Руководства, Инструкции, Бланки

инструкции в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием img-1

инструкции в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием

Категория: Инструкции

Описание

Программа летнего спортивно-оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1. Нормативно-правовые условия:

Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Конвенция о правах ребенка, ООН,1991г.

Устав МБУ ДО «ДЮСШ г. Горно-Алтайска»

Положение о лагере дневного пребывания.

Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

Должностные инструкции работников.

Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

Заявления от родителей.

2. Материально-технические условия:

Плавательный бассейн 25 метров

деятельности летнего муниципального оздоровительноголагеря в будущем. Организация взаимодействия летнего муниципального оздоровительноголагеря с дневнымпребыванием детей «Солнышко» с социумом Спортивная площадка.

летнегооздоровительноголагеря «Страна Детства» с дневнымпребыванием детей Программа «Путешествие по Сказкограду» летнегооздоровительноголагеря с дневнымпребыванием. для своего ребенка? а) спортивно -оздоровительное б) гражданско-патриотическое в).

программы. 1 Полное название программыПрограммалетнегооздоровительноголагеря с дневнымпребыванием детей «Улыбка» 2 Цель программы Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний.

Ш.С. Кайшев ПЛАН РАБОТЫ летнегооздоровительноголагеря с дневнымпребыванием «Одуванчик» Спортивно - оздоровительное направление Праздничная программа. « Здравствуй, лагерь » «Огонек знакомства» Игровая.

и поведении. Основное содержание программыЛетнийоздоровительныйлагерьдневногопребывания работает по следующим направлениям: спортивно -оздоровительное. организация активного досуга.

Видео

Другие статьи

Программа школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

Физкультурно – оздоровительная работа осуществляется через:

  • Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

  • Выработку и укрепление гигиенических навыков;

  • Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

  • Утренняя гимнастика (зарядка)

  • Спортивная игры на стадионе, спортивной площадке.

  • Подвижные игры на свежем воздухе

  • Эстафеты

  • Дни здоровья

  • Туристские походы

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Приоритетным направлением в нашей школе является туристское. Это направление позволяет в сочетании с физкультурно-оздоровительными мероприятиями способствуют созданию хорошего, эмоционально-окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Задачи туристской деятельности:

  • Получение навыков жизнеобеспечения в условиях природной среды, обучение туристским навыкам;

  • Приобретение навыков коллективной жизни в условиях тесного общения со сверстниками.

Основные формы проведения:

  • Турэстафеты;

  • Игра «Поиски клада»;

  • Туристская игротека;

  • Туристские походы, экскурсии.

Художественно – творческая деятельность

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

  • Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)


  • Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты»)

  • Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)


  • Игровые творческие программы к тематическим дням


  • Концерты, праздники

Трудовая деятельность Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений, навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда. Участники лагеря получают дополнительную возможностьпройти раньше других летнюю практику в школе. Основные формы работы:

  • Бытовой самообслуживающий труд;

  • Общественно значимый труд. (трудовые акции, десанты, рейды по благоустройству территории, оказанию помощи одиноким гражданам)

Интеллектуальное направление

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи интеллектуального направления:



  • Развитие интеллектуальных способностей детей и подростков через организацию работы Клуба юных интеллектуалов.

  • Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.

Основные формы работы:

  • Викторины, интеллектуальные марафоны.

  • Организация игр «Что? Где? Когда?»

  • Заседания Клуба юных интеллектуалов.

Досуговая деятельность

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Задачи досуговой деятельности:

  • Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.

  • Организовать деятельность творческих мастерских.

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, для функционирования которой имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Цель: развитие физических возможностей, расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Работа кружков:

  • «Основа физической подготовки»;

  • «Футбол»

  • «Культура чувашского народа»

  • «Основы компьютерной грамотности»

  • «Юные инспекторы движения»


Летний школьный лагерь с дневным пребываниемдетей



  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

  • Положение о лагере дневного пребывания.

  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

  • Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

  • Приказы отдела образования, распоряжение Министерства труда и социального развития Ульяновкой области.

  • Должностные инструкции работников.

  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

  • Санитарно-гигиенические нормы.

  • Заявления от родителей.

  • Приказы по лагерю.

  • Акт приемки лагеря.

  • Планы работы.


    1. Материально-технические условия предусматривают:


Источник финансирования и материальная база


игровые комнаты, кабинет для кружковой работы, кабинет Здоровья, компьютерный класс


Материальная база школы. Канцелярские принадлежности для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов


Начальник лагеря, воспитатели,


Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды)


Материальная база школы


Воспитатели, учитель физкультуры


Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания


Материальная база школы


Воспитатели, учитель физкультуры


    1. Кадровые условия.

В соответствии со штатным расписанием в реализации проекта участвуют: Координаторы смены:

  • начальник лагеря;

  • учитель физкультуры;

  • воспитатель;

  • педагог дополнительного образования;

  • библиотекарь.

    1. Методические условия предусматривают:


  • наличие необходимой документации, программы, плана;

  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;

  • коллективные творческие дела

  • творческие мастерские

  • индивидуальная работа

  • тренинги

  • деловые и ролевые игры Диагностика


Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- тренинговое занятие «Расскажи мне обо мне»;

- планерки администрации лагеря и воспитателей.


Беседы на отрядных сборах.


Творческий отзыв ( «Славные страницы наших дел»)


Почта лагеря «Пожелания от всей души»

* В ходе реализации данного проекта осуществится:

Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья


* Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний и навыков по туризму, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

* Участники смены приобретут умения и навыки индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.


*Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

*Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.


*Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках

*Расширение кругозора детей.


*Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
*Личностный рост участников смены.

Проект ( класс) на тему: Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей - quot; Бригантина - quot; МБОУ - quot; Варьеганская ОСШ

Проект ( класс) на тему:
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей "Бригантина" МБОУ "Варьеганская ОСШ" 2015 год.

Ребята и педагоги в течение всего сезона на борту корабля «Бригантина» совершают сказочное кругосветное путешествие. Каждый ребенок является новичком - юнгой; отряды - экипажами. Продвигаться экипажам вперед помогают: боцманы (воспитатели), начальник порта (педагог ДО), адмирал (начальник лагеря), капитан - лидер среди детей, отвечающий за ведение карты экипажа и ведение бортового журнала.

Игра развивается в течение 21дня, т.е. во все периоды смены, каждый из которых имеет свои особенности.

Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.

Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.

Личностный рост участников смены.

Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.

Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях? Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.

Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.

В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период организации отдыха в детских центрах направить в надежное русло эти знакомства и общение.

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.

Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.

Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из села к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха «Лето-это маленькая жизнь». Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

Данная программа предусматривает реализацию мероприятий, направленных на организацию жизнедеятельности детей от 6 до 15 лет (включительно), для духовного и физического развития детей и подростков, организации их разумного отдыха, досуга, оздоровления и общественно полезного труда, на профилактику правонарушений и безнадзорности среди детей и подростков, на их успешную социализацию.

Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.

Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:

  • физкультурно-оздоровительное,
  • содержательно-досуговое,
  • нравственное,
  • гражданско-патриотическое.

Цель: Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и развития творческих способностей, организации досуга детей в период летних каникул.

  1. Создавать условия для организованного отдыха детей.
  2. Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
  3. Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
  4. Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.
  5. Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

Концептуальные основы деятельности.

Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.

Главным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.

Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.

Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.

Методическое проектирование лагеря «Бригантина» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.

При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи.

  1. Идея первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д-Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
  2. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
  3. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
  4. Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский)
  5. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).

Программа летнего оздоровительного лагеря «Бригантина» с дневным пребыванием детей и подростков «Лето – это маленькая жизнь» опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям воспитанников и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Бригантина» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

Принцип дифференциации воспитания

Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  • активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
  • оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
  • сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
  • постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

  • грань личностного восприятия («Это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
  • грань сопричастности («Этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
  • грань глобального восприятия («Это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
  • грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
  • грань личной ответственности («Я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип личностного Я

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • при развитии детского самоуправления;
  • при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
  • при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
  • доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
  • в учёте интересов детей, их индивидуальных вкусов

Объективные факторы работы лагеря

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

  1. Временный характер детского объединения.
  2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий .
  3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
  4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
  5. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
  6. Здоровьесберегающие технологии - купание, закаливание. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Лето – это маленькая жизнь»;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
  1. Организационный этап смены.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы «Лето – это маленькая жизнь»;
  • формирование органов самоуправления,
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Экипажи находятся в стартовой зоне. Идет организационная работа по созданию ЦОМ (центр общественного мнения), службы спасения, радио, стенгазеты. Каждый экипаж прибыл на праздник «Я +Ты = Бригантина» - где принял посвящение в хранители души корабля, законы, указ и ориентиры для моряка.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
  • работа творческих мастерских.

Экипажи пересекают моря и океаны, делают остановки:

  • «Порт странствий»;
  • «Залив веселых шуток»;
  • «Бухта хочу стать взрослым»;
  • «Залив сильных, ловких, смелых»;
  • «Остров экспромтов»;
  • «Бухта «Наши родные места» и т. д.
  1. Заключительный этап смены .

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;
  • выработка перспектив деятельности организации;
  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Экипажи завершают кругосветное путешествие на острове «Радости», на котором подводятся итоги смены, определяется экипаж-лидер, осуществляется заветная мечта экипажа.

Механизм реализации программы

Учитывая возрастные особенности младшего и среднего возраста детей, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно - игру, как ведущий тип деятельности.

Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все-участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.

Сюжетно-ролевая игра «Лето – это маленькая жизнь» – это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.

- большую двигательную активность;

- разнообразие видов деятельности;

- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;

Ребята и педагоги в течение всего сезона на борту корабля «Бригантина» совершают сказочное кругосветное путешествие. Каждый ребенок является новичком - юнгой; отряды - экипажами. Продвигаться экипажам вперед помогают: боцманы (воспитатели), начальник порта (педагог ДО), адмирал (начальник лагеря), капитан - лидер среди детей, отвечающий за ведение карты экипажа и ведение бортового журнала.

Игра развивается в течение 21дня, т.е. во все периоды смены, каждый из которых имеет свои особенности.

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

  • планирование;
  • подготовка к лагерной смене;
  • оформление лагеря;
  • подготовка материальной базы;
  • определение обязанностей;
  • подготовка к сдаче приемной комиссии;
  • организация питания в школьном оздоровительном лагере.
  • утренняя зарядка;
  • закаливание;
  • встречи с медицинским работником;
  • влажная уборка, проветривание;
  • беседы о вредных привычках;
  • посещение бассейна;
  • организация питания воспитанников;
  • спортивные праздники;
  • экскурсии;
  • работа спортивных секций;
  • подвижные игры;
  • работа инструктора по физической культуре и спорту.

3. Творческий модуль

  • коллективно-творческая деятельность;
  • участие в поселковых мероприятиях;
  • участие в общелагерных мероприятиях;
  • работа творческих мастерских по интересам;
  • экскурсии в библиотеки с. Варьеган, г.п. Новоаганск;
  • творческие «Мастер-классы по ДПИ» в МКУ «ЭПМ с. Варьеган»;
  • конкурсы;
  • викторины.
  • посещение поселкого музея;
  • беседы «85 лет ХМАО – Югре», «День России»;
  • беседы «70-летию Победы в ВОв»
  • экскурсии по селу Варьеган;
  • экскурсия в пожарную часть г.п. Новоаганск;
  • экскурсии в МКУ «ЭПМ с. Варьеган»;
  • экскурсии в природу;
  • беседы о нравственности;
  • экологический КВН;
  • экологический десант;
  • работа библиотекаря школы;
  • викторины, конкурсы;
  • мероприятия.

6. Социально-психологический модуль

  • работа социального педагога;
  • работа педагога-психолога;
  • диагностика;
  • тестирование;
  • индивидуальные беседы;
  • групповая работа;
  • анкетирование.

Методическое сопровождение программы

Для эффективной работы в лагере активно используются:

В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим матросам, возникает потребность преобразить свой корабль «Бригантина». сделать его красивее.

Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.

Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов корабля «Бригантина» – юнг (воспитанников) и боцманов (воспитателей)

Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.

  1. Организаторские дела (метод взаимодействия)
  2. Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
  3. Познавательные дела (познавательные игры: юнга должен узнать как можно больше об окружающем мире)
  4. Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
  5. Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
  6. Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)

Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.

Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение смены.

Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.

Компоненты психолого-педагогического сопровождения:

  • Диагностический;
  • Консультационный;
  • Прогностический
  • Практический.

Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:

  • Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
  • Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
  • Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
  • Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
  1. Оздоровительная программа «Здоровье».
  2. Документы в помощь воспитателям, вожатым, родителям.

Основное содержание программы

Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:

Физкультурно - оздоровительная работа

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

  1. Провести витаминизацию питания детей.
  2. Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности.

Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес, река. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

  • ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
  • спортивные игры;
  • аттракционы;
  • эстафеты и соревнования;
  • спортивные праздники;
  • ежедневный осмотр детей медицинским работником;
  • принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
  • посещение бассейна;
  • организация здорового питания детей;
  • организация спортивно-массовых мероприятий:
  • подвижные спортивные игры.

Организация активного досуга

Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.

  1. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
  2. Организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Игра; Конкурс; Викторина; Праздник; Турнир; Поход; Библиотечный час; Посещение музея, театра; Просмотр фильма; Чтение книги; Дискотека;

Соревнование; Эстафеты; Трудовой десант; Занятия в кружках.

Виды досуговой деятельности:

  • развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;
  • отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
  • самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
  • творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
  • Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:

  • Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;
  • Альтернативного провождения времени
  • Свободного времени
  • Совместного планирования досуговой деятельности.
  • Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
  • Уровень целостного детского коллектива смены;
  • Уровень отряда;
  • Уровень организации досуга в группах по интересам;
  • Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.

Организация кружковой деятельности

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:

  • изучение интересов детей;
  • презентация кружков на линейке в начале смены;
  • ознакомление детей с режимом работы кружков;
  • самоопределение детей и запись их в кружки;
  • деятельность ребят в кружках;
  • текущее отражение результатов деятельности детей;
  • подведение итогов работы кружков в конце смены.

Работа по патриотическому воспитанию

Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.

  • экскурсия по селу;
  • беседа «Символика Российской Федерации»;
  • дискуссия «Природа моего края»;
  • спортивно-развлекательная программа с элементами ориентирования на местности «Следопыты»;
  • посещение краеведческого музея;
  • конкурс рисунков «Чтобы не было войны!»;
  • «Армейские забавы», конкурсно-развлекательная программа;
  • экологический КВН;
  • экологический десант.

Мероприятия по организации лагеря дневного пребывания

Условия реализации программы

  1. Нормативно-правовые условия
  1. Конституция РФ;
  2. Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.;
  3. Федеральный закон от 24.07.1998 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями);
  4. Федеральный закон от 24.06.1999 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями);
  5. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52301-2004 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 151-ст);
  6. Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
  7. СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» (постановление Главного санитарного врача РФ от 19.04.2010 25);
  8. Закон Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 30.12.2009 250-оз «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (с изменениями);
  9. Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 9 октября 2010 г. N 247-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дети Югры" на 2011-2015 годы" (с изменениями);
  10. Постановление администрации Нижневартовского района от 18.03.2015 512 «Об организации отдыха в каникулярное время, оздоровления, занятости детей и подростков Нижневартовского района».
  11. Устав МБОУ «Варьеганская ОСШ».
  12. Положение о лагере дневного пребывания.
  13. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  14. Правила по технике безпасности, пожарной безопасности.
  15. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
  16. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
  17. Приказы Управления образования и молодежной политики.
  18. Должностные инструкции работников.
  19. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
  20. Заявления от родителей.
  21. Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
  22. Акт приемки лагеря.
  23. Планы работы.

2.Материально-технические условия предусматривают:

  • финансирование за счет средств бюджета района и округа;
  • спортивный зал;
  • школьная библиотека, музей школы;
  • столовая;
  • игровая площадка;
  • спортивная площадка;
  • кабинеты;
  • ТСО;
  • художественные средства, игры настольные;
  • хозяйственный инвентарь;
  • аудиотека, фонограммы;
  • канцелярские принадлежности
  • компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.
  • начальник лагеря, заместитель директора по ВР;
  • педагог-психолог,
  • социальный педагог;
  • педагог-организатор;
  • руководитель физического воспитания;
  • музыкальный работник
  • воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

Руководители творческих мастерских

Медицинский работник: 1 человек;

Работники кухни: 3 человека;

Технический персонал: 1 человек.

4. Педагогические условия:

  • соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
  • отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
  • обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
  • единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

5. Методические условия предусматривают:

  • наличие необходимой документации, программы, плана;
  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
  • коллективные творческие дела
  • творческие мастерские
  • индивидуальная работа
  • тренинги
  • деловые и ролевые игры
  • самоуправление в отряде и в лагере.

Финансирование за счет средств бюджета района и округа, привлечение родительских средств.

В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.

  1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
  2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
  4. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
  5. Личностный рост участников смены.

Работа в органах соуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:

  • Лидерские способности.
  • Чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив.
  • Умение общения с взрослыми.
  • Высказывание и отстаивание своей точки зрения.
  • Видение ошибок и умение находить пути их исправления;
  • Уважение мнения других.

Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.

Критерии эффективности реализации программы

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.

Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг – карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.

Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.

Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 «стикеров» – символов рейтинга.

зелёный – «активный участник»

Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.

  1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
  2. Если тебе интересно в лагере, то, что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
  3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
  4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
  5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
  6. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
  7. Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
  8. Что ты рассказываешь дома о лагере?
  9. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
  10. Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
  11. Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
  12. Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
  13. Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?
  1. Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М. 1990.
  2. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П. 1988.
  3. КаленицТ.Н. Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М. Просвещение, 1980
  4. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М. 1993.
  5. Концепция воспитания школьников в современных условиях «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей». Издательство ИТПи МИО, 1993.
  6. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М. 1993.
  7. Шмаков С.А. Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.
  8. Шмаков С.А. Ее величество – игра. М. 1992.
  9. Шуркова Н.Е. ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М. 1994.
  10. Организация летнего отдыха детей и подростков. М. 1997.
  11. Янкова З. А. Чаброва И. А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей. М. 1998.
  • Овладеть секретами сказочного морского мастерства.
  • Потешать весь экипаж дивами дивными.
  • Моряк должен быть мужественным, бесстрашным, честным и находчивым.
  • Моряк не должен отвергать помощь других, должен помогать, кому это необходимо.
  • Моряк не должен нарушать законы.

Ваш добрый морской указ.

  • Как бы медленно ты не двигался, главное-не останавливаться!
  • Пущенная стрела не возвращается.
  • Труднее всего справиться с собой.
  • Выбрав дорогу, не сворачивай.
  • Загляни себе в душу, спроси свое сердце.
  • Для тех, кто верит, нет ничего невозможного.
  • Не забывай о себе!
  • Право безопасности жизни.
  • Право уважения личности.
  • Право творческого созидания.
  • Право познания.
  • Право свободы выбора деятельности.
  • Право свободного общения.
  • Право на информацию.
  • Право на инициативу.
  • Право быть счастливым.
  • Право на ошибку.
  • Закон территории.
  • Закон точного времени.
  • Закон доброго отношения.
  • Закон охраны природы.
  • Закон здорового образа жизни.
  • Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.
  • Закон соуправления.
  • Закон свободы слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешес.

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

«Галактика Радости»Возраст детей:7-12летСрок реализации: апрель-июнь 2013 год.Составитель: Федотова Евгения Владимировна,старшая вожатая.

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Остров сокровищ"

Чем занять детишек в селе в летний период, когда надоели уроки, а хочется почувствовать себя этаким пиратом, я предлагаю данную программу. Обещаю: отдыхать не придётся, а работать будет даже интересно.

Рекомендации по составлению программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Данные рекомендации сожержат описание классификации программ, ее структуры, критериев определения качества.

"Мир чудес" программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа оздоровления и занятости детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на период летних каникул.

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Остров сокровищ"

Программа отражает цели и задачи окружной программы «Дети Югры», муниципальной целевой программы «Организация отдыха в каникулярное время, оздоровления, занятости детей и подростков»; создает условия.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живе.