Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция 72 следственного комитета img-1

инструкция 72 следственного комитета

Категория: Инструкции

Описание

Решение от 10 февраля 2014 г

Решение от 10 февраля 2014 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Москва 10 февраля 2014 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда

Российской Федерации Толчеева Н.К. при секретаре Калугине Н.А. с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чертовского Ф.Ф. о признании недействующим пункта 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 72,

Чертовской Ф.Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 72 (далее - Инструкция), фактически оспаривая абзацы первый и второй этого пункта, согласно которым заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации; в связи с этим не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.

Заявитель считает приведенную норму противоречащей статье Раздел I > Глава 2. Права и свободы человека и гражданина > Статья 19' target='_blank'>19 Конституции Российской Федерации, закрепляющей принцип равенства всех перед законом и судом, в том числе вне зависимости от занимаемой должности, статьям 1, 24, 140, 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В обоснование своего требования ссылается на то, что порядок уголовного судопроизводства устанавливается только этим Кодексом и международными договорами, по смыслу перечисленных норм, основания для возбуждения уголовного дела или их отсутствие определяются в ходе проведения проверки, чему препятствует оспариваемая норма, способствуя сокрытию преступности среди указанных должностных лиц, вследствие чего нарушается его право на рассмотрение следственными органами поданного им сообщения о преступлении с соблюдением предусмотренного законом порядка.

Следственный комитет Российской Федерации (СК России) и Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) в своих возражениях указали на то, что пункт 20 Инструкции определяет лишь порядок регистрации обращений и заявлений, не содержащих сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, и не регулирует порядок уголовного судопроизводства, в том числе вопросы принятия и проверки сообщений о преступлении.

Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения представителей СК России Демченко Н.В. Кондрашина А.В. и представителя Минюста России Сиваковой С. А. исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф. полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Инструкция, оспариваемая в части заявителем, издана Председателем СК России в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 38. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 25 февраля 2013 г. регистрационный № 27314, опубликован в «Российской газете», 2013 г. 6 марта.

Инструкция согласно её пункту 1 устанавливает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации.

Из содержания пункта 20 Инструкции следует, что его действие распространяется только на те обращения, в которых заявители ставят вопрос о привлечении к ответственности судей, прокуроров, следователей, дознавателей и других лиц в связи с несогласием с принятыми ими процессуальными решениями, высказывают лишь предположение о возможном совершении ими должностного преступления, не называя конкретные данные о признаках преступления.

В названных случаях доводы заявителей фактически сводятся к оспариванию решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них процессуальных полномочий. В связи с этим, как отмечено в абзаце четвертом пункта 20 Инструкции, заявителю разъясняется, что проверка законности и обоснованности таких решений осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

В соответствии со статьей 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации поводом для возбуждения уголовного дела может служить заявление о преступлении, основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

По смыслу статьи 141 данного Кодекса, заявление может рассматриваться как повод для возбуждения уголовного дела, если в нем содержится информация о совершенном или готовящемся преступлении.

Следовательно, заявление о преступлении как повод для возбуждения уголовного дела должно содержать сведения о совершенном или готовящемся деянии и фактические данные, относящиеся к объективным признакам состава преступления. Оспариваемое нормативное положение не регулирует вопросы, связанные с рассмотрением подобных обращений, и не препятствует их регистрации и рассмотрению в порядке статей 144, 145 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из представленных заявителем копий ответов, ему было отказано в организации проверки сообщений о преступлениях в связи с тем, что в его обращениях выражалось лишь несогласие с процессуальными решениями, принятыми уполномоченными должностными лицами, а указание на конкретные факты совершенного преступления отсутствовало. В случае несогласия с данным ответом заявитель не лишен возможности оспорить отказ в проведении проверки в судебном порядке.

С учетом изложенного оспариваемая правовая норма соответствует требованиям федерального закона, прав и свобод заявителя не нарушает, в связи с чем на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

в удовлетворении заявления Чертовского Ф.Ф. о признании недействующим пункта 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 72, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Н.К. Толчеев

Другие статьи

Инструкция от всех законов - Защита прав

Инструкция от всех законов

ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ к председателю Следственного комитета Российской Федерации

Уважаемый Александр Иванович! Обращаюсь к Вам в связи с нарушением моих прав, гарантированных ст. 45 Конституции РФ, со стороны следственного отдела по Советскому району г. Владивостока СУ СК РФ по Приморскому краю. Ситуация следующая.

02 сентября 2014 года мною было направлено заявление о совершении деяния, содержащего, по нашему мнению, признаки преступления Уполномоченным по правам человека в Приморском крае Розовым В.М. в отношении меня. Ответственность за такое деяние, считаю, предусмотрено ст. 136 УК РФ (дискриминация в сфере труда).

В своем заявлении я конкретно указал обстоятельства, факты и доказательства, считаю, противоправных действий Розова В.М. В частности, мною были указаны документы, в которых Розовым В.М. были совершены, по моему мнению, должностные подлоги, указаны доказательства моих доводов, конкретные свидетели совершения деяния.

03 сентября 2014 года заместитель руководителя следственного отдела Чекулаев С.С. направил мне письмо, в котором указал, что в моем заявлении «…отсутствуют данные о признаках какого-либо преступления в действиях Уполномоченного по правам человека в Приморском крае Розова В.М. в связи с чем оснований для проведения проверки в порядке ст.ст. 144 – 145 УПК РФ и возбуждения уголовного дела не имеется». При этом в письме имелась ссылка на п. 20 Инструкции о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета РФ, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета РФ от 11.10.2012 № 72 (далее по тексту – Инструкция).

Таким образом, не проверив ни одного моего довода, не опросив ни меня, ни одного из указанных мною свидетелей, не запросив и не проверив самих, по моему мнению, подложных документов, мое заявление не было зарегистрировано, как заявление о преступлении, не вынесено какого-либо постановления (о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела). Ссылка следователей следственного комитета на п.20 Инструкции позволяет им оставлять без всякой проверки заявления о преступлении?

Пункт 20 Инструкции гласит: «Заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК. Данную норму Инструкции заместитель руководителя следственного отдела Чекулаев С.С. истолковав по собственному усмотрению, в нарушение УПК РФ и Конституции РФ, по моему мнению, фактически способствовал сокрытию преступных, как я считаю, действий Уполномоченного по правам человека в Приморском крае Розова В.М. занимающего ответственную государственную должность.

Полагаю, что о неправильном толковании Чекулаевым С.С. содержания п. 20 Инструкции в моем случае свидетельствует, в частности, разъяснение Верховного Суда РФ, указанное в одном из своих решений. Так, в решении по гражданскому делу от 22.11.2013 № АКПИ13-975 Верховный Суд РФ указал, что пункт 20 Инструкции №72 не содержит каких-либо положений, допускающих возможность рассмотрения заявлений в неполном объеме, без оценки доводов лица, обратившегося с таким заявлением, и без указаний на конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки, что означает необходимость принятия соответствующего решения, которое должно быть законным, обоснованным и мотивированным.

На основании изложенного, учитывая, что Инструкция о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета РФ, утверждена приказом Председателя Следственного комитета РФ от 11.10.2012 № 72, то есть непосредственно Вами, убедительно ПРОШУ дать мне официальное разъяснение – толкование нормы пункта 20 Инструкции. В ответе прошу оценить действия работника следственного отдела Чекулаева С.С. по рассмотрению моего заявления о преступлении, разъяснить в каких случаях и в каком порядке может применяться указанная норма Инструкции.

Басманный районный суд - Дело № 2011

Дело № 2011

Именем Российской Федерации

08 ноября 2011 года город Москва

Судья Басманного районного суда города Москвы Курносова О.А. при секретаре Микаеляне А.Р. с участием представителя заявителя, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3942/11 по заявлению Федюниной В. А. о признании недействующим с 03.05.2011г. абзаца второго пункта 21 Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 03.05.2011г. № 72,

Федюнина В.А. обратилась в суд с указанным выше заявлением к Следственному комитету при прокуратуре РФ, ссылаясь на то, Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 03.05.2011г. № 72 "О введении в действие Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации " утверждена названная Инструкция, абзац второй пункта 21 которой просит признать недействующим с момента принятия, указывая, что данный пункт нарушает её права, указанные в верховенствующих законах. Заявитель ссылается на то, что Инструкция была применена при даче ей ответа на открытую коллективную жалобу на имя Председателя Верховного Суда Российской Федерации на незаконные действия судей Пушкинского городского суда Московской области. Как следует из ответа заявителям было отказано в регистрации жалобы в части доводов о необходимости проверки в соответствии со ст. ст. 144-145 УПК РФ сообщения о вынесении судьями Пушкинского городского суда Московской области незаконных решений со ссылкой на абзац второй п. 21 Инструкции.

Представитель заявителя в судебное заседание явился, требования поддержал.

Представитель Следственного комитета Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя Следственного комитета Российской Федерации.

Выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, Суд считает. что заявление Федюниной В.А. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" "каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы".

В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 17.05.2011г. представителем Федюниной В.А. была подана коллективная жалоба на незаконные действия судей Пушкинского городского суда Московской области.

08.08.XXXX г.руководителем второго отдела процессуального контроля Главного следственного управления СК России по Московской области ФИО1 при рассмотрении данной жалобы, поступившей из Верховного Суда РФ в Главное следственное управление Следственного комитета России по Московской области, был дан отказ в регистрации сообщения о преступлениях судьями Пушкинского городского суда Московской области в книге регистрации сообщений о преступлении и в проверке сообщений о преступлениях судей. При этом ФИО1 мотивировал свой отказ абзацем вторым пункта 21 Инструкции, утвержденной Приказом № 72 от 03.05.2011 года «О порядке приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах(следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

В судебном заседании представитель заявителя указал, что абзац второй пункта 21 Инструкции № 72 не основан на Конституции РФ, статьях 144-145 УПК РФ, ст.305 УК РФ, на ФЗ РФ № 59-ФЗ и на ФЗ № 403-ФЗ, а именно, оспариваемый пункт необоснованно ограничивает права и свободы человека и гражданина на обеспечение их правосудием, так как даёт полномочия должностным лицам следственных органов (следственных подразделений) в системе Следственного комитета РФ не только не проверять, как это определено в ст.ст. 144-145 УПК РФ и в части 2 ст. 11 ФЗ РФ № 403-ФЗ, сообщения граждан о преступлениях судей, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей или иных сотрудников следственных органов, но даже и не регистрировать такие сообщения в книге регистрации сообщения о преступлении, оспариваемый пункт незаконно освобождает судей, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей или иных сотрудников следственных органов от уголовной ответственности, делая перечисленных лиц неравными перед законом; оспариваемый пункт лишает граждан РФ права на участие в отправлении правосудия; оспариваемый пункт лишает граждан права на пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам; оспариваемый пункт полностью лишает лицо права на доступ к правосудию, если его права нарушены судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, которые вынесли незаконные решения; оспариваемый пункт вносит изменения в положения Конституции РФ, кодексы и федеральные законы РФ; оспариваемый пункт не только устанавливает положения, направленные на ухудшение прав граждан на обращение, лишая граждан гарантий, но и лишает их дальнейшей возможности на защиту права, нарушенного решением судьи или должностного лица прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ; оспариваемый пункт лишает граждан права на представление дополнительных документов и материалов, либо обращений с просьбой об их истребовании при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом; оспариваемый пункт не предусматривает обязательной регистрации заявления граждан РФ в случае, если их права нарушены судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, которые вынесли незаконные решения; оспариваемый пункт даёт полномочия должностным лицам Следственного комитета РФ, осуществляющим в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан, самим пользоваться данным порядком не в интересах прав и свобод граждан России; оспариваемый пункт противоречит установленному законодательством порядку принятия сообщения о любом совершенном преступлении; оспариваемый пункт противоречит части 1 статьи 145 УПК РФ, которая буквально устанавливает порядок действия должностных лиц по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

Кроме того, представитель заявителя указал, что использование слова «предположение» во втором абзаце пункта 21 Инструкции № 72 не процессуально, Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденная Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 03.05.2011г. № 72, не может применяться в ответах должностными лицам Следственного комитета РФ, так как не была опубликована для всеобщего сведения.

В соответствии с п.п. 5 п. 7 Положения о Следственном комитете при прокуратуре РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14.01.2011 N 38, Следственный комитет при прокуратуре РФ самостоятельно принимает нормативные акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 03.05.2011г. № 72 утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации.

Согласно абзацу второму п. 21 данной Инструкции «поступившие в следственный орган СК России сообщения, заявления, обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят в связи с этим вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, также не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 - 145 УПК РФ.

В случае поступления указанного сообщения, заявления, обращения от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приема оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

Такие сообщения, заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" или статьей 124 УПК РФ, а также соответствующими организационно-распорядительными документами СК России. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа СК России или его заместителем о принятом решении с разъяснением права и порядка его обжалования».

В судебном заседании установлено, что Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации не публикуется в том порядке, на который ссылается заявитель, в том числе, не требует регистрации в Министерстве юстиции РФ, издана в пределах компетенции Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Оспариваемый пункт Инструкции представляет собой описание порядка приема сообщений, заявлений и обращений заявителей, которые выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов и высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставящих в связи с этим вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности.

Указанный пункт указывает на то, что не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ только поступившие в следственный орган СК России сообщения, заявления и обращения в которых ставится вопрос о привлечении к уголовной ответственности судей, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей или иных сотрудников следственных органов и одновременно выражается несогласие с решениями, принятыми указанными лицами.

Согласно пункту 6 Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации сообщение о преступлении вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности подлежит обязательному принятию (приему) во всех следственных органах СК России.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что заинтересованное лицо не лишено права обратиться во все следственные органы СК России с сообщением, заявлением либо обращением о преступлении, которое согласно данной Инструкции должно быть принято и зарегистрировано, а заявителю выдан талон-уведомление о принятии и регистрации этого заявления.

В связи с изложенным доводы заявителя о том, что оспариваемый пункт дает возможность не принимать и не регистрировать сообщения граждан о преступлениях судей, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей или иных сотрудников следственных органов, что незаконно освобождает судей, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей или иных сотрудников следственных органов от уголовной ответственности суд находит несостоятельными.

Кроме того, довод заявителя о том, что оспариваемый пункт лишает граждан права на пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам является необоснованным, поскольку право лица на пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам, предусмотренное соответствующим законом, не ставится в зависимость от обращения этого лица в орган уголовного преследования с соответствующим заявлением.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что абзац второй пункта 21 Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 03.05.2011г. № 72 не затрагивает конституционные права Федюниной В.А.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

В удовлетворении требований Федюниной В. А. о признании недействующим с 03.05.2011г. абзаца второго пункта 21 Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 03.05.2011г. № 72 отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Басманный районный суд города Москвы в течение 10 дней.

Судья О.А. Курносова

Прочие из публично-правовых отношений