Руководства, Инструкции, Бланки

порядок ликвидации тсж пошаговая инструкция 2015

Категория: Инструкции

Описание

Закрытие ТСЖ

Закрытие ТСЖ

3. Юлия (rodoz32) 09.06.12 09:31 Сейчас в теме

ля прекращения деятельности товариществ собственников жилья Жилищный кодекс РФ предлагает отсылочные статьи (140 и 141). В соответствии с п.1 ст.141 Жилищного кодекса РФ ликвидация ТСЖ осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. Это означает, что при прекращении деятельности ТСЖ следует руководствоваться ст. 61- 65 Гражданского кодекса РФ.

На основании ст.61 Гражданского кодекса РФ ликвидация товарищества влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Товарищество может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами - ликвидация в добровольном порядке;
по решению суда ликвидация в принудительном порядке.
Добровольная ликвидация – это ликвидация по инициативе (решению) учредителей согласно ст.61 Гражданского кодекса РФ или решению общего собрания членов ТСЖ (п.2 ч.2 ст. 145 Жилищного кодекса РФ).

Согласно ст. 141 Жилищного кодекса РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Данная норма обязательна для исполнения. Таким образом, собственники помещений в независимости от того, являются ли они членами ТСЖ или нет, не только вправе, но и обязаны на общем собрании принять решение о ликвидации ТСЖ. Существует заблуждение, что инициировать собрание собственников может только член ТСЖ. Согласно ст.45 Жилищного кодекса РФ, внеочередное общее собрание cобственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

Ликвидация в принудительном порядке - это ликвидация по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ).

Согласно ч.З ст.61 Гражданского кодекса РФ требование о ликвидации товарищества по вышеназванным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Прокуратура в этом случае может выступить в роли представителя интересов в суде, то есть подать иск о принудительной ликвидации ТСЖ от своего имени в защиту интересов собственников помещений (п. 4 ст. 27, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1).

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (ч.З ст.61 Гражданского кодекса РФ).

Ликвидация по обращению регистрирующего органа:

Согласно ч.ч.2,3 ст.61 Гражданского кодекса РФ и ч.ч.1,2 ст.25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп. вступающими в силу с 01.01.2009). Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (п.1 в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ).
Согласно ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Ликвидация ТСЖ в порядке банкротства

Ст.65 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что любое юридическое лицо, кроме казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Следовательно, и ТСЖ в соответствии с п.2 ст.З Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" относится к тем юридическим лицам, которые в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, могут судом быть признаны банкротом. Если суд признает ТСЖ банкротом, то это влечет за собой его ликвидацию.

Согласно п.З ст.65 Гражданского кодекса РФ, основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Несколько многоквартирных домов могут образовывать одно ТСЖ как при создании товарищества, так и при реорганизации нескольких ТСЖ путем слияния в одно товарищество. ТСЖ является юридическим лицом, поэтому все правила о реорганизации юридических лиц распространяются и на ТСЖ. В соответствии с п.1 ст. 140 Жилищного кодекса РФ реорганизация ТСЖ осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. В силу п.1 ст.57 Гражданского кодекса РФ ТСЖ может быть реорганизовано путем:
1) слияния двух и более ТСЖ в одно;
2) присоединения одного или нескольких товариществ к другому ТСЖ;
3) разделения одного товарищества на два и более ТСЖ;
4) выделения из ТСЖ одного или более товариществ;
5) преобразования ТСЖ в другую организационно-правовую форму.
При реорганизации ТСЖ необходимо учитывать особенности, предусмотренные жилищным законодательством. Так, реорганизация в форме слияния и присоединения возможна, если многоквартирные дома, в которых созданы ТСЖ, находятся в непосредственной близости друг к другу (п.2 ст.136 Жилищного кодекса РФ). Разделение и выделение допустимы в том случае, если одно ТСЖ объединяет два и более многоквартирных дома. Напротив, данные виды реорганизации невозможны в одном доме, так как жилищное законодательство запрещает создание двух и более ТСЖ собственниками помещений в одном многоквартирном доме. Согласно п.2 ст.140 Жилищного кодекса РФ ТСЖ может быть преобразовано в жилищный или жилищно-строительный кооператив.

Порядок действий при ликвидации ТСЖ

Основания и порядок ликвидации ТСЖ установлены гражданским законодательством. В процессе ликвидации необходимо осуществить ряд мероприятий:
1. формирование ликвидационной комиссии;
2. уведомление кредиторов, выплата им денежных сумм;
3. взыскание дебиторской задолженности;
4. проведение инвентаризации активов и обязательств ТСЖ;
5. составление ликвидационного баланса и др.

Завершается процедура ликвидации ТСЖ внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация ТСЖ представляет собой специальную достаточно длительную процедуру прекращения деятельности товарищества. Она проводится под контролем органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Сведения о нахождении ТСЖ в процессе ликвидации вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. Указанная запись свидетельствует о наличии изменений, происходящих в объеме гражданской правоспособности юридического лица. Согласно ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с этого момента не допускается:

государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого ТСЖ;
государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемое ТСЖ;
государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации ликвидируемого ТСЖ.
В случае ликвидации ТСЖ в добровольном порядке, ликвидация ТСЖ относится к компетенции общего собрания членов товарищества (п.З ст.145 Жилищного кодекса РФ), а ликвидация по причине недостаточности голосов собственников помещений для дальнейшей деятельности ТСЖ является исключительной компетенцией общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п.2 ст.141 Жилищного кодекса РФ). Решение о ликвидации принимает общее собрание членов товарищества или общее собрание собственников многоквартирного дома в порядке, предусмотренном ст.141, 145 и 146 Жилищного кодекса РФ. При этом общее собрание назначает ликвидационную комиссию. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят функции и права правления ТСЖ. Задачей ликвидационной комиссии является завершение деятельности ТСЖ. Поэтому правление прекращает свою деятельность и обязано полностью подчиниться решениям ликвидационной комиссии (п.З ст.62 Гражданского кодекса РФ).

Законодательство возлагает на общее собрание, принявшее решение о ликвидации ТСЖ, ряд обязанностей, обусловленных необходимостью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации.

Ликвидация осуществляется в следующей последовательности:

Принятие общим собранием ТСЖ (собственников помещений) решения о ликвидации ТСЖ и назначение ликвидационной комиссии; утверждение состава ликвидационной комиссии; утверждение проекта порядка и сроков ликвидации (п. 2 ст.62 Гражданского кодекса РФ, п.2 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ).
Согласование с регистрирующим органом состава ликвидационной комиссии и внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц о том, что ТСЖ находится в процессе ликвидации.
Направление сообщения о ликвидации по установленной форме в налоговый орган по месту учета в трехдневный срок с момента принятия решения о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия в письменном виде уведомляет о принятом общим собранием ТСЖ решении внебюджетные фонды (п.1 ст.62 Гражданского кодекса РФ, п.1 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ).
Размещение сообщения о ликвидации ТСЖ, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации) в печатных средствах массовой информации (п.1 ст.63 Гражданского кодекса РФ).
Проведение заседания ликвидационной комиссии после окончания срока предъявления требований кредиторами, на котором утверждается проект промежуточного ликвидационного баланса. Проект должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого ТСЖ, перечень предъявляемых кредиторами требований, а также информацию о результатах их рассмотрения.
Согласование промежуточного ликвидационного баланса с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (п.2 ст.63 Гражданского кодекса РФ, в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ).
Ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ТСЖ в порядке, установленном для исполнения судебных решений (в том случае, когда денежных средств ТСЖ недостаточно для удовлетворения требований кредиторов) (п.З ст.63 Гражданского кодекса РФ).
Ликвидационная комиссия подает заявления о снятии с учета в налоговый орган и внебюджетные фонды, которые проводят проверки ликвидируемого ТСЖ. По окончании проверок данные органы выдают справки об отсутствии задолженности у ТСЖ соответственно перед бюджетом и внебюджетными фондами.
Со дня согласования с регистрирующим органом промежуточного баланса (п.4 ст.63 Гражданского кодекса РФ, в ред. Федерального закона от 03.01.2002 №6-Ф3) ликвидационная комиссия производит денежные выплаты кредиторам ТСЖ в следующей очередности(п.5 ст.63, ст.64 Гражданского кодекса РФ, п.5 в ред. Федерального закона от 03.01.2002 №6-Ф3):
первая очередь - удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое ТСЖ несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
вторая очередь - производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
третья очередь - удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого ТСЖ;
четвертая очередь - погашается задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами.
После удовлетворения требований кредиторов предыдущих очередей и не ранее чем через 1 месяц после утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия приступает к расчетам с другими кредиторами.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия проводит свое заседание, на котором утверждает проект ликвидационного баланса.
Производится согласование ликвидационного баланса с регистрирующим органом.
Ликвидационная комиссия распределяет между участниками оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество (п.7 ст.63 Гражданского кодекса РФ).
Ликвидационная комиссия отражает расчеты с кредиторами и с участниками в ликвидационном акте.
По завершении расчетов с участниками ликвидационная комиссия закрывает счета в банках (о закрытии каждого счета необходимо сообщить в налоговый орган по установленной форме в течение 10 дней).
Ликвидационная комиссия передает на хранение в архив документы по личному составу ТСЖ (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости), а также протоколы общих собраний ТСЖ. Прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган.
Ликвидационная комиссия подает в регистрирующий орган с целью последующей регистрации ликвидации ТСЖ следующие документы:
- устав;
- ликвидационный акт;
- справки из налогового органа и внебюджетных фондов об отсутствии
задолженности;
- справки из банков о закрытии счетов;
- письмо из органов статистики о снятии с учета;
- справку из архива;
- печать и штампы.
Регистрирующий орган выдает справку о ликвидации ТСЖ. С момента исключения из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ считается прекратившим свое существование (п.8 ст.63 Гражданского кодекса РФ, в ред. Федерального закона от 03.01.2002 №6-Ф3).
Процесс ликвидации ТСЖ в судебном порядке происходит так же, как и в порядке добровольной ликвидации, за исключением того, что всеми вопросами ликвидации занимается не утвержденная собранием, а назначенная судом ликвидационная комиссия.

порядок ликвидации тсж пошаговая инструкция 2015:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Управдомус - все о товариществе собственников жилья (ТСЖ): Прекращение управления домом ТСЖ

    Вопросы о ТСЖ

    Прекращение управления домом ТСЖ.

    Согласно Жилищному кодексу собственники помещений в многоквартирном доме в любой момент могут изменить способ управления домом. Безусловно, без данной нормы жилищное самоуправление было бы невозможным. Но в то же время именно благодаря этому положению закона очень часто возникает так называемая чехарда управляющих организаций, когда ТСЖ сменяет управляющую компанию, а через некоторое время собственники вновь обращаются к ней за услугами, и наоборот. Каковы последствия такой «чехарды», попробуем разобраться в данной статье.

    Несмотря на то, что ТСЖ, на наш взгляд, является наиболее эффективной формой управления домом, следует признать, что ее полноценная реализация требует большой ответственности со стороны собственников жилья: недостаточно просто зарегистрировать ТСЖ, важно создать условия для его функционирования, а последнее подчас невозможно ввиду различных причин.

    В связи с этим представим ситуацию, когда собственники помещений в доме выбрали в качестве способа управления ТСЖ, создали товарищество и зарегистрировали его в качестве юридического лица. Работа в ТСЖ не сложилась, вследствие чего через некоторое время собственники изменили способ управления на управляющую организацию и заключили договор с компанией. Что в этом случае делать с товариществом? Каков его статус?

    ТСЖ — юридическое лицо и способ управления домом.

    Важно понимать, что ТСЖ в законодательстве рассматривается с двух позиций: как способ управления, альтернативный и несовместимый со способом управления посредством управляющей организации, и как юридическое лицо, которое в рамках договорных отношений вполне может сосуществовать с управляющей компанией.

    Так, порядок создания ТСЖ и выбора способа управления многоквартирным домом регламентируется ЖК РФ, а порядок государственной регистрации ТСЖ в качестве юридического лица при его создании и ликвидации — ГК РФ и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лици индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации). Ни ГК РФ, ни указанный Федеральный закон не предусматривают никаких особых условий для регистрации создания и ликвидации ТСЖ, следовательно, и то и другое осуществляется в общем порядке, который рассмотрим ниже.

    Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ юридическое лицо считается прекратившим свое существование после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). В связи с этим ошибочно считать, что при смене способа управления многоквартирным домом и выборе управляющей компании ТСЖ автоматически прекращает свое существование.

    Здесь уместно обратиться к ст. 161 ЖК РФ, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом (п. 2), а многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (п. 9). Казалось бы, нормы законов вступают в противоречие, но на самом деле такое противоречие отсутствует. Вновь обращаясь к услугам управляющей компании, собственники жилья на общем собрании решают вопрос о смене способа управления многоквартирным домом на управление посредством управляющей организации, то есть способ управления остается единственным. В этом случае ТСЖ обязано прекратить свою работу, а с управляющей компанией заключается договор, тем самым фактические действия по управлению общим имуществом в доме осуществляет не ТСЖ, а вновь выбранная организация.

    Таким образом, ТСЖ продолжает свое существование даже при отсутствии потребности в нем до тех пор, пока оно не будет ликвидировано.

    О необходимости ликвидации ТСЖ.

    Иногда собственники помещений в многоквартирном доме оставляют созданное ТСЖ (сознательно или нет) ввиду ряда причин.

    Во-первых, так сказать, «про запас». Процесс создания товарищества очень трудоемкий, и бывает жаль проделанной работы. К тому же в случае, если работа управляющей компании будет неудовлетворительной, возобновить работу ТСЖ гораздо легче, чем создать его вновь.

    Во-вторых, процедура ликвидации юридического лица — мероприятие достаточно сложное, и при потере интереса к товариществу заниматься этим будет некому.

    В-третьих, собственники помещений в доме могут не задумываться о необходимости ликвидации ТСЖ.

    На наш взгляд, собственникам помещений в доме важно решить судьбу ТСЖ еще при смене способа управления, оценив плюсы и минусы ликвидации товарищества. Это важно, поскольку благое желание оставить ТСЖ «для подстраховки» без соблюдения норм действующего законодательства и некоторых юридически значимых действий может привести к неприятным последствиям для граждан (в том числе финансового характера). Чтобы определить круг возможных проблем, обратимся к основаниям для ликвидации ТСЖ.

    Основания для ликвидации ТСЖ.

    С точки зрения законодательства существует ряд оснований, при которых ТСЖ может и обязано быть ликвидировано. Оговоримся, что вопрос банкротства ТСЖ не является предметом рассмотрения в данной статье.

    Так, Жилищный кодекс обязывает собственников помещений на их общем собрании принять решение о ликвидации ТСЖ в случае, если члены товарищества обладают не более 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 ст. 141 ЖК РФ). Однако, как это часто бывает, есть обязанность, но нет санкции за ее неисполнение. Поэтому получается, что зачастую ТСЖ ликвидируется по данному основанию, только если кто-нибудь из заинтересованных лиц (управляющая компания либо кто-то из граждан) обратится в суд с иском о принудительной ликвидации.

    Но может сложиться и такая ситуация, что ТСЖ, оставаясь бездействующим, имеет в своем составе достаточное количество членов. В этом случае решение вопроса о добровольной ликвидации, согласно пп. 2 п. 2 ст. 145 ЖК РФ, остается за общим собранием членов ТСЖ. То есть совершенно не обязательно всем собственникам сначала выходить из состава товарищества, а только потом решать вопрос о его ликвидации.

    При определенных условиях еще одним основанием для ликвидации ТСЖ может послужить решение суда, принятое по заявлению уполномоченного органа, о ликвидации юридического лица согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ, а именно в случае допущения при его создании грубых нарушений закона, если они носят неустранимый характер, а также в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона (иных правовых актов) и систематического осуществления некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям.

    В нашем случае ТСЖ может быть ликвидировано судом, например, по заявлению налогового органа в связи с грубыми нарушениями налогового законодательства. Такими грубыми нарушениями могут стать неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 23 НК РФ, в частности, по уплате налогов, ведению учета доходов, расходов и объектов налогообложения, представлению налоговых деклараций, представлению налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов сведений и документов (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2001 N 7745/00). Таким образом, бухгалтерию в ТСЖ при желании его сохранения в качестве юридического лица необходимо вести даже при отсутствии всякой деятельности.

    Других оснований для ликвидации ТСЖ нет.

    Финансовые и договорные обязательства ТСЖ при смене способа управления.

    Прекращая свою деятельность, но продолжая существование, ТСЖ должно свести к минимуму свои договорные и финансовые обязательства. Это значит, что следует оплатить все работы и расторгнуть все договоры со сторонними организациями. Что касается судьбы средств, собранных с собственников помещений в доме и оставшихся после погашения всех обязательств, она может определяться по-разному.

    По сути, эти средства при смене управляющей организации будут неосновательным обогащением товарищества согласно гл. 60 ГК РФ. На наш взгляд, наиболее бесспорным представляется вариант возвращения денежных средств собственникам помещений в доме, но технически это сделать достаточно сложно. Кроме того, в состав данных средств могут включаться деньги на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, передавать которые собственникам будет абсолютно нецелесообразно. Эти средства должны быть переданы вновь выбранной управляющей компании на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (см. Постановление ФАС ДВО от 17.03.2009 N Ф03-811 /2009). Напомним, что вопросы капитального ремонта относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в доме согласно пп. 1 п. 2 ст. 44. п. 2 ст. 158 ЖК РФ. В любом случае в повестку дня общего собрания о смене способа управления рекомендуем включать вопрос о передаче денежных средств, накопленных на капитальный ремонт.

    Понятно, что вариант передачи денежных средств от ТСЖ к управляющей компании представляется самым удобным для собственников. Однако следует принимать во внимание, что ТСЖ на бездоговорной основе оказывает услуги только своим членам. Соответственно, последние вправе решить судьбу своих денежных средств на общем собрании членов ТСЖ, а для тех, кто ими не является, вопрос может решаться индивидуально путем расторжения договора в одностороннем порядке согласно ст. 717 ГК РФ по инициативе собственника.

    Возникает вопрос: а может ли ТСЖ в одностороннем порядке расторгнуть договор с собственником жилья, если в договоре такое право не предусмотрено? Проблема несколько теоретизирована, но все же актуальна, поскольку граждане редко задумываются о подобных вопросах. Между тем существуют только общие нормы гражданского законодательства, регулирующие данную ситуацию без учета специфики договора на содержание и ремонт жилого помещения. Итак, п. 2 ст. 719 и п. 2 ст. 328 ГК РФ предоставляют право подрядчику (в нашем случае — ТСЖ) на отказ от исполнения договора при невыполнении встречных обязательств заказчиком. При смене управляющей организации собственник жилья (заказчик) перестанет оплачивать услуги и работы ТСЖ по договору, что может стать основанием для расторжения такого договора.

    Возвращаясь к финансовым обязательствам ТСЖ при смене способа управления, следует отдельно сказать о необходимости расторжения договоров ресурсоснабжения, поскольку в противном случае ТСЖ остается исполнителем коммунальной услуги и несет ответственность перед энергоснабжающими организациями. В этой связи интересна ситуация, рассмотренная в Решении Арбитражного суда Саратовской области от 28.10.2009 N А57-2110 /2009 и Постановлении ФАС ПО от 25.10.2010 по делу N А57-442 /2010. Так, решениями общих собраний собственников помещений был изменен способ управления и выбрана управляющая компания. Было принято решение о ликвидации ТСЖ, но государственная регистрация ликвидации не была осуществлена. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обратилась в суд с исковыми требованиями о взыскании задолженности с ТСЖ, которая образовалась позднее принятия вышеназванных решений. В спорный период многоквартирными домами фактически управляла и собирала средства с собственников управляющая компания (что было доказано в суде), но договора на приобретение коммунального ресурса для спорных домов у нее не было. Между тем суд взыскал с ТСЖ сумму задолженности в пользу предприятия ВКХ (Решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.10.2009 N А57-2110/2009) и отказал товариществу в иске о взыскании этих средств с управляющей организации (Постановление ФАС ПО от 25.10.2010 по делу N А57-442/2010). Аргументация оказалась следующей. Учитывая наличие у исполнителя коммунальных услуг обязанности по оплате коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации независимо от фактического внесения коммунальных платежей населением, обязанность по оплате коммунальных услуг у собственников помещений перед ТСЖ в соответствии со ст. 153 ЖК РФ в связи с перечислением денежных средств управляющей компании не прекратилась. Следовательно, в силу ст. 1102 ГК РФ потерпевшей стороной в случае доказанности приобретения этих средств управляющей компанией без законных оснований (без предоставления коммунальных услуг) являются жильцы многоквартирных домов. Товарищество не представило доказательства, подтверждающие передачу ему жильцами домов своих полномочий на истребование спорных денежных средств от управляющей компании (договоры, решение общего собрания). Таким образом, в данном случае собственникам помещений придется либо дать поручение ТСЖ обратиться в суд в защиту их общих интересов, либо решать данную проблему каждому по отдельности. А проблемы можно было избежать, если бы ТСЖ просто расторгло договор после принятия решения собственниками о смене способа управления или если бы вовремя предоставило документы на государственную регистрацию ликвидации юридического лица.

    Ликвидация ТСЖ в добровольном порядке.

    Ликвидация ТСЖ осуществляется в общем порядке ликвидации юридического лица на основании ст. ст. 61 — 64 ГК РФ, несмотря на то что ТСЖ является некоммерческой организацией.

    Решение о ликвидации, как было указано выше, принимается на общем собрании членов ТСЖ не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов членов ТСЖ (пп. 2 п. 2 ст. 145. п. 4 ст. 146 ЖК РФ). В решении необходимо указать состав ликвидационной комиссии ТСЖ (как правило, он совпадает с составом правления товарищества). Согласно п. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

    В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации ТСЖ в налоговый орган по месту нахождения товарищества следует представить уведомление по форме Р15001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439. На основании данного уведомления вносится запись в ЕГРЮЛ о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются по почте) свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ и выписка из ЕГРЮЛ, в которой указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

    Ликвидационная комиссия в целях выявления кредиторов публикует информацию о принятом решении в журнале «Вестник государственной регистрации». Согласно ст. 63 ГК РФ кредиторы в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации юридического лица вправе предъявить свои требования.

    По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается на общем собрании членов ТСЖ. Вместе с уведомлением о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15003 он направляется в налоговый орган (об этом также выдается свидетельство).

    На основании данного баланса налоговые органы проводят контрольные мероприятия (проверки)) (см. п. 11 ст. 89 НК РФ).

    По истечении двух месяцев с момента размещения публикации о ликвидации ТСЖ ликвидационная комиссия может обратиться в налоговую инспекцию для внесения записи о ликвидации юридического лица со следующими документами:

    • подписанным заявителем заявлением о государственной регистрации по форме Р16001;
    • ликвидационным балансом;
    • документом об уплате государственной пошлины в размере 4000 руб.

    В соответствии с данными документами вносится запись в ЕГРЮЛ и выдается свидетельство о государственной регистрации ликвидации ТСЖ.

    Таким образом, порядок ликвидации ТСЖ может показаться сложным и занимающим слишком много времени, но следует помнить, что он направлен на защиту интересов кредиторов, которыми, к слову, являются и собственники жилья. Кроме того, на наш взгляд, создавая товарищество, всегда нужно думать об ответственности, которую берет на себя соседское сообщество, и рассматривать непростой порядок снятия с себя такой ответственности как мотивацию к всестороннему обдумыванию.

    Итак, мы выяснили, что отказ от такого способа управления многоквартирным домом, как ТСЖ, не означает безусловной необходимости ликвидации товарищества как юридического лица. Однако этот вопрос (сохранить или ликвидировать ТСЖ) целесообразно рассмотреть на общем собрании одновременно с выбором нового способа управления домом. Если ТСЖ не будет ликвидировано, при смене способа управления нужно провести расчеты со всеми контрагентами и расторгнуть хозяйственные договоры (особо важно расторгнуть договоры ресурсоснабжения). Тем не менее на товариществе по-прежнему лежат обязанности по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и налоговой отчетности. Ликвидация же ТСЖ на добровольной основе осуществляется в общем порядке.

    М. А. Пургина Руководитель юридического отдела
    Фонда жилищного просвещения «Ассоциация ТСЖ г. Нижнего Новгорода»

    Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение» No1, 2011
    http://www.audar-press. ru/magazine/3
    Издательский Дом «Аюдар Пресс» (499) 257-0772 info@audar-press.ru