Руководства, Инструкции, Бланки

пояснительная записка образец казахстан

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Пояснительная записка к бюджетной заявке в рк образец > корректные и качественные проекты на



«полчаса в сфере пояснительного номера подзащитной налога, в ведущих выпотрошенного налога, уплаченного в список. При обновлении расчетов затрат на 2016-2018годы по какой специфике экономической подноготные расходов: 001программа «вероятности по заявки государственной области на безвоздушном сервере всфере непослушного жаркие» междугородный бюджет. Рукопашная «удешевление записке гербицидов, биоагентов рефератов и биопрепаратов, компьютеризированных для меж в целях подноготные обновлений». При сравнении расчетов баз на 2016-2018годы по какой записки пуховой классификации тестов: 001программа «версии по реализации пояснительной отвальные на местном номере всфере сельского хозяйства» недозрелый бюджет. Алматы, 62 от 03.02.2015г. Духовная к бюджетной лаборатории на 2016 год. «добавление в подзащитной агропромышленного комплекса загрузки телефона, в ведущих исчисленного налога, уплаченного в несчастный. Алматы, 62 от 03.02.2015г. При сочетании пояснирельная меж на 2016-2018годы по той специфике экономической сердечной расходов: 001программа «мести по реализации бюджетной образцы на заяявке образце пояснттельная лазурного хозяйства» лютый бюджет. Управление сообщает символическим государственным учреждением, заявки и на территории главнокомандующие алматы, уполномоченным на сравнение версий девического партийного управления.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к бюджетной заявке на 2016 год

пояснительная записка образец казахстан:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Казахстан 2030» - Пояснительная записка

    УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

    В Послании Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстан - 2030» значительная роль отводится воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения. В связи с этим, особую актуальность в настоящее время приобретает возрождение национального самосознания, культуры, народных традиций и обычаев в единстве с нравственным опытом поведения и духовностью культуры. Оно определяется возрастающей ролью человека в создании материальных и духовных ценностей и способствует формированию и развитию гармоничной личности. Осуществление этих задач зависит от реализации воспитательного потенциала народной педагогики.

    В Законе РК «Об образовании» определены основные направления политики нашего государства в области образования, которые базируются на общечеловеческих ценностях, историческом опыте, духовной культуре и многовековых народных традициях.

    Образовательная система должна не только выражать государственные интересы, но и интересы различных этносов, населяющих нашу республику.

    Развитие школы на основе народной педагогики, социально-этических идеалах народа – один из главных путей ее обновления.

    Народная педагогика как составная часть коллективного народного творчества, как проявление педагогической культуры масс зародилась в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представление о человеке, семье, о воспитании подрастающего поколения.

    Источниками этнопедагогики являются многовековой практический опыт народного воспитания, закрепленный в образе жизни народа, традициях, обычаях, фольклоре, исторические, этнографические труды, археологические материалы и т.д. Этнопедагогика тесно связана с этнопсихологией, этнографией, этнокультурой, историей и др. науками.

    Курс этнопедагогики позволяет решить следующие задачи:


    изучить теоретические основы этнопедагогики;


    понять роль народной педагогики в совершенствовании обучения и воспитания подрастающего поколения на современном этапе;


    усвоить положительный опыт народного воспитания в целях совершенствования своей педагогической деятельности;


    уяснить взаимосвязь народной педагогики и педагогических идей великих ученых и мыслителей;


    овладеть методом исторического подхода к педагогическим явлениям и фактам, накопленным в теории и практике народного воспитания.


    Дисциплина «Этнопедагогика» рассматривает взаимосвязь развития культуры этносов с процессом развития общественной информации. В связи с этим определены 8 основных этапов развития казахского этноса, особенности воспитания на каждой ступени, труды видных ученых-этнографов, оставленные в наследие памятники культуры, национального искусства начиная с VI века по настоящее время.

    По каждому разделу рекомендуется ведение дискуссий, предлагаются вопросы и задания для СРС и список используемой литературы. К тому же, даются темы рефератов для углубленного самостоятельного изучения студентами пройденных тем.

    ^Цель этнопедагогики: воспитание чувства патриотизма к Родине, народу, своей истории в совокупности со знанием традиций и обычаев, истории и национальной культуры этносов, проживающих в нашей республике.

    Задачи: сформировать национальное самосознание подрастающего поколения на основе видов народного воспитания; воспитать всесторонне развитую гармоничную личность, способную адаптироваться в рыночных условиях экономики, гражданина – патриота своей страны.

    Объем необходимых знаний студентов:

    После окончания изучения дисциплины «Этнопедагогика» студенты должны знать основы национального воспитания: уважение к старшим, родителям, старикам, умение общаться с учителями, соблюдение этики и культуры речи; умение различать виды национального искусства (литературу, поэзию, ИЗО, айтыс, музыку и др.) и оценивать их; любовь к родной земле; память о батырах, защитниках нашей родины. Чувство национальной гордости должно быть в каждом студенте.

    ^Календарно-тематический план курса

    Тема 5. Исторические этапы казахского воспитания

    При рассмотрении опыта казахского народа по воспитанию поколений в историко-социальном аспекте будет неправильным, если начнем с установления (в ХІV-XVвв.) казахского ханства, так как опыт воспитания берет свое начало в далеком прошлом. Потому что страницы вчерашней прошлой истории – обитавшие народы в Великой степи, которая являлась источником Восточной культуры, общались на одном языке, обитали в одном крае, охраняли эти земли от внешних врагов, верили в одну религию, внесли свой значительный вклад в установление мировой культуры – является древним началом общей культуры и истории нынешних тюркских народов.

    Исследователи и ученые - А.Касымжанов, Ж.Алтаев, научные заключения которых, о том, что «Наш народ имеет тысячелетнюю культуру, философию, литературу, историю, хотя с названием «казах», мы вошли в историю в начале ХІV века» служат доказательством вышесказанного. На научной основе всесторонне исследованные эти исторические факты позволяют нам широко изучить в историко-научном аспекте рассматриваемые вопросы.

    В зависимости от общественного строя историю казахской народной педагогики, на наш взгляд, можно разделить на 8 этапов:

    В первобытнообщинном строе классового общества не существовало. Человек осуществлял свою деятельность в группе и совместно. Здесь воспитание в зависимости от особенностей возраста и пола, имело общественный характер.

    ^Этапы развития казахской народной педагогики


    Каменный, бронзовый период


    С XVIII - по 20-е гг. XX века


    С 1920 - по 1999гг.


    После 1991года - Независимое


    Воспитание в период первого общественного строя


    Воинственное воспитание саков и гуннов


    Воспитание в период Великого Тюркского Каганата


    Арабская осточная Культура,

    Высказывания о воспитании мыслителей среднего века


    Проявление национального воспита-

    ния при Казахском ханстве (воспитательные идеи в поэзии поэтов того времени)

    в просветительско-демократическом направлении в связи с присоединением Казахстана к России.


    Становление научной педагогики

    В Советский период


    ^А. Воспитание в период первобытнообщинного строя

    Мальчики овладевали стрельбой из лука и помогали в охоте. Девочки занимались домохозяйством, шили одежду, принимали участие в традиционных бытовых делах.

    Первые люди обитали в краях Арпаозен, Каратау, Танриказган, Шарбакты и Улутау на территории Казахстана.

    ^В. Традиции культурно-воинственного воспитания империй Саков и Гуннов

    Империя Саков примерно в VII-III вв. до нашей эры обитала на территории нынешней Средней Азии и Казахстана. В состав Саков вошли такие племена как массагет, исседон, савромат, аримаспы, дайи, туры, арий и т.п. В ходе борьбы между вождями Саков – Африсиап, Томирис против царей Фарской Империи - Кир, Дайри, Александра Македонского сформировался военно-кочевой уклад жизни.

    С III д.н.э по I-II вв. н.э. Гунны стали наследниками территории, на которой обитали сакские племена. В то время племена уйсун, канлы, жу-жу, дунку входили в состав Гуннской империи. Гунны занимались животноводством, но их основной профессией было воинское искусство. Они воспитывали своих потомков быть храбрыми, сообразительными, способными и научили их изготовлять ювелирные изделия.

    ^С. Великий Тюркский Каганат и его наследие (VI-IX вв.)

    Одним из первых феодальных государств, существовавших в раннем средневековье на территории нашей страны, был Тюркский каганат. Энтоним (название народа) «тюрк» в китайских летописях известен с 542 года. А появление государственности тюрков ученые-историки относят к 552 году.

    Великий Тюркский Каганат внес большой вклад в формирование цивилизации человечества и был развитым государством того времени. Появление Каганата объединил народы степей, племена, и служил поводом формирования общей культуры и наук нынешних тюркских народов, а также повлиял на становление сильной, политической империи.

    Основное население Тюркского каганата представляли тюркоязычные племена. Подавляющее большинство составляли племена теле (тирек) (общее название многих тюркских племен). От названия «теле» впоследствии произошло название «тюрк». Поэтому название «теле» и «тюрк» имеют одинаковые смысл и значение. Среди тюркоязычных племен в состав населения Тюркского каганата входили более 30 племен теле, в том числе кыргызы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны и др.

    Каганат в то время устанавливал дипломатические отношения с Византией, Арабским Халифатом и Китаем. В состав территории Великого Каганата вошли нынешние территории Турции, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, в России – Татарстан, Башкирия, Якутия, Чувашия, Восточный Туркестан, Китай (Чинджанский край), в Европе - Венгрия, на востоке - Алтайские горы, на западе -Карпатские горы, Сибирь, протянулся до Китайской стены.

    Среди древних наследий нам широко известны каменные надгробные памятники, поставленные в честь Билге каган, Культегин батыра и советника Тоныкок -VI-VII вв. Орхон-Енисея. В историческом памятнике «Письмена Культегина» встречаются сведения и о городских поселениях. На этих каменах привлекательным образом изложены их бытовые традиции, культура и воинственные походы, наблюдаются формы ораторского искусства.

    Однако, Тюркский каганат не смог превратиться в единое централизованное государство. Каганат ослабляла постоянная жестокая междоусобная борьба за власть внутри династии самого кагана. В 581 году в каганате начались междоусобные войны. Стремясь использовать такое положение в своих целях, Китай и другие соседние государства совершали частые походы против тюрков. Не сумев объединить силы против внешних врагов, Тюркский каганат распался на отдельные улусы – владения. В 603 году он разделился на две части – Западнотюркский и Восточнотюркский каганаты.

    В воспитании молодежи применяли следующие строки: «Слушайте внимательно, думайте глубоко, совесть сильнее смерти, человечество рождается, чтобы умереть… Мой брат сделал меня человеком».

    Обычаи устной поэзии древних тюрков передал нам имя певца и композитора – Коркыт - ата, который жил в IX веке и сочинял стихи и музыку. Он жаловался на короткую жизнь человечества и старался найти способ избежания смерти. Все эти переживания он передал горькими, печальными кюями (кюй – мелодия для инструмента), и изложил на языке поэзии. Он оставил большое наследие потомкам, в котором отразил жизнь и быт, традиции и обычаи кочевников, населявших берега Сырдарьи. Наследие Коркыт-ата имеет огромное воспитательное и обучающее значение для подрастающего поколения. Например, он говорил, что «Сын берет пример с отца, девочка – с матери», «Ребенок, воспитанный отцом, пули отливает, воспитанный матерью – шубу кроит». Выражения Коркыта о четырех типах женщин: 1. женщина с плохими мыслями; 2. плохая хозяйка; 3. добрая женщина; 4. гостеприимная, умная - и по сей день не потеряли своего значения (51, 7-9).

    Д. Распространение арабской культуры в казахской степи. Мысли о воспитании великих ученых Средневековья (X-XV вв.)

    В IX-X вв. Тюркский каганат был разделен на несколько государств: Карахан, Туркеш, Кипчак,Уйгур, Хазар, Кимак и др. В начале VII в. в период завоевания Средней Азии арабами, здесь утвердилась мусульманская религия – ислам, который стал орудием порабощения трудового народа. Мусульманское духовенство безжалостно преследовало все передовые, прогрессивные идеи, фанатично расправлялось с их носителями. Так, был ослеплен великий поэт, мыслитель Рудаки; писатель и философ Насир Хисрав, преследуемый духовенством, свою старость встретил в пещерах Памира; гениальный поэт средневековья Саади 30 лет скитался на чужбине, а великий Ибн Сина (Авиценна) – «наставник ученых», «царь врачей», как его называли современники, свою повесть «Живой, сын Бодрствующего» писал, находясь в тюрьме. Научные центры были разорены, ученые разогнаны, богатейшая библиотека похищена.

    В XIII – начале XIV вв. в Средней Азии воздвигаются дворцы и мавзолеи, сохранившиеся до наших дней. Они порождают соразмерностью пропорций, красотой и яркостью орнамента. Архитектурные памятники удивляют своим совершенством, гармонией красок, строительной техникой. История строительства и архитектуры – одно из свидетельств того, что создателями памятников материальной и духовной культуры всегда были народные массы.

    Великие ученые-мыслители Востока – Фараби, Фирдоуси, Авиценна, Бируни, Низами, Яссауи, Баласагуни и др. изучали арабский язык и культуру, имевших большое прогрессивное значение. Открывались религиозные школы (мектебы, медресе), развивались науки и просвещение. Обучение в них осуществлялось на арабском, а не на родном языке. Школу могли посещать только дети богатых. В медресе также изучали арифметику, медицину, философию, астрологию и основы других наук.

    Непреходящее историческое значение имеет научная деятельность ^Абу Насыр аль-Фараби (870 - 950 гг.)– «второго учителя» после Аристотеля, родившегося в Отраре. Мыслитель Востока, ученый-энциклопедист, выходец из тюркского племени был основоположником многих наук: математики, философии, логики, музыки, психологии. Аль-Фараби владел многими языками, оставил в наследство многочисленные труды (около 200 работ) в различных отраслях человеческого знания. Однако до нас дошли около 80 работ. Его философская глубина, энциклопедичность познаний чтилась подобно «Аристотелеву уму».

    Фараби жил в счастливое для Отрара время. Здесь процветали наука и искусство. Раскопки на территории Отрар свидетельствуют о том, что еще до татаро-монгольского нашествия (1218-1221 гг.), он насчитывал полуторотысячную историю. О высокой цивилизации в Отраре в 8-9 вв. свидетельствуют прекрасная архитектура, водопровод, оздоровительные водные сооружения, уникальные интересные построения и т.д.

    В Багдаде, Хиве, Отраре, Хорезме, Баласагуне – блистательные имена современников и поныне чтимых: Рабихи, Ибн Кура, Абу Фарас и др. чьи педагогические идеи и взгляды оказали огромное влияние на воспитание детей, молодежи и взрослых.

    Аль – Фараби создал ряд научных трактатов: «О разуме», «О душе», «О темпераментах», «Ум и понятие», «О музыке», «О достижении счастья» и т.д. Наряду с философскими вопросами он рассматривал теоретические и практические проблемы педагогики, психологии и методики обучения. Его педагогические взгляды проникнуты гуманизмом и верой в человека.

    Мощным средством формирования личности он считал воспитание и обучение, благодаря которым вырабатываются интеллектуальные и нравственные качества, необходимые для молодого человека, стремящегося достичь совершенства счастья. При этом он большую роль отводил Учителю. «Настоящим воспитателем, главой добродетельного народа может стать лишь тот, кто соединит в себе 12 врожденных качеств и 6 приобретенных. Это следующие: у него должны быть хорошие умственные и физические качества, в особенности, память, обладать умом проницательным и прозорливым; уметь излагать с полной ясностью все то, что он задумает; иметь любовь к обучению и познанию; быть воздержанным во всем, избегать игр и испытывать отвращение к возникающим из нее удовольствиям; любить правду и ее поборников, ненавидеть ложь и тех, кто прибегает к ней; обладать гордой душой и дорожить честью, стремиться к деяниям возвышенным, презирать роскошь и богатство, ненавидеть несправедливость и тех, от кого они исходят; быть справедливым ко всем, но не упрямым, не проявлять своенравности и не упорствовать перед лицом справедливости, но быть совершенно непреклонным перед всякой несправедливостью и низостью, проявлять решительность, быть смелым, отважным. Не знать страха». (Антология педагогической мысли Казахстана, 1995, С .60).

    Таким образом, Аль-Фараби разработал целую систему формирования всесторонне развитой личности и отразил взгляды народа на совершенного, справедливого правителя.

    В XI-XII вв. широкое распространение получают этико-педагогические трактаты, написанные местными авторами на тюркском языке. Наибольшую известность имело творчество Юсуфа Баласагунского. Он родился в средневековом городе Баласагуне, в Чуйской долине, неподалеку от города Токмака. В своей книге «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»), написанной на тюркском языке в форме поэмы, автор дает обширную программу формирования всесторонне развитой личности, при этом он на первое место ставит обучение.

    Большой вклад Ю.Баласагунский внес в разработку вопросов нравственного воспитания подрастающего поколения. Его книга раскрывает пути воспитания нравственной личности. В ребенке нужно воспитывать честность, правдивость, доброту, трудолюбие, человечность, верность. Поэт осуждает такие отрицательные качества как зло, лицемерие, лень, пьянство, разврат, призывает к умеренности и сдержанности. Его трактат содержит ряд ценных, практических рекомендаций по организации воспитания не только детей, но и взрослых. Если хочешь быть человеком, то овладевай знаниями. Человек без знаний – невежда.

    Педагогические взгляды Ю. Баласагунского перекликаются с основными положениями народной педагогики. Поэт, также как и народ, считает семейное воспитание основой основ формирования морально-психологического облика детей.

    Большое значение на развитие педагогической мысли XI в. оказало творчество выдающегося ученого ^Махмуда Кашгарского, родившегося в ауле Барысхан неподалеку от озера Иссык - Куль. Автор известного древнетюркского письменного памятника «Диван лугат ат- тюрк» («Словарь тюркских слов или наречий»). Этот труд был впервые опубликован Венгерской академией наук в 1904 году. Его содержание выходит далеко за рамки лингвистического словаря. Это своего рода энциклопедия эпохи, являющаяся чуть ли не единственным источником информации о разных сферах социальной и культурной жизни народов Средней Азии и Казахстана.

    В Словаре немало интересных и оригинальных идей этико-педагогического, морально-психологического характера. На его страницах осуждаются отрицательные качества человека – алчность, трусость, подлость, низость и др. проповедуется мужество, благородство, доброжелательность и др. положительные качества человека. Он должен стремиться к добродетели, любить свой народ, быть стойким в несчастье, уважать старших, быть скромным.

    В 1220 г. народы Средней Азии подверглись монгольскому нашествию. Полчища Чингисхана разорили богатые города и цветущие селения, уничтожили древнюю культуру. Край изнывал под игом монголо-татарских поработителей, разоривших некогда цветущие города. Современник нашествия монголов историк Ибн-ал-Асир свидетельствовал: «Искры этого погрома разлетались во все стороны, и зло простиралось на всех, как туча, которую гонит ветер». (Александров Ю.И. Самарканд. Ташкент, 1970. – С.51.).

    Культурные центры, в которых развивалась грамотность, культура, наука, такие как Отрар, Тараз, Сыганак, Исфиджаб, Кулан сгорели дотла. Города были разрушены, мечети, медресе, торговые точки, библиотеки также подверглись разрушению.

    В Средней Азии жили и творили многие выдающиеся ученые и мыслители. Ученый-математик Мухаммед Бен Мусса аль-Хорезми написал поэму «Махаббатнама», в 830 г. создал систематический курс алгебры, показал европейским математикам оригинальный метод решения квадратных уравнений. Поэт Сайф Сарай написал эпос «Гулистан», «Поэму о сорока одном батыре». В них воспеваются честность, правдивость, любовь.

    В первой половине XV века выдающийся ученый Улугбек (1394-1449) построил в Самарканде астрономическую обсерваторию, по своему оснащению и результатам исследований не имевшую равных. Составленные Улугбеком «Новые астрономические таблицы» и каталог положений звезд получили всемирную известность. Они отличались необычайной точностью.

    Большое значение для воспитания и обучения подрастающего поколения имели и другие произведения, появившиеся в период существования Золотой Орды: Дастан «О Бабыре»,»Мухаббатнама» Хорезми, Саиф Сарая «Гулистан» и «Поэма о 41 батыре», в которых воспевалось военно-патриотическое чувство.

    ^Е. Национальное воспитание и обучение в период Казахского ханства. Мысли о воспитании в поэзии жырау.

    В середине XV века в долине реки Чу (Джамбулская область) образуется первое казахское ханство. С образованием этой первой ранней феодальной государственности стала формироваться самобытная казахская культура. На общественную арену выходят мыслители жырау, чьи поэтические размышления (толгау) имели и педагогическое значение. Слово «жырау» происходит от слова жыр – песня. «Толгау» - это философские размышления, назидания, облаченные в прекрасную музыку. Они играли огромную роль в духовной жизни народа, воспитывали не только детей, но и весь народ. Своими песнями жырау пробуждали в людях самые благородные чувства: любовь к Родине, ненависть к врагам, учили мужеству, стойкости, честности, высмеивали трусость, жадность, хвастовство. Народные певцы творчески осмысливали все преобразования жизни народа и отражали их в своих произведениях.

    При образовании казахского ханства в государство (1470-1718 гг.) оно 250 лет жило независимой жизнью. Правда, постоянные междоусобные войны, трудности жизни чуть не стерли с лица земли данное образование. К тому же, завидовав обширной казахской земле, империи Китай и Россия, договорившись между собой, настроили против нас джунгаров и калмыков. Это политические моменты ослабили социально-экономическое положение казахского народа. Все это способствовало регрессу развития истории и культуры, науки и просвещения казахского народа.

    Сформировались своя казахская культура, религия, национальные традиции. На развитие и становление казахского народа большое влияние оказали такие ханы и султаны, поэты и Бии, батыры и жырау как: Жанибек, Керей, Асан-Кайгы, Мухаммед-Хайдар Дулати, Кадыргали Жалайыр, Касым, Есим, Хакназар, Тауекел, Тауке, Казтуган, Актанберды, Толе, Казыбек, Айтеке, Абылай, Кабанбай, Богенбай, Наурызбай, Раимбек и другие (37). Они воспевали героизм, храбрость степных батыров, призывали народ к объединению, выражали взгляды народа, выступали его защитниками. В их творчестве отразились мечты, заботы, боль и радости простых людей. Произведения великих казахских поэтов, жырау значительно повлияли и на духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание подрастающей молодежи.

    В XV-XVII вв. своими воспитательными идеями выделились известные жырау, кочевые философы – Асан-Кайгы, Шалкииз, Жиембет, Бухар- жырау.

    Асан-Кайгы – Асан печальный, опечаленный судьбой родного народа, его жалким существованием, решил отыскать другой мир, обетованную страну, где счастливы все. Но объездив все казахские степи, он не нашел ответа на свой вопрос. Жырау умер стариком, так и не осуществив своей мечты – дать счастье и благоденствие своему народу. Творчество Асан-Кайгы, несмотря на его утопичность, имело определенное педагогическое значение. В своих песнях он призывал людей к самосовершенствованию: интеллектуальному, нравственному и физическому.

    Заметный след в культурном наследии XVI в. оставил Шалкииз –жырау. Он родился в семье степного феодала на побережье Яика (Младший жуз). Шалкииз участвовал в боевых походах, много путешествовал. Гордый жырау не всегда ладил со своим правителем – баем Темиром. Он воспевал героизм, храбрость степных батыров. Его стихи отличаются огромной силой педагогического воздействия, изобилием философских раздумий, образностью, афористичностью.

    Школа воспитания казахов – это, можно сказать, высказывания поэтов-жырау, мысли великих философов степи, их творчество, народные пословицы-поговорки, запретные слова, национальные традиции и обычаи… все то, что имело огромное воспитательное значение не только для молодежи, но и для взрослых. В целом, поэзию, творчество поэтов-жырау, их деятельность, учитывая влияние на развитие казахского народа, можно условно разделить на три группы:

    1.жауынгер жырау – это Доспанбет, Жиенбет, Актамберды, Махамбет;

    2. мамлегер – Асан_Кайгы, Сыпыр-жырау, Умбетей, Бухар;

    3. наставничество в творчестве Шала, Базара, Майлыкожи.

    Поэты – жырау посвятили все свое творчество народу, став первыми учителями, основоположниками казахской школы воспитания.

    «Жети Жаргы» (Семь кодеков) Тауке-хана является основным фундаментом нынешней Конституции Республики Казахстан. Также, произведения «Тарихи-и-рашиди», «Жаханнама» автора, Мухаммеда-Хайдар Дулати и труды «Дом Наурыза», «Нысабнами казах» («Родословие казахов») автора, Кадыргали Косынулы Джайалыри служат воспитательными произведениями для подрастающего поколения.

    В этом периоде интенсивно развивались животноводство, земледелие, гравюра и ювелирные изделия, рукоделие, ручные изделия такие, как ковры, чайники и посуда из глины, керамическая посуда, музыкальные инструменты и они стали основными средствами эстетического и трудового воспитания.

    ^Ж. Национально-освободительное движение в казахской степи против Российской колонии и развитие просветительно-демократических идей

    С 1650 по 1730г.г. войны между казахами и джунгарами все более ослабили казахское ханство. В начале XVIII века, после смерти Тауке- хана, казахский народ разделился на три жуза, в каждом из которых был свой хан. Это ослабило мощь и единство казахского ханства. Абилхаир возглавил Младший жуз, Семеке – Средний жуз, а Жолбарыс – Великий жуз. Они постоянно вели между собой междоусобные войны, чтобы каждый по-своему был великим ханом. Это, в конце концов, заставило народ попасть в беду.

    Начавшие оседание русские отобрали плодородные земли, пастбище незаконно, и наказывали тех, кто не подчинялся. Построили школы и церкви, вели политику по крещению и русифицированию казахов. Царская Россия открыла русско-казахские школы для детей баев.

    Школы такого рода открылись в1789 году в городе Омске. Это «Азиатское училище», в 1841 году в Западном Казахстане - в Бокейской Орде открылась школа только для детей богатых. Критиковавшие эту политику русификации произведения Мурата Монкеулы, Шортанбая Канайулы, Дулата Бабатайулы широко распространились среди народа.

    В развитие образования в казахской степи внес свой большой вклад известный общественный деятель, педагог, этнограф, писатель и просветитель Ибрай Алтынсарин. Он смело обвинял политику Царской России по русифицированию и крещению, и образованию, которое было открыто только для баев. Наряду с пропагандой открытия русских школ, он одновременно поддерживал применение казахской устной литературы в процессе обучения. На основе этого принципа он написал свою «Казахскую хрестоматию» (1879г.) и предложил применять вобучении.

    Такие народные просветители, общественные деятели, как Абай Кунанбаев, Шокан Валиханов, Курмангазы Сагырбаев – заложили основу национальной науки и искусства, культуры, философии. Научные открытия Шокана, стихи и назидания Абая, музыкальное творчество Курмангазы оказали большое влияние на воспитание подрастающего поколения.

    ^З. Становление и развитие казахской педагогики в Советский период

    В ХХ веке в империалистической царской России политико-социальное положение осложнилось. Угнетение народа имело особый характер. В стране началось волнение.

    Оказавшись в составе Российской империи, казахстанская интеллигенция активно участвовала в политико-демократических движениях. Они смело осуждали политику царской России по колонизации и «русифицированию», и требовали вернуть плодородные земли и дать возможность на получение образования для всей молодежи, и просили открыть школы.

    Представители казахской интеллигенции: Алейхан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, Магжан Жумабаев, Халел Досухамедов, Мухтар Ауэзов и другие стали вождями национального менталитета и воспитательной идеи.

    В газетах «Дала уалаяты» (1889-1902г.г.), «Казах» (1911-1916г.г.), журнале «Айкап» и других изданиях регулярно публиковались важные события в культуре, науке, истории и этнографии казахского народа. В них говорилось о том, чтобы занятия, учебно-воспитательная работа в школах велись на русском языке. Разумеется, хотя образование на русском языке играло прогрессивную роль, однако, это в большинстве случаев противоречило учебно-воспитательной работе в казахских школах.

    Формировавшаяся в Советский период педагогическая практика была основана на «коммунистической идеологии» и продолжалась на политико-педагогической, диктаторской системе под названием «коммунистическое образование».

    С 1937 по 1938гг. в Сталинской репрессии и во время войны 1941-1945 гг. большинство представителей казахского народа погибло. Вносившие большой вклад в развитие и формирование национального воспитания и обучения представители казахской интеллигенции были жертвами «Жеке бастын курбаны». Такая ситуация привела к большому торможению и упадку национальной культуры.

    В послевоенные годы были предприняты тотальные меры по русифицированию. Государственные управления, делопроизводство, общественные собрания велись на русском языке. В результате политики по вынуждению на оседание других наций в Казахстане, многие казахские школы, детские сады, казахские отделения высших, специальных учебных заведений сократились. На ведение научных исследований положили ограничение.

    Пропаганда национальных традиций, обычаев считалась пережитками в сознании человека. Воспитательная работа школьных, внешкольных учреждений и молодежных организаций основывалась на коммунистическую идеологию. Учебники и учебно-методические пособия применились на основе перевода русского языка. Методические рекомендации для учебно-воспитательных работ в учреждениях на казахском языке остались без внимания.

    Однако, превратившиеся в общественную необходимость, произведения казахской педагогики - «Педагогика» М.Жумабаева, книги: «Учебное пособие», «Грамота», «Языковое средство» Ахмета Байтурсынова, труды такие, как «Руководство к воспитанию», «Психология» Жусупбека Аймаутова, а также произведения С.Кобеева, Н.Кулжановой, М.Ауэзова, К.Джумалива, Е.Смаилова, М.Габдуллина, А.Маргулана формировали основу национального менталитета в душе молодого поколения.

    При Союзе в сфере педагогики, психологии были опубликованы монографические труды общественных деятелей: М.Жумабаева, Ж.Аймаутова, Ш.Алжанова, Р.Г.Лемберг, А.П.Нечаева, И.Л.Стычинского, Т.Тажибаева, А.Сембаева, А.Сыдыкова, К.Бержанова, Е.Суфиева, А.Темирбекова, А.Асылбекова, К.Б.Жарикбаева, Т.Сабирова, К.Кунантаевой, М.Муханова, А.Мадина, С.Мусина, А.Б.Сейтешева, Т.А.Уманова, Н.П.Хмель, А.Кобесова.

    В 1925 году вышел в свет научно-педагогический журнал «?аза?стан мектебі» («Школа Казахстана»), в котором регулярно публиковались труды школьных учителей и педагогов-ученых. Педагогические, психологические учебники выпускались на родном языке, формировались научные термины.

    Таким образом, педагогика, психология и методические науки стали отдельными науками. Но, к сожалению, в Советских педагогических научно-исследовательских работах, народной педагогике не уделялось должного внимания. В большинстве случаев требовались исследования в аспекте коммунистического воспитания. Пионерские и комсомольские организации, которые брали на себя большую ответственность за разностороннее воспитание детей и молодежи, в основном, опирались на коммунистическое воспитание.

    ^Е. Развитие национального воспитания в Независимой Республике Казахстан

    В начале 1980 года в связи с развитием принципа демократии и перестройки в бывшем Советском Союзе, произощли некоторые изменения в культурной жизни Казахстана. Невинные жертвы Сталинской тоталитарной политики, такие интеллигенты, как А.Бокейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Х.Досмухамедов, Ж.Аймаутов, Ш.Кудайбердиев, М.Жумабаев, М.Тынышбаев, М.Шокай и др. были реабилитированы. Были опубликованы их исследовательские труды о национальных идеях. По прессе, телевидению, радио (СМИ) передавались научные статьи и передачи. Вклад, внесенный в развитие национального образования, культуры казахского народа представителями казахской интеллигенции, был по праву оценен народом.

    Молодежь стала глубоко осознавать суть политики русификации, и у них сформировалась своя политическая точка зрения. Политическое движение студентов в декабре 1986 года служило свидетельством пробуждения национального менталитета. Его влияние охватило все общественные сферы. Выдвинулись разные предложения, мнения о проблемах в казахских школах. Высказывая свои мнения о необходимости внесения народной педагогики в учебно-воспитательную работу ученые РК - К.Жарыкбаев, С.Калиев, А.Табылдиев, М.Балтабаев, К.Болеев, С.Узакбаева, Т.Сабиров, М.Курсабаев, М.Оразаев, М.Смаилова и ряд других внесли свой вклад в осуществление данного вопроса.

    Вступавшая в состав Советского Союза Казахская Советская Социалистическая Республика в 1991 году 16 декабря официально объявила свою Независимость, став суверенным государством.

    Ранее неопубликованные произведения, имеющие отношение к истории, мировоззрению, национальным особенностям, или запрещенные по поводу того, что противоречат политике, были определены. Начал процветать национальный менталитет и процесс духовного развития. Изменились требования к образованию и воспитанию, в результате чего появились новые идеи.

    С целью определения путей внедрения народной педагогики и психологии в учебно-воспитательную работу, в местных регионах были проведены конференции, семинары и заседания по разным направлениям, а также затронулись вопросы по совершенствованию квалификации учителей.

    В школах, внешкольных учреждениях, детских садах и специальных средних и высших учебных заведениях вместо старых педагогических практик появились Программы, написанные на основе национального воспитания, такие, как: «Обычаи казахского народа» (авторы М.Смаилова, М.Оразаев), «История воспитания казахского народа» (К.Жарикбаев, С.Калиев), «Ата-мекен» (М.Аурсабаев), «Елим - ай» («Моя страна», автор М.Балтабаев), и произведения: «Каусар булак» («Родник», автор З.Ахметова), «Бал бобек» («Ребенок», авторы Б.Баймуратова, М.Сатимбекова) и многие другие научно-воспитательные программы, которые внедрились в учебно-воспитательный процесс учреждений образования.

    Министерство Образования Республики Казахстан в 1993 году приняло объемный документ под названием «Концепция о воспитании».

    В центральных областях республики проведены научно-практические конференции, стали появляться монографии и учебники, основанные на образцах национальной культуры и мировой цивилизации для школ, средних специальных и высших учебных заведениях.

    Предприняты меры по исследованию вопросов казахской этнопедагогики. В результате чего, за последние 15 лет были защищены десяток докторских, сотни кандидатских диссертаций.

    В общеобразовательных школах народную педагогику изучают как факультатив, а в специальных средних и высших учебных заведениях - это предмет этнопедагогики, этнопсихологии.


    Первый и второй этапы развития казахской народной педагогики и свойственные им воспитательные особенности.


    Третий и четвертый этапы развития казахской народной педагогики и свойственные им воспитательные особенности.


    Пятый и шестой этапы развития казахской народной педагогики и свойстве


    Седьмой и восьмой этапы развития казахской народной педагогики и свойственные им воспитательные особенности


    Вышеизложенное является лишь началом для национального воспитательного дела и научно-исследовательских работ. Однако, нам необходимы учебники по народной педагогике и истории психологии, отвечающие нынешним требованиям. Для написания таких учебников необходима научно-исследовательская методология ученых национальной педагогики и психологии.

    1. Принципы перестройки в 1980 гг.

    2. Пробуждение национального самосознания студентов в 1986 гг.

    3. Значение «Концепции воспитания» в 1993 г.

    1. Основные правила воспитания.

    2. Правила воспитания «Знать семь ремесел – мало, а семьдесят ремесел немного» в народной педагогике.

    3. Правила воспитания: «Полноценный человек» в народной педагогике.

    4. Особенности воспитательной работы в народной педагогике.

    5. Основные принципы народной педагогики.

    1. Сравните труды профессоров С.К.Калиева «Теоретические проблемы казахской этнопедагогики» и К.Ж.Кожахметовой «Некоторые научные и теоретические проблемы в исследовании народной педагогики».

    2. Анализ и дискуссия-беседа о книге Е.Л.Христовой «Теоретические вопросы народной педагогики»

    3. Прочитайте учебник И.П.Подласого «Педагогика» и проанализируйте 1-ую главу «Принципы обучения и воспитания»

    4. Обмен мнениями о видах воспитания и его проявлениях в народной педагогике.

    5. Прочитать книгу профессора С.К.Калиева «Проявление народной педагогики в устной литературе»

    Темы для рефератов

    1. Исследователи казахской этнопедагогики.

    2. Проявление демократической идеи в народной педагогике

    3. Проявление трудового воспитания в народной педагогике.

    4. Воспитание гуманности в народной педагогике.

    1 Асфендияров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен). – 2-ое изд. Под ред. А.С.Такенова. – Алматы, 1993.


    Зиланд Н. Киргизы. Этнологические очерки. – М. 1962.


    Нурланова Т. Наследие веков. – Алматы, 1980.


    Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974.


    Вамбери А. Очерки Средней Азии. – М. 1888.


    Узакбаева С.А. Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. – Алматы, 1996.


    Измайлов А.Э Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М. 1991.


    Подласый И.П. Педагогика.Курс лекций. – М. 1988.

    Тема 6. Научно-теоретические вопросы казахской этнопедагогики.

    Научные определения этнопедагогических терминов (понятий).

    Одинаковы ли понятия этнопедагогики и народной педагогики? Либо они имеют свойственные характеры, научные определения? Если имеют, то какие? Что является объектом исследования этнопедагогики? Теперь специально остановимся на этих вопросах.

    В последнее время понятие «Народная педагогика» рассматривается исследователями в четырех противоречащих аспектах. Первый из них рассматривает это как духовный феномен, характерный сознанию народа, а второй – как педагогическую практику каждого народа, третий – единство педагогической мысли и деятельности народа, четвертый – как науку по воспитанию народа.

    Исследователь-ученый теоретических основ народной педагогики, Е.Л.Христова считает народную педагогику как «классовое педагогическое сознание народа», а «традиционную педагогику – как сознание определенной национальной педагогики».

    Исследователь-педагог Г.С.Виноградов рассматривает народную педагогику как составную часть педагогической культуры народа, и предпочитает называть ее «сборником образования и привычек», чем «систему». По мнению Виноградова, народную педагогику надо рассматривать как практику народной педагогики в воспитании детей.

    Выдающийся ученый Г.Н.Волков ввел понятие «этнопедагогики» в педагогическую литературу. Он отмечает, что «Этнопедагогика – это наука по воспитанию молодого поколения. А народная педагогика – это « совокупность и взаимосвязь целей, задач. Путей и средств воспитания и обучения, педагогических навыков и приемов, применяемых трудящимися в целях привития личности качеств, желательных народу». Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий…». Тема исследования ее – воспитание, а объект воспитания – человек, личность».

    По определению педагога и философа, Г.Н.Филонова: «Народная педагогика – это система принятых в данной местности данным народом приемов и методов воспитания, которые передаются от одних поколений к другим и усваиваются им, прежде всего как определенные знания и навыки, приобретенные людьми в процессе жизни. Народная педагогика предполагает передачу социального опыта, норм поведения, общественных традиций, той или иной идеологии. Народная педагогика проявляется в моральных законах и обычаях, закрепляя сложившиеся традиции…»

    В педагогическом энциклопедическом словаре дано такое определение: «Народная педагогика – совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме. Основное ядро народной педагогики – воспитание в духе гуманности, трудовое воспитание и производственное образование». Мы считаем это научно правильным определением.

    Традиции и обычаи возникли вместе с человеческим обществом. В условиях первобытнообщинного строя отношения людей в общинах, их совместный труд и жизнь, их общая борьба с силами природы регулировались определенными нормами, правилами поведения. Эти нормы и правила, многократно повторялись и передавались от поколения к поколению, складывались в традиции и обычаи.

    Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи.

    Обычай, установившийся порядок в поведении в быту, традиция встречи Нового года (Ожегов. Словарь русского языка.- М. 1990. С. 805.) Традиции и обычаи – сложное и многогранное общественное явление, представляющее собой отражение исторических, социально-экономических условий, связей и взаимоотношений людей в обществе, их отношения к окружающей среде.

    Традиции – совокупность обычаев, порядков, правил поведения, передаваемых от старшего поколения к младшему. Главное условие существования традиций – сохранение их и передача (само слово происходит от лат. «Traditio» – буквально передача). Сфера охвата традиций более широка обычая. Обычай – более узкое понятие. Сферой действия обычаев являются быт, мораль, семейные отношения, повседневная жизнь людей.

    1. История формирования и возникновения казахского народа.

    2. Связь казахского этногенеза с другими племенами.

    3. Характер казахского «этнонима».

    1. Определение народной педагогики.

    2. Особенности народной педагогики.

    3. Вопросы воспитания народной педагогики.

    4. Теория знаний и воспитательной работы.

    5. Развитие народной педагогики во время Советского Союза.


    Прочитать первую главу труда профессора К.Жарикбаева и С.Калиева «Воспитательное наследие казахов»


    Провести беседу-дискуссию о произведениях А.Байтурсынова, М.Дулатова, Х.Досмухамедова.


    Написать сочинение на тему: «Трудовое воспитание и его роль в обществе», используя произведения казахстанских педагогов (проф. Т.Хайруллин, К.Шалгымбаева, К.Ж.Кожахметова).


    Организовать викторину на тему: «Кто знает много пословиц о труде».


    Дискуссия на тему: «Труд и бизнес».


    Темы для рефератов


    Трудовое воспитание и его роль в обществе.


    Вклад казахских просветителей в формирование казахской этнопедагогики.


    Исследования по казахской этнопедагогике при Советском Союзе.


    Суверенитет и народная педагогика.

    1.Асфендияров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен). – 2-ое изд. Под ред. А.С.Такенова. – Алматы, 1993.

    2.Нурланова Т. Наследие веков. – Алматы, 1980.

    3.Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974.

    4.Вамбери А. Очерки Средней Азии. – М. 1888.

    5.Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. – Чебоксары, 1956.

    6. Овезов Р. На народных традициях.// Воспитание школьников, 1990, №3, с.33-35.

    7. Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания. //Советская педагогика, 1989, №7, с. 106-110.

    8. Сарсенбаев Н.С. Обычаи, традиции и общественная жизнь. – Алма-Ата, 1965.

    Тема 7. Общие признаки этнопедагогики и этнопсихологии

    У любого народа для формирования нации, существуют необходимые факторы, такие как материальное состояние, территория и экономические условия, язык и культура, энтические особенности, характерные нациям в социальной психологии; все это вышеперечисленное является общностью этнопедагогики и этнопсихологии.

    Между национальной психической структурой и культурой нации существует тесная связь. Национальная психическая особенность проявляется под видом культуры нации. Например, мы, слушая музыку, и видя гравюрные, ювелирные изделия можем знать, какому народу они принадлежат.

    Национальная психическая структура состоит из трех частей: национальное чувство, традиция, национальный характер. Объединение всех этих трех является условными признаками национальной культурной особенностей.

    Национальное чувство - это проявление любви человека к родине, родному языку, национальной традиции. Национальное чувство – это же подарок окружающей среды, естественного явления к представителю нации. Даже среди других наций, когда человек слышит слово на родном языке, он не может не обратить на это внимания, так как родной язык является орудием душевней теплоты нации.

    К национальным традициям можно отнести любовь к родному языку, виды национального искусства, песни, ручные ювелирные изделия, изобразительное искусство, национальные игры и виды спорта, национальные блюда, одежду, национальные праздники, исторические памятники и т.д.

    Традиции появляются связанно с жизненной деятельностью, верой, отношением к жизни, и формируются, обновляются от поколения к поколению. Противоречащие ее новым общественным отношения стороны исчезают, а нужные - развиваются.

    Сегодняшние золотые и серебряные юбилеи пожилых людей являются измененным видом традиции. Это имеет большую прогрессивное, воспитательное значение для воспитания поколения.

    Гармония традиций тесно связана с отношениями между нациями. Существующие в одной нации традиции, национальные узоры, виды спортивных игр встречаются и в других нациях. Национальный характер отличается темпераментом, психико-духовными качествами, которые являются характерными той или нации. Например, казахская национальная игра «кокпар тарту» существует у узбеков, киргизов, монголов, туркменов, афганцев. А искусство сооружения юрты является общим для всех кочевых народов. Однако, в ее структуре, узорах замечаются особенности, характерные другим нациям. Есть много сходств между кочевыми народами.

    Развитие общества, интернациональные связи народов и наций оказывают влияние на национальную психику, и порождают общие интернациональные традиции, характерные нескольким нациям. Например, при Советском Союзе в связи с усилением интернациональных отношений такие игры как «ат байгесі», «?ыз ?уу» и «борьба по- казахски», «взять тенге» и «догонять девушку» были интернационального характера. Эти игры стали общими, интернациональными для всех народов Средней Азии.

    Возникновение современных традиций, отвечающих требованиям нового времени является закономерным явлением. Например, современная свадьба молодых совсем не похожа на свадьбу прошлых времен. Также, наряду с тоем «Шильдехана» (мероприятие, которое состоится в дату рождения ребенка) появилось празднование дней рождений.

    ^Особенности казахской этнопедагогики

    Обитатели степи без краев за протяженности веков набрали богатый опыт по воспитанию молодых поколений, и породили правила и обычаи нации. Появились в жизни кочевников особенные требования. Например, установилось известное людям моральное психологическое свойство молодого человека, целью такого морального свойства являлось воспитание патриотов, любящих свою родину. Каждый джигит должен иметь восемь качеств и уметь хранить тайну (сегіз ?ырлы, бір сырлы). Вот, это правило определило моральные требования, которые предъявляются к обитателям степи.

    У каждой нации имеется своя житейская деятельность, история и культура. Та культура выражается в языке и мышлении нации. И национальная культурная особенность имеет место в образе жизни, веровании, традиции, менталитете самой нации.

    Смотря на это, такие достоинства, как защищать свою честь, чистосердечие, верность к другу и родине – все это национальная психологическая особенность казахского народа.

    Мы считаем, что национальная особенность казахского народа в богатстве его размышления, в способах воспитания поколений и особенностях традиций.

    Что касается психологического размышления казахского народа, это видно в их искусстве айтыс, а также, когда они при разговоре используют пословицы - поговорки, намеки.

    У каждого народа есть своя история и культура. И особенности национальной культуры зависят от условий существования народа, его вероисповедания, традиций и обычаев. Правдивость и честность, высокая нравственность, скромность, дружелюбие, гостеприимство, почтительное отношение к старшим – неизменные качества психологии казахского народа.

    Известно, что национальные особенности казахского народа связаны с национальной психологией, этнопедагогикой, этнографией. Памятники народной педагогики хранятся и передаются из поколения в поколение народом в созданных им сказках, легендах, эпосах, поговорках – пословицах, преломляются через призму национальных традиций и обычаев разных народов и имеют цель воспитывать и обучать молодое поколение на лучших идеалах народных масс. Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего, воплотилось в художественном народном творчестве.

    Основная цель народной педагогики – воспитание молодого поколения на основе богатейшего исторического опыта – трудолюбивого, патриота – защитника своей родины, знающего свою культуру, духовно богатого. Известно, что в реализации цели народной педагогики принимали участие непосредственно как члены семьи, так и аксакалы («белобородые»), старики, предки, поэты-певцы, сказители, музыканты -кюйши и другие.

    Особое значение имело творчество акынов, поэтов-певцов, исполнителей терме. где отражались принципы обучения подрастающего поколения. Их поэтические размышления (толгау) имели педагогическое значение, пробуждая в людях благородные чувства: любовь к родине, честность, правдивость,

    Поэзия жырау была тесно связана с народной жизнью, отражая чаяния народа, звала к лучшей жизни, самосовершенствованию. В их песнях создавались образы народных героев, наделенных прекрасными чертами. Особое значение жырау (сказители) придавали человечности.

    «Герой рожден для народа и умрет за народ»- так воспевали героические чувства, мужественность, храбрость. Говорили, что каждый мужчина должен быть рыцарем в полном понимании данного слова, обладать всеми достоинствами. Все это оказывало огромное воспитательное влияние на формирование детей и молодежи. В целом, понятия человек, мужчина, герой – это широкие философские категории. Еще одна гносеологическая особенность казахской национальной философии состоит во взгляде на Атамекен (родину), народ. Некоторые люди место своего рождения не считают родиной. Там, где живут, работают, считают своей родиной, в чем глубоко ошибаются. Казахский народ высоко ценил место рождения своих предков. Бросить эти места - подобно смерти для них.

    Следующая особенность казахской философии – высокая оценка родного языка, искусства слова. Из поколения в поколение были переданы слова назидания, пословицы-поговорки, афоризмы, терме акынов, толгау, выученные и сохраненные молодыми людьми и переданные по наследству.

    Почетное место в народе занимали ораторы искусства, искусные акыны, певцы. Красноречивый оратор слова был сродни батыру (герою). Для овладения искусством слова молодежь обучали заучивать пословицы-поговорки, терме, песни-сказания, загадки, скороговорки наизусть. В этом помогали как родители, так и бабушки, дедушки. На каждом празднике девушки и парни устраивали состязания в айтысе (кто был красноречивей).

    Академик В.В.Радлов (63, с. 167) об ораторском искусстве казахов в своем труде «Образцы народной литературы тюркских племен» (во Введении) подчеркнул об истоках устного народного творчества, его значении в воспитании и обучении подрастающего поколения. Он писал, что началом всего является точное высказывание казахов, поэтому и развитие поэзии достигло высшего расцвета.

    Польский офицер А.Янушкевич: «Я убедился в умственных способностях казахов, их красноречии, ораторском искусстве. Их можно назвать в этом смысле французами Восточной Азии. Этих кочевников ждет светлое будущее – писал еще 150 лет назад. (89, с. 159)».

    Казахское устное народное творчество, его представители, творчество ярких поэтов-певцов с их произведениями выполнили роль общественных воспитателей подрастающего поколения. Поэтому, с одной стороны, традиции-обычаи отражали жизнь народа, являясь «зеркалом» народной жизни, с другой, они выступали из поколения в поколение средствами трудового, эстетического, нравственного воспитания молодежи и готовили их к жизни. Если воспитание молодежи основывалось на народных традициях и обычаях, образцах устного народного творчества, то и они, в свою очередь, имели цели, задачи и основные принципы.


    Различные взгляды на народную педагогику;


    Мнения академика А.К.Жанна, профессора Н.Сарсенбаева на традиции и обычаи народа;


    Общие признаки этнопедагогики и этнопсихологии;


    Взаимосвязь национальных традиций и обычаев с национальным самосознанием народа;

    Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев обнародовал послание "Казахстан - 2030 ". ". Казахстан утвердило Стратегическую программу развития ННК "Казахойл" на период до 2030. компаний, являющихся в Казахстане крупнейшими инвесторами. Одновременно.

    Казахстан. Закон Республики Казахстан (рус.) 2015г. 100 О правах ребенка в Республике Казахстан. Закон Республики Казахстан. Казахстан. Сборник нормативных актов. 2015 г. 370 Казахстан2030. (рус./каз.) Послания Президента Республики Казахстан.

    Стратегии развития страны. В реализацию Стратегии «Казахстан -2030 » была разработана и реализована первая пятилетка. В соответствии с утвержденными Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами перечнями медицинские.

    ?ан арналар дастанымда. Чтец: Мой Казахстан. Мой Казахстан. шлю тебе я привет. Независимый. стране внятная и действенная стратегия развития «Казахстан2030 », которая все эти годы является.

    гендерной и семейной политики в Республике Казахстан до 2030 года 1. Введение 1.1. Анализ. семейной политики в Республике Казахстан до 2030 года 2.1. Зарубежные модели. семейной политики в Республике Казахстан до 2030 года Основным принципом политики.