Руководства, Инструкции, Бланки

характеристика для волонтера образец img-1

характеристика для волонтера образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Характеристика волонтерского движения как социокультурного явления - тема научной статьи по народному образованию и педагогике, читайте бесплатно текс

Характеристика волонтерского движения как социокультурного явления Characteristics of the volunteer movement as sociocultural phenomenon Текст научной статьи по специальности « Народное образование. Педагогика »
  • ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ , 
  • ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР , 
  • БЕЗВОЗМЕЗДНОСТЬ , 
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ , 
  • ВИДЫ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Файзуллин Ильшат Фархуллович

В последние годы волонтерское движение стало неотъемлемой составляющей организации и проведения крупных международных спортивных соревнований. Развитие волонтерского движения в сфере физической культуры и спорта требует научно-обоснованных технологий подготовки лиц, желающих и готовых к эффективной добровольческой деятельности. Одним из первых шагов, необходимых для научного решения этой актуальной в социально-практическом плане проблемы, выступает раскрытие сущности и содержания волонтерского движения. В статье обоснована социально-практическая и научная актуальность теоретического исследования понятия «волонтерское движение », уточнены его существенные признаки, осуществлена систематизация видов волонтерской деятельности с учетом различных оснований, приведена их качественная характеристика.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Fayzullin Ilshat Farhullovich

Recently the volunteer movement has become an integral part of organization and staging of the big international sports events. Development of the volunteer movement in the sphere of physical culture and sports requires the science-based technologies of training of those who are willing and ready for effective volunteerism. Revealing of the essence of the volunteer movement is among the first steps to solve this problem scientifically relevant in the socio-practical aspect. This is the goal of our research. The article contains the substantiation of the socio-practical and scientific relevance of the theoretical concept “volunteer movement”, specification of its dominant features, systematization of types of volunteerism in view of various grounds, along with their qualitative characteristics.

Научная статья по специальности " Народное образование. Педагогика " из научного журнала "Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта", Файзуллин Ильшат Фархуллович

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Файзуллин Ильшат Фархуллович Характеристика волонтерского движения как социокультурного явления // Ученые записки университета Лесгафта. 2013. №12 (106). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-volonterskogo-dvizheniya-kak-sotsiokulturnogo-yavleniya (дата обращения: 25.12.2016).

Файзуллин Ильшат Фархуллович "Характеристика волонтерского движения как социокультурного явления" Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-volonterskogo-dvizheniya-kak-sotsiokulturnogo-yavleniya (дата обращения: 25.12.2016).

Файзуллин Ильшат Фархуллович (2013). Характеристика волонтерского движения как социокультурного явления. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта URL: http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-volonterskogo-dvizheniya-kak-sotsiokulturnogo-yavleniya (дата обращения: 25.12.2016).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Файзуллин Ильшат Фархуллович Характеристика волонтерского движения как социокультурного явления // Ученые записки университета Лесгафта. 2013. №12 (106) С.164-168.

Файзуллин Ильшат Фархуллович "Характеристика волонтерского движения как социокультурного явления" Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта (2013).

Файзуллин Ильшат Фархуллович (2013). Характеристика волонтерского движения как социокультурного явления. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта

Другие статьи

Характеристика для волонтера образец

/ методичка

- потребность в контактах с другими людьми и преодоление чувства одиночества;

- потребность быть членом группы, ценностям и целям которой доброволец может полностью соответствовать;

- мотивы, связанные с получением новых навыков или, например, с получением рекомендаций для приема на оплачиваемую работу.

- проба себя на пути к карьере;

- приобретение дополнительных знаний, навыков и квалификации;

- поиск площадок для исследований, расширение профессионального опыта;

- получение необходимой информации, полезных связей.

Т.о. среди мотивов волонтеров можно выделить не только идеалистичные, но и прагматичные. При этом важно понимать, что нет мотивов правильных и неправильных, хороших и плохих. Просто мотивы – разные, субъективно-личностные. Например, выявлены возрастные различия мотивов волонтеров. У молодежи преобладает мотивация, связанная с желанием попробовать себя, с желанием контактировать и общаться. У людей среднего возраста на первый план выходит потребность в самореализации, у старшего возраста – проявление сострадания, милосердия и заботы. Разные мотивы определяют и разное направление волонтерской деятельности: общественно-политические движения или социальные (работа с детьми, пожилыми людьми, инвалидами), экологические или социально-экономические проекты: «какие мотивы у меня определяющие, тем направлением волонтерской деятельности я и буду заниматься».

Психологи условно разделяют личностные мотивы добровольческой деятельности на:

1. Компенсаторные мотивы: решение собственных проблем, ожидание ответной помощи, улучшение собственного самочувствия, преодоление чувства одиночества

2. Идеалистические мотивы: желание способствовать изменениям в обществе, быть социально полезным, помогать нуждающимся, отвечать на добро добром, бороться с определенной проблемой, улучшать благополучие другого человека, а также моральный долг и сочувствие

3. Мотивы выгоды: получение полезных связей, проба себя на пути к карьере, приобретение дополнительных знаний, умений и навыков, расширение опыта, общественное призвание

4. Мотивы личностного роста: желание самореализации, самосовершенствования, развития самосознания.

5. Мотивы расширения социальных контактов: потребность в контактах с другими людьми, желание просто общаться, интересное времяпрепровождение.

Волонтерская деятельность (как и другие виды деятельности) детерминирована не одним, а несколькими мотивами. Причем эти мотивы неоднозначны и разноплановы. И все мотивы имеют право на существование. Другой вопрос, какие мотивы будут более эффективными для того или иного вида волонтерской деятельности. Например, для волонтерской деятельности с детьми, инвалидами, престарелыми наиболее эффективны идеалистические мотивы, мотивы личностного роста, возможно, компенсаторные. И так далее в зависимости от конкретных направлений деятельности.

Задания для самостоятельного выполнения:

Вспомните, как Вы отвечали на вопросы анкеты, которую Вы заполняли перед началом первой лекции. Попробуйте проанализировать собственные мотивы. К какому из предложенных типов они относятся? Как Вы оцениваете эффективность для выбранного направления волонтерской деятельности?

Попробуйте предположить, какие мотивы наиболее эффективны для разных направлений волонтерской деятельности, например, для экологического, исторического, политического волонтерства, волонтерства в сфере здорового образа жизни и спорта и других?

Психологические характеристики волонтера

Мотивы, как мы уже говорили, определяют смысл деятельности. Но волонтерская деятельность, кроме мотивов, обусловлена и другими, не менее значимыми детерминантами. Именно они являются отличительными чертами (особенностями) личностной/психологической характеристики волонтеров – важными штрихами условного психологического портрета волонтера. В отличие от мотивов волонтерской деятельности, психологические характеристики волонтеров и волонтерской деятельности исследованы недостаточно и требуют более глубокого и детального изучения.

Вообще, эффективность любой деятельности во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, который ею занимается. Вместе с тем и сами индивидуальные особенности человека подвержены влиянию того вида деятельности, которым он занимается. Это процесс обоюдонаправленный. В результате образуются сложные переплетения врожденного и приобретенного, составляющие индивидуальность человека – это известный психологический постулат. Попробуем в таком сложном переплетении определить общие, именно «волонтерские» социально-психологические черты. Какими же более или менее общими чертами характера и особенностями личностного склада обладают волонтеры?

Особенности мировоззрения. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Это наше общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним, которое определяет и социально-политическую, и философскую, и нравственную, и эстетическую, и даже атеистическую или религиозную ориентацию личности. Проще говоря, мое мировоззрение – это мой личностный образ мира, мои представления о закономерностях, которым подчиняется мир, общество и человек, а также мое понимание о том, каким должен быть идеальный, совершенный мир. Значит, можно предположить, что у волонтеров до определенной степени совпадают представления о том, каким должен быть идеальный, совершенный мир, о ценности/бесценности каждого человека в мире, о закономерностях справедливости в мире и в нашей жизни, т.е. какая-то часть мировоззренческих взглядов – общая, похожая. К примеру, многие из волонтеров придерживаются взгляда, что надо приумножать справедливость в нашем мире.

Задание для самостоятельного выполнения: Подумайте, какие еще фрагменты мировоззрения являются более или менее общими для людей, занимающихся волонтерской деятельностью?

В тесной взаимосвязи с мировоззрением находится активность личности в формировании собственного мировоззрения. Индивидуальное мировоззрение может иметь форму либо мифа, либо внутренней деятельности (терминология Леонтьева Д.А.). В первом случае оно складывается из уже готовых элементов, некритически заимствуемых из социокультурного окружения. Мировоззренческие структуры такого происхождения плохо осознаваемы, плохо корректируемы. К примеру, один из мифов: всем известно, что сирот и инвалидов надо пожалеть, т.к. они несчастные люди. Это принимаемый многими неоспоримый факт из социума. Но можно этот факт «проверить» на собственной опыте: выяснить, во-первых, действительно ли сироты и инвалиды – несчастные люди, почему им надо помогать, и, вообще, так ли нужна им наша жалость и помощь. Такая проверка и есть практический, активный подход, который является вторым случаем, когда мировоззрение – это продукт внутренней деятельности по переработке собственного опыта. В процессе этой переработки складывается более связное, непротиворечивое, гибкое, осознанное представление о мире, которое легче поддается корректировке. Это и есть мировоззренческая активность, инициатива, которая свидетельствует об активной жизненной позиции, о стремлении разбираться в проблемах, а не уходить от них. Продолжая пример: проявив мировоззренческую активность, инициативу, мы можем понять на результатах собственной волонтерской деятельности, что, оказывается, сироты и инвалиды совсем не обязательно чувствуют себя разнесчастным, да и жалеть их смысла нет, а помогать нужно тогда, когда помощь, действительно, необходима, с умом, так, чтобы помощь была эффективной и не навредила. В процессе волонтерской деятельности у каждого волонтера идет поиск своих собственных ответов и конструктов на жизненные вопросы, мировоззренческие постулаты.

Задание для самостоятельного выполнения: Постарайтесь, проанализировав свои представления о волонтерской деятельности, понять, какие из них пришли к Вам как результаты переработки вашего личного опыта, то есть некое знание, полученное активно, а какие являются социокультурными мифами.

Личностный динамизм – еще одно важное личностное качество каждого волонтера. Личностный динамизм – это готовность к изменениям, когда человек способен активно влиять на самого себя и на ситуацию, совершая значимые поступки, преодолевая свои тревоги и страхи. Смысл этого динамизма – в преобразовании или создании новых отношений с миром. Это стремление к преобразованию мира выражается и в установлении социальных контактов (а в процессе волонтерской деятельности их – масса), и в частой смене видов занятий (чем только волонтерам не приходится заниматься!), и в саморазвитии (волонтер – «и швец, и жнец и на дуде игрец», он постоянно учится тому, чего не умел раньше) и т.д.

Задание для самостоятельного выполнения: Попробуйте представить себе ситуацию крайнего динамизма, связанного с волонтерской деятельностью: Вы вырваны из привычной среды, привычного образа жизни, вокруг Вас масса новых людей, у каждого из которых своя манера общения, каждый из которого – представитель новой социальной страты, а не только представители Вашего привычного окружения. Вы сталкиваетесь с ситуациями, требующими от Вас новых навыков, умения быстро перестраиваться, заниматься ранее чуждыми делами. При всем при этом Вы сталкиваетесь с совершенно новым эмоциональным фоном. Попробуйте оценить, готовы ли Вы к подобной ситуации, или она станет для Вас стрессом?

Значимые ценности. Ведущие позиции в ценностной иерархии волонтеров (по М.С. Яницкому) занимают:

- уверенность в себе, понимаемая как внутренняя гармония;

- развитие и самосовершенствование;

- жизнерадостность и чувство юмора;

- широта знаний и взглядов.

К явно отвергаемым относятся ценности материальной обеспеченности и общественного признания. Не важно, значим ли человек в общественном плане, добился ли положения, главное – какой он сам. Это разница между «быть» («какой он сам») и «казаться» (какую роль в обществе играет). Волонтером может стать человек, независимо от социального статуса, главное – его значимые ценности.

Роль эмоций. Почему важна роль эмоций в волонтерской деятельности? Потому что любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Деятельность и эмоции взаимосвязаны. Если сам процесс деятельности приносит удовлетворение, эмоция вызовет действие. И, действительно, по опыту можно заметить, что мы занимаемся быстрее и лучше тем, что нам приятнее, что приносит удовольствие, вызывает позитивные эмоции. Настроение человека также влияет на его готовность помогать, участвовать в добровольческой деятельности. Интересно, что как хорошее, так и плохое настроение (в отличие от нейтрального, от безразличия, полного отсутствия эмоций) способно увеличить склонность человека к просоциальным действиям. Не надо бояться негативных эмоций, они могут быть и конструктивными, если, конечно, за эмоцией последует какое-то действие: изменить, улучшить, сделать по-другому, более эффективно. Поэтому нужно не бояться высказывать негативные эмоции, но делать это конструктивно, в форме предложений: что изменить и как. Эмоции обеспечивают эффективность деятельности, но также важным условием добровольческой деятельности (Л.М. Митина) является эмоциональная гибкость, то есть гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости) и эмоциональной устойчивости (умение держать свои эмоции под контролем).

Задание для самостоятельного выполнения: Попробуйте предположить, в какой ситуации волонтеру могут помочь позитивные эмоции (радость, поддержка, восторг, одобрение)? В какой – негативные (гнев, недовольство, разочарование, грусть)? В какой ситуации эмоции могут помешать?

На эффективность деятельности волонтера влияет и его собственная психологическая готовность к добровольческой деятельности. Другими словами, его социальная установка. Стороны психологической готовности к добровольческой деятельности:

- познавательная готовность (повышение информированности по конкретной проблеме, формирование представлений о роли и месте добровольчества в современном обществе, информация о причинах и последствиях социальных явлений и пр.);

- побудительная готовность (осознание роли волонтеров, смысла их деятельности, развитие навыков социальной внимательности, осознание личностного отношения к проблеме и пр.)

- коммуникативная готовность (навыки эффективной коммуникации и разрешения конфликтов, активизация процесса общения, формирование навыков работы в малой группе, умение отстаивать свою позицию, развитие творческих коммуникативных реакций и пр.)

- личностная готовность (самооценка, раскрытие в себе новых качеств, навыки принятия себя, индивидуальный стиль поведения, способность проявлять свою индивидуальность в общих интересах, способность концентрировать внимание на окружающих и пр.)

- исполнительная готовность (формирование ответственности, навыки принятия решений, навыки саморегуляции и пр.).

Таким образом, мы узнали, что эффективность волонтерской деятельности (ее результат) зависит от нас самих, волонтеров, а именно:

- от мотивов и смысла, который мы вкладываем в деятельность (почему и для чего мы занимаемся добровольческой деятельностью);

- от нашего мировоззрения;

- от нашей личностной активности;

- от значимых для нас ценностей;

- от нашей эмоциональной сферы;

- от нашей психологической готовности к волонтерской деятельности.

Становится очевидным тот факт, что волонтерская деятельность – феномен сложный, включающий многие психологические аспекты. Современному волонтерству необходимо психологическое сопровождение, т.к. деятельность специфична, с массой особенностей. И это даже не говоря о таких проблемах, как психологическое напряжение, вызванное постоянной работой с людьми и проработкой различных тем (в т.ч. эмоционально-негативного характера) и возможности отрицательного влияния такого напряжения на личное самочувствие волонтеров. Однако пока такого сопровождения нет, нам самим стоит относиться в своим решениям и поступкам с максимальной рефлексией. Кроме того, приходя в волонтерскую организацию, альтернативой психологическому сопровождению могут быть: 1) индивидуальный разбор трудностей с куратором (работа постфактум, обсуждение уже произошедших событий со стороны, извне ситуации), 2) работа с супервизором (работа над ситуацией изнутри, с привлечением и непосредственным участием в ней приглашенного лица), в качестве которого может выступать куратор или опытный волонтер; 3) групповой разбор наиболее типичных трудностей в работе.

Умение волонтера выстраивать конструктивные взаимоотношения чрезвычайно важны для достижения результата, это одно из условий эффективности деятельности в целом. Чтобы понять, каким образом волонтер может общаться эффективно, определим сначала круг взаимоотношений волонтера. С кем взаимодействует волонтер?

- с объектом помощи (дети, взрослые, пожилые, группы людей и т.п.);

- с представителями учреждений, организаций, которым оказывается помощь: руководство, педагогический коллектив: учителя и воспитатели, врачи и т.п.;

- с семьей объекта помощи (опекуны, родителя, дети, родственники и другие значимые люди);

- с другими волонтерами;

- с волонтерской организацией – руководство, члены, участники;

- со своей собственной семьей (членами семьи, близкими людьми), друзьями, коллегами.

Объектов взаимоотношений волонтера – достаточно много. Поговорим о трудностях взаимодействия и определим условия конструктивных отношений волонтера, от которых будет зависеть эффективность его деятельности.

Больше всего трудностей во взаимоотношениях у начинающего волонтера возникает с близкими, родными людьми, семьей, друзьями и коллегами – с представителями обычной жизни волонтера. Когда вы начинаете заниматься волонтерской деятельностью, вы должны быть готовы как к определенным реалиям возникающих отношений, так и к тому, что ваша жизнь может достаточно сильно измениться. Уделяя время волонтерской деятельности, вы, условно говоря, забираете его у дома и семьи, близких людей, друзей, работы. Вы вносите не только в свою жизнь, но и в жизнь всех ваших близких перемены, о которых они не просили, к которым не были готовы, которые важны для Вас – и это был Ваш выбор, но не ваших близких. И, к сожалению, в такой ситуации Вы не всегда встретитесь с пониманием с их стороны. Даже самые близкие люди могут обижаться на то, что вы помогаете неким абстрактнымдругим в ущерб отношениям с ними. В отдельных случаях у людей возникают не всегда обоснованные, а иногда и просто суеверные опасения, что, например, общаясь с инвалидами или больными детьми, Вы заразите своих, навлечете беду и т.п. Часто близкие искренне не понимают, зачем вам это нужно, боятся негативных последствий для семьи. Это типично и для родителей волонтеров, не имеющих своих семей, и для супругов и даже детей волонтеров. Супруг (супруга) опасаются, и часто обоснованно, что вы станете меньше времени уделять семье, реже бывать дома, уставать, расстраиваться из-за увиденного. Кроме того, часто волонтеры тратят определенные средства на обеспечение своей деятельности, что влияет на семейный бюджет. Представьте молодую женщину, которая стала меньше бывать дома (иногда просто пропадает днями!), оставляет маленького ребенка на попечение бабушки, тратит деньги на малопонятные цели, порой плачет, звонит часами по телефону, заполоняет углы квартиры мешками с одеждой. Что бы вы подумали на месте ее мужа? И как бы восприняли ситуацию, если на уговоры и попытки вернуть все, как было, жена отвечает вдруг появившимися разговорами о черствости и бессердечности? Прежде всего, необходимо объяснить родным, что происходит: почему это важно для вас, зачем вы стали заниматься волонтерской работой. Это можно сделать, только если в семье (особенно между супругами) есть доверие и взаимопонимание. А бывает так, что в семье до этого были проблемы, и волонтерство одной половинки становится последней каплей, которая вызывает кризис. В таком случае, необходимо работать над причиной, а не над поводом. Устраните причину, и повод (разногласия по поводу волонтерской деятельности), возможно, исчезнет сам собой. В ситуациях, когда волонтерство накладывается на имеющиеся проблемы, сам факт деятельности, поездки, дополнительные дела превращаются в своеобразное бегство от проблем, которые легко оправдывать перед самим собой тем, что делаешь благое дело. Бывают и иные ситуации, когда родные не возражают, но волонтер сам перегибает палку, забывая, что есть обязательства перед близкими людьми, обязанности по дому, работа и т.п. Это вызывает закономерное недовольство, которое часто воспринимается волонтером (особенно начинающим) неправильно, создается необоснованный конфликт.

Как же сделать взаимоотношения конструктивными? Прежде всего, нужно попытаться достичь понимания с близкими: объяснить в доступных им терминах (а не обязательно в высоких, но абстрактных, чуждых терминах о морали и социальном благе) свой выбор и свою позицию. Чем более личным и конкретным будет это объяснение, тем большего эффекта Вы сможете добиться. Не рассказывайте о вселенской справедливости или об актуальности волонтерства для общества. Говорите о себе: что Вы чувствуете, когда помогаете, что так важно для Вас в Вашем деле. Не бойтесь говорить о сложностях, о новом эмоциональном опыте, о том, легко ли Вам дался Ваш выбор. Когда Ваш близкий человек поймет, что Ваши действия обдуманны, взвешены, что Вам необходимо то, что Вы делаете, у него будет меньше оснований сомневаться в серьезности и искренности Ваших поступков. Не пытайтесь заставить близких людей мгновенно понять и принять Вашу позицию, заработайте их доверие и пробудите их интерес своим собственным постоянством, своим собственным интересом. Не исключайте Ваших близких из своей новой деятельности, но и не старайтесь насильно привлечь. Делитесь впечатлениями и опытом, интересными ситуациями и фактами. Пусть в Вашем опыте будут и позитивные, и негативные эмоции, и сложности, и успехи, тогда Ваши близкие смогут почувствовать, что волонтерская деятельность – это лишь одна из сфер обычной жизни, нормальной жизни, где также бывает сложно, но и есть свои радости, где Вы решаете определенные задачи, где есть другие люди, такие же обычные, нормальные, как и Ваши близкие. И, конечно, обсуждайте, определяйте совместно с Вашими близкими приемлемую для всех степень вовлеченности в волонтерскую деятельность. Умение соотнести Ваши желания и интересы, с одной стороны, с Вашими реальными возможностями (временными затратами, количеством усилий, финансовыми возможностями, эмоциональными ресурсами и т.п.) и, с другой стороны, с желаниями Ваших близких – важнейший момент для того, чтобы волонтерство эффективно вписалось в Вашу обычную жизнь. Оптимально эффективным вариантом взаимоотношений волонтера с близкими является вариант, когда его близкие начинают помогать в волонтерской деятельности. Не требуйте от Ваших близких подвигов! Но ненавязчиво предлагайте им простые ситуации несложной помощи. Часто муж, помогая на машине привезти или отвезти что-то, уже чувствует себя причастным к общему делу – для него тоже есть место в Вашей новой жизни. То же самое касается детей – не исключайте их из новой для Вас сферы. Напротив, для Ваших детей Ваш пример должен стать самым действенным способом превратить понятия взаимопомощи и ответственности из абстрактных понятий в важные явления. Порой такая совместная помощь еще больше сближает близких людей и даже помогает вместе преодолеть проблемы в семье.

Примеры типичных случаев-ошибок из опыта работы с волонтерами:

Исходная ситуация: молодая женщина, замужем, дочь 10и лет, небольшие разногласия с мужем в плане бытовых вопросов и воспитания ребенка. Начала активно заниматься волонтерской деятельностью, ездить в учреждения, общаться с детьми, помогать собирать и передавать подарки, необходимые вещи. Увлеклась волонтерством и стала уделять этому достаточно много времени. Муж, который и раньше, поздно приходя домой после работы, видел жену мало, да и то в последнее время они ссорились, начал активно протестовать. К нему присоединилась свекровь, которая смотрела на вопрос однобоко, упрекая невестку в том, что та плохая жена и мать. В результате стороны не сделали необходимых шагов навстречу и проблемы, которые были ранее, лишь усугубились.

Исходная ситуация: женщина с ребенком 1,5 лет, замужем, работает. Настолько активно включилась в волонтерскую работу, что это отразилось не только в виде конфликтов в семье, но и на работе, поскольку она часто в рабочее время занималась волонтерскими делами, которых было великое множество. Закончилось все тем, что после вынужденного переезда женщина потеряла возможность часто ездить в учреждения, и ее волонтерская деятельность почти прекратилась. И, видимо, это стало хорошим выходом из ситуации, поскольку, хотя она и смогла сделать очень многое, на других сферах жизни ее активность отразилась угнетающе.

Таким образом, во избежание проблем с семьей, близкими и коллегами достаточно соблюдать несколько простых правил:

- уважение к взглядам и потребностям окружающих людей;

- корректное, терпимое преподнесение своих убеждений, без агрессивного навязывания своего нового увлечения;

- личный менеджмент: умение правильно организовать свое личное время. Дополнительную нагрузку необходимо рассчитывать, по своим возможностям и без относительного ущерба для других сторон своей личной жизни.

Иначе неизбежно эмоциональное выгорание и психологическая усталость, что чаще всего ведет к прекращению волонтерской деятельности. Можно с головой уйти в волонтерство, работать очень активно, но, как правило, такого темпа хватает не на долго. Однако гораздо важнее стабильность работы, регулярность, чем частота и попытки «свернуть горы».

Еще одно направления коммуникации, в котором волонтер может столкнуться с проблемами – это общение с объектами помощи. особенно если речь идет онуждающихся людях, людях с ограниченными возможностями здоровья, детях-сиротах. Подопечные волонтерской работы – очень разные люди, каждый из которых имеет о специфические особенности характера и, в том числе, недостатки. Большинство воспринимает волонтеров и их работу вполне нормально и адекватно, с ними довольно легко выстраивать коммуникацию. Но в ряде случаев, с некоторыми людьми возникают ситуации, в которых важно правильно реагировать, правильно вести себя с тем, что бы избежать конфликтов, не спровоцировать стресс как для себя, так и для объекта помощи, не стать жертвой манипуляции и т.п.

Самый общий и самый важный принцип для подобных ситуаций: волонтеры никому не обязаны помогать, дружить, общаться, приносить необходимые вещи, приходить с определенной периодичностью, выслушивать излияния о бедах и проблемах, трудностях. Волонтер можете это делать, если хочет и считает нужным, но только в тех рамках и в том количестве, которые определяет для себя сам. Это основополагающий принцип доброй воли. Типичные сложности, которые могут возникнуть при общении с подопечными:

1. Попрошайничество . Эта особенность нуждающихся людей и детей отличается от просьб о помощи главным образом своей необоснованностью и настойчивостью, сопровождающимися постоянными жалобами и просьбами. Золотое правило в преодолении этой особенности: никогда не надо делать правилом удовлетворение любых пожеланий, даже тяжелобольного или сильно нуждающегося человека. Кроме этого, очень важно единство в подходе к этому вопросу со стороны абсолютно всех волонтеров или организации. Чтобы было проще регулировать подобные ситуации, важно разработать, знать и соблюдать определенные правила работы: что можно, что нельзя, как отвечать на просьбы и т.п. Это вызвано, прежде всего, тем, что «попрошайки», как правило, хорошие манипуляторы, и если один волонтер обоснованно отказал им в просьбе, то они будут искать того, кто не откажет, обращаясь со своей просьбой к другому, к третьему и так далее. Однако, помимо правил, необходимо всегда использовать собственный здравый смысл, уметь и не бояться сказать «нет». Часто волонтер не решается отказать по разным причинам: не хочет обидеть, по жизни не умеет отказывать, чувствует себя в долгу перед обездоленными, переживает о том, как сам будет выглядеть в глазах просящего, заботится о том, что надо не «уронить себя», укрепить хорошее отношение к себе и др. Но все это ошибочные мотивы. Это позиция не друга, а «благодетеля-батюшки», спонсорская позиция: «раздача слонов» без размышления о последствиях.