Руководства, Инструкции, Бланки

расписание по тревогам на судне стр 503 типовой образец скачать img-1

расписание по тревогам на судне стр 503 типовой образец скачать

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Расписание по тревогам

Расписание по тревогам.

На всех судах должно быть расписание по тревогам, определяющее обязанности и действия всего экипажа по: управлению судном; радиосвязи и зрительной связи; наблюдению за горизонтом, воздухом, водой, герметизации судна и обеспечению водонепроницаемости корпуса; борьбе за живучесть судна (борьба с огнём, водой и т.д.);

Использованию специальных средств, установленных на судне; оказанию медицинской помощи экипажу и пассажирам; охране порядка и безопасности (на пассажирских судах); охране окружающей среды; спасению человека за бортом; оставлению судна (с проверкой полноты эвакуации людей).

Обязанности по тревогам должны распределяться с учётом должностей, специальности и заведований членов экипажа и их взаимозаменяемости.

Расписание по тревогам составляется на полный состав экипажа при экипажном методе работы или членов бригад (бригады), одновременно работающих на судне.

Кроме основного расписания, должно составляться расписание по тревогам для минимума членов экипажа, находящихся на борту при стоянке судна.

Лица, не входящие в штат, но работающие на судне, включаются в расписание по тревогам и имеют личные карточки наравне с членами экипажа.

Расписание по тревогам должно вывешиваться на видном месте в общедоступных для экипажа помещениях судна.

Над койкой каждого члена экипажа, а так же других лиц, не входящих в штат экипажа, но работающих на судне, должна находиться карточка, где указаны его обязанности и действия по тревогам.

Карточки рядового состава, а также лиц не входящих в штат экипажа, должны иметь судовой цифровой номер, карточки командного состава – название должности.

На пассажирских судах на видных местах вывешиваются иллюстрированные инструкции по способам и приёмам надевания индивидуальных и использовании коллективных спасательных средств, планы с указанием мест их нахождения и путей эвакуации людей.

Судовые тревоги, за исключением шлюпочной, объявляются вахтенным начальником.

Установлены следующие виды судовых тревог:

«Общесудовая» - непрерывный звонок громкого боя в течении 25 – 30 секунд, повторяемый 3-4 раза. При пожаре, взрыве сопровождается частыми ударами в судовой колокол (____________).

Включает в себя тревоги:

- борьба с пожаром;

- борьба с разливом нефтепродуктов;

- по защите от ОМП.

«Человек за бортом» - три продолжительных сигнала 5-6 секунд звонком громкого боя, повторяемых 3-4 раза (____ ____ ____).

«Шлюпочная» - не менее семи коротких 1 сек звонков громкого боя вслед за ним один продолжительный 5-6 секунд, повторяемый 3-4 раза (••••••• ____).

При выходе из строя звонка громкого боя, сигналы тревоги подаются свистком, тифоном или сиреной. Сигналы дублируются голосом с указанием вида тревоги, места пробоины, пожара, номера шлюпки и т.д. Отбой всех тревог подаётся голосом.

©2015 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Другие статьи

Судовой Журнал - морской сайт: 1

1.2.2. РАСПИСАНИЕ ПО ТРЕВОГАМ. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Для того, чтобы справиться с аврийной ситуацией на судне, лучшим способом является планирование действий экипажа при различных ситуациях заранее.
РАСПИСАНИЕ ПО ТРЕВОГАМ и является этим планом действий. Эти планы содержат в себе основные действия экипажа при различных аварийных ситуациях, таких как пожар и др. Когда вы знакомитесь с этим расписанием, вы должны выяснить для себя следующее:
--- каковы мои задачи и понимаю ли я что я должен делать ?
--- где я должен быть ?
--- где находится необходимое оборудование и имущество
--- кто будет давать распоряжения
--- кому я должен докладывать
--- каковы сигналы тревоги на судне .

Судовое расписание на судне составлено по следующему принцыпу :

Весь экипаж разбит на 4-е группы :

1-- главный пункт управления распологается на мостике и его руководителем является капитан
2—аварийная партия собирается на главной палубе с правого борта у входа в надстройку. Руководителем является СТ. ПКМ. заместитель – 2-ой МЕХ. Это оснавная группа по борьбе за живучесть судна .
3—группа поддержки собирается всудовом госпитале. Руководителем является –2-ой ПКМ .
4—аварийная группа МО собирается в ЦПУ. Руководителем явл. – СТ.МЕХ .

Эти четыре группы действуют по всем видам борьбы за живучесть судна и всегда при любых видах опасности действуют в одном и том-же составе .

ЗАДАЧАМИ ЭТИХ ГРУПП ЯВЛЯЕЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ :

1—Главный пункт управления на мостике :
• Общее управление судном
• Руководство борьбой с аварийными ситуациями
• Аварийная связь сберегом
2—Аварийная партия :
• Непосредственные действия по устранению возникшей аварийной
ситуации и ее последствий
3—Группа поддержки :
• Действия по оказанию помощи аварийной партии
• Подготовка спасательных средств к немедленному использованию
• Оказание первой мед .помощи пострадавшим и их эвакуация
4—Аварийная группа МО :
• Обеспечение работы всех необходимых механизмов и оборудования
• Помощь аварийной партии при борьбе с пожаром в МО

Кроме этого в расписании по тревогам вы найдете сл. группы по спецефическим действиям :

1. Человек за бортом --- специально назначенная группа членов экипажа которая после объявления тревоги и получения распоряжения непосредственно высаживается на шлюпке
2. Борьба с поступлением воды --- группа из числа аварийной партии. имеющая спец. обязанности

Тем не менее. повторяем. по сигналу общесудовой тревоги экипаж всегда собирается в четыре группы. как описано выше .

ИСКЛЮЧЕНИЕМ из этого правила является только шлюпочная тревога когда экипаж собирается у своих шлюпок как это предписано расписанием по шлюпочной тревоге.

ПОМНИ. При объявлении любой тревоги каждый человек ,находящийся на борту судна ,должен прибыть на место сбора и сразу доложить о своем прибытии командиру

РАСПИСАНИЕ ПО ТРЕВОГАМ - это

РАСПИСАНИЕ ПО ТРЕВОГАМ это:

РАСПИСАНИЕ ПО ТРЕВОГАМ расписание, регла ментирующее спец. обязанности всех членов экипажа судна и место их сбора по тревогам. Состоит из расписаний по тревогам: общесуд. шлюпочной и „человек за бортом". Включает схемы расположения постов авар, и противопож. имущества, спасат. ср-в и сигналы тревог. Всем членам экипажа, за исключением командного состава, присваиваются суд. номера. Разработаны типовые формы Р. п. т. при наличии на судне 1, 2 и 3 аварийных партий в зависимости от числа членов экипажа: 15—40, 40—100 и более 100 чел. Типовые формы Р. п. т. даны в приложении к Наставлению по борьбе за живучесть судна мор. флота СССР (НБЖС-70). Р. п. т. вывешивают на видном месте в разл. местах судна, обязательно в помещении экипажа. Каждый член экипажа имеет каютную карточку-выписку из Р. п. т. в к-рой указаны значение сигналов тревог, обязанности и место сбора по тревогам, номер и место спасат. шлюпки. Пассажир имеет карточку, в к-рой указаны сигналы тревог, обязанности и место сбора по тревогам, номер и местонахождение спасат. шлюпки. Расписание по общесудовой тревоге определяет: кол-во, состав и место сбора авар, партий; осн. обязанности и действия указанных в них членов экипажа по затемнению судна, задраиванию водонепроницаемых и противопожа.р. закрытий, запорных уст-в суд. вентиляции, по борьбе с пожаром, дымом, водой, паром, а также по запуску стационарной сист. обеспечения живучести. На стоянке судна в порту составляется стояночное расписание по общесуд. тревоге, регламентирующее обязанности членов экипажа, стоящих на вахте или находящихся на дежурстве при увольнении части экипажа на берег. Расписание составляют ежедневно и вывешивают на видном месте у трапа. В него заносят телефоны пожарной команды порта, отряда или группы АСПТР, дежурного диспетчера порта, домашние телефоны капитана и старшего механика. В расписании указаны командир стояночной авар, партии (вахтенный механик) и место сбора по тревоге. Находящиеся на борту судна члены экипажа, не включенные в стояночную авар, партию или группу, по сигналу общесуд. тревоги выходят на место сбора и действуют согласно указаниям командира стояночной авар, партии. Частью Р. п. т. является пожарное расписание, определяющее обязанности членов экипажа и место их сбора по борьбе с пожаром, кол-во, состав и место сбора авар, партий, а в каждой авар, партии — группу разведки пожара и группу по использованию ср-в пожаротушения и противопож. имущества. Расписание по шлюпочной тревоге определяет: размещение членов экипажа и пассажиров по спасат. ср-вам коллективного пользования; командиров шлюпок из числа командного состава, их заместителей и старшин, имеющих соотв. образом оформленные квалификац. свидетельства; порядок подготовки спусковых и направляющих уст-в спасат. ср-в коллективного пользования; членов экипажа, ответственных за спуск (сбрасывание) спасат. плотов и плав, приборов, постановку штормтрапов, укомплектование спасат. шлюпок навиг. ср-вами, ср-вами визуальной и радиосвязи, имуществом, продовольствием, питьевой водой и т. п. Кроме того, на пас. судах расписание по шлюпочной тревоге устанавливает обязанности членов экипажа из состава партии охраны порядка и безопасности: предупреждение, подготовка и вывод пассажиров к местам посадки в спасат. ср-ва; общее регулирование движения пассажиров и членов экипажа по установл. маршрутам; поддержание порядка при посадке в спасат. ср-ва (в первую очередь дети, больные, женщины и престарелые); перекличка пассажиров и членов экипажа; спасение суд. и машинного журналов, суд. документов и ценностей; оказание мед. помощи; управление спасат. ср-вами в море. Р. п. т. „человек за бортом" определяет обязанности членов экипажа по спасению человека, упавшего за борт или обнаруженного в море: сбрасывание спасат. кругов; наблюдение за человеком за бортом; подготовка к спуску спасат. шлюпки с необходимым кол-вом экипажа; подача визуальных сигналов для направления движения спасат. шлюпки; оказание мед. помощи в спасат. шлюпке и у трапа или места подъема шлюпки.

Морской энциклопедический справочник. — Л. Судостроение. Под редакцией академика Н. Н. Исанина. 1986 .

Организационные меры предупредительной безопасности

Главное меню Организационные меры предупредительной безопасности

Конвенция СОЛАС-74 предусматривает организацию на судне центрального поста управления, в котором сосредоточены средства управления и индикации следующего:
.1 стационарной системой сигнализации обнаружения пожара;
.2 автоматической спринклерной системой пожаротушения и сигнализацией обнаружения пожара;
.3 панелью индикации противопожарных дверей;
.4 закрытием противопожарных дверей;
.5 панелью индикации водонепроницаемых дверей;
.6 открытием и закрытием водонепроницаемых дверей;
.7 вентиляторами;
.8 сигнализацией общей/пожарной тревоги;
.9 системой связи, включая телефоны; и
.10 микрофоном системы громкоговорящей связи.

Функции центрального поста управления обычно выполняет главный командный пункт (ГКП). который располагается в рулевой или штурманской рубке. В случае возможной аварии с ГКП осуществляется общее руководство действиями экипажа по борьбе за живучесть и ликвидации последствий аварии на судне. В ГКП должна находиться документация по борьбе за живучесть судна. которая содержит:

расписание по тревогам;

информацию об остойчивости;

информацию об аварийной остойчивости и посадке;

оперативно-тактические карты и планы пожаротушения;

руководящие материалы по борьбе за живучесть судна.

Папку комплектует старший помощник капитана.

Расписание по тревогам определяет обязанности и места сбора экипажа судна по всем тревогам. Оно составляется старшим помощником капитана при участии старшего механика, на плавбазах и других производственных судах – помощника капитана по производству и утверждается капитаном.
Типовые формы расписания по тревогам установлены НБЖР-80: для судов с численностью экипажа менее 15 человек, от 15 до 50 человек и более 50 человек.
Расписание содержит:
схемы расположения спасательных средств, общесудовых постов аварийного и противопожарного снабжения;
схему зрительного наблюдения за водой и воздухом;
сигналы судовых тревог;
судовой нумерник, включающий колонки «Должность», «Судовой номер», «Фамилия и инициалы»;
расписание по общесудовой тревоге, по тревоге «Человек за бортом» и по оставлению судна.
Судовые номера присваиваются всем членам экипажа, за исключением капитана судна.
Расписание по общесудовой тревоге является основой организации борьбы за живучесть судна. Оно определяет состав аварийных партий и групп и места их сбора, состав и обязанности ходовой вахты и санитарной группы, обязанности членов экипажа по заводке пластырей, по заделке пробоины, по борьбе с пожаром, по герметизации судна, по борьбе с аммиаком.
Независимо от вида аварийного случая, борьба за живучесть, как правило, охватывает следующие действия:
оповещение экипажа, сбор и экипировку подразделений по борьбе за живучесть;
принятие мер, ограничивающих область воздействия опасных факторов;
получение информации о разрушительном воздействии опасных факторов;
анализ полученной информации, оценку обстановки и выработку решения по ликвидации аварии;
развертывание сил и средств по борьбе с аварией;
пресечение разрушительного воздействия опасных факторов;
оценку послеаварийного состояния судна, его конструкций и систем;
приведение использованного оборудования и снаряжения в исходное положение, возвращение экипажа к эксплуатационному режиму деятельности.
Расписание по тревоге «Человек за бортом» определяет обязанности членов экипажа по спасанию человека, упавшего за борт или обнаруженного в море.
Расписание по оставлению судна определяет обязанности по подготовке к спуску и спуску спасательных шлюпок и плотов, размещению на них находящихся на судне людей, спасению судовых документов и ценностей, снабжению дополнительным имуществом и продовольствием, управлению спасательными средствами в море, использованию средств связи и сигнализации.
При незначительном изменении состава или численности экипажа расписание по тревогам корректируется, а при значительном – составляется заново.
Расписание вывешивается на видном месте, где оно доступно всем членам экипажа.
Каждый член экипажа имеет выписку из расписания в форме карточки, вывешиваемой над его койкой. В карточке указываются сигналы тревог, обязанности и место сбора по тревогам, номер спасательной шлюпки или плота, в котором ему отведено место.
При нахождении судна в порту составляется стояночное расписание по общесудовой тревоге для минимума членов экипажа. Расписание составляется ежедневно и вывешивается на видном месте у трапа; один экземпляр его находится у вахтенного помощника капитана. В расписании должны быть указаны телефоны пожарной команды порта и диспетчера, домашние телефоны капитана и старшего механика.

Для составления плана тушения пожара в конкретных условиях предназначаются оперативно-тактические карты тушения пожара и расчетные карточки средств тушения пожара. Оперативно-тактические карты тушения пожара составляются заранее как для отдельных помещений, так и для всего судна в целом. Карта должна содержать следующую информацию:

судовые средства тушения пожара, применение которых возможно в данном помещении;

пути разведки пожара;

пути эвакуации людей из помещения;

наиболее опасные пути распространения пожара и меры по его локализации;

действия по ликвидации пожара.

Расчетные карточки средств тушения пожара содержат сведения о площади и кубатуре помещений и количестве различных огнегасящих средств, необходимых для ликвидации пожара в данном помещении.

Оперативно-тактические карты и расчетные карточки хранятся в центральном пожарном посту. на котором сосредоточены приемные станции сигнализации обнаружения пожара и оповещения. Центральный пожарный пост может быть совмещен с ГКП, но может также расположен в ином месте.

Для руководства лиц командного состава на судне должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения. на которых для каждой палубы должны быть четко показаны посты управления, различные пожарные секции, выгороженные перекрытиями класса "А", секции, выгороженные перекрытиями класса "В", включая элементы систем сигнализации обнаружения пожара, спринклерной установки, средств пожаротушения, путей доступа к различным отсекам, палубам и т.д. а также вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию. Указанные выше сведения могут быть изложены в буклете. по одному экземпляру которого должно иметься у каждого лица командного состава и один экземпляр должен постоянно находиться в доступном месте на судне. Схемы и буклеты должны постоянно обновляться, и любые изменения должны вноситься в них в кратчайшие сроки. Такие схемы и буклеты должны составляться на официальном языке государства флага судна. Если этот язык не является английским или французским, они должны содержать перевод на один из этих языков. Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легко доступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок тушения и ограничения распространения пожара.
На всех судах второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащищенном укрытии, расположенном снаружи рубки.

Запись навигация

Уставом службы на судах водного транспорта установлены следующие виды тревог

«Человек за бортом»;

Тревоги объявляются следующими сигналами:

Общесудовая – непрерывным звонком громкого боя в течении 25-30 с, повторяемым три-четыре раза: при пожаре(взрыве) во время стоянки судна в порту сигнал общесудовой тревоги сопровождается частыми ударами в судовой колокол;

«Человек за бортом» - тремя продолжительными (5-6с) звонками громкого боя, сигнал повторяется три-четыре раза;

Шлюпочная (при оставлении судна) - не менее чем семью короткими (1с) звонками и, вслед за ними, одним продолжительным (5-6с) звонком громкого боя, сигнал повторяется три-четыре раза.

Сигналы тревог дублируются голосом по трансляции с указанием вида тревог. В случае пробоины, пожара или разлива нефтепродуктов об этом объявляется дополнительно с указанием места..

Отбой тревоги объявляется голосом по трансляции или другим доступным способом.

Общесудовая тревога объявляется вахтенным начальником в случаях:

-необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению какой-либо опасности или встречи с ней (только по указанию капитана);

-поступления внутрь забортной воды или распространения воды по судну;

-возникновения на судне взрыва, пожара или обнаружении его признаков- дыма и запаха гари;

-необходимости защиты судна от оружия массового поражения;

-при разливе нефтепродуктов.

При объявлении судовых тревог все члены экипажа обязаны быстро занять свои места по расписанию.

18.6. Документы определяющие действия по борьбе за живучесть

Действия экипажа судна водного транспорта по борьбе за живучесть определяются Уставом службы на судах, НБЖС-86, составленными на их основании судовыми расписаниями по тревогам и каютным карточкам членов экипажа.

В расписании по тревогам содержится подробное описание общесудового сигнала тревоги, а также действия членов экипажа и пассажиров по этому сигналу.
В расписании по тревогам указываются обязанности членов экипажа, например:
-закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, клапанов, шпигатов, иллюминаторов, световых люков;
-пополнение снабжения в спасательных шлюпках, спасательных плотах и других спасательных средствах;
-подготовка и спуск на воду спасательных шлюпок и плотов;
-общая подготовка других спасательных средств;
-сбор пассажиров;
-использование средств связи;
-комплектование аварийных партий по борьбе с пожаром;
-специальные обязанности, связанные с использованием противопожарного оборудования и систем.
В расписании по тревогам указываются лица командного состава, ответственные за готовность спасательных и противопожарных средств к немедленному использованию.
В расписании по тревогам могут быть внесены обязанности членов экипажа обеспечивающих безопасность пассажиров в случае аварии, например:

-предупреждение пассажиров;
-наблюдение за тем, чтобы пассажиры были надлежащим образом одеты и чтобы на них были правильно надеты спасательные жилеты;
-вывод пассажиров к местам сбора;
-обеспечение порядка в коридорах и на трапах, а также общее регулирование движения пассажиров;
-обеспечение подачи в спасательные шлюпки и плоты теплых вещей (например одеял).
Расписание по тревогам составляется до выхода судна в рейс. Если после составления расписания происходят какие-либо изменения в составе экипажа, требующие внесения в расписание по тревогам изменений, капитан должен либо внести в него исправления, либо составить новое расписание.
Экземпляры расписаний по тревогам и инструкции на случай чрезвычайной ситуации вывешиваются на видных местах.

Каждый член экипажа должен иметь над койкой каютную карточку, в которой указываются:

-место сбора и обязанности по тревогам;

-номер спасательной шлюпки, за которой он закреплен по шлюпочной тревоге.

Аналогичные карточки над койками должны иметь пассажиры. В карточки дополнительно вносится инструкция по использованию индивидуальных средств спасения и указывается место их хранения. Карточки пассажиров заполняются на русском и соответствующих иностранных языках.

У мест сбора пассажиров и на наиболее видных местах в пассажирских помещениях должны быть вывешены схемы, рисунки и инструкции на соответствующих языках с целью информации пассажиров относительно:

-путей эвакуации при пожаре;

-путей к местам сбора и спасательным средствам;

-их основных действий при тревогах;

-способа надевания спасательных жилетов.

18.7. Особенности действий экипажа судна при борьбе за живучесть

Борьба за живучесть судна является обязанностью всех членов экипажа, регламентированной Уставом службы на судах, НБЖС и уточнённой судовым Расписанием по тревогам.
Отработка организации борьбы за живучесть судна является составной частью повседневной службы на судне, она направлена на наиболее рациональное распределение членов экипажа для эффективного использования стационарных технических средств, аварийного, противопожарного снабжения и спасательных средств при авариях, возникновении взрывов и пожаров и повреждениях технических средств.

Общее руководство действиями экипажа по всем тревогам осуществляется капитаном с главного командного пункта.
Для осуществления мероприятий по борьбе за живучесть судна по распоряжению капитана судна могут привлекаться также лица, не входящие в состав штатного экипажа, но временно находящиеся на судне.
Для герметизации судна, борьбы с водой, пожарами, паром, утечкой газа, для ликвидации повреждений технических средств и для спасения людей на судне, как правило, создаются:
• при численности экипажа свыше 100 чел. - аварийная носовая партия, аварийная кормовая партия, аварийная партия машинного отделения;
• при численности экипажа 50-100 чел. - Аварийная носовая партия, аварийная кормовая партия, аварийная группа машинного отделения;
• при численности экипажа 15-50 чел. - аварийная партия, аварийная группа машинного отделения;
• при численности экипажа менее 15 чел. - аварийная партия;


( В отдельных случаях количество аварийных партий (групп) может быть определено судовладельцем в зависимости от типа, конструктивных особенностей судна, его технической оснащённости средствами дистанционного управления и численности экипажа.)
Кроме аварийных партий, на судне создаются:
• пост мед помощи (ПМП) - санитарная группа, командир - судовой врач или лицо, на которое возложено исполнение его обязанностей по общесудовой тревоге;
• партия охраны порядка, безопасности и эвакуации (только на пассажирских судах), командир - помощник капитана по пассажирской части или лицо, на которое возложено исполнение его обязанностей по общесудовой и шлюпочной тревогам;
• группа подготовки спасательных средств коллективного пользования, командир - лицо командного состава, боцман или старший матрос.
В порту при увольнении экипажа на берег на судне ежедневно создаётся аварийная стояночная партия (группа), способная обеспечить борьбу с водой, пожаром, дымом и паром до прибытия береговых пожарных команд или аварийных спасательных подразделений. При стоянке судна на рейде аварийная стояночная партия (группа) должна создаваться исходя из 1/3 части экипажа, а при стоянке у причала - не менее 1/5 части экипажа.
На аварийные партии возлагаются следующие задачи: герметизация судна; эвакуация людей; вынос раненых из аварийных помещений; постановка пластырей, заделка пробоин в корпусе судна, удаление воды из затопленных помещений и воды, скопившейся при тушении пожаров и от фильтрации; борьба с пожарами, паром, дымом; и др.

С целью эффективной борьбы за живучесть судна каждый член экипажа должен уметь выполнять первичные мероприятия по борьбе за живучесть определенные НБЖС-86. К ним относятся (по всем видам борьбы за живучесть):

1.Ориентироваться в темноте, найти выход, вход, любой механизм, прибор, клапан, трубопровод.

2.Герметизировать отсек, и в котором расположен вахтенный пост заведуемое помещение и каюта: задраивать водонепроницаемые и противопожарные двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляционные грибки.

3.Находить любое штатное аварийное и противопожарное имущество (особенно в темноте).

4.Приготовить к действию и использованию по назначению аварийное и противопожарное имущество, спасательные средства и стационарные средства борьбы за живучесть судна.

5.Определять по маркировке и отличительным знакам назначение трубопроводов, клапанов, электрощитов, а также дверей, люков, горловин.

6.Отыскать, закрыть и открыть клапаны, кингстоны, ввести и вывести из действия стационарные средства борьбы за живучесть судна с помощью аварийных приводов с открытых частей палубы и из смежных помещений.

7.Пользоваться всеми средствами внутрисудовой связи и сигнализации.

8.Включать и выключать аварийное освещение, отыскивать места подключения и вооружать переносной светильник; пользоваться аккумуляторными аварийными фонарями как во взрывобезопасном, так и в обычном исполнении.

9.Включать и выключать вентиляцию на вахтенном посту.

10.Быстро обнаружить и вынести пострадавших из опасной зоны, применяя различные средства защиты.

11.Выполнить обязанности посыльного и доставить донесение на ГКП или в другие помещения судна, хорошо знать расположение судовых помещений.

12.Оказывать первую медицинскую помощь.

19. БОРЬБА С ПОЖАРАМИ НА СУДНЕ

19.1. Системы обнаружения и оповещения о пожаре

Очень важно как можно раньше обнаружить пожар. Его необходимо локализовать, взять под контроль и потушить на раннем этапе, пока он не вышел из под контроля и не создал угрозу судну и людям, находящимся на борту.

Установка пожарной сигнализации имеет следующие основные части:

-пожарные извещатели - устанавливаются в контролируемых помещениях и являются чувствительным элементом системы обнаружения пожара;

-приемные станции- принимают сигналы от извещателей и отображают места возникновения пожара световыми индикаторами, подают тревожный звуковой сигнал;

-линии- провода соединяющие извещатели со станцией;

-источники питания системы сигнализации.

Центральный пожарный пост обычно расположен на мостике, при длине судна более 50 м аварийный пожарный сигнал подается также и в машинное отделение.

Кроме систем обнаружения пожара судовые помещения, в которых применяется объемное тушение, оборудуют предупреждающей сигнализацией, которая блокируется с пультом пуска системы объемного тушения. При пуске системы в защищаемом помещении немедленно включается звуковой сигнал и загорается табло с надписью «Газ! Уходи!». Поступление огнетушащего вещества начинается с запаздыванием на 1-2 мин, для эвакуации людей из помещения.

Пожарная сигнализация и сигнализация предупреждения должны быть постоянно включены как на ходу, так и на стоянке.

Пожарные извещатели применяются с автоматическим и ручным приводом.

В автоматических системах сигнализации применяются следующие извещатели:

тепловые – срабатывающие при повышении окружающей температуры воздуха;

дымовые – срабатывающие при появлении дыма;

световые – фиксирующие появление пламени.

Количество и места установки пожарных извещателей определяются Правилами Регистра исходя из размера и пожароопасности помещений. Тепловые извещатели устанавливаются. над главными и вспомогательными двигателями, топливными сепараторами, судовыми котлами, распределительными щитами, а также в румпельном отделении, в кладовых, шкиперских и малярных помещениях. Дымовые извещатели обычно устанавливаются в коридорах жилых помещений и в грузовых помещениях.

Применение открытых источников пламени для проверки пожарных извещателей не допускается.

19.2. Стационарные установки пожаротушения

Конструкция судовых установок систем пожаротушения должна соответствовать назначению судна и судовых помещений. При выборе типов систем, которыми оборудуется судно, учитывают: вероятность возникновения пожара различных классов, наличие и месторасположение пожароопасных материалов, вероятность взрывов, влияние действия системы на остойчивость судна, способы обнаружения пожара.

Водно- пожарная система – основная система для защиты судна от пожара, оборудуемая на всех судах независимо от наличия других систем. Система водотушения предназначена для тушения пожара при помощи компактных или распыленных водяных струй

Спринклерная система пожаротушения – применяется на пассажирских судах для защиты жилых и общественных помещений. Основное назначение системы- ограничение распространения огня и снижение температуры в защищаемых помещениях. Спринклер- клапан особой конструкции. Через него вода выходит из системы, образуя коническую струю.

Система водораспыления предназначена для тушения пожаров в машинно-котельных отделениях и в помещениях, где применяется жидкое топливо, а также на пассажирских судах. Распыление производится до туманообразного состояния.

Система водяных завес применяется на судах с горизонтальным способом погрузки, где конструктивно не возможна установка огнестойких переборок. Распылители щелевого типа, создающие стену воды требуемой толщины, управляются ручными клапанами от водопожарной магистрали .

Система водяного орошения применяется для орошения шахт выхода из машинного отделения и надстроек, а также для экстренного затопления трюмов со взрывчатыми веществами.

Система паротушения обеспечивает подачу водяного пара к защищаемым помещениям.

Система пенотушения для тушения пожаров в машинных помещениях и насосных отделениях. Нефтеналивные суда оборудуются палубными установками пенного пожаротушения.

Система углекислотного тушения для защиты грузовых. машинных и насосных помещений, кладовых, топливных и масляных танков, камбуза.

Система порошкового пожаротушения оборудуются газовозы, химовозы, а также суда перевозящие опасные грузы. Принцип действия- распыление специальных порошков струей сжатого инертного газа ( в основном азота).

Система тушения инертными газами основное средство пожаротушения в сухогрузных трюмах (при наличии автономного генератора инертных газов) и как вспомогательное средство создания инертной среды в танках нефтеналивных судов.

Система тушения хладонами дополнительная система объемного тушения в грузовых танках, трюмах, в моторном отделении.

Тушение пожаров герметизацией помещения без применения огнегасительных средств применяется как исключительное средство. Метод- постепенное снижение концентрации кислорода.

19.3. Противопожарное снабжение.

К предметам противопожарного снабжения относятся:

пожарные рукава и ручные пожарные стволы;

переносные огнетушители (углекислотные, порошковые, пенные);

металлический ящик с песком и сухими, пропитанными содой опилками ;

пожарный инструмент (пожарный топор, лом, багор, пожарные ведра);

покрывало для тушения пламени (кошма);

снаряжение пожарного
Ручные углекислотные огнетушители предназначены для тушения загорания веществ за исключением тех, которые могут гореть без доступа воздуха, а также электроустановок находящихся под напряжением.
Аэрозольные и углекислотно- бромэтиловые огнетушители предназначены для тушения загорания легковоспламеняющихся жидкостей, твердых веществ, электроустановок, находящихся под напряжение, и других материалов, кроме щелочных металлов и кислота содержащих веществ.
Порошковые огнетушители предназначены для тушения загорании легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, щелочно-земельных металлов, электроустановок, находящихся под напряжением.

Комплект снаряжения пожарного состоит из:
1. Костюм из теплоотражающей ткани.
2. Ботинок, перчаток из резины или другого неэлектропроводного материала .
3. Жёсткого шлема.
4. Фонарь аккумуляторный взрывобезопасный, рассчитанного на горение в течение не менее 3 часов.
5. Дыхательный аппарат АСВ – 2.

Противопожарное снабжение окрашивается красной краской. Над входом в противопожарный пост или на ящике с имуществом красной краской наносится надпись «Противопожарное снабжение».

19.4 Огнетушащие вещества

Огнетушащее вещество- это вещество, с помощью которого можно потушить пожар. Рассмотрим способы воздействия на пожар.

Охлаждение- снижение температуры горючего вещества до значения ниже температуры его воспламенения.

Тушение- отделение горючего вещества от кислорода.

Снижение концентрации кислорода- снижение количества имеющегося кислорода ниже уровня, необходимого для поддержания горения .

Обычно при тушении пожара используют следующие огнетушащие вещества :

Водотушение

Вода наиболее доступное средство тушения пожаров на судах. Основной огнетушащий эффект воды- охлаждение горящего вещества, ввиду ее большой удельной теплоемкости. Вторичный эффект водотушения действует при испарении воды- образующееся облако пара окружает очаг пожара, вытесняя воздух, что снижает приток кислорода к нему (из 1 кг воды образуется 1700 литров пара).

Пенотушение

Обладает двойным огнетушащим эффектом: изолирует очаг пожара, препятствуя доступу кислорода, и охлаждает горючее вещество. Пена эффективна при тушении твердых и жидких горючих материалов, быстро покрывает поверхность и способна проникнуть в труднодоступные места. При заполнении пеной всего объема горящего помещения существенного влияния на остойчивость судна не оказывается. так как пена состоит примерно на 90 % из воздуха. Воздушно механическая пена не опасна для здоровья человека. Пена обладает электропроводностью, вступает в реакцию с горящими металлами и легко размывается водой.

Газотушение

В качестве огнетушащих средств применяют углекислый газ СО 2, инертные газы, галоидированные углеводороды- галоны (хладоны). Углекислый газ применяется как средство объемного тушения.Инертные газы являются эффективным средством предупреждения взрывов и пожаров на танкерах.

Порошковое тушение

Огнетушащие порошки имеют широкий эффект: охлаждение. объемное тушение, экранирование теплоты излучения, прерывание цепной реакции горения, совместимость с другими огнетушащими средствами.

Изолирующие подсобные средства

Для тушения пожаров в начальной фазе могут использоваться: песок, пропитанные содой опилки, мел, тальк, асбест, графит, брезент.

19.5. Действия экипажа судна при тушении пожара

Эффективность борьбы с пожаром зависит от места нахождения очага пожара, конструктивных особенностей судна, вида горящего материала, количества членов экипажа и комплектности, состава противопожарного оборудования и качества.
Чтобы выполнить эффективные действия в борьбе с пожаром, необходима точная согласованность действий, которая отрабатывается в процессе систематических учений и тренировок, специально подготовленными для этого матросами, на конкретном судне.

Пожары на судне можно разделить на два типа:
• начальный пожар (загорание);
• расширяющийся пожар.
Начальный пожар или загорание продолжается 100 – 120 сек, после чего при определённых условиях может быстро усилиться. По истечении 5 минут начальный пожар перерастает в расширяющийся и для его ликвидации или локализации необходимы уверенные действия тренированных матросов и компетентное руководство при наличии достаточного обеспечения противопожарными средствами. Все члены экипажа обязаны помнить о дефиците времени при возникновении пожара и действовать соответствующе. Всегда есть опасность расширения пожара на источниках новых горючих материалов. При оценке ситуации основная опасность –недостаточная информация. Поэтому большую роль играет постоянная связь между тушащими пожар и руководителем.
Надёжная связь позволяет избежать паники, своевременно направить в место пожара дополнительные средства и силы, корректировать членов экипажа и пассажиров, принять наиболее эффективные решения относительно дальнейших действий.
Любой член экипажа, обнаруживший пожар или его признаки, включает сигнализатор пожара.
На ходу судна, после включения сигнализатора, информирует вахтенного помощника капитана лично или по телефону.
При стоянке, когда место пребывания вахтенного помощника капитана неясно, обнаружив пожар, любым способом или через вахтенных, включает сигнал тревоги, после этого идёт в установленное место сбора. Все члены экипажа, услышав сигнал тревоги, также направляются на место сбора. На месте сбора капитан (вахтенный помощник капитана) получает информацию о причинах объявления тревоги, устанавливают отсутствующих людей, которые находятся на судне, организует дальнейшие действия, руководствуясь целью сохранить человеческие жизни на судне, на берегу и на соседних судах.

Организация борьбы с пожаром обеспечивает:
• уточнение места загорания, объёма и степени опасности;
• эвакуацию людей из опасной зоны и обеспечение их безопасности;
• ограничение распространения пожара (локализацию), тушение пожара;
• безопасность тушащих пожар;
• при неуспешных действиях – эвакуацию тушащих пожар людей.

На ходу судна члены экипажа по сигналу тревоги собираются в установленных местах, где получают конкретные задания.
По сигналу тревоги вахтенный механик включает пожарный насос (насосы).
Выключается судовая вентиляция.
На месте сбора сначала организуется проверка наличия людей.
Капитан, получивший информацию об отсутствии конкретных людей, организует поиск в возможных местах их пребывания.
Для поиска людей в задымленных помещениях, для разведки пожара и для выполнения первоначальных действий по тушению пожара выделяются не менее двух (лучше трёх) членов экипажа из аварийной партии для работы с надетыми изолирующими дыхательными аппаратами (группа разведки).
Капитан, обеспечив поиск людей, организует дальнейший сбор информации о пожаре.
В течение всего хода тушения пожара ведётся наблюдение за возможностью подхода к спасательным средствам, обеспечивается наблюдение подходов, а при необходимости, защита от огня спасательных средств, а также подхода к ним (создание водяной завесы, своевременный спуск шлюпок на воду и т.д.).
Вода – наиболее доступное средство для борьбы с пожаром, но воду нельзя использовать при тушении электрооборудования под напряжением.
При тушении пожара очень эффективны комбинированные стволы, которые при необходимости могут дать компактную струю или разбрызгивать воду под большим углом рассеивания. Первое применяется при тушении твёрдых горящих предметов и конструкций, сбивая пламя, второе – при тушении мягкого инвентаря, штор, занавесок и т.д. а также для защиты людей от теплового излучения, что особенно важно при борьбе с пожаром в жилых помещениях.
Тушение пожара в жилых помещениях, выходящих на открытые палубы, может быть эффективно через выбитые стёкла окон и иллюминаторов. Для тушения можно использовать находящиеся в дверях окна (выбитые филёнки), вскрытое подволочное пространство рядом находящихся помещений.
Если всё-таки необходимо открыть дверь, сначала делается завеса воды, направляя распылённую струю воды в верхнюю часть стыка подволока и дверей. После открытия дверей для тушения открытого огня используется второй рукав.
Необходимо непрерывно наблюдать за переборками рядом находящихся помещений. При необходимости охлаждать их.
Горящее топливо в начальный момент тушится первичными средствами тушения. Нагретое топливо тушится мелко распылённой водой, пеной, порошками и смесями. Пена направляется на край пожара, постоянно сдвигаясь к центру и покрывая горящую поверхность.
Объёмное пожаротушение – наиболее эффективный способ тушения. Этот способ применяется по указанию капитана, удостоверившись перед этим о выходе людей из горящих помещений.

Воду и пену нельзя применять совместно, так как первое уничтожает второе.
При снятом напряжении электрооборудование тушится любыми огнегасительными средствами.
За помещениями, пострадавшими от пожара, ведётся постоянное наблюдение и при обнаружении тлеющих очагов, они ликвидируются.

20.БОРЬБА ЗА НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ СУДНА