Руководства, Инструкции, Бланки

ктс бланк

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Решение Комиссии таможенного союза от № 260

Решение Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 260

Решение комиссии таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 20 мая 2010 г. N 260
"О формах таможенных документов"

(в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 676 ,
решения Коллегии Евразийской экономической комиссии
от 23.08.2012 N 136 )

На основании статей 18, 53, 96, 109, 113, 115, 116, 117, 119, 144, 145, 221, 316, 355, 360 Таможенного кодекса таможенного союза Комиссия таможенного союза решила:

1. Утвердить формы таможенных документов (прилагаются):

свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков;

акт об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации;

акт таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже;

акт таможенного контроля товаров и документов на них в случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля;

акт таможенного досмотра (таможенного осмотра) товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

(абзац введен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.08.2012 N 136)

2. Утвердить форму предварительного решения по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС и порядок ее заполнения (прилагаются).

3. Утвердить формы свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями и порядок их выдачи и использования (прилагаются).

(формы и порядок утратили силу. - Решение Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 676 )

4. Настоящее решение вступает в силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, утвержденного Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17 .


Члены Комиссии таможенного союза:

От Республики
Беларусь
(Подпись)
А.КОБЯКОВ

ПОРЯДОК
ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
ПО КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРА В СООТВЕТСТВИИ С ЕДИНОЙ ТОВАРНОЙ
НОМЕНКЛАТУРОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

1. Предварительное решение по классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - предварительное решение) оформляется в двух экземплярах по форме согласно приложению и подписывается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного таможенного органа.

2. Первый экземпляр предварительного решения направляется (выдается) заинтересованному лицу, второй экземпляр остается в таможенном органе.

3. Предварительное решение заполняется в следующем порядке:

3.1. в графе 1 указывается полное наименование таможенного органа, принявшего предварительное решение;

3.2. в графе 2 указываются в именительном падеже для юридического лица - наименование и почтовый адрес организации, должность, фамилия и инициалы руководителя (заместителя руководителя); для физического лица - фамилия и инициалы, его почтовый адрес;

3.3. в графе 3 указывается регистрационный номер предварительного решения, который имеет следующую структуру:

где ТС - буквенный код государства - участника таможенного союза (2 знака);

КТООО - код таможенного органа (5 знаков);

ГГ - последние цифры года принятия предварительного решения (2 знака);

ПППП - порядковый исходящий номер предварительного решения по классификации товара в таможенном органе (нумерация сквозная в течение одного календарного года);

3.4. в графе 4 указывается дата принятия предварительного решения;

3.5. в графе 5 указывается наименование товара, приведенное в запросе заявителем;

3.6. в графе 6 указывается десятизначный код товара по ТН ВЭД ТС;

3.7. в графе 7 приводится подробное описание товара с указанием всех сведений, определяющих отнесение описываемого товара указанному в графе 6 десятизначному коду товара;

3.8. в графе 8 указываются Основные Правила интерпретации, примечания, пояснения к разделам, группам, товарным позициям ТН ВЭД ТС, на основании которых принято предварительное решение;

3.9. в графе 9 указывается информация, которую должен принять к сведению таможенный орган при таможенном декларировании товара, в отношении которого принято предварительное решение (разрешительные и иные документы уполномоченных органов исполнительной власти государств - членов таможенного союза, подтверждающие целевое назначение ввозимых товаров, а также сведения, разъясняющие условия применения данного решения при таможенном декларировании товара);

3.10. в графе 10 проставляется подпись руководителя (заместителя руководителя) таможенного органа с указанием должности, фамилии и инициалов.

Приложение
к Порядку заполнения
предварительного решения
по классификации товара
в соответствии с товарной
номенклатурой внешнеэкономической
деятельности таможенного союза

Предварительное решение
по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС <*>

ктс бланк:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей

    Корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей

    По общему правилу, в таможенную стоимость включаются все расходы, которые понес импортер в связи с приобретением и доставкой на таможенную территорию России иностранных товаров. Разумеется, заявленная таможенная стоимость должна быть подтверждена документами, которыми обычно сопровождаются сделки соответствующего вида.

    Однако у таможенных органов имеются различные контрольные величины для проверки таможенной стоимости большинства видов товаров. И, как показывает практика работы таможенных органов, в случае заявления таможенной стоимости ниже соответствующего показателя, заявленная стоимость не будет принята, какими бы документами она ни подтверждалась.

    Отказ таможенного органа в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости и называется корректировкой таможенной стоимости.

    Корректировка таможенной стоимости (КТС)товаров осуществляется в соответствии с принятым таможенным органом решением о корректировке таможенной стоимости товаров:

    • по результатам проведения таможенного контроля до выпуска товаров;
    • по результатам проведения дополнительной проверки и таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе в связи с рассмотрением мотивированного письменного обращения декларанта (таможенного представителя) в случае если им после выпуска товаров обнаружено, что декларантом (таможенным представителем) заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (статья 68 Кодекса).

    Корректировка таможенной стоимости товаров включает в себя:
    • расчет величины скорректированной таможенной стоимости товаров, который производится в декларации таможенной стоимости (далее - ДТС), оформляемой в установленном порядке;
    • отражение скорректированной величины таможенной стоимости товаров и пересчет таможенных пошлин, налогов в форме корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (далее - КТС), приведенной в приложении № 1 к Порядку.

    При осуществлении корректировки таможенной стоимости товаров заполнение ДТС является обязательным.

    В случае осуществления корректировки таможенной стоимости товаров декларантом (таможенным представителем)скорректированная таможенная стоимость товаров должна быть подтверждена документами, на основании которых производился ее расчёт.
    В случае осуществления корректировки таможенной стоимости товаров таможенным органом указывается источник использованных данных.

    1. При заполнении КТС пересчет иностранной валюты в валюту государства - члена Таможенного союза или валюты государства - члена Таможенного союза в иностранную валюту производится по курсу, действующему на день регистрации таможенной декларации, если иное не предусмотрено Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
    2. Порядок начисления и взимания пеней при доначислении таможенных пошлин, налогов в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров устанавливается законодательством государств - членов Таможенного союза.
    3. Порядок отмены решения о корректировке таможенной стоимости товаров устанавливается в государстве - члене Таможенного союза.

    Процедура корректировки таможенной стоимости товаров
    1. При осуществлении декларантом (таможенным представителем) корректировки таможенной стоимости до выпуска товаров представление им таможенному органу надлежащим образом заполненных ДТС, КТС, документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения (расчеты), а также уплата дополнительно начисленных с учетом скорректированной таможенной стоимости таможенных пошлин, налогов производится декларантом (таможенным представителем) в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный статьёй 196 Кодекса.
    2. Если корректировка заявленной декларантом таможенной стоимости после выпуска товаров осуществляется таможенным органом, то таможенный орган производит расчет скорректированной таможенной стоимости товаров в ДТС, а также заполняет форму КТС. Второй экземпляр ДТС и КТС направляется декларанту в порядке и в сроки, установленные в Порядке контроля таможенной стоимости товаров для корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров.
    3. Если корректировка заявленной таможенной стоимости после выпуска товаров осуществляется по обращению декларанта (таможенного представителя), обязанность представления в таможенный орган ДТС и КТС, а также документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения (расчеты), возлагается на декларанта (таможенного представителя). Одновременно с обращением декларантом (таможенным представителем) представляются электронные копии ДТС и КТС.

    Обращение декларанта (таможенного представителя) о корректировке заявленной таможенной стоимости после выпуска товаров (далее - обращение) составляется в произвольной форме, с обоснованием необходимости такой корректировки, указанием регистрационного номера декларации на товары и перечня прилагаемых документов.

    Обращение не принимается к рассмотрению в случаях если:
    • декларант (таможенный представитель) обратился в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьёй 99 Кодекса;
    • декларантом (таможенным представителем) не выполнены требования пункта 10 Порядка.

    Таможенный орган, рассматривающий обращение, вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров, а также устанавливать срок их представления в соответствии с порядком и сроками, установленными в Порядке контроля таможенной стоимости товаров для корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров.

    Решение по обращению, принимаемое таможенным органом:
    • при согласии таможенного органа с корректировкой таможенной стоимости товаров, осуществленной декларантом (таможенным представителем), оформляется путем проставления соответствующих отметок и записей в ДТС и КТС;
    • при несогласии таможенного органа с корректировкой таможенной стоимости товаров, осуществленной декларантом (таможенным представителем), оформляется путем уведомления в письменной форме декларанта (таможенного представителя) о несоблюдении декларантом (таможенным представителем) требований таможенного законодательства Таможенного союза с указанием причин несогласия.

    Корректировка таможенной стоимости (КТС) - Для юридических лиц - Практикум

    Президент Ирана Хасан Роухани на встречче сВ с киргизским лидером Алмазбеком Атамбаевым заявил, чтоВ Иран собирается расширить отношения с Евразийским экономическим союзом.

    "Почта России" и Федеральная таможенная служба расширили на всю страну проект по упрощенному таможенному оформлению товаров, пересылаемых на экспорт в международных почтовых отправлениях корпоративными клиентами компании: теперь отправить посылку за рубеж в упрощенном порядке они могут в 469 центрах выдачи и приема посылок (ЦВПП) в 185 городах страны.

    Руководитель ФТС России Владимир Булавин создал рабочий орган по реализации в таможенных органах приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности"В и возглавил его работу.

    Корректировка таможенной стоимости (КТС)

    Иногда, по результатам контроля таможенной стоимости возникает необходимость в корректировке таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости.

    В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку.

    На данный момент, таможенный инспектор руководствуется Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010г № 376. установившем Порядок корректировки таможенной стоимости товаров, а также формы бланков документов для осуществления корректировки.

    Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления.

    Лицо, декларирующее товары, обязано представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.

    Лицо, декларирующее товары, имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.

    При проведении таможенным органом дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, а также в случае, если при определении таможенной стоимости товаров возникает необходимость отложить решение в отношении таможенной стоимости товаров, лицо, декларирующее товары, имеет право получить эти товары при предоставлении им при необходимости достаточной гарантии по обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов, которыми могут облагаться такие товары.

    Формы бланков корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1 и КТС-2), а также инструкция по их заполнению, утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010г № 376.

    В случае принятия решения о КТС до выпуска товара, уполномоченное лицо таможенного органа:

    - Делает запись "ТС подлежит корректировке" в ДТС;
    - Обосновывает принятое решение о неправомерности использования избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров или неправомерности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости;
    - Предлагает декларанту произвести пересчет таможенной стоимости или определить ее с использованием другого метода.

    При принятии таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров до их выпуска декларант обязан осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированных сведений, в сроки, не превышающие сроков выпуска товаров

    Если декларантом в срок, не превышающий срока выпуска товаров, не осуществлена корректировка недостоверных сведений и не уплачены доначисленные таможенные пошлины, налоги, таможенный орган отказывает в выпуске товаров.

    В случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости после выпуска товара, уполномоченное лицо таможенного органа:

    - Аннулирует указанную декларантом таможенную стоимость и производит запись "ТС подлежит корректировке" с обоснованием принятого решения и предложением декларанту произвести пересчет таможенной стоимости;
    - Направляет декларанту копию листа ДТС или ДТ с записью "ТС подлежит корректировке";
    - Устанавливает декларанту сроки необходимые для прибытия в таможенный орган с целью продолжения процедуры определения таможенной стоимости, а также дату проведения консультаций по выбору метода определения таможенной стоимости товаров. При этом, предельный срок не должен превышать 45 дней.
    При получении уведомления о необходимости корректировки таможенной стоимости, декларант предоставляет ответное письменное решение в таможенный орган:
    - С уточнением структуры заявленной таможенной стоимости в рамках выбранного метода или ее определением с использованием другого метода;
    - С несогласием уточнения заявленной таможенной стоимости в рамках выбранного метода или определения ее с использованием другого метода, с обязательным указанием причин такого отказа.

    При отказе декларанта произвести КТС (а также в случаях, когда декларант не направил решение по вопросу корректировки таможенной стоимости в таможенный орган; не явился в установленный срок) уполномоченное лицо таможенного органа самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, с последовательным применением методов ее определения, в течение трех рабочих дней со дня:

    - Получения решения декларанта о несогласии с принятым решением о КТС;
    - Истечения установленного срока для прибытия в таможенный орган с целью корректировки таможенной стоимости;
    - Заявления декларантом таможенной стоимости определенной с иным методом таможенной оценки.

    Решение таможенного органа по корректировке таможенной стоимости может быть обжаловано в соответствии с принятыми нормами, установленными законодательством.

    Форма решения о необходимости КТС

    Форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1 и КТС-2)

    Классификатор признаков корректировки таможенной стоимости

    Комиссия по трудовым спорам

    Комиссия по трудовым спорам

    Профессор, доктор юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой трудового права МГУ им. М.В. Ломоносова, заслуженный юрист РФ.

    Так уж бывает, что сотруднику и руководству компании не всегда удается договориться и самостоятельно разрешить возникший конфликт. Сам закон предоставляет прекрасный способ урегулировать конфликт своими силами. Вернее, с помощью КТС – комиссии по трудовым спорам. Тема сегодняшней публикации – сама процедура разрешения индивидуального трудового спора в КТС и порядок обжалования ее решения.

    Обратите внимание!
    Правом обращения в КТС наделен только работник. Работодатель неможет воспользоваться таким способом решения конфликта

    Итак, КТС в организации создана и начала функционировать. Тем временем у одного из работников возникла конфликтная ситуация с руководством. Для начала он может попробовать урегулировать разногласия самостоятельно или с участием своего представителя. Как? На непосредственных переговорах с представителем работодателя. Если же такая «самостоятельная работа» не привела к положительному результату, есть другой вариант - обратиться в КТС.

    Читайте также: Срок обращения

    Работник может обратиться в КТС за разрешением спора в течение трех месяцев с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 386 ТК РФ).

    Работнику К. за нарушение требований по охране труда и обеспечению безопасности при работе на высоте был объявлен выговор (12 мая 2010 г.). Он не согласился с дисциплинарным взысканием, но в связи с длительной болезнью смог обратиться в комиссию по трудовым спорам только 21 сентября 2010 г. Как в такой ситуации должны действовать члены комиссии?

    Пропуск работником установленного для обращения в КТС срока не означает, что спор невозможно рассмотреть. Все зависит от причины пропуска и от оценки этого факта со стороны комиссии.

    Предположим, КТС установит пропуск срока для обращения в комиссию - тогда обязанность доказать уважительность причины лежит на работнике. В случае признания причины пропуска уважительной КТС вправе восстановить этот срок и рассмотреть спор по существу. Если же КТС не признает причину пропуска уважительной и откажет работнику в рассмотрении спора, он вправе обратиться в суд.

    Порядок рассмотрения спора в КТС

    Закон не устанавливает какой-либо специальной формы заявления, подаваемого в КТС. Оно составляется в свободной текстовой форме (приложение 1). Главное, чтобы были четко сформулированы требования работника и приложены подтверждающие эти требования документы.

    Заявление должно быть зарегистрировано в КТС, как того требует ч. 1 ст. 387 ТК РФ. Обычно для этого ведется специальный журнал регистрации заявлений, который также не имеет унифицированной формы и разрабатывается комиссией самостоятельно (приложение 2).

    Обратите внимание! Индивидуальный трудовой спор должен быть рассмотрен в КТС в течение 10 календарных дней смо-мента поступления заявления

    При распределении обязанностей одному из членов КТС желательно поручить прием заявлений работников и их регистрацию. Ответственным за это может быть, например, секретарь или другой член комиссии, которому поручено делопроизводство.

    Часть 2 ст. 387 ТК РФ устанавливает весьма жесткие сроки для рассмотрения спора в КТС - 10 календарных дней с момента поступления заявления.

    По общему правилу спор рассматривается в присутствии работника или его представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается, если работник представит в комиссию соответствующее письменное заявление.

    Работник подал в КТС заявление. Однако в назначенный день ни он, ни его представитель на заседание комиссии не явились. Никаких письменных заявлений от них также получено не было. Какие должны быть действия членов КТС в такой ситуаци?

    В случае неявки работника и его представителя на заседание КТС рассмотрение спора откладывается и назначается другая дата. Если же работник или его представитель не явятся на заседание повторно без уважительных причин, комиссия вправе снять заявление с рассмотрения. В пределах установленного законом трехмесячного срока работник может вновь обратиться в КТС с заявлением о рассмотрении своего вопроса.

    Трудовое законодательство не содержит детального регулирования процедуры рассмотрения трудовых споров в КТС, определяя ее лишь в общих чертах. Комиссия имеет право самостоятельно решать эти вопросы.

    Обратите внимание! Разработайте на локальном уровне регламент работы КТС, включив в него основные положения, закрепленные в ТК РФ, и предусмотрев специфические особенности организации или ее структурного подразделения, в рамках которых действует комиссия.

    КТС вправе приглашать на свое заседание и выслушивать свидетелей и специалистов, а также представителей работодателя. Она вправе запрашивать все необходимые для рассмотрения спора документы. Для работодателя их представление является юридической обязанностью. Более того: работодатель (и его представители) обязан представлять необходимые документы в срок, установленный комиссией.

    Принцип паритетности, положенный в основу создания и деятельности КТС, реализуется и при определении кворума. На каждом заседании должно присутствовать не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

    Ход работы комиссии и ее результаты отражаются в протоколе (приложение 3), который подписывается председателем КТС или его заместителем и заверяется печатью.

    В большинстве случаев вынесение решений по индивидуальным трудовым спорам связано с исследованием документов, подтверждающих или опровергающих заявленные работником в КТС требования.

    Какими документами может руководствоваться комиссия при рассмотрении индивидуальных трудовых споров?

    При исследовании материалов, представленных сторонами индивидуального трудового спора, КТС может пользоваться нормами гражданского процесса, которые достаточно подробно регламентируют порядок и способы исследования доказательств.

    Так, статья 136 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает: если заявление не содержит конкретных требований, к нему не приложены соответствующие документы и не дан их перечень, судья оставляет такое заявление без движения. Он выносит определение, где указывает, какие недостатки, препятствующие дальнейшему движению заявления, должен устранить заявитель. В определении также устанавливается разумный срок для исправления указанных недостатков. Если в названный срок недостатки устранены - заявление принимается к производству; если это не сделано - оно возвращается заявителю со всеми поступившими документами.

    На практике в подобных случаях КТС может поступать аналогичным образом: обязать работника представить соответствующие документы в определенный срок. По отношению к работодателю это прямо установлено законом (ст. 387 ТК РФ).

    Если работник не конкретизировал свои требования, а в том виде, как они изложены, рассматривать их невозможно, КТС возвращает заявление работнику со всеми приложенными документами. В случае если работник не представил доказательств тех обстоятельств, на которые ссылается, КТС может не возвращать ему заявление, но при рассмотрении спора по существу признать доводы недоказанными и (или) потребовать дополнительные доказательства.

    Не следует возвращать заявление работнику в случае уклонения работодателя от представления в КТС необходимых для разрешения спора расчетов и документов. При таких обстоятельствах должно действовать правило: содержащиеся в заявлении сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, стороной, не представляющей по требованию КТС письменного доказательства, признаны.

    Порядок принятия решения и его содержание

    Комиссия принимает решение тайным голосованием. Для его принятия достаточно простого большинства голосов присутствующих на заседании членов КТС. Результаты голосования отражаются в протоколе заседания (приложение 3).

    Стороны спора и заинтересованные участники заседания могут ознакомиться с протоколом и сделать по нему свои замечания. Комиссия должна выразить свое отношение к такого рода замечаниям и в любом случае приложить их к протоколу заседания.

    Каждый член КТС принимает решение самостоятельно, не будучи связанным своей принадлежностью к представителям работников или работодателя. Он должен руководствоваться лишь законодательством о труде, иными нормативными правовыми актами, материалами по конкретному заявлению, ставшему предметом рассмотрения.

    Рассмотрев трудовой спор, КТС выносит мотивированное решение (приложение 4).

    В статье 388 ТК РФ перечислены обязательные реквизиты выносимого комиссией решения. В нем указываются все необходимые сведения о сторонах спора, о его существе (предмете), дата обращения в КТС. Перечисляются члены комиссии и лица, привлекавшиеся к рассмотрению спора.

    В резолютивной части решения в императивной форме излагается его существо. Решение может обязать работодателя совершить определенные действия или отказать в удовлетворении заявленных работником требований. Если требования работника удовлетворяются частично, в решении перечисляются конкретные действия, которые обязан совершить работодатель, а также требования, в удовлетворении которых отказано.

    Решение КТС должно быть максимально конкретным, не допускающим различного толкования. Если спор касается денежных требований работника, то указывается точная сумма, подлежащая выплате.

    Решение должно обосновываться ссылкой на конкретные юридические нормы (закон, иной нормативный правовой акт). В решении КТС, так же как и в протоколе заседания, необходимо указать результаты тайного голосования.

    Совет Во всех случаях, когда процедурные вопросы деятельности КТС не урегулированы ТКРФ, можно использовать нормы гражданского процесса

    В течение трех дней со дня принятия решения КТС сторонам спора выдаются его копии, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии.

    Процедурные вопросы деятельности КТС при рассмотрении трудовых споров в законодательстве не урегулированы, поэтому порядок принятия заявлений или отказа в этом, сбора и оценки доказательств, вынесения решений может определяться с учетом требований ГПК РФ. В нем регламентируется общий порядок разрешения гражданских дел, к числу которых относятся и дела по рассмотрению трудовых споров.

    Исполнение решения КТС

    Обратите внимание! Срок исчисляется смо-мента вручения работодателю копии решения КТС, вынесенного поспору.

    В соответствии со ст. 389 ТК РФ решение КТС подлежит исполнению работодателем в трехдневный срок по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование.

    Работодатель может добровольно исполнить решение КТС. Если вы в указанные сроки этого не сделаете, имейте в виду, что вступает в действие механизм принудительного исполнения: КТС в установленный срок выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом (приложение 5). Такое удостоверение, выдаваемое КТС, входит в перечень исполнительных документов, приведенный в ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее -Закон об исполнительном производстве).

    Для получения удостоверения у работника есть один месяц (со дня принятия решения КТС), в течение которого он может обратиться в комиссию. Однако если работник пропустит установленный срок, то с учетом уважительности причин пропуска КТС может его восстановить.

    В случае, когда одна из сторон - работник или работодатель - в установленный срок обратилась в комиссию с заявлением о переносе разрешения данного спора в суд, удостоверение КТС не выдается.

    На основании удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения в суд, судебный пристав-исполнитель приводит решение комиссии в исполнение в принудительном порядке.

    В статье 13 Закона об исполнительном производстве уточняются требования, предъявляемые к исполнительным документам.

    Закон об исполнительном производстве предусматривает варианты перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 22), в частности: предъявление исполнительного документа к исполнению; частичное исполнение исполнительного документа должником.

    По поводу возможности восстановления данного срока ТК РФ и Закон об исполнительном производстве имеют разночтения. Так, статья 389 ТК РФ содержит положение: в случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

    Однако данное правило противоречит ст. 23 Закона об исполнительном производстве, специально регулирующей вопросы восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению. Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом. По другим исполнительным документам пропущенные сроки восстановлению не подлежат (ч. 2 ст. 23 Закона), а значит, это положение распространяется и на удостоверения, выданные КТС.

    Существует мнение, что возникшую коллизию можно решить на основе приоритета специального законодательного положения по отношению к общему, т. е. в подобных случаях следует руководствоваться правилом ч. 4 ст. 389 ТК РФ. Однако, на наш взгляд, при решении этой коллизии преимущество имеют положения Закона об исполнительном производстве как акта, специально регулирующего определенный круг общественных отношений.

    В документах должны быть указаны:
    • наименование и адрес органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица (Ф.И. О. председателя КТС, подписавшего ее решение);
    • дело или материалы, по которым выдан такой документ, их номера;
    • дата принятия акта, подлежащего исполнению;
    • наименование организации-должника, ее адрес; фамилия, имя, отчество гражданина-взыскателя, его место жительства, место работы; • резолютивная часть решения;
    • дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.

    Исполнительный документ, выданный на основании акта уполномоченного органа (кроме судебного), подписывается должностным лицом этого органа, а в установленных федеральным законом случаях - лицом, выписавшим исполнительный документ. Исполнительный документ заверяется печатью органа или лица, его выдавшего.

    Перечисленные требования в полной мере относятся к удостоверениям, выдаваемым работникам комиссиями по итогам решения спора.

    На удостоверении в обязательном порядке отмечается не только дата вынесения комиссией решения, но и дата выдачи удостоверения. Это очень важный процессуальный момент: на основании данного удостоверения работник вправе в течение трехмесячного срока со дня его получения обратиться в суд, предъявив данный документ. После этого решение КТС приводится в исполнение судебным приставом-исполнителем в принудительном порядке по тем же правилам, что и судебное.

    На удостоверении КТС, выдаваемом работнику для принудительного исполнения, должна стоять печать, без которой судебный пристав-исполнитель не сможет принять удостоверение к исполнению.

    Удостоверение КТС предъявляется в суд по месту нахождения работодателя, обязанного исполнить решение комиссии.

    Если срок исполнения решения КТС судебным приставом-исполнителем слишком затягивается, работник может лично или путем направления соответствующего заявления обратиться в суд с просьбой ускорить принудительное исполнение. При поступлении жалобы на вынесенное комиссией решение его реализация может быть приостановлена.

    Исполнение по поступившему в суд удостоверению КТС может быть приостановлено, например, при подаче жалобы на решение КТС, на основании которого выдано удостоверение, по поводу пропуска установленного законодательством срока. Такая ситуация возможна: если суд посчитает, что срок пропущен по уважительным причинам, то восстановит его и будет рассматривать жалобу на решение КТС по существу.

    Денежное требование

    Вслучае признания требований работника в отношении невыплаченных или недоплаченных ему сумм обоснованными орган по рассмотрению трудовых споров выносит решение об удовлетворении их в полном объеме. Это означает, что денежные требования работника не ограничиваются какими-то сроками или суммами. Он должен получить все причитающиеся ему выплаты, а единственным условием вынесения такого решения является обоснованность заявленных требований.

    Споры об удовлетворении денежных требований составляют значительную долю в общем числе конфликтов, вытекающих из трудовых правоотношений. К ним, в частности, можно отнести следующие категории споров:
    • об оплате вынужденного прогула в связи с незаконным увольнением или переводом на другую работу;
    • о выплате заработной платы;
    • об индексации заработной платы;
    • о выплате штрафных санкций в случае задержки заработной платы;
    • об оплате разницы в заработной плате при выполнении нижеоплачиваемой работы;
    • об оплате сверхурочных работ;
    • об оплате работ в выходные и нерабочие праздничные дни;
    • о неправильной оплате отпуска;
    • о компенсации за неиспользованный отпуск (отпуска);
    • о выплате выходного пособия;
    • о выплате среднего заработка за период трудоустройства;
    • о гарантийных и компенсационных выплатах и др.

    Имейте в виду, что в случае отмены исполненного решения КТС для работника не должно возникать каких-либо неблагоприятных последствий. В частности, законодательство не предусматривает такого основания для возврата денежных средств, как отмена решения КТС, на основании которого произведено взыскание (в случае исполнения решения КТС об удовлетворении денежных требований работника).

    Таким образом, обратное взыскание денежных средств возможно только по решению суда. Никакие другие основания не могут послужить причиной обратного взыскания с работника выплаченных ему на основании решения КТС денежных средств.

    Обратите внимание! Даже в случае неправильного применения норм материального права или арифметической ошибки недопустим поворот исполнения решения по денежным требованиям работника.

    Обратное взыскание сумм, выплаченных по решению органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры (поворот исполнения решения), может возникнуть лишь при отмене решения по трудовому спору в порядке надзора.

    Вопрос о взыскании денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, может быть поставлен лишь в случае доказанности вины работника в представлении им в орган по рассмотрению трудовых споров ложных сведений или подложных документов (ст. 445 ГПК РФ).

    В соответствии со ст. 397 ТК РФ обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему по решению КТС, при отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда отмененное решение основывалось на сообщенных работником ложных сведениях или представленных подложных документах.

    Обжалование решения КТС

    Рассмотрение трудового спора в суде является второй стадией для большинства индивидуальных трудовых споров, за исключением случаев, когда такие споры рассматриваются непосредственно в судах (ст. 391 ТК РФ).

    Подведомственность трудовых споров суду, предусмотренная трудовым законодательством, отражает систему органов по рассмотрению трудовых споров и принципы ее построения. Суд, как правило, рассматривает споры, которые уже были предметом рассмотрения в КТС. Вместе с тем, учитывая, что ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту, а ТК РФ не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора КТС, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора. Оно вправе первоначально обратиться в КТС (исключение составляют дела, которые рассматриваются непосредственно судом), а затем - в случае несогласия с ее решением - в суд в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии либо сразу обратиться в суд (ст. 382, ч. 2 ст. 390 ТК РФ).

    Право обращения в суд для рассмотрения индивидуального трудового спора (после рассмотрения его в КТС) предоставлено работнику, работодателю, а также профсоюзу, защищающему интересы работника - члена этого профсоюза, если указанные субъекты не согласны с решением КТС. Кроме того, в суд вправе обратиться прокурор, считающий решение КТС по индивидуальному трудовому спору противоречащим законодательству. В то же время определенные категории трудовых споров разбираются в суде без предварительного рассмотрения в КТС.

    Так, непосредственно в суде рассматриваются споры по заявлениям работника:
    • о восстановлении на работе (независимо от оснований прекращения трудового договора);
    • об изменении даты и формулировки причины увольнения;
    • о переводах на другую работу;
    • об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
    • о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника.

    По заявлениям работодателей в суде рассматриваются споры о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю (если иное не предусмотрено федеральными законами).

    Кроме того, непосредственно в суде рассматриваются споры по заявлениям лиц:
    • работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;
    • считающих, что они подверглись дискриминации;
    • занятых по трудовому договору в организациях, где не образованы КТС (именно такие организации имеются в виду в ст. 391 ТК РФ, когда работник обращается в суд, минуя КТС).

    Откровенно говоря, вызывает удивление позиция законодателя: запрещено рассматривать в КТС такие часто встречающиеся виды трудовых споров, как споры о переводах на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы. Как раз подобные конфликтные ситуации можно довольно легко решить в рамках конкретной организации - непосредственно у работодателя.

    Совет Работнику следует направить заявление в адрес суда письмом с уведомлением о вручении

    Право на рассмотрение трудового спора в суде (и соответственно право на обращение в суд) возникает у работника, в частности, при нарушении установленных сроков рассмотрения спора в КТС (10-дневный срок). В то же время ТК РФ не ограничивает срок для обращения работника в суд, если КТС не рассмотрела спор и работник пожелал перенести его дальнейшее разбирательство в суд. В подобных случаях целесообразно руководствоваться ст. 392 ТК РФ, устанавливающей общие сроки для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

    Право на обжалование решения КТС принадлежит работнику, работодателю и профсоюзу, защищающему интересы работника (ст. 391 ТК РФ).

    Для обжалования в суд решения, вынесенного КТС, установлен 10-дневный срок, который исчисляется со дня вручения работнику или работодателю копии решения КТС.

    Учитывая большую загруженность судов, целесообразно направлять заявление в адрес суда почтой (письмом с уведомлением о вручении): в этом случае работник получает гарантию, что срок на подачу заявления не истечет.

    Сам по себе пропуск установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявления в суд. Суд должен выяснить причины пропуска срока и только после этого вынести решение: либо об отказе в его восстановлении и отказе по этому и другим основаниям в иске, либо о восстановлении срока и разрешении спора по существу.

    Обратите внимание! Судебное заседание должно состояться даже при пропуске срока на обжалование решения КТС.

    Практика показывает, что сроки для обжалования решения КТС в суд чаще пропускают сами работодатели. К тому же они нередко неправильно указывают стороны спора: называют себя истцами, а работников - ответчиками. Неправильное указание в заявлении сторон спора ведет к тому, что спор остается без движения, а тот факт, что допущенные неточности не исправлены в установленный судьей срок, служит основанием для возврата искового заявления.

    Допущенная неточность при составлении заявления об обжаловании решения КТС может иметь для работодателя неблагоприятные последствия.

    Пример оформления заявления работника в КТС