Руководства, Инструкции, Бланки

исаакиевский собор руководство img-1

исаакиевский собор руководство

Категория: Руководства

Описание

5 вопросов о передаче Исаакиевского собора Церкви – Журнал Абажур

5 вопросов о передаче Исаакиевского собора Церкви 5 вопросов о передаче Исаакиевского собора Церкви

Немало вопросов возникает у людей в дискуссии вокруг возможности передачи Церкви Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. На наиболее частые из этих вопросов ответила руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова.

Почему об Исаакиевском соборе вспомнили только сейчас?

Об Исаакиевском соборе никогда и не забывали. Исторически он всегда был неотъемлемой частью духовной жизни Петербурга. Напомним, что сразу после своего освящения в 1858 году он стал главным собором Русской Православной Церкви. Ежегодно в нем отмечалось до 90 церковных праздников, служились благодарственные молебны в памятные дни еще петровских побед – Ништадтского мира, Полтавской баталии. Особенно торжественно отмечали День основания Санкт-Петербурга, а также 300-летие императорского Дома Романовых. Более 60 лет пространство Санкт-Петербурга освящалось многотысячными крестными ходами, которые соединяли между собой Исаакиевский собор, Казанский собор и Александро-Невскую Лавру. Штат собора насчитывал около 80 человек.

А вот выдержки из доклада Николая Викторовича Нагорского (бывшего директора ГМП «Исаакиевский собор»), посвященного настоятелям Исаакиевского собора:

Собор прп. Исаакия Далматского накладывал на настоятеля особую ответственность за его содержание и убранство, наличие всего необходимого для совершения богослужений, ведение богослужебного журнала, хранение приходского архива, осуществление официальной церковной переписки, руководство Приходским советом, ежегодный отчет о состоянии прихода – вот далеко не полный список обязанностей, возложенных на настоятеля.

Приход Исаакиевского Кафедрального собора включал в себя Зимний дворец и центральные аристократические кварталы Санкт-Петербурга. Настоятель Исаакиевского собора назначался указом правящего архиерея для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом.

В 1864 году у Исаакиевского собора появляется собственная печать – знак того, что Комиссия по построению собора завершила работу, и он полностью перешел в ведение настоятеля.

Стоит обратить внимание на все эти факты, особенно тем, кто заявляет, что собор никогда не принадлежал Церкви и никогда не был приходским.

В 2012 году храм-памятник Исаакиевский собор перешел из федеральной собственности в собственность города. В 2014 году у Санкт-Петербургской епархии сменился руководитель, и владыка Варсонофий среди приоритетов своей деятельности, безусловно, ставит возвращение Церкви храмовых зданий, которым необходимо выполнять их прямое богослужебное назначение. Поэтому обращение главы епархии к руководству города с просьбой о передаче в безвозмездное пользование Исаакиевского собора вполне логично.

В епархии отмечают, что исполнение федерального закона от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ “О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности” в Петербурге занимает довольно длительное время. Примером тому служит Благовещенская церковь Александро-Невской Лавры, о возвращении которой было заявлено 2 года назад, но до сих пор вопрос не решен.

Сегодня нам пытаются этот спор представить в духовном аспекте: мол, верните то, что украли. Такая постановка вопроса кажется мне очень циничной.

Что касается Исаакиевского собора, то ответа на запрос еще нет, и рано говорить о каких-то конкретных шагах и решениях.

«Опять все передается в собственность РПЦ?!»

Церковь не просила о передаче Исаакиевского собора в собственность! Было направлено обращение о передаче в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви в лице Санкт-Петербургской епархии здания Исаакиевского собора на основании действующего законодательства. Собор-памятник останется в государственной собственности.

Если службы в Исаакиевском соборе совершаются, то чем епархию не устраивает нынешнее положение дел?

Сейчас богослужения совершаются только в левом приделе Исаакиевского собора, в небольшом пространстве, по всему храму в этот момент идут экскурсии… В главном приделе разрешают богослужения только на большие праздники – престольный, Пасхальную вечерню и еще несколько дней – по особой договоренности.

Немногие знают, что у Исаакиевского собора есть свой приход. Даже многие петербуржцы удивляются, что в храме, оказывается, проводят регулярные богослужения, а не только по выходным и главным церковным праздникам. Кстати, только этой весной дирекция музея разрешила сопровождать вечерние и утренние богослужения колокольным звоном.

Богослужения «в гостях у музея» совершаются по графику в строго отведенное время, в таких условиях организовать полноценную приходскую жизнь просто невозможно. А ведь исторически при соборе существовало братство, известное своей просветительской и благотворительной деятельностью.

Тем, кто заявляет, что в случае передачи собора в пользование епархии он не заполнится прихожанами, отвечаем: как только люди привыкнут, что храм это храм, а не музей, он заполнится. Сейчас многие до сих пор сомневаются не надо ли заплатить за вход, чтобы попасть на службу.

Когда храм будет передан Церкви, поток туристов ограничат? И нельзя будет кому угодно зайти?

Думаю, что все аргументы о печальном будущем храма в случае его возвращения Церкви разбиваются о реальный опыт. Казанский кафедральный собор, святителя Николая Чудотворца (Николаевский) Морской собор в Кронштадте, Троицкий собор Александро-Невской лавры, да и собственно абсолютно все переданные епархии соборы и храмы не стали менее доступны.

Вход в знаменитые европейские католические соборы Святого Петра в Риме и Нотр Дам де Пари – бесплатный. Представляя собой выдающиеся памятники архитектуры, истории и искусства, эти храмы остаются действующими католическими церквями, где проходят регулярные службы, при этом туристический поток в них не иссякает.

Если собор будет возвращен Церкви, то не только не возникнет ограничений доступа всех желающих в храм, но и вход будет бесплатным – не нужно будет платить за входной билет, как это происходит сейчас. Посмотрите, в Казанском соборе сейчас совершаются регулярные богослужения, доступ для всех желающих открыт все время. И во время богослужения можно беспрепятственно пройти по всему храму. Есть и европейский опыт организации доступа в храм, когда огораживается место для молящихся. В соборах во время католической мессы молящиеся заходят за ограждение, а туристы могут спокойно ходить вокруг. Каждый волен прийти в храм со своей задачей: кто-то помолиться, а кто-то — с познавательными целями.

В то же время доступ в храмы, находящиеся в ведении музеев (и речь не только об Исаакиевском соборе, а и о Благовещенской церкви, где расположен до сих пор музей городской скульптуры) оказывается ограничен. Плата за вход не такая уж низкая. Далеко не каждый горожанин и турист в состоянии позволить себе оплатить вход и полюбоваться творениями известных зодчих. Не говоря уже о том, что для иностранных туристов плата за вход выше, нежели для российских посетителей.

Кроме того, в Церкви имеется опыт создания при храмах, имеющих особый историко-культурный статус, церковных музеев в форме частных негосударственных учреждений культуры, на которые возлагаются экскурсионно-просветительские функции.

После передачи Церкви Исаакиевского собора возникнут проблемы с обеспечением сохранности здания?

– В нашей епархии десятки примеров храмов, которые возвращались в плачевном состоянии и реставрировались силами прихода и благотворителей на высочайшем уровне.

Например, Феодоровский Государев собор в Царском Селе. Настоятель собора Епископ Царскосельский Маркелл всегда с гордостью показывает пещерную (нижнюю) церковь в честь преподобного Серафима Саровского, которую восстановили очень скрупулезно: если храм был расписан фресками, то воссоздавали их узор в узор, точно восстанавливали обитый басмой иконостас, ткани для обивки стен заказывались на мануфактуре и т.д. А храм был передан в чудовищном состоянии. Таких примеров много – Александро-Невская Лавра, храм Рождества святого Иоанна Предтечи («Чесменский»), Вознесенский (Софийский) собор в Царском Селе, храм святого пророка Илии на Пороховых, Благовещенская церковь на Приморском проспекте и другие.

Важно отметить, что никто не собирается отказываться от помощи профессионалов. В Церкви понимают, что Исаакиевский собор – это уникальный памятник архитектуры, что там присутствуют самые разные образцы пластического искусства, требуется особое внимание специалистов.

Кроме того, в епархии имеется должность древлехранителя, профессионала со штатом сотрудников, отвечающих за реставрацию и сохранение памятников. При необходимости будут привлекаться организации, специализирующиеся на тех или иных вопросах, связанных с сохранением и использованием собора как объекта культурного наследия. И, безусловно, высококлассные специалисты и музейные работники, которые посвятили свою жизнь Исаакиевскому собору, будут востребованы и в условиях действующего храма.

Помимо древлехранителя, за всеми процессами реставрации тщательно наблюдают сотрудники соответствующих комитетов города. Если речь будет идти о передаче собора в безвозмездное пользование, то будет составлен договор между городом и епархией, где будут учтены все вопросы по реставрации и сохранности здания. При внимательном соблюдении всех договоренностей и нюансов договора никаких вольностей допущено не будет.

Церковь просит вернуть ей не театр или оперный зал, а храм Божий. Это великолепное здание строилось и предназначалось, прежде всего, для молитвы. Все – формы, структура, интерьеры храмового здания содержат глубокий смысл и подчинены именно этой главной цели.

Церковь в императорский период Российского государства управлялась Священным Синодом и Государем. Противопоставить их друг другу было невозможно. Государство в лице трех императоров – Александра I, Николая I и Александра II, курировавших строительство Исаакиевского собора, – помыслить не могло, что здание будет не храмом, а лишь музеем.

Исаакиевский собор сразу после своего освящения в 1858 году стал не только кафедральным собором северной столицы, но и главным собором империи. И оставался храмом, где постоянно звучала молитва, до конца 20-х годов 20 века. На южном фасаде собора, обращенном к Законодательному собранию Санкт-Петербурга, на фризе под барельефом Поклонения волхвов позолоченными большими буквами выбита надпись на церковно-славянском: “Храм мой храмом молитвы наречется”. Прочесть ее доступно каждому – и верующему, и атеисту.

Другие статьи

Четыре жизни Исаакиевского собора»

Преподобный Исаакий Далматский, день памяти которого приходится на 4 апреля,– не очень известный на Руси святой. Но именно ему посвящен самый большой храм Петербурга – Исаакиевский собор. Это могло бы показаться странным, если не знать, что основатель нашего города Петр I родился в другой день памяти этого святого (30 мая/12 июня).

Жизни первая и вторая

Вот почему Исаакий Далматский поль­зовался в нашем городе особым почи­танием. Четыре храма в честь этого святого сменяли один другого. В их истории, как в капле воды, отразилась история Петербурга. Первый храм в честь Исаакия Далматского возник в нашем городе в 1710 году. Нахо­дился он рядом с Адмиралтейской верфью, на Адмиралтейском лугу. В первые годы после своего основа­ния Петербург строился на скорую руку, и Исаакиевская церковь не ста­ла исключением. Она даже не была зданием специальной постройки. Про­сто к бывшему чертежному амбару пристроили колокольню со шпилем, да небольшую главку над алтарной частью, и церковь была готова.

Церковь эта простояла не так уж долго, но успела войти в историю. Именно здесь 19 февраля 1712 года состоялось публичное венчание Пет­ра I и Екатерины, будущей императ­рицы Екатерины I.

Маленький деревянный храм не соответствовал величию столицы, и в 1717 году в присутствии Петра была заложена новая, теперь уже каменная Исаакиевская церковь. Располагалась она примерно на том месте, где сей­час стоит Медный всадник. Проект ее разработал архитектор Георг Иоганн Маттарнови. Через несколько месяцев после закладки храма он умер, и цер­ковь строили сразу несколько архи­текторов: Н.Ф. Гербель, М.Г. Земцов, Г. Киавери, Д. Трезини. В 1727 году в присутствии Екатерины I церковь была освящена.

К сожалению, сохранилось очень мало изображений, по которым мы могли бы представить себе внеш­ний вид этого здания. Судя по до­кументам, оно представляло в пла­не равноконечный греческий крест. К однокупольному храму примыка­ла 40-метровая трехъярусная коло­кольня, которую украшали куранты. Петр I специально заказал в Евро­пе двое башенных часов — для ко­локолен Петропавловского собора и Исаакиевской церкви. Да и сам си­луэт храма в панораме города напо­минал Петропавловский собор.

И эта церковь тоже играла важ­ную роль в истории Петербурга: со­гласно указу Петра I именно в ней принималась присяга «чинами Адми­ралтейства и офицерами Балтийско­го флота». Однако и она простояла очень недолго. Причин этому было две. Во-первых, место для строитель­ства было выбрано неудачно. Из-за близости к Неве почва под храмом не отличалась устойчивостью, и вско­ре в стенах появились трещины. Вто­рой же напастью стал огонь. Церковь дважды горела, в результате пожаров сгорел деревянный купол над алтар­ной частью, железная кровля с пе­рекрытием обрушилась внутрь зда­ния, были повреждены шпиль и часы на колокольне.

Невезучее здание пытались спасти: его ремонт занял более десяти лет. Но церковь продолжала разрушать­ся, и в 1758 году было решено разо­брать ее и построить новую.

Указ, вышедший 15 июня 1761 года, гласил: «при строении Исаакиевской церкви быть архитектору Савве Чевакинскому». В 1762 году Чевакинский представил в Сенат проект хра­ма и смету на его постройку. Именно Савва Иванович выбрал для Исаакия то место, на котором он стоит в наши дни. Но в 1767 году Чевакинский подал в отставку, и его сменил Антонио Ринальди, который разрабо­тал свой собственный проект.

Самое лучшее представление о проекте Ринальди мы можем со­ставить по модели, хранящейся в му­зее Академии художеств. Основной объем храма венчается куполом, ко­торый окружают четыре ажурные башенки-звонницы. С запада к зда­нию примыкает трехъярусная коло­кольня. По проекту Ринальди храм должен был быть целиком облицо­ван цветным мрамором — сибирским и олонецким.

Известный искусствовед и исто­рик архитектуры В. Я. Курбатов писал в 1913 году: «Будь закончен Исаакий Ринальди, мы имели бы несравненный образчик зодчества совершен­ной эпохи барокко». Но, увы, судьба этого великолепного проекта оказа­лось печальной. Средств на строи­тельство в истощенной российской казне постоянно не хватало, и храм возводился черепашьими темпами. К 1796 году, когда на престол вступил Павел I, храм довели только до карниза.

26 декабря 1796 года Павел рас­порядился остановить отпуск средств на строительство собора. Драгоцен­ный мрамор, собранный для его обли­цовки, отправили на украшение Ми­хайловского замка. Казалось, собор так и не будет достроен, но в мар­те 1797 года Павел поручает архи­тектору Винченцо Бренна довершить его возведение, однако ограничив­шись минимально возможными сред­ствами. Наконец, 30 мая 1802 года, в присутствии уже следующего им­ператора, Александра I, храм был освящен.

Винченцо Бренна был талант­ливым архитектором, но что он мог сделать в таких условиях? Волей-неволей пришлось строить собор одноглавым, а колокольню ограничить двумя ярусами. Понят­но, что ни о какой мраморной об­лицовке речь уже не шла. Наиболее точно ситуация со строительством собора была выражена в эпиграм­ме, ходившей тогда по Петербургу: «Се памятник двух царств, Обоим им приличный: Основа его мраморна А верх его кирпичный!»

Третий храм в честь святого Исаа­ка также прослужил недолго. 9 апреля 1816 года, во время пасхального богослужения, отсыревшая штукатур­ка рухнула со сводов на правый кли­рос и «падением своим сделала силь­ный удар и в народе содрогание». После этого храм закрыли.

Собор, построенный Ринальди и Брен­на, вышел откровенно неудачным. И вскоре всем стало очевидно, что на таком ответственном месте требу­ется куда более красивый храм. Уже в 1809 году был объявлен архитектур­ный конкурс на лучший проект Исаа­киевского собора. Еще один такой конкурс был проведен через четы­ре года. Но, хотя состязались такие выдающиеся архитекторы, как Ч. Ка­мерон, Дж. Кваренги, А. Д. Захаров, А.Н. Воронихин, Ж.-Ф. Тома де Томон, Л. Руска, В. П. Стасов, братья Михайловы, удовлетворительного ре­зультата конкурсы не дали. Меша­ло выдвинутое Александром I требо­вание сохранить существенную часть старого храма (как минимум алтар­ную часть).

Тогда Александр I решил пойти другим путем. В 1816 году он обра­тился к одному из своих приближен­ных, известному инженеру генералу Августину Бетанкуру с просьбой ре­комендовать ему архитектора. Как раз незадолго до этого в Петербург прибыл молодой французский зодчий Огюст Монферран. Он был зачис­лен в качестве старшего чертежника в возглавляемый Бетанкуром Комитет по делам строений и гидравлических работ, и Бетанкур решил «для пробы» поручить Монферрану разрабо­тать проект реконструкции собора.

Монферран понимал, что ему вы­пал шанс, который бывает толь­ко раз в жизни. В спешном порядке он создал двадцать четыре проект­ных варианта, выполненных в ми­ниатюре в самых различных стилях: индийском, китайском, готическом, древнеримском, древнегреческом, ренессансном. Рисунки были перепле­тены в альбом и поднесены Бетанкуром императору с просьбой «один из рисунков удостоить своим выбо­ром». Альбом произвел требуемое впечатление (к сожалению, в архивах он не сохранился), и Александр I по­ручил Монферрану разработать про­ект собора. Проект был утвержден в феврале 1818 года, а с весны уже началось и строительство.

Однако утвержденный проект был откровенно недоработан (так, напри­мер, в комплекте чертежей отсут­ствовал поперечный разрез) и имел серьезные недостатки. Поэтому, ког­да проект опубликовали в печати, ар­хитектор Антуан Модюи подверг его резкой критике. Используя свои чер­тежи и расчеты, он доказывал, что собор, спроектированный Монферраном, рухнет. Возражения Модюи сперва пытались спустить на тормо­зах, однако он обратился к императо­ру напрямую, и в феврале 1822 года строительство было приостановлено (продолжалась только заготовка ма­териалов). В 1824 году был проведен конкурс на лучшее исправление про­екта Монферрана. В конкурсе на об­щих основаниях принял участие и сам Монферран, доработавший собствен­ный проект и в результате победив­ший. Впрочем, и эти изменения были не последними. Позднее Монферран дорабатывал свой проект в 1835-м (изменились конструкции порти­ков, а круглые боковые башни пре­вратились в квадратные колокольни) и в 1837-38 годах (изменился проект купола: кирпичные своды заменила легкая и прочная конструкция из ме­талла).

Возведение собора растянулось почти на 40 лет, так что у наших со­седей, финнов, даже появилась поговорка: «Строится так же долго, как Исаакиевский собор». О значимости строительства говорил тот факт, что членами Комиссии по перестройке Исаакиевского собора, осуществляв­шей административное руководство, были самые высокопоставленные чи­новники. А на всех наиболее важных этапах возведения собора присутство­вали император и члены император­ской фамилии. На гигантское соору­жение не жалели средств. На одну только архитектурную модель собора (ту, что хранится в музее Академии ху­дожеств) было потрачено 80000 руб­лей! А сам собор (причем без уче­та драгоценной церковной утвари) обошелся России в гигантскую сум­му 23256852 рубля 80 копеек. Для сравнения, на возведение Троицкого (Измайловского) собора было затра­чено всего около двух миллионов руб­лей — меньше, чем обошелся один только фундамент Исаакия.

После церемонии освящения хра­ма, состоявшейся 30 мая 1858 года, Исаакиевский собор стал главным храмом Российской империи. Горя­чие споры вызывала принадлежность храма, ведь Церковь настаивала, что­бы собор был передан в ее ведение. Вопрос этот был передан на рассмот­рение особой комиссии под руковод­ством ректора Академии художеств. Было решено, что Церкви будет не под силу содержать столь доро­гой храм и обеспечить ему достой­ный уход способно только государ­ство. Поэтому Исаакиевский собор был передан в ведение Министерства путей сообщения и публичных зданий (а с 1871 года — в ведение Министер­ства внутренних дел).

На поддержание собора в надлежа­щем виде не жалели средств. Причт Исаакия был больше, чем во всех остальных храмах Петербурга: прото­иерей, 3 священника, ключарь, про­тодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона, 5 псаломщиков, 2 пономаря, просвир­ня, 50 певчих и шестнадцать звонарей. В большинстве храмов России причт жил на деньги от приходских доходов и на проценты с капитала, пожертво­ванного на храм, но причт Исаакиев­ского собора состоял на казенном жаловании. Кроме Исаакия казенное жалование получал причт только трех соборов Петербурга: Морского Бого­явленского (Никольского), Троицкого и Смольного, но жалование в Исааки­евском соборе было выше примерно в 3-4 раза. А всего на содержание со­бора выделялось в год 68858 рублей (не считая разовых дополнительных затрат). При этом в ведении причта собора оставлялись также и все сбо­ры («кружечные», «свечные», «кошель­ковые»).

После Октябрьской революции из собора изъяли многочисленные ценности (было вывезено около 50 кг золота, свыше двух тонн серебра и множество драгоценных камней), но сам храм оставался действующим. Однако обеспечивать гигантскому со­бору надлежащий уход без помощи государства община, естественно, была не в силах. Поэтому в 1928 году договор с церковной двадцаткой был расторгнут и храм передали Главнауке. С 1928 по 1931 год в соборе про­вели ремонт, одновременно в хра­ме открылся антирелигиозный музей, одной из главных достопримечатель­ностей которого стал маятник Фуко, демонстрировавший вращение земли.

Собор сильно пострадал в годы блокады. Хотя прямых попаданий снарядов в храм не было, но фаса­ды и наружные колонны испещре­ны следами от их осколков, а купол одной из звонниц был пробит авиа­бомбой. Однако самый тяжелый урон храму нанесли не снаряды, а зима. Неотапливаемый собор промерз на­сквозь, на стенах выступил иней, и весной, во время его таяния, был нанесен огромный ущерб росписям. Более всего была испорчена фреска Бруни «Адам и Ева в Раю», красоч­ный слой которой смылся полностью. К несчастью, никаких фотографий или эскизов фрески не сохранилось, так что реставраторам пришлось про­сто нарисовать ее заново, подражая манере Бруни.

Первое богослужение в соборе по­сле более чем шестидесятилетне­го перерыва состоялось в 1990 году. И в наши дни Исаакий совмещает сра­зу две функции — храма и музея.

Митрополит Варсонофий дошел до Медведева в желании заполучить Исаакиевский собор

Митрополит Варсонофий дошел до Медведева в желании заполучить Исаакиевский собор

16 мая стало известно, что иерарх РПЦ митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий обратился к председателю правительства России Дмитрию Медведеву с просьбой передать РПЦ сразу несколько исторических объектов в Петербурге. Из письма следует, что церковь не отказалась от планов полностью завладеть зданием Исаакиевского собора. Более того, митрополит Варсофоний просит Дмитрия Медведева посодействовать в передаче РПЦ храма Спаса-на-Крови и части зданий бывшего Смольного монастыря, где располагаются факультеты политологии, социологии и международных отношений СПбГУ. Свое требование митрополит обосновывает необходимостью «наладить полноценную церковную жизнь и улучшить работу епархии», например, организовать деятельность воскресных школ.

При этом лишь 1 февраля 2016 года Смольный собор перешел в собственность РПЦ. Передаче собора предшествовал длительный переговорный процесс, при этом совет ректоров Санкт-Петербурга, состоящий из 15 ректоров, выступил на стороне РПЦ и ходатайствовал за скорейшую передачу собора Церкви. Ректоры обосновали это тем, что в 19-м веке Смольный собор являлся «Собором всех учебных заведений Петербурга», добавив, что студенты петербургских вузов остро нуждаются в центре духовной жизни.

Напомним, что Смольный собор до передачи церкви входил в состав ГМП “Исаакиевский собор”. В настоящий момент в ведении музейного комплекса остались Исаакиевский собор, Спас-на-Крови и Сампсониевский собор. Но, по всей видимости, руководство петербургской епархии не оставляет попыток завладеть и этими зданиями.

В 2015 году желание петербургской епархии получить в собственность Исаакиевский собор привело к конфликту между церковными чиновниками и представителям православных общественных организаций с одной стороны и частью петербургского общества, сотрудников музея, градозащитников и общественных активистов с другой. Попытка церкви получить Исаакиевский собор имела широкий общественный резонанс. Депутат ЗакСа Максим Резник пытался инициировать референдум по вопросу передачи собора РПЦ, но получил отказ в Горизбиркоме. В результате губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко отказал в передаче Исаакиевского собора РПЦ, сославшись на экономическую нецелесообразность такого решения. В петербургской епархии пообещали обжаловать это решение.

Сторонники передачи городских музеев, памятников архитектуры и культуры, ранее принадлежавших церкви, ссылаются на историческую преемственность и закон «О передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям», принятый в бытность Дмитрия Медведева президентом России. Противники такой передачи аргументируют свою позицию тем, что Церковь претендует на самые прибыльные объекты, в то время как без особого энтузиазма восстанавливает разрушенные и заброшенные храмы. Более того, противники передачи городских музеев РПЦ считают, что к объектам после передачи может быть серьезно ограничен доступ граждан.

Отметим, что, по некоторой информации, в руководстве СПбГУ готовы к передаче помещений факультетов, расположенных в зданиях бывшего Смольного монастыря, если СПбГУ будут предоставлены другие подходящие помещения. В университете ждут одобрения правительства. В планах у руководства вуза — переезд всех факультетов СПбГУ в единый кампус, который планируют возвести под Гатчиной или поблизости от станции Горской в Курортном районе. В центре Петербурга Университет планирует сохранить за собой только здание Двенадцати коллегий.

В 2015 году в СМИ появилась информация, что в петербургской епархии не все довольны действующим митрополитом, некоторые священники считают его человеком не подходящим Петербургу и назначенным на высокий церковный пост из-за личной преданности патриарху .“Его задача – максимально повысить доход, который приносит епархия. С Варсонофием приехала целая команда людей, которая стала работать в этом направлении”, — заявил один из священников петербургской епархии на условиях анонимности.

По всей видимости, митрополит Варсофоний не собирается отступаться от планов РПЦ завладеть зданиями, входящими в ГМП “Исаакиевскеий собор”. Очевидно, что в епархии намерены заполучить в собственность не только здания музеев, в которых ранее находились храмы, но и другие привлекательные объекты собственности, которые когда-либо имели хотя бы какое-то отношение к церкви. В зону риска, помимо трех факультетов СПбГУ, может попасть Президентская библиотека имени Бориса Ельцина, в помещении которой ранее находился Священный Синод.

Скорее всего, РПЦ не удастся в ближайшее время получить Исаакивеский собор из-за позиции петербургских властей, которые в случае подобной передачи могут попасть под острую критику за принятие решений по конфессиональному признаку. Возможно, в перспективе петербургская епархия завладеет помещениями трех факультетов СПбГУ в здании бывшего Смольного монастыря, особенно в случае, если проект единого кампуса СПбГУ будет реализован. Не исключено, что конфликт относительно передачи в собственность церкви музейных зданий Исаакиевского собора и храма Спаса-на-Крови далек от завершения и снова займет центральное место в петербургской политической повестке. Вероятнее всего, споры относительно владения историческими зданиями разгорятся с новой силой только после выборов.