Категория: Бланки/Образцы
Документ по состоянию на август 2014 г.
Учитывая многочисленные просьбы лесхозов и территориальных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) устанавливает следующий порядок списания федерального имущества, числящегося на балансах учреждений Рослесхоза как основные средства, а также порядок передачи основных средств между учреждениями Рослесхоза, реализации.
1. Списание, передача недвижимого имущества.
Недвижимое имущество учреждений третьего уровня подчиненности (лесхозы, другие учреждения), такое как здания, сооружения, передаточные устройства, жилые дома, объекты социальной сферы, подлежит списанию с баланса только по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Для этого территориальные органы управления лесным хозяйством соответствующего субъекта Российской Федерации вместе с ходатайством в адрес Рослесхоза представляют акты на списание основных средств в бюджетных учреждениях по форме ОС-4 бюдж. в количестве 1 экземпляра; реестр актов (Приложение 1); копию паспорта на здание или сооружение, оформленного в установленном порядке в бюро технической инвентаризации не позднее месячного срока ко дню оформления акта на списания основных средств; заключение БТИ или иной независимой уполномоченной организации о состоянии подлежащего списанию объекта основных средств с подробным описанием изношенности и причин, говорящих о нецелесообразности капитального ремонта и дальнейшей эксплуатации объекта основных средств; фотографии данных объектов в формате 20 x 30; выписку из реестра федерального имущества, закрепленного за данным учреждением; копию приказа о назначении постоянно действующей комиссии учреждения по проверке, приемке и списанию основных средств.
Если недвижимое имущество пришло в негодность вследствие стихийного бедствия или иного чрезвычайного происшествия, то дополнительно прилагаются справки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или территориальных органов МЧС России, или иных органов местного самоуправления, подтверждающие факт стихийного бедствия или чрезвычайного положения.
Если же имущество пришло в негодность по вине физических или юридических лиц, то необходимо дополнительно предоставить материалы о привлечении виновного лица к ответственности, возмещении ущерба или закрытии уголовного дела.
Недвижимое имущество, транспортные средства учреждений второго уровня подчиненности (территориальные органы управления лесным хозяйством, институты) подлежат списанию в таком же порядке.
Для получения письменного согласия Рослесхоза на передачу недвижимого имущества с баланса на баланс учреждений Рослесхоза территориальным органам соответствующего субъекта необходимо в адрес Рослесхоза направить ходатайство на передачу недвижимого имущества с подробным описанием технических и стоимостных характеристик объекта и обоснованием причин передачи.
2. Списание, передача движимого имущества.
Движимое имущество (автомобильный транспорт, трактора, мотоциклы, станки, оборудование, вычислительная техника и т.п.) списывается с баланса учреждений третьего уровня подчиненности (лесхозы, другие учреждения) по согласованию с территориальным органом управления лесным хозяйством соответствующего субъекта Российской Федерации.
Для этого в территориальный орган управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации лесхоз или иное учреждение лесного хозяйства представляет: акт на списание основных средств в бюджетных учреждениях по форме ОС-4 бюдж.; акт о списании транспортных средств по форме ОС-4а бюджет; копию паспорта на транспортное средство или иное оборудование; независимое экспертное заключение о причинах выбытия из строя; копию приказа о создании в учреждении постоянно действующей комиссии по проверке, приемке и списанию основных средств.
Если же автотранспортное средство или иное имущество списывается в результате дорожно-транспортного происшествия, аварии, кражи, то к акту на списание в обязательном порядке прилагаются: материалы расследования ДТП, факта кражи и т.п. органами ГИБДД и следственными органами; материалы о взыскании ущерба или привлечении виновного лица к ответственности либо заключение правоохранительных органов в отказе в возбуждении уголовного дела.
В случае списания основных средств, пришедших в негодность в результате стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации, прилагаются справки, подтверждающие данный факт, выданные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или территориальными органами МЧС России либо иными органами местного самоуправления.
Движимое имущество (кроме транспортных средств) учреждений второго уровня подчиненности (территориальные органы управления лесным хозяйством, институты) подлежит списанию по согласованию с территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Передача движимого имущества с баланса на баланс учреждений Рослесхоза согласовывается с территориальным органом управления лесным хозяйством соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Реализация федерального имущества.
Реализация любого федерального имущества в учреждениях всех уровней подчиненности Рослесхоза производится по согласованию с Рослесхозом. Для этого необходимо в адрес Рослесхоза направить ходатайство с подробной характеристикой объекта и обоснованием причин продажи.
Согласованные с Рослесхозом или территориальным органом управления лесным хозяйством акты на списание основных средств в бюджетных учреждениях представляются в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Обращаем внимание, что начисленный по основным средствам износ в размере 100% стоимости основных средств, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания по причине полного износа.
Кроме того, в связи с введением в действие Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н, вместо актов о списании основных средств по формам ОС-4 бюдж. и ОС-4а бюджет с 1 января 2005 года будут применяться следующие формы:
1. Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме 0306003.
2. Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме 0306033.
3. Акт о списании автотранспортных средств по форме 0306004.
4. Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря по форме 0504143.
Разборка, демонтаж основных средств до согласования актов на их списание в установленном порядке не допускается.
Примите данные указания к руководству и исполнению.
Руководитель Агентства
В.П.РОЩУПКИН
Согласовано
Руководитель
Федерального агентства
лесного хозяйства
________________________
"__" ___________ 20__ г.
Основные средства – средства труда, работающие в производстве длительное время, участвующие во многих производственных циклах, не меняющие своей материально-вещественной формы и увеличивающая стоимость готовой продукции по средствам амортизации.
В РФ учет основных средств в проводках регламентируется соответствующим ПБУ 6/01, которое утверждено Приказом МФ РФ от 30.03.2001 № 26н. Более детальное описание предусмотрено в Методических указаниях по бухучету основных средств, утверждённых Приказом МФ РФ от 13.10.2003 № 91.
Что такое основное средство?Пункт 4 ПБУ 6/01 причисляет к основным средствам :
Возрастание стоимости основных средств на балансе как следствие приобретения новых объектов, либо модернизации или переоценки имеющихся, отражается по дебету соответствующих счетов.
Уменьшение стоимости основных средств как результат продажи объектов или выведения их из эксплуатации отображается по кредиту счетов 01 или 03.
Не относятся к основным средствам объекты:
Может проводиться по многим признакам, в частности, приведенным на рис. 1.
Рис. 1. Важнейшие признаки классификации ОС.
Основные средства дополнительно могут классифицироваться:Получите 200 видеоуроков по 1С бесплатно:
Такая операция оформляется проводкой Дт 01.01 – Кт 60.01 при поступлении объекта на предприятие, при оплате со счета – Дт 60.01 – Кт 51 .
У бюджетных организаций свой план счетов, читать подробнее — проводки по ОС в бюджетных организациях .
Учет основных средств в 1С 8.3В самой популярной программе для бухгалтеров — 1С Бухгалтерия 8.3 реализован полноценный блок учета основных средств. Рассмотрим основные операции по учету ОС.
Видео по созданию новой карточки основного средства, принятия ОС к учету и начислению амортизации:
Поступление оборудования (или Поступление товаров и услуг с видом операции «Оборудование) — документ, который формирует проводки по прибытию ОС в организацию (например, Дт 08.04 — Кт 60.01 ):
Следующее действие — перевод основного средства в эксплуатацию. Производится с помощью документа Принятие ОС к учету. Документ делает проводку Дт 01.01 — Кт 08.04 :
После того, как основное средство начали использовать необходимо начислять амортизацию. Делается это в 1С 8.3 каждый месяц с помощью регламентной операции Закрытие месяца. Документ делает следующие проводки:
После того, как ОС полностью изношено (или, например, было сломано), оформить его выбытие можно документом Списание ОС. Программа спишет остатки амортизации и спишет остаточную стоимость основного средства со счета 01.01 на счет 91.02 (Доходы (расходы), связанные с ликвидацией ОС) через 01.09 (ОС к выбытию).
Закажите услугу по составлению отчетности онлайн:
Рис. 2 Структура бухгалтерии ООО «Орион».
Отделы бухгалтерии, менеджеры по закупке и менеджеры по продаже в процессе деятельности тесно связаны между собой. Работа каждого конкретно взятого отдела влияет на работу всех остальных.
Изучив выше изложенную информацию о деятельности и структуре ООО «Орион», можем сказать об эффективности имеющейся структуры предприятия.
2. Подготовительный этап аудиторской проверки учета основных средств.
2.1. Аудиторская оценка системы внутреннего контроля.
В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405 система внутреннего контроля экономического субъекта включает в себя: система бухгалтерского учета; контрольную среду; отдельные средства контроля.
Система бухгалтерского учета экономического субъекта может считаться эффективной, если в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования: операции в учете правильно отражают временной период их осуществления; операции в учете зафиксированы в правильных суммах; операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета; зафиксированы особенности операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности; ограничена возможность появления злоупотреблений.
Контрольная среда представляет собой осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, и включают в себя:
Стиль и основные принципы управления. В соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего распорядка может быть назначен ревизор, создана ревизионная комиссия или организован отдел внутреннего аудита, которым передается часть функций по поддержанию системы внутреннего контроля.
Организационная структура аудируемого лица. Структура предполагает разделение ответственности и полномочий сотрудников. Обычно подлежат распределению между различными лицами такие функции, как: непосредственный доступ к активам экономического субъекта; разрешение на осуществление операций с активами; непосредственное осуществление хозяйственных операций; отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
Осуществляемая кадровая политика. Функционирование системы внутреннего контроля зависит от сотрудников, которым поручена соответствующая деятельность. Система отбора, найма, продвижения по службе, обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию и честность соответствующего персонала.
Порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;
Порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;
Соответствие хозяйственной деятельности аудируемого лица в целом требованиям действующего законодательства.
Системы внутреннего контроля функционируют в следующих условиях: затраты на осуществление контрольных мероприятий должны быть меньше тех экономических выгод, которые дает применение таких мероприятий; цель большинства средств контроля состоит в выявлении нежелательных хозяйственных операций, а не тех, которые являются необычными; человеку свойственно делать ошибки по небрежности, из-за рассеянности, неверных суждений или недопонимания инструктивных материалов; возможно умышленное нарушение системы контроля в результате сговора сотрудников экономического субъекта, как с другими сотрудниками данного экономического субъекта, так и с третьими лицами; возможно нарушение системы контроля вследствие злоупотреблений со стороны кого-либо из руководителей, ответственных за функционирование данных аспектов контроля; встречается практика существенного изменения условий ведения хозяйственной деятельности или правил учета, в результате чего принятые контрольные процедуры могут перестать выполнять свои функции.
Средства контроля должны обеспечить: выполнение хозяйственных операций только с одобрения руководства; фиксирование в бухгалтерском учете всех операций в правильных суммах, на надлежащих счетах бухгалтерского учета, в правильном периоде времени, в соответствии с принятой у аудируемого лица учетной; доступ к активам только с разрешения соответствующего руководства; определение руководством с установленной периодичностью соответствия зафиксированных в бухгалтерском учете и фактически имеющихся в наличии активов.
Процедурами внутреннего контроля являются: арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей; проведение сверок расчетов; проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководящего персонала; проведение в соответствии с установленным порядком периодических плановых и внезапных инвентаризаций; использование для целей контроля информации из источников, расположенных вне данного экономического субъекта; осуществление мер, направленных на физическое ограничение доступа несанкционированных лиц к активам предприятия; исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных хозяйственных показателей с фактически имевшими место и выяснение причин существенных расхождений.
В ходе аудиторской проверки необходимо проанализировать систему бухгалтерского учета, которая применяется у аудируемого лица, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых он должен определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур. Если в итоге можно утверждать, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность, то получаем возможность: сократить объем аудиторских процедур; проводить аудиторские процедуры более выборочно, чем делалось бы в противном случае; внести изменения в суть применяемых аудиторских процедур; внести изменения в предполагаемые затраты времени на осуществление аудиторских процедур.
При оценке используются не менее трех следующих градаций:
а) высокая; б) средняя; в) низкая. Изучение и оценка особенностей системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться в ходе аудиторской проверки [5, стр. 49].
У «Орион» программа внутреннего контроля основных средств не разрабатывается, так как операций с основными средствами не много и издержки на организацию специального контроля не оправдываются. Так как у рассматриваемого ООО «Орион» отсутствуют структуры, выполняющие функции внутреннего контроля, его, казалось бы, следовало отнести к градации "низкая" надежность. Однако, так как данное предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, которым разрешаются отступления от общих требований к организации контрольных внутренних структур, то для него такое положение является естественным. Аудитору только будет необходимо не ограничиваться выборочной проверкой документации по учету операций с основными средствами, а произвести сплошную проверку всех принятых к учету документов. Наиболее простым и эффективным способом получения предварительной информации о состоянии внутреннего контроля основных средств является тестирование по вопросам. Из таблиц с вопросами для оценки внутреннего контроля основных средств и бухгалтерского учета хозяйственных операций по основным средствам можно сделать вывод о том, что величина как контрольного, так и неотъемлемого риска является средней, так как можно дать хорошую оценку работе по учету и контролю основных средств у «Орион». Но тем не менее аудитор будет проводить сплошную проверку основных средств.
Вывод: ООО «Орион» относится к субъектам малого бизнеса, которым разрешается отступление от общих требований к организации контрольных внутренних структур. Исходя из данных таблиц, составленных на основании ответов руководства, сотрудников фирмы и данных, полученных при знакомстве с организацией, дается средняя оценка, т.е. средняя надежность.
2.2.Отражение основных средств в учетной политике.
У рассматриваемого индивидуального предпринимателя учет основных средств, как для бухгалтерского, так и для налогового учета представлен в приказах «Об учетной политике ООО «Орион» на 2007 год». На основании учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения отмечаем основные моменты отражения основных средств в учете:
Ко вновь приобретенным основным средствам применяется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденную Постановлением Правительства РФ «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.02 года № 1. В случае, если предмет невозможно отнести ни к одной из амортизационных групп, организация самостоятельно определяет срок его полезного использования.
Поступившие основные средства и все работы, связанные с установкой, доставкой, ремонтом учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», на котором формируется первоначальная стоимость объекта.
При вводе основного средства в эксплуатацию объект учитывается по первоначальной стоимости на счете 01 «Основные средства».
Объекты основных средств стоимостью не более 20000 рублей за единицу списываются на затраты (расходы на продажу) по мере отпуска их в эксплуатацию.
При начислении амортизации объектов основных средств в бухгалтерском учете и налоговом учете применяется линейный способ.
Раздельный учет обеспечивается как по самим хозяйственным операциям, в том числе основных средств, нематериальных активов, так и по суммам НДС по приобретенным товарам, в том числе основным средствам, нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых так и не облагаемых операций.
Изложенные в учетной политике пункты по учету основных средств соответствует установленным нормативным документам.
2.3. Планирование аудиторской проверки основных средств.
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения, а также разработке программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
При планировании аудита следует выделить следующие основные этапы: а) предварительное планирование аудита;
б) подготовка и составление общего плана аудита;
в) подготовка и составление программы аудита.
На этапе предварительного планирования необходимо ознакомиться с информацией о: а) внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия;
б) внутренних факторах, связанных с индивидуальными особенностями хозяйственной деятельности.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и средством контроля качества работы.
Еще до начала составления плана и программы аудита необходимо рассчитать уровень существенности. Необходимо проанализировать числовые значения, записанные в четвертом столбце. В том случае, если какие-либо значения сильно отклоняются в большую и (или) меньшую сторону от остальных, можно отбросить такие значения. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую можно для удобства дальнейшей работы округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, которую можно использовать в процессе проведения аудита [10, стр. 38]. Расчет уровня существенности рассмотрим в таблице приведенной ниже (табл. 1)
Расчет уровня существенности на примере ООО «Орион».
Наименование базового показателя
Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:
(743 + 2139 + 2638 + 2156 + 1928)/5 = 1921 тыс. руб.
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(1921 – 743)/1921 * 100% = 61%, т.е. более чем вдвое.
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(2638 – 1921)/1921 * 100% = 37%
Поскольку значение 743 тыс. руб. отличается от среднего значения, а значение 2638 тыс. руб. – не так сильно, и кроме того, значение 2156 тыс. руб. – близко по величине к 2638 тыс. руб. принимаем решение отбросить при дальнейших расчетах наименьшее значение, а наибольшее оставить.
Новое среднее арифметическое составит:
(2139 + 2638 + 2156 + 1928)/4 = 2215 тыс. руб.
полученную величину допустимо округлить до 2500 тыс. руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различия между значениями уровня существенности до и после округления составит:
(2500 – 2215)/2215 * 100% = 13%, что находится в пределах 20%.
Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур представляет собой перечень действий для детальных конкретных проверок. Таким образом, составляем общий план аудита основный средств (табл. 2), в котором расписаны мероприятия по организации аудита основных средств у ООО «Орион»
Общий план аудита Генеральный директор_____________________________Руководитель аудиторской проверки _________________Воронин К.В.
На основании программы аудита проводится аудит основных средств в той последовательности, в которой указано в программе.
Рассмотрен порядок планирования аудита основных средств, в котором был составлен план и программа аудита основных средств, которых придерживаются при проведении аудиторской проверки.
3.Методика проведения аудита основных средств.
3.1.Источники аудиторских доказательств и аудит поступления основных средств.
Источниками получения аудиторских доказательств (доказательной информацией) являются:
первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;
результаты анализа финансово - хозяйственной деятельности экономического субъекта;
устные высказывания сотрудников экономического субъекта;
сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;
результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;
При аудите данных операций необходимо обратить внимание на правильность формирования первоначальной стоимости основных средств, суммовых разниц для целей бухгалтерского учета и налогообложения, сумм НДС уплаченных при их приобретении, процентов за пользование заемными средствами для целей бухгалтерского учета и налогообложения [1].
В соответствии с п. 7,8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 25н, объекты ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, в качестве которой при приобретении объектов за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов [10]. В данном случае объект основных средств – сервер DEPOStorm1000, поступил на предприятие ООО «Орион» по счет-фактуре № 15 от 10.01.2008 на сумму 37482,35 руб. в том числе НДС 5717,65 руб. Так как стоимость объекта превышает 20000 руб. то объект относится к основным средствам и относится ко второй амортизационной группе.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 08 «Вложения во Внеоборотные активы» предназначен для обобщения информации о затратах организации на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основного средства. Таким образом затраты по приобретению основного средства должны отражаться проводкой дебет 08 кредит 60 на стоимость основного средства без НДС. Сумма НДС, подлежащая уплате продавцу, отражается по дебету счета 19, в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В бухгалтерском учете поступление сервера оформляется следующими проводками:
Дт 08 Кт 60 – 31764,70 руб. – на сумму основного средства без НДС.
Дт 19 Кт 60 – 5717,65 руб. – сумма НДС уплачиваемая поставщику.
При погашении задолженности перед продавцом в учете делается запись по дебету счета 60 и кредиту счета 51 «Расчетные счета». При оплате сервера поставщику делается проводка Дт 60 Кт 51 – 37482,35.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов сформированная первоначальная стоимость основного средства, введенного в эксплуатацию и оформленного в установленном порядке, списывается с кредита счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации. Объект рассматривается как основное средство только после начала его фактического использования и оформления формы № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)». Ввод сервера в эксплуатацию оформляется проводкой: