Руководства, Инструкции, Бланки

к косвенным методам руководства игрой относятся img-1

к косвенным методам руководства игрой относятся

Категория: Руководства

Описание

Комплексный метод руководства игрой Е

Комплексный метод руководства игрой Е.В. Зворыгиной.

Комплексный метод руководства игрой включает 4 компонента :

- Расширение представлений об окружающей действительности за счёт приобретения детьми опыта, знаний, в том числе и в ходе содержательного общения со взрослым.

- Приобретение детьми игрового опыта.

- Обогащение предметно-игровой среды для реализации игрового опыта и постановки игровых задач самими детьми.

- Проблемное общение взрослого с ребёнком, направленное на активизацию игровой деятельности и воображения, способности к использованию своих знаний в игре и пополнению их.

Первый компонент – обогащение познавательной сферы дошкольника. Сначала нужно отобрать содержание и методы, направленные на формирование у детей представлений, например, о море. При этом широко используются художественные произведения из хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста, диафильмы и мультфильмы, детская энциклопедия «Что такое. Кто такой» и др.

Второй компонент – приобретение определённого игрового опыта. Для перевода полученных знаний в игровой план, усвоения игровых способов воспроизведения реальных событий используют обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, игры-драматизации). Например, перед режиссёрской игрой «Море» с детьми играют в настольно-печатную игру «Рыбаки», развивающую у них представления о многообразии видов морских и пресноводных рыб, о других морских и речных обитателях (медузах, кораллах и др.). Продуктивность подобного расширения детских представлений об обитателях моря проявляется затем в рисунках детей (рисуют кроме обычных рыб рыбу-меч, рыбу-пилу, морских ежей).

Третий компонен т – изменение и обогащение предметно-игровой среды – требует подбора необходимых игрушек и игрового материала, картин, иллюстраций, музыкальных произведений по той или иной тематике, побуждающих к режиссёрским и сюжетно-ролевым играм.

Четвёртый компонент – активизирующее общение взрослого с ребёнком в процессе как обучающей, так и режиссёрской игры на компьютере и самостоятельной сюжетно-ролевой игры. Это общение носит проблемный характер, активизирует творческую инициативу детей.

26.Современный подход руководства игрой Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой .

новый подход к организации сюжетной игры в детском саду, направлен на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений; раскрывается общая стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства, а именно. приемы формирования у детей условного игрового действия (2—3 года), ролевого поведения (3—5 лет), способов творческого сюжетосложения (5—7 лет).

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не «коллективная проработка знаний» (или «тем» — «Стройка», «Космос», «Магазин» и т. п.), а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

1.воспитатель должен играть с детьми

2. воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Технология педагогической поддержки сюжетно-ролевых игр О.К. Васильевой.

Педагогическая поддержка — это деятельность педагога направленная на развитие свободоспособности ребенка.

Содержательно технология педагогической поддержки направлена на:

- поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально подобранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье;

- поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии;

- поддержку ребенка в области общения: создание условий для гуманистического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе поведения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;

Виды педагогической поддержки

• непосредственная и опосредованная поддержки

создание условий для развивающих игр-самое главное.

Характеристика приёмов прямого и косвенного руководства игрой.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Старший дошкольный возраст.

Приемы прямого руководства.

- Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .

Приемы косвенного руководства.

- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

- привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

- включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)

- вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)

Приемы косвенного руководства.

Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

- внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений

- экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми

- создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)

- чтение художественных произведений, драматизация сказок

Вторая младшая группа

Другие статьи

Учить детей договариваться, распределять роли в играх

Учить детей договариваться, распределять роли в играх.

4. Организовать сюжетно-ролевую игру « Магазин».

5. Внести в игровой уголок атрибуты для игры « Больница».

56. Установить последовательность написания плана работы воспитателя по развитию игровой деятельности детей.

4. Постановка задач развития игры и ребенка в ее условиях.

5. Определение методов, приемов руководства играми детей.

3. Определение перспективы развития игры и ребенка в ее условиях.

2. Анализ программного материала по разделам « Ознакомление с окружающим», «Развитие игровой деятельности детей».

1 .Диагностика этапа, уровня развития сюжетно-ролевой игры детей.

57. Выбрать 3 правильных ответа

В процессе развития игровой деятельности у дошкольников развиваются:

4. процессуальные действия с предметами

5. умение обследовать предметы и игрушки

58. Выбрать 2 правильных высказывания

Определить игрушки, игровые материалы, адекватные возможному уровню развития

игры детей в разных возрастных группах.

В раннем возрасте в игровых уголках необходимо иметь реалистическую, условную игрушки, предметы-заместители, модули простых форм, нарисованные предметы.

В старшем дошкольном возрасте в игровых уголках необходимо иметь ширмы, игровые поля выполненные из разных материалов, модули разных геометрических форм, элементы костюмов и аксессуары к ним. полифункциональные предметы, куски ткани.

3. В младшем дошкольном возрасте желательно иметь в группах игрушки и предметы, подобранные по тематике, например. «Магазин», « Больница», «Парикмахерская».

4. В среднем дошкольном возрасте целесообразно поместить в игровую среду заводные игрушки, атрибуты для игр по различным сюжетам, наборы типа полных костюмов.

59. Выбрать 3 правильных ответа

Изучением особенностей развития игры в раннем и дошкольном возрасте занимались:

4. Н.А. Ветлу типа

5. Л.А. Парамонова

60. Вставить пропущенное слово

Характеризуя сущность игровой деятельности, Д.Б. Эльконин писал: «Игра-это отражение социальных отношений между людьми».

61. Выбрать 2 правильных ответа

1. К косвенным методам руководства игрой относятся:

Постановка вопросов перед детьми

Создание проблемных ситуаций

4. анализ детской игры

5. совет-напоминание о возможных ролевых действиях взрослых

6. показ игровых действий

62. Выбрать правильный ответ

Высокий уровень развития игровой деятельности ребенка характеризуется:

1. умением ребенка действовать с предметами и игрушками

2. умением ребенка оценивать результаты собственной игры

3. устойчивым интересом ребенка к игровой деятельности

Умением ребенка создавать замысел и находить средства для его реализации

63. Выбрать 2 правильных ответа

Наиболее эффективными методами диагностики игровой деятельности являются:

Участие воспитателей в играх детей

2. анкетирование родителей

3. беседы с детьми

Длительные наблюдения за играми детей

Развитие личности ребенка в изобразительной деятельности

64. Выбрать 6 правильных ответа

Образовательная область «Художественное творчество» наиболее эффективно интегрируется с образовательными областями:

6. физическая культура

Чтение художественной литературы

65. Выбрать 4 правильных ответа

К задачам руководства детской изобразительной деятельностью относятся:

1. принятие или самостоятельная постановка задачи изображения

Развитие действия восприятия

Обучение замысливанию образа

4. развитие умения видеть необходимости выполнения работы

5. обучение планированию работы

Обучение анализу и оценке детских работ

66. Установить соответствие между задачами обучения изобразительной деятельности и возрастной группой, в которой они должны быть решены.

обучение изображению предметов овальной формы

обучение передаче характерных особенностей предмета

обучение передаче индивидуальных особенностей

обучение изображению предметов круглой формы

67. Установить правильную последовательность обследования изображаемых предметов.

5 целостное эмоциональное восприятие предмета с выделением наиболее ярких выразительных признаков (старый могучий дуб, березка -белоножка).

2 выделение основной части и ее формы, положения в пространстве.

1 целостное эмоциональное восприятие предмета (красивое дерево).

4 выделение мелких выразительных деталей.

3 выделение наиболее крупных частей, их положения по отношению к основной, соотношение по величине и форме.

68. Выбрать 4 правильных ответа

Вопросами обучения детей изобразительной деятельности занимались ученые:

69. Выбрать 3 правильных ответа

К типам занятий по изобразительной деятельности относятся:

1. предметное рисование;

2. декоративная лепка;

3. занятия по сообщению новых знаний и ознакомлению с новыми способами изображения;

4. занятие по формированию обобщенных знаний, умений, навыков;

5. творческие занятия;

6. сюжетно-тематическое рисование.

70. Выбрать 3 правильных ответа

К задачам обучения сюжетно-тематическому рисованию относятся:

1. обучение изображению на «широкой полосе»;

2. обучение передаче пропорциональных отношений между изображаемыми предметами;

3. обучение замысливанию образа (содержание, способы, последовательность):

4. обучение передаче строения предмета;

5. обучение передаче форм предмета;

71. Установить правильную последовательность подготовки и организации занятий рисования (лепки) « по представлению».

1. наблюдение, чтение художественной литературы, предварительное обследование;

2. анализ и оценка работ, с выделением своеобразия, выразительности, оригинальности;

3. уточнение замысла в процессе его воплощения, актуализация изобразительных способов передачи образа, возможно индивидуальное обследование, обыгрывание создаваемых образов;

4. беседа, развитие и уточнение замысла, ориентация на разнообразие замыслов;

72. Вставить пропущенное слово

Основы наглядных методов обучения изобразительной деятельности разработаны Сакулиной А. П.

73. Вставить пропущенное слово

Наиболее общие критерии оценки детского творчества разработаны Ветлугиной Н. А.

74. Вставить пропущенное слово

Наиболее детально достоинства и слабости детских художественных работ представлены Флериной Е. А.

75. Вставить пропущенное слово

Сущность, виды игровых приемов, методика использования в разных структурных частях, типах, видов занятий, возрастных группах разработаны Григорьевой Г. Г.

76. Выбрать 4 правильных ответа

К категориям, характеризующим детскую изобразительную деятельность, относятся:

6. социальные отношения

7. режим деятельности

77. Выбрать 2 правильных ответа

К видам занятий, в которых наиболее успешно формируются предпосылки учебной деятельности (умение работать по образцу) относятся:

Рисование с натуры

2. рисование по представлению

Рисование по памяти

78. Выбрать 3 правильных ответа

К критериям оценки позитивного развития ребенка в изобразительной деятельности относятся:

2. наличие обобщенных представлений о способах изображения;

3. умение изображать «домик», «машину», «собачку» и т.п.;

4. умение аккуратно рисовать красками, карандашом и др.;

5. знание изобразительных материалов

6. самостоятельность в выборе темы, замысливании образа и его воплощении

79. Выбрать 3 правильных ответа

К показателям творческого отношения ребенка к работе относятся:

1. ярко выраженный поиск способов изображения:

2. возвращение к рисунку (поделке) по собственной инициативе, стремление доработать, дополнить образ выразительными деталями;

3. хороший рисунок выполненный «наизусть»;

4. охотное срисовывание картинок с книжек:

5. оригинальность тем, замыслов способов изображения :

80. Выбрать 3 правильных ответа

Субъектная позиция ребенка в изобразительной деятельности проявляется:

Руководство игровой деятельностью в дошкольном учреждении - страница 2

Руководство игровой деятельностью в дошкольном учреждении

Это обусловлено пониманием игры как ведущей деятельности детей данного возраста в силу их псхо-физиологтческих особенностей.

Изменилась и роль педагога. От пассивно- наблюдательной функции она перешла к тактическому руководству развитием игр и формированием в их процессе нравственных качеств и интеллектуальных навыков детей. Необходимо заметить, что вмешательство в детскую игру предполагает наличие у педагога необходимых знаний и умений, а так же авторитета, уважения и доверия у детей. В противном случае произойдёт отрицательный эффект.

Игровая деятельность детей основана на знаниях, умениях и навыках, приобретенных детьми в прошлом. Педагогу надо стараться увидеть мир глазами ребенка, понять, что он знает, и в соответствии с этим побуждать ребёнка через игру преодолевать свою неосведомлённость или неумение. «От взрослых требуется такое поведение, которое помогает детям почувствовать себя осведомлёнными и уверенными в своей способности преодолевать трудности».

Для того чтобы процесс осведомленности и познания не стоял на месте, от педагога требуется:

- умение наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности, и в соответствии с этим уровнем планировать приемы, направленные на ее развитие;

- для дальнейшего развития игрового сюжета обогащать впечатления детей;

- с целью разнообразия сюжета детских игр необходимо обращать внимание детей на различные впечатляющие стороны жизни детей;

- от педагога требуется умение организовать начало игры, заинтересовать детей сюжетом какой- либо игры;

- педагог должен уметь создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

- устанавливать игровые отношения с детьми;

- уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснение, рассказ);

-использовать косвенные методы руководства игрой(вопросы, советы, напоминания), которые активизируют его опыт, психические процессы, проблемные ситуации;

- уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях;

- предлагать новые роли, игровые ситуации, игровые действия для дальнейшего развития игры;

- важный момент по урегулированию взаимоотношений, разрешению конфликтов, возникающих в процессе игры также должен брать на себя педагог.

От педагога требуется умение вовлекать в игру детей с низким социометрическим статусом, предлагая им яркие игровые роли, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей.

Для закрепления положительных моментов, для более глубокого понимания и усвоения каких- либо качеств, действий, приобретённых во время игры, взрослый должен учить детей обсуждать игру и оценивать ее.

2.Педагогические условия эффективного руководства игровой деятельностью старших школьников

Слово воспитатель означает “выявляющий всё лучшее в воспитаннике”. А для того чтобы выявить и развить всё лучшее в воспитаннике, необходимо знать, как построить воспитательный процесс, чтобы ребёнок воспринял нужную информацию, принял ее к сведению. Руководство игрой не должно сводиться чисто к косвенным либо прямым методам. Необходимо создать такие оптимальные условия, которые способствовали бы достижению более эффективного руководства детской игровой деятельностью.

В групповом коллективе необходимо создать благоприятный эмоциональный фон (воспитатель должен доброжелательно относиться ко всем детям, поощрять чуткое отношение детей друг к другу, пресекать враждебность, агрессию, грубость в коллективе)

Необходимо установить доверительные, дружелюбные отношения между воспитателем и воспитанниками (только при таком условии можно говорить об эффективном педагогическом процессе).

В процессе воспитания необходимо уделять основное внимание положительным, а не отрицательным качествам ребёнка (больше внимания акцентировать на положительных моментах в жизни детей, озвучивать положительные проявления характера).

Уважать индивидуальность в каждом ребенке (дать возможность детям проявить самость, своеобразие черт характера; очень серьезный момент в воспитательской работе – не спугнуть попытку ребенка где- то себя проявить, в чем- то себя попробовать).

Показывать детям, что вы цените их работу, даже если это просто попытка (из попыток складываются действия).

Не критиковать и не гасить энтузиазм детей (критика убивает любое желание, любую попытку; критику убрать из педагогического процесса).

Помогать детям справляется с трудностями, чтобы они их не угнетали (накопление затруднений создаёт чувство бессилия, которое занижает самооценку ребенка).

Поддерживать детей в их начинаниях (главное – создать уверенность в том, что ребёнок справится с поставленной перед ним задачей, дать стимул к выполнению этой задачи).

Когда дети будут чувствовать к себе уважение, заинтересованность, любовь, психологическую помощь со стороны педагога, когда они почувствуют к педагогу доверие, когда у них произойдёт внутреннее принятие педагога как старшего товарища, авторитетного взрослого, одним словом “своего”, только тогда можно говорить об эффективном руководстве со стороны данного воспитателя.

Помимо всего прочего, необходимо обратить внимание на материальное оснащение игровых зон, которое бы стимулировало и побуждало детей к игровой деятельности. «Главный принцип – непременная связь знаний полученных детьми, с содержанием игровой среды», то есть правильная ее организация. Необходимо продумать разумное сочетание игрушек, ролевых атрибутов, предметов – заместителей с теми знаниями, которые дети уже получили и внести такие атрибуты, которые бы стимулировали познавательную активность детей, возбуждали их воображение, побуждали бы к возникновении игровой ситуации. «Предметы -заместители необходимы для развития игры в любом возрасте».

Детям необходимо предоставить достаточное количество времени на проведение игровой деятельности. «Важным условием развития игровой деятельности является не только наличие всех видов игрушек, но и правильное определение времени для игр в режиме дня детского учреждения». Это время до зарядки, на прогулке, после сна, вечернее

Нельзя резко сворачивать игру детей, если подошло время для проведения другой деятельности. Если детьми развёрнута большая сюжетно- ролевая игра, целесообразно оставить атрибуты на месте до следующего свободного времени для ее продолжения.

Еще А.П. Усова писала, что «в играх детей отражаются их общее развитие и культура».

Чем больше ребенок уступает в развитии другим детям, тем беднее его игровой потенциал. Ребёнок не играет не потому что не хочет, а потому, что беден знаниями и опытом. Потому необходимо обращать большое внимание на такую сторону как обогащение детей знаниями об окружающем мире, новым впечатлениям, формированием практического опыта и развитие их индивидуальных способностей. Для этого необходимо уделять большое внимание занятиям по ознакомлению с окружающим миром, где надо давать в достаточной степени для данного возраста материал о природе; явлениях общественной жизни (труд взрослых – раскрывать сущность различных профессий); семейные отношения. Проводить беседы по закреплению пройденного материала, различные праздники, которые обогащают опыт детей.

3. Руководство игровой деятельностью дошкольников. Методы и подходы в руководстве различными играми

Прежде чем перейти непосредственно к руководству игровой деятельностью дошкольников, остановимся более детально на вопросе, касающемся непосредственно игры.

На протяжении всего существования человеческой истории человек играл. Игра является неотъемлемой частью человеческого существования. По мере усложнения общества и института социальных отношений, изменяются атрибуты игры и ее содержание. В настоящее время игры детей отличаются разнообразием отображения сторон действительности и богатством содержания. В процессе игры «развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.»

Игры можно разделить на три группы:

Самостоятельные сюжетные игры (их можно назвать творческими):

Задачи и приёмы организации пед

Задачи иприемы организации педагогического общения с детьми в сюжетно ролевой игре

Составитель: Борзенкова Е. В.

В руководстве творческими сюжетно-ролевыми играми детей перед воспитателем стоят две основные задачи: 1) развитие игры как деятельности, 2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, поэтому необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и т. д.

Хорошая игра отличаемся выдумкой, творчеством, активностью, самостоятельностью играющих, проявлением инициативы.

Воспитатели, руководя игрой, обеспечивают накопление положительного опыта социальных отношений. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений — одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.

Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д. т. е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.

Основное содержание развернутых сюжетно-ролевых игр детей — изображение труда людей, их разнообразной деятельности. Формирование знаний о структуре конкретной трудовой деятельности: ее цели, средствах, последовательности действий, результате; знаний о взаимодействии и взаимоотношении людей в процессе труда, распределении между ними обязанностей оказывает существенное влияние на содержание творческих сюжетно-ролевых игр детей.

.Прямые приемы (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, и предложение новой темы игры и др.) дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т. д. Основное условие их использавания — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре

Руководство играми детей средней группы проявляется в обогащении содержания игр, возникающих в группе, в формировании умений организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения.

Для решения этих задач воспитатель, прежде всего, использует косвенные приемы руководства: обогащает знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала помогает детям расширить знания для одной - двух игр, а затем постепенно переходит к углублению содержания других.

Воспитатель использует разнообразные приемы формирования у детей умений организовать совместные игры. Проявляя интерес к играм детей, и задавая отдельным группкам вопросы, педагог постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом возможны короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней. Воспитатель помогает детям справедливо распределить роли, направляет внимание детей на подбор игрушек.

Детям пятого года жизни уже можно помочь в объединении двух и более играющих групп для общей игры.

Возможно участие воспитателя в игре в той или иной роли. Но при этом он берет на себя не основную, а второстепенную роль, с тем чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений, например: в пути испортился корабль (не держится руль, распадаются борта), и дети больше заняты починкой корабля, чем игрой в путешествие. Воспитатель, приняв на себя роль механика, быстро исправляет повреждение. Игра продолжается.

Участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, воспитатель направляет их внимание на подбор основного игрового оборудования, оказывает помощь в изготовлении недостающего, приучает к элементарному планированию игры, к самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может дать детям совет, задать вопрос, привлекая внимание играющих к той или другой стороне игры, и т. д. В старших группах педагоги реже берут на себя ту или иную роль, но дети охотно принимают воспитателя в свою игру, если он способен искренне войти в роль.