Руководства, Инструкции, Бланки

образец план проведения занятия img-1

образец план проведения занятия

Категория: Бланки/Образцы

Описание

МП 2_1 Подг к занятию

/ Методические разработки - 2003 / МП 2_1 Подг к занятию тонкой химической технологии

тема, учебные цели и учебные вопросы;

время (днем, ночью), продолжительность, район проведения занятия;

расход моторесурсов (на занятия с материальной частью), имитационных и других средств.

Большая часть этих данных определяется программами, планом боевой подготовки и расписанием занятий. Недостающие данные командир руководитель занятия (командир взвода) определяет самостоятельно или на основе указаний вышестоящих командиров.

Уясняя тему занятия, командир взвода должен раскрыть ее содержание, т. е. определить, какие тактические приемы и способы действий и на фоне какой обстановки должны быть отработаны в ходе занятия, с чего следует начать и чем закончить отработку темы.

Уяснив тему, командир взвода определяет учебные цели для основных категорий обучаемых и для подразделений в целом.

Количество и содержание учебных вопросов на каждом занятии зависит от содержания темы, учебных целей, продолжительности занятия и подготовленности обучаемых. На занятии обычно отрабатываются наиболее важные вопросы темы, требующие выработки у обучаемых умений и навыков. При этом следует отрабатывать такие вопросы, которые требуют активных действий всех обучаемых категорий и связаны с выполнением приемов и действий при решении специальных задач, без чего нельзя добиться слаженности подразделений.

Для занятий, проводимых ночью, следует подбирать такие учебные вопросы, которые позволяли бы научить личный состав быстро ориентироваться в темноте и выполнять свои задачи. При подготовке занятия, особенно в ходе рекогносцировки, предусматривается назначение в качестве ориентиров таких местных предметов, которые были бы заметны в условиях ограниченной видимости.

Для обучения личного состава наблюдению, ведению огня из штатного оружия и выполнению специальных задач ночью занятие обеспечивается приборами ночного видения, компасами, осветительными патронами, мишенями (макетами) с имитаторами выстрелов и ночных прицелов, сигнальными фонарями и другими осветительными средствами. При проведении занятий ночью особое внимание обращается на соблюдение свето- и звукомаскировки, умение ориентироваться на местности, готовить оружие и технику к действиям ночью, ведение наблюдения и огня с помощью ночных прицелов и в условиях освещения, маневр силами им средствами, опознавание личного состава и техники и другим вопросам, вытекающим из особенностей ночных действий.

Очень важно определить по каким элементам (отдельным приемам) будет отрабатываться каждый учебный вопрос.

Исходные данные для тактико-специальных занятий . порядок их определения и уточнения, а также порядок подготовки в основном такие же, как и при подготовке тактико-строевых занятий. Количество учебных вопросов в зависимости от темы, учебных целей и продолжительности занятия может колебаться в пределах 4 – 6. Для отработки вопросов организации и динамики боевых действий следует отводить столько времени, сколько на это потребовалось бы в реальных боевых действиях.

Определив учебные вопросы и сделав расчет времени, командир взвода создает на схеме тактическую обстановку и соответственно этому выбирает и рекогносцирует район занятия.

2. РАЗРАБОТКА ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

После определения и уточнения исходных данных и проведения рекогносцировки командир взвода приступает к разработке плана.

Планпроведения тактико-строевого занятия обычно разрабатывается на схеме или карте и включает:

тему, учебные цели, учебные вопросы;

время и место проведения;

руководства и пособия.

В разделе «Ход занятия» указываются учебные вопросы, время на их отработку, действия руководителя и обучаемых и сигналы управления.

На плане графически изображаются:

исходное положение обучаемого подразделения;

последовательность действий обучаемого подразделения и противника при отработке учебных вопросов.

Кроме того, в плане намечаются вопросы, которые будут отрабатываться при следовании подразделения в район занятия и при возвращении в расположение части.

План проведения занятия со взводом утверждает командир роты (начальник службы РХБ защиты) за 1 – 2 дня до начала их проведения. При утверждении плана занятия командир роты (начальник службы РХБ защиты) заслушивает командира взвода о порядке проведения занятия и инструктирует его, давая методические советы по ряду вопросов.

На успешное выполнение учебных целей занятия большое влияние оказывает правильно произведенный расчет времени на отработку учебных вопросов. Каждая минута учебного времени должна быть строго рассчитана и использована только для обучения. При решении вопроса о том, сколько времени должно быть затрачено на отработку того или иного учебного вопроса, надо исходить из степени его важности, уровня подготовки обучаемых, а также необходимости многократного повторения приемов действий как по элементам, так и в слитном исполнении. Для изучения наиболее важных вопросов и отработки сложных боевых приемов и действий выделяется больше учебного времени.

3. ПОДГОТОВКА МЕСТА ЗАНЯТИЯ, МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Большое значение имеет умелый выбор района занятия. Участок местности для проведения занятия должен выбираться на учебном поле или вблизи расположения части и обеспечивать возможность поучительной отработки всех намеченных вопросов.

Выбранный район должен позволять командиру взвода вести наблюдение за действиями всех обучаемых подразделений.

Проводя рекогносцировку района занятия, командир взвода:

вместе с командирами отделений намечает исходное положение, места и порядок отработки каждого учебного вопроса, вводных, применения имитационных средств и тактическую обстановку;

определяет порядок обозначения действий противника и использования оборудования учебного тактического поля для этой цели;

намечает мероприятия по подготовке учебного поля к занятиям.

Накануне занятия командиры отделений должны подготовить материальное обеспечение занятия, указанное в расписании занятий.

К материально-техническому обеспечению относятся:

штатная специальная техника;

компоненты для приготовления ДДД растворов;

средства индивидуальной защиты;

измерители доз ионизирующих излучений;

флажки для управления;

объекты для обработки;

различные указки и технические средства обучения (мегафоны, тренажеры дозиметрических приборов) и т. п.

Потребность в материально-техническом обеспечении занятий командир взвода определяет, исходя из метода проведения занятия и учебных вопросов. Он определяет количество техники, которая будет выведена на занятие, расход моторесурсов, наименование и количество компонентов специальных растворов, имитационных и других материальных средств.

При подготовки к занятиям на местности командир взвода проводит инструктаж старшего группы имитации, указывая при этом: когда, где, чем, по каким сигналам и какие действия противника обозначать, изучает с ним и проверяет знание мер безопасности при обращении со средствами имитации.

Действия противника обозначаются макетами огневых средств и мишенями. Для имитации огня и применения противником ядерного, химического, биологического оружия и зажигательных веществ используются холостые патроны, взрывпакеты и другие пиротехнические средства, имитационные и дымовые гранаты, учебная зажигательная смесь и другие средства, а также шумовые эффекты боя, записанные на магнитофонной ленте.

При проведении занятий с подразделениями РХБ разведки целесообразно использовать аппаратуру радиационной разведки, показывающую вид и степень заражения местности, техники и личного состава.

Для обозначения действий своих войск до начала занятий на местности должны расставляться объекты для специальной обработки. Если образцы или макеты отсутствуют, то они могут обозначаться указками.

Одновременно с этим организуется подготовка сержантов и подразделений к предстоящему занятию. Для этой цели могут быть проведены инструктивные занятия на местности, тактико-специальном тренажере или макете местности, а также радиотренировки.

На этих занятиях командир взвода объясняет порядок проведения занятия, с помощью макетов вооружения, боевой и другой техники на фоне конкретной тактической обстановки показывает и разъясняет последовательность действий подразделений при выполнении задач, напоминает организацию и тактику действий подразделений противника. Доводит до них сигналы управления и оповещения, позывные и радиоданные, которые будут применяться на занятии и тренирует подчиненных в их приеме и передаче по техническим средствам связи.

С личным составом в часы самоподготовки изучаются положения уставов, наставлений, соответствующие нормативы по боевой подготовке и сигналы управления, а также меры безопасности, уточняются задачи и нормативы, по которым личный состав может проводить соревнования.

4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И РАЗДЕЛЫ ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

ФОРМА ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

План или план-конспект проведения занятия по специальной (тактико-специальной) подготовке составляется в произвольной форме, который подписывается руководителем занятия (командиром отделения, взвода) и утверждается непосредственным начальником (командиром взвода, роты соответственно).

План (план-конспект) может составляться в виде таблицы и должен отражать ход занятия. В плане указывается:

с каким подразделением проводится занятие и по какой дисциплине;

номер темы и ее название;

номер занятия и его название;

учебные и воспитательные цели;

время для проведения занятия (в учебных часах);

место занятия (аудитория, учебная площадка, плац, гараж и т. д.);

вид занятия (практическое, тактико-строевое и т. д.);

материальное обеспечение (приборы, комплекты, специальные машины, автотранспорт и т. п.);

технические средства обучения (тренажеры, мегафоны, видеоматериалы и т. п.);

руководства и пособия.

В разделе «Ход занятия» указываются все учебные вопросы, включая вводную и заключительную части, время на их отработку в минутах, организацию и методику проведения занятия (для занятий по специальной подготовке). В плане проведения занятий по тактико-специальной подготовке целесообразно указывать действия командира – руководителя занятий и действия подчиненных.

Примерный план проведения занятия (по специальной подготовке)

Командир 2 роты

капитан А. Доцкин

«___»____________ 200 г.

проведения занятия с 1 взводом РХР

Тема 5. Войсковые приборы химической разведки.

Занятие 1. Назначение, тактико-технические характеристики и устройство ВПХР и

ППХР. Порядок работы с приборами.

Учебные и воспитательные цели:

Изучить с личным составом назначение, тактико-технические характеристики, устройство ВПХР и ППХР и правила работы с ними.

Воспитывать чувство уверенности в возможности определения 0В с помощью ВПХР и ППХР.

Место: учебная площадка.

Вид занятия: практическое занятие.

Материальное обеспечение: приборы ВПХР и ППХР в комплекте – по 8 шт.; ККТ-1 – 2к-та, плакаты «Прибор ВПХР», «Прибор ППХР».

Литература (руководства и пособия): 1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации на приборы ВПХР и ППХР. 2. Учебник сержанта химических войск. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. Воениздат, 1988 г.

Примерный план проведения занятия (по тактико-специальной подготовке)

Командир 2 роты

капитан В. Бельский

«___»____________ 200 г.

проведения занятия по тактико-специальной подготовке с 1 взводом РХР

Тема 2. Ведение взводом радиационной и химической разведки в различных видах

Занятие 1. Ведение радиационной и химической разведки взводом в наступлении.

Учебные и воспитательные цели:

1. Совершенствовать навыки командиров отделений в управлении отделениями при выполнении задачи.

2. Учить личный состав слаженным действиям в составе взвода при ведении РХР направлений через район ядерного взрыва.

3. Развивать у подчиненных инициативу, находчивость и творчество при выполнении задачи.

Место: учебное тактическое поле.

Вид занятия: тактико-строевое занятие днем.

Материальное обеспечение: БРДМ-2рхб – 1, УАЗ-469рхб – 2 шт. СИЗ на каждого, переговорные таблицы, флажки – 3 пары, сигнальные ракеты – 5 шт. дымовые гранаты РДГ-2 – 10 шт. бинокль, мегафон.

Руководства и пособия: 1. Учебник сержанта химических войск. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. Воениздат, 1988 г. 2. Методика тактико-специальной подготовки химических войск. Часть 2. – М. Воениздат, 1981 г.

Командир 1 взвода РХР

лейтенант Р. Хабулин

«____» _____________ 200 г.

В лекции рассмотрены вопросы подготовки командира – руководителя занятий к их проведению. Поскольку самые распространенные занятия в войсках – практические, то подготовка командира к занятиям была рассмотрена в лекции на примере практических занятий по специальной подготовке и тактико-строевых (тактико-специальных) занятий по тактико-специальной подготовке подразделений войск РХБ защиты.

Важное место в подготовке к занятиям занимает подготовка материально-технического обеспечения и выбор места занятия. От полного и качественного подбора материальных средств, технических средств обучения во многом зависит наглядность и доходчивость обучения и, в конечном итоге, успех занятия.

При подготовке к занятию каждый командир – руководитель занятия должен составить подробный план-конспект проведения занятия. План является личным рабочим документом командира взвода. Хорошо продуманный план помогает командиру уверенно и последовательно вести занятие. Степень подробности проведения занятий может быть различной. Она зависит от содержания темы, а также от личной методической и общей подготовки командира. План должен быть изложен четко, конкретно, в нем должны быть ясно определены цели, учебные вопросы и последовательность проведения занятия, а также характер действий руководителя и обучаемых по каждому учебному вопросу.

Начальник учебной части

полковник А. Гаранин

Другие статьи

Формы и типы занятий в дополнительном образовании

Типы занятий в дополнительном образовании

Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует сначала четко определиться, что конкретно дополнительное образование отличает от основного. Если процесс основного образования направлен на получение ребенком определенного комплекса знаний, то дополнительное призвано решать задачи воспитания и развития его личности. Кроме того, дополнительное обучение в меньшей степени формализовано – его рамки значительно шире. Этими различиями и продиктованы особенности форм.

В рассматриваемом процессе ребенок сам выбирает наиболее интересный для себя вид занятий. В то же время педагог-наставник не только предлагает учащемуся освоить определенный комплекс знаний и навыков, но и способствует более гармоничному формированию его личности.

Создавая на занятиях атмосферу творческого партнерства, педагог тем самым оказывает на детскую аудиторию серьезное личностное влияние. Это накладывает определенные требования – соответствовать той роли, которая на него возложена.

Каким критериям должно соответствовать дополнительное образование

В числе основных требований можно перечислить следующие:

  • Образовательный процесс должен иметь ярко выраженный развивающий характер и быть основан на выявлении природных способностей и интересов ребенка;
  • Обладать разнообразием форм и типов;
  • Опираться на существующие сертифицированные программы образования;
  • Использовать развивающие методики в работе с детьми;
  • Принимать во внимание потребности общества;
  • Учитывать региональные и национальные традиции.

Необходимо отметить, что для педагога, работающего в области дополнительного образования, недостаточно владеть знанием предмета – он должен также обладать практическими навыками в педагогике психологии.

Какие существуют формы занятий

Учебное занятие, в течение которого дети занимаются с педагогом предметной деятельностью, может иметь различные формы – традиционные привычные и нетрадиционные.

Среди традиционных форм можно отметить:

  • Лекции – изложение преподавателем предметной информации;
  • Семинары и коллоквиумы – заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;
  • Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
  • Конференции – совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
  • Экскурсии, научные экспедиции – поездки с ознакомительными и информационными задачами;
  • Туристические походы – выработка спортивных и познавательных навыков, а также оздоровление;
  • Обучающие игры – моделирование различных жизненных обстоятельств с обучающей целью.

К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести такие:

  • Презентация – публичное представление определенной темы или предмета;
  • Защита проекта – обоснование и представление проделанной работы;
  • Круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики;
  • Мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе;
  • Ролевые игры – предложение ребенку стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.

Надо сказать, что здесь может быть множество интересных вариантов – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Здесь может быть, например, и День добрых дел, интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.

Какие существуют типы занятий

Типы занятий в дополнительном образовании, которые существуют в настоящее время:

  • Комбинированные – изложение материала, проверка домашнего задания и пройденного материала, закрепление полученных знаний;
  • Подача нового материала ;
  • Повторение и усвоение пройденного материала – контрольные и проверочные работы, анализ полученных результатов;
  • Закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
  • Применение полученных знаний и навыков – прикладная работа ребенка, использующего на практике приобретенных знаний.

В педагогической деятельности преподаватель должен умело применять психологические методики, которые помогут ему ориентироваться в потребностях, желаниях и интересах детского коллектива. Для этого педагог может использовать анкетирование, психологические тесты, учебное моделирование различных жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры.

План-конспект занятия

Составление плана-конспекта занятия является обязательным требованием. Без тщательной разработки процесса обучения нельзя достичь желаемого результата. В плане-конспекте педагог должен отразить следующие важные моменты:

  • Цели и задачи занятия;
  • Методы и приемы работы с детьми;
  • Задания, вопросы, наглядные пособия, которые будут использованы;
  • Структура занятия;
  • Список необходимой литературы, дополнительные обучающие материалы;
  • Ожидаемые трудности и способы их преодоления;
  • Проверка эффективности занятия и анализ его результатов.

План проведения семинара - Студопедия

План проведения семинара

Подпись руководителя научно – педагогической практики

Методически серьезным является вопрос о характере и объеме рекомендуемой литературы. В перечень обязательной литературы включаются, прежде всего, нормативные документы (законы, указы, постановления и др.), затем руководящие документы и т.п. а также учебники и учебные пособия, монографии. Разумеется, все это должно рекомендоваться в разумных дозах, учитывая, что к одному семинару студент может готовиться в среднем всего 3–4 часа. И как бы мы ни хотели, чтобы студенты изучали соответствующие источники целиком, приходится, в случае их большого объема, указывать лишь отдельные разделы и даже страницы.

Дополнительная литература рассчитана на наиболее подготовленных студентов, интересующихся той или иной проблемой, а также на тех, кто хотел бы получить в ней разъяснения по отдельным вопросам первоисточников и прослушанных лекций. Поэтому объем ее может быть несколько большим, но не превышать 60–80 страниц.

По некоторым темам в планы семинаров можно включать подготовку рефератов (докладов, сообщений) по наиболее сложным вопросам и заблаговременно назначать докладчиков. На выступление с рефератом обычно отводится не более 15 минут, с сообщением–до 10 минут.

Экспериментальные исследования объема бюджета времени самостоятельной работы студентов ряда вузов при подготовке к семинарским занятиям по социально-гуманитарным наукам показали, что на изучение одной страницы рекомендованной литературы студент затрачивал в среднем 4 минуты. И только на изучение обязательной литературы для одного семинарского занятия требовалось от 20 минут до 9 часов. Дело в том, что объем обязательной литературы к различным семинарским темам колеблется:

· по истории–от 24 до 147 с;

· по философии–от 15 до 144 с;

· по экономической теории–от 5 до 119 с;

· по политологии–от 8 до 90 с.

Очевидно, такое «распределение» обязательной литературы по конкретным семинарским темам нельзя назвать научно обоснованным.

Если учитывать, что у студента 6 часов в день – аудиторные занятия и 3–4 часа могут быть отведены на самостоятельную работу, то на одну неделю объем всей литературы не может превышать 40–50 страниц.

Методические указания студентам. Многие кафедры составляют, особенно для студентов заочных отделений, методические указания по каждой теме семинаров. Иногда такие указания даются в качестве приложений к планам семинаров, в других случаях – в виде специальных изданий – учебно-методических пособий по всему курсу, иногда ограничиваются устными советами на лекциях, семинарах и консультациях.

Методические указания имеют своей целью помочь студентам в организации их самостоятельной работы над научной и учебной литературой при выяснении коренных вопросов данной темы. Об этом приходится специально говорить, так как значительная часть издаваемых методических пособий посвящена не столько методам, формам самостоятельной работы, сколько краткому пересказу содержания темы. Предоставление студентам этих своеобразных трафаретных конспектов по каждой теме зачастую приводит к замене ими серьезной самостоятельной работы над литературой. Такие «пособия» не способствуют углублению знаний, не помогают в приобретении навыков самостоятельной работы, не развивают творческого отношения к изучению учебной дисциплины.

Главное в методических советах студентам – показать, как они должны работать сами, а не что им нужно усвоить. Ответ на этот последний вопрос студенты обязаны получить при самостоятельном изучении рекомендованной им литературы. В методических пособиях полезно рассказать о составлении конспектов, об особенностях той или иной темы, о существующих спорных вопросах по ней, о том, как участвовать в работе семинара и т. д.

Большое значение для студентов имеют методические советы о характере их докладов и исходных выступлений по основным вопросам плана семинара. Уже на первых встречах со студентами преподаватель обязан рассказать о требованиях, которые к ним будут предъявлены, как им строить свое выступление. Знание этих требований студентами, подкрепленное неукоснительным контролем за их исполнением со стороны преподавателя помогает им в самостоятельной работе над литературой при подготовке к выступлениям на семинаре.

Неплохо, если студент начинает выступление с плана. В практике нередки случаи, когда студент, содержательно выступая по вопросу в целом, не может сформулировать мысли, которые он только что высказал пространно. Иначе говоря, он недостаточно ясно представляет себе структуру собственного выступления, что говорит о его поверхностной подготовке, о механическом переписывании материала в свой конспект. Тщательное предварительное продумывание студентом плана доклада, реферата, выступления по основному вопросу облегчит ему понимание внутренней логики проблемы, поможет лучше ориентироваться при изучении рекомендованной литературы, взять из нее все, что касается данного вопроса и его частей, обеспечит усвоение ведущих положений, формирование четких суждений, умение соразмерно компоновать материал в соответствии с его важностью в данном контексте, содействует выработке навыков подготовки к докладам, лекциям. В определенной ситуации студенту можно рекомендовать остановиться лишь на одном или двух пунктах его плана, что способствует развитию гибкости мышления, умению ориентироваться в изложении подготовленного материала. Руководителю же семинара это позволяет предотвратить повторения, выделить главное, сэкономить время. Следует иметь в виду, что отдельные студенты, готовясь к семинару, сначала пишут текст своих выступлений, а затем, помня требования преподавателя, приступают к составлению его плана. От такой практики студентов надо отучить с первых же занятий.

Наконец, немалое значение имеет и такое требование, как соблюдение регламента выступления. Это приучает студента к лаконизму, экономичности мышления, умению отбирать наиболее существенное, дисциплине мысли.

Приступая в начале семестра к семинарским занятиям, кафедра и каждый преподаватель проводят подготовительную работу. Во-первых, тщательно анализируют итоги прошедшего учебного года, определяя те трудные проблемы, которые встретились на семинарских занятиях, критически оценивают эффективность форм, методов и приемов, использовавшихся в прошлом по каждой теме семинаров, чтобы выявить их целесообразность. В дальнейшем продумывают новые формы, варианты методических приемов по тем темам, обсуждение которых было связано с определенными недочетами. Все это осмысливается с учетом особенностей данной аудитории.

Во-вторых, лектор и руководители семинаров еще раз анализируют итоги последней экзаменационной сессии, уровень усвоения отдельных тем курса, обсуждают пути более органичной взаимосвязи лекционных и семинарских занятий.

В-третьих, знакомятся с новой литературой и наглядными пособиями, техническими средствами по интересующей их тематике.

Перед проведением очередного семинара преподаватель составляет развернутый план-проспект (рабочий план). Однозначного ответа о целесообразной форме рабочего плана семинара, разумеется, нет. Плохая практика, когда преподаватель, ссылаясь на свой опыт, приходит на занятия, имея на руках один план семинара, заранее размноженный для студентов. Даже опытные педагоги считают целесообразным составление письменных методических разработок для каждого семинарского занятия.

Опытные преподаватели перед семинаром интересуются темами, которые изучают студенты в данное время по профилирующим дисциплинам, что позволяет конкретизировать вопросы, намеченные в плане как дополнительные. В рабочий план необходимо включить ряд примеров литературы и искусства, из жизни вуза, практической деятельности, важно четко сформулировать основные положения вступительного слова и заключения.

Тщательная подготовка вооружает преподавателя большими возможностями оперативно и содержательно вести семинар, используя при любых ситуациях, складывающихся в ходе обсуждения вопросов, заранее заготовленный материал. Естественно, что далеко не все, что намечено в рабочем плане, будет использовано преподавателем, но иметь его всегда необходимо.

Работа с литературой и наглядными пособиями. Преподаватель, даже имеющий значительный опыт педагогической деятельности, перед каждым семинаром еще раз просматривает рекомендованную студентам литературу и ту, которую он сам может затронуть в процессе семинарского занятия. Известно, что даже прочитанное много раз может открыться с новой стороны, в ином аспекте. Очевидно, преподаватель освежит в своей памяти содержание определенных событий, о которых может пойти речь на семинаре, краткие данные об именах, которые могут упоминаться в первоисточниках и другой литературе, рекомендованной студентам по данной теме, подберет нужные наглядные пособия.

Обсуждение на заседаниях кафедры и методической секции вопросов методики подготовки и проведения семинара является весьма важным, во-первых, это бывает доклад наиболее квалифицированного преподавателя, в котором он делится своим опытом проведения семинаров вообще или семинара по конкретной теме. Во-вторых, делается обзор методической литературы о семинарах. В-третьих, рассматриваются итоги взаимопосещений семинаров преподавателями. Это может быть обсуждение открытого занятия наиболее опытного преподавателя, разбор стенограммы и т. д. В-четвертых, обсуждаются отдельные вопросы методики семинаров, например, связи с профилем вуза, использования наглядных пособий и т. д.

Большую помощь преподавателям и студентам в подготовке к семинарам оказывают организуемые методическим кабинетом кафедры выставки литературы, наглядных пособий, лучших конспектов и рефератов студентов. Они облегчают студентам поиск нужных книг и статей, дают конкретные образцы того, как нужно конспектировать, как написать реферат на избранную тему. Наглядные пособия способствуют лучшему пониманию и закреплению в памяти тех материалов, с которыми студенты ознакомились по литературе и из лекций.

Подготовка к семинарскому занятию требует кропотливой и систематической предварительной работы кафедры, преподавателя, а также серьезной самостоятельной работы студентов. Только при этом условии можно ожидать от семинара высокого теоретического уровня, большой активности ее участников.