Руководства, Инструкции, Бланки

иск об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка образец img-1

иск об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Иски об оспаривании кадастровой стоимости

Иски об оспаривании кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость в настоящее время является основанием не только по начислению налогов на недвижимость, но и основанием для определения стоимости при решении наследственных дел, а также дарения, мены, продажи имущества, подлежащего регистрации в Госреестре. Поскольку кадастровая оценка охватывает большой перечень объектов, при ее проведении не исключено наличие определенных недоработок, которые впоследствии могут привести к неудовлетворенности лиц, чьи интересы затрагивает полученный результат.

Кто может подать иск об оспаривании кадастровой стоимости?
  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в том числе, не только являющиеся собственниками объекта кадастровой оценки, но и арендаторы.
  • Физические лица, интересы которых оказываются ущемленными результатом кадастровой оценки.
  • Государственные органы, являющиеся собственниками недвижимости (муниципалитеты).

До обращения по вопросу – кадастровая стоимость, исковое заявление в суд общей юрисдикции юридические лица должны подавать, только минуя стадию досудебного решения разногласий. Данное направление деятельности входит в компетенцию комиссий, созданных инициатором, проведения кадастровой оценки. Выражая свое несогласие с результатами оценки, следует оперировать достоверной, подтвержденной документально информацией. Такой информацией может служить качественная характеристика объекта, не учтенная при определении массовой кадастровой стоимости объектов.

Однако, для того, чтобы доказать, что аргументы не учтены, следует иметь данные об учтенных параметрах. Такие данные могут быть получены непосредственно в комиссии или у исполнительной власти, которая инициировала проведение оценки.

Пакет документов для подачи заявления
  • копия, заверенная нотариусом по правоустанавливающему документу на объект кадастровой оценки (если он является собственностью);
  • кадастровый паспорт;
  • доказательства несоответствия оценочных факторов (если ссылка на данный аргумент);
  • отчет об определении рыночной стоимости (в случае, если аргументом является ее наличие и расхождение с кадастровой оценкой);
  • экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков о том, что оценка производилась с соблюдением законодательства и действующих методик.
Рассмотрение заявления комиссией

Комиссия рассматривает заявление в течение месяца. Только после рассмотрения обращения в комиссии, в случае если аргументы не возымели действия, юридическое лицо обращается для разрешения конфликта, в суд. Физические лица подают иск об оспаривании кадастровой стоимости непосредственно в суд. Если комиссией самостоятельно или на основании решения суда, осуществлен пересмотр кадастровой стоимости и претензий по ней уже не существует, то она будет применена для расчетов с 1 января года, в котором подано исковое об оспаривании кадастровой стоимости. Однако это не может быть ранее, чем дата размещения предыдущей оценки в кадастровом реестре.

Земельные споры

Особенностью земельных споров, отличающих их от большинства других категорий споров, является сложность правового регулирования этой сферы права, а также формализованность любого действия, совершаемого с земельным участком.

Так, при переходе права собственности, одним из этапов является регистрация земельного участка.

Порядок пользования, распоряжения и владения земельным участком определяется, прежде всего, двумя основными актами: Земельным кодексом и Гражданским кодексом.

Приватизация земли

Основные проблемы возникают, когда у собственника недвижимости нет прав на участок. Это случается, когда постройка возводилась давно, по незнанию застройщика соответствующего законодательства и т.д. как следствие – невозможность продать постройку.

Другие статьи

Оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости

Новые правила оспаривания кадастровой стоимости: что изменится с 1 января 2017 года

Коллеги, добрый день! В июле 2016 года принято три федеральных закона, существенно меняющих порядок определения и оспаривания кадастровой стоимости: от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее — закон № 237-ФЗ), от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 360-ФЗ), от 03.07.2016 № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Материал актуален для 2017 года. Читайте Обзор ВС РФ практики об отказе в постановке на кадастровый учет.

С 1 января 2017 года установление и оспаривание кадастровой оценки будет регулироваться как новым законодательством, так и действующими сейчас положениями о процедуре оспаривания кадастровой стоимости главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и главой 25 КАС РФ (в части, не противоречащей новым нормам) параллельно. В этом посте – об изменениях, которые ждут в связи с принятием нового закона.

Изменение № 1: обращаться в суд можно, минуя комиссию

Одно из ключевых изменений процедуры пересмотра кадастровой стоимости – отмена обязательного досудебного порядка урегулирования споров для компаний, установленного два года назад Федеральным законом от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об оценочной деятельности в Российской Федерации“». Прямое обращение в суд без предварительного обращения в комиссию по рассмотрению споров при Росреестре влечет оставление иска без движения. Если же истец своевременно не предоставит доказательства рассмотрения дела в комиссии, суд вернет заявление (п. 6 ч. 1, ч. 4, 5 ст. 246 КАС РФ ).

Теперь в законе № 237-ФЗ прямо указано, что для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (ч. 1 ст. 22 ). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании (ч. 3 ст. 22 ).

Отмена досудебного порядка — положительное явление. По статистике, доля отказов в комиссиях по-прежнему значительна:

Из общего числа заявлений, принятых к рассмотрению, за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости принято в отношении 4942 заявлений (7717 объектов недвижимости), о невозможности изменения величины кадастровой стоимости – в отношении 3708 заявлений (8609 объектов недвижимости), о пересмотре кадастровой стоимости – в отношении 1162 заявлений (2212 объектов недвижимости). 190 заявлений (1154 объекта недвижимости) были отозваны заявителем до принятия решения.

Подробнее — на диаграмме:

Неудивительно, что многие считали комиссию лишним звеном в процедуре изменения кадастровой стоимости.

Оспаривание результатов государственной кадастровой оценки (далее – ГКО) в суде по-прежнему остается более эффективной мерой.

Поэтому то, что снимается еще одно ограничение, можно оценить позитивно. Снизить стоимость, установленную государственной оценкой, проведение которой будет начато после вступления закона в силу, можно будет без соблюдения досудебного порядка. Его отсутствие не будет препятствием для рассмотрения иска в суде.

Кадастровая стоимость будет вноситься в ЕГРП. Росреестр в течение 20 рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, будет вносить в ЕГРН эти сведения, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании (ст. 17 закона № 237-ФЗ). Это связано с предстоящим объединением ГКН и ЕГРП с 01.01.2017 (Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Изменение № 2: перечень документов для обращения в комиссию стал меньше

При добровольном обращении в комиссию закон устанавливает всего три обязательных документа, которые нужно приложить к заявлению об оспаривании кадастровой стоимости при обращении в комиссию, без приложения которых его не примут к рассмотрению.

1) Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2) Копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект (если заявление подается лицом, обладающим правом на объект);

3) Отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

Можно приложить и другие документы (ч. 9, 10 ст. 22 закона № 237-ФЗ).

При обращении в комиссию не понадобится экспертиза отчета, как раньше. Однако при подготовке иска в суд важно учесть, что заявление должно соответствовать общим требованиям к форме и содержанию административного искового, установленным в ст. 125 КАС РФ. Кроме этого, по-прежнему будет необходимо приложить документы, указанные в ч. 2 ст. 246 КАС РФ. Подробнее — в этом посте.

Изменение № 3: оценку будут проводить бюджетные учреждения, а не оценочные компании

Закон № 237-ФЗ содержит и «ложку дегтя». Функции по проведению кадастровой oценки передаются специальным бюджетным учреждениям, которые будут наделять такими полномочиями исполнительные органы власти субъекта РФ (областное правительство, администрации края и т.д.). Эти бюджетные учреждения будут не только определять кадастровую стоимость при проведении ГКО, предоставлять разъяснения по вопросам определения кадастровой стоимости, систематизировать информацию о рынке недвижимости, но и рассматривать обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (ст. 6, 7 закона № 237-ФЗ). Это, скорее всего, не лучшим образом будет влиять на независимость оценки. Вопрос создания таких учреждений уже решается. Например, в Московской области начало их функционирования запланировано на середину 2017 года.

Изменение № 4: новая процедура исправления ошибок

Обратившись в эти же бюджетные учреждения, можно будет исправить ошибки на стадии утверждения кадастровой стоимости. По итогам определения кадастровой стоимости (за исключением проведения внеочередной ГКО), в форме электронного документа будут составляться промежуточные отчетные документы (проекты отчета об оценке), которые содержат, в том числе:

1) информацию об объектах недвижимости, включенных в перечень (кадастровые номера, адреса (при наличии), характеристики объектов недвижимости, содержащиеся в перечне;

2) информацию о характеристиках объектов недвижимости, использованных при определении их кадастровой стоимости, или о недостаточности информации о характеристиках объектов недвижимости, необходимых для определения их кадастровой стоимости (с указанием недостающей информации);

3) описание процесса определения кадастровой стоимости с указанием определенных значений кадастровой стоимости (п. 7 ст. 14 закона № 237-ФЗ).

Бюджетное учреждение будет размещать их на своем официальном сайте в течение трех рабочих дней со дня составления промежуточных отчетных документов и сообщать об этом в Росреестр. Последний в течение десяти рабочих дней со дня получения промежуточных отчетных документов проверяет их на соответствие требований к отчету. После проверки и устранения несоответствий Росреестр размещает в фонде данных ГКО сведения и материалы из промежуточных отчетных документов и их месте размещения на официальном сайте бюджетного учреждения на 60 дней. Это время выделено специально для предоставления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости (п. 8-12 ст. 14 закона № 237-ФЗ)

Если наличие ошибки подтвердится, учреждению на пересчет дается 60 дней (ч. 15 ст. 21 закона № 237-ФЗ). Решение по итогам рассмотрения обращения можно оспорить в суде (ч. 22 ст. 21 закона № 237-ФЗ).

Кроме того, можно будет исправить также системные ошибки — допущенные при определении кадастровой стоимости нескольких объектов.

Изменение № 5: на установление новой кадастровой стоимости оценщиками введен мораторий до 2020 года

В соответствии со ст. 18 закона № 360-ФЗ с 15.07.2016 (дата вступления в силу закона) приостановлено действие статей 24.12-24.17 закона № 135-ФЗ (об определении кадастровой стоимости согласно действующему порядку).

Статья 19 закона № 360-ФЗ определила, что с 1 января 2017 по 1 января 2020 г. применяется кадастровая стоимость, действующая на 1 января 2014 года. Если в это время кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения — то с 1 января того года, в котором она впервые начала действовать.

Но если установленная после указанных дат кадастровая стоимость меньше, то применяться должна именно она. Кроме того, если объект недвижимости оценивали после 1 января 2014 года, то его кадастровая стоимость будет пересчитана с использованием сведений по состоянию на эту дату.

Многие высказывают мнение, что это норма означает «заморозку» кадастровой стоимости. Однако пока не ясно, действительно ли это означает, что до 2020 года гарантированно не будет повышения кадастровой стоимости. Так, для введения в действие закона № 237-ФЗ установлен длительный переходный период — с 01.01.2017 до 01.01.2020. В течение этого времени для проведения государственной кадастровой оценки будет действовать два закона параллельно: закон № 237-ФЗ и закон № 135-ФЗ (ч. 1, 2 ст. 24 закона № 237-ФЗ). Органы исполнительной власти в течение этого времени вправе самостоятельно определить виды недвижимости или категории земель, для которых кадастровая оценка будет проводиться в соответствии с новым законодательством (ч. 4 ст. 24 закона № 237-ФЗ ). Поэтому формально мораторий распространяется только на проведение оценки оценщиками. Установлению кадастровой стоимости по новому порядку он не мешает. Следовательно, как только начнут действовать бюджетные учреждения, они смогут проводить оценку и устанавливать новую стоимость.

Коллеги, новые правила определения и пересмотра кадастровой стоимости, безусловно, повлекут за собой и новые вопросы. Тем более, что в данном случае устоявшаяся система меняется кардинально. Поэтому пишите в комментариях вопросы и предложения — будем разбираться вместе, привлекать специалистов, запрашивать комментарии и публиковать отдельные посты по спорным вопросам.

18 октября 2016 в 13:09

Во-первых, спасибо за публикацию) Во-вторых, что касается вопросов: я уже отметилась на днях в публикации о заморозке кадастровой стоимости на уровне 2014 г. - мне кажется, интрига в том, что стоимость в 2014 г. определенная как кадастровая аж до 2020 г. оказывается для многих объектов выше, чем сейчас рыночная. Учитывая, что кризис в ближайшее время никто отменять не собирается, предпосылок для роста цен на недвижку не так много. Иными словами - заморозка кадастра на уровне 2014 г. - это способ дополнительно взыскать в бюджет средства в виде налогов, а не защита нас с вами от роста кадастровой стоимости (тут нужен смайлик, но не знаю, веселый или грустный. ).Что касается процедуры оспаривания - на мой взгляд, она имеет смысл только при существенных расхождениях между кадастром и реальностью. В иных ситуациях деньги, выигранные на пересчете стоимости, придется потратить на оценку и тяжбу. А потом мораторий на пересчет стоимости кончится - и все снова пересчитают))

18 октября 2016 в 15:28 4

«мне кажется, интрига в том, что стоимость в 2014 г. определенная как кадастровая аж до 2020 г. оказывается для многих объектов выше, чем сейчас рыночная.»

А по моим наблюдениям совсем не так.
Сужу по своему родному городу Люберцы.
Зато кадастровая стоимость, определенная в Подмосковье во второй половине 2015 года вообще логике не поддается. Например (беру все дома, расположенные рядом):
1) дом 1950 года: деревянные перекрытия, газовая колонка вместо горячей воды - стоимость кадастровая 1 кв.м - 90,5 тысяч;
2) хрущевка 1962 года: с совмещенным с/у, 5-ти метровой кухней - кадастровая стоимость 1 кв.м. - от 98 до 104 тысяч рублей;
3) новостройки (ну где-то 2-3х годичной давности): с лифтами, мусоропроводами, горячей водой - кадастровая стоимость 1 кв.м. - 60 тыс.руб.
Ну и как относиться к такой кадастровой стоимости, когда старые дома или хрущевки имеют кадастровую стоимость как минимум в 1,5 раза больше, чем новые дома? И как это понять?

18 октября 2016 в 22:46 1

«А по моим наблюдениям совсем не так. Сужу по своему родному городу Люберцы.»

Значит, лично мне не повезло и моим соседям: мой дом - панелька 1999 г. введения в эксплуатацию. Кадастровая стоимость появилась в доступе весной этого года, определена на 12.18.2014 г. Нынешняя рыночная стоимость - ниже кадастровой процентов на 30%.

«Ну и как относиться к такой кадастровой стоимости, когда старые дома или хрущевки имеют кадастровую стоимость как минимум в 1,5 раза больше, чем новые дома? И как это понять?»

По идее, кадастровая сейчас привязывается к рыночной. Но логики действительно не видно. Собственно, по кадастровой стоимости земельных участков в Подмосковье вопросов не меньше ;(

19 октября 2016 в 4:13 1

Софья, спасибо за комментарий и поддержку темы!

Согласна с Вами, что стоимость 2014 года может превышать не только гипотетическую новую кадастровую, которая могла бы быть, но и рыночную (в обычном ее понимании). Кроме того, интрига может себя проявить еще в других ситуациях. Пример: стоимость, действующую по состоянию на 1 января 2014 года могли не пересматривать. По разным причинам — предположим, имущество принадлежало другому собственнику, который в суд не шел, а новый собственник обратился с заявлением о пересмотре той кадастровой стоимости, которая была установлена позднее. И эта пересмотренная стоимость, отвоеванная в комиссии или в суде и на основании которой считается налог сейчас, может в итоге оказаться значительно ниже той, что действовала на 01.01.2014.

При этом можно ли ее считать кадастровой стоимостью, «определенной после 1 января 2014 года, меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 года» в понимании статьи 19 Закона № 360-ФЗ и применять на этом основании именно ее? Если да — то отлично (главное, разобраться, каков порядок «замены» одной стоимости на другую, пока это неочевидно). Если же нет — значит, вся борьба по пересмотру была зря? «Срок годности» оспоренной кадастровой стоимости истек досрочно?

А экономическую целесообразность, конечно же, нужно учитывать! Впрочем, так же, как раньше: к сожалению, даже по действующему законодательству кадастровая оценка проводится не реже 1 раза в 5 лет (по факту могла проводиться чаще). Так что периодического пересчета в любом случае не избежать.

26 октября 2016 в 18:21

Массовая оценка, конечно, традиционно точностью не отличается, Но этот пример уж очень неоднозначный. Интересно, какими сведениями руководствовались оценщики.

26 октября 2016 в 19:12

Образец заявления об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка - есть решение

Оспаривание кадастровой стоимости 2016 новые правила

эталон искового заявления о признании права принадлежности на гараж, с учетом последних.конфигурации кадастровой цены земляного участка на его рыночную. После получения решения в комиссии как нам быть с налоговой? Данные о цены участка, приобретенные в ходе кадастровой оценки.

принципиально отметить, что в этом случае новенькая кадастровая цена применяется только с 1 января того года, в котором истец обратился с заявлением о ее пересмотре. Кадастровая цена либо ее часть, процентное соотношение не предназначает цена продаваемого объекта. Метки статьи заявление, иск, кадастровая, оспаривание кадастровой.

Примерные формы - росреестр

эталоны заявлений о пересмотре кадастровой цены для физических лиц. Комиссия отклонила заявление о пересмотре кадастровой цены.

В неприятном случае, заявление оставят без движения, то есть не будут рассматривать. Да и к тому же необходимо будет ссылаться в иске на нормативный акт. так как конкретно в самом апк рф дела об оспаривании кадастровой цены не упоминаются, к подведомственности арбитражных трибуналов эти дела относил только закон об оценочной деятельности. чтоб обратиться в трибунал можно только после пробы решить делему в комиссии.

В свидетельстве обозначено, основание контракта купли реализации где указан спутник 662 и постановления 1999г. Исковое заявление об оспаривании кадастровой цены земли. Потребительский гаражный кооператив ликвидирован регистрирующим органом в 2008 году (не сдача отчётности в течение 12 месяцев). Уфк по липецкой области для ифнс рф по правобережному району г.гос кадастровой оценки определенного земляного участка (п. Налог будет исчисляться по новейшей кадастровой цены с того года (налогового периода), в котором вы обратлибось в комиссию (подали заявление).

Как правильно оспорить кадастровую стоимость земельного участка?

Кадастровая стоимость – это важная характеристика недвижимого объекта. Она учитывается при расчете налогов и других обязательных платежей в бюджет. Число лиц, желающих оспорить кадастровую стоимость имущества, в последнее время сильно увеличилось.

Упорядочить судебную практику по подобным делам призвано Постановление Пленума Верховного суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 (далее — Постановление). Оно разъясняет спорные моменты, возникающие при оспаривании итогов кадастровой оценки. Также стоит учесть, что с 15 сентября 2015 года начал действовать Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ). В связи с этим данную категорию дел суды рассматривают по новым правилам.

Кто и когда может инициировать процесс?

Оспорить кадастровую стоимость недвижимого объекта могут граждане и юридические лица, которые являются его собственниками. постоянными либо пожизненными пользователями. Это правомочны сделать и иные субъекты, если их права затронуты в результате кадастровой оценки (п. 6 Постановления ).

Когда административный иск подают в связи с недостоверными данными, повлиявшими на оценку, заинтересованным лицом считается орган, который отвечает за государственную кадастровую оценку. Еще к участию в деле привлекают учреждение, которое в случае удовлетворения требований будет исправлять допущенные технические (кадастровые) ошибки.

Если проходит судебный процесс по оспариванию действий (бездействия) комиссии, которой пересматривается кадастровая стоимость (далее – Комиссия), то заинтересованными лицами считают саму Комиссию, а также образовавший ее орган. Также суд правомочен привлечь к процессу:

  • иных лиц, действия которых оспариваются;
  • субъектов, заинтересованных в рассмотрении вышеуказанных административных исков.

Действующими правилами установлено, что государственная оценка недвижимых объектов должна проводиться не реже чем через пять лет. Следовательно, оспорить кадастровую стоимость через судебное учреждение можно в течение пяти лет с момента утверждения итогов оценки. Если же в пределах этого периода произведена переоценка объекта, то начинает течь новый срок.

Важно! Как получить градостроительный план земельного участка?

Процедура оспаривания кадастровой стоимости

Указанные выше субъекты правомочны оспорить кадастровую стоимость:

  • путем представления заявления в Комиссию;
  • посредством направления в судебное подразделение административного иска.

При этом юридические лица сначала обязательно оспаривают оценку в соответствующей Комиссии. Если итог их не устраивает, то можно жаловаться в суд. Физическим лицам предоставлена большая свобода. Они правомочны выбирать, куда обращаться, если ими ставится под сомнение кадастровая стоимость недвижимого объекта.

Раньше подобные судебные дела рассматривали исключительно в порядке, установленном Гражданско-процессуальным кодексом РФ. С 15 сентября 2015 года действуют новые правила, определенные КАС РФ. Административный истец правомочен предъявить следующие требования (п. 2 Постановления ):

  • об установлении по отношению к недвижимому объекту его рыночной цены;
  • об изменении итогов кадастровой оценки из-за выявления недостоверных данных об объекте, которые использовали при его оценке;
  • об оспаривании решений (действий, бездействия) Комиссии.

Оспорить кадастровую стоимость можно в суде, обслуживающем место расположения госоргана или заказчика работ, который утвердил результаты кадастровой оценки. Заявление рассматривают не более двух месяцев, текущих после его поступления в суд.

При этом стоит знать, что заявление, в котором ставится под сомнение кадастровая стоимость недвижимости, не рассматривается вместе с другими требованиями. Например, требования о возврате налоговых отчислений, арендных платежей и т.д. становятся предметом другого судебного процесса.

Особенности судебной процедуры

Если дольщик решил оспорить кадастровую стоимость, то его заявление рассматривают даже, когда другие дольщики возражают против этого. Кадастровая оценка недвижимого объекта пересматривается в целом. Иные дольщики правомочны участвовать в процессе, подавать возражения на исковые требования. Однако подобные возражения не признаются основанием для отказа в удовлетворении иска.

Административный истец доказывает обстоятельства, на которые он сослался (п. 19 Постановления ). Как правило, для пересмотра результатов кадастровой оценки он должен представить заключение независимой экспертизы. Это может послужить основанием пересмотра определенной ранее кадастровой цены недвижимости.

Важно! Как приватизировать земельный участок

В данном случае административному истцу важно доказать, что кадастровая стоимость объекта не соответствует рыночной цене. Спорящие стороны правомочны подписать договор о примирении. В него обязательно включаются условия перемирия и пункты о распределении судебных издержек. Примирение должно основываться на имеющихся в деле доказательствах (п. 19 Постановления ).

При исследовании отчета об оценке суд проверяет, соответствует ли он требованиям законодательства об оценочной деятельности. Главное внимание при этом уделяется эксперту, которым определялась кадастровая стоимость. В частности, если в отношении оценщика отсутствуют данные об обязательном страховании его деятельности, то сделанное им заключение не признается допустимым доказательством (п. 20 Постановления ). Эксперт, оценивавший недвижимость, может вызываться в качестве свидетеля (п. 22 Постановления ).

Для оказания технической помощи суду (дача консультаций, пояснений и т.п.) допускается привлечение независимого специалиста. Им не может быть член Комиссии или лицо, независимое от вовлеченных в дело субъектов (п.21 Постановления ).

Резолютивная составляющая судебного решения должна иметь указание на величину кадастровой цены недвижимости, установленной судом. Если истец отказался от собственных требований, либо суд отказал в их удовлетворении, то это препятствует повторному обращению в судебные инстанции. Оспорить кадастровую стоимость через суд можно будет лишь после последующей процедуры оценки. Определенная судом кадастровая стоимость недвижимости используется при начислении обязательных платежей в соответствующем периоде.

Обращаясь в суд, административный истец оплачивает госпошлину за каждый объект недвижимости отдельно. Если его требования суд удовлетворил, то сумму пошлины взыскивают с учреждения, которым утвержденакадастровая стоимость. Когда исковые требования заинтересованными субъектами не оспариваются, издержки на госпошлину относят на истца. Подобный подход продиктован тем, что судебное решение не может приниматься против заинтересованных лиц.

Конечно, в этом есть толика несправедливости. Истец направлялся в суд из-за того, что государственное учреждение неверно провело кадастровую оценку. Государственный орган требования истца не оспорил, так что госпошлину с него взыскать невозможно. Если же оспорить кадастровую стоимость решено в связи с допущенной технической или кадастровой ошибкой, то издержки на пошлину взыскивают с учреждения, которое проводило оценку.

Важно! Как можно сделать самовольную постройку законной?