Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по предупреждению радиационных аварий img-1

инструкция по предупреждению радиационных аварий

Категория: Инструкции

Описание

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ АВАРИИ И ПОЖАРА И ЛИКВИДАЦИИ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ В ЛАБОРАТОРИИ ИММУНОЛОГИИ

ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ АВАРИИ И ПОЖАРА И ЛИКВИДАЦИИ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ В ЛАБОРАТОРИИ ИММУНОЛОГИИ

Настоящая инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом "О радиационной безопасности населения", "Нормами радиационной безопасности", "Основными санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСП 72/87", "ССБТ. Подразделения радиодиагностические. Требования безопасности (ОСТ 42-21-14-82), "Инструктивно-методическими указаниями по служебному расследованию и ликвидации радиационных аварий" № 2206-80 от 26.09.80.

Инструкция предусматривает порядок действий персонала, работающего с источниками ионизирующих излучений (ИИИ), администрации БОЛЬНИЦЫ в случае возникновения радиационной аварии, а также меры по предупреждению аварии, ликвидации ее последствий и защите персонала от радиоактивного загрязнения и переоблучения.

Инструкция подлежит пересмотру при изменении характера работ или утрате юридической силы документов, на основании которых она разработана, но не реже одного раза в три года.

1. ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ АВАРИЙ И МЕРЫ ПО ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

1.1. Радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями персонала, стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к незапланированному облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающей среды, превышающим величины, регламентированные для контролируемых условий.

1.2. При работе в лаборатории молекулярной генетики могут возникнуть радиационные и нерадиационные аварии.
К радиационным авариям относятся следующие:
  1. облучение или радиоактивное загрязнение персонала выше величин, установленных НРБ-96;
  2. радиоактивное загрязнение производственных, смежных помещений, окружающей территории, оборудования выше величин, установленных НРБ-96;
  3. наличие радиоактивных веществ (РВ) в подразделении в количествах, не соответствующих документам об их поступлении, использовании и списании, или превышающих предусмотренных санитарным паспортом;
  4. использование РВ не по назначению, создающее угрозу здоровью людей;
  5. возникновение пожара;
  6. утеря и хищение НИИ;
К нерадиационным авариям относятся:
  1. короткое замыкание и обрыв в системах электропитания;
  2. механическая поломка элементов оборудования;
  3. поломка коммуникационных систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции.
1.3. Главными условиями по предупреждению аварии являются:
  1. своевременное проведение инструктажа и проверки знаний правил безопасности;
  2. соблюдение всех требований "Инструкции по радиационной безопасности при проведении работ в лаборатории иммунологии", инструкции по эксплуатации аппаратуры, а также основных нормативных документов ОСП 72/87 и НРБ-96;
  3. профессиональная компетентность персонала при выполнении своих функциональных обязанностей.

2. ПОРЯДОК ИНФОРМАЦИИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ. ПРОГНОЗ РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ.

2.1. Лицо, обнаружившее аварию, должно немедленно поставить в известность ответственных за радиационную безопасность и радиационный контроль, которые в свою очередь обязаны информировать администрациюбольницы.

2.2. При возникновении аварии сотрудник, работавший с ИИИ, обязан немедленно прекратить работу, выключить вентиляцию и все электрические приборы, покинуть комнату, закрыть двери.

2.3. Во всех случаях установления факта радиационной аварии администрация учреждения обязана поставить в известность о случившемся
  • Центр Госсанэпиднадзора в г.С-Петербурге по тел. 275-31-86,
  • УВД Петроградского района г.С-Петербурга по тел. 232-22-16,
  • Управление Северо-Европейского округа Госатомнадзора РФ по тел. 278-73-45,
  • Комитет по здравоохранению Администрации СПб по тел.275-74-58,
  • Государственная инспекция по охране труда по тел.311-34-95.

3. ПЕРВИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО. ОЦЕНКЕ РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ

3.1. Администрация больницы обязана организовать первичные мероприятия по оценке радиационной обстановки:

Силами ответственного за радиационный контроль:
  1. определяются границы радиационно-опасной зоны и устанавливаются ограждения;
  2. организуется ее охрана;
  3. производится контроль уровней радиоактивного загрязнения спецодежды и кожных покровов персонала;
  4. проводится предварительная оценка доз облучения персонала (в необходимых случаях у населения);
  5. выявляются пострадавшие лица.

3.2. Людей с травматическими повреждениями, химическим отравлениями, переоблучением необходимо направить на медицинское обследование. В случае необходимости должна быть проведена санитарная обработка людей.

4. ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

4.1. При попадании жидких РФП на одежду и кожные покровы необходимо провести санитарную обработку под душем. Загрязненная одежда собирается в пластиковые мешки.

4.2. При подозрении на попадание РВ внутрь организма необходимо применить меры по предотвращению последствий внутреннего облучения: назначение рвотных средств, промывание желудка и очистительная клизма, назначение комплексообразующих средств.

Эти мероприятия целесообразно проводить в первые 10-12 часов. Через сутки ускорить выведение радиоактивных веществ можно применением мочегонных и слабительных средств, а также усилением легочной вентиляции.

5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ И ЛОКАЛИЗАЦИИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

5.1. Администрация больницы должна издать приказ о создании комиссии по расследованию причин аварии и ликвидации ее последствий.

5.2. Комиссия разрабатывает план ликвидации последствий аварии, который должен быть согласован с Центром госсанэпиднадзора, СЕО ГАН, в случае или хищения - также и РУВД.

5.3. Комиссия по ликвидации последствий аварии проводит подготовку к проведению работ по ликвидации аварии: определяет объем и виды работы, оснащение, комплектует аварийные бригады, персонал которых должен удовлетворять требованиям п.5.2. НРБ-96.

5.4. Аварийная бригада должна быть обеспечена защитной одеждой и индивидуальным дозиметром.

5.5. Персонал аварийной бригады, принимавший участие в дезактивации, обязан с помощью УИМ-2 проверить руки, кожные покровы, спецодежду и спецобувь на наличие радиоактивных загрязнений.

5.6. До ликвидации радиоактивных загрязнений в аварийной зоне запрещается проведение каких-либо работ, не относящихся к ликвидации последствий радиационной аварии.

5.7. Эффективность дезактивационных мероприятий следует постоянно контролировать с помощью дозиметрических приборов.

6. ДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЛА ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРА.

6.1. В случае возникновения пожара в одном из помещений лаборатории необходимо сообщить по телефону 01.

6.2. Доложить ответственному за пожарную безопасность и за радиационный контроль в лаборатории и администрации больницы.

6.3. Обесточить действующие в лаборатории электроприборы и установки.

6.4. До прибытия пожарной команды приступить к тушению пожара имеющимися в лаборатории подручными средствами (огнетушители углекислотные).

6.5. Для встречи пожарной команды выделяется сотрудник лаборатории, способный правильно доложить об обстановке, указать пожарной команде направление движения, указать место нахождения наиболее опасных участков помещений.

6.6. Во избежании возникновения радиоактивных загрязнений во время пожара и при ликвидации пожара удаляются в безопасные места все контейнеры с радиоактивными препаратами.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ.

7.1. Администрация больницы должна провести служебное расследование причин аварии и разработать мероприятия по предупреждению их в дальнейшем. По результатам расследования Администрация должна издать приказ, в котором должен быть детальный анализ проведенных мероприятий по ликвидации аварии и предусмотрены меры по предупреждению подобных случаев.

7.2. Прекращение служебного расследования и проведения работ по ликвидации последствий аварии могут быть осуществлены только с согласия органов Госсанэпиднадзора, СЕО ГАН и УВД и документально оформлено.

7.3. Возобновление работ в зоне ликвидации аварии разрешается только после согласования с органами госсанэпиднадзора.

7.4. Ответственность за проведение мероприятий, направленных на ликвидацию аварии и ее последствий, несет администрация больницы.

7.5. Лица, виновные в возникновении аварии, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Знание настоящей Инструкции обязательно для каждого сотрудника, работающего с ИИИ, а также для лиц, временно прикомандированных к лаборатории, проходящих обучение на рабочих местах или выполняющих совместные научные исследования.

Другие статьи

Роль региональных органов санитарного надзора, внутренних дел, Госатомнадзора, мчс, Минприроды в служебном расследовании и ликвидации последствий ава­

Роль региональных органов санитарного надзора, внутренних дел, Госатомнадзора, мчс, Минприроды в служебном расследовании и ликвидации последствий ава­рии:

1. Согласование плана работ по расследова­нию аварии и ее ликвидации.

2. Контроль за ходом работ.

3. Оказание методической, а при необходимости и практической по­мощи учреждению.

4. Выдача разрешения на прекращение работ. Данное требование направлено на недопусти­мость поверхностного расследования аварии, преждевремен­ного прекращения требуемого объема работ и некачественного завершения мероприятий.

6. Документация, изучаемая при расследовании аварии

Специалистам территориальных ЦГЭ, ОВД, МЧС, Госатомнадзора, прибывшим для расследования аварии, должна быть представлена следующая документация:

физико-техническая характеристика радиационной тех­ники (или используемого радионуклида, источника иони­зирующих излучений);

режим работы радиационной техники;

время нахождения пострадавших (подвергшихся облуче­нию) в зоне действия излучений;

положение или разреше­ние на право проведения работ с источниками ионизиру­ющих излучений, выданное в установленном порядке ор­ганами санитарного надзора;

акты санитарного обследования объекта, и акты обследования Госатомнадзора (за последние 2 года);

приходно-расходный журнал источников ионизирующего излучения (ИИИ) ;

приказы администрации учреждения о допуске персонала к работе с источниками ионизирующих излучений;

должностные инструкции лиц, допущенных к работе с ис­точниками ионизирующих излучений;

журнал регистрации о прохождении инструктажа по тех­нике безопасности и радиационной безопасности персо­налом;

инструкция по предупреждению аварий и их ликвидации .

7. Этапы развития радиационной аварии

Выделяют 3 последовательных этапа (периода) развития аварии:

Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами: Предупреждение радиационных аварий и ликвидация их последствий

Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами: Предупреждение радиационных аварий и ликвидация их последствий 14. Предупреждение радиационных аварий и ликвидация их последствий

14.1. При проектировании учреждений должна быть предусмотрена система мер противоаварийной безопасности. Эта система должна предусматривать предупреждение аварии, которая может привести к облучению людей выше основных дозовых пределов и (или) к радиоактивному загрязнению окружающей среды выше допустимых уровней, установленных НРБ-76/87.

Система противоаварийной безопасности должна включать технические и организационные мероприятия, направленные на предотвращение аварии, предупреждение ее развития, ограничение масштабов и последствий аварии.

14.2. Защита персонала и населения от повышенного радиационного воздействия в случае аварии должна обеспечиваться:

  • обоснованным выбором площади для размещения учреждения;
  • организацией санитарно-защитной зоны в необходимых случаях;
  • качественным изготовлением технологического и защитного оборудования;
  • специальными требованиями к контролю качества при изготовлении, монтаже, ремонте, реконструкции и передаче оборудования в эксплуатацию;
  • наблюдением и периодическим контролем состояния оборудования в процессе эксплуатации;
  • защитными противоаварийными устройствами;
  • строгим соблюдением технологической дисциплины и требований техники безопасности;
  • специальной подготовкой персонала.

Особое внимание должно уделяться мерам предупреждения доступа к источникам излучения посторонних лиц и обеспечения сохранности источников.

14.3. В необходимых случаях предусматриваются противоаварийные локализующие устройства, которые должны предотвратить поступление радиоактивных веществ в окружающую среду.

14.4. Защитные и локализующие устройства должны обеспечивать безопасность персонала и населения в случае максимальной проектной аварии.

14.5. Перечень возможных аварий, на которые проектом предусматриваются технические средства безопасности, определяется проектной организацией и учреждением-заказчиком по согласованию с органами Госсаннадзора.

14.6. В проекте учреждения, в котором предусматриваются работы с радионуклидными источниками, должна быть предусмотрена система противоаварийных мероприятий в случае пожара и стихийных бедствий.

14.7. В проекте должны быть предусмотрены средства удаления из аварийного оборудования и помещений газообразных, жидких и твердых радиоактивных веществ, очистки и дезактивации загрязненных поверхностей в учреждении и на территории.

14.8. В учреждении должна быть предусмотрена система сигнализации и оповещения персонала о начавшейся аварии в максимально короткие сроки, по сигналам которой персонал должен действовать в соответствии с инструкцией по предупреждению развития аварии (пожара).

14.9. В учреждении должны быть выделены помещения для хранения аварийных запасов индивидуальных средств защиты и аварийного запаса дозиметрических приборов. Перечень и необходимое количество средств защиты и дозиметрических приборов определяются по согласованию с органами Госсаннадзора.

14.10. На аварийно опасных производственных участках, в санитарном пропускнике и здравпункте должны постоянно находиться аптечки с набором средств первой помощи пострадавшим при аварии. В санпропускнике и здравпункте должен находиться неприкосновенный запас средств для санитарной обработки пострадавших.

14.11. Администрация учреждения обязана разработать, утвердить и согласовать с местными органами Госсаннадзора и Госпожнадзора инструкцию по предупреждению аварии и пожара и ликвидации их последствий и план мероприятий по защите персонала на случай аварии. В этих документах должны быть отражены следующие основные положения:

  • а) прогноз возможных аварий и меры по их предупреждению;
  • б) порядок информации вышестоящей организации, органов Госсаннадзора и других организаций о возникновении аварии;
  • в) прогноз радиационной обстановки и меры по ликвидации и локализации очагов аварийного радиоактивного загрязнения;
  • г) поведение персонала при аварии и оказание первой помощи пострадавшим;
  • д) организация оказания медицинской помощи в случае внутреннего или внешнего аварийного облучения;
  • е) порядок ликвидации аварии и меры защиты персонала при выполнении аварийных работ;
  • ж) меры по предупреждению и ликвидации пожара;
  • з) подготовка персонала по действию в случае аварии (пожара);
  • и) ответственность администрации за проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварии.

14.12. При установлении факта аварии администрация учреждения и персонал принимают экстренные меры, предусмотренные инструкцией по предупреждению аварии и пожара и ликвидации их последствий и планом мероприятий по защите персонала на случай аварии. При разработке инструкции, а также плана мероприятий по ликвидации последствий аварии необходимо стремиться к тому, чтобы уровни облучения персонала не превышали установленных НРБ-76/87.

14.13. Во всех случаях установления факта радиационной аварии администрация учреждения обязана поставить в известность:

  • вышестоящую организацию или ведомство;
  • местные советские и партийные органы;
  • местные органы Госсаннадзора;
  • местные органы внутренних дел;
  • техническую инспекцию труда профсоюза;
  • территориальный штаб гражданской обороны.

14.14. В целях обоснования принятия неотложных мер при аварии необходимо провести экстренную оценку радиационной обстановки, доз излучения у персонала (в необходимых случаях у населения), выявить пострадавших лиц.

Людей с травматическими повреждениями, химическими отравлениями, переоблучением выше 5 ПДД необходимо направить на медицинское обследование. В случае необходимости должна быть проведена санитарная обработка людей и изъята загрязненная одежда.

14.15. Должны быть предприняты срочные меры по прекращению развития аварии, сведению к минимуму облучения людей и радиоактивного загрязнения окружающей среды. Если потенциальную аварийную дозу предвидеть невозможно, то облучение персонала выше дозовых пределов, установленных п. п. 4.1 - 4.5 НРБ-76/87, может быть разрешено администрацией учреждения только тогда, когда нет возможности принятия мер, исключающих их превышение, и оправдано лишь спасением людей, предотвращением развития аварии и облучения большого числа людей.

14.16. Регламентация планируемого повышенного облучения персонала определяется п. п. 4.10 - 4.15 НРБ-76/87.

14.17. Служебное расследование и ликвидация аварии проводятся администрацией учреждения под контролем местных органов Госсаннадзора (ведомства). Порядок проведения расследования аварии определен в Инструктивно-методических указаниях по служебному расследованию и ликвидации последствий радиационных аварий. В случае крупных радиационных аварий расследование и ликвидация их последствий осуществляются по указаниям высших государственных органов.

14.18. Прекращение служебного расследования и проведения работ по ликвидации последствий аварии могут быть осуществлены только с согласия местных органов Госсаннадзора и внутренних дел и документально оформлены.

14.19. Ответственность за ликвидацию аварии и ее последствия несет администрация учреждения, на котором произошла авария.

14.20. Лица, виновные в возникновении аварии, привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Санитарные правила СП -99 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99)»

6. Радиационная безопасность при радиационных авариях

6.1. Система радиационной безопасности персонала и населения при радиационной аварии должна обеспечивать сведение к минимуму негативных последствий аварии, прежде всего - предотвращение возникновения детерминированных эффектов и минимизацию вероятности стохастических эффектов. При обнаружении радиационной аварии должны быть предприняты срочные меры по прекращению развития аварии, восстановлению контроля над источником излучения и сведения к минимуму доз облучения и количества облученных лиц из персонала и населения, радиоактивного загрязнения производственных помещений и окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных аварией.

6.2. В проектной документации каждого радиационного объекта должны быть определены возможные аварии, возникающие вследствие неисправности оборудования, неправильных действий персонала, стихийных бедствий или иных причин, которые могут привести к потере контроля над источниками излучения и облучению людей и (или) радиоактивному загрязнению окружающей среды. Перечень возможных аварий для конкретных условий работы с источниками излучения согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

6.3. В проектной документации радиационных объектов I - II категорий должен быть раздел «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций», включающий номенклатуру, объем и места хранения средств индивидуальной защиты, медикаментов, аварийного запаса радиометрических и дозиметрических приборов, средств дезактивации и санитарной обработки, инструментов и инвентаря, необходимых для проведения неотложных работ по ликвидации последствий радиационной аварии.

6.4. Администрация радиационных объектов I - II категорий обязана разработать, утвердить и согласовать с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, план мероприятий по защите персонала и населения в случае радиационной аварии. План должен содержать следующие основные разделы:

- прогноз возможных аварий на радиационном объекте с учетом вероятных причин, типов и сценариев развития аварии, а также прогнозируемой радиационной обстановки при авариях разного типа;

- критерии для принятия решений о проведении защитных мероприятий;

- перечень организаций, с которыми осуществляется взаимодействие при ликвидации аварии и ее последствий;

- организация аварийного радиационного контроля;

- оценка характера и размеров радиационной аварии;

- порядок введения аварийного плана в действие;

- порядок оповещения и информирования;

- поведение персонала при аварии;

- обязанности должностных лиц при проведении аварийных работ;

- меры защиты персонала при проведении аварийных работ;

- мероприятия по защите населения и окружающей среды;

- оказание медицинской помощи пострадавшим;

- меры по локализации и ликвидации очагов (участков) радиоактивного загрязнения;

- подготовка и тренировка персонала к действиям в случае аварии.

6.5. На всех радиационных объектах должна быть «Инструкция по действиям персонала в аварийных ситуациях».

6.6. На производственных участках, в санпропускнике и здравпункте радиационного объекта должны находиться аптечки с набором необходимых средств первой помощи пострадавшим при аварии, а на объектах, где проводится работа с радиоактивными веществами в открытом виде, также и восполняемый запас средств санитарной обработки лиц, подвергшихся загрязнению.

6.7. В каждой организации, в которой возможна радиационная авария, должна быть предусмотрена система экстренного оповещения о возникшей аварии, по сигналам которой персонал должен действовать в соответствии с планом мероприятий по ликвидации радиационной аварии и должностными инструкциями.

6.8. Во всех случаях установления факта радиационной аварии администрация организации обязана проинформировать органы государственной власти, в том числе федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного самоуправления.

6.9. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с «Планом мероприятий по защите населения в случае радиационной аварии» обеспечивают быстрое поступление данных о радиационной аварии специалистам в области радиационной защиты и их участие в информации населения о радиационной аварии, рекомендуемых способах и средствах защиты.

6.10. К проведению работ по ликвидации аварии и ее последствий должны привлекаться, прежде всего, члены специализированных аварийных бригад. При необходимости для выполнения этих работ могут быть привлечены лица, предпочтительно из персонала старше 30 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, при их добровольном письменном согласии после информирования о возможных дозах облучения и риске для здоровья. Женщины могут быть допущены к участию в аварийных работах лишь в исключительных случаях.

6.11. Перед началом работ по ликвидации последствий аварии должен проводиться инструктаж персонала по вопросам радиационной безопасности с разъяснением характера и последовательности работ. При необходимости следует проводить предварительную отработку предстоящих операций.

6.12. Работы по ликвидации последствий аварии и выполнение других мероприятий, связанных с возможным переоблучением персонала, должны проводиться под радиационным контролем по специальному разрешению (допуску), в котором определяются предельная продолжительность работы, дополнительные средства защиты, фамилии участников и лица, ответственного за выполнение работ.

6.13. Регламентация планируемого повышенного облучения персонала при ликвидации аварии определяется разделом 3.2 НРБ-99. Планируемое повышенное облучение допускается для персонала радиационного объекта, участвующего в проведении аварийно-восстановительных работ, и специалистов аварийно-спасательных служб и формирований.

6.14. Порядок радиационного контроля определяется с учетом особенностей и условий выполняемых работ и согласовывается с органами, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности.

6.15. Людей с травматическими повреждениями, химическими отравлениями или подвергшихся облучению в дозе выше 0,2 Зв, необходимо направить на медицинское обследование и лечение. При радиоактивном загрязнении должна проводиться санитарная обработка людей и дезактивация загрязненной одежды.

6.16. При радиационной аварии с выбросом радионуклидов в окружающую среду, повлекшим за собой радиоактивное загрязнение обширных территорий, защита населения осуществляется в соответствии с критериями для принятия решений, приведенными в разделе 6 НРБ-99.

6.17. Ликвидация последствий аварии и расследование ее причин при необходимости проводится на федеральном, региональном, территориальном и объектовом уровнях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6.18. Органы и организации государственной санитарно-эпидемиологической службы должны принимать участие в выполнении следующих задач при расследовании и ликвидации последствий радиационной аварии:

- проведение предварительного радиационного контроля;

- выявление лиц, которые могли подвергнуться аварийному облучению ;

- контроль за обеспечением радиационной безопасности лиц, принимающих участие в расследовании и ликвидации аварии;

- контроль за уровнями радиоактивного загрязнения производственной и окружающей среды, источников водоснабжения, продуктов питания;

- гигиеническая оценка радиационной обстановки и индивидуальных доз облучения персонала и отдельных групп населения. а также лиц, принимавших участие в аварийных работах;

- оценка эффективности дезактивации и санитарной обработки;

- разработка предложений для органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и для организаций по защите персонала и населения с прогнозом радиационной обстановки;

- контроль за сбором, удалением и захоронением радиоактивных отходов.

6.19. Особые режимы проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения, контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории, учет доз облучения населения устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по рекомендациям органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

6.20. На территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационной аварии, должны осуществляться:

- радиационный контроль с оценкой доз облучения населения за счет радиоактивного загрязнения территории, если эта доза может превысить 10 мкЗв/год;

- радиационный контроль за другими основными видами загрязнения населения;

- оптимизированное снижение доз по всем основным видам облучения, если доза облучения населения за счет радиоактивного облучения территории превышает 1,0 мЗв/год;

- оптимизированные защитные мероприятия, не нарушающие нормальную жизнедеятельность населения, хозяйственное и социальное функционирование территории, если доза облучения за счет радиоактивного загрязнения территории превышает 0,1 мЗв/год, но не более 1,0 мЗв/год.

6.21. Администрация организации, осуществляющей хозяйственную деятельность на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, обеспечивает условия работы, при которых облучение работников за счет радиоактивного загрязнения не превысит 5 мЗв/год. В организациях, где облучение работников за счет аварийного загрязнения превышает 1 мЗв/год, создается служба радиационной безопасности, которая осуществляет радиационный контроль и проводит мероприятия по снижению облучения работников в соответствии с принципом оптимизации. Порядок радиационного контроля согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

7. Медицинское обеспечение радиационной безопасности

7.1. Медицинское обеспечение радиационной безопасности персонала и населения, подвергающихся облучению, включает медицинские обследования (медосмотр), профилактику заболеваний, а в случае необходимости, лечение и реабилитацию лиц, у которых выявлены отклонения в состоянии здоровья.

7.2. Все работающие с источниками ионизирующего излучения (персонал группы А) должны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

7.3. Работники, отказывающиеся от прохождения профилактических медицинских осмотров, не допускаются к работе.

7.4. При выполнении определенных видов деятельности в области использования атомной энергии в соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» требования к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований, перечень медицинских противопоказаний и перечень должностей, на которые распространены данные противопоказания, определяются Правительством Российской Федерации.

7.5. Лица, проживающие в населенных пунктах, для которых установлен статус зон радиоактивного загрязнения, проходят медицинское обследование в порядке, установленном законодательством.

7.6. В случаях, когда персонал может подвергаться воздействию других вредных факторов (физических, химических, биологических и др.), меры медицинской защиты должны проводиться с учетом сочетанного воздействия всех вредных производственных факторов.

7.7. После проведения периодического профилактического медицинского осмотра целесообразно выделение групп диспансерного учета в соответствии с комплексом воздействующих неблагоприятных факторов.

7.8. При выявлении в состоянии здоровья лиц из персонала отклонений, препятствующих продолжению работы с источниками излучения, вопрос о временном или постоянном переводе этих лиц на работу вне контакта с ионизирующим излучением решается в каждом конкретном случае индивидуально, с учетом санитарно-гигиенической характеристики условий труда, стойкости и тяжести выявленной патологии, а также социальных мотивов.

7.9. При периодических медицинских осмотрах должны выявляться лица, требующие лечения, лица с высокой степенью риска возникновения радиационно зависимых заболеваний, в отношении которых должна осуществляться система мер профилактики. Лица с выявленными заболеваниями должны быть направлены на амбулаторное или стационарное лечение, а при необходимости и на реабилитацию.

7.10. В медицинском учреждении, обслуживающем организацию, где проводятся работы с источниками излучения, на случай аварийного облучения должны быть:

- приборы радиационного контроля;

- средства дезактивации кожных покровов, ожогов и ран (при работах с радиоактивными веществами в открытом виде);

- средства ускорения выведения радионуклидов из организма;

7.11. Периодическое медицинское обследование лиц из персонала группы А после прекращения ими работы с источниками излучения проводится в том же медицинском учреждении, что и во время указанных работ, или в другом медицинском учреждении ведомства, в котором они работали с источниками излучения.

7.12. Медицинское обследование лиц из населения, подвергшихся за год облучению в эффективной дозе более 200 мЗв или с накопленной дозой более 500 мЗв от одного из основных источников облучения, или 1000 мЗв от всех источников облучения, организуется территориальным управлением здравоохранения.

7.13. В целях оценки влияния ионизирующего излучения на здоровье персонала и населения Министерством здравоохранения Российской Федерации ведется государственный радиационно-эпидемиологический регистр, порядок организации которого определяется Правительством Российской Федерации.

7.14. Причинно-следственные связи заболеваний, инвалидности или смерти с профессиональной деятельностью или аварийным облучением устанавливаются экспертными советами и другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации.

7.15. Для укрепления здоровья персонала и населения, подвергшегося значительному облучению, следует включать в рацион питания пищевые добавки с антиканцерогенным и иммунопротекторным действием, рекомендованные к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации.

7.16. Необходимо также проводить интенсивную пропаганду здорового образа жизни, противодействовать распространению вредных привычек (курение, употребление алкоголя и др.).

8. Санкции за нарушение требований норм и правил по радиационной безопасности

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии со статьей 55 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» .

Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:

- нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилищным помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;

- нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалами и изделиями, новым технологиям производства;

- нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений;

- нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитанию и обучению, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами;

- невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» .

Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.