Информацию о последних изменениях в технической политике и процедурах можно найти в Коммюнике ТРБ, опубликованном после каждого заседания ТРБ. С полным собранием Коммюнике ТРБ можно ознакомиться он-лайн .

Ключевая политика и руководство Глобальное значение политики ИСО

Международный стандарт должен быть внедрен как можно в большем количестве затрагиваемых отраслей промышленности по всему миру. Приведенная ниже информация является практическим руководством для руководителей комитетов ИСО, делегатов от национальных органов ИСО и экспертов, которая может помочь в реализации концепции глобального значения при разработке международных стандартов ИСО.

Стандарты и регламенты

Стандарты ИСО и МЭК можно использовать в поддержку и для упрощения процесса разработки и применения технических регламентов. Более подробно – на странице стандарты и регламенты.

Стандарты ИСО/МЭК и патенты

Узнайте больше об общей патентной политике между ИСО, МЭК и МСЭ утвержденной Советом в марте 2006 года.

Кодекс поведения

В соответствии с проектом изменений, который называется «Living Lab», в 2010 и 2011 годах был сделан полный анализ процесса разработки стандартов ИСО. В результате этого анализа был составлен Кодекс поведения при выполнении технической работы.

Критерии выбора лиц для руководства технической работой

Также в рамках «Living Lab», обсуждался вопрос о том, какой вклад вносит роль руководящего технической работой персонала в успех самой технической работы. Несколько позже были разработаны Критерии выбора лиц для руководства технической работой. Они касаются роли Председателя, Руководителя и Секретаря.

Критерии выбора лиц для руководства технической работой можно найти в Приложении SQ к документу Дополнение ИСО. Процедуры характерные для ИСО .

Более подробная информация в этом разделе

Международная организация по стандартизации ИС0 (ISO) Скачать бесплатно без регистрации

Международная организация по стандартизации ИСО (ISO)

ИСО (Международная организация по стандартизации) является крупнейшим в мире разработчиком Международных стандартов. ИСО это сеть национальных организаций по стандартизации 157 стран. Одну страну представляет одна организация, центральный аппарат находится в Швейцарии и координирует работу всей организации.

ИСО это неправительственная организация, которая связывает государственный и частный сектор, таким образом способствует консенсусу, который должен быть достигнут на основе решений, отвечающих требованиям бизнеса и потребителям общества.

Названию «Международная организация по стандартизации» дано сокращение «ИСО» от греческого isos, что значит «равный». Независимо от страны и языка краткая форма названия организации всегда звучит ИСО.

Стандарты ИСО обеспечивают желательные характеристики изделий и услуг, делают разработку, изготовление и поставку изделий и услуг более эффективными, безопасными и хорошего качества, тем самым способствуют торговле между странами, обеспечивают техническую базу и базу для защиты потребителей и пользователей в целом, в вопросах касающихся изделий и услуг - делают жизнь проще, предоставляя решения общих проблем.

Стандарты ИСО обеспечивают технологические, экономические и социальные преимущества:

  • для промышленности и торговли - поставщики могут разрабатывать и предлагать изделия и услуги, отвечающие техническим требованиям, принятым в международном масштабе;
  • для покупателей - совместимость техники предлагает широкий выбор товаров и услуг, благодаря конкуренции между поставщиками они только выигрывают;

Правительствам Международные стандарты обеспечивают технологическую и научную базу в области здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды. В торговле - равные условия всем конкурентам на рынке, для потребителей гарантирует качество, безопасность и надежность изделий и услуг.

Сторонами заинтересованными в международной стандартизации, являются все те группы, которые заинтересованы в ней потому, что они испытывают ее влияние, и поэтому хотят внести свой вклад в процесс разработки международных стандартов. Заинтересованные стороны участвуют в технической работе ИСО через национальные делегации, назначаемые странами-членами ИСО, или через сотрудничающие организации. Национальные организации обычно состоят из смешанных групп заинтересованных сторон, они представляют мнения, консолидированные на национальном уровне до того, как делегации примут участие в заседаниях ИСО. Основные группы заинтересованных сторон:

  • промышленные и промышленно-торговые ассоциации;
  • высшие учебные заведения, научные и академические организации;
  • потребители и потребительские ассоциации;
  • правительственные и регулирующие органы.

Стандарты ИСО разрабатываются техническими комитетами (подкомитетами или комитетами по проектам), включающими в себя специалистов из производственных, технических и экономических секторов, которые делали запрос о разработке и которые впоследствии введут их в действие. К этим специалистам могут присоединяться представители правительственных органов, испытательных лабораторий, потребительских ассоциаций, неправительственных организаций и академических кругов. Предложения о создании новых технических комитетов рассылаются всем национальным комитетам-членам ИСО, которые могут иметь статус постоянного (Р) члена комитета, наблюдатель (О), либо совсем не становится членом комитета. Административную поддержку работе комитета оказывает Техническое руководящее бюро, которое само подотчетно Совету ИСО. Специалисты участвуют в разработке стандарта как члены делегации, которую формирует национальный комитет - член ИСО. От национальных делегаций требуется представлять не только мнения организаций, в которых работают специалисты, но и мнения других заинтересованных сторон. Согласно правилам ИСО национальному комитету - члену следует учесть точки зрения всех сторон, заинтересованных в разрабатываемом стандарте. Это позволит ему представить техническому комитету консолидированную, согласованную в национальном масштабе, позицию. Международные и региональные организации частного и государственного секторов могут обратиться с просьбой о предоставлении им статуса сотрудничающей организации, чтобы участвовать в разработке стандарта или быть информированными о ходе работы над ним. Такие организации могут представлять замечания по последовательным проектам стандартов, предлагать новые рабочие темы, но не имеют права голоса. Каждый рабочий день происходит семь технических заседаний ИСО. Между заседаниями специалисты продолжают разработку стандартов, используя электронные средства связи.

Каждый полноправный комитет - член может принять участие в разработке любого стандарта, который будет являться важным для его страны. Независимо от величины и стабильности экономики страна-член ИСО имеет один голос и равное право влиять как на направление работ ИСО в стратегическом плане, так и на содержание ее отдельных стандартов. Как неправительственная организация, ИСО не имеет юридического полномочия принуждать кого-либо к внедрению стандартов. Страны могут вынести решение о принятии стандартов ИСО, - в основном тех, которые касаются вопросов здравоохранения, безопасности или экологии, в качестве регламентов или ссылочных документов в законах, для которых они обеспечивают техническую базу. К тому же стандарты ИСО добровольные, они могут стать требованием рынка.

ИСО не занимается регулированием или законодательством. ИСО разрабатывает только те стандарты, на которые есть рыночный спрос. Обычно работа ведется специалистами из промышленных, технических и экономических секторов, в которых появился спрос на стандарты и которые потом вводят их в действие. Стандарты ИСО основаны на международном консенсусе среди специалистов в данной области. Принимая во внимание и развивающиеся технологии и развивающиеся интересы, ИСО требует периодического пересмотра своих стандартов каждые пять лет, чтобы принять решение: вести их дальше, актуализировать или отменить. Стандарты ИСО представляют собой технические соглашения, которые обеспечивают структуру для совместимости технологий в международном масштабе. На сегодняшний день ИСО разработано порядка 16 000 Международных Стандартов.

ИСО разработала схему представления различных видов имеющихся в наличии своих документов:

  • Стандарт ИСО (ISO)
  • Общедоступные технические требования ИСО/ОТТ (ISO/PAS)
  • Технические требования ИСО/ТТ (ISO/TS)
  • Технический отчет ИСО/ТО (ISO/TR)
  • Соглашение международного семинара СМС (IWA)
  • Руководство ИСО (ISO/Guide)

В своей работе ИСО руководствуется Стратегическим планом, утвержденным на пять лет. Члены ИСО являются единственными ее представителями в своих странах. Они подразделяются на три категории: комитеты - члены (полноправные члены), члены - корреспонденты и члены - абоненты. Право голоса имеют только комитеты-члены. Ежегодно проводится Генеральная Ассамблея, в которой принимают участие руководство ИСО и делегаты, выбранные комитетами-членами. Члены-корреспонденты и члены-абоненты могут участвовать в качестве наблюдателей. В число руководства входят: Президент, Вице-Президент (по политике), Вице-Президент (по техническому управлению), Казначей, Генеральный секретарь.

· Стратегические и технические консультативные группы и РЕМКО (REMCO)

· Технические комитеты

В Уставе ИСО сказано, что Генеральная Ассамблея является высшим органом власти ИСО, однако, большую часть управленческих функций выполняет Совет. Совет заседает дважды в год, и членами в нем по очереди становятся члены ИСО. Под руководством Совета работают несколько комитетов по разработке политики, чтобы обеспечить стратегическое руководство разработкой стандартов в пересекающихся областях. Это КАСКО (CASCO) (оценка соответствия), КОПОЛКО (COPOLCO) (политика в области интересов потребителей), ДЕВКО (DEVCO) (вопросы, касающиеся развивающихся стран). Техническое руководящее бюро (ТРБ) (TMB) подчинено совету ИСО и несет ответственность за общее руководство технической работой, в том числе по отношению к ряду консультативных групп по стратегическим и техническим вопросам. Страны - члены могут быть делегированы/выбраны в ТРБ (TMB) согласно критериям, установленным Советом. Деятельностью руководит Генеральный секретарь (главное административное лицо) который ответственен перед Советом. Центральный Секретариат ИСО и генеральный Секретарь находятся в Женеве вместе с необходимым штатом, который обеспечивает административную и техническую поддержку членам ИСО, координирует программу децентрализованной разработки стандартов и публикует результаты. Центральный Секретариат ИСО действует также как секретариат управляющих органов, комитетов по разработке политики и подчиненных им органов.

Руководство по стандарту isago

8. Семейство стандартовISO 9000

ISO – аббревиатура Международной организации по стандартизации. Эта организация, наряду с нормированием требований к характеристикам продукции (в основном, к характеристикам безопасности и взаимозаменяемости) разрабатывает стандартизованные правила системного подхода к менеджменту.

В новой модификации семейство стандартов включает:

ISO 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь,

ISO 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования,

ISO 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности,

ISO 19011:2002 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.

Эти стандарты положены в основу "Глобальной концепции оценки соответствия продукции", принятой Европейским Союзом (ЕС) в 1989 году. Стандарты, регламентирующие требования к системам менеджмента качества, приняты, как национальные стандарты более чем в 50 странах. В Латвии стандарты семейства ISO 9000 приняты и введены в действии в качестве государственных стандартов: LVS EN ISO 9000.

Принципы и структура систем менеджмента качества используются в нормативных документах, регламентирующих различные более узкие виды деятельности, чем стандарты ИСО 9000. Так, стандарты серии QS 9000 регламентируют на международном уровне требования к системам качества поставщиков в автомобильной промышленности. Стандарты серии ИСО 14000 устанавливают состав и содержание систем управления качеством окружающей среды. (Более подробно об этих стандартах – в главе 15). Нормативные документы OHSAS 18000 (Occupation Health and Safety Assessment Series) используют процедуры управления качеством для организации работ по сохранению профессионального здоровья персонала на предприятии. Для предприятий пищевой промышленности существует Система безвредности продуктов питания (HACCP – Hazzard Analysis and Critical Control Points). Международные стандарты семейства EN ISO/IEC 17000 конкретизируют требования к системам менеджмента качества органов по сертификации и испытательных лабораторий. Правилами Объединенных Авиационных Администраций JAA в Европейском Союзе установлены аналогичные ISO 9000 требования к системам управления для авиапредприятий (JAR-OPS, JAR-145). Следует упомянуть также стандарт ISO/IEC 12207 «Жизненный цикл программного обеспечения», где с использованием положений стандартов ISO 9000 установлен состав процессов менеджмента качества для организаций, производящих, внедряющих, модернизирующих, использующих программную продукцию и компьютерные сети.

9. СистемЫ менеджмента качества. ТРЕБОВАНИЯ .

9.1. Назначение систем менеджмента качества

Система менеджмента качества (СМК) - это совокупность взаимосвязанных процессов, осуществляемых в организации на всех уровнях управления для достижения целей в области качества.

В состав СМК входят следующие процессы: планирование целей в области качества, анализ достижений и проблем, управление персоналом и инфраструктурой, взаимодействие с потребителями, изучение их удовлетворенности, сотрудничество с поставщиками, управление проектированием и производством, контроль, мониторинг и улучшение продукции и процессов.

Все эти процессы осуществляются в любой организации. Но их взаимосвязь и взаимодействие, их направленность на удовлетворение потребителей обеспечиваются только при условии внедрения в организации стандартов семейства ISO 9000.

Стандарты семейства ISO 9000 применимы для внедрения в любых организациях, производящих продукцию или услуги для потребителей. Их цель – обеспечить уверенность в том, что организация в состоянии выполнить взятые на себя обязательства, а также в том, что она выполняет эти обязательства в срок и на требуемом уровне качества. Следовательно, СМК актуальна всюду, где взаимодействуют поставщик и потребитель.

Различные организации по разным мотивам принимают решение внедрить стандарты ISO 9000. У одних организаций преобладает внутренняя мотивация: улучшить управляемость процессов, повысить информированность руководителей о проблемах, создать условия для привлечения персонала к решению этих проблем. У других организаций на повестке дня стоят внешние задачи: требование маркировать свою продукцию знаком СЕ. требование заказчика или инвестора подтвердить сертификатом уровень менеджмента, необходимость опередить конкурента.

Организации, желающие с помощью СМК решить внутренние задачи, создают, обычно, более качественные СМК. Зато организации, стремящиеся получить сертификат для решения внешних задач, работают над внедрением стандарта целеустремленнее.

Если СМК соответствует требованиям стандарта ISO 9001:2000, она помогает решить как внутренние, так и внешние задачи.

Что дает СМК руководству организации?

1) При заключении контрактов организация может предоставить заказчикам убедительные доказательства своих возможностей, продемонстрировав Руководство по качеству – документ, описывающий СМК. Сертификат соответствия, при этом, подтверждает, что документированная СМК эффективно функционирует в организации.

2) В регламентируемых областях – при подтверждении безопасности продукции, при маркировке ее знаком СЕ – наличие сертификата соответствия СМК требованиям стандарта ISO 9001:2000 является установленным условием.

3) Благодаря документированию процессов и используя методику внутренних аудитов качества, руководство получает актуальную и достоверную информацию о соблюдении внутренних норм и правил, о выполнении планов и программ, о существующих проблемах.

4) СМК содержит методологию постоянного улучшения, которая основывается на принципах Всеобщего менеджмента качества (TQM) и обеспечивает сохранение целостности системы менеджмента при внесении в неё изменений.

Иными словами, используя инструменты СМК, руководство решает презентационные задачи, обеспечивает управляемость организации и планомерно улучшает качество и эффективность менеджмента.

Чего требует СМК от руководства организации?

СМК – инструмент, предназначенный для его повседневного применения высшим руководством организации. Поэтому, главное требование – желание и умение пользоваться этим инструментом.

СМК, согласно требованиям стандарта ISO 9001:2000, содержит более двадцати процессов управления. Ответственность за реализацию части этих процессов лежит непосредственно на руководстве организации. Другие процессы выполняют руководители подразделений и исполнители работ. Но и эти процессы имеют целью сбор данных и представление их руководителям для анализа и принятия решений.

Таким образом, СМК функционирует в организации только при условии, что она нужна высшему руководству.

Каких-либо специальных затрат на обновление инфраструктуры внедрение СМК не предусматривает. Единственное требование к ресурсам - они должны соответствовать обязательствам в области качества производимой продукции.

Что дает СМК рядовым сотрудникам?

На своих рабочих местах специалисты и исполнители работ должны получить условия, позволяющие обеспечивать требуемое качество продукции и процессов. Сюда входят: обеспечение планами и технологиями, необходимыми инструментами и производственной средой. Создание этих условий должно быть объявлено, как обязательство руководства перед персоналом.

Персонал должен получить полномочия по управлению продукцией, процессами, а также возможность участвовать в обнаружении и решении проблем в области качества.

Чего требует СМК от рядовых сотрудников?

Активная роль персонала в функционировании СМК предусматривает его подготовленность в области управления качеством. Исполнитель на своем рабочем месте должен знать:

требования к качеству производимой продукции,

план и технологию выполняемых работ, правила взаимодействия с сотрудниками организации и с потребителями,

требования к оборудованию рабочего места и к условиям производственной среды, их фактическое состояние, а также действия, которые ему следует выполнить при обнаружении несоответствий,

предъявляемые к нему квалификационные требования,

политику руководства и цели в области качества, а также его роль в достижении этих целей.

9.2. Принципы менеджмента, положенные в основу стандартовISO 9000

Ниже приведена цитата из стандарта ISO 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

«Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо осуществлять менеджмент систематически и открыто. Рекомен­дации руководству организации, предлагаемые в настоящем международном стандарте, базируются на восьми принципах менеджмента качества.

Эти принципы, были разработаны для применения высшим руково­дством с целью улучшения деятельности организации. Они включены в со­держание настоящего международного стандарта и приводятся ниже:

а) Ориентация на потребителя

Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны пони­мать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стре­миться превзойти их ожидания.

b) Лидерство руководителя

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельно­сти организации. Им. следует создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач орга­низации.

с) Вовлечение работников

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их спо­собности.

d) Процессный подход

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

е) Системный подход к менеджменту

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.

f) Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

g) Принятие решений, основанное на фактах

Эффективные решения основываются на анализе данных и информа­ции.

h) Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаим­ной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Успешное использование организацией восьми принципов менедж­мента приведет в результате к выгодам для заинтересованных сторон, таким, как увеличение денежного оборота, создание ценности и повышение ста­бильности».

Только последняя модификация стандартов ISO 9000 содержит сформулированные принципы в качестве основы для требований к СМК. Эти принципы представляют собой переработку разработанных ранее принципов TQM (см. главу 11 данного конспекта).

Стандарт ISO 9001:2000 преобразует названные принципы в конкретные требования, поддающиеся проверке при аудитах качества.

9.3. Структура СМК, согласно стандартуISO 9001:2000

В стандарте ISO 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования» установлен минимально необходимый для организации состав процессов управления качеством. Эти процессы разделены на 5 групп:

процессы управления документацией СМК (разд. 4 стандарта),

процессы, относящиеся к ответственности руководства (разд. 5 стандарта),

процессы менеджмента ресурсов (разд. 6 стандарта),

процессы в составе жизненного цикла продукции (разд. 7 стандарта),

процессы измерения, анализа и улучшения качества и СМК (разд. 8 стандарта).

Процессы управления документацией имеют равное отношение ко всем группам прочих процессов СМК. Остальные группы процессов взаимосвязаны таким образом, что выходы процессов одной группы служат входами процессов другой группы, т.е. в соответствии с процессным подходом. Связь процессов менеджмента в СМК представлена на рис. 7, который приведен в стандарте ISO 9001:2000.

9.4. Документация СМК

В СМК предусмотрено применение двух групп документов:

руководящие документы (внутреннего и внешнего происхождения)

записи о выполненных работах и о полученных результатах (протоколы качества).

Внутренние руководящие документы создаются, в основном, на этапе разработки СМК. Это, в первую очередь, Политика в области качества – декларация руководства о принципах управления качеством. Основным документом, описывающим СМК, структуру процессов и содержащим прочие данные об организации, которые могут интересовать потребителей, является Руководство по качеству (Quality Manual). Названные документы предназначены для демонстрации СМК внешним заинтересованным сторонам. Для организации работ в подразделениях, обычно, требуются рабочие инструкции, программы работ, планы качества. При их реализации оформляются записи, используемые, как свидетельства выполненных работ, а также, для анализа качества и эффективности СМК.

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТАЦИИ СМК

Стандарт требует, чтобы в организации имелись документированные методики управления руководящими документами и записями, чтобы была обеспечена сохранность документов и чтобы для руководства и персонала был обеспечен доступ к ним.

9.5. Процессы общего руководства качеством в СМК

Высшее руководство организации, согласно требованиям стандарта, должно нести ответственность за следующие процессы:

создание СМК, идентификацию процессов и связей между ними,

формирование организационной структуры управления,

формулировку Политики в области качества,

планирование развития СМК,

определение целей в области качества для организации и для всех ее уровней управления,

назначение представителя руководства, ответственного за СМК (менеджера по качеству);

создание и поддержание каналов обмена информацией между уровнями управления и подразделениями,

периодический анализ проблем в области качества и прочих вопросов функционирования СМК.

Структура процессов и связи между ними могут быть представлены в виде карт процессов, где выходы предыдущих процессов используются, как входы следующих, где определены исполнители операций и виды записей, оформляемых при выполнении работ. Образец структуры процессов СМК представлен на рис. 9. Образец карты процесса представлен на рис. 10.

Организационные структуры систем управления могут быть различными. Стандарт не устанавливает требований к их конфигурации.

Различают несколько типовых организационных структур, которые делятся на две группы: иерархические и органические.

1) ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

Заместители по видам деятельности

2) ОРГАНИЧЕСКИЕ (ИЛИ АДАПТАЦИОННЫЕ) ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

Иерархические системы управления более строго регламентированы. Обеспечивается персональная ответственность исполнителей за выполнение их функций и быстрая реакция на управленческие решения. Но усложнена связь между исполнителями по горизонтали. Система не поддается трансформации при изменении внешних условий.

Органические системы адаптивны к внешним условиям (к изменению требований рынка и др.). Но повышается уровень требований к квалификации исполнителей. Регламентирование взаимодействий затруднено.

СМК базируется на существующей организационной структуре предприятия и использует установленные в ней взаимосвязи и каналы передачи информации.

9.6. Процессы ресурсного обеспечения в составе СМК

Организации для функционирования требуются ресурсы, которые подразделяют, обычно, на группы: человеческие, информационные, материальные, энергетические, временные, финансовые. Организация, заявляющая о своих обязательствах по производству определенных продуктов и услуг, должна определить, какие ресурсы ей нужны для создания качественной продукции. А определив требования к ресурсам, руководство организации должно нести ответственность за приобретение и поддержание ресурсов в работоспособном состоянии.

Стандарт ISO 9001 не устанавливает требований к ресурсам. Он определяет, какие процессы должны быть организованы для ресурсного обеспечения:

подготовка персонала к выполнению работ, влияющих на качество продукции;

поддержание в рабочем состоянии инфраструктуры (зданий, рабочего пространства, оборудования, инструментов);

управление производственной средой (условиями труда, которые могут повлиять на качество продукции).

9.7. Процессы жизненного цикла продукции в составе СМК

Жизненный цикл продукции - концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Типичный жизненный цикл продукции представлен на рис. 16. Жизненный цикл услуги – на рис. 11.

Маркетинг и Проектирование и

изучение рынка разработка продукции

Утилизация разработка процессов