Руководства, Инструкции, Бланки

целенаправленное руководство социальным развитием общества img-1

целенаправленное руководство социальным развитием общества

Категория: Руководства

Описание

Социальное развитие и прогресс общества

Социальное развитие и прогресс общества

Все в мире находится в постоянном движении, в том числе и социальная материя. Однако характер, направленность, интенсивность движения могут быть различными. Для обозначения этих различий движения социальной материи в социологии и существуют такие понятия как "социальная динамика","социальные изменения","социальное развитие","социальный прогресс","социальный регресс" и т.д. социальная динамика.

О.Конт - основоположник социологии. Социальную динамику можно определить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом. Близкое к нему по смыслу понятие "социальные изменения". Социальные изменения - это нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. В каком же соотношении находятся понятия: "социальная динамика" и "социальные изменения"? Если исходить из положения, что "Движение, в применении к материк-изменение вообще", то эти понятия находятся в непосредственной диалектической связи. Они друг друга обуславливают и раскрывают. Что касается понятия "социальное развитие", то оно отражает необратимое, направленное, закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние (изменяется их состав или структура).

Следует подчеркнуть, что только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклические воспроизведения постоянной системы функций); отсутствие закономерностей характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и поэтому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. Из этих рассуждений видно, что социальное развитие и социальные изменения неразрывно связаны между собой. Социальное развитие является одним из проявлений социальных изменений. Существенной характеристикой процессов развития является время, так как, только время выявляет направленность развития. в социологии сложились две концепции во взглядах на развитие общества: эволюционизм и марксизм. На их основе сформировались два течения - реформистское и революционное.

По своему характеру социальное развитие представляет собой количественные накопления каких-то изменений в социальных явлениях, процессах, обществе в целом, кот. на каком-то этапе (когда будет нарушена мера, характеризующая их устойчивость), приведут к качественным изменениям данных явлений, процессов, общества в целом.

Источником социального развития является борьба противоположностей: социального прогресса и социального регресса. Социальный прогресс - это последовательное восхождение к более сложным формам общественной жизни, кот. осуществляется в результате разрешения противоречий, развертывающихся на предыдущих В категории "регресс" находит свое отражение изменения в общественной жизни, идущие в противоположном прогрессу направлении, то есть идущие по нисходящей.

Социальное развитие общества, тем более его структурных элементов (государства, институтов, организаций) осуществляется не прямой линии от низшего к высшему, а по восходящей спирали. Это означает, что не всегда и не во всем в "борьбе" прогресса и регресса "победу" одерживает прогресс. Проявлением социальной динамики являются и социальные процессы.

Социальный процесс (от лат. processus - продвижение) есть последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем, социальных явлений; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Структура социального процесса включает следующие элементы:

1. Субъект социальных действий.
2. Объект социальных действий.
3. Условия обитания, в которых осуществляется социальное действие.
4. Целенаправленное социальное действие.
5. Результат социального действия.
6. Направленность движения и смена состояний. Это означает, что социальный процесс всегда выражает определенную направленность, целесообразность деятельности.
7. Стадиальность процессов. Это означает, что каждый социальный процесс развивается по определенным стадиям.
8. Последовательность.
9. Многофакторность. Это означает, что социальные процессы являются результатом действия многих факторов.

Социальная динамика - это социальное движение, смена состояний общественных явлений и образований, общества в целом. Характерной чертой социальной динамики являются социальные изменения. Социальные изменения - это нарушение тождества социального явления или процесса с самим собой или подобным ему социальным явлением или процессом. Социальные изменения проявляются прежде всего в социальном развитии, представляющим собой необратимое, направленное, закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние (изменяется их состав и структура).

Источником социального развития является разрешение социальных противоречий. Социальные противоречия - это отношение между противоположностями в любом социальном явлении, образовании или обществе в целом; это расходящиеся (им противоположные) тенденции их развития. Теоретические модели общества

а)Теории исторического круговорота. До христианства развитие общества представлялось как развитие, имеющее циклический характер. В христианстве история имеет уже однонаправленный характер от сотворения Мира к концу Света. Повториться этот процесс уже не может. Развитие общества носит не случайный характер, оно предопределено волей Бога. Изучение общества всегда было затруднено сложностью и запутанностью общественной жизни. В обществе действуют люди, наделенные сознанием и свободой волиИтальянский ученый Джамбаттиста Вико (1668-1744 гг.) выдвинул теорию исторического круговорота — развития всех наций по циклам, состоящим из трех эпох:

- век богов (безгосударственность, подчинение жрецам, так как люди думали, что ими правят боги);
- век героев (аристократическое государство, аристократы думали, что они превосходят плебеев);
- век людей (демократическая республика или представительная монархия — все признали, что они равны).

Каждый цикл кончается общим кризисом и распадом данного общества.

б)Теории прогресса. Одни мыслители (Монтескье, Мечников) главным фактором считали географическую среду, другие (просветители) — духовный, третьи (Маркс) — материальный. Гегель, обратив внимание на географический фактор, в основу положив развитие свободы, делит историю на 4 отрезка.

1) Восточный мир — детский возраст человечества, свободным чувствует себя только деспот.
2) Греческий мир — период юности, царство прекрасной свободы, здесь процветает истинная гармония, мир и согласие. Индивидуальная воля придерживается обычаев и законов, в политике преобладает демократия.
3) Римский мир — это возраст возмужалости истории. Здесь нет ни произвола ни деспота, ни субъекта. Индивид достигает свободы в подчинении общей цели. Господствует абстрактная свобода, кот. ставит государство выше индивида. Но индивид чувствует себя личностью, так как является юридическим лицом. В политике преобладает аристократия.
4) Германский мир — здесь германский дух осуществляет абсолютную истину как самоопределение свободы.

Дух достигает полного расцвета и зрелости. Венцом и вершиной развития всемирной истории является прусская монархия. Маркс в основу деления истории общества на периоды положил материальный фактор — способ производства материальной жизни. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений.

Другие статьи

Константин Оксинойд - Управление социальным развитием организации: учебное пособие - стр 20

Константин Оксинойд - Управление социальным развитием организации: учебное пособие

Упорядоченность социальные изменений определяется обоснованностью и целенаправленностью управленческого воздействия. В небольших организациях в качестве субъектов социального управления вольно или невольно, сознательно или неосознанно выступает руководящий состав. В связи с этим следует отметить важность установок руководства относительно учета и использования социальных факторов в ходе принятия стратегических решений. В крупных организациях с этой целью создаются соответствующие функциональные подразделения – службы персонала или отделы человеческих отношений. Но и здесь роль социальных установок руководителей как фактора социальных изменений, как правило, является решающей.

Система управления персоналом организации, точнее, ее действие, выступает (в силу характера функций, выполняемых данной системой в общей системе управления организацией) как главный официальный фактор целенаправленных социальных изменений организации. В системе управления персоналом организации формулируются цели социального управления, ею обеспечивается реализация данных целей. Поэтому совершенствование системы управления персоналом следует рассматривать как одно из главных условий целенаправленных социальных изменений в организации. Подробнее об этом будет идти речь при освещении раздела 9.

Вопросы и задания

1. В чем состоит суть социальных целей организации?

2. Как соотносятся социальные цели организации с ее другими целями?

3. В чем состоит различие между общими и частными социальными целями организации?

4. Опишите соотношение между целями и факторами социального развития организации.

5. Назовите основные группы факторов социального развития организации и дайте их характеристику.

6. Приведите конкретные примеры факторов социального развития организации.

7. В чем проявляется действие различных факторов социального развития?

8. Каково содержание социальных изменений и процессов в организациях деловой сферы?

9. Назовите основные технические, экономические и социальные параметры организации.

10. Дайте характеристику организации как социальной среды личности работника.

11. Что означает понятие "социальная среда"?

12. Назовите основные материальные и социально-психологические компоненты социальной среды организации.

13. Какова связь между социальными параметрами и факторами социального развития организации?

14. Назовите основные группы социальных параметров организации.

15. Как вы понимаете значение термина "социальная инфраструктура организации"?

16. Что означает термин "трудовой коллектив"?

17. Что дает основание рассматривать управление персоналом организации в качестве фактора социальных изменений?

Раздел 9. Внешние факторы социального развития организации

Внешние факторы социального развития организации – это совокупность условий деятельности организации, оказывающих существенное влияние на возможности ее социального развития, но изменить которые самостоятельно она практически не в состоянии. Организация лишь может (в большей или меньшей степени) учесть, спрогнозировать их действие при формулировании и достижении целей социального развития.

Рассматривая внешние факторы социального развития, целесообразно различать факторы непосредственного окружения. связанные с месторасположением организации, особенностями территории, где она находится, и макрофакторы. относящиеся к особенностям страны, общества и государства.

Организация как социальная система является прежде всего органической частью региона, в котором она расположена, с его природным комплексом, населением, экономикой, культурой, социальной инфраструктурой. Отсюда следует, что решение социальных проблем организации едва ли возможно без учета всего комплекса местных условий ее деятельности: природно-климатических, экономических и социально-культурных. От этих факторов зависят приоритеты, цели и задачи управления социальным развитием организации.

Особого рассмотрения заслуживают ситуации, когда сама организация (предприятие) выступает в качестве главного фактора развития территории, на которой она расположена. Как правило, это очень крупное предприятие, насчитывающее до десятков тысяч работающих. В этом случае трудно провести границу между социальным развитием организации и соответствующего населенного пункта, между работниками предприятия и территориальной социальной общностью.

Природно-климатические факторы тесно связаны с географическими координатами. Они непосредственно определяют температурный режим, продолжительность светлого времени суток, стабильность и характер погодных условий, среднегодовое количество осадков, сейсмичность и вероятность стихийных бедствий. Все вместе это обусловливает образ жизни местного населения и соответственно работников предприятия и членов их семей, особенности их быта, заболеваемость, трудоспособность и работоспособность, минимальный объем потребительских благ, структуру семейного бюджета, особенности проведения досуга. В конечном счете от природно-климатических факторов во многом зависят размеры и характер затрат на создание, эксплуатацию и развитие социальной инфраструктуры. Например, работникам предприятий, расположенных в северных районах страны, требуется более калорийное и насыщенное витаминами питание, они нуждаются в более продолжительном отдыхе и разнообразном досуге для восстановления работоспособности. Чтобы создать такие условия, нужны соответствующие средства. Показателем важности фактора природно-климатических условий является государственное регулирование заработной платы путем утверждения системы зональных коэффициентов. Соответствующие надбавки к зарплате колеблются от 10 до 100 % размера заработка. При установлении общего размера заработной платы работников учитывается также продолжительность их работы в этих регионах.

К местным экономическим условиям социального развития организации относятся наличие спроса на ее продукцию (услуги) среди местного населения и необходимых ресурсов для ее производства (сырьевых, энергетических, информационных, рабочей силы), а также (или) наличие путей сообщения, позволяющих завозить необходимые ресурсы и обеспечивать сбыт продукции в другие регионы.

Социально-культурные факторы. или социальная среда организации, – это совокупность социально-культурных характеристик местной социальной общности населения и объектов социальной инфраструктуры.

К социально-культурным характеристикам относятся: численность населения, демографический и этнический состав, социальная дифференциация, образованность, ценности, нормы поведения, культурные и духовные запросы, приверженность традициям, обычаи, образ жизни, основные формы досуга.

Наличие объектов социальной инфраструктуры обусловливает возможности удовлетворения потребностей работников организации и членов их семей в жилье, одежде, продуктах питания, транспорте, бытовых услугах, охране здоровья, духовном росте, повышении образовательного и культурного уровня, полноценном отдыхе и здоровом досуге.

Возможности социального развития организации в немалой степени зависят от действия макрофакторов, отражающих исторически сложившиеся особенности общества и государства. Действие макрофакторов носит длительный, устойчивый, практически постоянный характер. К ним относятся общий уровень социально-политического и экономического развития, наличие институтов гражданского общества, степень участия населения в реальном политическом процессе, в принятии важных для него решений, касающихся его безопасности, здоровья, уровня благосостояния, доступа к качественному образованию и ценностям культуры.

Механизм регулирования экономической активности. Для социального развития хозяйственной организации решающее значение имеют особенности действующего механизма регулирования экономической активности населения. Теоретически рыночные механизмы создают максимальные возможности для самостоятельной деятельности предприятия как экономического субъекта. В реальности многое зависит от качества соответствующих законов и правоприменительной практики, определяющей границу их применения. Не меньшую роль играют инвестиционная, налоговая и таможенная политика государства.

Социальная политика государстваопределяет условия воспроизводства и формирования рабочей силы, задает минимальный уровень потребления. Отдельная организация, особенно крупная, может создавать для своих сотрудников более комфортные социальные условия труда и быта по сравнению с основной массой хозяйствующих субъектов. Но если в обществе в течение длительного периода времени сохраняется высокий уровень бедности населения, увеличивается дифференциация доходов, то это ведет к нарастанию нестабильности, ухудшению общего социально-психологического климата в стране, что не может не сказываться и на работе самого благополучного предприятия.

Социальное управление

Социальное управление

Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы

Социальное управление – вид управления. процесс воздействия на общество. социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления :

  1. существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
  2. обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
  3. направлено на достижение определенной управленческой цели;
  4. характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
  5. субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
  6. объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
  7. реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления. государственное управление. местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы социального управления. субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Прямые связи - целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные связи - канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий цикл - совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

Стадии процесса управления:

  • анализ управленческой ситуации;
  • выработка и принятие решения;
  • организация и исполнение решения;
  • контроль выполнения решения;
  • подведение итогов, внесение корректив.

Макарейко Н.В. Административное право. 2009

Социальное управление — один из типов общего управления. исследованием которого занимается кибернетика. Управление — это, во-первых, целенаправленное воздействие на сложную систему, во-вторых, функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними целей, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

Сложной считается система, которая состоит из ряда, как правило, разных элементов. Процесс управления имеет место только в сложных динамических системах. Он необходим для устранения дезорганизации, хаоса, повышения организованности системы, сохранения ее качественной определенности вопреки действию внутренних и внешних возмущающих факторов, приведения системы в соответствие с объективными закономерностями данной среды.

Управление неразрывно связано с информацией. Для устойчивого существования системы необходимо, чтобы она была способна воспринимать, хранить, перерабатывать, передавать информацию. Связь и упорядоченность компонентов целого достигается путем их информационного взаимодействия, а также взаимодействия системы с внешней средой путем передачи сведений об окружающей среде и о самой системе. Информация передается в виде сигналов. Сигналы несут в себе управляющее воздействие, которое заставляет систему перестраиваться для совершения определенных действий. Благодаря информационному воздействию даже малая доля энергии, содержащаяся в сигнале, часто влечет за собой возникновение значительно большей. К информации система относится избирательно, она реагирует лишь на определенные сигналы.

Существенным признаком управления является обратная связь, т. е. механизм учета соотношения цели, команды и результата действия. Это необходимо, чтобы субъект управления получал информацию о состоянии объекта, о выполнении команды, переданной по каналам прямой связи. Благодаря обратной связи в системе создается замкнутая цепь каналов информации, система приобретает органичную целостность, способность противостоять изменениям окружающей среды. Информация, поступающая по каналам обратной связи, дает возможность управляющему перенастраивать систему, вырабатывать новые и корректировать старые команды и т. д.

Наиболее общей целью управления является гомеостазис — обеспечение динамического равновесия между системой и средой, сохранение ее качественной определенности вопреки разрушающим воздействиям, преодоление противоречий между элементами системы, системой и внешней средой. Усиливая или ослабляя внутренние процессы, комбинируя их и т. д. субъект добивается сохранения системы и повышения уровня ее организованности.

В тех случаях, когда управление осуществляется изнутри органами, механизмами и с помощью факторов, присущих самой системе, налицо самоуправление. Большинство социальных и биологических систем самоуправляемы. В каждой из них можно выделить две подсистемы: управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления). Но многие из созданных людьми социальных и технических систем не являются самоуправляемыми (право. автомобиль и др.).

Социальное управление как особый тип управления представляет собой воздействие одних людей на других главным образом с помощью информации в целях упорядочения социально значимых процессов, обеспечения устойчивости, развития социальных систем. Необходимо назвать ряд его главных особенностей.

1. Это управление людьми (отдельными индивидами, группами, обществом в целом), что является особым типом взаимоотношений людей.

Человек — общественное существо, он не может существовать вне общества. Важнейшей особенностью человеческого бытия является совместная деятельность людей в различных сферах общественной жизни. Объединение — важное средство в борьбе за существование. Человеческий коллектив неизбежно принимает форму определенной организации для того, чтобы координировать и направлять действия, регулировать отношения между его членами, подчинять их единой общей цели.

Социальное управление может сводиться только к руководству людьми (призыв на военную службу. прием в вузы). Но часто оно служит средством воздействия на вещи. средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства. транспортировки, распределения материальных благ. Субъект управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит в упорядочении другой деятельности.

2. Действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер. Воля — регулирующая сторона сознания, направляющая деятельность человека на выполнение поставленной цели.

Совместное бытие предполагает единство, упорядоченность действий, для чего необходимо согласование воли разных людей. Не может быть единства действий там, где нет единства целей, волевых усилий. Единство воли — необходимое условие согласованности действий людей. И вторым существенным признаком социального управления является то, что оно осуществляется путем воздействия на волю людей.

Способность обеспечить преобладание, доминирование воли одних над волей других, способность подчинять чужую волю называют властью. Власть — это вертикальная, иерархическая координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воли, а значит, и действий разных людей.

Кстати, понятия «власть» и «собственность » очень близки. Собственность — это пользование, владение, распоряжение продукцией овеществленной деятельности, власть над овеществленным трудом. А власть — это пользование, распоряжение действиями людей, живым трудом.

3. Высокая степень автономии. самостоятельности, свободы воли управляемых, которые способны к самоорганизации. Объекты социального управления. люди, коллективы, народы — обладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку, выбирать определенные варианты поведения. Разнообразие человеческих потребностей. интересов, вкусов, склонностей огромно, у каждого человека свой склад ума, жизненный опыт, свои особенности мышления, переживания. Поведение человека, как правило, не может быть жестко детерминировано, оно носит вероятностный характер.

В социальных системах возможно не только определенное соединение субъектов и объектов управления, но и перемена их местами и социальными ролями.

Человек чрезвычайно многообразен, индивидуален, он является участником разнообразных общественных отношений, выполняет различные социальные роли, управляет техническими средствами, а в ряде случаев и людьми. Сознательное целенаправленное руководство не в состоянии охватывать все проявления жизнедеятельности человека, а главное — такая максимализация управления принесла бы большой вред, сковала бы общество, помешала бы развитию личности. В обществе управление сочетается с большей или меньшей самостоятельностью, автономией объектов. Конечно, степень самостоятельности различных людей (военных и гражданских, детей и взрослых) не одинакова, к тому же на нее оказывает влияние классовая структура общества. Но ни одному субъекту власти не удавалось и не удастся подчинить своему воздействию всю деятельность человека.

Наряду с управлением в обществе действуют и такие регуляторы, как наука, искусство, стихийные процессы (миграция, преступность и т. п.).

4. Управление людьми осуществляется сознательно. В этом процессе вырабатываются идеальные цели и программы их осуществления, сознательно создаются средства выполнения программ (органы, системы связи и т. п.).

Цель биологической системы — гомеостазис достигается главным образом через приспособление к окружающей среде. Социальное управление во многих случаях имеет целью совершенствование системы, изменение ее качественных особенностей, приспособление среды обитания к своим потребностям.

5. Очень важно и то, что человечество научилось накапливать и хранить информацию вне индивида, передавать ее путем социального воспитания. Люди создали специальные средства, с помощью которых они закрепляют, сохраняют и передают опыт поколений, превращают индивидуальный опыт в коллективный, ими изготовлены технические устройства для быстрой передачи информации на большие расстояния, для ее обработки, принуждения и т. д. Специфика социального управления состоит и в использовании внегенетической, внеорганической системы средств сбора, обработки и передачи информации. В этой связи социальное управление характеризуется наличием индивидуальных устройств, т. е. специальных управляющих систем, технических средств, особых каналов связи, «языков» (кодов).

Существуют разнообразные виды управления людьми. Оно всегда осуществляется в конкретных условиях. Управленческие отношения — один из видов общественных отношений, складывающихся под влиянием многих обстоятельств.

В зависимости от пределов властного воздействия можно различать управление государством. городом, сферой социальной жизни (обороной, здравоохранением, финансами и др.), предприятием и т. д. По признаку собственности можно различать государственное, муниципальное, частное некоммерческое и частное коммерческое управление.

Бахрах Д.Н. Административное право. 2008

Выделяют подвиды социального управления :

  1. семейное социальное – осуществляемое внутри семьи;
  2. общественное социальное – руководство отдельными организованными группами людей (политическими партиями, религиозными организациями и т. д.);
  3. муниципальное – управление на местном уровне;
  4. государственное социальное.

Костькова О.В. Административное право. 2010

Функции социального управления

Функции социального управления: понятие и виды

Функции социального управления - обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.

Признаки функций социального управления :

  • обусловлены социальным назначением управления;
  • характеризуются определенной направленностью и стабильностью;
  • представляют собой внешнее проявление свойств системы управления;
  • представляют собой направление его активного действия;
  • предопределяются поставленными целями и задачами.

В зависимости от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности. контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).

В зависимости от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.

В зависимости от времени действия существуют функции постоянные и временные.

Общие функции управления:

  • информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;
  • прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем;
  • моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем;
  • планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления;
  • организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;
  • координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;
  • распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;
  • регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;
  • контроль – установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;
  • учет– фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.

Макарейко Н.В. Административное право. 2009