Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о мерах пожарной безопасности в гаражах и на автотранспорте img-1

инструкция о мерах пожарной безопасности в гаражах и на автотранспорте

Категория: Инструкции

Описание

Памятка о мерах пожарной безопасности для автотранспортных предприятий

Памятка о мерах пожарной безопасности для автотранспортных предприятий

о мерах пожарной безопасности

для автотранспортных предприятий,

к местам хранения подвижного состава (стояночные боксы, гаражи), а также к местам технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств (ТО и ТР)


Памятка разработана на основании Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) и Правил пожарной безопасности для предприятий автотранспорта (ВППБ 11-01-96).

Основными причинами пожаров на автотранспортных предприятиях являются неосторожное обращение с огнем, неисправность узлов и механизмов, нарушение правил монтажа и эксплуатации электрооборудования транспортных средств. Каждый работник автотранспортного предприятия обязан знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать по возможности все зависящие от него меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.


Территория автотранспортных предприятий должна, в пределах противопожарных расстояний между сооружениями и открытыми складами, своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы.

Противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, других материалов и оборудования не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений.

Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны.

На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.

Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.

Не допускается устанавливать на общих стоянках транспортные средства для перевозки ЛВЖ и ГЖ, а также ГГ.

Не допускается загрязнение территории отработанным ГСМ.


^ Требования к местам хранения автотранспорта

(стояночные боксы, гаражи)


Использованные обтирочные материалы следует собирать в контейнерах из негорючего материала с закрывающейся крышкой. Периодичность сбора использованных обтирочных материалов должна исключать их накопление на рабочих местах. По окончании рабочей смены содержимое указанных контейнеров должно удаляться за пределы зданий.

Не разрешается курение в помещениях взрывопожароопасных и пожароопасных участков, а также в не отведенных для курения местах.

Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Первичные средства пожаротушения должны содержаться в исправном рабочем состоянии и в соответствии с паспортными данными на них. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

Для помещений хранения транспорта в количестве более 25 единиц должен быть разработан план расстановки транспортных средств с описанием очередности и порядка их эвакуации в случае пожара.

Помещения для стоянки и площадки открытого хранения транспортных средств, должны быть оснащены буксирными тросами и штангами из расчета один трос (штанга) на 10 единиц техники.

На проведение всех видов огневых работ на временных местах руководитель объекта должен оформить наряд-допуск.

Места проведения огневых работ следует обеспечивать первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, ящик с песком и лопатой, ведром с водой).

Не разрешается размещать постоянные места для проведения огневых работ в пожароопасных и взрывопожароопасных помещениях.


^ Требования к местам технического обслуживания и ремонта автотранспорта (ТО и ТР)


Использованные обтирочные материалы следует собирать в контейнерах из негорючего материала с закрывающейся крышкой. Периодичность сбора использованных обтирочных материалов должна исключать их накопление на рабочих местах. По окончании рабочей смены содержимое указанных контейнеров должно удаляться за пределы зданий.

Не разрешается курение на территории и в помещениях взрывопожароопасных и пожароопасных участков, а также в не отведенных для курения местах.

При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, а также ремонтом топливопроводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива.

Во избежание искрообразования при переливании бензина к отверстию сливной трубы следует прикреплять латунную цепочку и опускать ее до дна наполняемого сосуда.

Перед ремонтом бензобак необходимо промыть и пропарить до полного удаления паров бензина.

Перед обслуживанием или ремонтом легкового автомобиля на опрокидывание необходимо слить топливо из топливного бака и плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя.

Перед ремонтом цистерны для перевозки ЛВЖ, ГЖ и взрывоопасных грузов ее необходимо полностью очистить от остатков груза и надежно заземлить.

Перед проверкой (регулировкой) приборов электрооборудования на газобаллонном автомобиле необходимо плотно закрыть все вентили и тщательно проветрить подкапотное пространство.

Регулировать системы питания и зажигания газобаллонных автомобилей, а также проверять на герметичность и ремонтировать газовую аппаратуру разрешается только в хорошо проветриваемом помещении при включенной приточно-вытяжной вентиляции. Проверять газовую аппаратуру на герметичность следует по правилам Госгортехнадзора сжатым воздухом или азотом под руководством специально выделенного лица из числа специалистов.

Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Первичные средства пожаротушения должны содержаться в исправном рабочем состоянии и в соответствии с паспортными данными на них. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

На проведение всех видов огневых работ на временных местах руководитель объекта должен оформить наряд-допуск.

Места проведения огневых работ следует обеспечивать первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, ящик с песком и лопатой, ведром с водой).

Не разрешается размещать постоянные места для проведения огневых работ в пожароопасных и взрывопожароопасных помещениях.


^ В помещениях под навесами и на открытых площадках хранения транспорта, а также в помещениях технического обслуживания и ремонта автотранспортазапрещается:


  • устанавливать транспортные средства в количестве, превышающем норму, нарушать план их расстановки, уменьшать расстояние между автомобилями;

  • загромождать выездные ворота и проезды;

  • мыть агрегаты и детали легковоспламеняющимися и горючими жидкостями;

  • хранить остатки слитого топлива;

  • производить кузнечные, термические, сварочные, малярные и деревообделочные работы, а также промывку деталей с использованием ЛВЖ и ГЖ;

  • держать транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии течи горючего и масла;

  • заправлять транспортные средства горючим и сливать из них топливо;

  • хранить тару из-под горючего, а также горючее и масла;

  • подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах;

  • подогревать двигатели открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы),

  • пользоваться открытыми источниками огня для освещения.


Порядок действий в случае возникновения пожара


Каждый гражданин при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.) должен:

  • незамедлительно сообщить об этом в пожарную охрану по телефону 01, с мобильного 112 или 010. При этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию;

  • принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

Руководители и должностные лица организаций, предприятий, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, по прибытии к месту пожара должны:

сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану, поставить в известность руководство и дежурные службы объекта;

в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасание, используя для этого имеющиеся силы и средства;

проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

при необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты), остановить работу систем вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях, выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

прекратить все работы в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

осуществить общее руководство по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

обеспечить соблюдение требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей;

организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

сообщать подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведения об установленных транспортных средствах хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах, необходимые для обеспечения безопасности личного состава.


РЕКОМЕНДУЕМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДАННЫМ РУКОВОДСТВОМ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА И ДРУГИХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


Отряд государственной противопожарной службы № 20

ГУ МЧС России по ХМАО – Югре, 2008г.

Другие статьи

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ - Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте

Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ


И.Э. Липкович, доктор технических наук

А.В. Семенихин, кандидат технических наук

^ А.В. Пикалов, кандидат технических наук

Широкая приватизация автотранспортных предприятий привела к резкому ослаблению контроля состояния пожарной безопасности на приватизированных АТП. Ежегодно происходит примерно 4,5 тыс. пожаров, связанных с автомобильным транспортом.

Статья подготовлена специалистами кафедры БТПиП федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия» (ФГОУ ВПО АЧГАА).

Подготовка специалистов в АЧГАА ведется по 15 специальностям высшего профессионального образования, в том числе по таким, как «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Организация перевозок и управление на транспорте» и «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования»

Академия, основанная в марте 1930 года по Постановлению Совета Народных Комиссаров Союза ССР как Институт инженеров-механиков социалистического земледелия, стала первым высшим учебным заведением агроинженерного профиля в России.

концу 90-х годов автомобильным транспортом России перевозилось около 17 млрд.т. грузов, но только 3 млрд.т. — автотранспортом общего пользования, автопарк которого составлял более 350 тыс. автомобилей. В составе транспорта общего пользования было около 170 тыс. автобусов и 50 тыс. легковых автомобилей.

Работа транспорта обеспечивалась 79 авторемонтными предприятиями (АРП), 143 автообслуживающими предприятиями (АОП) и 1621 автотранспортными предприятиями (АТП) - без учета аналогичных объектов г. Москвы и Санкт-Петербурга.

На обеспечение пожарной безопасности автопредприятий затрачивалось около 0,3% стоимости основных и оборотных фондов отрасли.

Переход к рыночной системе хозяйствования привел к существенным изменениям структуры и субъекта собственности автотранспорта. В результате этого, доля транспорта, подконтрольного Департаменту автомобильного транспорта, сократилась. Так, например, в 1998 году было более 300 приватизированных АТП, в частную собственность приобретено более 122 тыс. грузовых автомобилей и более 11 тыс. автобусов.

Основными причинами пожаров на таких объектах являются неосторожное обращение с огнем (до 30%), нарушение правил пожарной безопасности при проведении сварочных работ (до 20%) и эксплуатации электрооборудования (до 10%).

На автозаправочных станциях чаще всего возникают пожары вследствие неисправностей электрооборудования самих станций и АТС (40%), курения (13%), перегрева отдельных частей автомобиля (11%).

Но более подробно хотелось бы остановиться на причинах и статистики пожаров непосредственно в гаражах.

С июня 1994 г. по декабрь 1995 г. на объектах автотранспорта, относящихся к Департаменту автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, произошло 687 пожаров с ущербом 916,5 млн. руб. Погибло 14 человек. Основными причинами возникновения пожаров на автотранспортных предприятиях и в гаражах являются:

  1. грубое нарушение требований пожарной безопасности при работе с легковоспламеняющимися горючими жидкостями;

  2. незнание работающими требований пожарной безопасности и действий на случай пожара;

  3. неудовлетворительное противопожарное состояние объектов и плохая организация их охраны.

При приватизации АТП, как правило, проводится строительство новых или реконструкция существующих зданий и сооружений, проводимая с нарушениями требований противопожарной безопасности.

По мнению специалистов, снижению количества пожаров и улучшению противопожарного состояния объектов автотранспортного профиля могло бы помочь внедрение ряда организационных и практических мероприятий. Это, прежде всего, создание необходимой нормативно-правовой базы; разработка противопожарных мероприятий на стадии проектирования строительства и реконструкции зданий автотранспортных предприятий.

Организация противопожарной защиты автотранспортных объектов будет эффективной лишь при условии делового взаимодействия руководителей автохозяйств с государственной противопожарной службой, ГИБДД, Российской транспортной инспекцией.

Как уже говорилось выше, в связи с тем, что большинство автопредприятий стали приватизированными, по объективным причинам уменьшилось выделение средств на организацию пожарной безопасности. Поэтому хотелось бы рассмотреть ряд необходимых, но в то же время доступных с точки зрения финансирования мер по предотвращению пожаров на автотранспортных предприятиях и снижению ущерба от их возникновения.

Н
аиболее опасными в пожарном отношении считаются ремонтные мастерские, поэтому их необходимо размещать в изолированных от стоянки автомобилей помещениях.

Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожаробезопасности можно условно разделить на мероприятия, обязательные при строительстве и реконструкции автопредприятий и обязательные при эксплуатации действующих предприятий.

Территория, предназначенная для автотранспортных предприятий, должна быть ограждена забором с наличием в нем специальных пожарных проездов и выездов.

Здания автотранспортных предприятий, где производятся кузнечно-рессорные, термические, сварочные, вулканизационные, малярные, аккумуляторные, деревоотделочные работы, стендовые испытания двигателей, помещения для размещения ацетилено-генераторных масел, хранения автомобилей и обтирочных материалов, являются наиболее пожароопасными. Эти здания должны иметь несгораемые стены, перегородки и покрытия с пределом огне­стойкости не менее 1ч.

Малярные помещения по степени пожарной опасности относятся к категории «А» или «В». Все малярные работы (окраска кузовов, кабин, рам) должны производиться в специальных камерах.

В качестве растворителей нитрокраски применяют такие легковоспламеняющиеся жидкости, как ацетон, метил ацетат, метиловый спирт и т.д. Пары растворителей в определенной пропорции с воздухом могут дать взрывоопасные смеси. Для предотвращения взрыва требуется систематическая проверка концентрации паров растворителей в воздухе (для ацетона ПДК 200мг7м 3. для бензина-растворителя ПДК 300 мг/м 3. для метилового спирта ПДК 1000 мг/м 3 ).

Стационарные компрессорные установки должны быть установлены в изолированном от малярного цеха помещении.

Деревообрабатывающий цех по своей пожарной опасности относится к категории «В» и должен располагаться в зданиях, имеющих несгораемые стены, перегородки и покрытия с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.

При зарядке аккумуляторов в помещениях образуется значительное количество водорода, что может привести к образованию взрывоопасных смесей газов. В связи с этим аккумуляторные должны быть обеспечены приточно-вытяжной вентиляцией. Вентиляторы вытяжных установок должны иметь взрывобезопасное исполнение. Вытяжные вентиляционные установки аккумуляторного отделения не допускается объединять с вытяжными установками других отделений предприятия.

П
омещение для зарядки аккумуляторов площадью более 25 м должно иметь выход наружу.

Причинами пожара в кузнечно-рессорном и техническом отделениях могут быть наличие открытого огня в горнах и нагревательных печах, вылет искр из труб и возможность загорания сажи в дымоходах.

Печи, работающие на твердом топливе, не должны примыкать к сгораемым конструкциям. При работе не должен нарушаться технологический режим печей. Помещения должны иметь несгораемые стены, перегородки и покрытия с пределом огнестойкости не менее 1 ч.

Одной из мер противопожарной безопасности является применение искроуловителей.

Наибольшую пожарную опасность представляет использование жидкого топлива для печей. В таких случаях существуют особые меры пожарной безопасности:

  • жидкое топливо не должно храниться непосредственно у печей;

  • необходимо наличие автоматических заслонок, мгновенно прекращающих подачу топлива;

  • мазут в банках надо подогревать паропроводом, а не открытым огнем паяльных ламп или факелом.

Помещения кузнечно-рессорных участков оборудуют общеобменной механической приточно-вытяжной и местной вентиляциями. Зонд над кузнечным горном проектируется с производительностью 240 м 3 /ч воздуха на 1 кг сжигаемого воздуха. Общеобменную вентиляцию следует рассчитывать на удаление теплоизбытков. Вытяжка должна осуществляться через верхнюю зону помещения.

Сварочный цех представляет пожарную опасность в связи с коротким замыканием проводов электросварочных аппаратов, наличием искр и брызг раскаленного металла. Большую пожарную опасность создает газовая сварка из-за возможности образования взрывоопасной смеси из баллонов с газом или генератора.

Помещение сварочных участков оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией. На постах сварки должны устраиваться местные отсосы в виде вытяжного шкафа, вертикальной или наклонной панели, равномерного всасывания, вакуумных столов и т.п. Вытяжная вентиляция при бездуговой сварке должна удалять 1,0 – 1,5 м /с на 1 м расходуемого ацетона. Воздух в рабочую зону должен поступать с малыми скоростями выхода, а его объем – компенсировать объем удаляемого воздуха.

В помещениях для испытания двигателей внутреннего сгорания во избежание возникновения пожара трубопроводы отработавших газов и топлива должны быть проложены раздельно. Совершенно не допускается утечка газов и топлива в соединениях трубопроводов. Для исключения вспышки в карбюраторе сечение топливопровода должно подбираться с учетом мощности испытываемого двигателя.

Учитывая пожарную опасность легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, их хранят на складах в резервуарах или металлических бочках. Резервуары и хранилища бывают подземными, полу подземными и надземными. Подземные склады считаются наиболее безопасными.

Очень большую опасность в пожарном отношении представляет хранение тары из-под нефтепродуктов. Хранить порожнюю тару следует в сараях и под навесом. Полы в сараях и под навесом должны быть несгораемыми и изготовлены из материалов, не дающих искры при ударе металлических бочек. В складских помещениях необходимо поддерживать полную чистоту, не применять открытый огонь.

На складах хранения баллонов с газами для предотвращения взрыва баллонов с ацетиленом и кислородом от чрезмерного нагрева они должны быть размещены на расстоянии не менее 1 м от приборов отопления и не менее 10 м от открытого огня.

Склады для хранения баллонов должны быть одноэтажными не ниже II степени огнестойкости с перекрытиями легкого типа и без чердачных помещений. Окна и двери складов устраивают открывающимися наружу. Оконные стекла в складе используют матовые или закрашивают их белой краской. Отопление должно быть водяное.

Склады для хранения карбида кальция должны быть расположены на вы­соких местах, для того чтобы во время сильных дождей в них не могла попасть вода. Барабаны с карбидом кальция устанавливают на стеллажах, расположенных на высоте не менее 200 мм от пола. Помещение для хранения карбида кальция должно быть расположено не ближе 10 м от производственных и 15 м от жилых помещений.

Расстановка автомобилей на стоянках регламентируется строительными нормами и правилами (СНиП-93-74). В автотранспортных предприятиях автомобили размещаются:

  • в помещениях;

  • под навесами;

  • на площадках открытого хранения.

В табл. 1 приведены допустимые расстояния от строительных конструкций, а также между автомобилями для различных категорий автотранспорта.


Таблица 1. Допустимые расстояния между автомобилями и строительными конструкциями

Примечания:

  1. При расположении у стен здания отопительных приборов, вентиляционных коробов или других элементов оборудования расстояния, приведенные в п.п. 1-5 таблицы, принимаются до указанных элементов.

  2. При механизированном прямолинейном перемещении автомобилей в помещении для стоянки расстояния, указанные в таблице, допускается сокращать, но не более чем в 2 раза.

  3. При стоянке автомобилей на открытых площадках и под навесами расстояния, указанные в п.п. 1, 3 и 6 таблицы, увеличиваются для автомобилей на 0,1 м, а для автопоезда - на 0,2 м.

При длительных стоянках автотранспорта места стоянки оборудуются пунктами обслуживания. Количество пунктов обслуживания принимается исходя из количества автомобилей, находящихся на хранении. Нормативные данные о количестве пунктов обслуживания приведены в табл. 2.

Таблица 2. Количество постов обслуживания в зависимости от количества автомобилей


Количество автомобилей в помещении для хранения


Количество постов для обслуживания автомобилей

От 51 до 100 От 21 до 50

В табл. 3 приведены нормативные расстояния при проведении работ по обслуживанию автотранспорта на месте их длительного хранения.


Таблица 3. Допустимые расстояния между автотранспортом, а также между автотранспортом и строительными конструкциями при проведении обслуживания автомобилей на месте длительного хранения


Расстояние, м. не менее


Между продольными сторонами автомобилей:

а) на постах мойки и уборки;

б) на постах обслуживания, за исключением постов мойки и уборки


Между автомобилем и наружными воротами, расположенными против поста

Примечания.

  1. При применении механизированной мойки и уборки расстояние, согласно п.1,а таблицы, должно назначаться в зависимости от технологического оборудования постов.

  2. Расстояние, указанное в п. 1,6 таблицы, увеличивается до 1,5 м для автомобилей IV и V категорий и до 2,5 м для автомобилей V категории, если ширина не превышает 3 м.

Ширина проезда в помещениях для постов технического обслуживания автомобилей определяется с учетом того, что автомобиль въезжает на пост передним ходом, а при повороте в проезде - с применением заднего хода, причем расстояние от автомобиля должно быть не менее:

а) для автомобилей I, II, III категорий, стоящих на соседних постах, или до элементов здания и стационарного оборудования - 0,3 м, для автомобилей IV и V категорий - 0,5 м ;

б) до границ проезда 0,8 м при автомобилях I, II и II категорий и 1 м при автомобилях IV и V категорий.

Строительными нормами и правилами регламентируется также количество ворот, в зависимости от количества автомобилей, размещаемых в помещении. Данные приведены в табл. 4.

Таблица 4 Количество наружных ворот в помещениях для стоянки автомобилей в зависимости от их количества


Количество автомобилей, устанавливаемых в помещении для хранения или в помещении для постов обслуживания автомобилей


Количество наружных ворот в помещении, не менее

От 11 до 25 От 26 до 50

Минимально допустимые размеры ворот также определяются нормативами в зависимости от категории и условий проезда автотранспорта через ворота.


Таблица 5. Минимально допустимые размеры ворот в зависимости от условий проезда автотранспорта через ворота


Условия проезда автомобилей через ворота


Сумма зазоров, м


Ширина ворот, м, не менее

Примечание. Для автомобилей V категории шириной более 3 м ширина ворот, указанная в графе 3 таблицы, должна быть увеличена на 1,5 м.

Требования безопасности при эксплуатации гаражей и ремонтных предприятий.

В помещениях для технического обслуживания и ремонта автомобилей не разрешается хранить тару из-под топлива и смазочных материалов. Кроме того, в этих помещениях необходимо проводить тщательную уборку после окончания работ каждой смены. Разлитое масло и топливо убирать при помощи песка. Собирать использованные обтирочные материалы, складывать их в металлические ящики с крышками и после окончания смены выносить их в отведенное и безопасное в пожарном отношении место. Организовать хранение отработанных масел в подземных цистернах или в подвальных помещениях.

В помещениях для покраски автомобилей при работе с огнеопасными растворителями и нитрокрасками не должно применяться печное, электрическое и газовое отопление. Отопление помещений, предназначенных для окраски автомобилей, должно быть только водяное с гладкими радиаторами, с температурой на поверхности трубопроводов не более 80°С.

Исключительно важное значение придается оборудованию цеха безопасной в пожарном отношении приточной и вытяжной вентиляцией. Камеры и сушилки снабжают местным отсосом. Приточный воздух на окрасочный участок следует подавать рассеянно в рабочую или верхнюю зону. Вытяжку следует производить из нижней зоны на высоте 0,5-0,7 м от пола. Местные отсосы должны быть предусмотрены также от стола маляра и стола для приготовления красок.

Распределительная, пусковая аппаратура и искусственное освещение выполняют во взрывобезопасном исполнении. Спецодежду рабочих, работающих в цехе, следует хранить в индивидуальных металлических ящиках.

В деревообрабатывающих цехах стружка, опилки и различные древесные отходы могут быть причиной пожара. Пожары могут возникнуть из-за небрежного обращения с огнем или воспламенения пыли от искры электродвигателей, а поэтому в этих цехах должно использоваться электрооборудование и электроосветительная арматура со степенью защиты не ниже IP54.

Для удаления опилок, стружки и пыли из помещений и с рабочих мест их необходимо оборудовать отсасывающей вентиляционной установкой.

Основную опасность при эксплуатации вулканизационного аппарата представляет возможность взрыва при повышении давления в нем выше допустимого. Для избежания взрыва вулканизационный аппарат оборудован манометром, краном, водомерным стеклом и рычажным предохранительным клапаном. Кроме того, помещение для вулканизации опасно в пожарном отношении из-за наличия получаемой в результате шероховки легко возгораемой резиновой и текстильной пыли, паров бензина и т.д. В связи с этим вся проводка осветительной и силовой линий должна быть выполнена в трубах с герметичной арматурой; отопление должно быть водяное или паровое; хранить бензин в большом количестве в отделении не разрешается. Запас имеющегося в помещении бензина должен быть ограничен количеством, требуемым на один день.

Гидранты располагаются на расстоянии не более 100 м один от другого вдоль проездов и дорог, не менее 2,5 м от края дороги и 5 м от водопроводной сети главным образом для наружного пожаротушения.

Устройство пожарных наружных водопроводов может быть выполнено по двум схемам: тупиковой (рис. 1) и кольцевой (рис. 2).

Тупиковые пожарные линии водопровода прокладываются к отдельно стоящим зданиям при длине трубопровода не более 200м. Тупиковая схема прокладки водопровода менее надежна в эксплуатации, так как в случае неисправности водопровода в каком-либо месте весь участок труб, расположенный за пунктом повреждения, выходит из строя.

1 - гидрант; 2 - наружный водопровод; 3 - запасной резервуар для воды; 4 - насосная станция; 5 - городская магистраль; 6 - здания

Рисунок 1. Схема тупикового водопровода


Кольцевая схема находит более широкое применение, так как она позволяет в случае аварии на одной стороне магистрали подавать воду с другой ее стороны.

1 - гидрант; 2 - запасной резервуар для воды;3 - насосная станция; 4 - городская магистраль; 5 - здания; 6 - наружный водопровод

Рисунок 2. Схема кольцевого водопровода


В производственных зданиях предусматривается устройство внутренних противопожарных водопроводов, внутренняя сеть которых оборудована системой стояков с пожарными кранами диаметром 51мм, а в помещениях с повышенной пожароопасностью - 61мм. Вода в сеть подается через два ввода в каждое здание для обеспечения большей надежности водоснабжения. Нормы расхода воды на тушение пожаров внутри производственных зданий, оборудованных пожарными кранами, принимают исходя из расчета двух стволов на здание с расходом по 2,5 л/с на каждый ствол.

П ожарные краны этих водопроводов устанавливаются у выходов (внутри помещения) или на отапливаемых лестничных площадках на высоте 1,35м от пола. Расстояние между кранами определяется следующими условиями: при развернутых рукавах струя из двух кранов достигает любой точки помещения. Внутренние пожарные краны вместе с рукавами и стволами помещаются в специальные шкафы с надписью «Пожарный кран». Шкафы пронумеровываются и пломбируются. Места шкафов отмечаются световыми указателями.

Если пожар все-таки произошел, то наиболее важным мероприятием является эвакуация людей из горящего здания.

Если пожар все-таки произошел, то наиболее важным мероприятием является эвакуация людей из горящего здания.

Время эвакуации нормируется исходя из степени огнестойкости зданий. В таблице 6 приведены нормативы времени эвакуации из зданий I, II и III степеней огнестойкости.


Таблица 6. Необходимое время эвакуации (в мин.) при объеме помещений в зависимости от категории производства


Необходимое время эвакуации (в мин.) при объеме помещения, тыс. м

С точки зрения обеспечения допустимого времени эвакуации к отдельным конструктивным элементам зданий предъявляются особые требования, в частности, двери лестничных клеток, отделяющие помещения с производствами категорий «Г», «Д» и «Е», допускается изготовлять из сгораемых материалов (но без остекления). Двери, соединяющие помещения с производствами категорий «А», «Б» и «В», должны быть с пределом огнестойкости не менее 0,6г. Допускается проектировать 50% лестничных клеток без естественного освещения зданий I и II степеней огнестойкости с производствами категорий «В», «Г» и «Д» при условии, что не менее двух лестничных клеток будут иметь наружные стены и выходы непосредственно наружу или через вестибюль.

На лестничных клетках без естественного освещения следует предусматривать искусственное освещение - рабочее и аварийное, а в покрытиях - люки площадью не менее 1м 2 для выпуска дыма.

Ширину тамбуров эвакуационных выходов следует принимать более ширины дверных проемов на 0,5 м (по 0,25 м с каждой стороны проема), а глубины - более ширины дверного полотна на 0,2 м, но не менее 1,2 м.

Для немедленной эвакуации людей, имущества и обеспечения работ по тушению пожара запрещается: загромождать незастроенную территорию предприятия, проходы, проезды, запасные ворота, подъездные пути к пожарным кранам водопровода, к месту пожарного инвентаря и оборудования; иметь число автомобилей, превышающих проектную мощность предприятия.

На предприятиях автомобильного транспорта должна вестись пожарно-профилактическая работа. Основной задачей данного вида работы на предприятии является проведение комплекса мероприятий, предупреждающих возникновение пожара и обеспечивающих пожарную безопасность объекта.

Работа по пожарной безопасности на предприятиях проводится в трех направлениях: административном, общественном и профессиональном.

Административное направление работы определяется соответствующими документами: правилами, приказами, должностными инструкциями для административных лиц (от работодателя до мастера), несущих ответственность за противопожарный режим автопредприятия, цеха, участка и организующих проведение мероприятий по предупреждению пожаров.

Под противопожарным режимом следует понимать совокупность определенных мер и требований пожарной безопасности, заранее установленных для объекта или отдельного помещения и подлежащих обязательному выполнению всеми работающими.

Противопожарный режим устанавливается правилами, инструкциями или приказами и распоряжениями работодателя объекта.

Основная цель противопожарного режима - недопущение пожаров от курения, небрежного обращения с огнем, неосторожного ведения огневых работ, не выключения нагревательных приборов, осветительных установок, нарушения инструкций и правил противопожарной безопасности.

Противопожарный режим включает в себя и такие профилактические меры, как надлежащее содержание проходов и путей эвакуации, тщательная уборка помещений и рабочих мест, установление и соблюдение норм хранения в цехах, складах, рабочих местах материалов, сырья и готовой продукции, а также порядок осмотра и закрытия помещения после окончания работы.

Пожарная безопасность на автопредприятиях в значительной степени зависит от устранения причин пожаров от различных технологических условий ведения процессов и безопасной работы производственного оборудования. Для предупреждения возникновения пожаров от технологических и производственных причин на предприятии создается пожарно-техническая комиссия, которая всю свою работу строит в соответствии с существующими положениями, правилами, нормами и инструкциями.

Пожарно-техническая комиссия назначается приказом работодателя в следующем составе: главный инженер (председатель), заведующий гаражом, энергетик, инженер по охране труда, заведующий складом, заведующий службой ГСМ и т.д. Кроме них в состав комиссии могут входить представители общественных организаций предприятия.

Задачами пожарно-технической комиссии являются:

  • выявление противопожарных нарушений и недочетов в технологических процессах производства, в работе оборудования, которые могут привести к пожару, взрыву или аварии, и разработке мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений и недочетов;

  • содействие Госпожнадзору и пожарной охране предприятия в организации и проведении пожарно-профилактической работы и установлении строгого противопожарного режима на производственных участках и складах;

  • • разъяснительная работа среди рабочих, водителей, служащих и инженерно-технического персонала о соблюдении противопожарных правил режима.

Основной фронт работы ПТК - это детальное обследование или осмотр производственных зданий, помещений, складов и т.д. для выявления пожаро - и взрывоопасных причин и их устранения.

На пожароопасных участках проверки проводятся один раз в три месяца, а на менее опасных - один раз в шесть месяцев.

По результатам осмотра комиссии составляется акт обследования, в котором перечисляются обнаруженные нарушения и указываются мероприятия по их устранению. Акт оформляется не позднее чем через три дня после проверки (осмотра). По акту обследования работодатель издает приказ, в котором определяются мероприятия и способы устранения обнаруженных недостатков и нарушения, указываются лица, ответственные за выполнение мероприятий, а также сроки осуществления последних. Акт ПТК является юридическим документом, обязательным для начальников подразделения и других должностных лиц. Кроме того, к приказу по предприятию должен прилагаться документ, в котором указаны обязанности руководителя (работодателя) и руководителей подразделений (начальников участков).

Обязанности руководителя (работодателя):

  • обеспечить противопожарный режим в соответствии с ППБ-01 -93 и ВППБ 11-01-96;

  • назначить лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности мест стоянок автомобилей, помещений для ТО и ТР, участков, цехов, складов и т.д.;

  • не реже одного раза в квартал проверять состояние пожарной безопасности предприятия, наличие и исправность технических средств противопожарной защиты, боеготовность объектов пожарной охраны;

  • включить в план социального и экономического развития предприятия мероприятия, направленные на повышение пожарной безопасности;

  • организовать проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму.

На основании требований ППБ-01-93 и ВППБ 11-01-96 руководители производственных участков, цехов, складов разрабатывают инструкции о мерах пожарной безопасности для своих подразделений, которые утверждаются руководителем предприятия. Инструкции вывешиваются на видном месте. Руководители обязаны:

  • обеспечить разработку планов эвакуации людей, автомобилей, оборудования, документации и других материальных ценностей на случай пожара;

  • обеспечивать соблюдение установленного противопожарного режима, требований правил пожарной безопасности и инструкций о мерах пожарной безопасности;

  • знать характеристики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, производственного оборудования, хранимых, используемых и обращающихся в производстве веществ и материалов и организовывать пожаробезопасное хранение, транспортирование и применение пожаровзрывоопаных веществ;

  • проводить периодические осмотры территории, зданий, производственных и служебных помещений с целью контроля за содержанием путей эвакуации людей, противопожарных разрывов и преград, источников водоснабжения и принимать срочные меры по устранению выявленных недостатков;

  • следить за тем, чтобы после окончания работы производилась уборка рабочих мест и помещений, отключались электропотребители, за исключением дежурного освещения и электроустановок, которые по условиям технологического процесса должны работать круглосуточно;

  • обеспечивать исправное содержание и постоянную готовность к действию средств противопожарной защиты, пожарной сигнализации и связи;

  • обучать работающих правилам пожарной безопасности;

  • не допускать проведения работ с применением открытого огня, электрогазосварочных и других работ в непредусмотренных для этой цели местах без письменного разрешения руководителя предприятия;

  • знать правила содержания и применения имеющихся в подразделении первичных средств пожаротушения и обеспечивать их постоянную готовность.

В обязательном порядке администрация предприятия обязана организовывать занятия по пожарно-техническому минимуму со всеми работниками предприятия. Обучение ведется по следующим темам:

  1. «Меры пожарной безопасности на автопредприятии» (2 - 6ч).

  2. «Меры пожарной безопасности в цехе (участке) и на рабочем месте» (4 ч).

  3. «Вызов пожарной помощи» (1 ч).

  4. «Противопожарное оборудование и инвентарь, порядок использования их на пожаре» (2 ч).

  5. «Действия на пожаре» (2 ч).

  6. По окончанию прохождения программы пожарно-технического минимума у всех работающих должны быть приняты зачеты. Результаты проведения зачетов оформляются ведомостью с указанием оценок.

Общественное направление работы по пожарной безопасности на предприятии состоит в организации добровольной пожарной дружины. В задачи добровольной пожарной дружины входит:

  • осуществление контроля за соблюдением на объекте (участке) противопожарного режима;

  • проведение разъяснительной работы среди работающих и служащих с целью соблюдения противопожарного режима на объекте (в цехе);

  • надзор за исправным состоянием первичных средств пожаротушения и готовностью их к действию;

  • вызов пожарных команд в случае возникновения пожара и принятия немедленных мер к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения;

  • участие в случае необходимости членов ДПД в боевых расчетах в работе на пожарных автомобилях, мотопомпах и других передвижных стационарных средствах пожаротушения.

Члены ДПД обязаны:

  • соблюдать и требовать от других соблюдения правил противопожарного режима в цехе (участке) и на рабочем месте;

  • знать свои обязанности по табелю боевого расчета и в случае возникновения пожара принимать активное участие в его тушении;

  • следить за готовностью к действию первичных средств пожаротушения, имеющихся в цехе, и обо всех обнаруженных неисправностях докладывать начальнику отделения ДПД;

  • выполнять возложенные на члена дружины обязанности, распоряжения начальника дружины и повышать свои пожаротехнические знания на занятиях и учениях.

Численный состав ДПД определяет работодатель. ДПД организуется на добровольных началах из числа рабочих, инженерно-технических работников и служащих объекта в возрасте не моложе 18 лет. Все вступающие в ДПД должны подать на имя начальника дружины письменное заявление. Комплектование ДПД производится таким образом, чтобы в каждом цехе и смене имелись члены дружины.

Профессиональное направление работы по пожарной безопасности осуществляется объектовой военизированной и профессиональной пожарной охраной МВД РФ (на крупных АТП).


Список использованной литературы

  1. Салов А.И. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта. - М. Транспорт, 1985.

  2. Кузьмин В.И. Охрана труда и противопожарная защита. - М. Легпромбытиздат, 1991.

  3. Беляков Г.И. Охрана труда. - М. ВО Агропромиздат, 1990.

  4. ШкрабакB.C. Шкрабак В.В. Состояние и проблемы пожарной безопасности в АПК. Учебное пособие. - Санкт-Петербург, 1997.

  5. Правила техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта. -М. Транспорт, 1972.

  6. ППБ-01-93. Правила пожарной безопасности. - Москва, МВД России.

  7. ПОТРО-200-01-95. Правила по охране труда на автомобильном транспорте. - Москва, 1995.

  8. ВППБ 11-01-96. Правила пожарной безопасности для предприятий автотранспорта. - Санкт-Петербург, 2001.