Руководства, Инструкции, Бланки

руководство таджикистана img-1

руководство таджикистана

Категория: Руководства

Описание

Руководство таджикистана

Таджикистан

Форма правления. Постсоветская история Таджикистана – одна из самых сложных и трагичных на постсоветском пространстве. С 1992 по 1997 гг. Таджикистан находился в состоянии гражданской войны между бывшей коммунистической номенклатурой и связанными с ней силами МВД и КГБ Таджикской ССР (Народный фронт Таджикистана или «неокоммунисты»), попытавшимися сохранить власть после распада СССР, и объединенной националистически-демократической и исламистской позицией (Партия исламского Возрождения и Демократическая партия Таджикистана или «демоисламистами»). За борьбой партий стояло столкновение кланов: неокоммунисты в основном состояли из представителей ленинабадского и кулябского кланов (выходцы из Ленинабадской и Кулябской областей), демоисламисты – из бадашшанцев или памирцев, гиссарцев, и гармцев или каретигинцев (выходцы из Горно-Бадашханской области, Гиссаркского района и поселка Гарм – центра исторического Каретигина). До объявления независимости в Таджикской СССР ленинабадцы были партийными руководителями, кулябцы занимали высшие должности в силовых ведомствах, памирцы занимали средние должности в силовых ведомствах, каретигинцы контролировали торговлю (что отразилось в поговорке: «Ленинабад управляет, Куляб охраняет, Памир танцует, Каретигин торгует»). В ситуации нестабильности после распада СССР «низшие» кланы (памирцы, гиссарцы и каретигирцы) попытались повысить свой статус, а «высшие» (ленинабадцы и кулябцы), наоборот, вытеснить «низших» из всех социальных сфер и полностью захватить власть. Это и стало реальной причиной войны.

Некоторое время страна была расколота на две части. На стороне Народного фронта выступил Узбекистан, который не был заинтересован в появлении исламистского государства у своих границ. Россия занимала позицию невмешательства в конфликт (в группе пограничных войск в Таджикистане, размещенной на таджикско-афганской границе с 1992 по 2005 гг. находили убежище лидеры и той и другой стороны, и мирные жители, бежавшие от погромов) и активно занималась миротворческой деятельностью (хотя симпатии ельцинского руководства были на стороне близких ему по социальному происхождению неокоммунистов). В 1992 году было заключено мирное соглашение, приведшее к власти Эмомали Рахмона (Рахмонова), но вскоре война разгорелась с новой силой. Только соглашение 1996 года, подписанное в Москве между лидером Народного фронта Эмомали Рахмоном и Объединенной оппозицией Саидом Абдулло Нури покончило с войной. Оппозиция вошла в правительство, часть ее вооруженных формирований влилась в таджикскую армию. В 1997 году было подписано окончательное соглашение (этот день считается днем национального примирения), но отдельные отряды оппозиции продолжали действовать еще до 2009 года, а противники Рахмона пытались поднимать военные мятежи до 2011. Война нанесла огромный ущерб стране. По разным данным 60 000 человек погибло и пропало без вести. Около 250 000 бежало из страны в Афганистан и страны СНГ. Страну покинуло практически все русскоязычное население (осталось лишь 3% от многочисленной некогда русской диаспоры). Стране нанесен ущерб на 10 миллиардов долларов. Таджикистан превратился в беднейшую страну мира. Нынешняя политическая система Таджикистана – результат договора 1997 года.

Таджикистан – президентская республика, которую возглавляет с 1994 года по сей день Эмамоли Рахмон – выходец из кулябского клана, один из руководителей неокоммунистов (Народного фронта). Ему удалось отодвинуть от власти лидеров внесистемной оппозиции, внести поправки в конституцию, увеличивающие власть президента. Существует парламент (Высшее собрание), состоящий из двух палат – палаты представителей и национального совета. В парламенте по итогам выборов 2010 года представлены пять партий – Народно-демократическая, Партия исламского Возрождения Таджикистана, Коммунистическая партия, Партия экономических реформ и Аграрная партия. Абсолютным большинством обладает народно-демократическая партия (НДПТ) – 70, 6%. НДПТ – правящая партия, поддерживающая президента Рахмона. Присутствует и оппозиционная партия – Партия Исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) – единственная легально существующая исламистская партия на территории Центральной Азии. Лидер – Мухиддин Кадири. Вхождение ее в парламент стало компромиссом, достигнутым на переговорах о мире 1997 года. Однако со временем ее влияние стало падать, особенно после 2003 года, когда партия выступила против поправок в Конституцию, обеспечивающих Рахмону новый срок, а власть ответила преследованиями активистов ПИВТ (в частности арестом заместителя Саида Абдулло Нури — Шамсуддина Шамсуддинова). В настоящее время партия представляет собой «системную оппозицию». Она подвергает критике президента Рахмона, но при этом не выставила свою кандидатуру против Рахмона в 2006 и признала выборы в парламент 2010 года, которые сама же назвала фальсификацией. На следующих выборах ПИВТ выставила в качестве своей кандидатуры О. Бобоназарову, что было явно неудачным ходом. Эксперты прогнозируют, что в будущем отношения между ПИВТ и президентом Рахмоном и его режимом будут ухудшаться. Третья по значению в парламенте – Коммунистическая партия Таджикистана, входящая в СКП-КПСС и провозглашающая возврат к Таджикской ССР, настроена к президенту еще менее критически; отвергая капитализм в целом, тем не менее, она поддерживает президента Рахмона в тех инициативах, которые не противоречат программе КПТ. Так, в предвыборной платформе КПТ 2005 года говорилось, что партия: «действуя в рамках Конституции Республики Таджикистан, поддерживает меры, осуществляемые Правительством Республики Таджикистан по социальной защите населения, развитию энергетики и коммуникационных отраслей, созданию благоприятных условий для мирного труда людей, углублению экономической интеграции с Россией и другими странами Содружества Независимых Государств». С критикой президента выступает Социал-демократическая партия (лидер Рахматулло Заиров) и правозащитники (наиболее известная – Ойнихол Бобоназарова), но их влияние невелико, хотя влияние социал-демократа Заирова растет и оппозиция обвиняет ПИВТ в том, что она помешала ему выступить в качестве единого кандидата от оппозиции. последнее время было предпринято несколько попыток возродить несистемную оппозицию. За границей бизнесмен Куватов создал оппозиционную группу «24», но по просьбе властей Таджикистана он был задержан в Дубае и выпущен, вероятно, в обмен на обещание отказа от оппозиционной деятельности. Внутри страны бывший министр промышленности Зайд Саидов попытался создать партию «Новый Таджикистан», но был арестован.

Экономика. Таджикистан – беднейшее государство региона. ВВП страны на 131 месте в мире (2010 г.), внешний долг составляет более 35% к ВВП. Основа экономики – сельское хозяйство, производство алюминия, производство электроэнергии. Государство контролирует две главных статьи экспорта республики - алюминий и производимую ГЭС электроэнергию. В сельском хозяйстве занято более 60% населения. Важнейшую роль играет хлопководство. Еще в начале 2000-х около 80% таджикского хлопка сдавали колхозы и госхозы, к сбору хлопка активно привлекались школьники. С 2005 года в сельском хозяйстве начата приватизация. Около 90% производимого в стране хлопкового волокна экспортируется. Главный промышленный объект республики – алюминиевый завод в г. Турсун-Задэ. Он производит более 300 000 тонн алюминия в год. Его продукция экспортируется в основном в Нидерланды и Турцию и составляет более половины экспорта страны. Таджикистан по оценкам специалистов «принадлежит к одной из самых обеспеченных гидроресурсами стран мира (восьмое место по абсолютным запасам, 300 млрд. квт.ч. в год)». Действуют 5 ГЭС, крупнейшая – Нурекская на реке Вахш. Имеется две крупные ТЭС. По данным 2011 года производство электроэнергии в Таджикистане составляло «14,2 млрд. квт.ч. (2001)». Электроэнергия экспортируется соседям по региону (прежде всего, Узбекистану). В 2005 году было заключено соглашение с Россией и Ираном о строительстве Сангтудинской ГЭС. Для строительства было создано совместное предприятие, в уставном капитале которого доля российских компаний составляла 75%. Россия вложила в строительство 16 миллиардов рублей. В 2009 году ГЭС была построена и введена в эксплуатацию. Сангтудинская ГЭС обеспечивает 15% совокупной выработки электроэнергии в Таджикистане. Строительство Рогунской ГЭС было сорвано российской компанией Русал. Кроме того, против него резко возражает Узбекистан, который опасается, что из-за этого строительства обмелеет Амударья, что нанесет удар по хлопководству в Узбекистане. Республика в основном продает за рубеж сырье – хлопок, алюминий, электричество, и закупает из-за рубежа нефть, машины, оборудование, ширпотреб и продукты питания. Основные страны, куда поставляется экспорт – Нидерланды, Турция, Швейцария, Латвия, Узбекистан (на Россию приходится лишь 7% экспорта). Основные страны, откуда осуществляется импорт – Россия, Китай, Узбекистан, Казахстан. В начале 2000-х на первом месте была Россия (20%), теперь – Узбекистан (28%). Таджикистан, как и другие государства региона, переживает демографический взрыв. По оценкам начала 2000-х гг. неполная и полная безработица в Таджикистане составляла 40%. Более 1 миллиона таджикистанцев работают в качестве гастарбайтеров за рубежом, большинство – в России. Экономика станы полностью зависит от перечислений денежных средств трудовых мигрантов. Примерно в год они пересылают на Родину до 1 миллиарда долларов (более 60% ВВП страны).

Элиты и контрэлиты и их отношение к евразийской интеграции. Рассмотрим отношение официального Душанбе и системной оппозиции к вопросу евразийской интеграции Таджикистана. Официальный Душанбе участвует во всех интеграционных инициативах России и Казахстана. Таджикистан – член ЕврАзЭС с основания этой организации в 2001 году, кандидат в члены Таможенного Союза (с 2012 года). Экономическими основаниями евразийской ориентации Таджикистана является кризисное состояние его хозяйства. Оно сильно зависит от финансовых инвестиций из России (уже вложено до 4 миллиардов долларов). Эксперты отмечают: «Таджикистан – главный поставщик трудовых мигрантов в нашу страну. 60% ВВП этой беднейшей среднеазиатской страны составляют заработанные мигрантами средства. Ежегодно таджикские гастарбайтеры вывозят из России до одного миллиарда долларов. Число граждан Таджикистана, занимающихся на территории России трудовой деятельностью, достигло миллиона человек». Добавим, что 1 миллион человек составляет 1/7 от всего населения Таджикистана. Не так давно мигранты даже пытались создать свою политическую партию, но попытка была неудачной. Зависимость экономики Таджикистана от мигрантов, работающих в России, тоже подталкивает руководство республики к экономической евразийской интеграции. Вместе с тем в 2013 году (после более чем 11 лет переговоров) Таджикистан стал членом ВТО, и это членство оговорено условиями, которые будут препятствовать вступлению этой республики в Таможенный Союз. Это не говоря уже о том, что ряд экспертов рассматривает вступление Таджикистана в ВТО как антиевразийский выбор руководства республики, тем более что из уст министра иностранных дел республики Хамрохона Зарифи прозвучали слова о предпочтительности ВТО перед ТС для Таджикистана. Военная интеграция также на очень высоком уровне. Таджикистан – член ОДКБ с 1992 года, активно сотрудничающий с этой организацией. В Таджикистане размещена 201 военная база Вооруженных сил РФ (в городах Душанбе, Куляб, Курган-Тюбе). Соглашение о пребывании базы заключено до 2042 года. Кроме того в Таджикистане размещен Оптико-электронный комплекс «Окно» («Нурек») системы контроля космического пространства (СККП), входящий в состав войск воздушно-космической обороны РФ. Россия оказывает Таджикистану военную помощь. Вместе с тем Душанбе выступил против возвращения в республику группы пограничных войск России, которая охраняла таджикско-афгансую границу до 2005 года (такое предложение поступило от России после вывода американских войск из Афганистана), мотивируя это тем, что Таджикистан сам справится с охраной границы. Вместе с тем стало известно, что Таджикистан принимает военную помощь от США и взаимодействует с американским спецназом в борьбе с наркокурьерами, переходящими границу. Это позволяет говорить об ослаблении темпов военной интеграции. Культурная интеграция Таджикистана в евразийское русскоязычное пространство тоже на довольно высоком уровне. Русский язык имеет статус языка межнационального общения, до последнего времени он использовался в делопроизводстве наравне с государственным таджикским. Хотя русская диаспора почти исчезла, уровень владения русским языком среди населения (таджиков и узбеков) высокий. В стране работает 166 школ с обучением на русском языке. В таджикских школах преподается русский язык как иностранный, проводятся регулярные дни русского языка. В вузах имеются русские отделения, ряд специальностей преподается на русском языке. Все диссертации на соискание ученых степеней защищаются в Таджикистане на русском языке и утверждаются ВАК России. В Душанбе действует филиал МГУ им. Ломоносова с обучением на русском языке, Таджикско-русский (славянский) университет, находящийся в совместном ведении Таджикистана и России, где преподавание также ведется на русском. Во время недавнего визита в Таджикистан главы Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко Душанбе запросил у России 4 000 учителей русского языка для преподавания в таджикских школах (возможно, «вахтовым методом»), а также учебники русского языка. Просьба встретила понимание со стороны представителя российского государства. В Таджикистане вещает российский телеканал РТР-Планета (с перерывом в 2009-2010 гг.), радиостанция «Голос России», передачи на русском языке есть на государственных теле- и радиоканалах (до 10% эфирного времени), из 250 печатных СМИ четверть русскоязычные. Хотя не хватает специалистов, в должной мере владеющих русским языком, рейтинги русскоязычных СМИ высокие. До 90% жителей желают получать информацию на русском языке, так как заинтересованы в его знании, из-за стремления работать в России; вместе с тем уровень знания языка снижается; таджикские эксперты объясняют это постоянным оттоком русскоязычных таджиков в Россию. К политической евразийской интеграции руководство Таджикистана не готово, как и в других республиках Центральной Азии, оно не желает делиться хотя бы частью суверенитета. Такова позиция официального Душанбе. Хотя оппозиция критикует все аспекты политики Рахмона, в том числе и внешнюю политику, громких заявлений об ошибочности курса евразийской интеграции, которые слышны от оппозиционеров в Казахстане, в Таджикистане практически нет. Деятели оппозиции понимают, что в условиях тяжелейшего экономического кризиса и зависимости от России такие демарши неуместны. Недавние события на Украине не изменили позиции официального Душанбе, который, как отмечают эксперты, вероятно, революции боится больше территориальных претензий России. Руководство Таджикистана не только поддержало Россию в крымском вопросе, но и блокировало вещание радио «Свобода» на территорию республики, так как это радио предлагало альтернативную антироссийскую версию событий.

Население и его отношение к евразийской интеграции. В Таджикистане проживает 7 миллионов 616 тысяч человек (по данным 2011 года). Таджики составляют более 84% населения, вторая по численности этническая община – узбеки – около 14%, третья – киргизы – около 1%. Количество русских ничтожно мало – 0, 46%. (данные 2010 года). В городах проживает всего лишь 26, 5% жителей республики. Около 1 миллиона граждан республики приняли российское гражданство (среди них – 80% – этнические таджики). По данным опроса ВЦИОМ 2008 года 89% граждан Таджикистана наиболее дружественным их стране государством назвали Россию, 61% - Казахстан, 44% – Кыргызстан, 40% – Узбекистан. 73% жителей Таджикистана стремились к союзу с Россией, 45% - с Казахстаном.

Выводы. Таджикистан наряду с Казахстаном и Кыргызстаном имеет наиболее благоприятные перспективы для евразийской интеграции. Во всех сферах евразийской интеграции, кроме политической, идет активная работа.

Источник: Отношение к евразийской интеграции в государствах Центральной Азии: аналитический доклад / Р.И. Мурзагалеев, Р.Р. Вахитов, Д.Г. Михайличенко. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – 74 с.

Как Вы относитесь к Евразийской интеграции?

В Бишкеке закончил свою работу студенческий практический форум. «Модель ЕАЭС: молодежные проекты развития». в рамках которого молодые лидеры предлагали экономические и гуманитарные проекты направленные на развитие молодежного измерения ЕАЭС.

29 сентября в Российском Государственном Университете правосудия (РГУП) при Верховном суде Российской Федерации Отдел конституционно-правовых исследований в координации с правовым дискуссионным клубом «Открытое право»РГУП и Центром «Право мира» организовали научную дискуссию на тему «Правовые механизмы решения территориальных споров в Южно-Китайском море» .

31 сентября 2016 года состоялась подписание договора между Евразийским центром Самрау и отелем Holiday Inn Ufa.

Другие статьи

Руководство гражданской авиации Таджикистана вылетело в Москву на встречу со своими коллегами - Главные новости Таджикистана

Сегодня намечается прибытие в Душанбе самолёта авиакомпании «Ямал» по маршруту «Жуковский — Душанбе — Жуковский». Об этом сообщили в международном аэропорте столицы РТ. Все соответствующие службы душанбинского аэропорта готовы принять рейс из аэропорта «Жуковский».

По словам представителя международного аэропорта Душанбе, Управлением гражданской авиации Министерства транспорта Республики Таджикистан с учетом того, что 100 пассажиров приобрели билеты и два дня в аэропорту «Жуковский» ожидали полета, было принято решение дать разрешение самолёту авиакомпании «Ямал» на полет в Душанбе.

Сегодня утром в 8 часов 54 минуты самолёт авиакомпании «Сомон Эйр» вылетел в Москву. На его борту находится правительственная комиссия под руководством начальника Управления гражданской авиации Министерства транспорта Республики Таджикистан Юсуфа Рахмона для продолжения переговоров с Министерством транспорта Российской Федерации.

Следует напомнить, что авиационная транспортная компания «Ямал» получила разрешение Министерства транспорта России на совершение полетов в города Душанбе и Худжанд. В свою очередь, Управление гражданской авиации Министерства транспорта Республики Таджикистан заявило, что предоставление эксплуатационного разрешения на регулярные полеты АО «Авиационная транспортная компания «Ямал» в сезоне ИАТА зима 2016-2017 гг. не является возможным.

Своё решение Управление гражданской авиации Таджикистана обосновало в целях соблюдения паритетности и в связи с тем, что таджикской стороной не назначен второй авиаперевозчик в данном направлении.

История ТАДЖИКИСТАНА

Восточно-иранские племена появились в районе Амударьи и Сырдарьи еще до середины I тысячелетия до н.э. Территория современного Таджикистана оказалась заселенной согдийцами на севере и бактрийцами на юге. Земледельческая область Согдиана, включавшая Фергану и долину Зеравшана и достигавшая на западе района Бухары, играла важную роль в международной торговле, поскольку находилась на торговых путях, связывавших Китай и Средний Восток. Позднее, между 8 и 10 вв. ее жители были ассимилированы ираноязычными племенами. В состав таджикской народности вошли потомки согдийцев, бактрийцев и других иранских племен, наряду с различными тюркскими и, в меньшей степени, монгольскими народностями, появившимися позднее на этой территории.

В 6 в. до н.э. значительная часть Средней Азии была захвачена персидской державой Ахеменидов . Однако уже в 4 в. до н.э. империя Ахеменидов пала под ударами войск Александра Македонского ; Александр захватил Согдиану и Бактрию и покорил множество других народов. К концу его короткого царствования Греко-Бактрийское царство распространяло свою власть на территории современных Таджикистана, Афганистана, Пакистана и северо-западной Индии.

После периода внутренних волнений и вторжений кочевников с севера в 1 в. н.э. образовалось новое могущественное государство – Кушанская империя, объединившая юго-восток Средней Азии, Афганистан и северные районы Индии. Это государство вело оживленную торговлю с Китаем и Римом. Среднеазиатские и афганские народы, входившие в состав Кушанского царства, придерживались религии зороастризма; был распространен также буддизм, проникавший сюда вдоль торговых путей (таким образом он проник и в Китай). В Согдиане зороастризм долгое время оставался господствующей религией, пока не был вытеснен исламом.

В 3 в. начался распад Кушанской империи, и ее владения в Средней Азии – главным образом Согдиана и Бактрия – на короткое время перешли под власть новой персидской державы – империи Сасанидов. В этих областях распространились персидский язык и культура.

В конце владычества Сасанидов в южных районах Средней Азии росло влияние тюркских племен по мере их продвижения на запад и на юг. В 6 в. н.э. эти племена достигли границ владений Сасанидов. В конце концов население равнинных частей бассейнов Амударьи и Сырдарьи стало скорее тюркским, чем иранским.

Завоевание Средней Азии арабами принесло с собой коренные изменения. К середине 7 в. арабы уже одержали верх над Сасанидами в Иране, а к концу века они захватили ряд ключевых районов в Средней Азии, включая согдийские города Бухару и Самарканд. Арабские походы против согдийцев и их тюркских союзников – временами и против китайцев – продолжались и в 8 в. и закончились победой арабов. В Арабском халифате большую роль играла мусульманская религия. В завоеванных среднеазиатских городах и оазисах произошло массовое обращение жителей в ислам. В более удаленных районах Таджикистана этот процесс занял несколько столетий.

По мере того как ослабевало центральное правительство в Арабском халифате, фактическая власть на местах переходила в руки региональных династий. Наибольший след в таджикской истории оставила династия Саманидов (875–999), объединившая под своей властью земли от Сырдарьи до юго-западного Ирана; ее столица находилась в Бухаре. Покровительство Саманидов способствовало возрождению персидского языка как литературного. Именно в это время персидский язык стал превалировать в Средней Азии над восточно-иранскими. Б о льшая часть Таджикистана находилась под властью или непосредственно Саманидов, или их вассалов; некоторые южные районы были тесно связаны с северным Афганистаном.

В конце 10 в. владения Саманидов были поделены между двумя тюркскими династиями. Территория, которая позднее стала Таджикистаном, находилась под властью различных тюркских правителей до тех пор, пока не была включена в состав монгольской империи в 13 в. В конце 14 в. Тимур ( Тамерлан ) попытался создать новую империю, сравнимую по размерам и могуществу с монгольской, но с центром в его среднеазиатских владениях.

Завоевание большей части Средней Азии тюркской народностью узбеков привело к созданию отдельных ханств, которые просуществовали вплоть до 19 в. (когда эта область была присоединена к России), а некоторые и дольше. Враждебные отношения между узбекскими ханами и персидскими шахами, соперничавшими из-за власти и территории, препятствовали установлению более широких контактов узбекских ханств с внешним миром и способствовали укоренению здесь жесткого исламского консерватизма; растущая изоляция региона была также связана со смещением маршрутов торговых путей на север и юг. Б ó льшая часть южного Таджикистана находилась под властью Бухарского хана (позднее – эмира). Правители Бухары и кокандские ханы оспаривали друг у друга контроль над северным Таджикистаном.

В 19 в. когда Средняя Азия была присоединена к России, политические границы изменились. Бухарское ханство в 1818, согласно двустороннему договору, стало зависимым от России государством, а Кокандское ханство в 1876 было упразднено, и его земли вошли в состав Туркестанского генерал-губернаторства.

Присоединение Средней Азии к Российской империи оказало влияние на взгляды немногочисленной интеллигенции Таджикистана, которая находилась под впечатлением новшеств в России и прониклась реформистскими идеями, распространенными среди татарской и турецкой интеллигенции. Одним из основных сторонников реформ был Ахмад-Махдум Дониш (1827–1897), который трижды посетил Россию как посланник бухарского эмира. В своих произведениях, написанных на персидском языке, и в беседах в кругу своих учеников он критиковал тиранию правящей династии Бухары как недальновидную и ратовал за преобразования по примеру России. Часть образованной таджикской и узбекской молодежи примкнула к реформистскому движению джадидизма.

Во время Первой мировой войны положение в Средней Азии ухудшилось. Увеличился вывоз сырья, в частности хлопка, сократился ввоз хлеба и промышленных изделий из России. В 1916 был неурожай, Туркестану грозил голод. Кроме того, 2 июля царское правительство приступило к мобилизации мусульман в российскую армию на тыловые работы. В ответ на это в Худжанде вспыхнуло стихийное восстание, которое затем перекинулось в другие города и районы. К концу года восстание было подавлено ценой многих тысяч жизней и больших разрушений.

После падения царского самодержавия в марте 1917 некоторое время в Средней Азии практически не существовало реальной власти, и судьба региона в конечном счете решалась Красной Армией. Вооруженная борьба продолжалась до 1925. Некоторые таджики поддерживали большевиков, другие – антибольшевистское движение басмачей; в последнем преобладали узбеки, оплотом которых являлись земли восточной Бухары. Часть таджиков оказалась непроизвольно втянутой в вооруженную борьбу противостоящих сторон. Тысячи крестьян и скотоводов-кочевников бежали из восточной Бухары в Афганистан, спасаясь от кровопролитий и голода.

В середине 1920-х годов правительство приступило к делению Средней Азии на несколько республик по этническому признаку. В 1924 советское правительство объявило о создании автономной республики Таджикистан в составе Узбекской Советской Социалистической республики (УзССР). В 1929 автономия была преобразована в Таджикскую ССР и вошла в состав СССР.

Первые десятилетия советской власти в Таджикистане принесли заметные социальные и экономические перемены. В середине 1920-х годов была начата кампания по ликвидации неграмотности, в конце того же десятилетия проводились антирелигиозная кампания и насильственная коллективизация крестьян, сопровождавшаяся многочисленными жертвами. В ходе коллективизации колхозы ориентировались на выращивание хлопчатника и строительство ирригационных систем.

Подавление волнений, вызванных коллективизацией, а также изначальное недоверие советской власти к этническим меньшинствам и сталинский курс на усиление репрессий в 1930-е годы проявились в волнах политических чисток, затронувших все слои общества, от высокопоставленных чиновников до рядовых граждан; особенно жестокие репрессии пришлись на 1933–1934 и 1937–1938.

В 1930-е годы и во время Второй мировой войны в стране проводилась плановая индустриализация, которая сопровождалась перестройкой национальной экономики и притоком квалифицированной рабочей силы из России и других республик СССР.

В послевоенный период продолжалась «советизация» Таджикистана. Несмотря на усилия советского режима подорвать позиции ислама в Таджикистане, для большинства таджиков он оставался существенным фактором при определении системы ценностей и влиял на их поведение и культуру. Представители таджикской интеллигенции проводили компромиссную политику лояльности к идеям советской власти и в то же время стремились сохранить и культивировать национальное самосознание и традиции. По мере того, как увеличивалось число образованных людей, они все более критически относились к советской системе.

Начало современного этапа в истории Таджикистана связано с процессом распада СССР, нарушением баланса сил, сложившегося в республике в советское время. Первыми признаками кризиса власти стали прошедшие в Душанбе в феврале 1990 выступления светских национал-демократов из движения «Растохез» (Возрождение). Несмотря на заверения организаторов выступлений, они послужили сигналом к началу исхода из столицы и страны русского и русскоязычного населения.

24 августа 1991, после провала путча в Москве, Верховный совет республики принимает декларацию о государственном суверенитете. В ноябре происходят выборы президента на альтернативной основе. Демократические силы («Растохез», отколовшаяся от него Демократическая партия и Исламская партия возрождения, находившаяся до октября под запретом) выдвинули кандидатом известного кинорежиссера Д.Худоназарова. Он однако проиграл выборы занимавшему пост президента бывшему руководителю Компартии Р.Набиеву.

Обретение страной независимости в конце 1991 обострило вопрос о власти. Шаткое равновесие сил было нарушено весной 1992. Противостояние правительства и набравшей к тому времени силы оппозиции вылилось в противостояние между ними на площадях и улицах Душанбе. В мае было сформировано правительство национального примирения, в котором оппозиция получила треть мест. Несмотря на это между силами правительства и оппозиции начались вооруженные столкновения, резко ухудшилась экономическая ситуация и увеличилась миграция.

В начале сентября президент Набиев был вынужден подать в отставку. Осенью в разных частях страны происходили стычки и столкновения нередко с применением тяжелого оружия. В Душанбе наступил уголовный беспредел. Потери с обеих сторон к октябрю составили 15-20 тыс. убитыми и несколько десятков тысяч ранеными.

Видное место в противостоянии заняли клановый и этнорегиональный факторы. Правительственную сторону возглавили представители номенклатурно-хозяйственных кланов из южной Кулябской и северной Ленинабадской областей. В последней сильны были настроения в пользу отделения от юга, однако кулябцам удалось к концу 1992 справиться с сепаратистскими угрозами. Базу поддержки правительственных сил, сформировавших и вооруживших отряды Народного фронта, составили оставшиеся без работы и средств к существованию молодые люди, в значительной части узбеки. Заметную роль среди оппозиции играли памирцы, особенно жители Душанбе, а также выходцы из Каратегина (Гармского района) и Дарваза (Тавильдаринской долины). Силы оппозиции в условиях вооруженной борьбы возглавили исламисты, и борьба приобрела оттенок политико-идеологического противостояния с косвенным включением в нее соседних государств.

В декабре 1992 отряды НФ вошли в Душанбе и учинили расправу над памирцами и каратегинцами. Критическая ситуация в городе сохранялась до февраля 1993. Одновременно и вплоть до лета ожесточенные бои велись в Гарме и Тавильдаре, в Курган-тюбе и в Гиссарской долине на приграничных с Узбекистаном территориях. Особой ожесточенности они достигали в местах действия формирований,возглавленных полевыми командирами. В марте был убит наиболее одиозный среди них – С.Сафаров.

В декабре 1992 председателем Верховного совета избрали выходца из Куляба Э.Рахмонова. В наведении порядка участие принимали Коллективные миротворческие силы, созданные государствами – участниками Договора о коллективной безопасности. Наибольшие расходы по содержанию КМС несла Россия. В республике продолжали находиться 201-я мотострелковая дивизия и пограничные войска РФ. В боевых действиях нередко принимала участие авиация из Узбекистана.

Пик гражданской войны был пройден в конце 1992 – начале 1993, затем она продолжались с меньшей и угасающей степенью интенсивности. Но ее по-прежнему отличала крайняя порой жестокость на фоне вышедшей из строя системы нормального снабжения городов и сел продовольствием и другими средствами поддержания жизни. Происходили грабежи и мародерство, этнические чистки, насилия, убийства политических и общественных деятелей.

Оттесненные из центральных районов силы исламской оппозиции перешли границу с Афганистаном и создали там сеть лагерей беженцев. В 1993 собравшиеся в Тегеране оппозиционные лидеры объявили о создании ОТО (Объединенной таджикской оппозиции). В апреле 1994 в Москве прошел первый раунд переговоров между представителями РТ и ОТО (при участии ООН и заинтересованных соседних государств),где было достигнуто соглашение о временном перемирии.

Летом Верховный совет принял решение об одновременном проведении в ноябре референдума по новой конституции и выборов президента. Значительным большинством голосов избрали Э.Рахмонова (его соперником выступал лидер ленинабадских кругов, бывший премьер-министр А. Абдуллоджанов).

В 1994–1997 состоялись еще семь раундов переговоров между правительством и оппозицией. 27 июня 1997 в Москве президент Рахмонов и лидер ОТО С.А.Нури подписали Общее соглашение об установлении мира и национального согласия, официально положившее конец 5-летней гражданской войне. Соглашение предусматривало всеобщую амнистию, обмен пленными, создание условий для возвращения беженцев, демобилизацию воинских формирований оппозиции с предоставлением им возможности влиться в ряды вооруженных сил республики. Предусматривалось, что представителям оппозиции выделяется 30% должностей в центральном аппарате и они включаются в местные органы власти. Для наблюдения над ходом выполнения Общего соглашения создавалась Комиссия по национальному примирению (КНП) на паритетных началах.

Заключение мира имело исключительно важное внутриполитическое и международное значение. Правда,его реализация затягивалась, а намеченные на 1998 парламентские выборы были перенесены на 1999, а затем на 2000. Представители ОТО в знак протеста на время не раз выходили из состава КНП. Лишь к лету 1999 были выполнены основные положения военного протокола к соглашению. Однако оппозиция не получила обещанного количества мест в правительстве и возможностей для агитации в ходе кампании по выборам президента в ноябре 1999 (в последний момент она отказалась от участия в них; за ее представителя Д.Усмона отдали голоса 2%). Состояние гражданской войны в целом было преодолено к началу 2000. На парламентских выборах в марте ведущая сила бывшей ОТО – Исламская партия возрождения – получила лишь 3 мандата.

Стабилизация политического положения в 2000–2005 сопровождалась определенным хозяйственным возрождением, однако оно не привело к достижению прежнего уровня развития экономики. Не произошло и заметного улучшения материального положения масс – за чертой бедности по национальным критериям остаются 86% жителей.

Неблагополучным остается положение с правами человека. Судебная система не обладает независимостью, нередки случаи преследования политических противников режима. Значительна активность запрещенной радикально-исламской «Хизб-ут-Тахрир» (см. Государственный строй и политика). Особую популярность она имеет в преимущественно узбекских районах.

Вместе с тем, перспективы для дальнейшего укрепления общественной консолидации и экономического развития, безусловно, имеются. Выборы в парламент, при всем их несовершенстве, показали, что у населения сохраняется память о бедствиях войны, кризиса и разрухи, и оно в целом выступает за сохранение стабильности и порядка. Несколько сгладились регионально-этнические противоречия, на первый план выходят вопросы демократии и социально-экономической стратегии.

Реформы, начатые М.С.Горбачевым, ослабили жесткий контроль над обществом и создали предпосылки для возникновения открытой оппозиции режиму. Вскоре Горбачев освободил от должности первого секретаря КПТ Рахмона Набиева, назначенного на этот пост Л.И.Брежневым.

В республике ширились оппозиционные выступления, свидетельствовавшие о росте национального самосознания таджиков. Они критиковали систему централизованного планирования хозяйства как наносящую вред экономике и окружающей среде, а руководство Таджикистана – за его медлительность в проведении реформ. Выдвигалось требование разрешить открыто исповедовать ислам и отменить ограничения, наложенные советским режимом.

Среди населения росло недовольство. В 1989 произошел ряд конфликтов на этнической почве, спровоцированных экономическими трудностями и направленных главным образом против мусульман-нетаджиков. Эти вспышки были локализованы и не сопровождались существенными человеческими жертвами. В середине февраля 1990, после того как правительственные войска разогнали демонстрацию с применением оружия, в Душанбе произошли беспорядки. Демонстранты протестовали против привилегий, которые якобы предоставлялись армянским беженцам из Азербайджана (слухи оказались весьма преувеличенными), а также выражали недовольство политическим руководством за то, что оно медлит с реформами. При разгоне демонстрации с обеих сторон погибли 25 человек, 685 были ранены.

В качестве ответной меры правительство объявило чрезвычайное положение, которое сохранялось до июля 1991. При этом преследовались две цели – достижение порядка и общественного спокойствия и ограничение деятельности политической оппозиции.

Борьба за власть между консервативными коммунистическими лидерами и сторонниками реформ обострилась после путча в Москве в августе 1991. Поддержавший путчистов президент Махкамов 31 августа был вынужден оставить свой пост под давлением массовых выступлений населения и внутрипартийной борьбы.

После отставки Махкамова исполняющим обязанности президента стал К.Аслонов, председатель Верховного совета республики; он издал декрет, запрещающий деятельность КПТ. Однако 23 сентября Верховный совет, в котором большинство составляли коммунисты, отменил запрет, ввел чрезвычайное положение и вынудил Аслонова уйти в отставку. Депутаты-коммунисты выдвинули на пост президента Рахмона Набиева. Эти действия вызвали такую волну протестов, что через неделю Верховный совет вынужден был отменить чрезвычайное положение и вынести решение о «приостановке» (опять-таки временной) деятельности КПТ. Выборы на многопартийной основе состоялись 24 ноября 1991. В них участвовало семь кандидатов, и победу на них одержал Набиев, набравший 57% голосов.

Репрессивные меры, к которым с самого начала прибегло правительство Набиева, в начале 1992 спровоцировали массовые демонстрации, перешедшие в мае в воореженные столкновения. Набиев был вынужден вступить в переговоры с оппозицией и согласиться на формирование коалиционного правительства и выборы нового законодательного органа, в котором коммунисты не имели бы явного перевеса. Вскоре после создания коалиционного правительства консерваторы-коммунисты начали вооруженные действия против сил оппозиции на юге страны. Летом 1992 в стране разгорелась гражданская война. В начале сентября 1992 отряд вооруженной молодежи захватил Набиева в душанбинском аэропорту и вынудил его заявить о своей отставке. Исполняющим обязанности президента стал Акбаршо Искандаров, председатель Верховного совета республики; в ноябре он ушел со своего поста в надежде, что это успокоит консерваторов. Верховный совет, в котором по-прежнему преобладали противники реформ, упразднил пост президента. Лишившись руководства Набиева, антиреформисты продолжали вооруженную борьбу и 10 декабря 1992 захватили Душанбе. Победители избрали председателем Верховного совета Эмомали Рахмонова. В 1994 была подготовлена новая конституция, восстанавливавшая пост президента. В ноябре 1994 в результате проходивших одновременно (с множеством нарушений) референдума и президентских выборов эта конституция была одобрена и Рахмонов был избран президентом Таджикистана. В феврале-марте 1995 прошли выборы в новый законодательный орган, Маджлиси Оли.

Гражданская война и последовавшие за ней гонения на противников режима вынудили около полумиллиона жителей бросить свои дома; они бежали в другие районы Таджикистана и в страны СНГ, а ок. 50 тыс. человек – в Афганистан. Тысячи жителей погибли во время вооруженных конфликтов. Среди них были и участники военных действий как с одной, так и с другой из противоборствующих сторон, но большинство составили мирные жители.

Современную ситуацию в Таджикистане можно охарактеризовать как нестабильную. В отдельных районах республики возникают вооруженные конфликты, проводятся террористические акции.