Руководства, Инструкции, Бланки

харм сименс. практическое руководство для гештальттерапевтов. скачать img-1

харм сименс. практическое руководство для гештальттерапевтов. скачать

Категория: Руководства

Описание

Применение Гештальта при лечении пациентов от зависимостей (Сименс Харм)

Применение Гештальта при лечении пациентов от зависимостей

Перлз (1947) акцентирует наше внимание на человеке, как живом организме, некоторые аспекты которого называются телом, разумом и душой. Если мы начнем определять тело, как сумму ячеек, разум как сумму восприятия и мыслей, а душу, как сумму эмоций, то мы можем прийти к осознанию того, какими искусственными и в каком противоречии с реальностью находятся такие определения и разделения. Гештальт-терапевты осознают, что, хотя, человек, который находится в алкогольной или наркотической зависимости, может иметь различные проблемы и симптомы, но все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Являясь частью системы здравоохранения, гештальттерапевт несет динамический подход, который объединяет мозг, тело и душу.

Аргументы сторонников данной модели следующие - зависимость должна рассматриваться в качестве симптома "скрытого" психиатрического нарушения. Как только это нарушение будет выявлено и вылечено, то можно будет устранить зависимость (Ван Инен, 1970).

Конечно, гештальттерапевт внимателен к скрытым психологическим проблемам, тем не менее, не следует акцентироваться исключительно на этом одном аспекте, т.к. это слишком ограничивающее и искусственно.

В практическом применении данной модели, когда пациент часто лечится психотерапевтами с психоаналитической ориентацией, то часто закрепляется вредные идеи, например, что оральная фиксация или скрытая гомосексуальность могут явиться причиной нарушений. Эти концепции довольно-таки жестки и вступают в конфликт с принципами гештальт-терапии, которая работает

только с существующими явлениями и считает, что каждая личность формирует свою жизнь, делая

основные выборы (определяя свой путь).

Ван Инен, описывает в своей книге ряд практических препятствий в методе лечения психотерапией с психоаналитической ориентацией, включая неспособность клиента сдержать обещания или приход на терапевтическое лечение в наркотическом или алкогольном состоянии. Философские принципы Гештальта, в нашем понимании, обеспечивают более значительную основу для лечения: оба, как пациент, так и терапевт, нуждаются в том, чтобы сделать их самих ответственными за свою жизнь, за свои собственные действия.

Первичным возражением аналитической модели по Ван Инену, является то, что она позволяет пациенту спрятаться за свою болезнь. Результатом этого является то, что он чувствует себя беспомощным перед ее лицом. Гештальт-терапия разработала много вмешательств, часто заимствованных из философии, чтобы внести изменение или устранить явление смещенной ответственности, ослабленной самоподдержки и зависимости. Сюда входит тренировка осознания, акцентированная на то, как каждый применяет язык, организует свою жизнь, осознание истинных потребностей и экспериментирование для проверки гипотетических предположений.

Другие статьи

Харм сименс. практическое руководство для гештальттерапевтов. скачать

Гештальт-терапия

Очень ёмко сущность гештальт-терапии показывается в специальных «двойных» рисунках, в которых присутствую два, порой совершенно разных содержания, которые объединены в одну картинку.

То, что вы видите на рисунках, зависит от вашей точки зрения:

  • от того, на чём вы сосредоточитесь
  • что вы выберите по-привычке
  • к чему у вас есть склонность

Т.е. в соответствии с тем, как устроено ваше восприятие, ваш шаблон. И соответственно можете не увидеть (или не сразу увидеть) другого плана, другой реальности, другого варианта. А он есть. Вот так и в жизни бывает. Видится только один привычный вариант, он не устраивает и вот уже кажется, что выхода нет. А он есть.

Интересно, что же нужно сделать, чтобы обнаружить второе содержание, ещё один вариант, другой выход?

А ниже я привёл выдержки из различных книг о Гештальт психотерапии. в которых, на мой взгляд, наиболее ярко и понятно описывается сущность гештальта как психотерапевтического подхода.

«Фредерик С. Перлз начал заниматься гештальттерапией около 1942 года. Благодаря сотрудничеству нью-йоркской группы, в состав которой, в частности, входили Лора Перлз и Пол Гудмен, в 1951 году были заложены теоретические основы метода на базе гештальтпсихологии, психоаналитических (З.Фрейд, Ференци, О.Ранк, В.Райх), феноменологических и экзистенциальных исследований.

Гештальт психотерапия выдвигает на первый план осознание того, что происходит в настоящий момент на разных неразрывно связанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. То, что происходит «здесь и теперь», является полноценно протекающим опытом, затрагивающим организм во всей его целостности. Этот опыт также содержит в себе воспоминания, предшествующий опыт, фантазии, незавершенные ситуации, предвидения и намерения.

То, что происходит в настоящий момент — это опыт контакта с другими людьми и с окружающей средой. Психотерапевтический процесс концентрируется на сознавании того способа, которым субъект может нарушить этот опыт, игнорировать свои потребности и желания или отказаться от них, постоянно воспроизводить предшествующие ситуации, прерывать процесс творческого приспособления к окружающей среде. Это дает возможность пережить новый опыт контакта с вновь найденными знаниями и ясно определенными актуальными потребностями и осознать свою способность совершать выбор.

Активация тела углубляет происходящий опыт и делает его более динамичным. Это также позволяет создать более благоприятные условия для развития, интеграции и изменения, для становления целостности личности.

Гештальттерапия — это анализ процесса существования самого себя и своего присутствия в мире, анализ, способствующий созданию гибких и адекватных форм сознания и поведения и порождающий творческую ответственность».

Жан-Мари Робин «Гештальттерапия».

«Гештальт» с немецкого, «конфигурация частей», «образ», «привидение», «целостность»…

Во главу угла в Гештальте ставится то, что актуально сейчас (включая всплывающие воспоминания или планы на будущее)…

Гештальт психотерапию иногда называют терапией действием: она строится не столько на говорении, сколько на чувствовании и драматизации. Осознанное проигрывание минувших ситуаций «здесь и теперь» позволяет по-новому увидеть привычное, чтобы вернуть тому, что уже стало лишь словами и знаками — не принося радости и полноты переживаний, — плоть, движение, вкус и запах.

Приведем некоторые положения, сформулированные Дж. Зинкером, одним из самых известных среди ныне практикующих гештальтистов. Он полагает, что посредством ГТ человек:

  • продвигается к расширению осознавания (awareness) себя и своего окружения;
  • научается овладевать своим опытом, скорее присваивать себе собственные переживания, нежели проецировать их на других;
  • научается осознавать свои потребности и развивает способы их удовлетворения своими силами, не ущемляя права других;
  • продвигается к более полному контакту со своими ощущениями; научается видеть, слышать, нюхать, пробовать на вкус, осязать… то есть наслаждаться всеми аспектами своего бытия;
  • присваивает опыт собственной силы, могущества и способности к самоподдержке, уходя от «плача в жилетку» или обвинений в адрес других, которые могли быть привычными способами получения поддержки из окружающей среды;
  • становится сенситивным к своему окружению, хотя в то же время «носит покров доспехов» или «мундир из брони» в ситуациях, которые являются деструктивными или губительными;
  • научается принимать на себя ответственность за свои действия и их последствия;
  • чувствует себя комфортно при осознавании собственных фантазий и их выражении.
  • Человек меньше рассеивает свою энергию, креативно интегрируя конфликтующие чувства внутри себя, не используя их против собственного организма и не поляризуя (расщепляя) свое поведение.

Гештальт: источники и базовые принципы

Теоретико-методологическими корнями Гештальта явились психоанализ и гештальт-психология, экзистенциализм и феноменология, восточные духовные практики и гуманистическая психология. В определенном смысле Гештальт находится на пересечении западной и восточной культур, представляя причудливый синтез их особенностей.

Чем занимается Гештальт-терапия

Гештальт-терапия помогает человеку восстановить его границу-контакт с окружающей средой. Иными словами, основное внимание уделяется здесь осознаванию собственных потребностей и механизмам самоблокирования процесса их удовлетворения или так называемым срывам цикла контакта…

В личной истории циклы контакта (циклы удовлетворения потребностей) часто оказываются незавершенными. Один мучается, «глотая обиды», не решаясь постоять за себя и дать отпор; другой страдает, но не показывает виду, что ему страшно или больно, дабы не травмировать окружающих; кто-то терзается, подавляя радость и веселье, так как считает их неуместными в компании людей с постными физиономиями.

… За многими жалобами можно обнаружить незаконченные ситуации (незакрытые гештальты). Есть основания полагать, что именно гештальт-терапия фокусирует внимание на завершении подобных ситуаций в большей степени, чем другие психотерапевтические направления.

Н.Лебедева, Е.Иванова «Путешествие в гештальт».

«Жизнь — это личностный опыт. И все стороны нашего опыта связаны со встречами. Все, что мы знаем, мы знаем благодаря и через установление контакта. Контакт и осознавание через него образуют основы Гештальттерапии. Терапевтическая перспектива делает акцент на личном восприятии адекватности2 благодаря и через личный опыт. Согласно Фрицу Перлзу контакт — это «в какой бы то ни было форме или при каких бы то ни было обстоятельствах убедительное доказательство жизненности и развития» (PHG; 1951:422)3.

Гешталь психотерапия развивалась, чтобы люди увидели, каким образом они совершают контакт. Гештальттерапия добивается, прежде всего, стимулирования осознания мышления и чувствования здесь и сейчас при любых обстоятельствах. Терапия стала моделью для спонтанного выражения и личной ответственности за свое собственное поведение, мышление и чувствование.

Гештальт психотерапия отличается в значительной мере от других форм психотерапии тем, что она придает значительно большую ценность переживаемому опыту клиента, чем его4 словам. Гештальттерапия не разделяет убеждений о том, что мышление имеет особый статус и что расширение понимания5 служит гарантией и предпосылкой того, чтобы человек хорошо себя чувствовал.

В противовес другим терапевтическим направлениям, Гештальттерапия равноправно рассматривает движение, язык тела, ощущения, мысли, интонацию, вербальные проявления, короче говоря, все виды выразительности, как присущее и неотделимое от единого организма целое. Гештальттерапия ищет пути восстановления единства тело-дух, в то время как другие виды терапии поддерживают разделение между телом и духом, так как фокусируются на когнитивном аспекте или на поведении».

Харм Сименс «Практическое руководство для гештальт терапевтов».

Гештальт психотерапия входит в двадцатку тех видов психотерапии, которые широко признаны на европейском и мировом уровне (а не в число нескольких сотен разновидностей психотерапевтических методов, в принципе существующих и официально зарегестрированных). За 50 лет своего развития (первый гештальт-институт был основан в Нью-Йорке в 1952 году, а второй – в Кливленде в 1954г.) она сумела заслуженно занять видное место сразу после многочисленных видов психоанализа.

Вот несколько цифр, которые подтверждают её широкую распространённость в настоящее время:

  • Сегодня, гештальт-терапия регулярно и структурированно преподается в 40 странах четырех континентов: в 26 странах Европы, 9 странах Америки, 5 странах Азии и Океании; кроме того существует около двадцати ее национальных ассоциаций.
  • Количество профессиональных гештальт-психотерапевтов. получивших серьезное образование (от 3 до 7 лет обучения, в зависимости от страны и института), определяется примерно в 10 000- 12 000 человек.
  • Уже несколько лет регулярно публикуется около 20 национальных и международных научных журналов.
  • Вышло более 1100 публикаций по ГТ во Франции, около 2000 и в США, и в Германии… и уже около тридцати книг в России5, к ним следует добавить более двухсот статей из «Альманахов» обучающих институтов Москвы и Санкт-Петербурга.
  • ГТ более или менее регулярно стала распространяться:
  • в Америке с начала 50-х годов,
  • в Западной Европе с начала 70-х годов,
  • в России с конца 80-х — начала 90-х годов.

(из учебника погештальт-терапии ЛебедеваН.М. Иванова Е.А. «Путешествие в Гештальт: теория и практика.»)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Опишите свой вопрос или проблему:

Психолог, гештальттерапевт Демина Ольга

Демина Ольга Психолог, психотерапевт, гештальттерапевт

2007г. - Семинар «Процесс создания и разрушения гештальтов. Выбор терапевта в терапевтической ситуации», рук. Жан-Мари Робин (Франция)- 30ч. 2007г. - Семинар «Работа с трудными клиническими случаями в гештальттерапии», вед. Харм Сименс (Нидерланды) -30ч. 2007г. - Семинар «Отношения в паре. Расставания», рук. Томас Бунгардт (Германия) - 10ч. 2007г. - Семинар «Контакт и диалог в гештальттерапии», рук. Харм Сименс (Нидерланды)-20 ч. 2003-2007г.г. - Обучение на европейский сертификат по гештальттерапии, Профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ), рук. Серж Гингер (Франция). Ведущие: Н. Лебедева, Е.Иванова, Нифонт Долгополов, Дмитрий Овечкин, Ольга Романенко, Мария Соловьева, Светлана Березина, Клаудио Галле (Франция), Серж Гингер (Франция)- 800ч. 1996-1999г.г. - «Гештальт-Форум», Франкфуртский институт Гештальта, рук. Б. Новодержкин- 400ч. 1996-1999г.г. - Обучение в Институте Практической Психологии, специальность - "Гештальттерапия", мастерская О.К. Романенко.-320ч.

ПО СЕМЕЙНЫМ РАССТАНОВКАМ

2008г. - Духовные расстановки. Семинар Б.Хеллингера для работающих терапевтов. 2006г. - Семинар по системным семейным расстановкам при психических расстройствах, Франц Рупперт. (Германия) 2006г. - Возможности системных семейных расстановок при работе с психосоматическими расстройствами», вед. Ильзе Кучера. (Германия) 2005г. - Учебно-практический семинар «Все дети - хорошие и родители - тоже», рук. Берт Хеллингер. 2005г. - Семинар Хельги Мак-Хампрехт (Германия) «Семейная биография и семейные расстановки». 2005г. - Мастерская Анжелики Шенк (Австралия) «Сила рода в нашем сердце». 2002-2004 г.г. - Обучение в Институте краткосрочной семейной терапии (Москва, рук. М.Бебчук) и Институте системных решений (Ройсрайт, Германия). "Метод краткосрочной семейной терапии: системные и структурные расстановки Берта Хеллингера", вед. Маргарет Бардт- 220ч. 2003г. - Семинар и супервизорская группа "Порядки помощи», «Техника движения души в работе с клиентами". Вед. - Берт Хеллингер. 2001г. - Семинар «Благословенны миротворцы», рук. Б.Хеллингер.

Демина Ольга Психолог, психотерапевт, гештальттерапевт

ПО ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

2008г. - Соматическая вегетотерапия В.Райха, вед Колошина Т.Ю.-24ч. 2007г. - Границы и опоры в телесно-ориентированной психотерапии, основные принципы работы, вед. Колошина Т.Ю.-24ч. 2005г. - Семинар по образовательной кинезиологии. 2002-2007г. - Участие в телесно-ориентированных группах Игоря Юдина. 1994-1996г.г. - Участие в телесно-ориентированных гештальтгруппах Ольги Романенко.

ПО МЕТОДУ "ДПДГ"

2013г. - Курс профессионального обучения психотерапевтическому методу "Десенсибилизация и переработка движениями глаз", вед. доктор мед. наук Доморацкий В.А.

2012г.- Курс по программе "Арт-терапия: теория и практика", препод. к.п.н. Каяшева О.И.

2012г. - Курс "Диагностика и терапия с помощью рисования мандал", вед. Миллер Валерий

ПО ЭРИКСОНОВСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ЭРИКСОНОВСКОМУ ГИПНОЗУ

2012-2013г. - Цикл семинаров доктора медицинских наук Доморацкого В.А.

ПО СИСТЕМНО-ВЕКТОРНОЙ ПСИХОЛОГИИ Ю, БУРЛАНА 2013 г.- 1 уровень

1990-1995г.г. - Московский Педагогический Университет им. В.И.Ленина, специальная педагогика и психология.

Демина Ольга Психолог, психотерапевт, гештальттерапевт

2001 - по н.в. - индивидуальная и групповая психотерапия.

Направления: гештальттерапия, семейные расстановки, работа с семейной историей, сновидениями, телесно-ориентированная терапия. Работа направлена на осознавание и преобразование себя, своих состояний, чувств, здоровья, личных отношений, приобретение уверенности в себе.

2002 - 2007 - ведущая групп в международном фестивале телесных практик И. Юдина «Пространства любви» в Крыму и Подмосковье. 2006 - по н.в. - проведение выездных терапевтических и просветительских групп для родителей в оздоровительно-развивающих лагерях для детей и родителей «Интеграция», «Мудрый шаг», «Пробуждение», «Прекрасное далеко».2003-2005 - выездные семинары по семейным расстановкам в Кирове, Смоленске. 2008 - по н.в. - сотрудничество с оздоровительным, остеопатическим центром «Остеон» 2009 - сотрудничество с центром «Открытый мир».

Обучающим терапевтом и супервизором

2006 - по н.в. - ведущая и супервизор обучающих групп по системным семейным расстановкам и гештальттерапии.

2003 - 2012 - Московский Институт экономики, политики и права: преподаватель на факультете психологии, предметы: педагогика, специальная психология, гештальттерапия, на юридическом и экономическом - педагогика и психология.

Демина Ольга Психолог, психотерапевт, гештальттерапевт

2005 - 2008 - тренинги по Ораторскому искусству в политических проектах «Гражданская смена», «Лаборатория политики продвижения», а также тренинги для социальных работников и родителей в программе «Неравнодушные родители».

2003 - 2010 - школа №310 «У Чистых прудов», педагог- психолог: диагностика проблем в обучении, развитии, межличностных отношениях, нейропсихологическая коррекция, тренинги на коллективное взаимодействие, просветительская и научная работа.

1996 - 2002 - заместитель директора Гимназии «Формен»

1995-2003- логопед, частная практика: развитие речи, интеллекта, моторики, диагностика развития (дети от 1,5лет)

1995-2002- Гимназия «Формен»: преподаватель по чтению, развитию речи, подготовке к письму, чтению (кубики Зайцева), развивающим играм для детей от 2до 7лет.

1993-1995-преподавание на курсах «Подготовка к школе»

1988-1990- школа, преподаватель в начальных классах: 1, 2 класс.

Работа с парами в гештальт-терапии

Работа с парами в гештальт-терапии. Часть 1.

«Человеческое сердце жаждет контакта –

больше всего на свете оно жаждет искренней беседы…»

Близкие отношения – наиважнейшая часть жизни каждого человека, и в то же время очень сложная. Столкнувшись с проблемами в отношениях, партнеры стремятся найти взаимопонимание, многое между собой выясняя и пытаясь договориться. И если их переговоры и прояснения отношений безуспешны, часто пара принимает решение обратиться к терапевту.

Опыт показывает, что методология гештальт-терапии позволяет эффективно работать с парами. В этой статье будет сделана попытка описать взгляд на терапию пар, уделяя внимание таким важным моментам, как: с чего начинать встречу, как удерживать терапевтическую позицию, какие задачи стоят перед терапевтом и какие навыки необходимо вырабатывать, какие могут быть сложности и как с ними справляться, как лучше завершать встречу. А также будут приведены некоторые примеры из практики.

Терапевтическая работа с парой имеет как пересечения с семейной терапией, так и отличия. Под парой, в первую очередь, подразумеваются двое взрослых людей, из разных семей, которые по собственной свободной воле выбрали друг друга для близких интимных отношений. Они часто живут вместе, состоят в браке и имеют общих детей. Это равные партнеры, имеющие горизонтальную связь друг с другом.

Парой могут выступать также двое людей из одной семьи, например, родитель и взрослый ребенок (начиная с 14 лет), но с условием, что возраст и интеллектуальное развитие ребенка позволяют ему быть в полноценном диалоге с родителем. А также любые двое взрослых людей, связанные какими-либо отношениями (друзья, коллеги, бизнес-партнеры).

В данной статье под парой подразумеваются люди, связанные близкими интимными отношениями.

Оба человека в такой паре из разных семей, с разным опытом отношений и ожиданиями от партнера. Часто они приносят свою старую роль в новые отношения. И тогда их невозможность быть услышанными и понятыми друг другом – это большей частью привнесенные в диалог прошлые обиды, травмы и паттерны общения, когда каждый реагирует уже не на конкретные действия и слова партнера в конкретной ситуации, а на свое закрепившееся представление, свой смысл, сложившийся годами, на человека из прошлого, с кем были болезненные отношения. Они перестают видеть и слышать друг друга, и тогда понимание и продуктивный диалог становится невозможным.

Целью работы с парами в гештальт-терапии является нахождение партнерами новых способов коммуникации, которые помогут быть в более удовлетворительных отношениях, понимать друг друга и уметь договариваться. Михиль Ван ден Хювель и Сюзан Хаст говорят о гештальт-терапии пар как о «развитии интимности за счет восстановления свободы, утерянной в компульсивных паттернах» (Ван Ден Хювель М, Хаст С. 2011).

Маргерита Спаньоло Лобб считает, что «целью терапии является восстановление творческой спонтанности, которая присуща любым значимым отношениям, чтобы партнеры могли получать удовольствие и чувствовать себя живыми, целостными, творческими на границе контакта своих отношений». (Спаньоло Лобб, 2014).

Позиция терапевта: опора на феноменологию, осознавание

и работу с процессом

Все авторы, которые пишут о гештальт-терапии пар, так или иначе отмечают то, что терапевт работает с процессом, а не с содержанием, то есть с тем, как именно происходит взаимодействие между партнерами.

Харм Сименс говорил, что «в гештальт-терапии при работе с парами мы наблюдаем, что происходит на границе между этими двумя людьми. Мы больше работаем с процессом, с тем как коммуницирует пара. Мы наблюдаем то, как они общаются и то, как они слушают друг друга или не слушают друг друга» (Сименс, 2006).

Нужно быть очень внимательным, чтобы не увлечься историей, которую рассказывает пара терапевту, или теми вопросами, которые они обсуждают между собой, то есть не фокусироваться на содержании беседы. Опасность в том, что тогда терапевт теряет свои границы, теряет свое присутствие для пары. Нормально в какие-то моменты, в каких-то ситуациях увлечься, это происходит с каждым. Но терапевту важно осознавать, что сейчас он слишком вовлечен в содержание беседы пары, важно осознавать, что происходит с ним, что он чувствует и думает по поводу происходящего, кто из пары ему более симпатичен, как все это касается личной истории терапевта. И тогда терапевт восстанавливает свою терапевтическую позицию, свои границы и присутствие.

Харм Сименс отмечает, что «Вы всегда можете сказать паре: «простите, я немного потерялся, напомните мне, что сейчас происходит», и так Вы выходите из слияния и узнаете о своей собственной проблеме» (Сименс, 2006).

«Как только мы втягиваемся в содержание диалога, мы перестаем «работать». Ведь наша работа заключается в том, чтобы отслеживать процесс и помогать супругам меняться, а разбираться в содержании беседы – их дело. Если мы просто присоединимся к ним, то уже не сможем быть адекватными консультантами происходящего процесса» (Зинкер, 2000).

Нужно четко понимать, что терапевт не берет на себя роль спасателя, того, кто поможет паре всегда быть вместе и жить счастливо. Терапевт ничего не может сделать с тем, что один партнер, например, не хочет больше отношений. Если терапевт слишком хочет помочь паре остаться вместе, то тогда он будет больше занят своими душевными процессами, и будет менее внимателен к тому, как именно взаимодействует пара.

«Он (терапевт) не должен принимать чью-либо сторону и наблюдать, быть подбадривающим и поддерживающим посредником, но никогда не участником семейной системы» (Сименс, 2008).

Терапевт может только осторожно исследовать момент, когда один партнер или оба хотят расстаться. Потому что часто за фразами «Я больше не хочу с тобой жить» скрываются сообщения другому: «Мне тебя не хватает, я нуждаюсь в тебе и твоем внимании».

Харм Сименс говорил: «Не обещайте, что поможете, а лучше скажите, что я буду работать с вами и мы посмотрим, куда нам удастся продвинуться» (Сименс, 2006).

Все, что реально может терапевт, – это помочь паре общаться более конструктивно, больше уважать и понимать друг друга, уметь договариваться, развить большую близость и интимность. «Мы не помогаем им жить более счастливой жизнью. Им необходимо помочь друг другу создать эту более счастливую жизнь» (Сименс, 2006).

Питер Филиппсон пишет о том, что «моя функция не заключается в достижении определенных результатов, она состоит в объединении пары или семьи для исследования их отношений. Мой подход – феноменологический. Он направлен, насколько это возможно, на очевидные события, а не на интерпретации. Моей целью будет исследование того, какие процессы и каким образом поддерживают наблюдаемое поведение пары или семьи, а затем и того, кто именно может принять ответственность за их поведение и изменить его так, как они желают» (Филиппсон, 2014).

Внимание гештальт-терапевта к процессу и прерываниям контакта обусловлено тем, что страдания пары происходят не из-за частых ссор по какой-либо теме, то есть не из-за содержания, а из нарушений в процессах контактирования друг с другом.

«Мы предполагаем, что сбой в работе системы происходит снова и снова, независимо от того, о чем говорят муж с женой. Они могут говорить о сексе, деньгах, о переезде в другой город или о детях, но способы прерывания контакта, как правило, схожи. Очевидно, что дело здесь не в содержании. Похоже, что одна тема бывает не более проблематичной, чем другая, обычно сбой происходит в самом процессе» (Зинкер, 2000).

Что же помогает терапевту работать по процессу, и не терять терапевтическую позицию?

В первую очередь, это опора на осознавание себя, как уже было упомянуто выше. Джозеф Зинкер применительно к терапии семьи пишет: «Терапевт отслеживает развитие осознавания и контакта в системе и одновременно испытывает собственные чувства, связанные с его позицией на данный момент. Отталкиваясь от этого внутреннего фона переживаний, он получает феноменологический ключ не только к собственной внутренней реальности, но и к тому, что может произойти «снаружи». Семейный гештальт-терапевт фокусирует свое внимание на своих внутренний реакциях в терапевтической ситуации. Он обращается к своим чувствам, инстинктам, движениям, метафоричности и эстетическому восприятию системы, так же как и к тому, что он видит и слышит снаружи. Наблюдая за семейным процессом, терапевт переживает собственные спонтанно возникающие чувства, образы и метафоры и преобразует их в интервенции, усиливая осознавание. (Зинкер, 2000).

То есть переживания терапевта могут быть связаны как с его личным фоном, историей отношений, так и с переживаниями и действиями партнеров по отношению друг к другу. Например, мужчина громко, быстро и многословно высказывает своей жене, что она его унижает и оскорбляет. В это время его жена сидит молча, опустив голову и прижав к себе руками сумочку. Глядя на женщину, терапевт вдруг осознает, что ему хочется сбежать из своего кабинета куда подальше и не видеть больше эту пару. Терапевт задает женщине вопрос: «Что Вы чувствуете сейчас?» Она отвечает, что ничего не чувствует. Тогда терапевт спрашивает мужчину: «А что делает Ваша жена, когда Вы стремитесь, как сейчас, объяснить ей про себя важные вещи? Он отвечает: «Как только пытаюсь ей рассказать что-то важное про себя, она обижается на меня, собирает вещи и уходит из дома, оскорбляя меня перед уходом».

Таким образом, внутренние представления и ощущения могут подсказать, что происходит в паре и сориентироваться в выборе подходящей интервенции.

Важно также всегда помнить свой собственный фон, среду, свои достоинства и недостатки, чтобы отделять собственную историю от истории клиентов и не давать советов, подсказок, не спасать, потому что тогда это будет больше про терапевта, а не про клиентов.

Во-вторых, опора на феноменологию пары. Терапевт наблюдает за тем, что проявляют клиенты в позе, интонациях голоса, скорости речи, движениях, жестах, взгляде, мимике, насколько они смотрят или не смотрят друг на друга, кто к кому обращается, слушают или перебивают, отвечают на вопросы друг друга, или нет, критикуют, обвиняют или принимают и т.д. Если терапевт теряется, то он может начать более внимательно наблюдать за тем, что происходит в паре с точки зрения феноменологии.

Например, женщина с очень быстрой речью и громким голосом на протяжении нескольких минут обвиняет своего мужа в том, что он ее не слушает, никогда не дает ничего сказать, не интересуется ею, не дает ей ничего говорить и т.д. Мужчина в это время молчит и смотрит в пол, не пытаясь ее прервать. В этот момент можно увидеть, что женщина настолько активна, что своей активностью она ограничивает возможности своего мужа в проявлении себя.

То есть то, что человек проявляет, является истинным. И тогда терапевт может описать в процессуальном ключе то, что он заметил, чтобы продвинуть пару к осознаванию того, как происходит их взаимодействие и где проблема.

Необходимо отметить, что навык феноменологического описания происходящих в паре процессов формируется не сразу, нужно специально его тренировать. Поскольку рассказывать паре о своих наблюдениях нужно строго в безоценочном, признающем и принимающем ключе, опираясь только на то, что непосредственно происходит, не обобщая и не интерпретируя. И сказать партнерам в вышеуказанном примере, что жена слишком активна и этим самым ограничивает активность мужа, значит, по сути, сделать то же самое по отношению к жене, что и жена делает по отношению к мужу – обесценивает и обвиняет. Лучше сказать: «Я замечаю, что сейчас Вы, Лена, говорите быстро и громко, поддерживая свою речь жестами, а Вы, Саша, молчите, сжимаете руки и смотрите в пол».

Маргерита Спаньоло Лобб развивает идею контактной интенциональности, которая присуща обоим партнерам в паре, что означает постоянные движения навстречу друг другу. «Два фактора движут партнерами в паре в их взаимодействии: контактная интенциональность, направленная на приближение к другому, и страх не быть понятным в этом желании» (Спаньоло Лобб, 2014).

И терапевту очень важно увидеть эту контактную интенциональность и сообщить о ней партнерам. Харм Сименс пишет об этом же: «Интервенции терапевта более направлены на процесс, чем на содержание. Он замечает положительные намерения (интенции) сообщений, которые отрицательно сформулированы» (Сименс, 2008). Например, жена обвиняет мужа в том, что его никогда нет дома. А терапевт говорит мужу: «Я слышу, как Ваша жена говорит, что нуждается в Вас. Как это Вам?»

Михиль ван Ден Хювель говорит о том же, но другими словами: что нужно раскрыть потребности ситуации в паре, чтобы каждый осознавал свои потребности от другого и учитывал (видел, замечал) потребности другого. Контактная интенциональность связана с потребностями ситуации в паре.

Поддержка терапевтом контактной интенциональности или побуждение к осознаванию потребностей ситуации, необходимы для формирования нового опыта взаимодействия между партнерами.

Терапевт своими комментариями, направленными на поддержку движения партнеров друг к другу, организует у каждого партнера опыт признания и замеченности другим человеком. Когда терапевт говорит мужу: «Я слышу, что Ваша жена нуждается в Вас», жена чувствует, что она увидена и услышана терапевтом в своих сокровенных и глубоко спрятанных из-за страхов чувствах и потребностях. И этот опыт принятия продвигает ее осознавание, меняет (переструктурирует self) и формирует новое отношение к мужу. Поскольку она увидена другим (терапевтом), у нее есть ресурс признавать и видеть своего мужа таким, каков он есть.

«Когда люди поражаются тому, что они услышаны и увидены другим человеком, они обретают способность изменять свое поведение» (Зинкер, 2000).

Некоторые авторы, пишущие о гештальт-терапии пар, говорят о том, что терапевт должен побуждать пару к осознаванию того, что они делают хорошо, чтобы они могли в дальнейшем опираться на это.

«Цель терапевтической интервенции состоит в том, чтобы пробудить у участников осознавание того, как они взаимодействуют между собой. Терапевт сообщает им об их сильных сторонах, о том, что они уже умеют делать хорошо, и только затем – об их слабых позициях, о том, чему им следует еще научиться». (Зинкер, 2000).

Маргерита Спаньоло Лобб также говорит о том, что «терапевт заинтересован не в том, чтобы обнаружить то, что не функционирует, а, наоборот, в том, чтобы поддержать процессуальные ресурсы, которые спонтанно проявляются таким образом, что партнеры адаптируются на границе контакта» (Спаньоло Лобб, 2014).

Спаньоло Лобб в описании своей модели работы с парами выделяет этап – исследование, что пара делает хорошо вместе, имея в виду какие-то общие дела – смотреть фильм, делать ремонт и т.д. - чтобы партнеры были готовы на следующем этапе воспринять контактную интенциональность друг друга. Зинкер говорит о сильных и слабых сторонах во взаимодействии.

Мы считаем, что в работе терапевта эффективнее исследовать то, как пара организует свое общение в феноменологическом ключе, без оценки (даже в уме, не говоря об этом паре) «сильный-слабый», «хорошо-плохо», поскольку не очень понятно, что подразумевается под этими оценками, и к тому же, ориентируясь на оценки, велик риск уйти от процесса в содержание.

Если подразумевается, что сильный – это движение к другому (контактная интенциональность), а слабый – движение от другого (страхи), то в любом взаимодействии есть и движение к другому, и движение от другого.

Возможно, под этой идеей понимается способность терапевта видеть движение к другому, видеть чувства и потребности человека, признавать их уместность и нормальность. И что в первую очередь работа идет на поддержку осознавания движения к другому, осознавания чувств и потребностей, поскольку пара часто приходит в состоянии сильного страдания, когда оба человека получили опыт изоляции друг от друга и не способны осознавать как свое движение к другому, так и движение партнера к нему, они видят себя очень далекими друг от друга. И во вторую очередь – работа на осознавание того, что именно не дает партнерам видеть и слышать друг друга, каковы их страхи и как они связаны с их личной историей развития.

Харм Сименс применительно к терапии семьи пишет, что «увеличение осознавания клиентами, чтобы они могли видеть, как они сами блокируют свое взаимодействие с другими, существенно в семейной терапии. Осознавание – это начало восстановления настоящей коммуникации и креативного взаимодействия между членами семьи» (Сименс, 2008).

Мы хотели бы добавить, что терапию пары продвигает увеличение осознавания не только того, как партнеры блокируют свое взаимодействие с другим, но и того, как они восстанавливают контакт. Поскольку у пары все же есть опыт восстановления контакта, иначе они бы уже не были вместе.

  1. Ван ден Хювель М. Хаст С. Материалы к семинару «Работа с парами», 2011.
  2. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями – М. Независимая фирма «Класс», 2000.
  3. Кемплер У. Основы семейной гештальт-терапии - Спб. Издательство Пирожкова, 2001.
  4. Сименс Х. Расшифровка семинара «Работа с парами в гештальт-подходе», 2006 год.
  5. Сименс Х. Практическое руководство для Гештальт-терапевтов – Спб. Издательство Пирожкова, 2008.
  6. Спаньоло Лобб М. Now for next. Настоящее для будущего в психотерапии – М. 2014.
  7. Филиппсон П. Self в отношениях – М. Добросвет», «Издательство КДУ», 2014.

Валитова Алия Исхаковна

Спасибо, Дмитрий Николаевич, за содержательную статью!
В своей работе с парами постоянно сталкиваюсь с тем, что

Бедный Дмитрий Николаевич писал(а):
пара приходит в состоянии сильного страдания, когда оба человека получили опыт изоляции друг от друга и не способны осознавать как свое движение к другому, так и движение партнера к нему, они видят себя очень далекими друг от друга.

и порой сомневаюсь, на чем сфокусировать усилия, какую стратегию выбрать. И здесь для меня важно было Ваше утверждение, что

Бедный Дмитрий Николаевич писал(а):
в первую очередь работа идет на поддержку осознавания движения к другому, осознавания чувств и потребностей

И полностью согласна с Вами, что

Бедный Дмитрий Николаевич писал(а):
во вторую очередь – работа на осознавание того, что именно не дает партнерам видеть и слышать друг друга, каковы их страхи и как они связаны с их личной историей развития.

С интересом жду продолжения!

№2 | 2 марта 2016