Руководства, Инструкции, Бланки

договор аренды земельного пая образец украина 2015 img-1

договор аренды земельного пая образец украина 2015

Категория: Бланки/Образцы

Описание

10 важных моментов аренды невостребованных паев - Василь Кисиль и Партнеры

10 важных моментов аренды невостребованных паев

Аренда земли — основной актив для большинства аграриев. В то же время 27,7 млн га земель сельскохозяйственного назначения (68% всех с/х земель) являются земельными долями (паями).

Поэтому наряду с арендой земельных участков значительную долю составляет аренда паев.

Однако, если аренда паев для большинства, в принципе, не новое явление, то аренда невостребованных земельных участков далеко не у всех на слуху. По сравнению с обычной аренда невостребованных паев законодательством почти не урегулирована. В связи с этим возникает ряд вопросов, которые в дальнейшем часто доводят до суда.

О том, что такое невостребованный земельный участок/доля (пай), каков порядок заключения договоров аренды таких паев, и что нужно знать и учитывать, заключая договоры аренды, AgroPortal.ua рассказали советник ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Олег Качмар и юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Александра Бортман .

Что такое невостребованные паи?

В 1995 г. Указом Президента Украины было принято решение провести распаевание земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и кооперативам, в том числе созданным на базе совхозов.

Распаевание земель предусматривало определение размера земельной доли в коллективной собственности каждого члена сельскохозяйственного предприятия без выделения земельных участков в натуре (на местности). Каждому члену такого предприятия был передан в собственность «пай» — условный земельный участок, размер которого определялся исходя из общей площади земель, переданных сельскохозяйственному предприятию, и количества членов предприятия.

Для подтверждения права собственности на земельный пай его владельцу выдавался сертификат единственного в Украине образца, который был утвержден постановлением Кабинета министров Украины от 12.10.1995 г. № 801.

Однако не все граждане, имевшие право на земельный пай, получили такие сертификаты. Одни — не воспользовались такой возможностью, другие — просто не успели. Сейчас, по данным исследования USAID «Проект Агроинвест», владельцы паев — люди старше 50 лет (79%) и 60 лет (43%). Более 1 млн владельцев земельных паев уже умерли.

Паи, сертификаты на которые гражданами не было получено, получили статус «невостребованных».

Поэтому наряду с обычными земельными паями появилась еще одна категория — невостребованные паи — те, владельцы которых не получили сертификаты или иным образом не заявили о своих правах.

Откуда взялись нераспределенные земельные участки?

Каждый член коллективного сельскохозяйственного предприятия, получившего сертификат на земельную долю и зарегистрировавший его в районной государственной администрации, в дальнейшем получал право на выделение земельного участка в натуре.

Порядок выделения пая в натуре владельцам сертификатов регулируется Законом Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» от 05.06.2003 г. № 899-IV.

Выделение земельных участков в натуре предусматривает несколько этапов:

  • обращение граждан в соответствующий орган: сельский, поселковый, городской совет или районную государственную администрацию с заявлениями о выделении им земельной доли в натуре;
  • принятие соответствующим органом решения;
  • заключение с землеустроительными организациями договоров на выполнение работ по выделению земельных долей на местности и изготовление соответствующей документации по землеустройству;
  • разработка технической документации по землеустройству и согласование ее с соответствующим органом;
  • проведение распределения паев в пределах одного сельскохозяйственного предприятия между собственниками земельных долей, которые подали заявления о выделении принадлежащих им земельных паев в натуре, на собрании собственников долей согласно полученному проекту землеустройства;
  • составление протокола результатов распределения земельных участков и его утверждение соответствующим сельским, поселковым, городским советом или районной государственной администрацией;
  • принятие решения о выделении земельных долей в натуре;
  • выдача государственных актов на право собственности (с 01.01.2013 г. — выдача свидетельств о праве собственности на земельный участок) владельцам земельных паев.

После прохождения всех этих стадий, владелец сертификата на земельную долю приобретал право собственности на отдельный земельный участок. Если гражданин подал заявление о выделении ему земельного участка на местности, но не прибыл на собрание собственников паев по распределению земельных участков, или вообще не подавал такого заявления, но документация по землеустройству в пределах одного сельскохозяйственного предприятия была разработана, то запроектированный земельный участок этого лица приобретал статус «невостребованного» или «нераспределенного».

Таким образом, «нераспределенный (невостребованный) земельный участок» — это запроектированный в составе единого земельного массива без определения границ на местности пай, который не был распределен на собрании собственников земельных долей из-за неявки на собрание. Статус невостребованных нераспределенные земельные участки приобретают только после проведения собрания по распределению паев (согласно постановлению Высшего хозяйственного суда Украины от 15.01.2015 г. по делу № 924/686/14).

Кто является арендодателем невостребованного пая/нераспределенной земли?

В отличие от договора аренды пая, который заключается с владельцем сертификата, договор аренды невостребованного земельного участка заключается с соответствующими органами: сельскими, поселковыми, городскими советами, органами исполнительной власти, так как такие участки остались в их компетенции.

Если же невостребованный пай находится за пределами населенных пунктов и их компетенции, по вопросу аренды нужно обращаться к органам исполнительной власти. К сельскому совету, просто находящемуся неподалеку, в таком случае обращаться не стоит. Передача сельским советом в аренду нераспределенных земельных участков за пределами его населенного пункта, то есть за пределами его компетенции, является незаконной.

Именно поэтому нужно внимательно изучить, в компетенции какого населенного пункта находится заинтересовавший вас пай. В противном случае суд признает договор аренды недействительным.

Нужно ли проводить земельные торги?

Передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется по результатам проведения земельных торгов (часть 2 статьи 124 ЗК Украины).

Однако нераспределенные доли не являются землями государственной или коммунальной собственности, и поэтому их предоставление в пользование осуществляется без проведения земельных торгов. Достаточно решения соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления и разработки технической документации по землеустройству относительно составления документа, удостоверяющего право на земельный участок.

Какие обязательные условия договора аренды невостребованного пая?

Законом Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)», статьей 13 установлено, что нераспределенные земельные участки по решению соответствующего органа могут передаваться в аренду для использования по целевому назначению на срок до момента получения их собственниками государственных актов на право собственности на земельный участок, о чем указывается в договоре аренды. А собственники земельных паев или их наследники, которые не приняли участие в распределении земельных участков, уведомляются о результатах в письменной форме, в случае, если известно их местонахождение.

Таким образом, в договоре аренды нераспределенных земельных долей обязательно должно содержаться условие о заключении такого договора на срок до момента получения их собственниками государственных актов на право собственности на земельный участок. Это называется «отменительное условие».

Практика Высшего хозяйственного суда Украины свидетельствует о том, что указанное обстоятельство является важным при решении судом спора о действительности заключенного договора аренды в случае его оспаривания.

Распространяются ли требования типовой формы договоры аренды земельной доли, статьи 15 Закона Украины «Об аренде земли» на отношения по передаче в аренду невостребованных земельных участков?

В отличие от договора аренды земельной доли, законодательство не определяет конкретных условий или требований к договору аренды невостребованных земельных участков и не устанавливает какой-либо типовой формы такого договора.

Более того, ни форма типового договора аренды, заключаемого с гражданами-владельцами сертификатов, ни статья 15 Закона Украины «Об аренде земли», что определяет обязательные условия договора аренды земельных участков, не распространяются на отношения по поводу передачи в аренду невостребованных земельных участков.

Нужно ли регистрировать договоры аренды невостребованных паев?

Регистрации на сегодняшний день подлежит не право аренды, а договор аренды невостребованного земельного участка. Регистрация договоров аренды нераспределенного пая проводится так же, как и регистрация договоров аренды земельных паев — исполнительным комитетом сельского, поселкового, городского совета по месту расположения земельного участка.

Что нужно учитывать во время и после заключения договора аренды невостребованного пая?

Поскольку единой системы регистрации договоров аренды невостребованных земельных участков не существует, а записи о регистрации договоров аренды вносятся только в книгу записей регистрации договоров аренды земельных долей соответствующего совета района, то существует риск заключения договоров аренды одних и тех же невостребованных паев с различными арендаторами.

О наличии такого риска и случаев «двойной регистрации» свидетельствует, в частности, судебная практика.

К примеру, решая спор о действительности заключенного с сельским советом договора аренды невостребованных паев, суд установил, что договор аренды одних и тех же невостребованных долей с различными арендаторами был почти одновременно заключен сельским советом и районной государственной администрацией. Решая данный спор, суд пришел к выводу, что именно районная государственная администрация имела полномочия на передачу спорных невостребованных долей, и признал недействительным договор аренды, заключенный сельским советом.

Применяется ли норма статьи 33 Закона Украины «Об аренде земли» о преимущественном праве арендатора на возобновление договора аренды к договорам аренды невостребованных земельных участков?

В отличие от аренды земельного участка, аренда невостребованных земельных долей не регулируется специальным законодательством.

Часто это становится проблемой арендаторов, которые хотят продлить действие договора аренды невостребованных земельных участков на новый срок, в то время как соответствующий орган уже принял решение о передаче этой земли другому лицу.

Однако, судебная практика свидетельствует, что в таком случае суды исходят из общих норм Гражданского кодекса Украины о найме (аренде), устанавливающих преимущественное право нанимателя, надлежащим образом исполняющего свои обязанности по договору, на заключение договора на новый срок (статья 777 Гражданского кодекса Украины), и применяют нормы статьи 33 Закона Украины «Об аренде земли» по аналогии.

Какие риски для арендатора невостребованного пая несет получение владельцем земельной доли государственного свидетельства о праве собственности на земельный участок?

Как указано выше, статья 13 Закона Украины определяет, что договор аренды невостребованного земельного участка не может быть заключен более чем на срок до момента получения ее собственником государственного акта на право собственности на земельный участок.

Поэтому, заключая договоры аренды невостребованных земельных участков, арендаторы должны учитывать, что действие такого договора может прекратиться в любой момент.

Вернуться к списку

Другие статьи

Изменения в Земельном Законодательстве о Земле 2017 Регистрация Прав Права Земельный налог Плата за Землю на Землю аренда Земли Договор Аренды Аренда

НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ УКРАИНЫ В 2017 г.

  • Совершенствование земельных отношений в 2017 г.. Новые ограничения новые возможности. Большие изменения, проголосованные Верховной Радой.
  • Децентрализация власти в сфере земельных отношений. Распределение полномочий по распоряжению, установление платы и контроля. Последствия нарушения полномочий. Вмешательства и компетенция прокурора.
  • Государственная регистрация прав на землю. Изменения в системе государственной регистрации имущественных прав в 2017. Децентрализация регистрационных функций. Новые субъекты, полномочия, проблемы.
  • Договоры о создании индустриальных парков - новелла в 2017 г.. Перспективы и возможности их использования.
  • Фермерские хозяйства: новые требования к созданию, приобретение прав на земельные участки, налогообложение.
  • Типовый договор аренды в 2017 г.. изменения есть, были и будут.
  • Совершенствование механизмов по с/х пользования и собственности.
  • Плата за землю в 2016 - 2017 г. Администрирование обязательных (земельных) платежей. Новые изменения.
  • Выморочное наследство - наконец решено!
  • Паевое имущество. Реалии 2017 года.

АРЕНДА (СУБАРЕНДА) ЗЕМЛИ В 2017 г. ОСОБЕННОСТИ АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬ РАЗЛИЧНОГО ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ, В Т.Ч. ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

  • Кто и что может передавать в аренду в 2017 г. И как это оформить. Определение предмета аренды: технические и юридические аспекты (некоторые проблемы с землями государственной / коммунальной собственности и с / х назначения).
  • Переход права арендыпри переходе права собственности при строительстве. Каким образом это реализуется на практике.
  • Право продажи аренды земель с/х назначения и его реализация на практике. Ограничения. Модели, которые можно использовать.
  • Аренда земельных участков госпредприятий. Проблемные вопросы.
  • Согласование границ земельных участков.
  • Аренда паев и невостребованных паев в 2017 г.. Процедура передачи или может распоряжаться такими землями.
  • Двойная регистрация права аренды: что делать до и после.
  • Сложные вопросы аренды: лесополосы, полевые дороги.

ДОГОВОР АРЕНДЫ ЗЕМЛИ В 2017 г. ТРЕБОВАНИЯ К ДОГОВОРАМ АРЕНДЫ, РИСКИ НЕСООТВЕТСТВИЯ И ПУТИ ЗАЩИТЫ.

Правила оформления договоров аренды земли: требования и упрощения. Условия и неотъемлемые приложения. Обязательные приложения исключены, но. Типовый договор аренды в 2017. Установление и порядок изменения арендной платы за землю в т.ч. в одностороннем порядке. Предоставление земельных участков в общую аренду. Возобновления договоров аренды земли - механизм, формы документов, регистрация. Эффективная защита права аренды. Расторжение договора аренды, в т.ч. в одностороннем порядке. Смена собственника арендуемых земельных участков (смерть арендодателя) и влияние этого факта на договор аренды земли и его регистрацию.

АРЕНДА ЗЕМЛИ: ДОГОВОРНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ АРЕНДЕ ЗЕМЛИ, В Т.Ч. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТРАСЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ (локальна практика) .

  • Сервитут. Типовый договор сервитута (локальная практика): почему нужно использовать два Кодекса, маневры и возможности сервитута.
  • Суперфиций: как не потерять суперфиций, доказательная база.
  • Эмфитевзис. Договор эмфитевзиса: его возможности для структурирования сделок с «агроигроками».
  • Инвестиционные договоры.
  • Договор совместной деятельности.
  • Договор совместной обработки. Предварительные договоры аренды земли, при необходимости получить земельный участок через аукцион.
  • Договор компенсации за пользование земельным участком - когда им пользоваться, возможности избежать Степень ответственности: варианты договорных конструкций. Смешанные договоры.

РЕГИСТРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ДЗК. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР В 2017 Г. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ, ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ.

  • Перспективы. Передача функций ГЗК другим органам. Интеграция с Госреестром прав, информационными системами и др.
  • Доступ к ДЗК в 2017 г.. Выдержки из ДЗК, справки, внесение данных в нормативную денежную оценку.
  • Формирование земельного участка - обновленные процедуры в соответствии с изменениями в законодательстве по землеустройству.
  • Регистрация земельного участка. Внесение сведений в ГЗК в т.ч. регистрация нового земельного участка; восстановление и установления границ участков в натуре; разделение, объединение, выделение участков; частей и частиц.
  • Регистрация ограничений на использование земельного участка, части земельного участка.
  • Обжалование действий или бездействия кадастрового регистратора,,


РЕГИСТРАЦИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ В 2017 Г.

  • Государственный реестр имущественных прав на землю и недвижимость в 2017 г.
  • Антирейдерские новации в сфере регистрации прав.
  • Децентрализация регистрационных функций как средство избежания коррупции. Локальная практика. Новые возможности органов местного самоуправления по регистрации прав и наполнения местных бюджетов. Принцип экстерриториальности. Аккредитованные субъекты - «новые люди» в системе госрегистрации.
  • Подтверждение факта госрегистрации: проблемные вопросы.
  • Регистрация объектов на проблемных территориях.
  • Регистрация имущественных прав в 2017г.: Как правильно оформить полный пакет документов.
  • Государственная регистрацияневостребованных паев. Новые требования.
  • Регистрация прав на земельный участок государственной и коммунальной собственности в 2017г.: особенности и проблемные моменты.
  • Регистрация права аренды в 2017. Проблемные вопросы. Двойная регистрация права аренды(договоров аренды): что делать, как избежать двойной регистрации.
  • Регистрация нового договора аренды земли; внесение сведений о существующий договор аренды земли; как действовать, когда договоры аренды земельных участков были оформлены в прошлые периоды; нюансы регистрации дополнений и изменений в договоры аренды, договоров субаренды; договоров аренды без кадастровых номеров; внесение сведений в Госреестр прав о продлении (возобновления) договора аренды земли.
  • Регистрация договоров суперфиция и эмфитевзиса.
  • Регистрация прав на земельный участок в порядке наследования.
  • Регистрация прав в случае разделения, выделения, объединения.
  • Регистрация ограничений и обременений на земельный участок.
  • Проблемы регистрации прав. Отсутствие данных об участке, ошибки.
  • Обжалование действий государственных регистраторов. Новые полномочия Минюста по контролю.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ТОРГИ(АУКЦИОНЫ): ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ. ПРОДАЖА И АРЕНДА ЗЕМЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И КОММУНАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

  • Какие земли можно получить без аукциона?
  • Право аренды, эмфитевзиса, суперфиция как предмет торгов. Когда права не выставляются на торги.
  • Механизм перепродажи прав (аренда, суперфиций, эмфитевзис). Определение условий аренды и суперфиция для аукциона.
  • Разработка градостроительного обоснования для земельных участков, которые продаются под застройку.
  • Критерии установления размера арендной платы и платы за суперфиций. Начальная стоимость: нормативная или экспертная оценка?
  • Технический паспорт земельного участка. который выставляется на торги. Его подготовка.
  • Торги. Правовые предпосылки проведения земельных аукционов. Опубликование информации о торгах. Определение лотов. Порядок проведения торгов (аукциона) и правоприменительная практика. Повторные торги. Признание торгов такими, которые не состоялись. Решение споров, связанных с результатами торгов.

ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЗЕМЛИ. УСТАНОВЛЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ В 2017 г. ОСОБЕННОСТИ ПО НЕКОТОРЫМ КАТЕГОРИЯМ ЗЕМЕЛЬ.
  • Процедура и документальное оформление. Новые законодательные изменения.
  • Изменение целевого назначения земельных участков коммунальной, государственной собственности, арендованных земель - механизмы, практика, риски. Особенности по некоторым категориям земель целевого назначения.
  • Несоответствие целевого назначения земель: риски и штрафы.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗЕМЛИ. ОПЕРАЦИИ С ЗЕМЕЛЬНЫМИ ПАЯМИ. РИСКИ РАЗРЕШЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В 2017 г.

  • Сделки с участками сельскохозяйственного назначения. Риски разрешенных операций.
  • Фермерские хозяйства - нюансы правового статуса. Набор земли на фермера: порядок, сроки, количество земельных участков (сколько можно, ограничения в том числе в пределах района, области, Украины). Особенности оформления и переоформления земельных участков, предоставленных для ведения фермерского хозяйства.
  • Паевое имущество. Распаевание земель КСП. Алгоритм и процедура оформления долевого имущества. Как приобрести право собственности на землю под зданиями и дворами бывшего КСП.
  • Земельные паи. Операции с земельными паями. Невостребованные, не распределенные, неоформленные. Трансформация земельной доли (пая) в земельный участок. Особенности использования земельных паев на мелиорированных землях и многолетних насаждениях.
  • Наследование, Выморочное наследство. Управление землями умерших. Новые законодательные инициативы.
  • Севооборот. Как снизить стоимость проекта.
  • Мена или обмен мораторных земель - определяемся с терминами для практической реализации. Риски "обменных операций".
  • Добровольный отказ от права собственности.
  • Использование с / х земель для других целей.
  • Строительство на землях сельскохозяйственного назначения.

ЗЕМЛИ СПЕЦНАЗНАЧЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЛИ ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ В 2017.
  • Использование земель специального назначения в 2017 г.
  • Проблемные вопросы регистрации прав на земли спецназначения.
  • Установление сервитута, право постоянного пользования.
  • Строительство на землях промышленности.
  • Отвод новых земельных участков, в т.ч. для промышленных целей. Возмещение убытков собственникам и землепользователям и потерь с/х и л/ч производства.
  • Размещение промышленных объектов на землях с/х назначения.
  • Инвентаризация земель промышленных предприятий.
  • Порядок отвода земель в пределах прибрежно-защитных полос.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ: НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ И АРЕНДНАЯ ПЛАТА В 2016 г. НОВЫЕ РЕФОРМЫ 2017 г. ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В 2016 - 2017 г.

  • Налог на землю и арендная плата за землю в 2016 - 2017 г.: сроки и порядок уплаты.
  • Компетенция сельских, поселковых, городских советов относительно введения платы за землю. Новые особенности в применении ставок земельного налога. Порядок утверждения ставок налога местными советами.
  • Нормативно-денежная оценка как база налогообложения. Правильное применение нормативной денежной оценки при расчете размера земельного налога. Возможна ли экспертная оценка. Как снизить завышенную нормативно-денежную оценку: возможны варианты. Как использовать ошибки в пользу предприятия.
  • Компетенция местных советов по введению нормативной денежной оценки земли.
  • Земельный налог: кто является плательщиком. Применение данных земельного кадастра при расчете налога.
  • Налогообложение с/х угодий и других земель с/х назначения.
  • Налогообложение земель спецназначения (транспорта, связи, обороны, земель историко-культурного, природоохранного и иного назначения), земель общественного назначения, жилого фонда, кооперативов.
  • Земельный налог за земельные участки под арендованными помещениями.
  • Расчет земельного налога за земельные участки под приобретенными в собственность объектами недвижимого имущества, под зданиями, находящимися в совместной собственности.
  • Налогообложение земельных участков в случае перехода права собственности на них.
  • Уплата земельного налога субъектами хозяйствования. применяющими упрощенную систему налогообложения.
  • Налоговая отчетность. Сроки и порядок представления.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ С/Х ПРЕДПРИЯТИЙ НА УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ.