Руководства, Инструкции, Бланки

образцов сотворение мира img-1

образцов сотворение мира

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Божественная комедия (спектакль кукольного театра)

Божественная комедия (спектакль кукольного театра)

«Божественная комедия», театр кукол С. Образцова

«Божественная комедия»  — пародийный кукольный спектакль на Библию (Ветхий Завет ) и Сотворение мира. к одноименному известному произведению Данте Алигьери никакого отношения не имеет [1] [2] .

Автор пьесы: Исидор Шток.

Премьера: 29 марта 1961 года, Московский театр кукол под руководством С. В. Образцова [1] .

Содержание [править ] История создания

Предлогом для постановки спектакля стала хрущевская кампания по борьбе с религией [3]. А началом для создания спектакля послужила серия карикатурных рисунков «Сотворение мира» французского художника Жана Эффеля (Jean Effel, настоящее имя Франсуа Лежён (Francois Lejeune), 1908—1982), шутливо — не сатирически и не саркастически — высмеивающих библейскую версию [2]. Эти рисунки отвечали атеистической политике СССР и потому неоднократно издавались в Советском Союзе [4] [5] [6] .

Московский кукольный театр под руководством С. В. Образцова решил обратиться к этой тематике, поставив спектакль-пародию для взрослых. В качестве драматурга был приглашен Исидор Шток — он уже работал с этим театром, знал его специфику, был хорошо знаком со многими его работниками.

Взяв за основу рисунки французского художника и на их основе, И. Шток создал свою оригинальную шутливую версию Сотворения мира. Однако авторский текст потребовал немалого редактирования и дополнений. В конце концов совместными усилиями был разработан конечный вариант — в спектакле действовали и куклы, и люди, игравшие роли; этот синтез был определенным новаторством для кукольного театра.

[править ] Спектакль

Премьера прошла 29 марта 1961 года в постановке С. Образцова и С. Самодура ; композитор Н. Богословский. Исполнители: Создатель  — С. Самодур, Адам  — З. Гердт .

Спектакль был полон современных шуток, порой весьма злободневных и имеющих малое отношение к ходу сюжета, но хорошо понимаемыми зрителями [7] .

Успех представления превзошел все ожидания. Зрители буквально рвались на взрослый спектакль, аншлаги не прекращались еще несколько лет. О постановке заговорила не только вся Москва, слава пошла гулять по городам и весям.

И уже на следующий 1962 год «Божественная комедия» была поставлена как драматический спектакль в Ленинграде, в Большом драматическом театре режиссером Г. А. Товстоноговым. Однако такого резонанса, как в кукольном театре, эта постановка не получила.

А в Образцовском кукольном театре аншлаги не прекращались.

В 1973 году была записана телеверсия спектакля, в ней участвовали: Создатель  — С. Самодур, Адам  — З. Гердт. Архангел «А» (Ангел)  — К. Гуркин, Архангел «Д» (Дьявол)  — Р. Ляпидевский, Первая женщина  — Е. Сипавина, Ева  — Н. Самошина [2] .

[править ] Вариации

Помимо Георгия Товстоногова, история о Сотворении мира и первом грехопадении, рассказанная языком пародии в «Божественной комедии» не по Данте, привлекла немало и других режиссеров.

Но всё же более всего к ней обращались кукольные театры. Постановка кукольного спектакля «Божественная комедия» переносилась в кукольные театры страны.

В 1965 году «Божественная комедия» И. Штока пришла на сцену Харьковского государственного академического театра кукол им. В. Афанасьева в оформлении художника Алексея Михайловича Щеглова (1908—1980) [8]. Киевского кукольного театра [9] ; в Татарском государственном театре кукол «Экият» спектакль поставил режиссер Салях Мухутдинович Хусни [10] ; к представлению обращались Белорусский государственный театр кукол [11]. кукольный театр Ростова-на -Дону, Самарский театр кукол, Костанайский театр драмы и кукол… По сию пору спектакль с огромным успехом идет в Нижегородском кукольном театре [12] и в Иркутском областном театре кукол «Аистенок» [13]. В 2013 году к постановке своей версии по спектаклю Образцовского театра приступил Челябинский молодежный театр, режиссер Михаил Филимонов [14] .

Спектакль кукольного театра неоднократно переделывался для других театров. Через много лет, в 2012 году, появилась даже стихотворная редакция, сделанная Валентином Комаровским для челябинского школьного театра [15] .

[править ] В театре Образцова

Претерпевала изменения и первоначальная постановка. И это естественно: менялось время — уходили в прошлое и становились непонятными шутки прошлых десятилетий

В 2005 году театр Образцова показал новую премьеру старого спектакля, она называлась «Ноев ковчег» [7]  — но это официально; все всё равно знали: это — «Божественная комедия».

Постановка «Божественной комедии» стала спектаклем-долгожителем в Образцовском театре, пережив своих создателей и первых исполнителей и продолжая радовать веселыми шутками следующие поколения зрителей [1]. Старый спектакль, отметив более 50 лет существования, опять встречает гостей на своей сцене [16] .

[править ] Источники

Другие статьи

Божественная Комедия

Сообщества › Киноманы › Блог › Божественная Комедия. Спектакль театра кукол им. С. Образцова

Молодёжь плюётся, "старики" ностальгируют. Как такое могло появиться в начале 70-х в СССР не доступно моему пониманию (то есть я в шоке!).

Производство: СССР, Театр кукол им. С. Образцова, 1973 г.
Жанр: Комедия, Пародия, Фарс

''Наша "Божественная комедия" не имеет никакого отношения к бессмертному произведению Данте. Ее написал советский драматург Исидор Шток. Тема была подсказана серией веселых рисунков французского художника Жана Эффеля под названием "Сотворение мира". Эффель по-своему, остроумно и озорно, пересказал библейскую версию сотворения мира. Наш театр решил позаимствовать тот же библейский сюжет, чтобы создать ироническое и в то же время лирическое представление. В центре нашей "Божественной комедии" — история человеческого грехопадения.
Создал Бог Адама и Еву, поселил в Раю. Хорошо жилось им в Раю — и красиво, и тепло, и сытно. Одно плохо — скучно. У всех зверей, у всех птиц — дети, а у них нет, потому что безгрешны. Скучно! Съели Адам и Ева запретное яблоко. Изгнал их Бог из Рая. Трудно им стало, да зато не скучно.
А если бы не вкусили Адам с Евой запретного плода, если бы они побоялись божьего гнева. Не родились бы у них дети, а у тех детей — свои дети. Не было бы и нас с вами. И уж конечно, не появился бы и наш спектакль.'' (с) Сергей Образцов

шесть лет назад Метки: божественная комедия

Сотворение мира (Александр Образцов 3)

Сотворение мира

Сотворение мира
Пьеса

Автор
Шакал
Морс
Дыня
Павка


Дача. Заброшенная. Ранняя осень. Персонажи за столом: на нем дымится старая кастрюля, в ней вареная кукуруза.
Автор за окном, на низкой скамеечке. Сидит, надвинув шляпу на глаза, греется на сентябрьском солнышке.

Шакал. Как мы сюда попали?
Морс. Хоть чего-то вспомнить.
Дыня. Попали и попали. Я с похмелюги часа три не могу вспомнить, чем отравился.
Павка. Это что за кастрюля?
Шакал. Кто варил кукурузу?
Дыня. Может, ты сам и варил.
Шакал. Сейчас будем разбираться. Пока не разберусь, никто отсюда не уйдет.
Морс. Это ты-то будешь разбираться?
Шакал. Я-то.
Морс. Те, которые начинают разбираться, сами и оказываются в жопе.
Шакал. А это мы поглядим.
Павка. Кастрюля как здесь оказалась?
Дыня. А ты откуда знаешь, что ее не должно быть?
Шакал. Ага. Она, значит, в курсе, что всё путем, только кастрюля лишняя. Давай, колись.
Павка. Ты что, козел? Кого это ты "она" назвал?
Шакал. Тебя. Ты здесь одна такая.
Павка (ощупывая себя). Ну, парни, это надо же! Вот кайф! Смотри, какие муцепсы! Как дыни! И здесь. Ух ты! Настоящая! Вот сейчас нащупаюсь сам себя! Вот это да!

Выходит в другую комнату, жадно хватает себя, пытается разглядеть лицо в осколок стекла.

Шакал. Чего-то я совсем.
Морс. Разбираться он собрался. Транса ни разу не видел.
Дыня. Ну что, давай кукурузу есть. Интересно, посолена или нет.
Шакал. Так это, значит, не девка?
Морс. Да у нее там такой болт, у тебя такого нет.
Дыня. Она ж сказала - настоящая.
Шакал (Морсу). Ты всё путаешь! Ты! Чтобы молчал у меня! А то у тебя посмотрим, какая там - настоящая или нет.

Дыня хохочет. Морс понимает, что остался один.

Морс (примирительно). Да ладно. Давай хоть по початку. Чего-то жрать захотелось.
Шакал. Стой. Тебе в последнюю очередь. (Дыне.) Зови ее.

Дыня идет в соседнюю комнату и смотрит, как Павка катается по полу, содрогаясь.

Дыня. Эй.
Павка. Чего тебе?
Дыня. Это самое. Дай мне. подержаться.
Павка. Я еще сам не распробовал.
Дыня. А потом дашь?
Павка. А ты бы дал, если бы с тобой такое?
Дыня. Нну.
Павка. Вот! Это ведь теперь как бы моё. Нет, ты глянь, какая жопа! Это ж полный кайф! (Хватает себя.)
Дыня. Синяки будут.
Павка. И - что?
Дыня. Ну. некрасиво.
Павка. А тебе-то что?
Дыня. Не знаю. Может, тебя спросят: зачем имущество портил.
Павка. Кто спросит?
Дыня. Откуда я знаю. (Выглядывает в окно, видит Автора.) Вон видишь. Сидит какой-то.
Павка. Ну, тогда я напоследок. (Содрогается. Дыня смотрит на нее, как ребенок, с открытым ртом.)
Дыня. Ты кукурузу пойдешь есть?
Павка. Какая кукуруза. Вы меня до завтрашнего утра. не кантуйте.

Дыня тихо уходит. Молча стоит у двери в кухне, прислушиваясь.

Шакал. Ну? Что там она? Идет?

Дыня манит их пальцем, неслышно подходит к окну. Некоторое время все они смотрят на шляпу Автора, затем отходят к столу, садятся. В дальнейшем говорят тихо.

Шакал. Это кто?
Дыня. Я знаю, что ли?
Шакал. Может, хозяин?
Морс. Чей?
Шакал. Ну - этой дачи?
Морс. Он один?

Смотрят друг на друга.

Дыня. Пошли эту. помацаем.
Шакал. Давай его к стулу привяжем.
Морс. А потом?
Шакал. Должны мы понять всю эту херню? У меня кроме злобы внутри ничего нет. Видел, как сидит? Кайфует.
Морс. Думаешь, знает?
Шакал. У него еще что-то приготовлено. Так сидит. козел. Как будто на живца.
Морс. Вокруг - голое поле. В крайнем случае.
Смотрят друг на друга.
Шакал (Дыне). Пошли. Сначала как будто закурить попросим, а потом я скажу: "А чья это кукуруза на столе?" И мы втроем кинемся. Вот веревка бельевая.
Дыня. Как ты скажешь?
Шакал. "А чья это кукуруза на столе?"
Дыня. Ага. А потом мы ее помацаем.
Морс. С таким ****острадателем только и идти на дело.
Дыня. Это шутка.
Шакал. Пошли.

Выходят. Подходят к Автору. Тот не шелохнется.

Шакал. Эй. (Пауза.) Эй, мужик! (Пауза.)
Морс. Глухой?

Бьет Автора по ноге. Тот охает, хватается за ногу.

Шакал. У тебя закурить не найдется?
Автор. Я не курю. За что вы меня ударили?
Шакал (Морсу). Объясни товарищу.
Морс. А ты не слышал, как тебя спрашивает человек? По-человечески?
Автор. Нет. Не слышал.
Морс. Вот я и спросил тебя: глухой? И пнул с носка.

Снова пинает. Автор кричит от боли.

Морс. Что, появился слух?
Автор. Появился.
Шакал. То-то. Давай закурим, чтоб без обид.
Автор. Я не курю.
Шакал. Ну да. Ты говорил. А чья это кукуруза на столе?

Кидается на Автора. Тот борется и даже валит Шакала на землю.

Шакал (кричит). Чья это кукуруза на столе. Вы, дураки. Чья это кукуруза на столе.
Морс (Дыне). Поможем товарищу?

Без промедления связывают Шакала. Затаскивают его в дом, сажают на стул.

Морс. А чья это кукуруза на столе?

Бросаются на Автора, вяжут, сажают на противоположный.

Морс. Вот. Порядок. Зови эту.

Дыня идет в соседнюю комнату. Павка сидит в углу, рассматривает лицо в зеркальце.

Павка. У нее в сумочке зеркальце было. Ты смотри, какая клевая телка!
Дыня. Мы там порядок навели. Пошли.
Павка. Какой порядок? Ты чего? Ты видишь, что со мной сделали? Где мне теперь себя искать?
Дыня. Сейчас допросим хозяина. Слышь, ну дай хоть подержаться!
Павка. Вот пристал! На, держись!

Выпячивает груди. Дыня берет их в две руки.

Павка. Ну, что?
Дыня (тихо). Полный отпад. Вот это качество!
Павка. Всё. Хорошего помаленьку.
Дыня. Еще немного.
Павка. Смотри, не кончи.
Дыня. Бывают же такие буфера! Так бы и отгрыз.
Павка. Но-но! Отгрыз. Тут всё высший сорт. Ты еще там не видел: просто сливочное масло.
Дыня. Дай подержаться!
Павка. Я еще сам не надержался. Вообще я тебе скажу, друг, бабам в этом смысле веселей.
Дыня. В каком смысле?
Павка. В смысле кайфа. У них это как конвейер. Без перерыва.
Дыня. А чего ж они не дают?
Павка. Я думаю, боятся. Потом не остановишься. Они нигде не могут остановиться.
Дыня. Да. это тебе повезло.
Павка. Мне особенно запах нравится. Такой, знаешь, как будто у мамки в детстве.
Дыня. Я бы вам всем дал подержаться. И вообще всё бы дал.
Павка. Потому что ты в душе ****ь. А я честная девушка.
Дыня. Значит, ты нам не дашь?
Павка. Ты что, совсем шизанулся? Я такой же, как вы.
Дыня. Ну, тогда хоть подрочить. Сними юбку.
Павка. Знаю я: сначала подрочить, а потом в очередь и во все дырки. Вы лучше сразу знайте: я в случае чего вас поодиночке удавлю или стеклом порежу, понял?
Дыня. С тобой по-хорошему.
Павка. Забудь.
Дыня. Ты, наверно, дура. У нас большинство.
Павка. И - что?
Дыня. А то: свяжем и хором.

Павка очень ловко сбивает Дыню на пол, заламывает ему руки и связывает за спиной пояском.

Павка. Тоже мне - ёбарь нашелся.

Морс. Что тут?
Дыня. Развяжи меня!
Павка (доставая кусок стекла, обмотанный платком). Давай. А я посмотрю.
Морс. Так я и знал. С самого начала только о ****е думает.
Павка. А ты о чем думаешь?
Морс. А я думаю, надо нам отсюда сваливать. И побыстрей.
Павка. Правильно мыслишь. А как мы сюда попали?
Морс. Думаю, что эксперимент. Эти суки ученые придумали.
Павка. Это похоже. Только я ничего не помню: кто я, откуда.
Морс. А я помню? Они нам память стерли, суки.
Павка. Может, наблюдают сейчас? На экранах?
Морс. Мы там одного поймали. Пойдем, допросим.
Павка. А с этим что?
Морс. Пусть валяется, пока не поумнеет.

Входят в большую комнату.

Морс (Автору). Ну? Созрел? Теперь колись.
Автор. В чём?
Морс. Что?
Автор. В чём - колоться?
Морс. Ты даже язык наш знаешь!
Автор. А как же. Если я и вас, и ваш язык так называемый сам выдумал.
Морс (Павке). Понял? Я что говорил?
Автор. Это ведь женщина.
Морс. Ты и здесь нас перекрутил. Зачем ты мужика нормального сделал уродом?
Автор. Ему так нравится. Кто кем хотел - тем и стал.
Морс. Так. Шакал хотел стать Шакалом? А тот, которого телка скрутила - тоже?
Автор. Разумеется. Дыня хотел, чтобы его связали, он не хочет принимать решения, это его угнетает. Павка гиперсексуален. Шакал любит брать реванш.
Морс. Так-так. А я?
Автор. А ты самый мелкий. Ты - завистник.
Морс. Нормально. И что у вас там в перспективе?
Автор. В смысле?
Морс. Что вы с нами намечаете сделать? Сжечь, изуродовать, растворить?
Автор. Во-первых, кто это "вы"? Я один это придумал. Во-вторых, вы сами хозяева своих жизней. Как захотите, так и будете жить.
Морс. Так. А папы с мамами у нас есть?
Автор. Можно и пап с мамами придумать.
Павка. А вот этого ты наверняка не ожидал.

С этими словами подходит к Автору сзади и душит его. Автор хрипит.

Морс. Ты что. Как нам теперь. Кто нам расскажет?!
Павка. А что тут еще знать? Всё и так понятно. Готов. Теперь давай его закопаем.
Морс. Ты вообще думаешь когда? Или нет?
Павка. Ты лучше веревку развяжи. Пригодится.
Морс. Зачем?
Павка. Еще кто-нибудь нарисуется?
Морс. Ну. Это вполне, если такое началось.

Развязывает мертвого автора.

Берут Автора за руки и ноги. Несут.

Павка. Тут в кладовке лопаты стоят. Принесешь.

Уходят. Некоторое время слышны звуки вспарываемой земли.

Шакал. Эй. Дыня? Ты живой?
Голос Дыни. Ну?
Шакал. Ты чего лежишь? У тебя же только руки связаны.
Голос Дыни. Точно.

Шакал. Давай я тебе зубами узел развяжу. Надо нам отсюда когти рвать. Эта баба сумасшедшая.
Дыня. Это есть.

Шакал освобождает Дыню.

Шакал. Теперь меня.
Дыня (задумчиво). Их двое, ты - один.
Шакал. Нас тоже двое.
Дыня. И - что? Друг друга побьем. Лучше ты один будешь врагом. Тебе же лучше.
Шакал. Почему?
Дыня. Один не опасен.
Шакал. Они меня придушат, а потом тебя.
Дыня. Нет. Здесь нельзя в одиночку. Здесь надо всем вместе.
Шакал. Вот дурак. Я тебе и предлагаю.
Дыня. Лучше я сам себя свяжу. А то им не понравится.

Запутывает себе руки пояском, уходит, ложится на пол в соседней комнате.

Шакал. Страна дураков.

Входят Морс и Павка.

Шакал. Зарыли?
Морс. Не твое собачье дело.
Шакал. А тот, в соседней комнате, сам развязался, сюда приходил.

Павка и Морс переглядываются, бросаются к лежащему Дыне.

Дыня. Это меня Шакал развязал!
Шакал. Ну да. Зубами.
Дыня. Точно!
Шакал. А Шакал связанный остался.
Дыня. Он сам так придумал!
Шакал. Да. Чтобы меня связанного легче было душить.
Дыня. Вот гад! Знал бы - сам задушил!
Шакал. Вот. И кто же кого развязал?
Павка. Да, этот и мне угрожал. Нас, говорит, большинство и мы тебя хором. Надо и его душить.
Дыня. Да вы что. Я среди вас один нормальный! Один я только и знаю, что дальше делать!
Морс. Ну? Говори.
Дыня. Морс, ты же наш парень. Ты простой. А они крутят. Они тебя сдадут.
Морс. Что ж ты не говоришь, что дальше?
Дыня. Я тебе сказал: они тебя сдадут.
Морс. А теперь расскажи, как ты развязался.
Дыня. Он меня позвал, и зубами.
Шакал. Это они слышали. Ты что-то новое расскажи.
Дыня. Хорошо. Он мне предложил его развязать и нас было бы двое на двое. А я сказал, что враг должен быть один. Иначе мы друг друга укокошим.
Морс (Шакалу). А что? Очень правдоподобно.
Шакал. Это он хочет меня убрать. А потом то же самое сделать с тобой. И кинуться на телку. Он только об этом и мечтает, вы забыли, что ли?
Павка. Да, он ко мне приставал. Только за телку вот так.

Бьет Шакала. Увлекается и бьет, и бьет. Морс оттаскивает ее.

Морс. Так мы друг друга еще до основных событий переколотим.
Павка. Каких еще событий?
Морс. Вот сейчас дверь откроется.

Дверь открывается. Все в ужасе.

Павка. Ну, бля, я не могу.

Шакал. Развяжите меня, дураки!

Морс суетливо начинает его развязывать, не отрывая взгляда от двери. Тихо входит Дыня.

Дыня. Мы должны вместе.

Павка. Раскопался. Сейчас мы ему голову отрежем, чтоб не раскапывался.
Автор. Не поможет. Вы должны понять.
Павка. Мы давно всё поняли. Подойди к нам. Не бойся.
Автор. Это я перемудрил с тобой.
Павка. Больше ни с кем не будешь мудрить.

Вчетвером бросаются на Автора, валят его, бьют. Вытаскивают тело во двор.
Слышны хрипы, удары. Затем всё стихает. Входят четверо.

Шакал. Теперь надо готовиться к бою.
Дыня. С кем?
Шакал. Какая разница? У нас только одна возможность выжить.
Павка. Зачем?
Шакал. Что - зачем?
Павка. Зачем - выжить? Это разве жизнь?
Дыня. У меня другое предложение.
Павка. Вот этого надо было душить первого!
Дыня. Да ты не поняла. Я предлагаю сваливать из этой хаты. Если он действительно нас придумал, то надо бежать и бежать. Пусть придумывает горы, леса, небо, солнце. Это не просто. Пока он думает.
Морс. Чем он может думать? Она же ему голову отрубила лопатой.
Дыня. Меня вырвало, и еще.

Шакал. А что ты такая отмороженная? Ты и пацаном такая была?
Морс. Слушайте! Так значит душа - есть! Есть душа! Это душа тело поменяла! Нам надо привыкать к новым телам и вся проблема!
Павка. Ты думаешь, он вернется с головой под мышкой?
Шакал. Я сам, конечно, не белый и пушистый, но таких редко встречал. (Павке. Кричит.) Ты! Зверь! Исчезни!
Павка. Зря мы тебя развязали. Но еще не поздно придушить. Да, Морс. А потом я тебе дам. Как захочешь, так и будешь. Потому что ты единственный мужик здесь. И если они там изобрели меня телкой - что ж. Рожу тебе Каина и Авеля. Начнем Библию с первой страницы. А эти двое туда не попадут. В начале было слово. И слово было: убей.

Бросается на Шакала, сбивает его с ног. Морс недвижим. Шакал и Павка борются долго, пока не отваливаются в изнеможении. Входит Дыня.

Дыня. Я так и знал. Она не баба. Она - сатана. Надо, чтобы кто-то ее убил. Морс, ты главный. Давай. Мы за тебя.
Морс. Я никогда не убивал.
Дыня. А ты, Шакал?
Шакал. Нет. Я видел, как убивают, а сам. Нет.
Павка. Что ты видел?
Шакал. Что?
Павка. Ты говоришь: я видел, как убивают. Значит, ты помнишь что-то? Помнишь? До этой сраной дачи. Говори!
Дыня. Да! Говори!
Морс. Ты действительно помнишь?
Шакал. Может не так точно. Подробностей не помню. Но - было. В лесу или в парке. Мы стояли вокруг, а там - драка. И тот хватает доску - там доска валялась - и ребром бьет по голове.
Павка. Сразу еще вспоминай! Раньше или позже.
Дыня. Только не спеши. Иначе сорвется.
Шакал. Больше ничего. Точно - ничего. Только этот кусок.
Морс. Ну - это уже что-то! Это хорошо!
Дыня. Зачем было этого убивать? И два раза.
Морс. Ты его точно задушила в первый раз?
Павка (пауза). В том-то и дело, что - точно.
Шакал. Теперь нам не жить.
Дыня. Может, они так выясняли, кто из нас достоин жить, а кто - нет.
Павка. Значит, все смертники.
Дыня. Я только тащил его.
Шакал. Я два раза ногой.
Морс. Он еще живой был, под лопатой.
Дыня. Боже.

Павка. Так. Значит, если мир начинается еще до библии, меня надо принести в жертву богам. Так?

Павка. Ага. Но в новом мире кто-то должен рожать. Кто смелый?

Павка. Они ничего случайно не делают. Они сделали так, что я два раза убила. А жертвой должен быть кто-то из вас. Жизнь начинается с неприятности и несправедливости. Потому она в дальнейшем такая подлая. А еще можно предположить, что выживает самый умный. А кто у нас тут самый умный. Не слышу. Так вот: будете делать то, что я скажу. И если тот без головы придет в третий раз, мы отдадим ему. Кого. Ну? Смелее! Шакал?

Шакал молча кивает на дверь.

Павка. Морс?
Морс. Понятно.
Павка. Что ж мне - третий раз пачкать руки. Шакал?
Шакал. Нет, я не буду.
Павка. Ну, смотри. А если Дыня согласится? Придется тебя закопать.
Шакал. Ты точно Сатана.
Морс. Но это только допущение.
Шакал. Что?
Морс. Допущение того, что эти две смерти кому-то не понравятся. У нас нет даже намека на существование высших сил.
Шакал. А Автор?
Морс. Какой автор?
Шакал. Которого она убивала? Который сказал, что он всё придумал?
Морс. И Автор сделал допущение. То есть произвол. Он придумал нас или решил, что придумал. Может, нас нет в действительности, а есть только буквы на бумаге.
Павка. Этого тоже нет? (Задирает юбку.)
Шакал. Во. А я думал. Ну-ка, открой еще.
Павка. Этим я буду торговать, прямо вам скажу. Потому что когда рассуждают о допущениях и произволе, то своими рассуждениями тоже хотят что-то хапнуть. Так вот я вам скажу, если на одну чашку весов положить все книги мира, а на другую мою маленькую киску, то вы знаете, что перевесит.
Морс. Это тебе так кажется. Потому что достаточно одного слова оттуда и мы тебя закопаем. И правильно сделаем.
Павка. Ой, Морс! Морс. Как ты рискуешь! Шакал уже видел мою киску.

Дыня. Там снова он. Стоит.

Молчание. Все смотрят на Павку. Она впервые растеряна.

Павка. Ну. И что? Если для него без разницы. Он с головой?
Дыня. Ну да.
Павка. Ну вот, видите! Морс ведь сказал: это допущение. Он предположил, что может быть так - так и случилось. Он сам этого захотел.
Морс. А если он захочет то, чего ты боишься?
Павка. Я боюсь. Да, я боюсь. Я сама не знаю чего, но я с самого начала в ужасе.
Дыня. Вы заметили? Она впервые назвала себя в женском роде!
Шакал. А ты всё о том же.
Морс. Нет, действительно. (Павке.) Ты подумай, может ты уже женщина?

Павка вдруг садится и рыдает, спрятав лицо.

Морс. Что-то как-то. Неправильно.
Шакал. Мы не должны сами оценивать. Если он так хочет - мы принимаем. И всё. Как данность.
Дыня. Я думаю, он сам не знает, что он хочет. Он хочет в зависимости от наших слов и действий.
Шакал. Да, он захотел, чтобы ему снесли голову лопатой.
Дыня. И - что? Одного бога вообще распяли как разбойника.
Морс. Он это знал и к этому стремился.
Шакал. А потом те, кто это сделал, получили власть и деньги. С такой логикой Павка еще и нам головы снесет.
Морс. А я говорю - неправильно!

Открывается дверь, входит Автор.

Автор. Что вы считаете неправильным?
Морс. Всё! С самого начала!
Автор. Но если было всё и с самого начала, как может это быть неправильным? Неправильным может быть только то, чего не было, наше предположение. А как только что-то состоялось, это уже не может быть правильным или не правильным. Эта система оценок не действует в живом мире.
Морс. Но всё, что вы называете живым миром, на самом деле только ваше предположение! Вы себе противоречите!
Автор. Я предполагал, что вы мелкий завистник, а у вас открылись совсем другие способности. Это говорит о том, что мое предположение ушло в живой мир. На самом деле любое возникшее предположение сразу и бесповоротно влияет на живой мир.
Морс. Но - только влияет!
Автор. Нет, не только влияет! Если оно влияет, то является частью живого мира!
Шакал. Если следовать вашей логике, то мертвого мира не существует.
Автор. Разумеется!
Павка. А где ваша голова?
Автор. На месте.
Павка. А та, которую я отрубила?
Автор. В прошлом.
Павка. Значит, то что в прошлом - уже не существует?
Автор. Нет. Но только с тех пор, как прекращает своё влияние на живой мир.
Павка. Как это может быть?
Автор. Если прошлое забыто всеми - оно не существует.
Морс. Как может быть забыто прошлое? Если хотя бы мельчайшая частица прошлого забыта, то может быть забыто всё прошлое.
Автор. Ну да. Наверное.
Шакал. Так значит вы - тоже вроде нас? Если сомневаетесь?
Автор. Конечно.
Павка. Тогда, может быть, пойдем в соседнюю комнату?
Дыня. Это еще зачем?
Павка. Чтобы все убедились. Только так можно всех убедить. Если я рожу от него первого, а потом от вас всех, мы сможем продолжать жить. Пока я смогу рожать, вы все живы! Ясно вам? (Автору.) Пошли.

Выходит в соседнюю комнату.

Морс. Вот ситуация, да? Я вам не завидую.
Шакал. Если бы она сразу была женщиной, одно. И так.
Дыня (Автору). А давайте я вместо вас?
Павка (высунувшись в двери). Еще чего! Давайте быстрее! У меня есть ощущение, что это сейчас единственное решение! Здесь хорошая кровать и чистое белье!

Шакал. Мда. Задачка.

Дыня смеется. Морс и Шакал присоединяются к нему. Автор растерян.

Шакал. А ведь хочется!
Морс. А те, которые у него там - тоже хохочут!
Шакал. Стой! Ты как сказал? "Которые у него там"? Значит, это не наши суки-ученые, а те, которые там? Так это совсем другое дело! Если эта так называемая пьеса будет закончена и ее кто-то там прочтет или поставит, то нам обеспечена жизнь! Ну-ка, давайте его заставим сделать это!
Морс. Вот это правильно!
Дыня. Даже я - за!

Выталкивают упирающегося Автора в комнату к Павке.
Слушают под дверью минуту-две.
Потом торжествующе бьют друг другу в ладони. Так же торжествующе, но тихо, поют "Варяга".

© Copyright: Александр Образцов 3. 2016
Свидетельство о публикации №216031301473