Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по от для водителя погрузчика img-1

инструкция по от для водителя погрузчика

Категория: Инструкции

Описание

ТИ Р М-009-2000 «Типовая инструкция по охране труда для водителей автопогрузчиков»

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДКНО

Заместитель министра труда
и социального развития
Российской Федерации

Типовая инструкция
по охране труда для водителей
автопогрузчиков

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К самостоятельному управлению автопогрузчиками допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие теоретическое и практическое обучение, сдавшие экзамен и имеющие удостоверение на право управления погрузчиком.

1.2. Перед допуском к работе водители автопогрузчиков должны пройти медицинское освидетельствование, вводный инструктаж по безопасности труда, первичный инструктаж на рабочем месте, овладеть практическими навыками безопасного выполнения работ при управлении погрузчиками при подъеме, перевозке и укладке грузов.

Результаты проверки знаний и навыков, полученных при инструктаже, должны оформляться записью в журналах регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.

1.3. Выполнение других работ водителем погрузчика допускается при условии наличия допуска (удостоверения), дающего право проведения конкретных видов работ.

1.4. При временном или постоянном переводе на другую работу водители обязаны пройти дополнительный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте, ознакомиться с условиями труда и правилами внутреннего распорядка, с конструкцией нового оборудования, приспособлений и методами безопасной работы на них.

1.5. При противопоказаниях выполнения прежней работы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением водитель погрузчика переводится на другую работу.

1.6. В процессе работы на водителя возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:

движущиеся машины и механизмы;

перемещаемые и складируемые грузы;

повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

пониженная температура воздуха рабочей зоны;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

острые кромки, заусенцы на поверхностях оборудования, инструмента.

1.7. Водители автопогрузчиков в зависимости от условий работы должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты: комбинезоном хлопчатобумажным; сапогами резиновыми; рукавицами комбинированными. На наружных работах зимой дополнительно: курткой и брюками хлопчатобумажными на утепляющей прокладке.

1.8. Водители погрузчиков обязаны выполнять только ту работу, которая поручена администрацией и входит в их обязанности.

1.9. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ, транспортировке грузов необходимо придерживаться принятой технологии переработки груза. Не допускается применять способы, ускоряющие выполнение технологических операций, но ведущие к нарушению требований безопасности.

1.10. В случае возникновения в процессе работ каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, водитель погрузчика обязан немедленно обратиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.

1.11. Не допускается эксплуатировать неисправные погрузчики. За работу на неисправном погрузчике ответственность несут водитель и лицо, ответственное за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

1.12. Погрузчик всегда должен быть чистым, в кабине не должно быть посторонних предметов, инструмент и необходимые детали должны находиться в специально отведенных местах.

1.13. В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы территория, на которой производится работа, была очищена ото льда и снега.

1.14. С наступлением темноты при отсутствии достаточного искусственного освещения проездов зоны складирования, приемки грузов и т. д. водитель должен прекратить работу и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке. В случае замеченной порчи лампы светильника сообщить дежурному электромонтеру.

1.15. Переезд погрузчиком рельсовых путей допускается при наличии настила на уровне головки рельса.

1.16. Водители должны следить за периодичностью технического обслуживания погрузчика и в случае необходимости сообщить об этом работнику, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

1.17. В течение рабочей смены следует соблюдать правильный режим питания, труда и отдыха. Отдыхать и курить следует только в специально отведенных местах.

1.18. При получении травмы следует немедленно прекратить работу, известить об этом администрацию предприятия и обратиться за медицинской помощью.

1.19. Погрузчики должны содержаться и эксплуатироваться в соответствии с паспортом, инструкцией завода-изготовителя и Инструкцией по эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин.

1.20.При проезде по территории предприятия необходимо пользоваться только установленными проездами. Скорость движения по территории не должна превышать 10 км/ч, а в закрытых помещениях - 5 км/ч.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы водители автопогрузчиков должны: проверить исправность средств индивидуальной защиты, если по условиям работы требуется их применение;

осмотреть дороги, проезды, по которым предстоит перевозить груз, если некоторые участки пути скользкие (облиты водой, машинным маслом и т. д.), необходимо принять меры к устранению загрязнений. В зимнее время дороги должны быть очищены от снега, а при гололеде - посыпаны песком или шлаком.

2.2. Проверить исправность грузоподъемника; убедиться в отсутствии повреждений цепей и исправности крепления их к раме и каретке грузоподъемника, проверить внешним осмотром сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, а также действие всех механизмов автопогрузчика

2.3. Проверить состояние шин и давления в них.

2.4. Осмотреть двигатель; проверить, не подтекает ли горючее из бака, насоса и кранов, проверить наличие и уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, а также не повреждены ли гибкие шланги.

2.5. Проверить действие ножного и ручного тормозов, в случае необходимости произвести их регулировку.

2.6. Проверить величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления, соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя.

2.7. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, стоп-сигнала и фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря.

2.8. Проверить работу механизмов подъема и наклона рамы грузоподъемника.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ и транспортировкой груза необходимо установить ширину вил погрузчика в соответствии с габаритами данного груза. Относительно вертикальной рамы вилы должны быть расположены симметрично, а нижние концы их находиться в одной плоскости.

3.2. Не допускается поднимать и транспортировать груз, превышающий грузоподъемность погрузчика. Нарушение этих условий может привести к потере управления и продольной неустойчивости.

3.3. Запрещается превышать скорость движения погрузчика на поворотах, при выезде из-за углов зданий, переезде через железнодорожные пути, перекрестки и в узких местах. Скорость в этом случае должна быть не более 3 км/ч.

3.4. Не допускается в зоне работы погрузчика одновременно производить погрузочно-разгрузочные работы, ручную переноску и перевозку грузов. При нахождении в зоне работы погрузчика людей водитель должен прекратить выполнение работ и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.

3.5. Подъем груза следует производить плавно, без рывков, медленным передвижением рычага золотникового распределителя.

3.6. Наклон рамы грузоподъемника вперед с поднятым грузом следует производить осторожно и только при наличии опор под вилами. Не допускается поднимать каретку и наклонять раму до крайних положений, так как это может создать резкое увеличение давления в гидравлической системе. При срабатывании редукционного клапана рукоятку золотникового распределителя следует немедленно поставить в нейтральное положение.

3.7. Подъем (опускание) груза необходимо производить во время остановки погрузчика. При движении как с грузом, так и без груза раму погрузчика следует устанавливать в транспортное положение, при котором вилы должны быть подняты на 200 - 300 мм от земли, а рама полностью отклонена назад.

3.8. Перемещение грузов больших размеров, заслоняющих дорогу, водитель погрузчика должен производить только при наличии сопровождающего погрузчик работника, который указывает дорогу и подает сигналы.

3.9. Водитель погрузчика должен соблюдать особую осторожность при наклоне рамы грузоподъемника с поднятым грузом, не допускать резкого перемещения рычага управления цилиндра наклона и резкого торможения. Резкое торможение при наклоне рамы грузоподъемника может привести к опрокидыванию погрузчика или выпадению груза.

3.10. Опускание груза осуществляется рычагом подъема и спуска, установленным в положении спуска.

Рычаг золотникового распределителя необходимо удерживать рукой в течение всего времени спуска или подъема, в противном случае рычаг может не удержаться и автоматически установиться в нейтральное положение, при котором произойдет отключение электродвигателя насоса.

3.11. Водитель погрузчика обязан подавать звуковой сигнал в местах скопления людей, в проходах, при проезде мимо дверей и через ворота, при поворотах, трогании с места и задним ходом.

3.12. При движении погрузчика по узким проходам следует соблюдать особую осторожность, чтобы не задевать штабели грузов.

3.13. В случае потери погрузчиком устойчивого положения (отрыв от грунта задних колес) необходимо опустить груз вниз.

3.14. Наклон грузоподъемника с поднятым грузом вперед допускается только после подъезда погрузчика вплотную к штабелю.

3.15. При движении погрузчика не допускаются резкое торможение, крутые повороты с грузом.

3.16. Водитель погрузчика должен производить транспортировку груза только тогда, когда он поставлен вплотную к вертикальной раме грузоподъемника и равномерно расположен относительно правой и левой вил.

3.17. Подъезжать к месту погрузки (разгрузки) водитель должен только на низшей передаче. Не допускается резкое торможение погрузчика при гололеде, мокрой и скользкой дороге, так как это может привести к аварии и опрокидыванию погрузчика.

3.18. При переработке тарно-штучных грузов водитель погрузчика должен соблюдать выполнение следующих требований:

переработке должны подлежать тарно-штучные грузы, уложенные на поддоны или бруски, дающие возможность свободно подводить вилы под груз;

переработка мелкого штучного груза должна осуществляться в специальной таре, предохраняющей его от падения во время транспортировки;

при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами должны применяться захваты, обусловленные как видом перемещаемого груза, так и особенностями самого процесса;

переработка крупногабаритных грузов массой, не превышающей грузоподъемность погрузчиков, должна осуществляться вилочными погрузчиками с применением специальных удлинителей, надеваемых на стандартные вилы погрузчика;

для освобождения вил от штучного груза путем сталкивания его при укладке в штабель без поддона или подкладок необходимо применять сталкиватель;

при переработке грузов круглой формы (рулонов бумаги, бочек, барабанов и т. п.) в качестве грузозахватного приспособления следует применять универсальный захват кантователь;

переработка грузов со сквозным отверстием (рулонов, бухт проволоки, барабанов, шин) должна осуществляться погрузчиками со штыревыми захватами;

для переработки грузов в мешках, стандартных бочках, рулонов, уложенных горизонтально, а также других легких грузов, имеющих отверстия для ввода штырей, следует применять погрузчики с многоштыревыми захватами;

при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ со штучными грузами в стесненных условиях (складах, крытых железнодорожных вагонах, контейнерах), где затруднено маневрирование, следует применять каретки с поперечным перемещением вил влево или вправо относительно продольной оси погрузчика.

3.19. Для переработки длинномерных грузов и сложной конфигурации, которые возможно укладывать на поддон, следует использовать погрузчики с (безблочной) крановой стрелой.

3.20. При работе с безблочной стрелой груз следует сначала поднять, а затем перемещать.

3.21. Подъем и перемещение грузов погрузчиком с безблочной стрелой в опасных для работы местах необходимо производить только в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ.

3.22. При проведении погрузочно-разгрузочных работ необходимо следить за положением стрелы, не поднимать и не опускать груз массой более предусмотренной для данного наклона стрелы погрузчика (предельная грузоподъемность погрузчика в зависимости от наклона стрелы должна быть обозначена на специальном указателе у подножия стрелы).

3.23. Не выдвигать стрелу для увеличения ее вылета. Помните, что вы являетесь ответственным за наличие пломбы на вилке, закрепляющей длину стрелы!

3.24. Во время работы погрузчика не допускать нахождения людей под стрелой.

3.25. При наличии груза на крюке погрузчика не допускается переключать механизм подъема из положения «Подъем крюка» в положение «Подъем стрелы» и обратно.

3.26. Перед включением механизма движения погрузчика установить стрелу по центральной оси самого погрузчика и закрепить ее в этом положении.

3.27. Не пользоваться открытым огнем (спичками или факелом) и не курить при проверке уровня горючего в баке.

3.28. Не оставлять автопогрузчик вблизи легко воспламеняющихся материалов, во избежание загорания от выхлопной трубы автопогрузчика.

3.29. Не оставлять без присмотра машину с работающим двигателем, не покидать пост управления при поднятом грузе.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении неисправностей автопогрузчика (отказ тормоза, рулевого управления и т. п. посторонние шум или стук в работе автопогрузчика) необходимо прекратить работу и поставить в известность работника, ответственного за безопасное производство работ, или механика.

4.2. При возникновении на автопогрузчике пожара водитель должен немедленно приступить к тушению пожара имеющимися на автопогрузчике средствами. Одновременно вызвать пожарную охрану и сообщить о пожаре администрации предприятия.

4.3. При несчастном случае немедленно прекратить работу, обратиться в медицинский пункт и одновременно сообщить администрации предприятия.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. В конце смены водитель автопогрузчика должен:

очистить погрузчик от грязи и при необходимости вымыть его, протереть пыль с платформы и аккумуляторных батарей;

провести внешний осмотр погрузчика с целью выявления возможных деформаций, трещин, забоин, вмятин;

проверить, не подтекает ли масло из гидросистемы, картера, механизма передвижения, гидравлического тормозного устройства;

при необходимости поставить погрузчик для подзарядки аккумуляторных батарей;

в зимнее время слить воду из системы охлаждения автопогрузчика.

5.2. Обо всех замеченных неисправностях необходимо сделать соответствующую запись в журнале о техническом состоянии машины, сообщить работнику, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и принять меры по устранению неисправностей.

5.3. После окончания всех работ водитель погрузчика должен вымыть теплой водой руки и по возможности принять душ.

Другие статьи

Инструкция по охране труда для водителя погрузчика - прогнозирование для профессионалов

Инструкция по охране труда для водителя погрузчика

09.12.2013 – Представляем вашему вниманию инструкцию по охране труда для водителя погрузчика. Инструкция включает пять глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда по окончании работы; 5) требования по охране труда в аварийных ситуациях.

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К управлению тракторными погрузчиками допускаются лица, возраст которых соответствует установленному действующим законодательством, прошедшие медицинское освидетельствование в установленном порядке и не имеющие противопоказаний к выполнению данного вида работ, имеющие удостоверение на право управления трактором, прошедшие производственное обучение по соответствующей программе, проверку теоретических знаний и практических навыков безопасных способов работы и допущенные к самостоятельной работе в установленном порядке.

Перед допуском к самостоятельной работе водитель погрузчика должен пройти стажировку в течение первых 2-14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) под руководством специально назначенного лица.

2. Периодическое медицинское освидетельствование водитель погрузчика проходит в порядке, установленном Минздравом Республики Беларусь. В отдельных случаях при наличии медицинских показаний, а также при индивидуальном подходе к допуску срок переосвидетельствования может быть сокращен, но не менее чем до одного года.

3. Периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда водитель погрузчика должен проходить не реже одного раза в 12 месяцев.

Внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда водитель погрузчика проходит в следующих случаях:

при перерыве в работе по специальности более одного года;

при переходе с одного предприятия на другое;

по требованию вышестоящего органа, ответственных лиц предприятия;

по требованию органов государственного надзора и контроля;

при введении в действие новых или переработанных нормативных правовых актов (документов) по охране труда;

при введении в эксплуатацию нового оборудования либо внедрении новых технологических процессов.

4. Водитель погрузчика должен пройти инструктажи по охране труда:

при приеме на работу – вводный и первичный на рабочем месте;

в процессе работы не реже одного раза в 6 месяцев – повторный;

при введении в действие новых или переработанных нормативных актов (документов) по охране труда или внесении изменений к ним;

изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, материалов и иных факторов, влияющих на охрану труда;

нарушении рабочим нормативных правовых актов (документов) по охране труда, которые могли привести или привели к травмированию, аварии; по требованию государственных органов надзора и контроля, вышестоящего органа;

ответственных лиц предприятия;

при перерывах в работе более чем 6 месяцев; поступлении информационных материалов об авариях и несчастных случаях, случившихся на аналогичных производствах – внеплановый.

5. Водитель погрузчика должен:

знать требования, изложенные в «Правилах дорожного движения», технологических картах, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации тракторного погрузчика и инструкции по охране труда;

знать правила безопасного перемещения грузов тракторным погрузчиком;

при эксплуатации базового трактора знать и выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для тракториста»;

иметь четкое представление об опасных и вредных производственных факторах, связанных с выполнение работ, основные вредные и опасные факторы:

движущиеся машины, повышенная загазованность воздуха рабочей зоны, химически опасные и вредные производственные факторы, повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте, недостаточная освещенность рабочей зоны, эмоциональные перегрузки, монотонность труда.

знать требования пожаро- и электробезопасности при выполнении работ и уметь пользоваться средствами пожаротушения;

пользоваться при выполнении работ средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты:

костюм х/б 3Ми– 12 мес.;

головной убор – 12 мес.;

ботинки кожаные (сапоги кирзовые) Ми – 12 мес.;

рукавицы комбинированные Ми – до износа;

куртка х/б на утепляющей прокладке Тн– 36 мес.;

брюки х/б на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.;

сапоги кирзовые утепленные на резиновой подошве СлТн30 – 24 мес.;

рукавицы утепленные Тн– до износа;

уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему;

выполнять правила внутреннего трудового распорядка;

знать санитарно-гигиенические условия труда и соблюдать требования производственной санитарии.

6. Водитель погрузчика не должен подвергать себя опасности и находиться в местах производства работ, которые не относятся к непосредственно выполняемой им работе;

7. О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец немедленно должен сообщить непосредственному руководителю работ, который обязан:

организовать первую помощь пострадавшему и его доставку в медицинский пункт;

сообщить о случившемся руководителю подразделения;

сохранить до начала работы комиссии по расследованию обстановку на рабочем месте и состояние оборудования таким, какими они были в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не приведет к аварии.

8. О всех замеченных неисправностях механизмов, приспособлений, приборов и инструмента водитель погрузчика должен сообщить непосредственному руководителю работ и до их устранения к работе не приступать;

9. Водитель погрузчика несет ответственность за:

выполнение требований технологических карт, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации тракторного погрузчика и инструкций по охране труда, правил пожаро- и электробезопасности;

соблюдение установленного порядка производства работ;

соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;

соблюдение «Правил дорожного движения» ;

исправность и сохранность закрепленного за ним погрузчика;

аварии, несчастные случаи и другие нарушения, причиной которых явились действия водителя погрузчика, нарушающего требования технологических карт, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации тракторного погрузчика инструкций по охране труда;

10. За нарушение трудовой дисциплины, несоблюдение требований нормативно- технических документов по охране труда водитель погрузчика привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь;

11. Водитель погрузчика, появившийся на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения не допускается в этот день к работе;

12. Водитель погрузчика обязан выполнять работу, обусловленную трудовым договором.

Оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшения своего здоровья.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работ

13. Организация рабочего места водителя погрузчика должна обеспечивать безопасность выполнения работ;

14. Рабочее место водителя погрузчика не должно загромождаться посторонним и предметами. Рычаги и место управления необходимо содержать в чистоте. Запрещается складировать на полу кабины инструмент, спецодежду, обтирочные материалы и другие предметы;

15. Территория площадки, предназначенной для производства погрузочно-разгрузочных работ, должна быть освобождена от посторонних предметов, спланирована, освещена и иметь достаточно твердую поверхность, обеспечивающую устойчивость погрузчика, складируемых материалов и транспортных средств;

16. Размеры проездов и мест для разворота должны соответствовать габаритам погрузчика и транспортного средства;

17. Движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по схеме, утвержденной предприятием (организацией), с установкой соответствующих дорожных знаков, а также знаков, принятых на железнодорожном транспорте.

18. Пути движения погрузчика не должны пересекать зоны движения пешеходов, линии трубопроводов и электропередачи;

19. В местах пересечения подъездных путей канавами, траншеями и железнодорожными линиями должны быть утроены настилы или мост для переездов;

20. В зимнее время площадки должны очищаться от снега и льда, посыпаться песком, шлаком;

21. Для предупреждения о возможной опасности в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть установлены (вывешены) знаки безопасности;

22. Перед началом работы водитель погрузчика должен:

привести в порядок и надеть спецодежду;

убедиться в наличии удостоверения на право управления трактором;

проверить техническое состояние погрузчика (базового трактора и навесного технологического оборудования);

проверить наличие средств пожаротушения, медицинской аптечки ;

убедиться в наличии набора исправного ручного инструмента и необходимых приспособлений;

ознакомиться с условиями производства и характером работ, а также получить разрешение непосредственного руководителя работ на производство работ;

23. При проверке технического состояния погрузчика водитель погрузчика должен проверить общее состояние погрузчика и его готовность к работе, предварительно очистив погрузчик и его механизмы от грязи и пыли;

24. При проверке технического состояния базового трактора водитель погрузчика должен произвести тщательный осмотр при неработающем двигателе, при этом особое внимание обратить на:

надежность действия всех механизмов управления;

состояние ходовой части;

уровень масла, топлива и наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения, рабочей жидкости в гидросистеме (при необходимости – долить);

отсутствие течи масла и топлива из систем смазки и топливопроводов;

наличие и исправность ограждений движущихся, вращающихся частей;

состояние осветительных приборов, средств сигнализации;

изоляцию электропроводов и надежность контактов – во избежание возможного пожара от искрения неисправных контактов;

отсутствие на вращающихся частях посторонних предметов;

надежность крепления всех узлов трактора;

25. При проверке технического состояния навесного оборудования водитель погрузчика должен проверить:

надежность крепления всех болтовых соединений;

герметичность соединения маслопроводов гидросистемы;

наличие смазки в требуемых местах

отсутствие трещин в сварных швах;

крепление всех узлов на раме, стреле;

исправность механизмов стопорения.

Кроме того, водитель погрузчика должен:

при работе погрузчика грузоподъемным крюком:

осмотреть крюк (на крюке не должно быть трещин, износ зева крюка не должен превышать 10 % сечения);

при работе погрузчика грейфером.

проверить состояние механизма закрывания и раскрывания грейфера;

осмотреть состояние челюстей, их крепление, состояние шарнирных соединений и наличие в них смазки;

при осмотре бульдозерного отвала;

осмотреть ножи для определения степени их износа;

26. Работа двигателя и всех механизмов должна быть проверена на холостом ходу;

27. Если при осмотре и опробовании погрузчика не было обнаружено неисправностей или они были устранены водителем погрузчика, погрузчик может быть пущен в работу.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

28. Общие требования безопасности

29. Приступая к работе, водитель погрузчика должен:

убедиться, что все рычаги управления находятся в нейтральном положении;

убедиться, в отсутствии посторонних лиц в кабине погрузчика и зоне его действия;

подать звуковой сигнал, выдержать паузу не менее 30 сек. и пустить погрузчик в работу;

30. Водитель погрузчика должен:

работать только на технически исправном погрузчике;

не допускается нагрузок, опасных для прочности узлов и устойчивости погрузчика;

включать и выключить рукоятки управления плавно, без рывков;

вести постоянный контроль за зоной погрузочно-разгрузочных работ, состоянием базового трактора и навесного оборудования;

следить за действиями подсобного рабочего;

работы на крутых косогорах, а также участках, подверженных оползням, вести под наблюдением лица, ответственного за безопасное производство работ;

погрузку и выгрузку из полувагонов, платформ, автомобилей производить без нарушения из равновесия;

при выходе из кабины погрузчика опустить рабочий орган или поднятый груз, а рычаги управления поставить в нейтральное положение;

курить и разводить костры только в специально оборудованных для этих целей местах;

31. Водителю погрузчика запрещается:

оставлять без присмотра и передавать управление погрузчика другим лицам;

допускать нахождение посторонних лиц в кабине погрузчика и зоне его действия;

оставлять погрузчика с работающими двигателем и покидать кабину при поднятом грузе или рабочем органе;

выполнять работы, не свойственные назначению сменного оборудования;

поднимать и перевозить грузы, вес которых превышает грузовую характеристику (согласно паспортных данных);

подъезжать к рельсу железнодорожного пути на расстоянии менее 4 м;

выполнять погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне линии электропередачи без наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы;

производить погрузку (разгрузку) при нахождении людей на штабеле или валке материалов;

устанавливать груз на временные перекрытия, непосредственно на трубы паро- и газопроводов, электрические кабели, а также прислонять к забору и стенам строений;

производить погрузочно-разгрузочные работы в ночное время при отсутствии надлежащего освещения участка работы и погрузчика;

допускать одновременную работу двух погрузчиков, идущих один за другим на расстоянии менее 10 м;

производить очистку механизмов погрузчика от пыли, пней, торфа во время работы;

находиться во время грозы в кабине погрузчика, под трактором или навесным оборудованием, а также прислоняться к нему;

32. Требования безопасности при работе погрузчика, оборудованного крюком.

33. При работе погрузчика, оборудованного крюком, водитель погрузчика должен:

при выполнении работ на монтаже и демонтаже располагать погрузчик так, чтобы захват производился с одной стороны. Это обеспечит удобство наблюдения за грузом и местом, на которое следует опустить груз;

при выполнении любых погрузочно-разгрузочных работ по возможности избегать такого расположения, когда место захвата груза или его опускания находится сзади погрузчика;

при обнаружении соскальзывания с груза канатов или цепей грузозахватных приспособлений немедленно опустить груз и не приступать к подъему до его устранения;

при подъеме и транспортировке длинномерного груза убедиться в том, что приняты меры против его раскачивания путем применения оттяжек;

34. Грузы, подвешиваемые к крюку погрузчика, но не имеющие специальных подвесных скоб, предназначенных для подъема, должны быть прочно и надежно обвязаны канатами или цепями требуемой прочности. При этом должны быть выполнены следующие условия:

чалочные канаты и цепи должны быть наложены на поднимаемый груз равномерно без узлов;

на острые ребра поднимаемого груза под канат или цепь должны быть подложены прокладки для предохранения цепей и канатов от резких перегибов и от перетирания.

35. Водителю погрузчика запрещается:

поднимать груз, засыпанный землей или примерзший к земле, заложенный другими грузами, укрепленный болтами или залитый бетоном;

оттягивать груз во время подъема, опускания или перемещения;

при помощи погрузчика освобождать канаты, защемленные другими грузами;

подтаскивать груз по земле и оставлять его в подвешенном состоянии;

поднимать груз, находящийся в неустойчивом положении;

поднимать и перемещать груз, если в опасной зоне находятся люди;

допускать к обвязке или зацепке грузов лиц, не имеющих удостоверения стропальщика (такелажника);

применять неисправные или не освидетельствованные грузозахватные приспособления (траверсы, клещевые захваты, металлические полотенца);

пользоваться грузозахватными приспособлениями, грузоподъемность которых неизвестна, а также стропить грузы проволокой (катанкой), обрывками каната или стропами, не имеющими специальных захватов.

36.Требования безопасности при работе погрузчика грейфером.

37. При работе погрузчика грейфером водитель погрузчика должен:

при погрузке торфа и пня в гусеничных тележки или на автомобили захват груза производить с одной из боковых сторон или впереди погрузчика, а выгрузку – с другой стороны;

при переброске торфа и пня захват груза производить с одной из боковых сторон или впереди погрузчика, а выгрузку - с любой стороны погрузчика;

выгружать материалы из грейфера в емкости на высоте не более 200мм от их бортов;

при окончательном смыкании челюстей грейфер немного приподнять во избежание перегрузки двигателя.

38. При перегрузке древесины или пней в прицепные тележки трактор должен находиться вне зоны действия грейфера.

39. Водителю погрузчика запрещается:

поднимать сошедшие с рельсов вагоны и передвигать их грейфером;

оставлять грейфер в поднятом состоянии при перерывах в работе;

бросать грейфер с ходу в массу загружаемого материала;

допускать опускание или поднятие людей при помощи грейфера.

40. Требования безопасности при работе погрузчика бульдозерным отвалом.

41. При работе погрузчика бульдозерным отвалом водитель погрузчика должен:

установить стрелу в транспортное положение;

при перемещении грунта отвал установить в положение «плавающее», так как при этом исключается возможность срезания неровностей почвы на участке перемещения грунта;

следить за режущей кромкой отвала и при обнаружении препятствий остановить погрузчик;

соблюдать предельно допустимый уклон 10º;

при выполнении работ на склонах и косогорах возможности перемещать грунт под уклон;

работы по выравниванию площадок со срезанием выступающих бугров и засыпки выемок начинать с ровного горизонтального участка площадки, по которому выравнивается остальная часть участка;

при разработке грунта сбрасывать грунт под откос бульдозерным отвалом, не выдвигая его за бровку;

при остановке погрузчика отвал опускать на землю.

42. Водителю погрузчика запрещается:

работать около поднятого незакрепленного отвала или под ним;

становиться на отвал и дышла работающего погрузчика;

подводить бульдозерный отвал погрузчика к бровке вновь возведенной насыпи ближе, чем на 1 м;

выезжать на откос или съезжать с откоса, имеющего уклон свыше 10º;

при перемещении грунта производить крутые повороты.

43. Требования безопасности при транспортировании погрузчика.

44. Перемещение погрузчика своим ходом разрешается на расстояние не более 10 км.

При перемещении погрузчика своим ходом перед перегоном необходимо застопорить механизм стопорения.

45. Передвижение погрузчика водитель погрузчика должен осуществлять с соблюдением следующих требований:

при переездах стрела должна находиться в транспортном положении;

при переезде погрузчика с подвешенным грейфером стрела должна находиться в транспортном положении, а грейфер должен быть зафиксирован двумя растяжками (для предотвращения качания грейфера);

передвижение погрузчика должно осуществляться в соответствии с «Правилами дорожного движения».

46. Требования безопасности при техническом обслуживании погрузчика.

47. Техническое обслуживание погрузчика следует осуществлять в специально отведенном месте вне рабочей зоны.

48. При проведении технического обслуживания водитель погрузчика должен выполнять следующие требования безопасности:

техническое обслуживание погрузчика производить при выключенном двигателе, опущенном рабочем органе;

при техническом обслуживании базового трактора соблюдать требования, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для тракториста».

49. При работе в карьере необходимо соблюдать следующие требования:

высота уступа не должна превышать максимальную высоту черпания погрузчика;

углы откосов рабочих уступов допускаются до 80 град.;

транспортные средства должны находиться вне призмы обрушения, но не ближе 2,5 м от бровки уступа;

высота уступа (подступа) должна обеспечивать видимость транспортных средств из кабины водителя погрузчика;

при вскрышных работах, осуществляемых по бестранспортной системе разработки, расстояние между нижними бровками вскрышного отвала и уступа полезного ископаемого устанавливается проектом;

при погашении уступов не реже чем через каждые три уступа должны оставляться предохранительные бермы шириной не менее 1/3 расстояния по вертикали между смежными бермами. При этом должен соблюдаться общий проектный угол наклона борта карьера;

предохранительные бермы должны быть горизонтальными или иметь уклон в сторону борта карьера и регулярно очищаться от посторонних предметов. Бермы, по которым происходит систематическое передвижение рабочих, должны иметь ограждение;

на карьерах должен устанавливаться постоянный контроль за состоянием бортов траншей, уступов, откосов, отвалов. При обнаружении признаков сдвижения пород работы должны быть немедленно прекращены, а оборудование и люди отведены на безопасное расстояние;

при работе на уступах должна регулярно производиться их оборка от нависей и «козырьков», а также ликвидация заколов;

работы по оборке уступов должны производиться только механизированным способом. Ручная оборка допускается только под непосредственным наблюдением ответственных лиц;

рабочие, не занятые оборкой, должны быть удалены в безопасное место. Запрещается проведение всех видов работ и нахождение людей под «козырьками» и навесями уступов;

расстояние по горизонтали между рабочими местами или механизмами, расположенными на двух смежных по вертикали уступах, должно составлять не менее полутора максимальных радиусов черпания.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

50. По окончании работы водитель погрузчика обязан:

поставить погрузчик в отведенное для стоянки место;

опустить рабочий орган;

выключить двигатель и перекрыть подачу топлива;

поставить рычаги управления в нейтральное положение;

осмотреть и очистить базовый трактор и навесное оборудование от торфа, грязи, вытекшей смазки;

проверить отсутствие течи рабочей жидкости из гидросистемы;

устранить обнаруженные во время работы погрузчика неполадки (при необходимости – отрегулировать и произвести смазку);

проверить равномерность натяжения гусеничных лент погрузчика;

привести в порядок кабину погрузчика, обтирочные материалы убрать в специально отведенное место (металлический ящик);

в холодное место слить из радиатора и двигателя воду, дать двигателю поработать несколько минут, чтобы удалить остатки воды из системы охлаждения;

снять спецодежду в специально отведенном месте.

51. Закончив уборку погрузчика, водитель обязан сообщить обо всех обнаруженных неисправностях сменщику, а при односменной работе – непосредственному руководителю работ.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

52. При возникновении пожара вблизи места производства работ водитель погрузчика должен:

вывести погрузчик в безопасное место (при необходимости);

опустить рабочий орган;

остановить погрузчик, выключить двигатель и перекрыть подачу топлива, поставить рычаги управления в нейтральное положение;

принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения. Воспламенившееся топливо следует тушить огнетушителем, забрасывать песком, землей или прикрывать войлоком (брезентом). Запрещается тушить горящее топливо водой. При воспламенении электропроводов необходимо принять меры по отключению их от источника и применять углекислотные или порошковые огнетушители.

сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ;

при невозможности ликвидировать пожар имеющимися средствами пожаротушения вызвать пожарную охрану.

53. При разрушении металлоконструкций, опрокидывании погрузчика, падении стрелы, водитель погрузчика обязан немедленно сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ и обеспечить сохранность обстановки аварии (несчастного случая), если это не представляет опасности для жизни и здоровья окружающих.

54. В случае ДТП водитель погрузчика обязан действовать в соответствии с «Правилами дорожного движения».

55. При несчастном случае (травмирование, ожог, отравление, внезапное заболевание ) водитель погрузчика обязан оказать доврачебную помощь пострадавшему.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.