Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о мерах пожарной безопасности в кабинете химии img-1

инструкция о мерах пожарной безопасности в кабинете химии

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция № (место принятия) инструкция о мерах пожарной безопасности в кабинете химии

общеобразовательная школа № 1

ИНСТРУКЦИЯ О МЕРАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

ПРИЧИНОЙ ПОЖАРА может стать электрозамыкание, неаккуратное обращение со спичками, нагревательными приборами ( спиртовка), опыты с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями ( ацетон, эфиры, спирты, растворители и т. д.)

При работе в кабинете химии и лаборатории необходимо соблюдать следующие меры противопожарной безопасности:

В классе правильно должны быть расположены парты: необходимо создать пространство для быстрого построения учащихся в случае пожара.

Следить за наличием ведра с водой.

Учащиеся могут проводить опыты в классе только в присутствии учителя или лаборанта.

Опыты, представляющие пожарную опасность, проводят в несгораемом вытяжном шкафу, оборудованном вентиляцией.

При работе с ЛВЖ учащимся запрещается зажигать спички, зажигалки, спиртовки близко от этих веществ.

В химической лаборатории запрещается хранить не более 3 кг ЛВЖ и ГЖ. Они должны находиться в несгораемой и непроливаемой таре, которую устанавливают в металлический ящик, закрывающийся на замок.

Реактивы окислители ( бертолетова соль, перхлораты бария и аммония, азотнокислый натрий, калий, кальций, аммиачная селитра) должны храниться в стеклянных банках с притёртой крышкой или пластмассовой завинчивающейся крышкой на отдельной верхней полке в шкафу, где хранятся реактивы.

На верхней полке вместе с окислителями можно хранить перекись натрия и бария в стеклянных банках с притёртой крышкой в специальных металлических резервуарах.

Вдали от полок с окислителями, металлическими порошками и щелочными металлами можно размещать красный фосфор, перекись водорода. Красный фосфор следует хранить в стеклянной или металлической банке с плотной пробкой. Перекись водорода ( 3% - 30% раствор) хранят в тёмной стеклянной посуде.

Запрещено хранить баллоны с кислородом и горючие газы.

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ в кабинете необходимо предусмотреть все меры пожарной безопасности: проверить, исправна ли проводка, порядок ли в классе, подготовить ведро с водой, в случае необходимости провести инструктаж по ТБ для учащихся. Инструкция о мерах пожарной безопасности должна висеть в классе на видном месте.

В СЛУЧАЕ ПОЖАРА учителю необходимо экстренно эвакуировать детей согласно плану эвакуации:

- избегая паники, взяв журнал ( где отмечены все отсутствующие), быстро построить учащихся и быстрым шагом вывести по лестнице (придерживаясь правой стороны) на улицу через запасной выход. Проверить все ли дети вышли.

- помнить, что учащимся пожар тушить нельзя.

- избегать высоких конструкций, задымлённых участков, в случае большого задымления приказать учащимся дышать через носовые платки или тряпки, смоченные водой.

- после эвакуации детей учителю или лаборанту позвонить 01 и сообщить администрации школы о пожаре.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПОЖАРА необходимо ещё раз проверить наличие всех учащихся по списку в журнале. В случае необходимости оказать первую медицинскую помощь и доставить в больницу пострадавших.

Другие статьи

Инструкция № (место принятия) инструкция о мерах пожарной безопасности в кабинете химии

Инструкция № (место принятия) инструкция о мерах пожарной безопасности в кабинете химии

_______________________( Г.П. Хлюстова)

общеобразовательная школа № 1


ИНСТРУКЦИЯ О МЕРАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

ПРИЧИНОЙ ПОЖАРА может стать электрозамыкание, неаккуратное обращение со спичками, нагревательными приборами ( спиртовка), опыты с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями ( ацетон, эфиры, спирты, растворители и т. д.)

При работе в кабинете химии и лаборатории необходимо соблюдать следующие меры противопожарной безопасности:

  1. В классе правильно должны быть расположены парты: необходимо создать пространство для быстрого построения учащихся в случае пожара.

  2. Следить за наличием ведра с водой.

  3. Учащиеся могут проводить опыты в классе только в присутствии учителя или лаборанта.

  4. Опыты, представляющие пожарную опасность, проводят в несгораемом вытяжном шкафу, оборудованном вентиляцией.

  5. При работе с ЛВЖ учащимся запрещается зажигать спички, зажигалки, спиртовки близко от этих веществ.

  6. В химической лаборатории запрещается хранить не более 3 кг ЛВЖ и ГЖ. Они должны находиться в несгораемой и непроливаемой таре, которую устанавливают в металлический ящик, закрывающийся на замок.

  7. Реактивы окислители ( бертолетова соль, перхлораты бария и аммония, азотнокислый натрий, калий, кальций, аммиачная селитра) должны храниться в стеклянных банках с притёртой крышкой или пластмассовой завинчивающейся крышкой на отдельной верхней полке в шкафу, где хранятся реактивы.

  8. На верхней полке вместе с окислителями можно хранить перекись натрия и бария в стеклянных банках с притёртой крышкой в специальных металлических резервуарах.

  9. Вдали от полок с окислителями, металлическими порошками и щелочными металлами можно размещать красный фосфор, перекись водорода. Красный фосфор следует хранить в стеклянной или металлической банке с плотной пробкой. Перекись водорода ( 3% - 30% раствор) хранят в тёмной стеклянной посуде.

  10. Запрещено хранить баллоны с кислородом и горючие газы.

^ ДО НАЧАЛА РАБОТЫ в кабинете необходимо предусмотреть все меры пожарной безопасности: проверить, исправна ли проводка, порядок ли в классе, подготовить ведро с водой, в случае необходимости провести инструктаж по ТБ для учащихся. Инструкция о мерах пожарной безопасности должна висеть в классе на видном месте.

^ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА учителю необходимо экстренно эвакуировать детей согласно плану эвакуации:

- избегая паники, взяв журнал ( где отмечены все отсутствующие), быстро построить учащихся и быстрым шагом вывести по лестнице (придерживаясь правой стороны) на улицу через запасной выход. Проверить все ли дети вышли.

- помнить, что учащимся пожар тушить нельзя.

- избегать высоких конструкций, задымлённых участков, в случае большого задымления приказать учащимся дышать через носовые платки или тряпки, смоченные водой.

- после эвакуации детей учителю или лаборанту позвонить 01 и сообщить администрации школы о пожаре.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПОЖАРА необходимо ещё раз проверить наличие всех учащихся по списку в журнале. В случае необходимости оказать первую медицинскую помощь и доставить в больницу пострадавших.

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ по охране труда для учащихся в кабинете химии - Кабинет химии - Кабинет химии - Каталог файлов - Персональный сайт

по охране труда для учащихся в кабинете химии

1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете химии.

2. К проведению работы в кабинете химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие медицинский осмотр.

3. Вредными и опасными производственными факторами при проведении лабораторных и практических работ могут быть:

- химические ожоги при работе с химреактивами;

- термические ожоги при работе с нагревательными приборами;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;

- отравления токсичными веществами.

4. Вход в кабинет химии только по приглашению учителя, без верхней одежды и в сменной обуви.

5. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения занятий возможен только по разрешению учителя.

6. Проходы между столами не должны загромождаться портфелями, сумками.

7. В лаборатории нельзя работать при плохом самочувствии.

8. При получении травмы (порезы, ожоги и т. п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю, лаборанту.

9. Нельзя вносить в кабинет и выносить из него какие-либо вещества без ведома учителя.

Требования безопасности перед началом работы

1. Перед началом работы необходимо изучить по учебнику порядок ее проведения. Учащиеся в соответствии с инструкцией учителя подготавливают рабочее место, проверяют исправность оборудования, инструментов, приборов и т. д. Соблюдают все указания по безопасному обращению с реактивами, нагреванием веществ.

2. Проверьте исправность оборудования, водопровода, электросети и т.п. Обо всех неполадках в их работе необходимо ставить в известность учителя или лаборанта. Нельзя устранять неисправности самостоятельно.

3. При проведении работ, связанных с нагреванием жидкостей до температур кипения, использованием разъедающих растворов, подготовьте защитные очки.

4. Подготовьте рабочее место, уберите все лишнее.

Требования безопасности при работе

1. Работать необходимо аккуратно, неукоснительно соблюдая порядок проведения работы, изученный по учебнику или пособию, выполнять требования охраны труда при проведении практических или лабораторных работ. Работайте только над столом.

2. Подготовленный прибор покажите учителю или лаборанту.

3. Будьте особенно осторожны в обращении с концентрированными растворами кислот и щелочей, огнеопасными и ядовитыми веществами.

4. Берите вещества для опыта в минимально-необходимых количествах и только в чистую посуду.

5. Обо всех разливах химических жидкостей, а также о рассыпанных твердых веществах нужно сообщить учителю или лаборанту. Самостоятельно убирать любые химические вещества нельзя.

6. Участки кожи или одежды, на которые попал реактив, сначала промойте большим количеством воды, затем обработайте нейтрализующим веществом.

7. Не оставляйте без присмотра включенные нагревательные приборы.

8. Не проводите самостоятельно опыты, не предусмотренные инструкцией; нельзя произвольно смешивать вещества.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При возникновении в кабинете во время занятий чрезвычайных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов и т. п.) не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

2. При разливах растворов, рассыпании твердых веществ немедленно сообщите об этом учителю или лаборанту. Не убирайте самостоятельно никакие вещества.

3. При разливах легковоспламеняющихся или горючих веществ немедленно погасите открытый огонь, сообщите об этом учителю или лаборанту, по его указанию немедленно покиньте помещение.

4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирайте ее осколки незащищенными руками, а используйте для этой цели щетку и совок.

5. В случае возникновения травм, сообщите об этом учителю или лаборанту, при необходимости окажите пострадавшему первую помощь.

6. Для тушения пожара используйте имеющиеся в кабинете противопожарные средства: песок, совок, покрывало, огнетушитель.

Телефон скорой помощи – 03, пожарной команды – 01.

Адрес ближайшего мед. учреждения.

Требования безопасности по окончанию работы

1. Погасите спиртовку специальным колпачком, приведите в порядок рабочее место.

2. Не оставляйте склянки с реактивами открытыми, не сливайте и не ссыпайте оставшиеся вещества в сосуд, из которого они были взяты. Не выливайте в канализацию растворы и органические жидкости, сливайте их в специальные сосуды на рабочих местах.

3. Уборку рабочих мест по окончанию работы производите в соответствии с указаниями учителя.

4. По окончанию практических и лабораторных работ снимите спецодежду и вымойте руки с мылом.

по пожарной безопасности в кабинете химии и лаборантской

1. Общие требования пожарной безопасности

1.1. Кабинет химии и лаборантская должны постоянно содержаться в чистоте.

1.2. Эвакуационные проходы не загромождать каким-либо оборудованием и предметами.

1.3. Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах на высоте не более 1,5 м, где исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.

1.4. Неисправные электросети и электрооборудование немедленно отключать до приведения их в пожаробезопасное состояние.

1.5. По окончании занятий необходимо тщательно осмотреть закрепленные помещения и закрыть их, обесточив электросеть.

2.1. Курить в помещениях учреждения.

2.2. Хранить в здании учреждения легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и другие легковоспламеняющиеся материалы.

2.3. Использовать для отделки стен и потолков горючие материалы.

2.4. Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.

2.5. Применять в качестве электрической защиты самодельные и некалиброванные предохранители («жучки»).

2.6. Проводить уборку помещений с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня.

3. Действия при возникновении пожара.

3.1. Немедленно сообщить о пожаре в пожарную часть по телефону 01.

3.2. Немедленно оповестить людей о пожаре и сообщить руководителю учреждения или заменяющему его работнику.

3.3. Открыть все эвакуационные выходы и эвакуировать людей из здания.

3.4. Вынести из здания наиболее ценное имущество и документы.

3.5. Покидая помещение или здание, выключить вентиляцию, закрыть за собой нее двери и окна во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения.

3.6. Силами добровольной пожарной дружины приступить к тушению пожара и его локализации с помощью первичных средств пожаротушения.

3.7. Отключить электросеть и обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током.

Ответственный за противопожарное состояние здания:

Заместитель руководителя учреждения:

на рабочем месте по охране труда для учащихся

в кабинете химии (первичный, повторный)

Работа в химической лаборатории связана с некоторой опасностью, поскольку многие вещества ядовиты и взрывоопасны. Большинство несчастных случаев являются следствием небрежности и невнимательности работающих. Существуют общие правила, выполнение которых обязательно для каждого работающего, независимо от того, какой эксперимент он выполняет.

1. Работать одному в лаборатории категорически запрещается, т.к. при возникновении несчастного случая будет некому оказать помощь пострадавшему.

2. Во время работы необходимо соблюдать чистоту, тишину, порядок и правила охраны труда, т. к. поспешность, неряшливость часто приводят к несчастным случаям.

3. Каждый работающий должен знать, где в кабинете находятся средства пожарной защиты и аптечка, уметь ими пользоваться.

4. Категорически запрещается в лаборатории принимать пищу, пить воду, курить, пробовать вещества на вкус.

5. Нельзя приступать к работе, пока не усвоена техника безопасного ее выполнения.

6. Сосуды с реактивами после употребления необходимо закрывать пробками и ставить на соответствующие места.

7. Опыты следует проводить только в чистой лабораторной посуде.

8. Нюхать вещества можно лишь осторожно, направляя на себя пары или газы легким движением руки, не наклоняясь к сосуды и не вдыхая полной грудью.

9. При проведении работы можно пользоваться только теми склянками, банками и т. п. на которых имеются четкие надписи на этикетках.

10. Склянки с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой – поддерживать снизу за дно.

11. Нельзя, пользуясь пипеткой, затягивать ртом органические вещества и их растворы.

12. Во время нагревания веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Также, нельзя заглядывать в нагреваемые сосуды во избежание возможного поражения при выбросе горячей массы.

13. После окончания работы все отходы нужно сливать в сосуды для отработанных жидкостей.

14. Необходимо знать месторасположение и уметь пользоваться средствами противопожарной защиты: песком, совком, огнетушителем

Правила техники безопасности в кабинете химии - Методическое Объединение учителей химии и биологии Елецкого района Липецкой области

Перечень средств и медикаментов для аптечки школьного кабинета химии Инструкция по оказанию первой помощи

1. Бинт стерильный, одна упаковка.

2. Бинт нестерильный, одна упаковка.

3. Салфетки стерильные, одна упаковка.

4. Вата гигроскопическая стерильная, 50 г.

5. Пинцет для наложения ватных тампонов на рану.

6. Клей БФ-6 для обработки микротравм, 1 флакон 25-50 мл.

7. Спиртовая настойка йода для обработки кожи возле раны, в ампулах или флакон, 25-50 мл.

8. 3%-й раствор перекиси водорода как кровоостанавливающее средство, 50 мл.

9. Активированный уголь в гранулах, таблетках, порошке. Принимается внутрь при отравлении по 1 столовой ложке ка­шицы в воде или по 4-6 таблеток (до и после промывания желудка).

  1. 10%-и нашатырный спирт. Дают нюхать с ватки при потере сознания и при отравлении парами брома.
  2. 30%-и альбуцид (сульфацил натрия), 10-20 мл. Капать в глаза после промывания по 2-3 капли.
  3. Спирт этиловый для обработки ожогов и удаления капель брома с кожи, 30-50 мл.
  4. Глицерин для снятия болевых ощущений после ожога, 20-30 мл.
  5. 2%-и водный раствор питьевой соды (гидрокарбонат натрия) для обработки кожи после ожога кислотой, 200-250 мл.
  6. 2%-и водный раствор борной кислоты для обработки глаз и кожи после попадания щелочи, 200-250 мл.
  7. Пипетки 3 штуки, для закапывания в глаза альбуцида.
  8. Лейкопластырь, бактерицидный лейкопластырь.
  9. Жгут резиновый для остановки кровотечения.

термических: 12 — 13 — 3 — 1

кислотами: 14 — 13 — 3 — 1

щелочами: 15 — 12 — 3 — 1

жидким бромом: 7 — 8 — 3 — 1

При значительных порезах: 7 — 8 — 3 — 1

При микротравмах: 6 или 17

При носовом кровотечении: 8+4

При ушибах: холод, давящая повязка

При попадании в глаза:

инородных тел: 4 — вода (обильно)

растворов кислот: вода — 14 — вода — 11

растворов щелочей: вода — 15 — вода — 11

При отравлении газами: чистый воздух, покой

При отравлении парами брома: 10 (нюхать) — 14 (промыть нос, горло)

Инструкция по оказанию первой медицинской помощи.

Во всех случаях после оказания первой медицинской помощи следует обратиться в медицинское учреждение!

1. Отравление газами: чистый воздух, покой.

2. Отравление парами брома: дать понюхать с ватки нашатыр­ный спирт (10%), затем промыть слизистые оболочки носа и горла 2%-м раствором питьевой соды.

3. Ожоги: при любом ожоге запрещается пользоваться жирами для обработки обожженного участка, а также приме­нять красящие вещества (растворы перманганата калия, брил­лиантовой зелени, йодной настойки).

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом и на­кладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных слу­чаях накладывают стерильную повязку после охлаждения ме­ста ожога и обращаются в медпункт.

4. Попадание на кожу разбавленных растворов кислот и щело­чей: стряхнуть видимые капли раствора и смыть остальное широкой струей прохладной воды или душем. Запреща­ется обрабатывать пораженный участок увлажненным там­поном.

5. Отравление кислотами: выпить 4—5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же взвеси оксида маг­ния в воде и снова вызвать рвоту. После этого сделать два промывания желудка чистой теплой водой. Общий объем жид­кости не менее 6 литров.

6. Отравление щелочами: выпить 4—5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же 2%-го раствора ук­сусной кислоты. После этого сделать два промывания чистой теплой водой.

7. Помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (жгут, пережатие сосуда, давящая повязка);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг нее, но ни в коем случае — из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором брил­лиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обыч­ным бинтом;

г) после получения первой медицинской помощи обращаются в медпункт

8. Обработка микротравм:

Небольшие раны после остановки кровотечения обрабатывают пленкообразующими препаратами — клеем БФ-6, жидкостью Новикова. Возможно использование бактерицидного пластыря.

9. Первая помощь при ушибах — покой поврежденному органу. На область ушиба накладывают давящую повязку и холод (например, лед в полиэтиленовом мешочке). Ушибленному орга­ну придают приподнятое положение. Если ушиб сильный, после оказания первой помощи необходимо отправить пострадавше­го к врачу.

10. Ушиб головы: пострадавшему обеспечивают полный покой, на место ушиба кладут холодный компресс и вызывают скорую помощь.

11. Попадание в глаза инородных тел: разрешается удалить ино­родное тело влажным ватным или марлевым тампоном. Затем промывают глаз водой из фонтанчика не менее 7-10 минут. Для подачи воды допускается пользование чайником или ла­бораторной промывалкой.

12. Попадание в глаза едких жидкостей: глаз промывают водой, как указано в п. 11, 2%-м раствором борной кислоты или питьевой соды (в зависимости от характера попавшего веще­ства). После ополаскивания глаз чистой водой под веки необ­ходимо ввести 2-3 капли 30%-го раствора альбуцида и на­править пострадавшего в медпункт.

Опись реактивов 7 группы хранения

(вещества повышенной физиологической активности)

В классе – в закрывающихся в шкафах или в лаборантской; можно совмещать с 5 или 6 группой, но на разных полках

Инструкция по уничтожению отработанных ЛВЖ, обезвреживанию водных растворов, по уборке разлитых ЛВЖ и органических реактивов.

Отходы ЛВЖ и ГЖ (горючая жидкость) объемом не более 0,5 л сжигают на воздухе один раз в месяц или чаще в месте, согласо­ванном с органами пожарной охраны и СЭС. Жидкость наливают в металлический или фарфоровый сосуд вместимостью не менее 1 л, помещенный в ямку, глубиной не менее 3/4 высоты сосуда или зафиксированный от падения иным способом. Располагаются от­носительно сосуда таким образом, чтобы ветер дул в спину, и затем металлическим прутом, длиной не менее 1,5 м, с факелом на конце поджигают содержимое сосуда. Работать необходимо в пер­чатках и защитных очках! Уничтожение отходов производит учи­тель или лаборант.

Отработанные водные растворы собирают, независимо от их происхождения, в закрывающийся стеклянный сосуд вместимос­тью не менее 3 л. После того, как он наполнится на 4/5, проверя­ют рН и при необходимости нейтрализуют жидкость до рН 7—7,5 твердыми карбонатами или гидроксидами натрия или калия. Жид­кость выливают в канализацию с одновременной подачей свежей воды. Ликвидацию растворов производит учитель или лаборант.

При разливе ЛВЖ или органических реактивов объемом до 0,05 л необходимо немедленно погасить открытый огонь (спиртовки, газовые горелки) во всем помещении и проветрить его. Если разлито более 0,1 л, следует сначала незамедлительно уда­лить учащихся из помещения, погасить открытый огонь и отклю­чить систему электроснабжения через устройство, находящееся вне лаборатории. Место пролитой жидкости следует засыпать сухим песком, затем загрязненный песок собрать деревянным совком или лопатой (недопустимо использовать стальную лопату или совок!) в закрывающуюся тару и обезвредить в тот же день. Все указан­ные действия выполняет учитель или лаборант.

Работу в лаборатории можно возобновить только после пол­ного исчезновения запаха разлитой жидкости.

Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете химии.

1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете химии.

2. Учащиеся могут находиться в кабинете только в присутствии учителя; пребывание учащихся в помещении лаборантской не допускается.

3. Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время экс­перимента допускается только с разрешения учителя.

4. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.

5. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.

6. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумка­ми.

7. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблю­дать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следо­вать правилам техники безопасности.

8. Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь и устраи­вать игры.

9. Не допускается нахождение учащихся в кабинете химии во время его проветривания.

10. Учащиеся, присутствующие на лабораторной или практичес­кой работе без халата, непосредственно к проведению экспери­мента не допускаются.

II.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

1. Перед проведением экспериментальной работы каждый уча­щийся должен надеть халат. Халат должен быть из хлопча­тобумажной ткани, застёгиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата — ниже колен. Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.

2. При проведении эксперимента, связанного с нагреванием жид­костей до температуры кипения, использованием разъедаю­щих растворов, учащиеся должны пользоваться средствами индивидуальной защиты (по указанию учителя).

3. Учащиеся, имеющие длинные волосы, не должны оставлять их в распущенном виде, чтобы исключить возможность их соприкосновения с лабораторным оборудованием, реактивами и тем более — с открытым огнем.

4. Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, учащи­еся должны по учебнику или инструктивной карточке изучить и уяснить порядок выполнения предстоящей работы.

5. Учащиеся обязаны внимательно выслушать инструктаж учи­теля по технике безопасности в соответствии с особенностями предстоящей работы. Текущий инструктаж по технике безопасности перед практической работой регистрируется, собствен­норучно учащимися в тетрадях для практических работ. Те­кущий инструктаж перед лабораторной работой не регистри­руется.

6. Приступать к проведению эксперимента учащиеся могут толь­ко с разрешения учителя.

III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

2. Во время демонстрационных опытов учащиеся должны нахо­диться на своих рабочих местах или пересесть по указанию учителя на другое, более безопасное место.

3. При выполнении лабораторных и практических работ учащи­еся должны неукоснительно соблюдать правила техники, бе­зопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук. так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.

4. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус! Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.

5. При выполнении лабораторных работ учащиеся должны точ­но повторять действия учителя, показывающего, как нужно правильно проводить эксперимент.

6. Подготовленный к работе прибор учащиеся должны показать учителю или лаборанту.

7. По первому требованию учителя учащиеся обязаны немедлен­но прекратить выполнение работы (эксперимента). Возобнов­ление работы возможно только с разрешения учителя.

8. Учащимся запрещается самостоятельно проводить любые опы­ты, не предусмотренные в данной работе.

9. Учащимся запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.

10. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся долж­ны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.

11. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, элек­тросети и т.п. учащиеся обязаны сообщить учителю или лабо­ранту. Учащимся запрещается самостоятельно устранять не­исправности.

12. При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.

13. Во время работы учащимся запрещается переходить на другое рабочее место без разрешения учителя.

14. Учащимся запрещается брать вещества и какое-либо оборудо­вание с незадействованных на данный момент рабочих мест.

15. Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу ка­кие-либо вещи (учебники, тетради, ручки и др.).

16. Запрещается оставлять без присмотра включенные нагрева­тельные приборы, а также зажигать горелки и спиртовки без надобности.

IV.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

1. Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями учителя.

2. Учащиеся должны привести в порядок свое рабочее место, сдать учителю или лаборанту дополнительные реактивы и оборудование, выданные в лотке, удостовериться в наличии порядка в обоих ящиках рабочего стола и закрыть их. Запрещается убирать в ящики грязную посуду, ее необходимо сдать учите­лю или лаборанту.

3. По окончании лабораторной и практической работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.

4. Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необ­ходимо отдельно от остального нательного белья.

При возникновении аварийных ситуаций во время занятий в кабинете химии (пожар, появление посторонних запахов), не до­пускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

Общие правила безопасности при демонстрационных опытах.

При подготовке опыта, опасного в каком-либо отношении (воз­можность вспышки, загорания, взрыва), учитель должен хорошо продумать весь процесс проведения демонстрации и принять сле­дующие меры:

1. Проверить исправность подготовленной лаборантом аппарату­ры и наличие реактивов.

2. Проверить противопожарные средства класса-лаборатории и на учительский стол поставить небольшой огнетушитель.

3. Проверить наличие и исправность специальных средств защи­ты (защитного экрана, очков, перчаток и т.д.).

4. Удалить с учительского стола все предметы, не относящиеся к данному опыту. Это правило следует выполнять особенно в отношении легковоспламеняющихся, горючих и других опас­ных веществ и объектов.

5. Если учитель проводит опыт впервые, то он обязательно дол­жен предварительно проверить его в отсутствие учащихся с помощью лаборанта.

6. Перед демонстрацией электрифицированных моделей, макетов и т.п. питаемых током от осветительной электросети, необ­ходимо до урока проверить электроизоляцию проводов и всех деталей.

7. Следует всегда иметь наготове нейтрализующие вещества и аптечку с набором средств оказания первой помощи.

8. При проведении опыта, сопровождающегося громким звуком (выстрелом), яркой вспышкой и т.д. учитель должен заранее предупредить об этом учащихся во избежание их испуга и вредного воздействия на их нервную систему.

9. Если передний ряд парт примыкает непосредственно к учи­тельскому столу, то учащиеся с этих парт должны пересесть на более удаленные.

10. При малых размерах класса-лаборатории опасные опыты сле­дует проводить на отдельном столике, установленном в углу у внешней стены.

Инструкция по проведению демонтажа приборов, в которых использовались или образовывались веществаI,IIиIII-го классов опасности.

По окончании эксперимента использовавшиеся приборы не­медленно выносятся из помещения кабинета химии в лаборантс­кую или работающий вытяжной шкаф. Демонтаж приборов про­водит учитель после занятий.

1. Если в приборах имеются остатки галогенов (например, после получения хлора и исследования его отбеливающих свойств), необходимо залить все сосуды доверху нейтрализующим ра­створом. В широкую емкость, заполненную этим же раство­ром, опускают соединительные шланги и стеклянные трубки. Через 10 минут раствор сливают в канализацию, а сосуды ополаскивают чистой водой.

Сосуд, в котором получался хлор путем взаимодействия перманганата калия или оксида марганца (IV) с соляной кисло­той, заполняют также нейтрализующим раствором, однако жид­кость из него сливают в сосуд для отработанных растворов.

Для приготовления нейтрализующего раствора к 1 л воды добавляют 10-12 г безводного сульфита натрия или 20-25 г гипосульфита натрия десятиводного. Колокол после проведения под ним реакции взаимодействия йодас алюминием ополаскивают этим же раствором до исчез­новения всех кристаллов или протирают тампоном, смоченным этанолом. В последнем случае следует работать в перчатках.

2. Сосуды, в которых производилось сжигание в кислороде фос­фора и серы, открывают в работающем вытяжном шкафу. Со­суд с оксидом серы (IV) ополаскивают содовым раствором, жидкость сливают в канализацию. Сосуд с оксидом фосфора (V) ополаскивают водой, жидкость сливают в сосуд для отра­ботанных растворов.

3. Сосуд, в котором получался хлороводород действием серной кислоты на хлорид натрия, заливают холодной водой и после растворения осадка сливают жидкость в сосуд для отработан­ных растворов. Работу выполнять в защитных очках и пер­чатках.

4. При получении азотной кислоты из нитратов реторту после остывания до комнатной температуры заливают водой и ос­тавляют нa 20—30 минут. Получившийся раствор сливают в сосуд для отработанных растворов.

5. Сосуды, в которых производились эксперименты с ЛВЖ (лег­ковоспламеняющаяся жидкость)* и другими органическими реактивами, после сливания из них жидкости в сосуд для отработанных ЛВЖ, промывают горячим раствором карбона­та натрия или калия. Жидкость после промывания сливают в сосуд для хранения отработанных растворов.

6. Содержимое колбы после эксперимента по получению уксусно-этилового эфира выливают в широкий фарфоровый или эма­лированный сосуд и поджигают в вытяжном шкафу жгутом из бумаги. После выгорания органических соединений и остыва­ния до комнатной температуры жидкость сливают в сосуд для отработанных растворов. Все указанные действия выполнять в перчатках и защитных очках.

7. Содержимое сосудов после экспериментов с фенолом и анили­ном перемещают в сосуд для хранения отработанных ЛВЖ. Затем сосуды ополаскивают, соответственно первый — содовым раствором и второй — раствором серной кислоты с массо­вой долей 10—15%. Жидкость после ополаскивания сливают в сосуд для хранения отработанных растворов и сосуды про­мывают чистой водой. Работать необходимо в перчатках.

* В зависимости от температуры вспышки ЛВЖ принято условно относить к одному из трех разрядов:

Жидкости, имеющие температуру вспышки выше 61°С в закрытом тигле или выше 66°С в открытом тигле и способные гореть после удаления источни­ка зажигания, относятся к ГЖ (горючие жидкости).

К I разряду относятся: акролеин, ацетальдегид, ацетон, бензины, гексан, диэтиламин, диэтиловый эфир, циклогексан, этиламин, этилформиат и др.

К II разряду относятся: бензол, трет-бутиловый спирт, гептан, дихлорэ­тан, диэтилкетон, изопропилацетат, изопропиловый спирт, лигроин, метилацетат, пиридин, толуол, этилацетат, этилбензол, этанол и др.

К III разряду относятся: амилацетат, бутанол, изоамилацетат, керосины, ксилол, муравьиная кислота, пентанол, пропилбензол, пропанол, скипидар, стирол, уайт-спирит, уксусная кислота, уксусный ангидрид, хлорбензол и др.

Инструкция по безопасной работе со стеклянной посудой и ампулами.

1. Стекло — хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Примене­ние физической силы при работе со стеклянными деталями связано с опасностью их поломки. Особенно велико бывает искушение применить усилие при разъединении заклинивших шлифов, вынимании пробок, насаживании резиновых шлан­гов на отверстия большего диаметра. Однако во всех этих случаях лучше недооценить прочность стеклянной детали, чем переоценить ее. Вероятность ранения рук пропорциональна уси­лию, приложенному к стеклянной детали.

2. Ни при каких обстоятельствах нельзя допускать нагревания жидкостей в закрытых колбах или приборах, не имеющих сообщения с атмосферой, даже в тех случаях, когда темпера­тура нагрева не превышает температуру кипения жидкости.

3. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины или отби

Похожие новости Комментарии (0)