Руководства, Инструкции, Бланки

как ликвидировать снт пошаговая инструкция img-1

как ликвидировать снт пошаговая инструкция

Категория: Инструкции

Описание

Ликвидация СНТ, за и против

СНТ: новый взгляд

Проблема приватизации - председатель отказывается подписывать акты согласования границ участка. Но эту проблему, надеюсь, решим. На следующей неделе председателя должны пригласить в мэрию для обсуждения этого вопроса.

Процент желающих ликвидировать товарищества пока не выяснили: собираем подписи.

Почему хотим ликвидации товарищества? При разрешенном использовании земли под ИЖС налог на землю вырос в 13,5 раз. Деньги приличные, эти налоги должны идти на инфраструктуру и оплачивать еще раз в кассу правления как-то не хочется. Постоянно проживающих все больше, в том числе живут семьи с малыми детьми. И если вопрос со школой как-то решается, то медицинское обслуживание, особенно малышей очень проблематично. Далее - электроэнергия. Тариф, техобслуживание, ремонт - за все надо платить, сначала в правление, потом выясняется, что денег нет и надо опять собирать деньги. Я неоднократно говорила, что при хорошем председателе люди не стремятся выходить из товариществ. Я два года назад была членом правления. Решила, что выйдя на пенсию, могу поработать на общественных началах. Очень быстро поняла, что это болото и, чтобы не утонуть в нем, вышла и из членов правления, и из садоводства вообще. Это малодушие, но не захотела воевать. И если бы меня оставили в покое, то пусть бы это товарищество жило и здравствовало. Но правление во главе с председателем принимают решения, которые не имеют никаких правовых оснований и требуют их выполнения и от индивидуалов. Например, индивидуалы должны платить по договору в размере 100% от членских взносов. Никаких возражений не принимают. Или последнее решение: садовода исключить из садоводства, участок отобрать, хотя областным судом еще в мае принято решение вернуть земельный участок, (на нем расположено правление) прежнему владельцу, строения убрать. Нормальному человеку трудно поверить в этот бред. И чтобы не выглядеть в ваших глазах клеветником, я умолкаю.

Татьяна писал(а):
Почему у вас всё в два раза дешевле. В МО поменять насос ни одна организация меньше, чем за 35-45 тыс. не соглашается. Завидуем.

Кто кому должен завидовать непонятно. Зарплата водолея 4500 в месяц. Вахтер за 28 рублей в час. Кассир -операционист с банке 10 тыс в месяц. Племянница с мужем оба кандидаты, преподаватели классического универа 16 -17 в месяц.

Почему у вас всё в два раза дешевле. В МО поменять насос ни одна организация меньше, чем за 35-45 тыс. не соглашается. Завидуем.

Кто кому должен завидовать непонятно. Зарплата водолея 4500 в месяц. Вахтер за 28 рублей в час. Кассир -операционист с банке 10 тыс в месяц. Племянница с мужем оба кандидаты, преподаватели классического универа 16 -17 в месяц.

Индивидуал писал(а): Нормальному человеку трудно поверить в этот бред. И чтобы не выглядеть в ваших глазах клеветником, я умолкаю.

Ну вот. Только выдала нормальные объяснения ситуации и сразу умолкать. Меня тоже подобное "начальство" поражает.

Кузьмич писал(а): Кто кому должен завидовать непонятно. Зарплата водолея 4500 в месяц. Вахтер за 28 рублей в час. Кассир -операционист с банке 10 тыс в месяц. Племянница с мужем оба кандидаты, преподаватели классического универа 16 -17 в месяц.

У нас тоже по-разному. и преподаватели в универах не шикуют, моя сестра в Думе работант за 20 тыс.

Но. работала с вашим Заринским комбинатом. там средняя была 35-40 тыс.

Индивидуал писал(а): Процент желающих ликвидировать товарищества пока не выяснили: собираем подписи.

Если 100% не будет - забудьте!

Индивидуал писал(а): И если вопрос со школой как-то решается, то медицинское обслуживание, особенно малышей очень проблематично.

Вопрос-то, решается просто- регистрируйтесь по месту проживания.

Озвучу ответы нашего главы поселения: "Возьмем, нет проблем, только тогда, когда на вас выделят средства! УК, с которой вы можете заключить договор на обслуживание - хоть завтра!"

Для УК нет индивидуалов и суммы на обслуживание в 3-4 раза выше. По опыту соседнего поселения. точно не помню, они каким-то образом перешли в поселение и тут же ИП приватизировало их скважину и вода им обходится сейчас в очень приличные деньги. Я уже несколько раз писала, что основной вопрос для нас -скважина!!

Индивидуал писал(а): Некоторые замы договорились до того, что наши свидетельства о регистрации жилых домов и земельных участков для ИЖС недействительны! И регистрация (прописка) тоже недействительна.

И вообще это только наши проблемыам.

А вы ждали другого от них?

Договорились еще раз проработать этот вопрос с юристами мэрии и опять вынести его на обсуждение.

Зачем? Позиции сторон прямо противоположные. Добивайтесь своего. Встречаться, чтобы слушать ересь — вам время своё не жалко?

Прошу помощи: посоветуйте, с какими законами нужно ознакомиться, чтобы убедить нашу власть ликвидировать наше товарищество.

Глава IX Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» № 66-ФЗ.

Коротко о ДНТ: находимся в черте города. категория земель - земли поселений, разрешенное использование - частично для садоводства, частично для ИЖС, некоторая часть участков еще не приватизирована, председатель всемерно старается затруднить этот процесс.

1. Всем срочно приватизировать хотя бы земельные участки.

2. Садоводам перевести свои ЗУ в ИЖС.

3. Всем заключить прямые договоры со сбытом.

4. Ликвидировать ДНТ.

В мэрии нам сказали, что надо собрать 100% подписей членов товарищества на ликвидацию.

Либо тупые идиоты, либо сильно хитрые и намеренно искажают закон. Цитирую:

66-ФЗ писал(а): Статья 21. Компетенция общего собрания членов. дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)

1. К исключительной компетенции общего собрания членов. дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы:

9) принятие решений. о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

Общее собрание членов. дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов такого объединения ( не менее чем пятьдесят процентов уполномоченных ).

Решения. о его ликвидации. назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов принимаются общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) большинством в две трети голосов .

Таким образом, для ликвидации ДНТ достаточно согласия от 1/3 до 2/3 общего числа членов. Но никак не 100 %.

Другие статьи

Как ликвидировать ООО? Пошаговая инструкция

Как ликвидировать ООО? Пошаговая инструкция

Процесс ликвидации общества с ограниченной ответственностью строго регламентирован законодательством. Если ему не следовать, то это непременно приведет к негативным правовым последствиям. Ниже приведена пошаговая инструкция по ликвидации ООО с пояснениями.

Шаг 1. Принятие решения о ликвидации. Решение о ликвидации общества принимается общим собранием участников общества по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества. На общем собрании участников общества ставится повестка:

  • о принятии решения о ликвидации;
  • о назначении и утверждении состава ликвидационной комиссии;
  • об оплате услуг ликвидационной комиссии;
  • об утверждении порядка и сроков ликвидации.

На основе принятых решений с членами комиссии заключается гражданско-правовой договор об оказании услуг по управлению обществом со сроком действия до момента регистрации ликвидации фирмы налоговым органом. С момента принятия решения о ликвидации до утверждения промежуточного баланса организация уплачивает текущие налоги, а также налоги, штрафы и пени, начисленные по результатам выездной проверки в связи с ликвидацией

Шаг 2. Уведомление государственных органов о ликвидации. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации необходимо уведомить об этом:

  • регистрирующий орган (ИФНС) для внесения в ЕГРЮЛ сведений (уведомление по форме Р15001 );
  • налоговый орган (уведомление по форме N С-09-4 );
  • ПФР и ФСС РФ (форма сообщения не утверждена, но за образец можно взять форму N С-09-4 ).

Также, не позднее чем за две недели до начала ликвидации компания обязана сообщить об этом в службу занятости и указать должность, профессию и прочие сведения по каждому увольняемому в связи с ликвидацией работнику.

После уведомления налогового органа инспекторы имеют право провести выездную налоговую проверку ликвидируемой организации независимо от времени предыдущей проверки.

Шаг 3. Уведомление кредиторов о ликвидации. Ликвидационная комиссия обязана письменно уведомить кредиторов о ликвидации организации. Сведения о ликвидационной комиссии помещаются в «Вестнике государственной регистрации».

Шаг 4. Уведомление работников организации об увольнении в связи с ликвидацией. Согласно ст. 180 Трудового кодекса РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения двухмесячного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Шаг 5. Рассмотрение требований кредиторов. Кредиторы ликвидируемого юридического лица вправе предъявить требования к обществу в течении 2 месяцев со дня опубликования сообщения о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации».

Шаг 6. Подготовка и утверждение промежуточного ликвидационного баланса. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Шаг 7. Расчёт по всем обязательствам с кредиторами. По итогам сверки расчетов производится выплата денежных средств кредиторам. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется согласно очередности, предусмотренной ГК РФ:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

По итогам сверки расчетов производится выплата денежных средств кредиторам. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется согласно очередности, предусмотренной ГК РФ (пять очередей), в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.

При этом требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Выплачивать кредиторам первой и второй очереди можно со дня утверждения промежуточного баланса, а третьей и четвертой очереди — спустя месяц со дня его утверждения.

Шаг 8. Передача сведений персонифицированного учета в ПФР. В течение одного месяца с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса необходимо передать в ПФР:

— сведения о каждом работающем в организации застрахованном лице;

— сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих застрахованных лиц;

— сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Шаг 9. Оплата государственной пошлины. Государственная пошлина за ликвидацию юридического лица составляет 800 рублей.

Шаг 10. Подготовка ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Несоответствие ликвидационного баланса промежуточному ликвидационному балансу в части активов и кредиторской задолженности общества является основанием для признания решения о госрегистрации ликвидации недействительным.

Шаг 11. Распределение оставшегося имущества после всех обязательных выплат между участниками. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности:

в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли;

во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Шаг 12. Подача документов на ликвидацию в регистрирующий орган. Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа.

Шаг 13. Передача дела в архив. Архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, ликвидационная комиссия передает в упорядоченном состоянии на хранение в государственный или муниципальный архив. При передаче дел оформляется опись и акт приема-передачи.

Данная статья носит общий характер и у вас наверняка остались другие вопросы. Вы можете бесплатно проконсультироваться с юристом на странице консультаций. Если Вы из Ростова-на-Дону, то вы можете связаться с автором статьи посредством формы обратной связи.

Навигация по записям

Ликвидация садового некоммерческого товарищества

Подскажите пожалуйста, процедуру закрытия Садового Некоммерческого Товарищества, если деятельность не велась? Скачайте формы по теме

Общее собрание членов СНТ принимает решение о ликвидации СНТ и назначает ликвидационную комиссию (пункт 2 статьи 62 ГК РФ, пункт 2 статьи 41 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ).

О тех действиях, которые ликвидационная комиссия должна произвести для ликвидации СНТ, смотрите в рекомендации ниже (по аналогии с ликвидацией ООО).

Порядок распределения оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества СНТ происходит в порядке статьи 42 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как провести ликвидацию ООО.

«Какие действия должна выполнить ликвидационная комиссия в процессе ликвидации ООО

1. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры ликвидации.

2. Опубликовать сообщение о ликвидации в органах печати.

3. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности (абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ ).

4. Уведомить кредиторов ООО о ликвидации.

5. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444 ).

6. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением промежуточного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н ; далее – Положение по ведению бухгалтерского учета).

7. Составить промежуточный ликвидационный баланс.

8. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

9. Уведомить налоговую инспекцию о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

10. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

11. Рассчитаться по долгам ООО с кредиторами.

13. Составить ликвидационный баланс (окончательный).

14. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения ликвидационного баланса.

15. Распределить имущество ООО между участниками (при наличии такого имущества).

16. Подать в налоговую инспекцию установленный законодательством комплект документов с целью зарегистрировать ликвидацию ООО.

О том, как взаимодействовать с налоговой инспекцией при ликвидации ООО, см. Как зарегистрировать ликвидацию ООО.

Нужно ли уведомлять фонды социального и пенсионного страхования о начале процедуры ликвидации ООО

Это требование действовало ранее, но с 1 января 2015 года оно отменено.

Ранее такое требование было установлено в пункте 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

Закон обязывал письменно сообщать о ликвидации организации в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Они контролируют уплату страховых взносов (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах ).

В адрес территориального органа каждого из фондов ликвидируемая организация должна была представить письменное сообщение о принятии решения о ликвидации. Сообщения подавали в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах ).

Закон не устанавливал каких-либо требований к содержанию сообщений, поэтому можно было направлять их в свободной форме, указав все необходимые сведения.

Как опубликовать сообщение о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации»

Ликвидационная комиссия должна поместить сообщение (уведомление) о ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ ). Правила приема и публикации сообщений представлены на сайте журнала .

В уведомлении нужно привести следующую информацию*:

  • сведения о ликвидируемом ООО (полное и сокращенное наименования, местонахождение, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);
  • порядок и условия заявления кредиторами ООО своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа ООО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с ООО – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.);
  • срок для предъявления требований кредиторами. Такой срок не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации ООО (п. 1 ст. 63 ГК РФ ).

Как составить промежуточный ликвидационный баланс

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ ).

Форма промежуточного ликвидационного баланса законодательно не утверждена. Вместе с тем, документ должен соответствовать требованиям, установленным в отношении бухгалтерской отчетности (приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)»).

Баланс должен содержать сведения (п. 2 ст. 63 ГК РФ )*:

  • о составе имущества ликвидируемого общества;
  • о требованиях, предъявленных кредиторами;
  • о результатах рассмотрения требований кредиторов;
  • о перечне требований кредиторов, которые удовлетворил суд, причем независимо от того, приняла ли их ликвидационная комиссия. Сведения о таких требованиях необходимо включить в промежуточный ликвидационный баланс, если решение суда в отношении них вступило в законную силу.

Нужно ли включать в состав кредиторской задолженности задолженность по тем обязательствам, по которым кредиторы ликвидируемого ООО не предъявили требований в течение установленного срока

Во-первых, с 1 сентября 2014 года закон не предусматривает необходимости удовлетворять требования кредиторов, заявленные после истечения установленного срока (подп. «г» п. 20 ст. 1 Закона № 99-ФЗ ). Фактически это означает, что кредиторы вправе предъявить требования лишь в срок, который установила ликвидационная комиссия.

Во-вторых, суды исходят из того, что если кредитор, извещенный о ликвидации ООО, не предъявил в установленный срок требование по тому или иному обязательству, то задолженность перед кредитором не включается в промежуточный ликвидационный баланс (определение ВАС РФ от 18 мая 2011 г. № ВАС-6618/11. постановления ФАС Уральского округа от 16 ноября 2011 г. № Ф09-7165/11 по делу № А60-548/2011. ФАС Северо-Западного округа от 6 апреля 2011 г. по делу № А56-18180/2010 ).

Вместе с тем, не будет лишним отразить в промежуточном ликвидационном балансе информацию об обязательствах, требования по которым не предъявлялись. Например, можно составить перечень таких обязательств и указать, что кредиторы по этим обязательствам были надлежащим образом уведомлены, однако не воспользовались правом на предъявление требований.

Промежуточный ликвидационный баланс вступает в силу с момента его утверждения общим собранием участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона об ООО ). Такое собрание проводится по инициативе ликвидационной комиссии. Комиссия вносит в повестку дня вопрос об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Решение принимается простым большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если устав общества не предусматривает иное (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО ).

Другими словами, общее собрание участников утверждает баланс, если соблюдаются два условия:

  • на собрании присутствуют участники, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов. Например, участник «А.» – 51 процент голосов, участник «В.» – 5 процентов голосов;
  • за утверждение баланса голосуют участники, присутствующие на собрании и обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов. Например, участник «А.» голосует «за», участник «В.» – «против».

Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания (п. 6 ст. 37 Закона об ООО ). О составлении промежуточного ликвидационного баланса нужно уведомить налоговую инспекцию (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации).

Как рассчитаться с кредиторами

Ликвидируемое ООО обязано рассчитаться по долгам с кредиторами*. Для этого ликвидационная комиссия должна выплатить кредиторам денежные суммы в порядке очередности (п. 1 ст. 64 ГК РФ ).

С 1 сентября 2014 года расчеты с кредиторами можно начать лишь после погашения текущих расходов, необходимых для проведения ликвидации (абз. 1 п. 1 ст. 64 ГК РФ ). По сути, речь идет о так называемой нулевой очереди, когда рассчитаться необходимо еще до того, как начнутся выплаты по предъявленным требованиям кредиторов.

В первую очередь нужно удовлетворить требования:

  • о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;
  • о компенсации морального вреда;
  • о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения либо повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве такого объекта, а также нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания или сооружения.

Во вторую очередь необходимо:

  • рассчитаться по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших в ООО по трудовому договору;
  • выплатить вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь следует рассчитаться по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь нужно произвести расчеты с другими кредиторами.

Наконец, после того как будут удовлетворены требования кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди (т. е. по сути, в пятую очередь), необходимо удовлетворить следующие требования:

  • о возмещении убытков в виде упущенной выгоды;
  • о взыскании неустойки (штрафа, пеней), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Специальные правила закон устанавливает для кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого ООО (залоговые кредиторы) (абз. 2 п. 2 ст. 64 ГК РФ ).

Каждому кредитору ликвидационная комиссия выплачивает ту сумму, которая зафиксирована в промежуточном ликвидационном балансе (п. 5 ст. 63 ГК РФ ).

Из промежуточного ликвидационного баланса следует, что денежных средств не хватает для удовлетворения всех требований кредиторов. Можно ли в таком случае рассчитаться с кредиторами за счет иного имущества ООО

В приведенной ситуации ликвидационная комиссия должна продать имущество ООО с торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ ).

Это не понадобится делать лишь:

  • для объектов стоимостью не более 100 тыс. руб. (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу);
  • для имущества, на которое по закону нельзя обратить взыскание (такое имущество вообще не понадобится продавать).

Требования кредиторов будут удовлетворяться за счет средств, полученных после продажи имущества.

Если этих средств окажется недостаточно для удовлетворения всех требований, ликвидационная комиссия должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ООО (абз. 2 п. 4 ст. 62. абз. 2 п. 4 ст. 63 ГК РФ). Если дело о банкротстве будет возбуждено, ликвидационной комиссии понадобится уведомить кредиторов о том, что процедура добровольной ликвидации ООО прекращается (п. 3 ст. 63 ГК РФ ).

Выплаты производятся начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 5 ст. 63 ГК РФ ).

Ликвидационная комиссия может удовлетворить требования кредиторов каждой последующей очереди лишь после полного удовлетворения требований в рамках предыдущей очереди за исключением требований залоговых кредиторов (абз. 1 п. 2 ст. 64 ГК РФ ).

Если ликвидационная комиссия отказывает в удовлетворении требования или уклоняется от его рассмотрения, то кредитор вправе предъявить к ООО иск об удовлетворении требования. Такой иск можно подать только до утверждения ликвидационного баланса. Если суд удовлетворит этот иск, ликвидационной комиссии понадобится выплатить кредитору присужденную ему денежную сумму в порядке установленной очередности (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ ).

Погашенными считаются следующие требования кредиторов (п. 5.1 ст. 64 ГК РФ ):

  • требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
  • требования, в удовлетворении которых суд отказал.

Как составить ликвидационный баланс

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс. Баланс составляется по тем же правилам, которые применяются при разработке промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс утверждается общим собранием участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона об ООО ). Решение об утверждении баланса принимается простым большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если устав общества не предусматривает иное (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО ).

Внимание! Если сумма активов по ликвидационному балансу превышает сумму активов по промежуточному ликвидационному балансу, налоговая инспекция может отказаться зарегистрировать ликвидацию.

Ликвидируемое ООО обязано рассчитаться по долгам с кредиторами только после составления промежуточного ликвидационного баланса и в соответствии с его сведениями (п. 5 ст. 63 ГК РФ ). При недостаточности денежных средств для расчетов ликвидационная комиссия должна продать иное имущество ООО с торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ ). Так или иначе, сумма оборотных и внеоборотных активов ООО после расчетов с кредиторами должна уменьшиться.

Если же такая сумма активов по данным ликвидационного баланса, наоборот, увеличилась, то это, вероятнее всего, свидетельствует о нарушении порядка ликвидации и об ущемлении прав кредиторов.

Пример из практики: суд признал ликвидацию ООО недействительной, поскольку сумма активов по ликвидационному балансу превысила сумму активов по промежуточному ликвидационному балансу

Единственный учредитель ООО «К.» принял решение о ликвидации общества. Налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности ООО «К.» в связи с ликвидацией.

ООО «Э.» и ООО «Л.» (кредиторы ООО «К.») посчитали, что при ликвидации общества был нарушен установленный законом порядок. По этой причине кредиторы обратились в суд с требованиями:

  • о признании недействительными действий ликвидатора;
  • о признании недействительным решения инспекции о регистрации ликвидации.

Суд установил, что исходя из сведений промежуточного ликвидационного баланса у ООО «К.» отсутствовали актив (оборотные и внеоборотные средства) и пассив (капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства). Однако ликвидационный баланс показывал, что у общества после расчетов с кредиторами имелись как активы (например, денежные средства), так и пассивы (например, нераспределенная прибыль).

По закону ООО «К.» было обязано рассчитаться по долгам с кредиторами в соответствии со сведениями промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК РФ ). Поскольку ликвидационный баланс полностью противоречил промежуточному ликвидационному балансу, суд удовлетворил требования истцов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 июля 2007 г. по делу № А29-4266/2006а ).».

С уважением, Ирина Коноплева,

эксперт Системы Юрист

Ответ утвержден Валентиной Яковлевой,

ведущим экспертом Системы Юрист

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.