Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по пожарной безопасности для аккумуляторной img-1

инструкция по пожарной безопасности для аккумуляторной

Категория: Инструкции

Описание

Требования пожарной безопасности к помещениям аккумуляторных батарей - ППБ Беларуси 01-2014 - Форум инженеров по охране труда Беларуси

33.5.3. Требования к помещениям аккумуляторных батарей

493. Аккумуляторные батареи должны заряжаться в специально предназначенных для этих целей помещениях - зарядных станциях. Первичные средства пожаротушения должны размещаться внутри у входа в помещение. Запрещается непосредственно в помещениях аккумуляторных хранить кислоты и щелочи в количествах, превышающих сменную потребность.

494. В помещениях аккумуляторных батарей не допускается оставлять спецодежду, хранить вещества и материалы, не используемые в процессах зарядки аккумуляторных батарей.

495. При естественном освещении помещения аккумуляторных батарей стекла окон в них должны быть матовыми или покрываться белой краской, стойкой к агрессивной среде.

496. Не допускается эксплуатация зарядных устройств с неисправными устройствами блокировки отключения зарядного тока при прекращении работы вентиляции.

497. Подключение аккумуляторных батарей к зарядным устройствам должно исключать искрение.

498. Ремонт и хранение кислотных и щелочных аккумуляторов должны осуществляться в разных помещениях.

499. В помещении зарядки аккумуляторов запрещается:

499.1. производить ремонт аккумуляторов и другого оборудования. Выполнять в одном помещении ремонт и зарядку можно только тогда, когда зарядка происходит в вытяжном шкафу и количество батарей не превышает десяти;

499.2. заряжать неисправные аккумуляторы;

499.3. проводить работы с применением открытого огня и искрообразованием, а также использовать электронагревательные приборы.

500. Проведение паяльных работ в помещениях аккумуляторных батарей допустимо при условиях, если:

500.1. работы выполняются по наряду-допуску;

500.2. за два часа до начала работ прекращен заряд аккумуляторов, но вентиляция оставлена включенной;

500.3. работы осуществляются при включенной вентиляции;

500.4. место паяния ограждено от остатка батарей щитами из негорючих материалов высотой не менее 0,5 м.

501. Зарядка аккумуляторов ( общей мощностью не более 1,4 кВт) может производиться в общих помещениях при условии, что аккумуляторы должны находиться в шкафах, оборудованных вентиляцией, сблокированной с включением зарядного устройства.

502. Для осмотра аккумуляторов допускается использование переносных электросветильников взрывобезопасного исполнения с напряжением не более 12 В.

Другие статьи

Требования к зарядным помещениям

Требования к зарядным помещениям

При заряде аккумуляторных батарей происходит выделение водорода, который может быть взрывоопасен при чрезмерном его насыщении в зарядном помещении. Поэтому основным требованием к зарядным помещениям является соблюдение пожарной и взрывопожарной безопасности.

В соответствии с нормой пожарной безопасности (НПБ) №105-03 необходимо разделять на категории помещения, где будет происходить заряд аккумуляторных батарей. Делается это для того, чтобы правильно оборудовать помещение необходимыми средствами противопожарной безопасности и правильно составить его планировку. Если обозначить зарядное помещение не той категорией, то это может привести либо к взрыву или пожару, либо к бессмысленной трате денег на лишнее оснащение противопожарными средствами.

В зависимости от удельной пожарной нагрузки зарядные помещения разделяют на категории B1-B4 (таблица):

Удельная пожарная нагрузка

Смотрите пункт 25 НПБ №105-03

Смотрите пункт 25 НПБ №105-03

На любом участке помещения, площадь которого составляет 10 кв.м. Способ размещения определяется пунктом 25 НПБ №105-03

Каждая категория имеет свои требования к оснащению и планировке зарядных помещений. Общими средствами для удовлетворения этих требований являются приточно-вытяжная система вентиляции, система водоснабжения, пожарная сигнализация и первичные средства пожаротушения.

"КРОН" реализует аккумуляторные мастерские на базе блок-контейнеров, оснащенные как необходимым оборудованием, так и полностью соответствующие нормам пожарной безопасности. Аккумуляторная мастерская предназначается для обслуживания, ремонта и хранения аккумуляторных батарей различных типов. Так как она выполнена на базе блок-контейнера, то является мобильной. то есть ее можно легко перевозить с места на место. Также мобильная мастерская имеет возможность использования без стационарных источников электро- и водоснабжения.

Как купить мобильную аккумуляторную мастерскую?

Вы можете кликнуть на картинку, расположенную выше, которая направит Вас в раздел каталога "Мобильные аккумуляторные мастерские". Там Вы можете ознакомиться с техническими характеристиками различных мастерских и их оснащением. Купить мобильную аккумуляторную мастерскую по низкой цене Вы сможете после того, как обратитесь к нашему менеджеру по телефону: 8(863)300-62-13.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

Инструкция по пожарной безопасности для гаражей и стоянок автотранспорта

Инструкция по пожарной безопасности для гаражей и стоянок автотранспорта

1 Требования к пожарной безопасности

1. Расстановка автомобилей в гаражах, на стоянках под навесами или на специальных площадках для безгаражного хранения должна производиться согласно нормам строительного проектирования гаражей.

2. В помещениях гаража, ремонта автомобилей, а также и на стоянках автомобилей под навесами и на открытых площадках ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

а/ пользоваться открытым огнем, курить и производить работы с переносными кузнечными горнами, паяльниками, лампами и переносными сварочными аппаратами;

б/ держать автомобили с открытыми отверстиями бензобаков;

в/ производить подзарядку аккумуляторных батарей ( в помещениях стоянки и обслуживания);

г/ хранить какие-либо материалы и предметы, за исключением оборудования, относящегося к данным помещениям;

д/ производить мойку бензином или керосином автомобильных кузовов и деталей;

е/ хранить горючее (бензин, керосин), за исключением бензина в баках автомобилей;

ж/ хранить тару из-под легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

з/ загромождать выездные ворота и проезды;

и/ оставлять на местах стоянки груженные автомобили;

к/ устанавливать автомобили в количествах, превышающих норму, нарушать способ их расстановки, уменьшать расстояние между автомобилями и между автомобилями и элементами зданий.

3. Помещения для стоянки автомобилей не должны непосредственно сообщаться с помещениями для аккумуляторных, ацетилено-газогенераторных, вулканизационных, кузнечных, прессовых, сварочных, деревообделочных, обойных и регенерационных, котельных, складских - для хранения масел, обтирочных и легковоспламеняющихся материалов.

4. Заправка автомобилей топливом должна производиться только на заправочном пункте или на специально отведенной площадке у склада ГСМ.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ производить заправку автомобилей горючим в помещениях, на стоянках обслуживания и ремонта, а также розлив горючего при заправке.

5. Во всех помещениях стоянки, обслуживания и ремонта автомобилей должны соблюдаться следующие меры пожарной безопасности:

а/ в помещениях и смотровых ямах должна производиться уборка мусора, отходов после выхода автомобилей со стоянки на линию и после окончания работы каждой смены;

б/ разлитое масло и горючее должны немедленно убираться с помощью песка или опилок.

Использованный песок и опилки должны собираться в специальные металлические ящики с крышками, установленными вне гаражных помещений.

6. В помещениях для ремонта автомобилей и подсобных помещениях не допускается производить ремонт автомобилей с баками, наполненными горючим ( а у газовых автомобилей - при заполненных газом баллонах) и картерами, заполненными маслом.

По окончании работы помещения и смотровые ямы должны очищаться от промасленных обтирочных концов и разлитых жидкостей.

7. В помещениях для хранения автомобилей не допускается:

а/ подогревать двигатели открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы), а также пользоваться открытым источником огня для освещения во время техосмотров, проведения ремонтных и других работ;

б/ оставлять в автомобиле промасленные обтирочные концы и спецодежду по окончании работы;

в/ оставлять автомобиль с включенным зажиганием;

г/ поручать техническое обслуживание и управление автомобилем людям, не имеющим соответствующей квалификации;

ж/ производить окраску машин.

8. Отработанная смазка должна храниться в металлической таре вне помещений стоянки и обслуживания автомобилей.

2.1. В случае пожара срочно известить:

- пожарную охрану по телефону 01, указать при этом адрес, количество этажей, место возникновения пожара, наличие людей, свою фамилию;

- ДПД объекта по телефону _____.

2.2. Известить о возникновении пожара администрацию и дежурного по КПП по телефону _____.

2.3. Организовать эвакуацию людей и материальных ценностей.

2.4. Отключить подачу электроэнергии в помещение. путем отключения автоматических выключателей и рубильников.

2.5. Начать тушение пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.

2.6. Организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать им помощь в процессе тушения пожара.

2.7. При необходимости вызвать другие аварийно-спасательные службы (медицинскую, газоспасательную и др.)

Начальник транспортного цеха

Аккумуляторные помещения (глава 7 правил)

Аккумуляторные помещения (глава 7 правил)

Помещения аккумуляторных должны размещаться в зданиях не ниже II степени огнестойкости изолированно от других помещений преимущественно на первом этаже зданий и должны состоять из: помещения, в котором производится заряд аккумуляторов, кислотной (для хранения кислоты (щелочи) и приготовления электролита), помещения для ремонта аккумуляторных батарей.

При размещении аккумуляторных в многоэтажных зданиях вышерасположенные этажи должны быть защищены от проникновения газов.

Вход в помещения для заряда аккумуляторов и кислотной осуществляется через общий тамбур, который оборудуется приточной вентиляцией для создания подпора воздуха. Устройство входа из бытовых помещений запрещается. Двери тамбура, помещения для заряда аккумуляторов и кислотной должны открываться наружу и должны быть снабжены самозапирающимися замками, допускающими открывание их без ключа с внутренней стороны.

На дверях должны быть надписи: "Аккумуляторная", "Кислотная", "Огнеопасно", "С огнем не входить", "Курение запрещается" и указана категория помещения по взрывоопасности.

Вблизи аккумуляторной оборудуют умывальник, где должны быть мыло, вата, полотенце.

Аккумуляторные не допускается размещать в подвальных помещениях, под помещениями производств с "мокрым" технологическим процессом, душевыми, ваннами, туалетами и прочими помещениями, непосредственно под и над помещениями, в которых длительно может находиться более 50 человек (залами заседаний, буфетами и тому подобным).

Для помещений аккумуляторных допускается только центральное отопление. Приборы отопления должны быть с гладкой поверхностью, допускающей легкую очистку.

Стены, потолки, двери и оконные рамы, вентиляционные короба (с наружной и внутренней сторон), металлические конструкции и другие части помещения аккумуляторной и кислотной должны окрашиваться кислотостойкой (щелочестойкой) краской.

Для освещения аккумуляторной применяются светильники во взрывозащищенном исполнении. Осветительная проводка выполняется проводом в кислотостойкой или щелочестойкой оболочке в зависимости от вида аккумуляторов. Выключатели, штепсельные розетки и предохранители должны быть установлены вне помещения аккумуляторной.

Для вентиляции аккумуляторных должна быть выполнена механическая приточно-вытяжная вентиляция и естественная вытяжная вентиляция, которая обеспечивает не менее чем однократный обмен воздуха в час. Вытяжные отверстия должны обеспечивать удаление 1/3 вытяжного воздуха из верхней части помещения и 2/3 воздуха из нижней.

Элементы вентиляционного оборудования (воздуховоды и другие элементы) должны изготавливаться во взрывобезопасном исполнении. Вытяжные вентиляторы должны применяться во взрывобезопасном исполнении. На воздуховодах приточной вентиляции должны быть установлены обратные самозакрывающиеся клапаны. Вентиляторы должны устанавливаться за пределами помещения, в котором заряжаются аккумуляторы.

При прекращении работы вентиляции должно быть предусмотрено отключение зарядного тока.

Выводить вентиляционные каналы в дымоходы или общую вентиляционную систему здания не допускается.

Для кислотных и щелочных аккумуляторов должны быть оборудованы отдельные помещения.

Выпрямители для зарядки аккумуляторов размещаются в отдельном помещении, оборудованном дверью, которая должна открываться наружу и иметь самозапирающийся замок, открываемый без ключа с внутренней стороны помещения.

Проход между лицевой стороной токораспределительного щита или выпрямителем и другим оборудованием или стенкой должен быть не менее 1,2 м.

Перед батарейными щитками, выпрямительными устройствами и токораспределительными щитками должны быть положены диэлектрические ковры длиной, соответствующей длине электроустановки.

Площадь остекления окон аккумуляторной должна быть не менее 0,05 кв. м на 1 куб. м объема всего помещения. Стекла должны быть матовыми или покрыты белой краской.

Помещения для ремонта аккумуляторов должны быть оборудованы местной вытяжной вентиляцией.

В помещениях для ремонта аккумуляторов допускается применение открытого огня (газовая горелка, паяльная лампа) для ремонта аккумуляторных батарей при условии соблюдения мер пожарной безопасности.

- На территории промплощадки АТЦ выделяются 4 зоны (п. 4.3. СанПиН 9-91 РБ 98):

  • · зона стоянки автотранспорта (закрытая стоянка, открытая с организацией подогрева двигателей в зимнее время или без подогрева);
  • · зона технического обслуживания и ремонта автомобилей, в том числе и эксплуатационную (ежедневное обслуживание) и производственную зону (техническое обслуживание и ремонт ТО-1, ТО-2 и ТР);
  • · складская зона (раздельно для хранения горюче-смазочных материалов и материальных складов);
  • · зона мойки транспорта (открытая, закрытая мойка с местными очистными сооружениями)

При наличии в организации более 50 единиц АТ должно быть не менее 2 выездов (въездов), перед воротами основного въезда накопительная площадка (п. 4.5 СанПиН 9-91 РБ 98)

Асфальтовое покрытие стоянок, проезжих и пешеходных путей (п. 4.6. СанПиН 9-91 РБ 98)

Отдельные производственные помещения для размещения постов мойки и уборки АТ, моторного отделения, агрегатного отделения, токарно-механического отделения, аккумуляторной, окрасочного отделения и др. в соответствии с п. 5.8 СанПиН 9-91 РБ 98

Раздельный сбор и хранение промасленной ветоши, промасленного песка, отработанного масла, отработанных шин, отработанных аккумуляторных батарей, металлолома (идентификация мест хранения) (Закон РБ «Об обращении с отходами» п. 1.1 ст 17)

Производственны отходы, мусор, непригодные запасные части и агрегаты автомобилей должны накапливаться на специальных площадках, выделенных на территории складской зоны, имеющей асфальтовое покрытие (п. 4.11 СанПиН 9-91 РБ 98)

Отдельные складские помещения для хранения шин, смазочных материалов, ЛКМ, химикатов, сгораемых материалов, агрегатов и деталей, (п. 5.8 СанПиН 9-91 РБ 98)

Производственно-складские помещения ТО и ТР должны обеспечиваться отоплением, освещением и принудительной вентиляцией, (п. 5.2 СанПиН 9-91 РБ 98)

Отработанные масла сливаются в металлические емкости (п. 4.10 СанПиН 9-91 РБ 98), которые обеспечиваются поддонами для предупреждения разлива (п. 3.3.14.12 ППБ РБ 1.01-94)

Промасленная ветошь убирается в металлические ящики с крышками, по окончанию рабочего дня удаляются из производственного помещения в специально отведенные места, (п. 6.18 СанПиН 9-91 РБ 98)

Станки, на которых обрабатываются хрупкие материалы (чугун, латунь, бронза, пластмассы, текстолит и др.), должны быть оборудованы пыле-стружкоприемником для сбора пыли и стружки у мест их образования, (п. 6.19 СанПиН 9-91 РБ 98)

Участок приготовления красок должен размещаться в изолированном помещении, операции по приготовлению – в вытяжном шкафу; окраска пульверизационным способом проводится в специально предназначенном помещении (п. 6.24 СанПиН 9-91 РБ 98)

Сушка крупногаборитных изделий после окраски проводится вне производственных помещений в специальных камерах или на открытом воздухе (п. 6.25 СанПиН 9-91 РБ 98)

Разбортировка и ремонт колес проводится в специально выделенном месте оборудованном вентиляцией; монтаж и демонтаж шин проводится после предварительного увлажнения для предотвращения пылеобразования (п. 6.27 СанПиН 9-91 РБ 98)

Забор наружного воздуха приточных вентиляционных систем помещений для хранения АТ должен размещаться на расстоянии не менее 12 метров от выезда (въезда) АТ, (п. 7.3 СанПиН 9-91 РБ 98)

Местная вытяжная вентиляции должна быть:

В помещениях для ТО и ремонта автомобилей местные отсосы от выхлопных труб;

На карбюраторном участке – от столов для ремонта карбюраторов;

На участке ремонта топливной аппаратуры – от промывных и испытательных стендов;

В шиноремонтном отделении – от заточных станков и стендов шероховок, мест разбортировки колес; помещений для приготовления и разлива резинового клея;

На обойном участке – на верстаках предназначенных для распорки подушек и спинок сидений;

В механическом отделении – от заточных, обдирочно-шлифовальных станков;

В молярном отделении – от окрасочных и сушильных камер, краскосмесителей и приямков;

В аккумуляторном отделении – от мест плавки свинца, ванн для выщелачивания и других работ связанных с выделением свинцовой пыли и аэрозоля;

В кузнечном отделении – от горна (п. 7.18 СанПиН 9-91 РБ 98)

Ящики с песком и ящики для использованного песка (пролитые нефтепродукты удаляются с помощью песка, который после использования убирается в металлический ящик с крышкой, установленный вне помещения в специально оборудованном месте), (п. 4.9. СанПиН 9-91 РБ 98)

Система ливневой канализации с нефтеловушками в АТЦ (ВСН-01-89 п.3.13; СанПиН 9-91 РБ 98 п. 4.6; поверхностный сток в соответствии с «Правила охраны поверхностных вод от загрязнения СВ»)

На моечных станциях (при наличии) система оборотного водоснабжения (п.3.7. ВСН 01-89)

Газоэлектросварочные работы проводятся на специальных местах, оборудованных общей приточно-вытяжной и местной вентиляцией (непосредственно из мест их образования), стационарными или передвижными ограждениями, окрашенными алюминиевыми красками в светлые тона, п. 6.20 СанПиН 9-91 РБ 98, СанПиН 11-14-94 «Санитарные правила и нормы по сварке, плавке, резке металлов» п. 3.5, 3.16, 3.17, 4.2, 4.3.

Подготовку изделий и деталей поступающих на сварку, газовую резку и плавку нужно проводить в соответствии с п. 6.21 СанПиН 9-91 РБ 98 (очистка от красок, смазочных масел, грязи в шкафах, укрытиях камерах оборудованных местной вытяжной вентиляцией)

Хранение баллонов кислорода и ацетилена в соответствии с 2.31 ВСН 01-89 (хранение наполненных и порожних баллонов кислорода и ацетилена в количестве до 10 штук включительно каждого наименования допускается производить в отдельных металлических шкафах, устанавливаемых в простенках между оконными или дверными проемами снаружи производственных зданий с расстоянием не менее 0,5 м от шкафа до края простенка)

Баллоны с газами, хранящиеся в вертикальном положении, во избежание падения должны устанавливаться в специально оборудованных гнездах или ограждаться барьерами; баллоны с газами, не имеющие башмаков, допускается хранить в горизонтальном положении на рамах или стеллажах, выполненных из негорючих материалов (п. 3.3.12 ППБ РБ 1.01-94)

Читайте также Свежие комментарии Управление

Тяговые аккумуляторные батареи - Консультации по пожарной безопасности в С-Пб и Лен

Тяговые аккумуляторные батареи

Данные рекомендации разработаны на основе действующих норм и правил строительного проектирования, положений «Правил устройства электроустановок» и информации от производителя батарей – фирм «Hawker» и «Exide».

Все технологические процессы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту тяговых аккумуляторных батарей зависят от вида самих аккумуляторов. Тяговые аккумуляторы бывают на жидком и на гелиевом электролите. На жидком электролите. К ним относятся щелочные и кислотные АКБ. Это малообслуживаемые аккумуляторные батареи, обладающие увеличенным интервалом обслуживания, сохраняющие высокую надежность и отличные технические характеристики. Процесс заряда АКБ сопровождается газообразованием кислорода и водорода. Это происходит вследствие электролиза воды зарядным током. Для заряда таких батарей обязательно наличие специального помещения. При достижении состояния полной заряженности в аккумуляторе начинается процесс электролиза согласно закону Фарадея.

  1. НТД — Нормальная Температура и Давление, T= 273 K, Д=1013 кПa
  2. — 1 Aч H2O разлагается на: 0,42 L H2 + 0,21 L O2,
  3. — Разложение 1 cм? (1г) H2O требует 3 Aч,
  4. — 26,8 Aч H2O разлагается на: 1г H2 + 8г O2.
Водород является взрывоопасным газом, при выделении которого в окружающей среде может возникнуть опасность образования взрывоопасных смесей 4А-Т1 (водород), если концентрация выделяющихся газов в воздухе превысит 4%. Процесс выделения газа ослабевает только через час после отключения зарядного устройства. На гелиевом электролите: Герметизированные гелиевые тяговые АКБ являются необслуживаемыми на протяжении всего срока службы, поскольку не требуют долива воды. Электролит в них загущен до консистенции геля, состоящего из высокодисперсной смеси серной кислоты и диоксида кремния. Благодаря внутренней рекомбинации и специальным зарядным режимам практически исключается потребление воды и запаса электролита хватает на весь срок службы АКБ. Выделение водорода у данного типа аккумуляторов существенно ниже, чем у батарей с жидким электролитом, поэтому даже в отсутствии вентиляции естественный воздухообмен легко справляется с негативными влияниями. Поэтому их можно использовать в условиях повышенных требований к окружающей среде. Для зарядки гелиевых аккумуляторов не требуется специальных помещений. В соответствии с требованиями ПУЭ герметичные аккумуляторы, заряд которых производится при напряжении до 2,3 В на элемент, могут устанавливаться в общем производственном невзрыво- и непожароопасном помещении при условии установки вентиляционного зонта. В этом случае класс зоны по ПУЭ и категория пожарной опасности производственного помещения не изменяется.

Для правильной организации и строительства помещения зарядки в соответствии со всеми требованиями пожаро-взрывобезопасности необходимо определить его категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок. Правильность определения категории помещения зависит от количества и типа аккумуляторных батарей, а также типов зарядных устройств. От категории пожарной опасности зависят решающие направления по защите помещений зарядных станций. Определение категории помещения сравнительно просто — посредством расчета избыточного давления взрыва. Количество взрывоопасных газов определяется расчетным методом по НПБ 105-03. Если расчетное избыточное давление взрыва в помещении превышает 5 кПа, то помещение относится к категории А. Если расчетное избыточное давление взрыва в помещении не превышает 5 кПа, то помещение не относится к категории А и ему присваивается категория ВIBIV.

Удельная пожарная нагрузка q

На любом участке пола помещенияПлощадью 10 м2. Способ размещения участков пожарной нагрузки определяется согласно п. 25 НПБ 105-03

Зарядные станции могут размещаться в пристройках, во встроенных помещениях и под навесом с наружной стороны обслуживаемого здания. Помещения зарядных станций должны выделяться противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа. Для обслуживающего персонала необходимо предусматривать отдельный выход через дверной проём в наружной стене. Дверной проем в противопожарной преграде, отделяющей помещение зарядной от склада или производства, защищается в зависимости от категории взрывопожарной или пожарной опасности зарядной станции. Если в помещении зарядной станции категория A. то дверной проем защищается тамбур-шлюзом с подпором воздуха при пожаре. Кроме того необходимо предусмотреть легко-сбрасываемые конструкции, позволяющие защитить здание от разрушения. Если в помещении зарядной станции категория BIBIV. то дверной проем защищается противопожарными дверьми (воротами) с пределом огнестойкости E-30. В проёмах противопожарных преград. которые по условиям технологии не могут закрываться противопожарными дверями или воротами, для сообщения смежных помещений категорий В. Г и Д допускается предусматривать открытые тамбуры, оборудованные установками автоматического пожаротушения. Если производственное или складское помещение, а также помещение зарядки оборудованы автоматической установкой пожаротушения, и по условиям технологии проёмы в противопожарных преградах должны быть открыты, то необходимость в открытых тамбурах отпадает. Заполнение проемов в противопожарных преградах должно выполняться, как правило, из негорючих материалов. Двери, ворота, люки и клапаны допускается выполнять с применением материалов групп горючести не ниже Г3, защищенных негорючими материалами толщиной не менее 4 мм. Необходимая площадь помещений зарядных станций определяется так: при заряде батареи в транспортном средстве 13—15 кв.м; при заряде батареи вне транспортного средства 5—7 кв.м. В зарядном помещении необходимо предусмотреть отдельное помещение для хранения измерительных приборов, растворов, дистиллированной воды, кислоты, средств пожаротушения, средств защиты, дополнительных аккумуляторов для техники и т.д. При небольшом количестве заряженных аккумуляторов (до 10 шт.) допускается совмещать в одном помещении ремонт аккумуляторов и их зарядку. Дверные проёмы и ворота из зарядки в смежное помещение склада или производства должны быть высотой, не превышающей три четверти высоты помещения зарядки. Стекла в окнах зарядной станции должны быть матовыми или покрыты белой краской. На дверях помещений зарядной станции, аккумуляторной должны быть надписи: «Зарядная», «Аккумуляторная», «Огнеопасно», «Курить воспрещается», «С огнем не входить»;

Величина минимального напряжения зарядного устройства определяется необходимостью иметь на каждый элемент батареи 2В для щелочных и 3В для кислотных аккумуляторов. Класс зоны помещения зарядки по ПУЭ В —Iб в верхней зоне (0,25 h помещения). Электрооборудование зарядных помещений в верхней зоне выполняется во взрывозащищенном исполнении, тип защиты электрооборудования в нижней зоне (0,75 h помещения) принимается IP 22. Светильники, устанавливаемые в верхней зоне зарядного помещения, должны иметь исполнение IP54. В нижней зоне разрешается применять переносные светильники исполнений IP21 и IP32. В помещении зарядки один светильник должен быть подключен к сети аварийного освещения. В зарядном помещении могут устанавливаться краны в любом взрывозащищенном исполнении для любых категорий и групп взрывоопасных смесей. В случае установки газоанализаторов. отключающих как питание кранов, так и питание зарядных агрегатов при появлении взрывоопасной концентрации в воздухе, не превышающей 50% нижнего предела взрываемости (2%), допускается применение кранов в нормальном исполнении. В схеме управления и автоматики аккумуляторной батареи должна быть предусмотрена блокировка для отключения зарядного тока при прекращении работы вытяжной вентиляции. Прекращение действия приточной вентиляции должно сигнализироваться.

Электрооборудование местных вытяжных устройств (вентиляционный агрегат) должно иметь взрывозащищенное исполнение.

В зарядных помещениях следует предусматривать систему вентиляции так, чтобы возникающая при зарядке и разрядке газовая смесь (водород и кислород) удалялась при помощи принудительной вентиляции, не достигая нижней температурной границы воспламенения. Вытяжные вентиляционные устройства зарядного помещения должны иметь два вентилятора: рабочий и резервный с автоматическим включением резерва при остановке рабочего вентилятора. Расчет воздухообмена за час, необходимый для разрежения газовой смеси, должен выполнять специалист по вентиляции. Отсос газов из помещений должен производиться из верхней и нижней зон со стороны, противоположной притоку свежего воздуха, причём отсос из верхней зоны должен быть более интенсивным. Из помещений с потолком, разделенным балками на отсеки, отсос производят из каждого отсека. При прекращении работы вентиляции должно быть предусмотрено отключение зарядного тока. Учитывая, что гозообразование активно в течение часа по отключению зарядного устройства, то и прекращение работы системы вентиляции необходимо предусмотреть с задержкой на 60 минут.

Помещения зарядки должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (НПБ 110-03).

Среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 1 года или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет.

Обязанности работника аккумуляторной комнаты

Несёт ответственность за:
  1. Состояние помещения зарядки аккумуляторных батарей.
  2. Состояние аккумуляторов и зарядных устройств.
  3. Въезд и правильное расположение транспорта взарядной.
Обязанности:
  1. Обслуживание помещения зарядки.
  2. Организация зарядки батарей.
  3. Организация приёмки транспорта после рабочей смены.
  4. Проверка состояние транспорта (внешний осмотр).
В начале рабочего дня каждый водитель получает ключи от техники, работник зарядной фиксирует в журнале кому и какой транспорт он передает. После рабочей смены, каждый водитель заезжает в зарядную комнату на определенное для данного вида техники место и отдает ключ от техники работнику аккумуляторной, тот проводит внешний осмотр и делает отметку в журнале. Далее батарея при необходимости вынимается из техники и устанавливается на специальную подставку при помощи крана или погрузчика. Затем рабочий подключает батарею к зарядному устройству, батарея заряжается. Каждую неделю рабочий должен осуществлять проверку и при необходимости корректировку уровня электролита в аккумуляторе. Один раз в месяц «в конце заряда» рабочий визуально должен проверять равномерность газовыделения на всех элементах батареи. После «окончания заряда» выборочно измерить плотность и температуру электролита в элементах. Ежеквартально незадолго до окончания обычного или выравнивающего заряда, рабочий должен контролировать напряжение на элементах, а также плотность и температуру электролита во всех элементах, все выявленные отклонения он должен заносить в журнал. При сильных отклонениях от предыдущих измерений необходимо обратиться в сервисную службу.

Техника, используемая для транспортировки

Выемка батарей из погрузо-разгрузочной техники производиться вертикально вверх с использованием траверсы или горизонтально на специальные роликовые столы. Траверса может прицепляться на кран-балку, либо на вилы погрузчика. Кран-балка устанавливается либо в спецпомещении для выемки АКБ, либо в зарядном помещении. Транспортировка снятых с погрузчиков АКБ к месту зарядки может осуществляться при помощи мостового крана, перемещающейся по периметру зарядного помещения, либо при помощи ручной гидравлической тележки или погрузчика. Литература: СНиП 31.03.2001 «Производственные здания» СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» НПБ 105-03 «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности» ППБО 07-91 «Правила пожарной безопасности для учреждений здравохранения» ВППБ 46-01-95 «Правила пожарной безопасности для предприятий и организаций РОСКОМПЕЧАТИ» НПБ 110-03 Перечень зданий и помещений подлежащих защите АППЗ. ГОСТ Р МЭК 896-1-95. Стационарные свинцово-кислотные батареи. Общие требования и методы испытания; ПУЭ 7-е издание Правила устройства электроустановок ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в РФ Журнал «Складские технологии» №5, 2005

Комментарии (1)

23.05.2012 в 9:59 дп | #

Какой документ будет являться доказательным для проверяющих органов, что гелевые аккумуляторные батареи можно заряжать в общих помещениях?

ОТВЕТ:
1. При проектировании и строительстве основным документом являются проектные решения разработанные в соответствии и действующими нормами и правилами строительного проектирования.
2. При эксплуатации этими документами будут раздел технологии, где расчёт категории взрывопожарной опасности и класс зоны по ПУЭ (правила устройства электроустановок) сопоставляются с проектной и технической документации на здание.
Основанием служат требования СНиП 21-01-97* ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ пункт 4.3 «В процессе эксплуатации следует:
— обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них;
— не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке».

Оставить комментарий