Руководства, Инструкции, Бланки

специалист в сфере закупок должностная инструкция 2016 img-1

специалист в сфере закупок должностная инструкция 2016

Категория: Инструкции

Описание

Профессиональные стандарты в сфере закупок

Финансовый эксперт Юридическая помощь онлайн!

С июля текущего года применение профессиональных стандартов может стать обязательным для государственных и муниципальных учреждений. А значит, руководителям АУ нужно уже сегодня обратить внимание на те стандарты, которые относятся к сфере деятельности возглавляемых ими учреждений. В то же время большинству АУ полезно изучить стандарты, определяющие требования к специалистам по закупкам.

style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Впервые понятие "профессиональный стандарт" появилось в нормативной правовой базе более трех лет назад – в так называемом майском указе Президента РФ*(1). В этом документе шла речь о необходимости подготовить и направить в Государственную Думу проект федерального закона о внесении в законодательство РФ изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, сформировать план их разработки и принять не менее 800 профстандартов. В декабре 2012 года в Трудовом кодексе появилось определение профессионального стандарта – под ним понималась характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления какого-либо вида профессиональной деятельности*(2). А в январе 2013 года Правительство РФ приняло Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов*(3). После этого Минтруд начал разработку самих стандартов и ведение их реестра на специализированном сайте profstandart.rosmintrud.ru.
С 1 июля 2016 года вступают в силу новые изменения, внесенные в ТК РФ*(4), которые, в частности, предоставляют Правительству РФ право устанавливать с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными или муниципальными учреждениями, а значит, и автономными учреждениями. Очевидно, что данное право будет реализовано, хотя, скорее всего, не по всем принятым стандартам.
Согласно Правилам N 23 профессиональные стандарты применяются:

– работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
– образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
– при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
В данной статье рассмотрим два профессиональных стандарта в сфере закупок*(5), утвержденные осенью 2015 года. Они могут относиться к сотрудникам автономных учреждений, которые занимаются закупками как в рамках Закона N 223-ФЗ*(6), так и (в установленных случаях) в рамках Закона N 44-ФЗ*(7). Разработчиками стандартов являются Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Междисциплинарный академический центр социальных наук "Интерцентр" и Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.

Профстандарт "Специалист в сфере закупок"

Наименование вида профессиональной деятельности, на который распространяется данный стандарт, сформулировано как деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Таким образом, документ охватывает закупки в рамках законов N 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Стандарт включает в себя четыре обобщенные трудовые функции и соответствующие каждой из них трудовые функции (всего девять):

Обобщенные трудовые функции

9. Аудит и контроль в сфере закупок

Обратите внимание, что на практике не все трудовые функции в полной мере могут относиться к работе сотрудника автономного учреждения. Например, ни о каком обосновании закупок в Законе N 223-ФЗ не упоминается (в отличие от Закона N 44-ФЗ), хотя данная процедура в принципе может предусматриваться положением о закупке конкретного учреждения. Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок как в рамках Закона N 44-ФЗ, так и в рамках Закона N 223-ФЗ вообще не относятся к полномочиям заказчиков – это полномочия, которыми наделяются государственные и муниципальные органы.

В связи с этим рассмотрим, с какими возможными должностями соотнесены трудовые функции стандарта:

Обобщенные трудовые функции

Возможные наименования должностей сотрудников

1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

- специалист по закупкам;
– работник контрактной службы;
– контрактный управляющий

2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

- старший специалист по закупкам;
– консультант по закупкам;
– работник контрактной службы;
– контрактный управляющий

3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

- ведущий специалист по закупкам;
– работник контрактной службы;
– заместитель руководителя подразделения;
– руководитель подразделения;
– руководитель контрактной службы;
– контрактный управляющий

4. Контроль в сфере закупок

- советник;
– заместитель руководителя;
– руководитель

Как следует из приведенной таблицы, в реальности возможны различные комбинации. Например, если в автономном учреждении, осуществляющем закупочную деятельность только по Закону N 223-ФЗ, работает один сотрудник и он занимается всеми вопросами, связанными с закупками, его должность должна называться "ведущий специалист по закупкам". Ведь именно такая должность позволяет выполнять все три первые обобщенные трудовые функции, которые могут реализовываться в деятельности учреждения-заказчика. Если закупками в АУ занимается группа сотрудников, каждый из них может выполнять одну обобщенную трудовую функцию в соответствии со своей должностью: например, обеспечением закупок занимается специалист, их осуществлением – старший специалист или консультант, а экспертизой результатов и приемкой контракта – ведущий специалист или руководитель подразделения учреждения (его заместитель). Что же касается последней обобщенной трудовой функции по контролю в сфере закупок, в отношении автономного учреждения, как уже говорилось, она неприменима.
К образованию и опыту работника, выполняющего ту или иную обобщенную трудовую функцию, в соответствии со стандартом предъявляются определенные требования:

Обобщенные трудовые функции

1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

Среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок

2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

Высшее образование – бакалавриат; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок; опыт практической работы в сфере закупок – не менее трех лет

3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок; опыт практической работы в сфере закупок – не менее четырех лет

4. Контроль в сфере закупок

Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок; опыт практической работы – не менее пяти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях – не менее двух лет

То есть если в автономном учреждении закупками (в том числе приемкой результатов контракта) занимается, например, только один сотрудник, он должен отвечать достаточно высоким требованиям: иметь высшее образование на уровне специалитета или магистратуры, пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и обладать опытом работы в сфере закупок не менее четырех лет. Если же сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, к ним могут предъявляться разные требования в зависимости от выполняемой функции. Самая высокая "планка" в любом случае устанавливается сотруднику, который занимается приемкой результатов контракта, в связи с чем отметим: если применение рассматриваемого стандарта станет в ближайшем будущем обязательным для государственных и муниципальных учреждений, это может вызвать определенные проблемы в части наличия у действующих сотрудников требуемой комбинации дополнительного профессионального образования в сфере закупок и опыта работы.
Каждой обобщенной трудовой функции в зависимости от ее сложности в стандарте присвоен свой уровень квалификации*(8): самый низкий (5-й) у первой функции ("Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд"), самый высокий (8-й) – у последней ("Контроль в сфере закупок"). Вторая и третья обобщенные трудовые функции соотнесены соответственно с 6-м и 7-м уровнями квалификации. В принципе, данные уровни коррелируют с предъявляемыми требованиями – чем выше вторые, тем выше и первые.
В рассматриваемом стандарте каждая трудовая функция, входящая в состав обобщенной трудовой функции (см. первую приведенную таблицу), в свою очередь, расписана по составляющим ее трудовым действиям, необходимым умениям и знаниям. Возьмем в качестве примера такую функцию, как "Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги". Для ее выполнения сотрудник должен осуществлять следующие трудовые действия:
1. Обрабатывать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги.
2. Готовить и направлять приглашения на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами.
3. Обрабатывать, формировать и хранить данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Для выполнения указанных действий сотрудник должен обладать следующими умениями:
1. Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций.
2. Создавать и вести информационную базу данных.
3. Разрабатывать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию.
4. Обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы.
Наконец, для выполнения указанной трудовой функции сотрудник должен обладать следующими знаниями:
1. О требованиях законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок.
2. Об основах гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства применительно к закупкам.
3. Об основах антимонопольного законодательства.
4. Об основах бухгалтерского учета в части применения к закупкам.
5. Об особенностях ценообразования на рынке (по направлениям).
6. О методах определения и обоснования начальных (максимальных) цен контракта.
7. Об основах информатики в части применения к закупкам.
8. Об этике делового общения и правилах ведения переговоров.
9. О дисциплине труда и внутреннем трудовом распорядке.
10. О требованиях охраны труда.
Кроме того, при выполнении трудовой функции сотрудник должен следовать ряду этических норм (соблюдать конфиденциальность информации, не разглашать материалы рабочих исследований и т.д.).
Отметим, что не все трудовые действия, содержащиеся в стандарте, можно автоматически отнести к деятельности занимающихся закупками сотрудников автономных учреждений. Например, трудовая функция "Составление планов и обоснование закупок" содержит такое действие, как "Разработка плана-графика и подготовка изменений для внесения в план-график". В деятельности АУ, которое ведет закупочную деятельность только в рамках Закона N 223-ФЗ, никакие планы-графики не предусмотрены, учреждение работает только с планами закупки. Однако с учетом того, что потенциально автономное учреждение в любой момент при получении средств из бюджета на капитальные вложения в объекты государственной или муниципальной собственности может стать исполнителем Закона N 44-ФЗ*(9). который уже предусматривает использование планов-графиков, целесообразно включать данные трудовые действия в должностные инструкции сотрудников с добавлением фразы "в установленных законодательством РФ случаях".

Профстандарт "Эксперт в сфере закупок"

Этот стандарт включает следующие обобщенные трудовые функции и соотнесенные с ними трудовые функции:

Обобщенные трудовые функции

7. Исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности

Как видим, к практической деятельности автономного учреждения – заказчика товаров, работ и услуг может быть отнесена только такая трудовая функция, как "Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта". Причем эта функция может реализовываться только в рамках Закона N 44-ФЗ. Он обязывает заказчиков проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, но позволяет заказчикам в определенных случаях проводить экспертизу, не привлекая внешних экспертов, своими силами (ч. 3 и 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Должность, которую может занимать сотрудник учреждения, осуществляющий названную функцию, – контрактный управляющий. К нему предъявляются достаточно высокие требования: наличие высшего образования (специалитет, магистратура), дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок), опыта практической работы в сфере закупок не менее четырех лет.
Для реализации этой функции сотруднику необходимо осуществлять следующие трудовые действия:
1. Проведение экспертизы выполнения контракта.
2. Проведение экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, его условиям.
3. Проверка соответствия фактов и данных при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, его условиям.
4. Проверка соответствия качества товаров, услуг, работ при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, его условиям.
5. Составление и оформление по результатам экспертизы документа в виде заключения.
Для выполнения перечисленных действий сотрудник должен обладать следующими умениями:
1. Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникации.
2. Выявлять при проведении экспертизы нарушения выполнения контракта.
3. Выявлять при проведении экспертизы нарушения результатов, предусмотренных контрактом.
4. Выявлять при проверке нарушения качества товаров, услуг, работ.
5. Составлять и оформлять по результатам экспертизы документ в виде заключения.
В свою очередь, для выполнения указанной функции сотруднику нужно обладать достаточно широким кругом следующих знаний:
1. О требованиях законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок.
2. Об основах гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам.
3. Об экономических основах и особенностях ценообразования на рынке (по направлениям).
4. Об основах бухгалтерского учета в части применения к закупкам.
5. Об основах статистики в части применения к закупкам.
6. Об особенностях составления закупочной документации.
7. О порядке установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг.
8. Об особенностях претензионной работы.
9. О методологии проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.
10. Об этике делового общения и правилах ведения переговоров.
11. О дисциплине труда и внутреннем трудовом распорядке.
12. О требованиях охраны труда.
Как и в предыдущем стандарте, к сотруднику предъявляются требования по соблюдению ряда этических норм. В данном случае необходим 7-й уровень квалификации.

Рассмотренные профессиональные стандарты в сфере закупок наряду с другими стандартами могут стать обязательными для применения с июля 2016 года. Поэтому руководителям автономных учреждений уже сейчас нужно обратить самое пристальное внимание на имеющиеся стандарты для возможного принятия в будущем необходимых кадровых решений (об изменении штатного расписания, разработке или корректировке должностных инструкций, подборе персонала, соответствующего требованиям стандартов).

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

*(2) Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании", ст. 195.1 ТК РФ.

*(3) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 (далее – Правила N 23).

*(4) Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

*(5) Приказы Минтруда РФ от 10.09.2015 N 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" и 626н "Об утверждении профессионального стандарта "Эксперт в сфере закупок".

*(6) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

*(7) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

*(8) См. Приказ Минтруда РФ от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов".

*(9) Согласно ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.

К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике Института экономики города

Журнал "Руководитель автономного учреждения", N 2, февраль 2016 г. с. 20-29.

Видео

Другие статьи

Профстандарты в сфере закупок

  • Ведется набор слушателей на программы повышения квалификации и профпереподготовки по Контракной системе в группы на январь-февраль 2017 года.
  • 23-27 января - обучение для Участников закупок "Поставщик для государственных и муниципальных нужд", 40 часов с практикой на ЭТП
  • 16 декабря 2016 года состоялся семинар для Заказчиков "Контрактная система закупок: практика применения Федерального закона № 44-ФЗ"
  • В декабре 2016 года "Алтайский институт госзакупок" провел выездные курсы для муниципальных заказчиков пгт. Тисуль Кемеровской области по программе повышения квалификации «Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд»
  • В ноябре-декабре 2016 года АНО ДПО "Алтайский институт госзакупок" провел очно-заочное обучение для Администрации г. Томска и муниципальных заказчиков Томской области

    Применения профессиональных стандартов в бюджетной сфере:

    22 июня 2016 года в третьем чтении принят законопроект "О независимой оценке квалификации". Закон предусматривает формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. Оценка квалификации будет представлять собой профессиональный экзамен, порядок его проведения установит правительство. По итогам экзамена выдается свидетельство о квалификации, а если была получена неудовлетворительная оценка – заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.

    29 июня 2016 года в Москве состоялась Первая Всероссийская конференция «Система профессиональных квалификаций в сфере государственных, муниципальных и корпоративных закупок».

    Актуальность конференции продиктована вступлением с 1 июля 2016 года в силу нормы Трудового кодекса РФ, связанной с применением профессиональных квалификаций и профессиональных стандартов.

    В рамках конференции обсуждались пути становления эффективной системы профессиональных квалификаций в сфере закупок, предложения по совершенствованию законодательства в области профквалификаций, формирование возможных механизмов последующей законодательной инициативы.

    Источник: ©Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок

  • Специалисты по закупкам: профстандарты и переобучение

    Специалисты по закупкам: профстандарты и переобучение

    Закон о контрактной системе № 44-ФЗ требует, чтобы заказчики формировали свои контрактные службы, базируясь на принципах профессионализма. Допущены к работе могут быть лишь специалисты, которые имеют хорошие теоретические знания и практические навыки, а также соответствующее образование.

    Вторая половина 2016 года богата на события, напрямую касающиеся квалификации специалистов по закупкам. Во-первых, в июле вступил в силу соответствующий профессиональный стандарт. Во-вторых, до конца года все контрактные службы должны быть укомплектованы специалистами с высшим или дополнительным образованием в сфере закупок. Значит, придется подтвердить свою квалификацию, а при необходимости – пройти обучение.

    Профессиональные стандарты

    Статья 195.3 Трудового кодекса, которая вступила в действие с 1 июля текущего года, определяет порядок применения профессиональных стандартов. К области государственных закупок относятся два профстандарта: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» (группа «Финансы и экономика»). Соответствие указанных должностей другим профессиональным классификаторам приведены в следующей таблице.

    Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

    Общероссийский классификатор занятий

    08.024 «Эксперт в сфере закупок»

    2422 «Специалисты в области политики администрирования»

    08.026 «Специалист в сфере закупок»

    20015 «Агент по закупкам»

    В связи с введением профстандарта многие заказчики будут переписывать должностные инструкции для контрактных управляющих либо сотрудников контрактной службы. Хотя, закон делать этого не обязывает, а лишь дает такое право. Однако, скорее всего, профстандарт позволит расширить функции и полномочия каждого сотрудника, что, безусловно, будет выгодно заказчику.

    При этом стоит учесть, что внесение изменений в должностную инструкцию необходимо производить с согласия самого работника. Исключение составляют лишь те случаи, когда правки носят чисто технический характер и не затрагивают непосредственно функций сотрудника. В противном случае, согласно Трудовому кодексу, работника нужно предупредить об изменении его должностной инструкции за 2 месяца до подписания.

    Должности и функции

    Каковы же основные трудовые функции работников сферы закупок согласно профстандарту? Всего их четыре, каждой из них соответствует несколько должностей и определенный уровень квалификации.

    Обеспечение закупок

    Исполнять эту функцию может специалист по закупкам, работник контрактной службы либо контрактный управляющий. Минимальный уровень квалификации – 5. Этому сотруднику вменяется в обязанность сбор данных о том, какие товары, работы и услуги необходимы заказчику, а также о предлагаемых ценах. Кроме того, он готовит закупочную документацию, обрабатывает результаты и заключает контракты.

    Осуществление закупок

    Осуществление закупок для нужд заказчика возлагается на старшего специалиста по закупкам, консультанта по закупкам, работника либо руководителя контрактной службы или же контрактного управляющего. Этот сотрудник должен иметь уровень квалификации не ниже 6. Его основные обязанности – составлять планы закупок, обосновывать и осуществлять закупки.

    Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

    Эта функция относится к компетенции как минимум ведущего специалиста по закупкам. Кроме того, ее может исполнять руководитель подразделения либо его заместитель, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий, либо работник контрактной службы, чья квалификация не менее 7. Главная обязанность – проверять соблюдение условий контракта, а также качества закупленных товаров, работ, услуг.

    Контроль в сфере закупок

    Эту функцию может осуществлять руководитель, заместитель руководителя либо советник. Уровень квалификации – не менее 8. В рамках функции выполняются мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок.

    Аттестация и переобучение

    Порядок и сроки аттестации сотрудников на соответствие указанным стандартам определяются заказчиком. Тот, кто покажет не слишком впечатляющий результат, должен быть направлен на дополнительное обучение.

    Кроме того, к началу 2017 все специалисты в сфере закупок должны подтвердить знание закона № 44-ФЗ специальным дипломом. Подчеркнем, что с 1 января 2017 года документы, подтверждающие квалификацию специалиста в соответствии с законом № 94-ФЗ, не будут считаться действительными.

    Также с начала следующего года все работники контрактных служб и контрактные управляющие должны быть специалистами с высшим либо дополнительным образованием в сфере закупок. Для подтверждения этого необходимо представить диплом либо удостоверение о повышении квалификации.

    Наличие необходимого уровня квалификации по результатам допобразования подтверждается соответствующим удостоверением либо диплом о профессиональной переподготовке. Прохождение специализированного курса по 44-ФЗ подтверждается свидетельством об обучении либо освоении дополнительных предпрофессиональных программ.

    В общем случае обучающиеся должны пройти курс «Управление закупками» длительностью не менее 108 часов. Исключение составляют руководители организации – для них длительность курса обучения может быть снижена до 40 часов.

    0 комментариев