Руководства, Инструкции, Бланки

руководство для иподиаконов img-1

руководство для иподиаконов

Категория: Руководства

Описание

Руководство для иподиаконов

Иподиа?кон. или субдиа?кон  — клирик в христианской церкви, являющийся в настоящее время промежуточным звеном между младшим и старшим клиром.

Содержание
  • 1 В православии
  • 2 В католицизме
  • 3 См. также
  • 4 Источники
В православии

Архиепископ Тихон (Емельянов) с иподиаконами во время крестного хода в Новосибирске

Иподиа?кон. поддья?кон. подья?чий (ст.-слав. ипод?а?конъ, подъд?а?конъ, подъдья?къ, греч. ??????????? от греч. ??? — «под», «внизу» + греч. ???????? — служитель) — церковнослужитель в Православной церкви, служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывая ему руки, поднося Чиновник архиерейского богослужения, облачая и совершая некоторые другие действия.

В современной Церкви иподиакон не относится к высшим клирикам, хотя до XIII века в. относился к диаконату, но после реформ патриарха Мануила Харитопула Сарантина, из за того, что иподиаконы ограничивали свои обязанности только лишь диаконником и ставили себя в одно положения с диаконами, патриарх де-юре лишил иподиаконат степени высшего клира, приказав совершать Хиротонию не в диаконнике перед Великим Входом, а в центре храма, как и низших клириков. При этом он облачается в стихарь и имеет одну из принадлежностей диаконского сана — орарь, который надевается крестообразно через оба плеча и символизирует ангельские крылья.

Рукоположенный иподиакон, а не просто однократно благословлённый на служение, может прикасаться к Престолу и жертвеннику во время богослужения, кадить, говорить ектении, потреблять Тело Христово и в определённые моменты входить в алтарь через Царские врата. По этой же причине холостой рукоположенный иподиакон, а не просто однократно благословлённый на служение, не может вступать в брак.

В католицизме

Субдиа?кон (лат. subdiaconus) — в католической церкви один из санов церковнослужителя, отменённый во второй половине XX века при введении современного римского обряда.

Субдиаконат представлял собой промежуточную ступень между так называемыми малыми чинами (остиарием, чтецом, экзорцистом и аколитом) и, с другой стороны, высшими степенями священства — диаконом, священником и епископом. При поставлении в субдиакона, как и в случае посвящения в малый чин, не совершалось таинства рукоположения; однако, от субдиаконов уже требовалось соблюдение целибата и ежедневное чтение часов, как и от диаконов с пресвитерами. Как правило, субдиаконат являлся переходной ступенью к диаконату и священству, постоянный субдиаконат был существенной редкостью.

Церемония поставления в субдиаконат проводилась, как правило, епископом и заключалась во вручении кандидату евхаристической чаши, патены, сосудов с водой и вином, одеяний субдиакона и книги апостольских Посланий. Во время торжественных месс в обязанности субдиакона входило чтение Посланий, он держал Евангелие перед диаконом во время евангельского чтения, во время торжественных процессий нёс распятие. Облачением субдиакона служила туника, весьма схожая с диаконской далматикой. Субдиакон имел право носить манипул, однако не имел права надевать столу.

При создании современного римского обряда субдиаконат был отменён апостольским посланием motu proprio «Ministeria quaedam» папы Павла VI от 15 августа 1972 года. Институт субдиаконата сохраняется в католических традиционалистических институтах, как находящихся в общении с Римским престолом (Братство св. Петра), так и находящихся в состоянии разрыва (Священническое братство св. Пия Х).

В Викисловаре есть статья «иподиакон» В Викисловаре есть статья «субдиакон»
  • Духовенство
  • Иподиакон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. 1890—1907.
  • Иподиакон // Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  • Католическая энциклопедия  (англ.)
  • Хиротесии во чтеца в Берлинской епархии
  • Прот. Геннадий Нефедов. ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Глава VII. Таинство Священства
  • История чинов хиротесий Православной Церкви
  • Иподиаконское служение в Церкви
  • Алексей Лебедев. Нижние чины клира в древности
  • Рецензия священника Петровского на книгу А.З Неселовского Чины Хиротесий и Хиротоний
  • Чин Хиротонии во иподиакона
  • Неселовский А.З Чины Хиротесий и Хиротоний. Чин Поставления во Иподиакона
  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ЛИТУРГИЯ. Служение иподиаконата
  • Чинопоследования хиротоний в византийских евхологиях VIII–XII вв. Пентковский А. М.
  • Теологический словарь

Папа (Папа на покое) · Камерленго · Кардинал-викарий · Кардинал (Кардинал-дьякон · Кардинал-священник · Кардинал-епископ) · Кардинал-протодьякон · Кардинал-протопресвитер · Патриарх · Верховный архиепископ · Примас · Митрополит · Архиепископ · Епископ · Коадъютор · Ауксилиарий · Епископ-эмерит (Архиепископ-эмерит) · Титулярный епископ (Титулярный архиепископ)

Монсеньор (Протонотарий · Почётный прелат · Капеллан Его Святейшества) · Генеральный викарий · Епископальный викарий · Каноник · Пробст · Архипресвитер · Декан (или Окружной викарий) · Пастор · Приходской администратор · Приходской викарий · Кюре · Помощник пастора · Капеллан

Диакон · Постоянный диакон

Прислуживающие во время литургии

Аколит · Чтец · Церемониарий · Министрант (Туриферарий · Круциферарий)

Для определённых задач

Префект · Папский легат · Апостольский нунций · Военный ординарий · Апостольский администратор · Епархиальный администратор · Апостольский викарий · Апостольский префект · Пенитенциарий · Архидиакон · Примицерий · Ректор

В восточнокатолических церквях

В католических орденах

Генеральный настоятель · Провинциал · Аббат-предстоятель · Аббат (Митрофорный аббат · Регулярный аббат) · Новиций

Королевский кардинал · Князь-епископ · Окружной епископ · Антиепископ · Прелат Фьоккетто · Аббат комендаторий · Субдиакон  · Экзорцист · Остиарий

Иподиакон информация о


Иподиакон
Иподиакон

Иподиакон о видео

Иподиакон какие, Иподиакон кто, Иподиакон описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Другие статьи

Доклады и статьи -Иподиаконское служение в Церкви

Иподиаконское служение в Церкви

Автор: Волосевич Максим, 4 курс Сектора очного обучения Хабаровской духовной семинарии.

«Сего раба Твоего достойна быти
еже служити святей Твоей Церкви,
Сам беззазорна сохрани и даждь ему
любити благолепие дому Твоего…».
Молитва на хиротонию иподиакона.

Появление иподиаконов в Древней Церкви

Степени низших клириков введены в жизнь Церкви исторически, они не существовали в ней с самого ее основания. В апостольский век в Церкви появляются лица, прислуживающие за богослужением, на которых возлагались обязанности, подобно тем, которые сейчас исполняют церковнослужители. Это были миряне, служившие привратниками, блюстителями порядка за богослужением, чтецами, пономарями, действовавшие под началом диакона. Из мирян исполнители обязанностей церковнослужителей постепенно переходили в разряд клириков [6, с. 216]. Со временем, они составили иерархию в Церкви.

Приведем ниже иерархию священно и церковнослужителей:
1. Чтец;
2. Иподиакон;
3. Диакон;
4. Пресвитер;
5. Епископ.

В апостольское время во II и III века под главенством епископов, пресвитеров и диаконов в клир вошли разные низшие церковные должности, появившиеся частично из диаконской среды — иподиаконы, чтецы, певцы, аколуфы, заклинатели и привратники.

Слово «иподиакон» впервые на Востоке встречается у Евсевия Кесарийского. Он упоминает о некоем иподиаконе Диосполийской общины. Также степени иподиаконов, как и чтецов, певцов и заклинателей, упоминаются в Апостольских правилах, в канонах Антиохийского и Лаодикийского Соборов. В 43-м Апостольском правиле мы читаем: «Иподиакон, или певец, уличенный в пьянстве и азартных играх, или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне» [3, с. 21]. Церковнослужители здесь отличаются как от священнослужителей, так и от мирян.

Римский епископ Корнелий в письме к антиохийскому епископу Фабию 250 г. (Евсевий Кесарийский. Церковная история VI, 43, 11.) дает видеть, что, в его время, в Риме, под главенством одного епископа, существовало 46 пресвитеров, 7 диаконов, 7 иподиаконов, 42 аколуфа, затем еще известное число заклинателей, чтецов и привратников [5, с. 16].

По словам профессора канониста Н. Суворова, в Риме крепко держались предания о семи мужах иерусалимских, как родоначальниках диаконской должности, что, несмотря на громадную численность христианской общины в таком городе, как Рим, Римская церковь не считала возможным увеличить число диаконов. Вместо этого она создала для совершения Евхаристии и для управления церковным имуществом большее число аколуфов, как низших служителей для вспоможения епископу при взимании жертвенных даров, приносившихся христианами за богослужением, и для поддержания в надлежащем порядке сосудов, предназначавшихся для жертвенных даров [5, с. 17].

С увеличением числа верующих христиан на Востоке иподиаконы были уже не в состоянии исполнять обязанности низшего служения, им в помощь назначались особые служители — аколуфы. Слово «аколуф» (o aкo??????) означает «спутник», «провожатый». Первоначально аколуфы, как низшие служители, помогали принимать жертвенные дары — хлеб и вино,— наблюдали за чистотой священных сосудов, исполняли обязанности, подобные тем, которые несут сегодня алтарники или пономари.

По мнению протоиерея В. Цыпина, некоторые авторы усваивают аколуфам и несение других обязанностей. Немецкий ученый Крюлл считает, что аколуфы сопутствовали диаконам, направлявшимся со светильниками читать Евангелие, то есть были свещеносцами (ламподариями). Другой автор, Зайда, полагает, что аколуфы составляли почетный караул епископа, подобно современным алтарникам, они в первые века христианства не поставлялись в особую степень и не причислялись к клиру. На Западе аколуфов, как и иподиаконов, уже в III столетии начинают причислять к клирикам, что очевидным образом вытекает из процитированных выше строк из письма Римского епископа Корнилия к Антиохийскому епископу Фабию [6, с. 219].

Протоиерей Геннадий Нефедов отмечает, что «в Церкви Константинопольской и в Церквах, к ней принадлежащих, по законодательству Юстиниана, служило по 90 иподиаконов» [4, с. 208]. В штат константинопольского храма святой Софии входили несколько десятков иподиаконов [2, с. 172].

Появление иподиаконов обусловлено постепенным развитием церковных должностей и обязанностей мирян, прислуживавших за богослужением.

Рассмотрев зарождение и становление иподиаконского служения в Церкви Христовой в первые века ее существования, перейдем к правилам и обязанностям иподиаконов.

Поставление в иподиакона

По древним правилам поставление в иподиакона, как и поставление в степень чтеца и певца, совершается вне алтаря, как об этом сказано в Чиновнике архиерейского священнослужения «посреде Церкви»[7, с. 201], «молитвой, благословением и рукоположением» епископа и облачением согласно чину в священные одежды. Поставление во иподиакона вне алтаря, по мнению блаженного Симеона Солунского означает, что посвящаемый назначается «не к участию в молитвах святого алтаря, но к служению вне его и к другим делам по нуждам Церкви» [4, с. 208].

По древнему уставу в обязанности иподиаконов входили:
1. приготовление умовения для рук священнослужителей;
2. изведение оглашенных из храма, после возглашения слов диакона: «Оглашенные изыдите»;
3. иподиаконы должны был охранять святые врата, чтобы никто из недостойных не вошел в алтарь.

Об этом упоминается в Постановлениях Апостольских в предписании епископу о посвящении иподиакона: «Поставляя иподиакона, возложи на него руку и произнеси: „Господи Боже, Творец Неба и земли и всего сущего, избравший для скинии свидения хранителей святых Твоих сосудов, Сам и ныне призри на раба Твоего, рукополагаемого во иподиакона, и даруй ему духа Святаго для достойного хранения служебных Твоих сосудов и всегдашнего исполнения воли Твоей во Христе Твоем”» [4, с. 208].

Блаженный Симеон Солунский в своей книге «Писание святых Отцев и учителей Церкви» описывает следующее по поводу иподиаконов: «иподиакон хранит священные врата, дабы никто не вошел в олтарь из недостойных. Он прикасается к священным сосудам и располагает их в таком порядке, какого требует священнодействие. Изводит оглашенных из храма, во время литии один из иподиаконов предшествует с Крестом. Иподиаконы содержат в чистоте свещники на Божественной Трапезе, возжигают на них свечи. Когда потребно служить архиерею, занимают место пред священными вратами позади диаконов и общники бывают Таинств» [1, с. 304].

В подтверждение мыслей блаженного Симеона. патриарх Константинопольский Неофит излагает следующее положение: «обязанность иподиакона состоит в том, чтобы облачать епископа и священника, приготовлять предложение, чашу, дискос и вещество для таинства, содержать в чистоте священные покровы и читать Апостол» [1, с. 304].

Таким образом, иподиакон должен в чистоте содержать священные сосуды и имеет право прикасаться к ним, согласно толкованию 21 правила Лаодикийского Собора Феодора Вальсамона: «прикасаться к порожним священным сосудам, приготовлять их к священнодействию и по окончании служения собирать, полагать на свое место в храме и хранить их — всего более прилично иподиаконам, ибо в этом собственно и состоит их служение» [1, с. 304].

В современной практике Русской Православной Церкви и Поместных Церквей, ориентирующихся на русскую практику, у каждого архиерея, как правило, имеется свой штат иподиаконов. Иподиаконы выполняют следующие функции: двое подают архиерею свечи (трикирий и дикирий), двое ходят с рипидами, один подает богослужебные книги, один носит архиерейский жезл, один — примикирий. Сегодня иподиаконы архиереев Русской Православной Церкви, в большинстве случаев,— миряне, над которыми не совершалась хиротесия, они испоняют свое церковное послушание иподиакона, не будучи посвящены, по благословению епископа. Наличие штата иподиаконов обусловлено тем, что в русской традиции совершение службы архиереем без иподиаконов носит затруднительный характер. Кроме прямых обязанностей «облачать епископа, читать Апостол и содержать священные сосуды в чистоте», сегодня иподиаконы иногда исполняют обязанности секретарей Преосвященных.

Священными одеждами иподиакона, отличающими его от других церковно- и священнослужителей, являются стихарь и орарь. Благословение на ношение одежд они получают от архиерея, которому прислуживают за богослужением.

Итак, в этой статье кратко рассмотрена история появления и развития в Церкви института иподиаконов, затронуты постановления Священных Соборов об обязанностях этого чина священнослужителей, сказано несколько слов о современном состоянии иподиаконата в Русской Православной Церкви. Несомненно, что то большое значение, которое уделялось служению и роли иподиаконов в Древней Церкви сегодня возрождается и обогащается новыми чертами (например, иподиакон — личный помощник, секретарь епископа, епархиальный служащий и прочие). Большое значение в настоящее время имеет возрождение института посвященных иподиаконов, имеющих хиротесию. В целом, в современных условиях, как никогда раньше, низшие клирики церковнослужители могут эффективно исполнять свои прямые богослужебные обязанности с одной стороны и заниматься делом катехизации, миссионерства, социального служения, помощи епископам и пресвитерам — с другой. В связи с этим и обусловлен наш интерес к этому явлению в жизни Церкви.

Список литературы

1. Вениамин (Краснопевков), архиеп. Обязанности иподиакона // Новая скрижаль. М. 1999.
2. Желтов М. Иподиакон // Православная энциклопедия. Т.26: Ио-Ис. М. 2012.
3. Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец. М. 2004.
4. Нефедов Г. прот. Таинства и обряды православной Церкви. М. 2004.
5. Суворов Н. Учебник церковного права. М. 1913.
6. Цыпин В. прот. Курс церковного права. Клин, 2002.
7. Чиновник архиерейского священнослужения. Краматорск, 2008.

Публикации Нам интересно

Руководство для иподиаконов

Хотя греч. слово ??????????? в его бытовом, нецерковном значении «прислужник» впервые появляется в сочинении комедиографа Посидиппа из Пеллы (ум. в 240 г. до Р. Х.) ( Posidippi Fragmenta. 26. 10 // Commicorum Atticorum fragmenta / Hrsg. T. Kock. Lpz. 1888. Vol. 3. P. 345; фрагмент сохр. только в сочинении Афинея (III в.) - Athen. Deip. IX 20), в античной языческой лит-ре оно практически не встречается. Исключение составляют лишь произведения Филона Александрийского, в к-рых это слово (и образованные от его корня формы) используется неск. раз в основном в значении - «прислужник царя (или Бога как Царя)» ( Philo. De vita Mos. 1. 84; Idem. De Abr. 115; Idem. De dec. 178; Idem. De Ioseph. 123; Idem. De spec. leg. 1. 17, 31, 66, 116, 204; 3. 201).

В сочинениях христ. писателей И. упоминается начиная с III в. (в лат. транскрипции hypodiaconus у сщмч. Киприана Карфагенского - Cypr. Carth. Ep. 34. 4; 77. 3; 78. 1; 79. 1; по-гречески в послании еп. Корнилия Римского 251 г.- Euseb. Hist. eccl. VI 43. 11; 1-е упом. об И. на Востоке - Euseb. De mart. Palaest. 3. 3).

В «Апостольских постановлениях» (ок. 380) - сборнике, составленном из материала более древних памятников, служение И. описывается как прямое апостольское установление (Const. Ap. VIII 46. 13). Лат. средневек. толкователи пытались отыскать прототип И. среди служителей Иерусалимского храма или синагоги, ссылаясь на 1 Езд 8. 20 (греч. ???????, лат. Nathineis - «храмовые рабы» или «служители храма») и Лк 4. 20 (ср. Isid. Hisp. Etymol. 8. 12. 23; Raban. Maur. De inst. cleric. 1. 8; Amalar. Lib. offic. 2. 2 (11); Ps.-Alcuin. De div. offic. 34). На основании совр. исследований можно утверждать, что четко зафиксированного наименования, к-рое могло бы быть воспринято христ. авторами, для подобного служения в период Второго храма не было. Слово ????????, встречающееся в качестве синонима ??????????? уже у Филона Александрийского (ср. Philo. De Abr. 115; Idem. De dec. 178; Idem. De spec. leg. 3. 201), употреблялось в широком значении «служитель» и могло относиться к разным видам служения, в т. ч. в Церкви. Так, в кн. Деяния св. апостолов оно относится к светским служителям (5. 22, 26), у сщмч. Игнатия Антиохийского - к диаконам ( Ign. Ep. ad Trall. 2. 3; ср. 1 Всел. 18; Const. Ap. II 28. 6; Epiph. Adv. haer. 30. 11). Однако в ряде памятников IV в. вместо слова ??????????? употребляется слово ???????? ( Euseb. Vita Const. IV 18. 1; Лаодик. 20-22, 25, 43; Const. Ap. III 11. 1; Basil. Magn. Ep. 217 (Васил. 69); в нек-рых случаях оно служит общим наименованием всех низших клириков (Неокес. 10; Const. Ap. VIII 28. 8; Basil. Magn. Ep. 54 (50)).

По мнению совр. исследователей, обязанности И. определялись постепенно, в процессе роста общин и развития иерархии ( Faivre. 1977). Поскольку в нек-рых древних Церквах существовало представление о том, что в одном городе не может быть более 7 диаконов (см. в ст. Диакон ), их помощники (ср. Euseb. Hist. eccl. VI 43. 11) в составе клира заняли следующую за диаконской, более низкую степень (Const. Ap. VIII 28. 7-8; 31. 2). На Востоке эта степень так и не была включена в состав священных, а на лат. Западе (особенно в Риме), где правило не более чем о 7 диаконах в одном городе сохранялось весьма долго, И. фактически стали дополнительными диаконами и были включены в состав священной иерархии (подробнее см. Субдиакон ).

В древности на христ. Востоке в обязанности И. входили охрана дверей храма, через которые входят мужчины (Const. Ap. VIII 11. 11), возлияние воды на руки епископа во время совершения литургии (Ibid. VIII 11. 12) и проч. При этом И. было запрещено касаться священных сосудов (Лаодик. 21) и совершать к.-л. священнодействия (в частности, крестить - Const. Ap. III 11. 1). В последующую эпоху эти обязанности были несколько скорректированы: И. должен был охранять вход в алтарь от недостойных, расставлять и убирать священные сосуды (только если в них нет Св. Даров - Алф. Синт. Буква V, гл. 4; Вениамин. Новая скрижаль. Ч. 3. Гл. 2. § 4), выводить оглашенных из храма в положенный момент, нести крест впереди процессии клириков, приготовлять трикирий и дикирий для архиерея ( Sym. Thessal. Dial. 132 (194)) и т. д. В штат к-польского храма Св. Софии (к-рый в древнюю эпоху скорее всего совершал богослужение во всех немонастырских церквах города) входили неск. десятков И. (Novell. Just. 3. 1: 90 И.; Novell. Heracl. 22: 70 И.).

В совр. практике РПЦ и Поместных Церквей, ориентирующихся на рус. практику, у каждого архиерея, как правило, имеется свой штат из неск. И. (большинство из них, впрочем, обычно не посвящены во И. оставаясь мирянами). Это объясняется тем, что в рус. традиции архиерейского богослужения уставное совершение службы архиереем без участия И. крайне затруднено. Кроме того, И. иногда исполняют при архиерее функции секретарей. В грекоязычных Церквах обязанности И. обычно распределены между священнослужителями (напр. архиерея облачают к литургии священники), поэтому служение И. не столь распространено.

За богослужением И. носят стихарь и орарь. но не на плече, как диаконы, а крестообразно опоясавшись им.

Трул. 15 определяет, что 20 лет - минимальный возраст поставляемого во И. (ср. Sym. Thessal. Dial. 129 (191)). И. запрещается вступать в брак после принятия сана (Ап. 26; Трул. 6; ср. CJ. 1. 3. 44 (45) 1; Novell. Just. 123. 14). В совр. рус. традиции лицам, имеющим поставление во И. дозволяется прикасаться к св. престолу и священным сосудам. Каноническое требование до хиротесии вступить в брак или же избрать путь девства приводит к тому, что большинство И. в РПЦ не имеют поставления и являются фактически алтарниками. поскольку после обустройства семейной жизни эти непосвященные И. в большинстве случаев рукополагаются во диаконы и священники и направляются на приходы. Известна практика служения И. молодых клириков, уже рукоположенных во диаконы (т. н. И. в сане диакона).

В «Апостольском предании». одном из древнейших литургико-канонических памятников (III в.), об И. сказано, что их не рукополагают, но лишь объявляют о них общине как о вступающих в должность помощников диаконов (гл. 13). Но уже в «Канонах Ипполита» (сер. IV в.; канон 7) говорится о возложении рук при поставлении во И. (хотя молитва не приводится), а включенный в состав «Завета Господа нашего Иисуса Христа» (V в.) текст «Апостольского предания» переделан т. о. что, наоборот, утверждается необходимость поставления И. через руковозложение (молитвы нет, но приведено наставление епископа буд. И. Test. Dom. I 44). В VIII кн. «Апостольских постановлений» говорится о поставлении во И. через возложение рук и приводится молитва, из к-рой следует, что основной функцией И. должна быть забота о священных сосудах (Const. Ap. VIII 21).

Руководство для иподиакона

Руководство для иподиакона. Старшая пара

На встречу первая пара выходит: старший - южными вратами, второй - северными; на амвоне, повернувшись лицом на восток, крестится, кланяется, поворачивается, кланяется Владыке и идет к Владыке (на встречу). Встретив Архиерея (когда тот встал на орлец положенный в притворе), надевают мантию (зимой снимают рясу, а потом надевают мантию) и после того как все духовенство приложится к кресту идут за

Владыкой на кафедру; здесь они его оставляют и идут в алтарь, а Владыка в это время идет читать входные молитвы.

После того как Архиерей пойдет на кафедру первая пара выходит (старший - южными вратами, второй - северными) на амвон (за старшим идет иподиакон с подносом на котором сложено полное облачение, а за вторым - иподиакон с пустым подносом), идут на кафедру и после того как все священники уйдут в алтарь, подходят к Владыке снимают с него клобук, мантию, панагию, рясу (это все они кладут на пустой поднос; после того как на поднос положили рясу, иподиакон держащий его уходит в алтарь, и аккуратно развешивает рясу и мантию, а панагию с клобуком кладут на видном месте). Разоблачив Владыку, старшая пара начинает Его облачать. Во время облачения саккоса из алтаря выходит иподиакон с подносом, на котором находится крест, панагия, митра. Надев большой омофор (когда у иподиакона, который держал поднос с облачением, забрали большой омофор, он уходит в алтарь) на Владыку старшая пара надевают крест, панагию, митру (когда у иподиакона с подносом забрали митру, он уходит в алтарь).

Во время того, как на Владыку начали надевать панагию, посошник вместе с двумя диаконами или иподиаконами, которые держали во время облачения трикирий и дикирий, подходят к кафедре.

(Если нет диаконов, то трикирий и дикирий держат иподиакона: трикирий держится с правой руки от архиерея, дикирий - с левой. Стоят они на одной линии с диаконом, который читает молитвы на облачение на амвоне).

Диакона отдают трикирий и дикирий старшей паре и становятся возле посошника.

Старшая пара отдает трикирий и дикирий архиерею и спускается к посошнику. Стоят лицом к Владыке.

После благословения Владыкой свечами на четыре стороны, старшие иподиакона забирают трикирий и дикирий, идут на амвон, становятся с протодиаконом, читавшим молитвы на облачение, трижды кланяются Владыке, поворачиваются на Восток, крестятся, кланяются, забирают у протодиакона кадило и уходят в алтарь (если там 2 диакона с кадилами, то второй старший иподиакон забирает второе кадило).

Как только начинающий литургию священник зайдет в алтарь, старшая пара открывает ЦВ, становятся позади священника лицом к престолу. Вместе со священником крестятся, кланяются на Восток, кланяются Владыке и опять поворачиваются на Восток. Священник дает начальный возглас. В конце возгласа опять вместе со священником старшая пара крестятся, кланяются на Восток, кланяются Архиерею, друг другу и уходят в стороны.

Во время Мирной ектении свободный иподиакон выносит на кафедру седалище и ставит его сзади Архиерея.
На прошение Мирной ектении: “Еще молимся о Великом Господине. ” становятся перед престолом лицом к нему и во время поминания Владыки, возглавляющего литургию, крестятся, кланяются на Восток, кланяются Владыке, друг другу и отходят в стороны.

На прошение Мирной ект. “Пресвятую, пречистую. ” старшая пара с иподиаконом, держащим рукомойник, с надетым на плечи рушником выходят на амвон (старший выходит южными вратами, а северными вратами выходят сначала иподиакон с рукомойником, а потом второй), становятся ближе всех к Царским Вратам лицом на Восток.

Во время возгласа “Яко подобает. ” крестятся, кланяются на Восток (иподиакон с рукомойником только кланяется), кланяются Владыке и идут к кафедре. Подойдя к Архиерею, старший поливает руки Архиерея небольшим количеством воды над рукомойником, старшая пара снимает полотенце с плеч иподиакона, дает его Архиерею, он вытирает руки, благословляет всех, все, находящиеся на кафедре, целуют руку Владыке (правую руку сначала целует протодиакон, потом старший, потом рукомойщик, левую целует только второй иподиакон).

Идут на то же место на амвон, крестятся, кланяются на Восток, Владыке и уходят в алтарь (рукомойщик поворачивается по часовой стрелке).

Сразу после “Единородный Сыне” старшая пара раскладывает орлецы в алтаре: с четырех сторон престола лицом к престолу, недалеко от жертвенника лицом к нему.

На третьем антифоне старшая пара зажигает трикирий и дикирий, вторая пара берет рипиды, становятся лицом друг к другу (лучше, если старшая пара встанет ближе к престолу). Крестятся, кланяются на Восток, кланяются Архиерею (это делается до того, как до них дойдет протодиакон с Евангелием) уходят к северным вратам.

На малый вход дикирий выходит после кадила (если его нет, то за посошником), за ним трикирий, рипида, Евангелие, рипида и священники.
Иподиакона идут в один ряд.

Дикирий остается с левой руки владыки чуть спереди. Трикирий обходит Владыку сзади, становится справой руки чуть спереди лицом к дикирию. Первая рипида становится возле второго иподиакона ближе к алтарю лицом на юг. Вторая рипида обходит кафедру за протодиаконом с Евангелием и становится напротив первой рипиды лицом к нему ближе к алтарю.

Все крестятся, кланяются на Восток, Владыке (рипиды только кланяются), становятся лицом друг к другу.

После того, как Архиерей благословит вход и приложится к Евангелию, рипиды склоняются над Евангелием, а трикирий и дикирий отдаются в руки Архиерея. Старшая пара уходит к посошнику, предварительно убрав седалище в сторону, и стоит лицом к Архиерею.

При пении “Приидите поклонимся. ” Архиерей осеняет народ. Как только диакон с Евангелием будет уходить в алтарь старшая и пара с рипидами уходит в алтарь.

Пара с рипидами становится на горнее место, кланяются на Восток, Владыке, друг другу и ставят рипиды на свое место.

Старшая пара, после того как зайдет в алтарь, подходит к створкам Царских Врат, и как только увидит, что зашел протодиакон с дикирием, начинает закрывать их до половины. Владыка прикладывается к иконам Спасителя и Богородицы, которые находятся на створках Царских Вратах. Как только Владыка приложился к ним, старшая пара опять раздвигает створки Царских Врат (это надо делать параллельно, а не по очереди). Зашедши в алтарь, Архиерей совершает каждение. Когда Владыка покадит престол, иконы в алтаре, запрестольный крест, семисвечник, духовенство, стоящих в алтаре и уже будет идти на солею, второй иподиакон, как только Архиерей станет на орлец лежащий с северной стороны престола, чайной ложкой сыпет ладан в кадило и отходит в сторону. Владыка идет кадить на солею (вместе с ним ходит протодиакон), а иподиакона собирают орлецы, кроме того, что был у престола. Кладут второй орлец возле престола (у самого престола, лицом к нему).

Зайдя в алтарь, протодиакон отдает трикирий старшему иподиакону, а Архиерей - второму. Иподиакона, взявши свечи, идут на горнее место, где, повернувшись лицом к Владыке, ждут, пока протодиакон покадит Архиерея, после чего все вместе, повернувшись на восток, крестятся, кланяются, затем кланяются Владыке, а иподиаконы еще после этого кланяются и друг другу, тушат свечи (до этого момента трикирий стоял с южной стороны, дикирий - с северной, а теперь стороны меняются).

Во время пения тропаря на “ и ныне. ” второй иподиакон зажигает дикирий, берет его в руки и стоит лицом на север. Как только Владыка будет возглашать “. Отцу и Сыну, и Святому Духу. ” второй иподиакон поворачивается на восток, крестится, кланяется, поворачивается к владыке, кланяется Ему и идет к священнику начинавшего Литургию, и становится между ним и престолом, повернувшись лицом на север.

Протодиакон, провозгласив прошение на солее, заходит в алтарь, целует Престол и забирает дикирий у иподиакона. Второй иподиакон идет на горнее место (во время пения тропарей на горнее место ставится седалище и стелется орлец под ним лицом на запад свободным иподиаконом).

В это время поется “Святый Боже. ”. Как запели это песнопение, старший иподиакон зажигает трикирий и становится возле орлеца, который лежит под седалищем на горнем месте. Когда Владыка зайдет в алтарь, после того как возгласит “Призри с небесе Боже и виждь. ”, он идет на горнее место (перед Владыкой идет протодиакон. Возле седалища он забирает у старшего иподиакона трикирий). Там он осеняет горнее место дикирием. После осенения его второй иподиакон забирает у Владыки дикирий и становится недалеко от престола, с левой руки от Архиерея, лицом на север, а протодиакон подает Архиерею трикирий. Владыка осеняет запад на три стороны. После третьего осенения старший иподиакон забирает трикирий и становится напротив второго иподиакона, лицом к нему. Старшая пара вместе поворачивается на запад, крестится, кланяется, кланяется Архиерею и тушит свечи.

Потушив свечи, старшие иподиакона идут к Владыке со своих сторон и расстегивают пуговицы на омофоре. После возгласа: "Мир всем” снимают с Владыки омофор и отдают свободному диакону (если его нет то свободному иподиакону или пономарю), который становится с южной стороны престола лицом к нему.

Сняв омофор, старший иподиакон дает ложечку с ладаном Владыке, целуя руку. Архиерей, положив ладан в кадило, отдает ложечку старшему иподиакону.

После этого читается Апостол. Свободный иподиакон или пономарь в это время ставит на кафедру аналой. Ближе к концу чтения Апостола старшая пара зажигает свечи, берет их, вторая пара берет рипиды и становятся возле Владыки лицом друг к другу, поворачиваются на запад, крестятся, кланяются (рипидчики только кланяются), кланяются Архиерею и выходят на Амвон своими сторонами (старший северной дверью, а второй южной). На краю Амвона становятся лицом друг к другу. Стоят там, пока не пройдет через них несущий омофор, посошник, протодиакон несущий Евангелие. Как только протодиакон прошел, они идут по своим сторонам на кафедру, где становятся попарно, повернувшись на восток (рипидчики ближе к Евангелию).

После возгласа “Мир всем” пары кланяются Владыке и поворачиваются лицом друг к другу. Протодиакон читает Евангелие. На последнем стихе Евангелия старшая пара идет на край амвона и возле орлеца поворачивается лицом друг к другу. Закончив читать Евангелие, протодиакон идет в алтарь, а вместе с ним и рипидчики. Рипидчики дойдя до горнего места, становятся лицом на восток и ждут первую пару.

Вышедшему Владыке из алтаря, когда тот стал на орлец, старшая пара дает свечи. Когда Архиерей благословит народ, отдает свечи старшим иподиаконам и заходит в алтарь. Старшая пара со свечами заходит в алтарь (старший южными вратами, а второй северными) и становится за рипидчиками лицом на восток, все вместе крестятся, кланяются на восток (рипидчики только кланяются), кланяются Владыке и ставят: старшая пара потухшие свечи, а рипидчики рипиды.

Во время провозглашения ектении об оглашенных свободный иподиакон стелит орлец у Царских Врат лицом к народу, а старший иподиакон отдает протодиакону малый омофор.

На возглас второй ектении Верных старшая пара с иподиаконом, держащим рукомойник, выходит на амвон, к Царским Вратам, к уже постеленному орлецу (рукомойщик со вторым иподиаконом северными вратами, а старший южными) и становятся лицом на восток. Как только Владыка станет на орлец возле них, старшая пара поворачивается лицом друг к другу, старший иподиакон берет кувшин с водой и поливает Архиерею руки, затем оба старших берут полотенце и вытирают ему руки. Вытерши руки, старшие опять накидывают полотенце на иподиакона держащего рукомойник и заходят в алтарь.

Зайдя в алтарь, свободный иподиакон стелет орлец возле жертвенника лицом к нему.

Во время пения “Иже Херувимы. ” Владыка совершает проскомидию. Когда Архиерей закончит совершать проскомидию, один из иподиаконов снимает с него омофор и полагает его на поднос, а сверху омофора полагается митра. Этот поднос отдается свободному иподиакону или пономарю.

На Великий Вход все выходят северными вратами на солею в следующем порядке: первым идет несущий поднос с омофором и митрой (он проходит по одной линии солею, заходит в алтарь, подходит к Владыке и целует руку Архиерею, после чего отходит в сторону), посошник, диакон с кадилом, второй иподиакон с дикирием (идет к местной иконе Спасителя, и поворачивается лицом на север), старший иподиакон с трикирием (идет к местной иконе Богородицы, и поворачивается лицом на юг, т. е. лицом ко второму иподиакону), иподиакон с рипидой (идет ко второму иподиакону и поворачивается лицом на север), протодиакон с дискосом, священник с чашей, второй иподиакон с рипидой (идет к старшему иподиакону и поворачивается лицом на юг), и все остальное духовенство.

После “Великого Господина. ” все духовенство заходит в алтарь, а вместе с ними и рипидчики. рипидчики на горнем месте кланяются на восток, Владыке и ставят рипиды на свое место.

Старшая пара, когда все духовенство зашло в алтарь, идет на край амвона, к орлецу и становятся лицом друг к другу. Вышедшему Владыке дают свечи. Архиерей, осенив народ свечами, отдает их старшей паре и уходит в алтарь. Старшая пара после этого также заходит в алтарь (старший северными вратами, а второй южными). Свободный иподиакон, после того, как Архиерей, благословив народ свечами, зайдет в алтарь, забирает орлец, который лежал у Царских Врат лицом к народу.

(Примечание. Если будет хиротония во священника, то старшая пара заходит в алтарь вместе с рипидчиками. Свободный иподиакон ставит седалище с северо-западного угла престола и кладет орлец перед ним. Все остальные орлецы возле престола он забирает. Тогда старший иподиакон, зайдя в алтарь, складывает облачение для будущего священника. После вождения рукополагаемого вокруг престола он становится с юго - западной стороны престола, одновременно с этим свободный иподиакон кидает орлец перед престолом лицом к рукополагаемому. После руковозложения на рукополагаемого свободный иподиакон держит поднос с облачением возле Царских Врат в алтаре, а второй свободный иподиакон кладет орлец возле Царских Врат лицом к народу. После этого забирает седалище и орлецы, которые были возле углов престола.

Старшая пара в момент облачение рукоположенного священника выходит с дикирием и трикирием на край амвона к положенному орлецу.
Владыка выходит Царскими Вратами на край амвона, благословляет свечами народ, уходит в алтарь, старший иподиакон уходит в алтарь северными вратами, а второй южными.)

После возгласа священника: “Щедротами Единородного Сына. ” Владыка идет на амвон. Как только Владыка зашел в алтарь, он идет и становится на орлец, который лежит у самого престола. На орлеце говорит: “Возлюблю Тя, Господи. ” (3 раза), целует дискос, чашу, престол. Как только владыка поцеловал дискос, один свободный иподиакон кладет орлец у южной створки Царских Врат лицом на северо-восток, а второй иподиакон забирает тот орлец на котором Архиерей стоял возле престола.

Как только последний священник поцелует престол, один из иподиаконов кладет опять орлец возле престола.

При словах Символа Веры “. и в Духа Святого. ” старшая пара зажигает свечи, крестится, кланяется на восток, кланяется Владыке, идут к нему и становятся возле него, у престола, лицом друг к другу. Когда Архиерей заберет у старшей пары свечи и уйдет на амвон, старшая пара поворачивается лицом к народу и стоит так пока Владыка не начнет возвращаться с амвона в алтарь. Как только владыка зайдет в Царские Врата старшая пара поворачивается лицом друг к другу, забирает у Владыки свечи и идет на горнее место, где крестится, кланяется на восток, кланяется Владыке и ставит свечи, горящими, возле семисвечника.

После возглашения “Победную песнь. ”, читается молитва: ”С сими и мы блаженными силами. ”, по прочтении которой протодиакон забирает у Владыки митру, старшая пара надевает малый омофор, а свободный иподиакон забирает орлец лежащий у самого престола.
После возглашения “Твоя от Твоих. ” и крестообразного поднятия протодиаконом дискоса и чаши, свободный иподиакон кладет орлец у самого престола лицом на восток.

Архиерей, возгласив “Преложив Духом Твоим Святым” делает земной поклон, а старшая пара его поддерживает и после того как Владыка подымится, снимает с него омофор. (Примечание. Если есть хиротония во диакона то омофор не снимается).

Как только начали петь “Достойно. ” или “Задостойник” старшая пара берет свечи и стоит на горнем месте, повернувшись лицом друг к другу (в это время диакон совершает каждение), крестится, кланяется вместе с диаконом, закончившим каждение на восток, кланяется Владыке, тушит свечи и ставит их на свое место.

Если есть хиротония во диакона, то старшая пара вместе с рукополагаемым выходит под амвон из алтаря и поворачивается лицом на восток. Во время возгласа архиерея “И да будут милости. ” свободный иподиакон ставит седалище, стелит орлец как на рукоположение во священника и забирает остальные орлецы в алтаре. После того, как хор пропоет “И со духом твоим”, старший иподиакон возглашает: “Повели”, после чего они втроем подымаются на амвон, поворачиваются лицом к народу, и второй иподиакон возглашает: “Повелите”. После этого рукополагаемого подводят к Царским Вратам и передают диаконам (хиротония проходит, как и во священника, только вместе с облачением новому диакону дается еще рипида).

После хиротонии Владыка благословляет свечами, как и на хиротонии во священника.

На возглас после “Отче наш” “Яко Твое есть Царство” Владыка выходит из алтаря и идет на амвон, возглашает “Мир всем”. Как только он начал заходить в Царские Врата, старшая пара подымает омофор так, чтобы Владыка мог пройти под ним, и надевает на него омофор.
Во время причащения священнослужителей в алтаре старший иподиакон готовит запивку для Архиерея.
После запивка Владыка умывает руки.

Если Владыка будет причащать, то сразу после того, как он зайдет в алтарь, первая пара с зажженными свечами выходит на край амвона к положенному орлецу. Владыка осеняет народ свечами, отдает их иподиаконам, они заходят алтарь.

На заамвонной молитве старшая пара выходит на амвон со свечами. Владыка после третьего “Буди имя Господне. ” выходит на амвон, произносит отпуст и благословляет народ свечами, заходит в алтарь.

Иподиакона, зайдя в алтарь, ставят свечи на горнем месте, разоблачают Владыку, надевают рясу, панагию, мантию, клобук. Второй иподиакон берет мантию. После “Ис полла эти”, пропетого в алтаре, Владыка выходит на амвон, второй передает мантию посошнику.
Царские врата и завеса закрываются.

Если будет молебен после второго “Буди имя. ”, то старшая пара выходит на амвон, как и на отпуст, только уже и с парой рипид. После того как Владыка пройдет сквозь них на кафедру, старшая пара и рипидчики идут к аналойной иконе посредине храма, поворачиваются на восток лицом, крестятся, кланяются (рипидчики только кланяются), кланяются Владыке и поворачиваются друг к другу. Когда увидят, что диакон станет возле престола, что бы взять Евангелие, пары иподиаконов со свечами и рипидами поворачиваются на восток, крестятся, кланяются вместе с диаконом стоящим возле престола, кланяются Владыке и идут на край амвона (там диакон с Евангелием будет произносить отпуст). При словах протодиакона “И о сподобитися нам слышания. ” поворачиваются лицом к Владыке. Когда Владыка осенит восток крестным знамением диакон и обе пары иподиаконов идут на кафедру, где пары иподиаконов поворачиваются друг к другу. Так они стоят пока Владыка не прочитает евангелие.

Если будет молебен после второго “Буди имя. ”, то старшая пара выходит на амвон, как и на отпуст, только уже и с парой рипид. После того как Владыка пройдет сквозь них на кафедру, старшая пара и рипидчики идут к аналойной иконе посредине храма, поворачиваются на восток лицом, крестятся, кланяются (рипидчики только кланяются), кланяются Владыке и поворачиваются друг к другу. Когда увидят, что диакон станет возле престола, что бы взять Евангелие, пары иподиаконов со свечами и рипидами поворачиваются на восток, крестятся, кланяются вместе с диаконом стоящим возле престола, кланяются Владыке и идут на край амвона (там диакон с Евангелием будет произносить отпуст). При словах протодиакона “И о сподобитися нам слышания. ” поворачиваются лицом к Владыке. Когда Владыка осенит восток крестным знамением, диакон и обе пары иподиаконов идут на кафедру, где пары иподиаконов поворачиваются друг к другу. Так они стоят пока Владыка не прочитает Евангелие.