Руководства, Инструкции, Бланки

предписание эколога на предприятии образец img-1

предписание эколога на предприятии образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Порядок проведения проверок по экологии на предприятиях

Порядок проведения проверок по экологии на предприятиях.

Порядок организации и осуществления государственного экологического контроля определяется прежде всего Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.
В соответствии с требованиями указанного закона экологический контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.
Порядок организации и осуществления государственного экологического контроля определяется прежде всего Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.
В соответствии с требованиями указанного закона экологический контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки проводятся с периодичностью, определенной дейс твующим законодательством Российской Федерации, в целях контроля вы полнения субъектами хозяйственной и иной деятельности обязательных требований в области охраны окружающей среды (не чаще чем один раз в два года).
Внеплановые проверки организуются:
- в целях контроля исполнения субъектами хозяйственной и иной деятельности предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе проведенных ранее плановых проверок;
- в случае возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды;
- при поступлении от граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления, органов прокуратуры и правоохранительных органов, общественных организаций обращений (заявлений), содержащих информацию о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды.
Проверки осуществляются на основании распоряжений (приказов) органа экологического контроля, в которых должны быть указаны:
- номер и дата распоряжения;
- наименование органа экологического контроля;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение проверки;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;
- цели, задачи и предмет проверки;
- правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
- даты начала и окончания проверки.
Распоряжение либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.
Проверка проводится только теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении. Продолжительность проверки не должна превышать 1 мес.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз, а также со значительным объемом проводимых органом экологического контроля проверок, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего проверку, руководителем органа экологического контроля или его заместителем срок ее проведения может быть продлен, но не более чем на 1 мес.
При проведении проверок должностные лица органов экологического контроля не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа экологического контроля, от имени которого они действуют;
- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении проверок должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
- требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами проверок или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
- требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверок, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК

Должностными лицами органа экологического контроля по результатам проведенной проверки составляется акт (в двух экземплярах), в котором указываются:
- дата, время и место составления акта;
- наименование органа экологического контроля;
- дата и номер распоряжения, на основании которого проведена проверка;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего проверку;
- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
- дата, время и место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
- сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;
- подпись должностного лица, осуществившего проверку.
К акту проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов экологического контроля, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа экологического контроля.
Результаты проверки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю, в котором должностное лицо органа государственного контроля (надзора) делает запись о проведенной проверке, в которой указываются:
- наименование органа государственного контроля (надзора);
- дата и время проведения проверки;
- правовые основания, цели, задачи и предмет проверки;
- выявленные нарушения, составленные протоколы, выданные предписания;
- фамилия, имя, отчество, должность лица, проводившего проверку, и его подпись.
Журнал учета мероприятий по контролю (с пронумерованными страницами) должен быть прошит и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. При его отсутствии в акте проверки делается соответствующая запись.

ПРАВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИ ПРОВЕРОК

Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении проверок имеют право:
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать информацию, предоставление которой предусмотрено законом и иными нормативными правовыми актами;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов экологического контроля;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов экологического контроля в административном и (или) судебном порядке.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа экологического контроля присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении проверок.
Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов экологического контроля при проведении мероприятий проверки, признанных неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством. При определении размера убытков также учитываются расходы по получению юридической или иной профессиональной помощи.
Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, принятые органами экологического контроля в нарушение законодательства Российской Федерации, в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично.

Видео

Другие статьи

Экологические проверки на предприятии

Экологические проверки Как узнать, будет ли проверка?

Узнать, есть ли ваша организация в перечне проверок можно только за текущий год. Для этого вам необходимо позвонить нам (861) 273-17-10 или отправить запрос на электронную почту pek.eco@mail.ru. Также вы можете воспользоваться формой в начале страницы.

Информация на следующий год публикуется в официальных источниках в декабре.

Ваши права и обязанности при проверке

Существует два ведомства, наделенные надзорными полномочиями. Росприроднадзор проверяет объекты федерального контроля. а Министерство ПР – объекты регионального контроля. Права и обязанности инспекторов при этом не отличаются и регулируются законодательством одинаково.

Краткий перечень возможных грубых нарушений инспектора, которые позволяют обжаловать проверку (т.е. это защита ваших прав):

  1. Плановая проверка может проводиться только один раз в течение трех лет.
  2. Для осуществления плановой проверки у инспектора должны быть основания.
  3. Уведомление об осуществлении плановой проверки высылается за трое рабочих суток до момента начала проверки.
  4. К проведению мероприятий по контролю при проверке должны привлекаться только аккредитованные специалисты.
  5. Плановая проверка не может превышать общий срок ее проведения (например, для микропредприятий он составляет 15 часов).
  6. Плановая проверка не может осуществляться инспектором при отсутствии утвержденного распоряжения или приказа, а также служебного удостоверения.
  7. Инспектор не может требовать документы, не имеющие отношение к предмету проверки.

Теперь коротко о ваших обязанностях перед инспектором:

  1. Не препятствовать посещению и обследованию инспектором (при наличии удостоверения и копии приказа (распоряжения) о проведении проверки) используемых вами в ходе хоз. и иной деятельности территорий, зданий, помещений, сооружений, а также проведению необходимых исследований, измерений и др. мероприятий по контролю (при привлечении аккредитованных специалистов).
  2. Предоставлять копии документов согласно техническому заданию на проведение проверки, а также дополнительные документы по требованию инспектора, имеющие отношение к предмету проверки.
  3. Выполнять предписания об устранении нарушений законодательства (в случае если они не были оспорены в установленном законом порядке), а также предоставлять отчеты и подтверждающие документы об устранении нарушений.
Как проходить экологические проверки без штрафов?

В этом заключается наша работа – защита законных интересов вашего предприятия. Мы знаем, что именно будут у вас проверять. какие нужны документы, как подготовить территорию, какие у вас права, а также как избежать штрафов .

Подготовка предприятий к проверкам, отстаивание их законных прав и интересов – наша профессиональная компетенция. Мы уже знаем, что будут проверять на вашем предприятии, на что следует обратить внимание. В ходе подготовки наши специалисты будут делиться с вами профессиональными секретами, доработают всю недостающую документацию, обучат ответственное должностное лицо и руководителя. У нас большой опыт работы в этой области.

Наша компания даёт гарантию минимизации штрафов !

В максимально короткие сроки мы готовим недостающий комплект документов. Оформляем документы к проверке, даем рекомендации по устранению нарушений на территории организации, при необходимости присутствуем при проверке и на подписании акта проверки, а также проводим устранение нарушений законодательства по предписанию, при наличии таковых.

Вы можете бесплатно получить перечень для самостоятельной подготовки к проверке в нашем офисе. Предварительная консультация по вопросам проверок также бесплатна .

Стоимость подготовки к проверке начинается от 20 000 рублей. Сумма зависит от объема работы и дополнительных услуг. В стоимость входит: выезд специалистов на проверяемый объект, анализ существующей документации, выявление нарушений и недостающей документации, выявление нарушений на территории предприятия и рекомендации по их устранению, скидка на проектирование, формирование пакета документов к проверке, консультации до, во время и после проверки, присутствие специалиста на проверке, представительство.

На сайте есть возможность заказать звонок нашего специалиста – кнопка «Перезвоните мне» в верхней панели страницы.

Самые частые нарушения при экологических проверках и наказание за них

Самое распространенное нарушение – это несвоевременное внесение денежных средств (ст. 8.41 КоАП РФ) по расчету платы за НВОС и его несвоевременное предоставление в РПН (ст. 8.5 КоАП РФ).

Экология на предприятиях автомоб

Экология на предприятиях автомобильного транспорта

Для осуществления экологической деятельности на транспортных предприятиях создаются специальные подразделения, отвечающие за проведение природоохранной работы. По видам транспорта имеются различия в форме и направленности работы, а также в составе и подчиненности служб охраны окружающей среды.

На автотранспортных предприятиях и авторемонтных заводах для осуществления экологической деятельности введена должность инженера по охране природы, который отвечает за подготовку документации и отчетность по экологическим вопросам. Это должностное лицо ведет природоохранную работу совместно с главным инженером АТП или АРЗ, который отвечает за состояние оборудования и качество технологических процессов, представляет сведения об отходах, образующихся на предприятии, в том числе изношенных шинах и автомобильных камерах, отработанных машинных маслах, о полигонах и накопителях для захоронения или складирования отходов. Главный механик отвечает за расход водных и энергоресурсов, за работу очистных сооружений для сточных вод мойки автомобилей и эффективность очистки сточных вод, функционирование водооборотных систем. Инженеры по охране природы на предприятиях автомобильного транспорта взаимодействуют с органами Госкомэкологии и отделом технологии и экологии Министерства транспорта РФ.

Экологическая документация автотранспортного предприятия

Общая характеристика документации

Состав документов. Министерство транспорта РФ разработало и утвердило "Экологические требования к предприятиям транспортно-дорожного комплекса РФ", согласно которым каждое транспортное Предприятие должно вести обязательную экологическую документацию:

расчеты предельно допустимых выбросов (ПДВ) или временно согласованных выбросов (ВСВ) в атмосферу и предельно допустимых сбросов (ПДС) в водоемы;

разрешение на ПДВ или ВСВ;

разрешение на сброс воды и водопользование;

разрешение на хранение отходов;

разрешение на вывоз отходов;

экологический паспорт предприятия;

государственные стандарты на ПДВ вредных веществ, в том числе государственные стандарты на токсичность и дымность отработавших газов ДВС;

акты, протоколы, предписания предприятию со стороны специально уполномоченных государственных природоохранных организаций;

государственная отчетность по охране окружающей среды;

другие обязательные к выполнению нормативы, правила, инструкции.

Формы отчетности. Государственная отчетность по экологической деятельности предприятия ведется по следующим формам:

2-тп (водхоз) "Отчет об охране водного хозяйства" (сведения о вредном воздействии на природные водные объекты отражаются в разделе о показателях сброса сточных вод и содержания в них загрязнений);

2-тп (воздух) "Отчет об охране атмосферного воздуха";

3-ос "Отчет о ходе строительства водоохранных объектов и прекращении сброса неочищенных сточных вод, предоставляемый предприятиями, имеющими задания по прекращению сброса загрязненных вод и строительству водоохранных сооружений";

4-ос "Отчет о текущих затратах на охрану природы" (покупка приборов, оборудования, асфальтирование территорий и т.д.);

18 кс "Капвложения на природоохранные цели".

Для предприятий, осуществляющих специфические виды деятельности, предусмотрены дополнительные формы отчетности.

Разрешения на хранение и вывоз отходов транспортного предприятия выдаются территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора или комитетами по экологии. В них указываются объемы, характеристика отходов (класс опасности) и места их захоронения.

Транспортное предприятие должно также иметь оформленный Паспорт отхода, составляемый ежегодно. Санитарными правилами установлены предельные количества накопления токсичных отходов на территории предприятия.

Документация, подтверждающая разрешение хранения транспортных средств на предприятии, определяет максимально допустимое их количество с учетом статуса территории расположения транспортного предприятия (зона жилой застройки, промышленная зона, зона отдыха, санаторная зона, зеленая зона, зона заповедников, сельскохозяйственная зона и т.п.). Так, например, запрещается хранить более 300 автомобилей на территории автотранспортного предприятия, расположенного в жилой зоне, и более 500 автомобилей – в промышленной зоне.

Особые требования вплоть до запрещения, учитывающие пожаро- и взрывоопасность, а также высокую вероятность возникновения транспортных происшествий, предъявляются к стоянкам автомобилей поблизости от учебных, других детских и лечебно-профилактических учреждений.

Помимо обязательной документации, на предприятиях имеются различные справочно-информационные данные, методические рекомендации и иные вспомогательные документы, необходимые для осуществления и правильного оформления результатов деятельности по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

Экологическую документацию транспортного предприятия должна вести экологическая служба, а при ее отсутствии – специально назначенное лицо. Контролируют документацию региональные комитеты по экологии и природопользованию, они же выдают разрешения на ПДВ, ПДС, устанавливают лимиты водопользования.

Экологический паспорт предприятия

Документом, комплексно характеризующим состояние природоохранных работ на транспортном предприятии, является экологический паспорт. Этот документ составляется в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04 – 90 "Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения". Паспорт разрабатывается на основе анализа и обобщения результатов деятельности предприятия и включает в себя следующие разделы:

общие сведения о предприятии и его реквизиты (указываются основные виды деятельности, производства-загрязнители; приводятся все источники выделения загрязнений и точки их контроля); краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия (метеорологические параметры, коэффициенты рассеивания и фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере данного региона, коэффициент рельефа местности, согласно данным органов Роскомгидромета или комитетов по экологии и природопользованию);

сведения об использовании земельных ресурсов (отвод земель под здания и сооружения, вспомогательное производство, административно-сбытовой корпус, площадки под размещение отходов, озелененные территории и др.);

характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов (расход видов ресурсов на выполнение перевозочного процесса и поддержание исправного технического состояния подвижного состава, определяемый с помощью балансовой схемы материальных потоков, статистической отчетности и инвентаризации; пример балансовой схемы материальных потоков для автотранспортного предприятия представлен на рис. 15.1);

характеристика выбросов в атмосферу (приводятся нормативы ПДВ и фактические значения для каждого загрязняющего вещества);

характеристика водопотребления и водоотведения (сведения включают общие и удельные показатели потребления и стока воды; данные о составе и свойствах сточной воды, параметры очистных сооружений и водооборотных систем; прилагается балансовая схема водопотребления и водоотведения с указанием расхода и потери воды на каждом производственном участке);

характеристика отходов (указываются требования к размещению отходов, нормативы и фактические объемы, а также токсические свойства);

сведения о транспорте предприятия (приводится количественный состав транспортных средств, общий пробег подвижного состава, удельные выбросы основных загрязняющих веществ, а также суммарный годовой выброс);

сведения об эколого-экономической деятельности предприятия (лимиты на использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов, нормативы платы и размеры экологических платежей, налоговые льготы за внедрение "чистых технологий" и др.).

В экологический паспорт помещают карту-схему предприятия, на которую наносят источники загрязнения атмосферы, водных объектов, места складирования отходов, водозаборов, границы санитарно-защитной зоны.

Экологический паспорт разрабатывается транспортным предприятием и утверждается его руководителем. Сведения, изложенные в паспорте, используются для контроля деятельности предприятия вышестоящими экологическими органами. Один экземпляр паспорта хранится на предприятии, второй – в региональном комитете по экологии и природопользованию. При изменении технологии, состава оборудования и водного баланса предприятия в экологический паспорт вносятся соответствующие коррективы.

Контроль и ответственность за экологические правонарушения

Понятие экологического правонарушения. Загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов, несоблюдение стандартов и норм качества среды обитания, порча природных объектов, в том числе памятников природы, нарушение прочих экологических требований относятся к категории экологических правонарушений, за которые предусмотрена дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, уголовная ответственность должностных лиц и граждан, а также административная и гражданско-правовая ответственность предприятий и организаций.

Виды ответственности отражены в Законе РФ "Об охране окружающей природной среды", Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, Гражданском и Уголовном кодексах РФ и в подзаконных нормативных актах.

Экологические преступления расцениваются как общественно опасные деяния, оказывающие большое влияние на состояние общественной безопасности, наносящие вред здоровью людей и значительный экономический ущерб. Субъектами экологического правонарушения могут являться как российские, так и иностранные физические и юридические лица, независимо от форм собственности и подчиненности. Объект экологического правонарушения – биосфера в целом или отдельные естественные экосистемы. Это важно учитывать при квалификации конкретного правонарушения как экологического. Например, нельзя считать экологическим правонарушением хищение или уничтожение рыбы в рыбохозяйственных водоемах, так как промысловая рыба появилась в них не естественным путем, а при участии человека; загрязнение воздуха в производственных помещениях, так как они являются искусственно созданной средой обитания.

Основными составляющими экологического правонарушения являются: противоправность поведения, причинение вреда или возникновение его реальной угрозы, наличие связи между противоправным поведением и нанесенным вредом. Если в результате правонарушения не нанесен вред природной среде, оно не будет расцениваться как экологическое. Например, самовольный захват земли под автостоянку, если он не сопряжен с причинением вреда природе, будет считаться не экологическим, а земельно-правовым нарушением.

Виды ответственности. В зависимости от тяжести совершенного экологического правонарушения и его субъекта предусматриваются разные виды эколого-правовой ответственности. Юридическое лицо не может нести уголовную, дисциплинарную, материальную ответственность, которые возлагаются на граждан. Одни виды ответственности могут применяться в совокупности, другие – альтернативно. Так, за одно преступление нельзя одновременно привлечь к уголовной и дисциплинарной ответственности.

Экологические правонарушения подразделяются на две группы – проступки и преступления. Это учитывается при определении меры ответственности.

Экологические проступки совершают должностные лица предприятий при невыполнении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. К ним применяют меры дисциплинарной ответственности, в частности лишение материального поощрения или даже увольнение с работы.

К административной ответственности привлекаются должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических правонарушений, наиболее характерными из которых на транспорте являются:

несоблюдение стандартов и норм качества природной среды, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и неучет ее требований, нарушение экологических требований при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию предприятии, сооружений и путей сообщения, сверхнормативное загрязнение окружающей среды, порча и уничтожение природно-заповедных комплексов и естественных экосистем и др. Правонарушители подвергаются штрафу:
граждане – от одно- до десятикратного размера минимальной оплаты труда, должностные лица – от трех- до двадцатикратного, предприятиям, учреждениям, организациям назначается определенная сумма.

Экологические правонарушения могут повлечь за собой нанесение ощутимого вреда природной среде (ее загрязнение, истощение, разрушение) и природопользователю (в виде утраты его имущества, неполучения дохода, возникновения дополнительных расходов на восстановление разрушенного состояния природной среды и др.). В этом случае на виновных юридических и физических лиц возлагается гражданская ответственность, которая обязывает возместить нанесенный ущерб. В связи с отсутствием методик оценки нанесенного вреда Высший арбитражный суд РФ постановлением пленума от 21 октября 1993 года указал, что вред должен возмещаться по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды.

Уголовная ответственность должностных лиц и граждан наступает за экологические преступления, которые выражаются в посягательстве на экологический правопорядок в РФ, экологическую безопасность общества и причинении вреда окружающей природной среде и здоровью человека.

В настоящее время до 90 % всех выявленных нарушений природоохранительного законодательства наказывается в административном порядке. Однако для обеспечения экологической безопасности административных санкций недостаточно. Применение норм уголовной ответственности ограничено из-за несовершенства законодательной базы, предусматривающей ответственность за экологические преступления.

Экологический контроль. Он является правовой мерой обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. В ходе контроля специально уполномоченные субъекты осуществляют проверку соблюдения и исполнения экологического законодательства. В природоохранной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный.

Государственный экологический контроль в наибольшей степени может влиять на исполнение экологических требований, поскольку может опираться на поддержку правоохранительных органов – прокуратуры и суды. В 1996 году Министерство юстиции РФ зарегистрировало Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Минприроды России и его территориальных органов, в которых изложены права и обязанности государственных инспекторов по охране природы, а также меры по устранению экологических правонарушений и привлечению виновных к ответственности. На Госкомэкологии и его территориальные органы возложена задача координации деятельности специально уполномоченных органов РФ в области охраны окружающей среды.

Ведомственный экологический контроль на транспорте осуществляет Минтранс России. В его составе создана Российская транспортная инспекция (РТИ), включающая в себя подразделения экологического контроля, которые следят за экологическим состоянием подвижного состава предприятий и организаций транспорта, водных путей и дорог. РТИ осуществляет инспекционный контроль международных автомобильных перевозок, проверки в пунктах пропуска через Государственную границу транспортных средств с целью соблюдения требований Международных договоров РФ, инспектирование и лицензирование деятельности по пассажирским и грузовым перевозкам, ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств на коммерческой основе, строительству и содержанию автодорог, реализации нефтепродуктов и оперативный контроль их качества.

Созданы стационарные посты инспекции автогрузового контроля на всех магистралях, связывающих Россию с зарубежными странами, а также на въездах в города республиканского, краевого, областного подчинения, где ведут проверку технического состояния автомобильного транспорта по 24 позициям, что позволяет выявлять большое количество экологических правонарушений и предотвращать дорожно-транспортные происшествия.

Отделения Ространсинспекции оснащаются передвижными дорожными лабораториями на базе автофургона "Газель". Такие лаборатории имеют специальные приборы и оснастку (курвиметр, высотомер, дешифратор тахограмм, газоанализатор) и могут определять многие экологические параметры грузовых и легковых автомобилей: осевые нагрузки на дорожное покрытие, габаритные размеры автотранспортных средств, учет пройденного ими пути, скоростной режим и режим труда и отдыха водителя.

Кроме того, приборная оснастка позволяет определять все параметры дорожного полотна при его строительстве и эксплуатации:

- качество применяемых материалов;

- соответствие применяемых технологий ведению дорожных работ;

- линейные размеры реконструируемого дорожного покрытия.

Лаборатория укомплектована системой непрерывного контроля ровности дорожного покрытия и регистрации дефектов на проезжей части, а также элементов инженерного обустройства и средств регулирования дорожного движения.

При оценке качества автомобильных топлив на АЗС передвижные лаборатории позволяют проверить действительное значение октанового числа бензина; кроме того, выявляется соответствие объема отпускаемого бензина показаниям счетчика колонки.

Все выявленные правонарушения, оформляемые актами, обобщаются органами Ространсинспекции, и о них информируются структуры Минтранса России. Внутреннее российское законодательство в настоящее время не приведено в соответствие с международными конвенциями о дорожном движении, и это создает большие трудности в работе РТИ по пресечению экологических правонарушений.

Производственный экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, главного энергетика, главного механика и др.) и производственных подразделений. Главной задачей такого контроля является проверка выполнения планов и оформления документации по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, соблюдения нормативов ПДК, выполнения иных экологических требований.

Общественный экологический контроль проводится в рамках общественных слушаний, собраний, референдумов и т.д.